Как найти общий язык с ребенком. Как легко найти общий язык с ребенком

Сейчас часто утверждают, что депрессия, разводы, стрессы – это беда современной эпохи. Ее возникновение объясняют перегрузками. Но это только часть правды.

  • А что испытывает человек, который страдает от депрессии? Нежелание жить.
  • Почему разводится пара спустя много лет совместной жизни? Из-за нежелания любить.
  • Или как найти общий язык с ребенком? Эта проблема возникает по причине нежелания принимать ребенка как есть.

Перечисленные ситуации происходят, потому что у людей нет жизненной силы. А эта самая сила отсутствует по причине того, что человек не любит сам себя, нет любви в себе, и, как результат, он(а) не может полюбить кого-то.

От любви зависит наша жизнь
Зачастую мы относимся к любви прохладно, легкомысленно, потому что не понимает, что она значит для нас на самом деле. Возникают мысли: «Мне для жизни нужно поесть, одеться, заплатить за квартиру. Для этого деньги нужны. А любовь… живут же как-то без любви, и ничего». Иногда любовь и вовсе может приниматься как преграда в достижении амбициозных целей: супруг ревнует к работе, нет свободного времени для семьи. Однако любовь – это не лишнее.

От количества любви в нас самих зависит ни много ни мало – выживание!

Например, процент выживания среди брошенных недоношенных детей, даже если им создать необходимые условия, намного ниже, чем среди тех, кого посещают мамы. Тело можно насытить едой, а вот в душе без любви навсегда поселиться пустота и недовольство.

Полноценное развитие ребенка зависит в первую очередь от любви. В любом возрасте: дошкольном, подростком, тоже хотят родительской любви, даже если всячески отрицают это.

Любовь родителей должны быть без условий
Ребенок наполняется любовью еще до рождения. Это первый вид любви для него, и самый важный – родительская. Прежде всего, она проявляется в заботе и внимании. Если мама или отец не отдают детям достаточно времени, игнорируют их, то они должны быть готовы к тому, что ребенок найдет любой способ, чтобы родители заметили его. Чаще поступок будет плохим, ведь на него отреагируют быстрее и сильнее. Поэтому в раннем детском возрасте родителям нужно быть особенно деликатными. Если дети получают внимание подзатыльником, шлепком по попе, запретом, криком, то они могут решить, что и есть «любовь».

Чтобы в будущем вы не столкнулись с тем, как найти общий язык с ребенком, с первых дней относитесь к нему уважительно, доброжелательно, дайте понять, что ему рады и что он нужен.

Мудрые не унижают детей, не наказывают, а любовь проявляется не только словами, но и действиями. Ребенок – чистый лист бумаги. На который с момента (!) записывается как родители живут друг с другом, общаются. И уже будучи взрослым ребенок перенесет такие отношения в свою семью.

Искренность и доверие между родителями – вот основа для душевной близости с ребенком и теплых отношений.

Но самое важное – родительская любовь безусловна, другими словами: ты мой ребенок, и я люблю тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими качествами, привычками, склонностями и недостатками, без всяких «но».

Это не значит, что родителям понравятся любые поступки ребенка. Просто они принимают и любят его вопреки всему. Ребенок наполняется родительской любовью, и как следствие, складывает мнение о себе: «Я – нечто ценное».

Ненависть матери к отцу отравляет ребенку жизнь
После развода ребенок обычно остается с матерью. Ей, порой, очень трудно найти общий язык с ребенком, особенно, подростком. И вот почему. По опыту, часто женщина держит ненависть к бывшему супругу. Не беспочвенно, нередко причиной развода становится измена мужа. В любом случае, для детей – это ужасная трагедия.

Ребенок «состоит» из отца и матери, пополам. Когда мать ненавидит отца, она будто показывает ребенку: половину тебя я не люблю и не признаю.

Часто она с ненавистью говорит: «Ты как твой отец», «Не будь как отец!» О каком наполнении любовью от родителей может идти речь? Если мама любит своего ребенка, ей нужно понять: как бы не обидел ее муж, он всегда остается отцом для него. Она должна найти силы справиться с ненавистью и нормально относиться к бывшему супругу.

Женщине нужно допустить отца к ребенку на физическом уровне, и на уровне души. Она не должна занимать позицию отца, пусть остается матерью. Даже если, например, сын не общается с отцом, у него будут складываться хорошие отношения со взрослым мужчиной: учителем, родственником, тренером. Если мать-одиночка не навяжет сыну ненависть к мужскому полу, ребенок найдет мужчину на роль отца, а в будущем будет открыто проявлять свои мужские качества.

Все вышесказанное непосредственно касается и мужчин. Ведь их плохое отношение к бывшим женам так же негативно проявляется в детях. Они страдают от нарушений сна, энуреза, зависимости, испытывают агрессию к родителям, ребенок даже может решиться поднять руку на кого-то из них или убежать из дома.

Как найти общий язык с ребенком подростком?

Однажды ко мне обратилась женщина, которая никак не могла наладить отношения с сыном тринадцати лет. Она вышла замуж во второй раз, с первым мужем разорвала отношения, чувствовала к нему ненависть и обиду. С мамой вел себя агрессивно, отчима не замечал, прогуливал школу, иногда не ночевал дома. В своих неприятностях обвинял маму. Любые попытки найти общий язык с были безрезультатны, что привело ее в отчаяние.

С помощью терапии она смогла отпустить негатив к бывшему мужу. Как только она приняла душой, что он отец ее ребенка и всегда останется им, женщина тут же увидела перемены в поведении сына: он стал менее резким и даже иногда соглашался с ее советами. После чего она сделала следующее действие: спустя много лет молчания она позвонила бывшему мужу и восстановила с ним связи. Сын стал встречаться с отцом, познакомился с его новой семьей. Агрессия к матери сменилась теплыми чувствами. Мальчик стал общаться с отчимом, прислушиваться к нему. Так что – все в наших руках!

