Эффективные методы развития творческих способностей у детей. Как развивать творческие способности у детей? Д и на развитие творческих способностей детей

Творчество – это одна из форм самовыражения. Причем самовыражения посредством чего угодно: речи, рисунков, мыслей, танца, скульптуры, мелодии и т. д. Творческие способности, так же как и все другие, требуют постоянного целенаправленного развития с самого детства. Для чего и когда нужно развитие творческих способностей у детей в разные периоды дошкольного возраста? Как это делать правильно?

С какого возраста творим?

Наилучшим периодом для плодотворного и активного развития творческих способностей маленького человека можно назвать . Ведь именно сейчас ребенок наиболее любознателен, открыт и готов к познанию окружающей действительности, а его мышление не сковано стереотипами. Детство – это период царства фантазии, вымысла, сказок и игр.

Творческий процесс – понятие комплексное. Оно включает в себя несколько аспектов:

  • умение мыслить нестандартно о привычных вещах или явлениях;
  • фантазию и воображение;
  • умение открывать или изобретать что-то новое;
  • умение применять полученные открытия.

В дошкольном периоде условно можно обозначить несколько последовательных этапов. И каждый из них имеет свои возрастные характеристики.

  1. До 2 лет важно подмечать и развивать природные задатки ребенка. Кто-то больше склонен танцевать, кто-то – рисовать или лепить, кто-то – петь. В это время закладывается фундамент для будущих творческих побед.
  2. В 3–4 года наступает пик творческой деятельности малышей. Воображение обретает словесные формы и постепенно выходит на уровень самостоятельного процесса. В это время особенно важно обращаться к играм, развивающим воображение и творческие способности.
  3. С 5 до 6 лет творческие задания должны становиться сложнее, включать элементы подготовки к обучению в школе, развивать таланты ребенка, его фантазию. Ребенок уже может планировать предстоящие действия.
  4. К 7–8 годам творческая деятельность становится все более серьезной: дети на более взрослом уровне занимаются музыкой, танцами, вокалом, развивают театральную или художественную деятельность – то, к чему есть природные задатки. Создаваемые ребенком образы становятся содержательными и специфичными.

Поэтому важно уделять внимание творчеству на каждом из этих этапов. Следует понимать, что творчество немыслимо без воображения: плоды творчества изначально всегда являются продуктом фантазии ребенка и находят воплощение в той или иной сфере. Поэтому развитие воображения напрямую влияет на раскрытие творческого потенциала дошкольника.

Для чего это нужно?

Так что же дает ребенку этот самый творческий потенциал?

  • Умение видеть скрытое от других.
  • Умение за небольшое время синтезировать множество оригинальных идей.
  • Ассоциировать не связанные на первый взгляд понятия.
  • Применять для решения одной задачи умения, полученные при разрешении совершенно другой.
  • Создавать определенные условия, при соблюдении которых предмет проявляет скрытые свойства или возможности.
  • Находить альтернативное решение стоящей задачи вместо того, чтобы искать ответ, перебирая готовые варианты.

Все это открывает широкие горизонты для самореализации. Чем меньше в человеке развито творческое начало, тем больше у него склонность к постоянному недовольству окружающими и собой, к самоедству. Такой человек строит подсознательные барьеры на пути к достижению цели, боится смелых решений и масштабного мышления.

Не стоит забывать, что вся культура любого народа и человечества в целом была бы невозможна без творчества. Литература, скульптура, архитектура, живопись, фольклор – все это результат творческой деятельности многих людей.

Даже в науке без творческого начала не обойтись. Ведь сначала нужно представить себе задачу или объект, его свойства, пользу и т. д. А затем – представить, как этого можно достичь. И не всегда мыслить при этом нужно в рамках стандартов.

В чем раскроется ребенок?

Для того чтобы понять и затем развить определенную склонность ребенка, важно предлагать ему как можно больше вариантов для самовыражения. Самое простое и привычное здесь, с чего начинают все родители, – рисование и лепка. Процессы, бесспорно, творческие, но далеко не единственные в этом списке. Хорошим примером могут служить всевозможные конструкторы (вдруг подрастает будущий инженер?), мозаики. Или готовые наборы для детского творчества (плетения, отливки из гипса, выжигания, гравюры, вязания и т. д.).

Какие еще методики развития помогут ребенку определиться, что ему больше по душе, в чем он хочет самовыражаться?

  • Аппликация (причем, не только из бумаги: подойдут обертки, открытки, вата, макароны, крупы, колпачки от фломастеров и другой подручный материал). При этом аппликация может собираться как из отдельных деталей, так и в виде мозаики.
  • Рукоделие (плетение из бисера, создание детской бижутерии, вышивка, макраме).
  • Необычные способы рисования – пальцами, красками по молоку или крупам, в виде зеркального оттиска. Можно рисовать по трафарету с последующей дорисовкой до определенного образа, по намыленному стеклу; вместо красок взять зубную пасту, штамповать с помощью форм, рисовать с помощью клея и соли – вариантов бесконечное множество.
  • Актерская деятельность. Это может быть кукольный театр дома или театрализованные представления драмкружка. Главное – ребенок сможет проявить актерский талант.
  • Конструирование из подручных материалов. Дошкольник будет учиться из ненужных предметов создавать полезные или просто красивые вещи.

