Блудный сын. Русская канарейка

Притчу о блудном сыне можно без преувеличения назвать одним из самых известных евангельских приданий. По её сюжету пишут картины и создают статуи, её вспоминают в фильмах на библейские темы… Даже в речи человека, далёкого от религии, нет-нет да проскочит: «Эх ты, блудный сын!» Больше того, есть в день, во время которого слова притчи повторяют во всех православных храмах мира. Что это за история такая?

История падения, раскаяния и всепрощающей любви

Напомним вкратце суть евангельского сказания.

У одного отца было двое сыновей. Каждый из детей надеялся со временем получить свою долю наследства; однако младшему показалось обидным дожидаться смерти родителя, чтобы обрести, как сказали бы сейчас, финансовую независимость. Он пошёл к отцу и попросил выделить положенную ему часть хозяйства незамедлительно, а получив, вскоре продал и отправился в чужие земли на поиски разгульной жизни.

Прокутив же своё состояние, парень впал в глубокую нужду и был вынужден браться за самый чёрный труд, лишь бы не умереть с голоду. Помыкавшись некоторое время на чужбине, юноша решился вернуться в родную сторону, повиниться в ошибках и попроситься обратно в родительский дом. Хотя бы на правах наёмного рабочего! Но отец, истомлённый тревогой за неразумного отпрыска, не стал и слушать его покаянных речей – немедленно повелел слугам одеть-обуть незадачливого путешественника и устроить в его честь празднество.

Случившееся обрадовало всех, кроме брата юноши, который всё это время оставался дома, послушно исполняя сыновний долг. Уверенный, что стал жертвой несправедливости, он начал пенять родителю – мол, как же так? Я тружусь не покладая рук, и не заслужил праздника, подобного тому, какого удостоился этот никчёмный гуляка?!

Старший сын не смог порадоваться возвращению брата…

– «Ты всегда со мной» – услышал он в ответ. – «И всё моё – твоё. А брат твой был мёртв и потерян, а ныне ожил и нашёлся. Как мне не радоваться?»

Чему учит притча о блудном сыне? На этот вопрос будет проще ответить, если подробнее остановиться на каждом из выведенных в ней образов.

Отец

Думается, многие догадаются, что под обликом отца в этой истории предстаёт сам Господь, всегда готовый простить и принять своих детей – лишь бы те захотели прийти. И будут правы.

Представьте! Ведь отец юноши наверняка был порядком обижен неразумным поведением сына. Расстроен его долгим отсутствием. Возможно, и раздосадован потерей половины состояния, о чём мог бы хоть вскользь, да попенять объявившемуся на пороге отпрыску: дескать, спустил на друзей-выпивох то, что я наживал годами честного труда!.. Но у родителя и мысли не возникло браниться.

Радость от возвращения блудного сына оказалась столь велика, что в доме тут же закатили пир горой! И, конечно, первым за стол усадили отмытого, приодетого и обутого бродягу, объявившегося под отчим кровом чуть не голым. Жест, к слову, символический: распорядившись найти сыну башмаки, отец принимал его в дом на прежних правах, хотя юноша был согласен на роль простого работника, которым обуви не полагалось.

Для отца не было большей радости, чем видеть своё чадо живым и невредимым

Если земной отец сделал это для сына-гуляки, причём легко, без гнева в душе, то неужели Отец Небесный не примет раскаявшегося грешника? Пусть тот немало набедокурил, впустую растратил данные ему великие дары – время, силы, душевную чистоту – пусть не единожды огорчил и прогневал Отца… Стоит лишь осознать своё падение, проникнуться желанием изменить жизнь, прийти на порог Божьего храма с поникшей головой – и тебя услышат. Ибо те, кто искренне любит нас, от нас не отвернутся.

Неспроста сам Иисус в своих беседах с учениками говорит, что на небесах более рады одному покаявшемуся грешнику, чем 99 праведникам.