В процессе жедневного взаимодействия с детьми взрослые часто оказываются в сложной ситуации, когда они не понимают действий и поступков ребенка. Даже самые послушные дети в кризисные периоды своего развития становятся неуправляемыми и в такие моменты очень сложно найти с ними общий язык. Данный материал поможет родителям, учителям - всем взрослым понять своих детей и научиться с ними взаимодействовать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как найти общий язык с ребенком?

Часто взрослые оказываются в ситуации, когда они не понимают своих детей – их действий и поступков. Дети, иногда даже самые послушные, становятся неуправляемыми, с ними сложно найти общий язык, договориться о чем-либо.

Если не происходит построения доброжелательных, бесконфликтных отношений, то чаще всего виновными считают детей, которые «не умеют себя правильно вести», «не уважают взрослых», «стали неуправляемыми» и т.д.

В большинстве случаев не существует отдельно взятых проблем ребенка. Так называемые «проблемы ребенка» (грубость, лживость, агрессия) являются проблемами отношений взрослых (родителей, родственников, учителей) с детьми.

Что же делать? Как найти подход к ребенку? Как наладить с ним отношения? Поиск ответов на эти и подобные вопросы связан, во-первых, со знанием общих правил организации взаимодействия с детьми, во-вторых, с пониманием возрастных закономерностей развития личности ребенка на разных этапах его жизненного пути.

Основой эффективного взаимодействия с детьми различного возраста являются эмоциональные отношения, которые строятся на привязанности ребенка и ответных чувствах взрослых. В.В. Столин выделяет три параметра отношений, влияющие на проявление любви родителей к своему ребенку: 1) симпатия – антипатия; 2) уважение – неуважение; 3) близость – отдаленность.

Опираясь на эти параметры, можно описать некоторые типы родительской любви.

  1. Действенная любовь – наиболее оптимальный вариант отношений, который сочетает в себе симпатию, уважение и близость: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».
  2. Отстраненная любовь – родители испытывают симпатию и уважение у ребенку, но в общении с ним сохраняется большая дистанция: «Какой у меня прекрасный ребенок, жаль. Что у меня нет времени для общения с ним».
  3. Действенная жалость – есть симпатия, близость, но отсутствует уважение: «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, все равно это мой ребенок и я его люблю». Здесь любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция): «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».
  4. Отвержение и презрение – наиболее травмирующий вариант отношений, при котором ребенок чувствует антипатию, неуважение со стороны родителей, нежелание общаться с ним: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело». Ребенок при таком отношении чувствует себя нелюбимым, испытывает разочарование, страх быть отвергнутым другими людьми.

Представленная типология родительских отношений к детям может быть использована и для характеристики взаимодействия между педагогами и детьми. Важно, чтобы чувствовал, что к нему относятся с симпатией, его уважают и хотят с ним взаимодействовать. Для формирования такой уверенности необходимо соблюдать правило безусловного принятия (правило «трех П»).

  1. Понимание – означает умение видеть ребенка «изнутри», умение взглянуть на мир глазами ребенка.
  2. Принятие – это положительное отношение к ребенку, его индивидуальности независимо от того, радует он взрослых в данный момент или нет, принятие его таким, какой он есть на самом деле, возможно, не слишком умным, доставляющим массу хлопот и неприятностей. Под принятием понимается признание права ребенка на индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Для формирования у ребенка чувства принятия взрослым следует отказаться от негативных оценок личности и качеств характера : «Вот бестолковый! Ты что глупый? Сколько раз можно объяснять!»
  3. Признание – это предоставление ребенку права в решении тех или иных проблем, права на совещательный голос. Этот принцип означает не одинаковость взрослого и ребенка, а равноценность их потребностей, желаний. Вместо высказываний типа «Надень это…», «Пусть лежит там…» лучше предложить ребенку альтернативу, выбор: «Тебе что дать – это или то?»

Выразить ребенку положительное отношение, показать ему, что его слышат и понимают, взрослые могут, используя в общении правила эффективного слушания , сформулированные Ю.Б. Гиппенрейтер.

  1. Уделять общению с ребенком специальное время. Слушайте его внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или иную информацию, которую сообщает ребенок (жестами, выражение лица, вопросами).
  2. Сохраняйте терпение, когда дети не могут сразу что- то сказать. Им нужно больше времени, чтобы сложить мысли во фразы. А когда детей переполняют эмоции, то процесс становится еще труднее.
  3. Помните о том, какое впечатление и влияние на ребенка могут оказать ваши слова . Дети очень чувствительно реагируют на замечания, в том числе и на невербальные выражения эмоций. Тон голоса, выражение лица, нахмуренные брови – все влияет на то, как ребенок воспримет реакцию взрослого.
  4. Задавайте вопросы, чтобы показать свою заинтересованность и участие .
  5. Используйте формулу «Я – сообщения». «Когда ты…(действия ребенка), я чувствую…(свои чувства), потому что…(объяснение, почему действия ребенка вызывают описанные чувства). Мне хотелось бы, чтобы…(описание желаемого хода развития событий). Например: «Когда ты перебиваешь меня во время урока, я сержусь, так как твои вопросы мешают мне сосредоточиться и объяснить новую тему. Мне хотелось, чтобы ты задавал вопросы после моего объяснения».

Применение правил эффективного общения способствует установлению открытых, доверительных отношений с детьми и позволяют чувствовать понимание и принятие со стороны взрослых.

Типичные ошибки при общении с детьми

  1. Приказы, команды : «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Замолчи!». Такие слова вызывают чувства бесправия, а то и «брошенности в беде». В ответ дети обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются, упрямятся.
  2. Предупреждения, предостережения, угрозы : «Если ты не прекратишь плакать, я уйду»; «Смотри, как бы не стало хуже»; «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!». Чаще всего угрозы бессмысленны, так как не содержат информации о том, как можно исправить ситуацию. А при частом повторении, дети привыкают

и перестают на них реагировать.