Это далеко не полный перечень занятий. Можно приобрести, скачать или придумать еще немало вариантов.

Попросите ребенка самостоятельно решить, чем он хочет заняться. Пусть пробует себя в разных сферах. Что-то ему не понравится, а в чем-то он найдет себя. Поощряйте его желания и не ругайте за неудачи или утрату интереса к тому или иному виду деятельности.

Правильная организация занятий

Когда и как правильно организовывать такие занятия? С чего начать? С физического развития в самом раннем возрасте. Это будет первым шагом для закладки творческих способностей ребенка. По мере роста малыша ему следует постоянно создавать условия, стимулирующие развитие его творческого воображения.

  • Создавайте обстановку, немного опережающую возрастное развитие ребенка, стимулируя его к познанию нового. Например, в годовалом возрасте крохе можно подарить яркие кубики с буквами или цифрами и во время игр ненавязчиво знакомить его с ними.
  • Постепенно усложняйте и увеличивайте задачи. Планка должна постоянно и планомерно повышаться. Дети не всегда обращаются к опыту взрослых, познавая мир, часто пытаются дойти до всего сами. Поэтому не спешите помогать крохе в решении его задач. Если игрушка упала – пусть он попробует сам найти и достать ее. И только если у него не получится, предлагайте помощь.
  • Предоставляйте малышу свободу выбора занятий. Охотнее всего дети занимаются тем, что им интересно. Это приносит гораздо большую пользу, чем навязывание чего-то родителями, пусть и в форме игры. При этом свобода не должна восприниматься как вседозволенность. Разумные, обоснованные ограничения должны быть.
  • Ваша помощь должна быть разумной, предлагаться в крайнем случае, только если ребенок сам не находит решения. Не нужно постоянно страховать его во всем. Пусть пробует свои силы.
  • Создайте комфортные психологические условия для развития ребенка. Это касается любой деятельности, и творческой – в том числе. Не нужно осуждать малыша или чрезмерно сочувствовать при его неудачах. Но поддержка и советы взрослых, их похвалы и одобрение – прекрасный стимул.
  • Обеспечьте ребенка всем необходимым для творчества. Если он рисует – купите качественные краски или карандаши, альбом. Если хочет играть в кукольном театре – сделайте его вместе. Не препятствуйте детской фантазии. Помните: это помогает формированию маленькой личности.

Как помочь ребенку развить способности?

Кроме благоприятной и стимулирующей обстановки в творческом развитии немалую роль играют родители. Они могут здорово помочь своему малышу правильными действиями.

  • Пополняйте багаж жизненного опыта крохи. Постоянно читайте ему книжки со сказками или стихотворениями, рассматривайте картинки в них, провоцируя к размышлениям («Как ты думаешь, почему? Тебе нравится этот персонаж? Чем? Что бы ты сделал на его месте?»). При возможности обогащайте культурный мир дошкольника, посещая с ним выставки, музеи, театр, водите на полезные экскурсии. Обсуждайте все, что он видел и понял в это время.
  • Поощряйте его занятия рисованием или лепкой чего-то задуманного, конкретного (не просто колбасок или шариков). Если малыш в чем-то затрудняется – помогите советом, подскажите, какой может быть последовательность действий в том или ином случае.
  • Учите ребенка выражать увиденное им разными способами: пересказывая, рисуя, сочиняя истории «по мотивам впечатлений». В процессе такой творческой переработки полученной информации ребенок тренирует воображение.
  • Одна из ярких форм развития творческих способностей – умение сочинять. Приветствуйте этот навык в своем ребенке в любых его проявлениях. Пусть сочиняет «рифмовалки» или дурашливые стишки, сказки, небылицы, сочиняет и инсценирует небольшие театральные представления.
  • Оптимальная форма развития всех навыков и способностей дошкольника, и творческого начала в том числе, – игра. Поощряйте игры малыша, особенно со сверстниками, предлагайте ему новые сюжеты, принимайте сами участие в детских играх.
  • Изучайте окружающий мир с ребенком. Это может происходить во время прогулок, поездок, любых занятий на улице. Обсуждайте с ним, что происходит на улице или дома, отвечайте на все его «почему», рассказывайте и объясняйте все, чего он еще не знает. При этом также стимулируйте к размышлениям (как ты думаешь, когда цветы с дерева осыплются, что произойдет?).
  • Можно приобрести готовые развивающие игры (мозаику, конструктор) или специальные пособия для творческих занятий с малышом. Условие одно: для занятий в игровой форме.

Во что можно поиграть?

Совсем не обязательно засыпать своего кроху кучей дорогущих игрушек. Стимулировать к творчеству его можно и при помощи самых простых подручных вещей.