Блудный сын

Собственно, почему сын назван блудным? Потому что вдали от отцовского дома вёл распутный образ жизни? Не совсем. Если обратиться к знатокам-языковедам, они подскажут: слово, которым обозначали неразумного юношу в церковных книгах, можно перевести не только как «беспутный» или «расточительный», но и как «потерянный», «погибший», «заБЛУДший».

Раскаявшийся грешник – тот же блудный сын, воротившийся домой

Потерян сын, сгинувший на чужбине в погоне за удовольствиями. Потерян тот, кто отошёл от Бога и Его любви в поисках жизни, не отягощённой каждодневным трудом над своей душой… А тот, кто сумел однажды очнуться и, трезво взглянув на себя со стороны, найти силы встать на путь исправления – найден. Спасён. Возвращён под родительский кров, где можно позабыть пережитые тяготы, залечить истомлённую грехом душу и по-настоящему воскреснуть…

Даже значение фразеологизма «блудный сын» хранит в себе нотку позитива. Употребляя его в обиходной речи, мы обычно имеем в виду кого-то, кто сбился с пути, покинул семью, друзей или сплочённый коллектив. Но в то же время часто как бы подразумеваем, что «вольный бродяга» может ещё одуматься и вернуться. Как иначе, ведь родная душа, а не чужой человек!

Сын праведный

Читая библейскую притчу о блудном сыне, мы традиционно сосредотачиваем внимание на ключевых образах: бродяге-парне и его родителе. Между тем второй отпрыск – фигура любопытная!

Как тут не вспомнить чванливого праведника-фарисея и кающегося мытаря!

Каким рисует его Евангелие? Честный парень, безропотно трудившийся на отцовских пашнях и виноградниках, в то время как братец весело прожигал свою долю наследства в дальних краях… Кажется, у старшего сына были причины возроптать при виде ликования, поднявшегося в доме из-за нерадивого отпрыска. Ведь его, после сотворённого, честному человеку и братом-то назвать было не с руки!

Но стоит взглянуть на историю под другим углом, и картина меняется.

Если под личиной блудного сына сказание выводит нам грешника, то его праведный брат – это человек, живущий строго по заповедям Божьим. Исправно посещающий церковь. Соблюдающий посты. Знающий назубок молитвы и то, где, когда, и в каком порядке их надлежит читать. И…

…И не имеющий в душе сил порадоваться за воскресшего – читай, воцерковлённого, воссоединившегося с Богом – брата. Увы, но праведность таких людей зиждется не на любви, а на эгоизме: смотри, Господи, как усердно я тебе служу, стараюсь, исполняю каждую букву твоих заповедей! Не станешь ты меня, насквозь благочестивого, ставить на одну доску с грешником, на которого я при случае и презрительно фыркнуть не постесняюсь: пусть знает своё место, недостойный…

Другой распространённый символ грешного человека – заблудшая овечка

Словом, притча даёт повод для размышлений всем. Грешникам – чтобы обрести надежду на спасение, вспомнив о милосердии Божьем. Праведникам – чтобы испытать душу на предмет гордыни. В этом году воспоминаниям о блудном сыне посвящено 24 февраля, вторая подготовительная неделя перед Великим постом. Постараемся провести этот день с пользой и если не искоренить в своей душе недобрые порывы, то хотя бы осознать их, а осознав, сделать первый шаг на пути к искоренению своих недостатков.

Видео: Притча о блудном сыне

Самым маленьким – и взрослым, которым приятнее воспринимать визуальную информацию – предлагаем посмотреть мультфильм от канала «Православие в деталях»…

…И чудесный видеоряд от MYDROSTVEKOV

Видео: Возвращение блудного сына

Притча о блудном сыне

К Иисусу Христу приходили мытари и грешники, чтобы слушать Его. Гордые фарисеи и книжники, учители еврейского народа, роптали за это на Иисуса Христа и говорили: "Он принимает грешников и ест с ними".

На это Иисус Христос сказал несколько притчей, в которых показал, что Бог с радостью и любовью принимает каждого кающегося грешника. Вот одна из них:

У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: "отец! дай мне следуемую мне часть имения". Отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество. Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И он пошел, и пристал (т. е. присоединился) к одному из жителей той страны; а тот послал его на поля свои пасти свиней. С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.