  1. Мораль, нравоучения, проповеди : «Ты обязан вести себя прилично», «Ты должен уважать взрослых». Дети чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку.
  2. Советы, готовые решения : «А ты возьми и скажи…», «Я бы на твоем месте сдал сдачи…». За негативной реакцией ребенка стоит желание быть самостоятельным, принимать решения самому.
  3. Доказательства, доводы, нотации, «лекции» : «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки; «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки». Возникает ситуация, которую психологи называют «смысловым барьером» или «психологической глухотой».
  4. Критика, выговоры, обвинения : «На что это похоже!»; «Все из-за тебя!»; «Зря я на тебя надеялась!». Они вызывают у детей либо нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность, разочарование в себе. У ребенка формируется низкая самооценка (я плохой, безвольный, безнадежный, неудачник).
  5. Безмерная похвала : «Молодец, ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая!». Ребенок может стать зависимым от похвалы, ждать ее, искать ее («А почему ты сегодня меня не похвалила?»). Или он может заподозрить вас в неискренности, что вы хвалите его из каких – то своих соображений. Намного лучше искренне выразить свое чувство, например, «Я так рад(а) за тебя».
  6. Обзывание, высмеивание : «Плакса – вакса!», «Не будь лапшой!», «Какой же ты лентяй!». Дети обижаются и защищаются: «Пусть лапша», «Ну и буду таким!».
  7. Догадки, интерпретации : «Я знаю, что это все из-за того, что ты…», «Небось, опять подрался…», «Я вижу тебя насквозь…». Защитная реакция ребенка – желание уйти от контакта.
  8. Выспрашивание, расследование : «Нет, ты все-таки скажи!», «Я все равно узнаю!». Нужно постараться вопросительные предложения заменить на утвердительные. Вместо «Почему ты злишься?» сказать: «Я чувствую, что ты злишься».
  9. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания . Иногда слова «Я тебя понимаю», «Я тебе сочувствую» , «Не обращай внимания», «Ничего страшного» могут прозвучать слишком формально. Ребенок может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживаний. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе.

Таким образом, одним из основных условий создания атмосферы доверия в отношениях с детьми является их безусловное принятие со стороны взрослых, а также их умение использовать навыки общения, благодаря которым дети могли чувствовать, что их не только понимают, но и уважают. Рассмотренные выше правила построения конструктивного общения являются универсальными и могут быть использованы при взаимодействии с детьми различного возраста. Но в то же время следует отметить, что на каждом этапе возрастного развития имеются специфические, типичные для данного возраста проблемы, с решением которых сталкиваются взрослые.

Дошкольник: трудности воспитания

Дети с 3-х до 6-ти лет проходят колоссальный путь психического развития. Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, через игровые и реальные отношения со сверстниками, формирования детской личности.

В дошкольном возрасте изменяется место ребенка в системе отношений в семье . Ребенок в возрасте от 3-х лет переживает сильное потрясение от своего открытия: он не является центром мироздания. Он открывает также, что не является центром своей семьи. Особенно его потрясает открытие, что папа любит маму, а мама – папу.

Малыш стал более самостоятельным, и мама почувствовала, что может меньше им заниматься. Самостоятельность радует ребенка. Но его не устраивает, что мама не принадлежит только ему. То же относится и к папе. Теперь ребенку дают понять, что общение будет строиться иначе, как взаимодействие треугольника: «мама – папа – малыш». Такие отношения не совсем устраивают ребенка. Он возмущается, ревнует, однако вынужден принять эти новые формы общения. Он бдительно следит за родителями. И здесь разгораются новые страсти: то он предпочитает одного из родителей, то другого. Наконец эти ревнивые формы общения проходят. Успокоившийся ребенок любит и маму и папу.

Появляется мощная потребность в реализации и утверждении своего Я, что выражается в кризисе 3-х лет . У ребенка наблюдаются такие яркие проявления кризиса, как упрямство, капризы, негативизм, беспричинный рев.

Наиболее остро переживают кризис те дети, которые слишком опекаются взрослыми, либо те, которые живут в условиях авторитарного воспитания со строгими мерами наказания. И в первом, и во втором случае потребность ребенка в самостоятельности подавляется – это и является основной причиной кризиса 3-х лет.

Еще одна специфическая особенность ребенка – дошкольника в том, что большую часть времени он проводит в игре. Ни одно другое занятие в этом возрасте не способствует развитию так, как игра. Через проигрывание разных сюжетов и ситуаций, ребенок начинает понимать отношение между людьми, правила этих отношений, разбираться в многообразном мире человеческих эмоций и желаний. В совместной игре возникает обмен опытом. Отмеченные выше психологические изменения могут приводить к тому, что родители и педагоги сталкиваются с некоторыми типичными проблемами в общении и воспитании детей. Рассмотрим некорорые из них подробнее.

Детская агрессивность, ее причины.

  1. Агрессивное поведение самих взрослых – детская агрессивность возникает как следствие подражания действиям родителей, других взрослых, поведение которых они наблюдают.

Что делать?

Важно, чтобы дети видели примеры миролюбивого поведения. Нельзя в присутствии ребенка демонстрировать вспышки гнева или нелестные высказывания о ком – либо.

  1. Недостаточное проявление любви к ребенку – агрессивные действия ребенка есть не что иное, как попытка привлечь к себе внимание родителей.

Что делать?

Важно проводить достаточное количество времени с ребенком, руководствуясь при этом принципом «уделять внимание не тогда, когда он зол и агрессивен, а, напротив, в ситуациях, когда он дружелюбен и спокоен», тем самым показывая, что внимание и любовь со стороны взрослых он может получить и другим способом. Не стесняться лишний раз приласкать или пожалеть ребенка. Нужно помнить, что в этом возрасте чувства, выраженные через прикосновения, поглаживания и другие формы тактильного контакта имеют для ребенка гораздо большее значение, чем попытки взрослого что-то объяснить с помощью слов.

  1. Протест против действий, запретов взрослых – протест против ограничения его самостоятельности, чрезмерной опеки со стороны взрослых.

Что делать?

Взрослые должны помнить о том, что в каждом возрасте ребенку необходимо испытывать чувство личной самостоятельности, которое формируется путем совершения самостоятельных действий: «Я то, что я могу делать сам». Определите те действия, обязанности, с которыми ребенок справится самостоятельно и не препятствуйте в их выполнении. Доставьте ребенку удовольствие. Позвольте испытать ему чувство гордости собой, похвалиться тем, что он помог вымыть посуду или убрать за собой игрушки.