  • Можно накрошить яичную скорлупу, покрасить ее и предложить ребенку выложить из нее какой-либо рисунок, объяснив, что для начала необходимо прорисовать его контур.
  • Можно пользоваться природными явлениями. Например, в дождь или снег выставить в окно лист бумаги, покрытый краской. Получившиеся кляксы можно рассматривать, обсуждать, на что они похожи, дорисовывать до чего-то узнаваемого.
  • Из бумажных пакетов, наполненных газетами, или подушек можно смастерить разные игрушки, перекручивая или перевязывая веревкой в нужных местах. При этом бумажным персонажам можно дорисовать глазки, ротик, носик.
  • Если ребенок сделает на листе картона множество дырочек, ему будет весьма интересно соединить их в какой-то рисунок или узор при помощи шнуровки.
  • Ягодки, пуговки, бусины могут стать материалом для детского ожерелья. А можно его собрать и из обычных скрепок.
  • Пусть малыш попытается украсить блюдо (салат, бутерброд). Ему для этого нужно предложить разные фрукты или овощи (кружочки или дольки помидоров, огурцов, морковки; оливки, перец, зелень, дольки яблок, лимона, ананаса, персика, клубники, клюкву, вишенки). Возможно, ребенку будет интересно «выщипать» из ломтика хлеба бутерброд в форме зверушки или букашки. При этом обязательно нужно показать малышу, что оставшиеся крошки были высушены, а потом перемолоты для панировки – ничего не пропало просто так!
  • Полезна такая игра. В центр листа ребенок капает краску и сгибает лист пополам, прижимая. После этого пусть посмотрит на полученную кляксу: на что она похожа? Пусть называет разные варианты, переворачивая лист разными сторонами.
  • Если предложить ребенку набор картонных фигурок (полосок, квадратиков, кружков), он с энтузиазмом начнет представлять, на что похож каждый из них отдельно или в комбинациях друг с другом.
  • А что если станцевать, изображая кого-то? Ласковую кошечку, верного щенка, летний дождик, радость, боль, веселье, огорчение – эти и другие образы можно придумать вместе с малышом, а затем попросить его наделить каждый из них танцевальными движениями.

Итак, человек с развитыми творческими способностями проявляет большую гибкость ума в сложных ситуациях, способен быстро собраться и найти из них порой неординарный выход. А это значительно упрощает жизнь. Так что развивать творческие задатки полезно не только с точки зрения выражения собственного внутреннего мира.

Юлия Демина
Как развивать творческие способности у детей?

Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности .

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка ?

Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Если говорить о конкретных способностях , которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность . Позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года) . Это связано, со способностью ребенка держать , карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы. Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество . Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период , когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое.

Как развивать творческие способности ребенка .

Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности , которые лежат в основе творческого мышления .

Развитие воображения . Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры когда ребенок представляет предметы которыми играет (берет кубик и говорит, что это - стол, а может - это чашка) .

Развитие качеств мышления , которые формируют креативность. Креативность - способность принимать и создавать новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность решать задачи , используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.

Условия успешного .

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша : раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей . Необходимо, насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность .

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса , который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее , чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством , решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т . д.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей . Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь - в подсказку.

Давно известно, что для творчества необходимы комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству , проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, не свойственным реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Публикации по теме:

Как развивать творческие способности у детей, или Готовимся к Новому году Очень часто слышим такое выражение «Развиваем творческие способности детей». Возникает вопрос: «Что обозначает эта фраза и для чего развивать.

Консультация для родителей «Как развить творческие способности у детей» КАК РАЗВИТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ. Многие родители на вопрос: «Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок вырос творческой личностью?»,.

Консультация для родителей «Что развивать раньше - способности или нравственность» Нравственность - это слышание другого человека, его беды, его нужды или его радости, его жизни. Анатолий Гармаев. О развитии способностей.

Консультация для родителей средней группы «Как развивать творческие способности дошкольников» Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов.

Консультация для родителей «Творческие способности и их роль в жизни ребенка» Консультация для родителей Творческие способности и их роль в жизни ребенка По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме.

Способности к творчеству, к созиданию нового всегда высоко ценились в обществе. И не удивительно, так как люди, обладающие этим даром, являются своеобразными генераторами развития человеческой цивилизации. Но творческие способности имеют и субъективную ценность. Наделенный ими человек создает себе наиболее комфортные условия для существования, преобразует мир, приспосабливая его к своим запросам и интересам.

Казалось бы, все просто: нужно активно развивать у себя эти способности. Однако человечество в течение сотен лет бьется над вопросом, в чем секрет креативности, что делает человека творцом.

Прежде чем говорить о творчестве, давайте сначала разберемся в том, что такое способности в целом.

  • Есть общие способности, необходимые в различных областях, например, .
  • А есть специальные, связанные только с одним конкретным занятием. Например, музыкальный слух нужен музыканту, певцу и композитору, а высокая чувствительность к цветоразличению – художнику-живописцу.

Основой способностей являются врожденные, природные задатки, но проявляются и развиваются способности в деятельности. Чтобы научиться хорошо рисовать, нужно осваивать живопись, рисунок, композицию и т. д., чтобы добиться успехов в спорте, нужно этим спортом заниматься. Иначе никак, сами по себе задатки не станут способностями и тем более не превратятся в .

Но как со всем этим связано творчество, ведь это не особый вид деятельности, а, скорее, ее уровень, и проявляться творческий дар может в любой области жизни?

Структура творческих способностей

Совокупность творческих способностей и их активное проявление в жизнедеятельности личности называют креативностью. Она имеет сложную структуру, которая включает в себя как общие, так и специальные способности.