Блудный сын в чужой, далекой стране

Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: "сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: "отец! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих".

Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его.

Возвращение блудного сына

Сын же начал говорить: "отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим"...

А отец сказал слугам своим: "принесите лучшую одежду и оденьте его; дайте ему перстень на руку и обувь на ноги; и заколите откормленного теленка; станем есть и веселиться! Потому что этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся". И начали веселиться.

Старший же сын возвращался в это время с поля. Услышав в доме пение и ликование, он призвал одного из слуг и спросил: "что это такое?"

Слуга сказал ему: "брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что увидел его здоровым".

Старший сын рассердился и не хотел войти в дом. Отец же вышел к нему и звал его.

Но он отвечал отцу: "вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал (не нарушал) приказания твоего; но ты никогда не дал мне козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда пришел этот сын твой, беспутно расточивший имение свое, ты заколол для него откормленного теленка".

Отец же сказал ему: "сын мой! ты всегда со мною, и все мое - твое. А о том надобно было и тебе радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил; пропадал и нашелся".

В притче этой под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном - кающийся грешник. На блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; своими грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, силу, способности), какие получил от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращение грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары.

Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.



Содержание притчи, рассказанной Иисусом Христом, о блудном сыне:

У отца было два сына. Младший захотел взять свою долю родительского имущества, не дожидаясь наследства. Отец удовлетворил его желание, отдав сразу все имущество, которое младший сын получил бы позднее.

Уехав в чужие края, юноша растратил свою долю на пустые забавы. В стране начался голод, молодой человек остался без крыши над головой, без куска хлеба, без денег. От безысходности он нанялся пасти свиней – занятие, считавшееся в те годы достойное вконец, опустившихся людей.

Пастуху платили так мало, что он просто умирал от голода, согласен был есть даже вместе со свиньями их еду. Но это ему было недоступно. Тогда младший сын вспомнил об отце, как сытно там живут даже последние рабы. Он решил попросить у родителя прощения за свое поведение, просить, чтобы принял его простым рабочим, чтоб не дал умереть с голода. Решившись, молодой человек отправился в путь.

Отец издали заметил приближавшегося сына и побежал ему навстречу. Он обнял и поцеловал грязного, босого, исхудавшего путника и признал его своим ребенком. Молодой человек попросил простить его за прошлые дела, поселить вместе с рабами, так как он потерял право называться сыном, растратил причитавшуюся ему долю наследства.

Отец сказал, что рад возвращению сына, которого считали мертвым и пропавшим. Он приказал нарядить его в лучшую обувь, одежду, одел на палец кольцо с печатью, приказал забить жирного теленка, всем пировать и веселиться, радуясь возвращению блудного сына.

Старший же наследник в это время работал в поле, а когда увидел, с каким почетом принимает отец его младшего брата, в сердце его зажглась обида и зависть. Он стал упрекать отца, что тот никогда не относился к нему с такой любовью и щедростью, хоть он работал и всегда слушался и подчинялся воле родителя.

Он не смог искренне порадоваться возвращению брата, более того, он не признает брата равным себе, считая, что младший заслужил своим поведением такую участь. Старший сын не смог понять слов отца, что надо радоваться и любить человека, который опомнился, признал свою неправоту, покаялся, значит должен быть прощен.

О чем говорит притча

Притча о блудном сыне – рассказ о грехе и покаянии. Толкование истории каждый делает на свой лад, но все согласны, что отец сыновей – это всемогущий Бог, который любит своих детей всегда. Какие бы грехи не делали люди, Бог всегда принимает их раскаяние, всегда прощает грешников, любит их, как родители любят своих детей.