  1. Отсутствие коммуникативных навыков – агрессивные действия направлены на то, чтобы привлечь внимание других, вступить с ними в контакт. Агрессия является следствием неудовлетворенной потребности ребенка в общении.

Что делать?

Учить ребенка неагрессивным способам установления контакта с другими детьми. Взрослые должны показать ребенку, как познакомиться с незнакомыми детьми, как играть в совместные игры. Лучшим способом является пример самого взрослого, который он демонстрирует ребенку.

Застенчивость и ее причины

Застенчивость – это состояние психики и обусловленное им поведение человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряженность, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе. В качестве причин детской застенчивости можно рассматривать следующие.

  1. Сильная привязанность ребенка к матери. Застенчивость ребенка вызвана страхом «отделения» от матери. Мать живет интересами ребенка, а точнее, вместо него.

Что делать?

Нужно расширять круг общения ребенка, приводить в незнакомые места, знакомить с новыми людьми. Более активную позицию должен занимать отец, так как именно на нем лежит функция социального расширения социального опыта ребенка. В этом случае эмоциональное отдаление от матери для ребенка менее травмирующее, так как рядом находится очень важный человек – отец. Задача взрослых – показать ребенку, что мир вокруг него безопасен, ему можно доверять.

  1. Отсутствие социального опыта, неумение разрешить сложные ситуации в общении. В основе застенчивости лежит неспособность справляться с новыми требованиями, которые ему предлагает ситуация расширяющегося социального взаимодействия.

Детские капризы

Капризы – это бурное проявление гнева и злости, когда ребенок кричит, плачет, топает ногами, катается по полу, швыряет вещи, пинается, кусается, царапается и даже пытается сделать больно самому себе.

Причины

  1. Чрезмерная забота на фоне полной вседозволенности со стороны родителей. Ребенок окружен чрезмерной заботой и вниманием, любые его желания и прихоти удовлетворяются. В то же время отсутствует четкая система требований и запретов, «ребенку все разрешено». В этом случае любое действие со стороны взрослых, которое противоречит намерениям ребенка, вызывает бурный протест.

Что делать?

Взрослые должны разработать четкую систему требований и следить за их выполнением. Важно, чтобы требования были соразмерны возрасту ребенка, а их соблюдение контролировалось всеми взрослыми, которые участвуют в воспитании. Не должно возникать двойственных ситуаций, когда «мама не разрешает, а с бабушкой можно». Если существует система требований и осуществляется контроль за их выполнением, то у ребенка нет повода капризничать – он понимает «правила игры».

  1. Ограничение жизненно важных интересов и потребностей, с которыми ребенок не может примириться. В этом случае, напротив, ребенку практически ничего нельзя. Важные жизненные потребности не находят удовлетворения. Например, ребенку 5 – 6 лет дано указание взрослого «стой на месте!». Естественно, через некоторое время он начнет капризничать и демонстрировать непослушание.

Что делать?

Следует проанализировать, насколько выдвигаемые требования ребенку выполнимы с учетом возрастных особенностей детей. Не требует ли их выполнение чрезмерного напряжения от ребенка? Не страдают ли при этом его важные жизненные потребности? Обычно в этих случаях рекомендуется «переключить внимание ребенка» на другой вид деятельности, найти другие способы удовлетворения важных потребностей этого возраста.

  1. Привлечение внимания родителей как своеобразная просьба помочь, вмешаться . Капризы – это достаточно распространенный способ привлечь к себе внимание.

Что делать?

Как и в случае с агрессивным поведением, взрослым необходимо «переучить» ребенка более эффективным, приемлемым способам получения внимания, оказывая ему многочисленные знаки симпатии и поддержки в тех случаях, когда он не капризничает, «ведет себя хорошо».

Упрямство

Характеризуется активным отвержением требований взрослых. Появление упрямства может быть обусловлено мелочной опекой взрослых или пренебрежительным отношением к их стремлению быть самостоятельными.

Причины

  1. Излишняя строгость, давление со стороны родителей, требование родителей о беспрекословном послушании ребенка . Упрямство проявляется как протест против диктата родителей.

Что делать?

Взрослому необходимо проанализировать конфликтные ситуации. Насколько были важны те требования, против соблюдения которых протестовал ребенок? Действительно ли их выполнение является принципиальным? Готовность взрослого к диалогу, умение уступать, прислушиваться к мнению другого является одним из эффективных методов профилактики детского упрямства, так как ребенок получает опыт умения договариваться, идти на компромисс.

  1. Резкое изменение жизненного уклада ребенка. Например, поступление ребенка в детский сад. Эти изменения могут восприниматься ребенком достаточно негативно, так как могут препятствовать удовлетворению потребностей ребенка (хочет спать, но нужно вставать; хочет играть с ребятами, но нужно уходить домой). С другой стороны, может возникнуть чувство нестабильности. Например, рождение брата или сестры может восприниматься ребенком как угроза его жизненному благополучию. Упрямство в этом случае – протест ребенка против изменений в системе семейных отношений.

Что делать?

Нужно донести до ребенка суть произошедших изменений, познакомить его с новыми правилами, которые соответствуют изменившейся ситуации.

* * *

Заканчивая обсуждение психологических особенностей дошкольника, следует отметить, что взрослые не должны забывать о важности совместной деятельности, совместных игр и занятий. К сожалению, многие родители не играют со своими детьми и не видят в этом ничего плохого. Они считают, что важнее научить ребенка читать и писать, а игра – это пустое развлечение. Об ошибочности таких рассуждений говорит тот факт, что именно игра в дошкольный период является для ребенка той деятельностью, в которой формируются важные для дальнейшего развития ребенка качества.