Общий уровень творческих способностей

Как и любые другие способности, творческие связаны с психофизиологическими задатками, то есть особенностями нервной системы человека: активностью правого полушария головного мозга, высокой скоростью нервных процессов, устойчивостью и силой процессов возбуждения и торможения.

Но они не сводятся только к врожденным качествам и не являются особым даром, полученным нами от природы или посланным свыше. В основе креативности лежит развитие и активная, упорная деятельность человека.

Основной областью, в которой проявляются творческие способности, является интеллектуальная сфера. Для креативного человека характерно особое , отличающееся от стандартного, в том числе логического. Разные исследователи называют это мышление нешаблонным или латеральным (Э. де Боно), дивергентным (Дж. Гилфорд), радиантным (Т. Бьюзен), критическим (Д. Халперн) или просто творческим.

Дж. Гилфорд – известный психолог, исследователь творчества, одним из первых описал своеобразный тип мыслительной деятельности, присущий креативам. Он назвал его дивергентным мышлением, то есть направленным в разные стороны, и оно отличается от конвергентного (однонаправленного), к которому относится и дедукция, и индукция. Главная особенность дивергентного мышления в том, что оно ориентировано не на поиски одного единственно правильного решения, а на определение множества путей решения задачи. Эту же особенность отмечают и Э. де Боно, и Т. Бьюзен, и Я. А. Пономарев.

Творческое мышление – какое оно?

Изучали в течение всего XX века, и было выявлен целый спектр особенностей умственной деятельности людей, которым свойственен этот тип мышления.

  • Гибкость мышления, то есть не только способность быстро переключаться с одной проблемы на другую, но и умение отказываться от неэффективного решения, искать новые пути и подходы.
  • Смещение фокуса – умение человека взглянуть на объект, ситуацию или проблему с неожиданного ракурса, под другим углом зрения. Это дает возможность рассмотреть какие-то новые свойства, особенности, детали, незаметные при «прямом» взгляде.
  • Опора на образ. В отличие от стандартного логического и алгоритмического мышления, творческое носит образный характер. Новая оригинальная идея, замысел, проект рождаются как яркий объемный образ, лишь на этапе разработки обрастая словами, формулами и схемами. Недаром же центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за работу с образами.
  • Ассоциативность. Способность быстро устанавливать связи-ассоциации между поставленной задачей и информацией, хранящейся в памяти – это важная особенность умственной деятельности творческих людей. Мозг креатива напоминает мощный компьютер, все системы которого постоянно обмениваются импульсами, несущими информацию.

Хотя творческое мышление часто противопоставляется логическому, но они не исключают друг друга, а дополняют. Без логического мышления невозможно обойтись на этапе проверки найденного решения, воплощения замысла, доработки проекта и т. д. Если же рациональное логическое мышление неразвито, то и замысел, даже самый гениальный, чаще всего остается на уровне задумки.

Творчество и интеллект

Говоря о способностях человека к мыслительной деятельности, чаще всего имеют в виду . Если связь между интеллектом и развитостью логического мышления самая прямая, то о творческом потенциале этого сказать нельзя.

По стандартному тесту, определяющему коэффициент интеллекта (IQ), люди, имеющие менее 100 баллов (ниже среднего), не отличаются и творческими способностями, но и высокий интеллект не гарантирует креативность. Самые творчески одаренные люди находятся в диапазоне от 110 до 130 баллов. Среди личностей с IQ выше 130 креативы встречаются, но нечасто. Чрезмерный рационализм интеллектуалов мешает проявлению творчества. Поэтому наряду с коэффициентом интеллекта был введен и коэффициент креативности (Cr), и, соответственно, разработаны тесты для его определения.

Специальные способности в творчестве

Наличие общих способностей в творческой деятельности обеспечивает новизну и оригинальность ее продукта, но без специальных способностей невозможно достичь мастерства. Недостаточно придумать оригинальный сюжет книги, нужно еще уметь его литературно изложить, построить композицию, создать реалистичные образы героев. Рожденный в воображении образ художник должен воплотить в материале, что невозможно без владения техникой и навыками изобразительной деятельности, а разработка научно-технического изобретения предполагает владение основами точных наук, знания в области механики, физики, химии и т. д.

Творчество имеет не только духовную, мыслительную, но и практическую сторону. Поэтому креативность включает в себя и прикладные, специальные способности, которые развиваются сначала на репродуктивном (воспроизводящем) уровне. Человек под руководством учителя или самостоятельно овладевает специфическими методами, приемами деятельности, которые были выработаны до него. Например, учит нотную грамоту, осваивает игру на музыкальном инструменте или технику изобразительной деятельности, изучает математику, правила алгоритмического мышления и т. д. И только овладев основами конкретной деятельности, выработав нужные навыки и получив знания, человек может перейти на уровень творчества, то есть создать свой, оригинальный продукт.

Специальные способности нужны, чтобы креатив стал мастером, а его деятельность (причем любая) – искусством. Отсутствие или неразвитость специальных способностей часто приводит к тому, что в творчестве не удовлетворяется, а творческий потенциал, даже довольно высокий, так и остается нереализованным.