Что сделал младший из детей

Из притчи следует, что младший сын представляет молодость, лишенную знаний. Молодым хочется получить все и сразу, хочется свободы от обязанностей. Они не слушают, что говорят им старшие, умудренные опытом люди. Молодежь считает, что им все по плечу, что смогут своим талантом пробиться в люди. Они смотрят свысока на стариков, считая их отжившими свое. Недаром гордыня, гордость считаются грехом, который разрушает жизнь человека, особенно в молодости. Отдаляясь от Бога Отца, люди отдают себя в руки дьявола.

Не понимая, что лучше находиться под защитой, покровительством Бога, люди отдаляются от Него «в чужие края», где предаются греховному времяпровождению, растрачивая свои таланты и силы попусту. Человек считает дар Божий своей личной собственностью, хочет распоряжаться им по своему усмотрению. Но когда люди, забывая о Всевышнем, предаются только праздным делам, они губят свою душу, лишая ее чистоты и духовной пищи. Пресытившись, они ощущают духовный голод, не зная, чем еще себя занять.

Как отнесся старший к покаянию брата

Толкование роли старшего сына. Послушный молодой человек всегда выполняет волю отца, живет строго по законам, считает себя праведником. Но у него мертва душа – он разучился сострадать окружающим, ставя свои «заслуги» в служении Богу, выше остальных. Тот же грех гордости, гордыни. Вдобавок – зависть.

На зов отца порадоваться вместе с остальными тому, что вернулся раскаивающийся грешник младший брат, старший высказывает родителю свои обиды и претензии. Указывая, что сын отца ему больше не брат, который сам виноват в своей участи. Он не понимает, почему родитель с такой радостью принимает возвращение раскаивающегося грешника. Считая себя праведником, он не видит своих недостатков, своего греха. Как книжники и фарисеи, которые твердят о своем служении Богу, на самом деле не любят окружающих «как самого себя», нарушая главную Божью заповедь.

В чем смысл этой истории

Юноша, пройдя через страдания и лишения, понимает свои ошибки, смиряет гордость, сначала нанимаясь на самую черную, позорную работу, позже приходит к покаянию. Притча о блудном сыне учит, что покаяние приходит через материальные лишения, духовные страдания.

Можно несколько раз читать притчу, открывая для себя новое толкование ее смысла. Младший сын, находясь вдали от Бога, был безумным. А когда пришел в себя, оценил свое сегодняшнее состояние, понял, как низко он пал. Когда он был рядом с Отцом своим, он был сыт, одет, обут. Однако не замечал этих Божьих благ, сочтя, что получит гораздо больше в чужой стороне. Там не будет нравоучений, он своим умом сможет добиться успеха, богатства.

Чужая сторона ассоциируется с отдалением от Бога. Без веры человек умирает, теряет душу. Был мертвым и вернулся живым – радуется отец раскаянию младшего ребенка. Теперь есть надежда, что сын понял, прочувствовал, как он был неправ, когда отрекался от Бога.

Толкование притчи о добрых намерениях, которые только тогда приносят пользу, когда выполняются. Юноша решил, что пойдет просить прощение у своего родителя, не медля, исполнил свое намерение. Можно сотни раз мысленно представлять, как будут сделаны хорошие дела, но не делать их, оставаясь пустым фантазером.

Бог Отец видит людей стремящихся к Нему и всегда первым показывает Свое прощение. Как в притче: чистую сыновью одежду, удобную обувь, чтобы идти жизненной дорогой спасения души, Свою любовь Отца. Откормленный телец, которого режут к празднику возвращения сына, символизирует жертву Иисуса Христа, который сам по воле Отца небесного отдал себя палачам, чтобы искупить грехи всего человечества.

Каждый из живущих людей был на пути младшего сына из Христовой притчи. Следует знать, что этот путь ведет к гибели души. Но Милосердный Отец Наш всегда примет искреннее раскаяние Своих заблудших детей.

Айя и Леон наслаждаются любовью в его квартирке на рю Обрио. Герой пытается уберечь любимую от опасностей, а девушка подозревает его в противоправной деятельности. Певец вынужден признаться, что он офицер разведки и выслеживает её английских родственников Бонке, Фридриха и Гюнтера, в связи с контрабандой оружия. Героиня рассказывает всё, что знает о преступниках.