Младший школьник: проблемы взаимодействия

Младший школьный возраст (с 6 – 7 до 10 – 11 лет) – последний период детства. В этом возрасте ребенок начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

У детей 7-летнего возраста появляется ярко выраженное желание занять новое, более «взрослое» положение в жизни. В условиях школьного обучения это реализуется в стремлении к социальному положению школьника и учению как новой социально значимой деятельности. Именно этой потребностью обусловлены причины возникновения очередного возрастного кризиса семи лет . Он связан с тем, что ребенка перестает удовлетворять прежний образ жизни, он хочет занять позицию школьника. Если переход к новому положению своевременно не наступает, то у детей возникает та неудовлетворенность, которая и определяет поведение ребенка в соответствующий критический период.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Меняются интересы, ценности ребенка. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой – менее важным. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность . В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования. В этом возрасте происходит появление такого важного новообразования как произвольное поведение, которое означает способность ребенка подчинять свои действия образцу и следовать инструкции взрослого. Ребенок становится более самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого поведения лежат нравственные мотивы: он впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам.

Еще одно новообразование – планирование результатов действия и рефлексия. Ребенок способен оценивать свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Он уже может побороть в себе желания, если они не соответствуют определенным нормам или не приводят к поставленной цели.

Младшему школьнику присуща эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все необычное и яркое, но эмоции уже не так легко сменяют друг друга и не так явно проявляются, как в дошкольном возрасте. Если дошкольник быстро забывал о неприятностях, переключаясь на что-то радостное, то младший школьник может долго переживать неудачу и скрывать свои чувства. В этом возрасте могут возникнуть комплексы – сложные чувства унижения, оскорбленного самолюбия, неполноценности или, наоборот, чувства собственной значимости, исключительности. Поэтому ребенок постепенно начинает утрачивать свою непосредственность. Он еще достаточно открыт для взрослых, но уже не всегда проявляет свои истинные чувства и желания, иногда старается замаскировать причины своих поступков.

В этом возрасте ребенок уже многого достиг в межличностных отношениях. Авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Трудности младшего школьного возраста

Тревожность

Типичной формой проявления тревожности у младшего школьника является школьная тревожность. Она проявляется в различных страхах и переживаниях ученика, например. Страх оказаться непринятым в коллективе, страх оценки, боязнь учителя и т.д. переживание своего соответствия коллективным стандартам, правилам, нормам поведения сопровождается выраженным чувством вины при мнимых или реальных отклонениях. Можно обозначить следующие причины , повышающие уровень тревожности детей младшего школьного возраста.

  1. Завышенные требования со стороны взрослых, которым ребенок не может соответствовать. Изменение социального статуса ребенка с началом школьного обучения приводит к тому, что взрослые начинают относиться к нему иначе. Им кажется, что он теперь «взрослый» и должен многое знать. Например, многим родителям трудно привыкнуть, что их ребенок не самый лучший ученик класса. Они заставляют его много заниматься, что приводит к перенапряжению ребенка, утомляемости. Не увидев положительного результата, взрослые обвиняют в случившемся ребенка, кричат на него и даже применяют физические наказания, что приводит у ухудшению ситуации, повышая тревожность ребенка и вызывая у него устойчивый страх к школе.

Что делать?

Нужно спокойно относиться к возможным школьным неудачам ребенка, оказывать ему помощь. Важно подбадривать ребенка. Он должен быть уверен в том, что рядом взрослый, который готов всегда помочь. Необходимо научить ребенка всегда говорить о своих тревогах. Тревожного ребенка лучше заранее готовить к переменам и важным событиям. Преодолеть чувство тревоги помогает телесный контакт – погладить по голове, обнять его, посадить на колени. Учитель может выразить поддержку ребенка, коснувшись его плеча (похлопав по плечу).

  1. Противоречивые требования родителей и школы . В этой ситуации ребенок не знает, как вести себя в той или иной ситуации, испытывает страх быть наказанным одной из сторон.

Что делать?

Необходимо знакомить родителей с правилами школьной жизни на родительских собраниях, сообщать родителям о всех изменениях, которые произошли за последний период. Недопустимо как родителям в присутствии ребенка выражать недовольство педагогом, нелестно высказываться в его адрес, так и педагог не должен допускать критические высказывания в адрес родителей ребенка. Все спорные вопросы родители и педагоги должны решать между собой.

  1. Повышенная тревожность как личная особенность ребенка. Речь идет о повышенной эмоциональной чувствительности, которая проявляется в крайней восприимчивости к мнениям, оценкам со стороны взрослых. Такие ученики, как правило, ориентируются не на результат учебной деятельности, а на оценку педагогом. Для них важно не то, как они выполнили работу, а что сказал учитель. Им кажется, что если педагог «не спросил, когда я поднял руку» или «не посмотрел в мою сторону», то он меня «не любит», «плохо ко мне относится».

Что делать?

Важно создать и в семье, и в школе условия, при которых бы исключалась оценка личности самого ученика, а оценивался результат его деятельности.

Повышенная тревожность детей, как правило, является следствие чрезмерной тревожности их родителей. Дети как бы впитывают от родителей, что «мир враждебен, нас окружают недоброжелатели», а школа для таких детей становится «местом повышенной опасности». Нельзя запугивать ребенка школой, использую следующие выражения: «Вот пойдешь в школу, тогда узнаешь...», «в школе тебе покажут…», «учитель не будет с тобой церемониться…».

Ложь

Детская ложь в младшем школьном возрасте встречается достаточно часто. Вслед за П. Экманом рассмотрим наиболее часто встречающиеся причины детской лжи.

  1. Ложь как стремление избежать наказания .

Что делать?

Взрослому требуется проанализировать имеющуюся систему наказаний и запретов и снизить их количество, если их слишком много. Необходимо обсуждать с ребенком последствия тех или иных поступков для того, чтобы он мог сделать осознанный выбор. Взрослым нужно стараться более спокойно реагировать на различные ситуации, не драматизировать их. Важно, чтобы дети чувствовали, что взрослые готовы их выслушать, понять и простить. Так, например, в ситуации, когда ребенок потерял дорогостоящий телефон, родители могут сильно ругаться, но вряд ли это вернет телефон или поможет ребенку стать более собранным. Правильнее в этой ситуации позволить ему ощутить последствия своей несобранности: «Мне жаль, что ты потерял телефон. Придется нам отложить покупку велосипеда, и купить тебе новый телефон». Чаще всего дети опасаются не последствий тех или иных действий, а реакции взрослого на них.