Как определить у себя наличие творческих способностей

Предрасположенность к творчеству есть у всех людей, однако, творческий потенциал, как и уровень креативности, у всех разный. Причем поставленный в определенные жесткие условия (например, выполняя задание) человек может использовать творческие методы, но не применять потом их ни в профессиональной, ни в повседневной жизни и не испытывать никакой потребности в творчестве. Такого человека сложно назвать творческой личностью.

Для того чтобы определить наличие и степень развития творческих способностей, существует множество разработанных психологами методик-тестов. Однако для того чтобы адекватно оценить полученный по этим методикам результат, нужно владеть знаниями в области психологии. Но есть ряд критериев, по которым каждый сам может оценить уровень своей креативности и решить, насколько ему необходимо развивать творческие способности.

Уровни интеллектуально-творческой активности

Креативность предполагает высокий уровень интеллектуально-творческой активности, то есть не только способность к мыслительной деятельности, но и потребность в ней, самостоятельное, без давления со стороны использование приемов творческого мышления.

Выделяют 3 уровня такой активности:

  • Стимульно-продуктивный. Человек, находящийся на этом уровне, добросовестно решает поставленные перед ним задачи, старается добиваться хороших результатов. Но делает это он под влиянием внешних стимулов (приказ, задание свыше, необходимость заработать и т. д.). Познавательный интерес, увлеченность делом и внутренние стимулы у него отсутствуют. В деятельности он использует готовые решения и методы. Этот уровень не исключает каких-то случайных оригинальных решений и находок, но использовав один раз найденный им метод, человек впоследствии не выходит за его рамки.
  • Эвристический уровень. Он предполагает способность человека делать открытия эмпирическим, опытным путем, часто сводящимся к методу проб и ошибок. В своей деятельности индивид опирается на надежный, проверенный метод, но старается доработать его, усовершенствовать. Такой усовершенствованный метод оценивается им как личное достижение и повод для гордости. Любая найденная интересная, оригинальная идея, чужая задумка становится толчком, стимулом для мыслительной деятельности. Результатом такой активности могут быть очень интересные и полезные изобретения. В конце концов, и самолет человек изобрел, наблюдая за птицами.
  • Креативный уровень предполагает не только активную интеллектуальную деятельность и решение задач на теоретическом уровне. Главное его отличие – умение и потребность выявлять и формулировать проблемы. Люди, находящиеся на этом уровне, способны замечать детали, видеть внутренние противоречия и ставить вопросы. Причем они любят это делать, обладая своеобразным «исследовательским зудом», когда возникшая новая интересная проблема заставляет их отложить уже начатую деятельность.

Несмотря на то, что высшим считается креативный уровень, наиболее продуктивный и ценный для общества – эвристический. Более того, самой эффективной является работа команды, в которой есть люди всех трех типов: креатив рождает идеи, ставит проблемы, эвристик их дорабатывает, адаптирует к реальности, а практик воплощает в жизнь.

Параметры творческой одаренности

Дж. Гилфорд, создавший теорию дивергентного мышления, выделил несколько показателей уровня творческой одаренности и продуктивности.

  • Способность к постановке проблем.
  • Продуктивность мышления, которая выражается в рождении большого количества идей.
  • Семантическая гибкость мышления – быстрое переключение мыслительной деятельности с одной проблемы на другую и включение в мыслительный процесс знаний из разных областей.
  • Оригинальность мышления – способность находить нестандартные решения, рождать оригинальные образы и идеи, видеть необычное в обычном.
  • Способность изменять назначение объекта, усовершенствовать его, добавляя детали.

К выделенным Дж. Гилфордом характеристикам позднее добавили и еще один важный показатель: легкость и скорость мышления. Быстрота нахождения решения не менее, а иногда и более важна, чем его оригинальность.

Как развивать творческие способности

Развивать творческие способности лучше начинать с детства, когда потребность в творчестве очень сильна. Вспомните, с каким восторгом малыши воспринимают все новое, как радуются новым игрушкам, занятиям, прогулкам в незнакомых местах. Дети открыты миру и, как губка, впитывают знания. Их психика очень гибкая и пластичная, у них еще нет стереотипов, стандартов, на основе которых строится мышление взрослых. И главным инструментами мыслительной деятельности детей являются образы. То есть имеются все предпосылки и возможности для эффективного развития творческих способностей. Особенно успешно проходит этот процесс, если взрослые поощряют проявление творчества детей и сами организуют совместные занятия и игры.

Что касается взрослых, то и в этом случае возможно повысить уровень креативности, сделать профессиональную деятельность более творческой или найти возможность реализовать свою потребность в творчестве в каком-то искусстве, хобби или увлечении.

Главное для взрослого – именно наличие потребности, так как часто люди сетуют на то, что Бог их обделил талантом, но ничего не делают, чтобы найти область, в которой их личность могла бы реализоваться. Но если вы осознали необходимость развития своего потенциала, то такая возможность есть.

Любые способности развиваются в деятельности и предполагают овладение навыками, то есть тренировку. Учитывая, что творческие способности – это в первую очередь набор качеств и свойств мышления, тренировать нужно именно мыслительные способности.

Специально для развития креативности, мышления и разработаны целые тренинги, и упражнения из них можно выполнять самостоятельно, тем более что они часто напоминают увлекательную игру.