Певец уговаривает Айю напроситься в гости к дяде - ему непременно нужно увидеть Гюнтера, которого израильская разведка не знает в лицо и давно выслеживает. Леон надеется узнать «о маленькой неприметной бухте, о частной почтенной яхте, чьей конечной целью будет Бейрутский порт». Для Леона эти сведения - выкуп, «обмен с конторой... я вам... Гюнтера, а вы мне - покой и волю. То есть Айю...». Леон делает девушке предложение, в роли обручённых им и предстоит ехать в Лондон.

Взяв Желтухина, они едут на арендованном автомобиле через пол-Европы, наслаждаясь туристическими видами и обществом друг друга; это настоящее любовное путешествие. Во фламандском замке знакомых Леона герои проводят потрясающую ночь.

После концерта в Лондоне герои навещают Фридриха, у которого приём в честь дня рождения. В доме, кроме дяди с женой, несколько гостей, телохранитель Чедрик, служанка Берта и скрытый ото всех в своей комнате Гюнтер. Фридрих искренне рад племяннице с женихом. Леон очаровывает жену хозяина Елену, незаметно выпытывая у неё нужные сведения про семейную яхту, на которой, как подозревает он, перевозится контрабандный плутоний на Ближний Восток.

В хозяйском книжном шкафу герой замечает старую семейную книгу Большого Этингера, которую некогда Яков Этингер продал старому антиквару Адилю. Книга исчезла после убийства старика-агента, в ней - знак опасности, оставленный антикваром. В праздничном салате Леон видит луковую розу, которую когда-то готовил «ужасный нубиец» Винай, служивший у Иммануэля. Все эти тревожные знаки указывают на некую угрозу, поджидающую героев в доме торговцев оружием.

Служанка Большая Берта несёт показать Желтухина Гюнтеру, скрывающемуся в доме, и с тем случается аллергический приступ удушья. Это реакция на канарейку человека, имеющего дело с плутонием. Когда Гюнтера увозят в больницу, Леон, наконец, впервые видит его - это Винай, много лет работавший под носом у израильской разведки.

Love in Portofino

Леон задумывает операцию по отслеживанию путей контрабанды плутония и уничтожению Гюнтера. Он решает всё осуществить тайно, в одиночку, и после направить результат израильской разведке. Герой прячет Айю в деревне и готовится к опасному делу.

После разговора с бывшей любовницей Николь и аналитических размышлений Леон определяет место, где отец и сын Бонке перегрузят украденный плутоний на яхту, чтоб переправить на Ближний Восток. Это итальянский портовый городок Портофино, где у Бонке и у Николь виллы. Не желая расставаться надолго с возлюбленной, певец берёт её с собой, планируя красочный «шпионский спектакль». Кроме них, слежку за Гюнтером тайно ведут израильские спецслужбы, которые узнают Леона в гриме старухи.

В день задуманной героем операции по уничтожению Гюнтера Айю настигает приступ долгого сна. Оставив девушку в отеле и написав два письма - для неё и разведки, Леон плывёт в залив и, выследив яхту, топит врага. При всплытии его захватывает охрана Гюнтера и увозит на Ближний Восток.

Проснувшись и прочитав письма возлюбленного, героиня не следует инструкциям, а начинает самостоятельно искать Леона. В кафе на побережье Портофино Айю видит Николь, обсуждающая со своим родственником странную смерть семьи Бонке: Елена и Фридрих разбились на автомобиле, когда поехали опознавать тело Гюнтера, утонувшего спьяну. Такова официальная версия для полиции.

Возвращение

Леона избивают на яхте, выясняя, зачем он убил Гюнтера. По сочинённой им версии, он мстит за невесту, будто бы некогда изнасилованную тем. К мучителям присоединяется Чедрик - телохранитель убитого Гюнтера. Он пытает героя, не веря в выдуманную им легенду о женихе-мстителе.