  1. Ложь как стремление избежать страха унижения. В основе данного вида лжи – стыд, осознание ребенком «неправильности» своего поступка. Ребенком в данном случае руководит стремление защитить себя, сохранить положительное отношение к себе. Например, ребенку легче признаться в совершенном поступке учителю, чем сделать это публично, перед всем классом.

Что делать?

В подобных ситуациях важно позволить ребенку «сохранить лицо». Не следует требовать от него публичного покаяния, извинения. Нужно обсудить с ним возникшую ситуацию и способы выхода из нее. Лучше, если в разговоре прозвучит не только осуждение, но и недоумение: «Как такое могло произойти?». Это информирует ребенка о том, что взрослый удивлен случившимся, так как не ожидал подобного от него, а значит, он воспринимает этот факт как исключение, не свойственное этому ребенку.

  1. Ложь как стремление повысить свой социальный статус . В основе этого вида лжи – желание выглядеть в глазах других более важным и привлекательным. Например, рассказ о своих вымышленных успехах в школе. В основе такого поведения часто лежит неудовлетворенная потребность во внимании со стороны родителей или других значимых людей, желание соответствовать их требованиям хотя бы в своих фантазиях.

Что делать?

Для ребенка очень важно ощущать свою значимость, полезность в семье, среди сверстников. Задача взрослых помочь ребенку найти приемлемые способы удовлетворения данной потребности. Нужно хвалить детей за их успехи, пусть иногда не такие, как у их сверстников. Не нужно сравнивать ребенка с более успешным другом или одноклассником. Важно подчеркивать достоинства самого ребенка, найти им применения, тем самым подчеркнуть его значимость и нужность.

  1. Ложь для предотвращения вмешательства в личную жизнь . Этот вид лжи встречается в случае чрезмерной опеки детей со стороны родителей, когда последние лишают ребенка права на приватность своего внутреннего мира.

Что делать?

Ребенку нужно иметь возможность самому подумать о своих переживаниях, осмыслить их без внешнего вмешательства.

* * *

Подводя итоги вышеизложенного, можно отметить, что детям необходимо всегда ощущать себя в психологической безопасности. Какую бы плохую отметку не получили, какой бы поступок не совершили – рядом есть взрослые, которые поймут и помогут. Только в этом случае можно не бояться того, что ребенок станет прогуливать школу, стирать отметки в дневнике и совсем не захочет учиться. Если взрослые сумеют научить ребенка доверять им, обсуждать трудные жизненные ситуации, то это может стать основой для дальнейших конструктивных отношений и на следующей стадии развития личности ребенка, которая характеризуется как наиболее сложная и конфликтная – подростковый период.


Достаточно часто родители сталкиваются с трудностями воспитания своего ребёнка. Такая проблема зачастую наступает в переходном возрасте отпрыска. Сын или дочь начинают игнорировать родителей, показывают характер и пытаются доказать, что он/она повзрослели. В этом случае не стоит опускать руки и оставлять ситуацию на самотёк.

Важные аспекты в воспитании подростка

  1. Для избегания ссор и недопонимания нужно научиться принимать подростка как сформировавшуюся личность. Давайте понять, что вы - его поддержка. Воспитывайте таким образом, чтобы ребёнок видел отца во главе семьи. Такой психологический ход в дальнейшем позволит уважать вас как родителей.
  2. Не давите на чадо, постарайтесь стать для него друзьями. Завоёвывайте доверие, давайте советы, а не указы. Выслушивайте позицию и мнение, иногда оставляйте подростка наедине.
  3. Уважайте чувства и личное пространство ребёнка. В процессе воспитания детей забудьте про длительные поучительные лекции, они бесполезны. Старайтесь выходить на диалог, таким действием вы добьётесь гораздо большего.

Как заставить подростка выполнять домашнее задание

  1. Заинтересуйте подростка делать уроки. Доступно объясните, что образование ему пригодится. Если у ребёнка уже есть осознанная мечта, подпитывайте её. Давайте понять, выполняя шаг за шагом, в конечном итоге он достигнет всего, чего пожелает.
  2. Не аргументируйте выполнение домашнего задания тем, что «так надо!». Подобный довод лишь оттолкнёт подростка. В переходном возрасте дети крайне категоричны. Поэтому найдите деликатный подход к ребёнку.
  3. Выясните, какие у него могут быть проблемы в школе с учителями либо сверстниками. В этом случае подросток должен увидеть в вас поддержку. Не дожидайтесь самостоятельного решения проблемы. Таким образом всё может только усугубиться.
  4. Вспомните себя в таком возрасте с подобными сложностями, и то, как вы нуждались в поддержке родителей.

Борьба с курением у подростка

  1. Преодолевая переходный возраст, ребёнок часто сталкивается с выбором компании. От его действий зависит дальнейшая судьба. Чтобы не допустить у подростка появления пагубных пристрастий, родителям стоит подавать хороший пример.
  2. Если вы ведёте здоровый образ жизни, с детства приучая детей следовать вашему примеру, в дальнейшем подросток обойдёт стороной дурные компании.
  3. При малейшей возможности оправляйте ребёнка в любую спортивную секцию. В общении со сверстниками, ведущими здоровый образ жизни, подростку не захочется опускаться до уровня людей с пагубными пристрастиями.
  4. Больше общайтесь со своим чадом, не проводите поучительные нотации. Невзначай можете приводить примеры из жизни либо показывать щадящие фотографии из интернета о последствиях вредных привычек.
  5. Воспользуйтесь психологическим методом, обозначьте позиции того, что здоровые люди более цивилизованные, а те, кто пренебрегают своим здоровьем, влекут жалкое существование.
  6. Закаляйте дух подростка, его крепкое психоэмоциональное состояние не позволит губить себя ради примитивных утех. Время от времени произносите мотивирующие высказывания, например «В здоровом теле, здоровый дух» и пр.
  7. В выходные дни устраивайте активный отдых. Это позволит и вам начать новую жизнь, если ранее имелись проблемы с вредными привычками. По возможности выезжайте загород, играйте в мяч, купайтесь в водоёмах.
  8. Зимой катайтесь на санках, коньках, лыжах или сноуборде, лепите снеговиков. Такие действия не только помогут наладить отношения с подростком, но и укрепят семью в целом.
  9. Старайтесь ничего не запрещать ребёнку, потому что в переходном возрасте дети действуют наперекор родителям. Объясняйте простым языком, в кого он может превратиться при употреблении вредных веществ.