Упражнение «Цепочка ассоциаций»

Ассоциативное мышление играет важную роль в творчестве, но оно чаще всего непроизвольно, спонтанно, поэтому нужно учиться им управлять. Вот одно из упражнений по развитию навыков осознанной работы с ассоциациями.

  1. Возьмите лист бумаги и ручку.
  2. Выберите какое-то слово. Выбор должен быть произвольный, можно просто открыть словарь на первой попавшейся странице.
  3. Как только вы прочитали слово, сразу же «поймайте» в голове первую ассоциацию на него и запишите ее.
  4. Далее в столбик запишите следующую ассоциацию, но уже на записанное слово и так далее.

Следите за тем, чтобы ассоциации были последовательными, на каждое новое слово, а не на предыдущее или самое первое. Когда их в столбике наберется 15-20, остановитесь и внимательно прочитайте, что у вас получилось. Обращайте внимание на то, к какой сфере, области действительности относятся эти ассоциации. Это одна сфера или их несколько? Например, к слову «шляпа» могут быть ассоциации: голова – волосы – прическа – расческа – красота и т. д. В данном случае все ассоциации находятся в одном смысловом поле, вы не смогли выйти из узкого круга, перескочить через стереотипное мышление.

А вот другой пример: шляпа – голова – мэр – дума – мышление – интерес – чтение – уроки и т. д. Здесь есть ассоциативная связь, но мышление постоянно меняет свою направленность, выходя в новые сферы и области. Несомненно, второй случай свидетельствует о более творческом подходе.

Выполняя это упражнение, добивайтесь подобных переходов, но не задумывайтесь над рождением ассоциаций слишком долго, ведь процесс должен быть непроизвольным. В игру с ассоциациями можно играть в компании, соревнуясь, у кого за определенный промежуток времени будет больше ассоциаций и оригинальнее переходы.

Упражнение «Предмет-универсал»

Это упражнение помогает развивать целый комплекс качеств: оригинальность мысли, семантическую гибкость, образное мышление и воображение.

  1. Представьте какой-то простой предмет, например, карандаш, крышку от кастрюли, ложку, коробок спичек и т. д.
  2. Выбрав предмет, подумайте, как его можно использовать, кроме прямого назначения. Постарайтесь найти как можно больше вариантов применения и старайтесь, чтобы они были оригинальными.

Например, крышку от кастрюли можно использовать как щит, как ударный инструмент, как основу для красивого панно, как поднос, как форточку при ее отсутствии, как шляпу, как зонт, как карнавальную маску, если в ней провертеть дырки для глаз… Сможете продолжить?

Точно так же, как и первое упражнение, это можно выполнять в группе, придав ему форму соревнования. Если группа достаточно большая, например, класс, то можно предложить называть новые функции предмета по очереди. Тот игрок, который не может придумать нового, выбывает. И останутся в конечном счете самые креативные.

Это только примеры упражнений на . Попробуйте придумать такие игры сами, и это тоже будет хорошим тренингом.

Развитие способностей - это актуальная тема, которая в последнее время интересует многих людей. Творческие люди добиваются успеха во многих сферах. Как развивать творческие способности у детей? Такой вопрос часто слышат педагоги и воспитатели.

Чтобы понять, как именно организовать процесс развития, следует выяснить, что подразумевают под обозначением «творческий потенциал». Это понятие обозначает целую совокупность творческих качеств и возможностей личности. С помощью таких качеств человек может выразить себя и стать счастливым.

Существуют разные точки зрения на эту тему. Большинство специалистов считает, что креативность ребенка - это заслуга его родителей. В детских садах и школах детей ограничивают определенными нормами и рамками. Поэтому наличие нестандартного мышления у малыша - это задача родителей.

Есть мнение, что задатки особых способностей должны быть у ребенка от природы. Под задатками понимают степень развития 1-й и 2-й сигнальной систем мозга. Таким образом, различают художественный тип (преобладает первая сигнальная система), мыслительный тип (преобладает вторая сигнальная система) и средний тип (системы уравновешены).

Дети, которых можно отнести к первому типу, получают яркие непосредственные впечатления от окружающих объектов. Они способны мылить образами. У них живое и богатое воображение. Это эмоциональный тип. Люди, у которых преобладает вторая сигнальная система (мыслительный тип) хорошо анализируют и систематизируют информацию. Они склонны к абстрактному мышлению. В любом случае задатки надо развивать. Сами по себе они могут проявиться только в незначительной степени.

Важные моменты развития

Начинать следует с самого раннего возраста. Специалисты утверждают, что оптимальное время для начала - период с младенчества до 5 лет. Развив способности у ребенка, вы поможете ему стать интересной личностью.

Любое качество формируется только в процессе активной деятельности. Нельзя сделать вывод о наличии каких-либо способностей у человека, не наблюдая его в практической деятельности. Если ребенка еще не обучили музыке, то нельзя говорить о его способностях в этой области. Только в ходе правильного обучения можно сделать тот или иной вывод. Ведь человек не рождается способным к определенной деятельности. Навыки у него формируются в течение жизни. Поэтому правильная организация деятельности малыша имеет огромное значение.