Натан Калдман и Шаули обсуждают вызволение Леона из плена. По сведениям разведки, его прячут в разных местах Сирии и Ливана бандиты исламистских группировок. Из их разговора выясняется, что Айя отправила письмо Шаули, в котором была представлена вся криминальная схема переправки плутония на Ближний Восток и роль, которую играла в этом семья Бонке. По словам Натана, израильские спецслужбы не будут вызволять Леона из плена, поскольку он сорвал их важную операцию и больше не является действующим агентом. Также мужчины упоминают, что плутоний оказался в руках арабских террористов, а Айя исчезла.

Натан обращается к старой разведчице Заре с просьбой поднять свои старые связи и посодействовать в освобождении Леона. Та называет имя адвоката Набиля Азари, имеющего самые невероятные знакомства и часто выступавшего посредником в обменах пленными. По иронии судьбы адвокат приходится дядей Леону, братом его биологического отца.

Айя мечется по Европе в поисках Леона, от которого ждёт ребёнка. Никто не может ей помочь. Веря, что Леон жив, она встречается с Филиппом Гешаром, импрессарио певца, и рассказывает ему, что Леон, вероятно, разведчик, чем невероятно удивляет того. Она уезжает в Бангкок и работает в гостинице почти до родов.

В Израиле у офицера разведки Меира Калдмана происходит тяжёлый разговор с женой Габриэлой. У неё депрессия по поводу пленения Леона. Муж замечает, что спецслужбы не станут вызволять певца, так как он сорвал важнейшую операцию. На это Габриэла мстительно рассказывает ему, что их третий ребёнок, Рыжик, - сын Леона, и что его обожаемая мать, Магда, изменяла мужу, пока тот был в плену. Разъярённый Меир чуть не убивает жену, его останавливает отец. От этого у Натана случается сердечный приступ, и он умирает на руках Магды, которой прощает давнюю измену.

В день похорон Натана Магда является в офис разведки и шантажирует замначальника Нахума Шифа с целью принудить того заняться освобождением Леона. Израильские спецслужбы всё же предпринимают шаги по поиску и выкупу Леона. В то же самое время адвокат Набиль Азари получает предложения от трёх заинтересованных сторон - израильской, французской и иранской разведок - об участии в переговорах по обмену французского певца Этингера на иранского пленного генерала Махдави. Механизм переговоров запускается.

Новостные агентства сообщают о скором освобождении знаменитого певца. Прочитав эту новость, Айя едет домой, в Алма-Ату, ожидая, что там её найдёт Леон.

В ночь перед обменом напившийся Чедрик тайно проникает в камеру Леона и ослепляет того, мстя за своего убитого любовника Гюнтера. На Кипре, под эгидой ООН, происходит обмен певца на пленного генерала. Друг Леона, Шаули провожает героя в Израиль, там его встречает Аврам, многолетний друг семьи. Певца лечат в госпитале.

Айе снится странный сон, что она родила четырёхглазого мальчика. Проснувшись, она читает новость про состоявшийся обмен и освобождение Леона. Преодолевая сопротивление отца, она летит в Израиль. Шаули сопровождает её в больничную палату. При встрече Айя узнаёт, что Леон ослеп, а Леон - что станет отцом.

Эпилог

В аббатстве Святой Марии, рядом с израильской деревней Абу-Гош под Иерусалимом, происходит ежегодный музыкальный фестиваль. Ораторию «Блудный сын» поют знаменитый контратенор Леон Этингер вместе с восьмилетним сыном Гаврилой. У мальчика альт, как у отца в детстве. Он немного похож на Леона, но без отцовской неистовости. Скорее, он напоминает Большого Этингера - Герцля. В зале аншлаг. Присутствующая здесь Магда размышляет о превратностях судьбы и природы, подарившей одному сыну Леона слух и голос и обделившей талантом другого. Она жалеет, что Меир никогда не позволит познакомить детей. Женщина восхищается Айей, признавая, что певец счастлив с ней.