  1. Чтобы избежать конфликтов и недопонимания с ребёнком, стоит заранее распределить обязанности. Договоритесь о том, что свою комнату подросток должен убирать сам, ни о каком «творческом беспорядке» речи не должно быть. Приучайте чадо к ответственности и самостоятельности. Во взрослой жизни ему это пригодится.
  2. Взаимодействуйте, а не приказывайте подростку при распределении обязанностей, старайтесь проводить уборку вместе. Таким образом вы сможете наводить чистоту каждый на своей территории. Чаще просите чадо вам помогать, такой ход позволит ребёнку чувствовать себя нужным. Напоминайте о данных им обещаниях.
  3. Больше общайтесь при приготовлении пищи, дайте отпрыску пойти с вами на контакт. Не стройте из себя суровых и строгих родителей, как правило, именно в таких семьях дети в подростковом возрасте идут наперекор «предкам». Тем самым, связываясь с плохими компаниями, постепенно скатываются вниз и деградируют.

Как воспитывать трудного подростка

  1. Прежде чем приступать к строгому воспитанию, выясните основную причину непослушания. Присмотритесь на ваше отношение к ребёнку. Возможно, ему просто не хватает внимания и заботы со стороны родителей.
  2. Причин существует достаточно много. Для начала постарайтесь пообщаться с ребёнком по душам. Возможно, что плохое поведение вызвано разногласиями и частыми ссорами между родителями. В этом случае отпрыск чувствует себя ненужным. Ему не уделяют должного внимания, родители всё реже интересуются личной жизнью своего ребёнка.
  3. Начинайте анализировать отношения с мужем. Никогда не вините ребёнка при ссорах между родителями. Старайтесь выяснять отношения при отсутствии подростка. Миритесь, идя друг к другу навстречу, ничто не должно вас расстраивать. До каждого родного человека донесите, что крепкая семья преодолеет все трудности.
  4. Постепенно возвращайте доверие подростка. На данную процедуру уйдёт немало времени, но результат будет положительным. Ребёнок катится по наклонной в основном из-за семейных неурядиц. Не допускайте этого. Соберитесь уютным вечером, проведите семейный ужин, просмотрите фотографии, завяжите разговор по душам.
  5. Предоставьте возможность отцу строго, но с умом воспитывать ребёнка. В то же время будьте любящими родителями, не позволяйте чаду в этом сомневаться. Показывайте, что всё делается только во благо.
  6. Строгость должна проявляться не во всём, прибегайте к ней только в крайних случаях. Например, при исполнении домашнего задания либо при уборке комнаты. «Выполнил обязанности, можешь провести свободное время на своё усмотрение».

  1. Одарите чадо тёплом и заботой без всяких условий. Ребёнок должен понимать, что недопустимо расстраивать любящих родителей. Ведь именно семья его никогда не предаст и поддержит в любой ситуации.
  2. Уважайте выбор подростка, чем бы он ни занимался (в пределах разумного). Научите ребёнка решать проблемы по мере поступления вместе с семьёй, ведь одному тяжело справляться.
  3. В свою очередь родители не должны стоять на месте, иначе вы «затухните». Развивайтесь, ребёнок должен понимать, что ваша семейная пара служит для него эталоном. Такой ход не только сблизит вас с подростком, но и укрепит отношения с супругом. Старайтесь строить планы на неделю вперёд.
  4. Необязательно тратить уйму денег, выходите в парк подышать воздухом, посещайте кино и театры. Обсуждайте сюжеты и персонажей. Вспомните молодость и почувствуйте себя подростками. Будьте уверены, семья заживёт новой жизнью, удручающий быт в скором времени исчезнет. Не ищите отговорок, что такие действия вам не под силу, якобы нет денег, времени.
  5. Если действительно захотеть, можно найти время абсолютно для всего, вас никто не заставляет тратить последние средства. Проводите вечера всей семьёй не в домашней обстановки. Старайтесь избегать частых поучений и приказаний против воли ребёнка.

Как добиться взаимопонимания с дочерью

  1. В первую очередь налаживать отношения с дочерью подростком должна мать. Ребёнок больше тянется к женскому полу, видя поддержку и опору. Не упустите тот момент, когда дочь захочет с вами посоветоваться. Станьте для подростка подругой, поделитесь своими тайнами. Такой ход позволит завоевать доверие ребёнка.
  2. В отдельных ситуациях дочь больше доверяет отцу. Бывает, что с ним легче обсудить некоторые темы. В любом случае родители должны воспитывать ребёнка правильно. Также много общаться, узнавать по мере возможного про личную жизнь, приучать чадо к самостоятельности. Мать должна научить дочь всем тонкостям домашних хлопот.
  3. Отец, в свою очередь, обязан объяснить, что нужно иметь характер и уметь ответить обидчикам в случае чего. Также подросток должен видеть защиту со стороны папы. В дальнейшем он станет для дочери эталоном мужчины. Она захочет иметь такую же крепкую и любящую семью, которая её растила.