Под влиянием воспитания и обучения ребенок начнет проявлять склонность к определенным сферам деятельности. Если имеются задатки и оптимально организованы занятия, то развитие творческих способностей у ребенка происходит очень быстро. В таком случае создается иллюзия врожденных способностей.

Что относится к творческим способностям

Психологи различают общие и специальные способности. Первая группа включает в себя те качества, которые помогают человеку достичь успеха в разных видах деятельности. Это точность движений, хорошая память, сообразительность, хорошая речь и др. Во вторую группу входят способности, необходимые для достижения успеха в какой-то определенной области: музыкальной, литературной, изобразительной и т. д. У ребенка могут быть хорошо развиты общие и специальные способности вместе.

У детей выделяют следующие основные группы способностей:

  • творческое воображение (фантазия, интуиция);
  • творческое мышление (живость ума);
  • практическое применение методов организации творческой деятельности (стремление познавать новое, стремление к успеху и открытиям).

Творчество - это увлекательно

Если деятельность малыша связана с творчеством, то она становится привлекательным занятием. В процессе такого занятия ребенок начинает думать и развиваться. Деятельность такого рода связана с новыми открытиями и возможностями. Малыш начинает проявлять ранее скрытые способности.

Первые успехи в деятельности становятся мощным стимулом для ребенка и родителей. Они чувствуют воодушевление и с удовольствием продолжают занятия. Творческая деятельность помогает ребенку укрепить свою самооценку, способствует уверенности в себе и повышает планку притязаний.

Для правильного развития большое значение имеет воображение. Маленькие дети всегда проявляют его в процессе игры. Действуя с предметами в реальности, ребенок придумывает нереальные истории. Не стоит пресекать такие игры, так как в этот период происходит зарождение воображения. Сложившись в игре, оно перейдет и на другие сферы деятельности малыша.

Дети не врут, они просто фантазируют. Воображение проявляется в сочинении сказок, стишков, рисовании. Психологи рекомендуют взрослым развивать это качество. Ведь оно является основой для фантазии и креативного мышления. Существуют разнообразные приемы для развития воображения. Например, можно разглядывать линии, облака, трещины или пятна, пытаясь найти в них сходство с определенными предметами. Придумывайте ребенку задания на сочинение сказок, стихов и занимательных историй.

Творческое начало хорошо проявляется в процессе рисования. Поощряйте инициативу малыша. Просто прекрасно, если ребенок добавляет какие-то свои детали к готовому рисунку, придумывает сюжет, изменяет цвета и т. д. Ваше положительное отношение к таким действиям формирует отличный стимул для дальнейших занятий.

Три способа ускорения творческого развития

1. Создание гармоничной и благоприятной атмосферы, доброжелательность. Родители должны всячески поощрять креативные идеи ребенка. Почаще хвалите малыша, не ругайте его за оплошности в процессе деятельности.

2. Создайте хорошую материальную базу для творческого развития. У ребенка должна быть возможность практиковаться и упражняться.

3. Стимулируйте развитие способностей, помогая малышу решать творческие проблемы. Отвечайте на вопросы ребенка, не отмахивайтесь от них под предлогом занятости.

Специалисты уже давно подметили, что творческие люди наиболее адаптированы к различным переменам и легче привыкают к любым изменениям в жизни. Поэтому, даже если ваш ребенок больше интересуется подвижными играми или стремиться пересчитать всех воробьев в парке, нужно обязательно уделять большое внимание развитию креативности и творческих способностей. Ну а наши советы помогут вам в этом.

Принято считать, что развивать творческие способности и креативность нужно только в том случае, если ребенок явно проявляет склонность к творчеству. Однако важно понимать, что в каждом человеке природой заложено стремление творить и окружать себя красивыми вещами. Таким образом, можно смело заявить, творчество проявляться не только в музыке или рисовании, не менее значимую роль оно играет и в таких точных науках, как математика, химия или физика, поскольку именно умение находить нестандартные решения, обобщать и анализировать позволяет добиться успеха в научной работе.

Кроме того, специалисты уже давно подметили, что творческие люди наиболее адаптированы к различным переменам и легче привыкают к любым изменениям в жизни. Ведь даже самую обычную стирку или другую рутинную работу можно превратить в увлекательнейшее занятие, если проявить творческий подход и немного креативности. Поэтому, даже если ваш ребенок больше интересуется подвижными играми или стремиться пересчитать всех воробьев в парке, нужно обязательно уделять большое внимание развитию креативности и творческих способностей. Ну а наши советы помогут вам в этом.

Развиваем креативность


В каждом ребенке с самого рождения заложен огромный потенциал креативности, который по мере взросления может сойти практически на нет. Чтобы этого не произошло нужно с первых же лет жизни малыша создавать ему благоприятную среду для развития фантазии, воображения и творческого мышления. Когда родители предоставляют своему ребенку возможность выражать себя и свои эмоции нестандартно, они учат его смотреть на мир по-новому. Что это даст? Ребенок сможет не только решать поставленные перед ним задачи, но и не будет бояться подходить к их решению с другой, нетрадиционной стороны. В то же время будет расти его самооценка, он не будет бояться рисковать и воплощая в жизнь новые идеи.

Что же нужно делать родителям для того, чтобы их ребенок вырос креативным и сообразительным?