Айя встречает в аэропорту Шаули, прилетевшего слушать ораторию. По дороге в аббатство героиня увлечённо рассказывает о своей работе кинорежиссёра-документалиста. Старый холостяк Шаули любуется Айей и завидует Леону. Он сравнивает героиню с библейской Руфью, символом праведности и преданности своей семье.

На сцене «парит, сплетаясь, дуэт двух высоких голосов... Две фигуры, Леона и мальчика, так близко стоящие друг к другу, будто срослись, в нерасторжимой связи двух голосов ведут партию одной мятежной, но смирившейся души...». Айе кажется, что она слышит пение мужа и сына. Героиня вспоминает, что, когда Гаврик был маленьким, они с мужем слышали друг друга, держась за пяточки малыша, и называли его «проводником счастья».

Содержание притчи о блудном сыне

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения . И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих .
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим . А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся . И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое ? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым . Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка . Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся .

Еврейская традиция

Помимо версии, существующей в Евангелии от Луки, она также является частью устной и письменной еврейской традиции.

Израильский учёный Галина Любан указывает , что «метафора встречи отца и раскаявшегося сына связана с литургией еврейского Нового года. Каждый год в праздник Рош Хашана в синагоге звучит шофар , поэтому другое название праздника - День трубных звуков. (…) В хасидской версии притчи рассказывается, что в чужих странах блудный сын забыл родной язык и, вернувшись в отчий дом, не смог даже попросить слуг позвать отца. Тогда он в отчаянии закричал, и старик отец узнал его голос». Звук шофара, звучавший в праздник, символизирует голос этого юноши, кроме того, шофар - это голос всего народа Израиля, взывающего к Небесному отцу в надежде на прощение (в Судный день).

Книга «Коль Бо», старинный сборник ритуалов и правил, раздел Тшува , говорящий о возвращении к вере, использует аллегорию встречи отца и сына, потерявшего веру в Бога .

В искусстве

Данная притча одна из наиболее часто изображаемых в искусстве евангельских притч . Эта тема, всегда популярная и в качестве повествовательного цикла, и в виде отдельных сюжетов, впервые встречается в витражах французских кафедральных соборов XIII века . Циклы на этот сюжет включают следующие сцены: блудный сын получает свою долю наследства ; он уходит из дома; он пирует с куртизанками на постоялом дворе; они прогоняют его, когда у него кончаются деньги; он пасёт свиней; он возвращается домой и раскаивается перед своим Отцом.

  • Блудный сын в таверне - автопортрет Рембрандта, пирующего с молодой женой
  • Возвращение блудного сына (картина Рембрандта)
  • «Блудный сын» - балет С. С. Прокофьева ()

В культуре

Примечания

Ссылки

  • Неделя о блудном сыне, Подборка материалов на сайте «Завет.ru»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Притча о блудном сыне" в других словарях:

    Неделя о блудном сыне - За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в Евангелии от Луки (глава 15 стихи 11 32). Этот день называется Неделей о блудном сыне. Неделя о блудном сыне может… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Воскресенье о Блудном сыне в Армянской апостольской церкви - В Армянской апостольской церкви каждое из воскресений Великого поста имеет свое образное название и значение, соответствующие какому либо библейскому повествованию или евангельской притче. Третье воскресенье Великого Поста называется Воскресеньем … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Малый жанр дидактической литературы (см.), по основным признакам тождественный с басней (см.). Различие в употреблении терминов «П.» и «басня» наблюдается, но оно связано не столько с различиями жанра, сколько со стилистической значимостью этих… … Литературная энциклопедия

    - … Википедия

    притча - небольшой рассказ, содержащий моральное или религиозное поучение в иносказательной, аллегорической форме. Рубрика: роды и жанры литературы Род: эпические жанры Прочие ассоциативные связи: аллегория, басня Пример: Притчи Евангелий, например,… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    ПРИТЧА - ПРИТЧА, дидактико аллегорический жанр литературы, в основных чертах близкий басне. В отличие от нее форма П. 1) возникает в некотором контексте, в связи с чем она 2) допускает отсутствие развитого сюжетного движения и может редуцироваться до… … Литературный энциклопедический словарь