1. Стремитесь наполнить мир ребенка материалами и игрушками, которые позволят ему воплощать свои фантазии и идеи (то есть, развивающими творческое воображение ). Например, конструктор или большой гардероб для куклы позволит ребенку комбинировать и придумывать новые способы их использования. У малыша всегда должны быть под рукой краски, клей, ножницы и разноцветная бумага. Для детей постарше открывается еще больше возможностей для творческого самовыражения – это и фотография, и музыка, и живопись, и резьба по дереву. Вариантов бесчисленное количество.

2. Одним из наиболее интересных способов развития творчества уже с раннего детства является спектакль, поэтому почаще устраивайте дома представления домашнего театра. Для маленьких детей это должны быть несложные ролевые игры, где они примеряют на себя разные роли, часто даже из взрослой жизни (например, доктор или продавец.) С возрастом игру необходимо усложнять – ребенок должен принимать непосредственное и самое активное участие в подготовке представлений: мастерить костюмы, делать реквизиты, рисовать декорации и т.д. Помощь родителей, конечно же, нужна, но в разумных пределах.

3. Всегда поддерживайте своего ребенка, когда он делится с вами своими идеями. Не отталкивайте его, даже если у вас нет времени, и ни в коем случае не высмеивайте его, иначе он замкнется в себе.

4. Старайтесь как можно чаще посещать музеи и галереи искусств, концерты и выставки (это сможет вдохновить ребенка на новые идеи).

5. Организуйте домашнюю мини-выставку – храните поделки и рисунки ребенка на видном месте (это продемонстрирует ему, как им гордятся и ценят его труд).

6. Всегда давайте ребенку время подумать и самостоятельно принять решение поставленной перед ним задачи, не стоит его торопить.

7. Всячески поощряйте его любопытство. Нельзя отмахиваться от ребенка, когда он задает вопросы. Нужно найти время, чтобы обсудить все, что малыша интересует. Причем делать это нужно обстоятельно и не торопясь. Естественно, родители должны не только отвечать ребенку, но и стимулировать его любознательность, задавая наводящие вопросы – можно интересоваться обо всем, что вы и ваш ребенок видите вокруг: природа, люди, скульптуры, граффити, интересная архитектура и т.д.

8. Обратите внимание ребенка на творчество других детей. Таким образом он сможет понять, что не только взрослые умеют и могут создавать красивые вещи.

Ну и самое главное, не помешало бы и самим родителям стать креативнее. Ведь главный пример для подражания – это родители.

Развиваем творческие способности ребенка


Главная ошибка родителей, которые стремятся развить творческие способности ребенка – приобретение развивающих игрушек с уже заданной сюжетной линией. Такие игры и игрушки просто не дают малышу проявить всю свою фантазию. А ведь именно фантазия (домысел) как раз и развивает воображение, без которого невозможно творить. Конечно, различные конструкторы, в какой-то мере позволяют пофантазировать и очень привлекают детей, но все-таки они недостаточны для полноценного творчества. В свободном доступе у ребенка всегда должны быть и другие необходимые предметы: пластилин, карандаши и альбомы. В лепке и рисовании ребенок сам придумывает своих героев и свои истории. Здесь вовсю работает воображение.

Для такого творческого самовыражения не нужно жалеть пространства комнаты. Нужно выделить небольшую область в квартире, где ребенок сможет общаться с собственной фантазией, и не будет бояться испачкать пластилином ковер или измазать красками обои. Кстати, если малыш "выйдет" за пределы отведенной под занятия творчеством части комнаты ни в коем случае нельзя его ругать, а тем более наказывать. Просто постарайтесь доходчиво ему объяснить, что так делать не стоит.

Поощряйте собственных детей генерировать идеи. Это можно делать изо дня в день, предлагая ребенку самому выстраивать план на выходные или на какую-нибудь поездку. Старайтесь не подавлять творческую мысль ребенка , даже если с вашей точки зрения она бессмысленна. Прислушиваться к нему. Пусть ребенок учится ошибаться в своих творческих изысканиях. Родители могут лишь слегка корректировать новые идеи. Осуждение и высмеивание совершенно недопустимо. А, вот в меру хвалить ребенка очень полезно. Это вселяет в него уверенность и оптимизм.

Старайтесь поощрять гибкость мышления. Если ребенок предложил один вариант решения какой-то задачи, попробуйте предложить ему придумать еще несколько вариантов. При этом помните, что размышлять полезно сообща. Ребенок должен видеть ваше соучастие и вашу заинтересованность. Иногда уместно попросить ребенка изобразить разные идеи и варианты решений с помощью красок на обычном альбомном листе.

Полезно сокращать время, проведенное перед телевизором. Лучше его посвятить совместным играм, прогулкам или интересным занятиям.

Если ребенок не очень хорошо сходится с другими детьми и, что часто бывает, стеснителен и растерян в незнакомой обстановке, следует приглашать его сверстников в дом и заниматься любым творчеством: репетировать детский спектакль , моделировать корабль или самолет. Такие занятия не только помогут раскрепостить ребенка, но и разовьют социальные навыки и здоровую конкуренцию в творчестве.

Очень важно наблюдать за интересами ребенка, следить за тем, чтобы он был обеспечен нужными материалами для творчества и необходимой литературой по избранной тематике.