  1. Воспитанием сына должен заниматься отец. Таким образом взрослый мужчина передаст свои лучшие качества и жизненный опыт ребёнку. С самого детства отцу нужно закалять характер отпрыска, чтобы сын мог постоять за себя и защитить слабого.
  2. Между двумя мужчинами должны образоваться доверительные и близкие отношения, как у родных братьев. Ребёнок всегда будет уверен в том, что папа в любом случае встанет на его сторону. Не пытайтесь проявлять чрезмерную строгость, общайтесь с чадом и направляйте его.
  3. Отец обязан научить сына делать всё своими руками, заниматься хлопотами по дому и искоренять лень. Лучше всего подойдёт для подобных целей общее дело. Например, мужчины могут вместе заниматься в спортивной секции, делать ремонт, собирать машину или мотоцикл.
  4. Приучайте ребёнка к ответственности с детства, но никогда не говорите сыну, что пора взрослеть. Такая ошибка является глубочайшим заблуждением. Отпрыск должен насладиться в полной мере детством, не лишайте его такой возможности. Дети и без того быстро взрослеют. Когда чадо подрастает, приходит осознание того, что прекрасные и беззаботные годы прошли слишком быстро.
  5. Что касается матери, она должна проявлять теплоту, нежность, любовь. Сыну необходимо такое внимание. В будущем при выборе спутницы он будет ориентироваться именно на подобное поведение девушки.

Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, наладьте отношения любым способом. Узнавайте, в чём причина недовольства либо плохого настроения. Главное, не оставляйте подростка без внимания. Всегда боритесь за чадо в любой ситуации, не вздумайте опускать руки. Помогайте с выполнением домашнего задания, если ребёнок не справляется. Давайте советы дочери, растите сына сильным и волевым мужчиной.

Видео: как найти общий язык с подростком

Нина, здравствуйте! У меня две девочки. Старшей в январе 7 лет, младшей почти 8 месяцев. Старшая пошла в первый класс и начался кошмар! Ведет себя безобразно, особенно со мной. Я могу ей по 100 раз повторить свою просьбу, а она делает вид, что не слышит, и часто этим доводит меня до крика. Она стала грубо отвечать мне, язык показывать (такого даже в детсадовском возрасте не было), иногда в прямом смысле затыкает уши, когда я от нее что- то требую сделать. Я понимаю, что с рождением младшей не могу уделять старшей столько внимания как раньше. Объясняю ей постоянно, что она у меня теперь не одна, но все мои попытки наладить ее поведение пока безрезультатны. Мне все это очень напоминает собственный подростковый возраст, но лет в 13-14 (а ей только 7!!). По моим наблюдениям началось это все с поступлением в школу, а рождение сестры добавляет свою негативную каплю в эту ситуацию. С другими членами семьи (папа и бабушка) она себя ведет по другому. Папу обожает с рождения, буквально в рот ему смотрит и выполняет все его просьбы (но он много работает и домой возвращается за 2-3 часа до дочкиного сна). Бабушку почти всегда игнорирует. В школу ходит с желанием, с детьми там общается хорошо, учится на 4-5, учителя претензий не имеют. Со мной она может вести себя идеально, но только если я с ней один на один и никто нам не мешает, лучше чтоб даже дома никого в этот момент не было, тогда у нас полнейшая гармония. Но сейчас я не могу позволить себе такие условия общения, младшая почти всегда с нами. Как наладить отношения с ребенком?

Добрый день! Конечно, не проведя какое-то время с вами и вашим ребенком, трудно дать детальные индивидуальные рекомендации. Попробую указать на возможные причины. А вы сами решите подходит это вам или нет.

Из вашего сообщения складывается впечатление, что во-первых присутствует ревность старшей дочери, а во-вторых старшей катастрофически не хватает вашего участия и внимания (этот вывод я сделала из слов, что когда вы вдвоем, то все идеально).

Про ревность — нормальная реакция ребенка на появление малыша в семье, к тому же разница довольно большая. Девочка старшая болезненно переживает свое «свержение с трона». Здесь меня интересует такая деталь, что говорили старшей о том, что появится младший ребенок? Как-то готовили ее к этому событию? Каким-то образом сейчас вы ее поддерживаете или чаще заняты младшей, а старшей говорите примерно следующее «Ты уже большая, потерпи, уступи, подожди…. Ты уже взрослая и должна понимать, что у мамы нет времени….» Разговаривали ли о чувствах, которые у старшей девочки возникают по отношению к младшей?

В ситуации ревности, взрослым важно понять, что старший ребенок с рождением младшего, автоматически не становится взрослым . Он все такой же ребенок, который нуждается во внимании, заботе и любви.

Вторая проблема нехватки внимания, скорее следствие первой. Поэтому решение примерно одно. Нужно, во-первых, напоминать старшей, что с рождением сестренки, отношение мамы к ней не изменилось, мама ее так же любит и ценит. Так же важно подчеркивать ее роль в семье, что она помощница, что она может помочь сестренке в чем-либо (исходите из реалий вашей семьи), что она по прежнему особенная в чем-то. Во-вторых, не смотря на вашу занятость, в течении дня следует выделить индивидуальное время, которое принадлежит только вам и старшей девочке. Опять же, смотрите когда и сколько по обстоятельствам. Но лучше всегда в одно и тоже время. Таким образом девочка будет чувствовать свою нужность, важность, вашу любовь и внимание. Как я писала уже в других заметках, если ребенок не получает положительного внимания, то он пойдет на все, чтобы привлечь это самое внимание любыми способами. Так же можно попробовать действовать немного непривычно, когда ребенок не слушается, не кричать на него, а подойти и обнять. Или сказать: «Я понимаю, что тебе не хочется выполнять мое задание, тебе это не нравится, но ты справишься, я в тебя верю». (Это только пример).

Дальше, учитесь понимать свою дочь, что она пытается вам донести своими капризами и эмоциями. Может быть она испытывает напряжение из-за школьных будней, но толком сказать об этом не может. Так же она может испытывать негативные чувства к сестре,но ведь говорить об этом нельзя, и ребенок начинает это выражать своим поведением (это только мои предположения…) Вообще с этой целью вам поможет справиться книга «Общаться с ребенком как?» Техника активного слушания описанная там вам в помощь.

Пока мне ситуация видится так. Конечно я не знаю всех деталей и нюансов. И лучше бы провести индивидуальную консультацию. Если будут вопросы — пишите!

Чтобы проконсультироваться у психолога по вопросам воспитания, детского развития, психического здоровья и др. кликайте здесь < >

P.P.S Если у вас есть вопрос к психологу, напишите мне его на admin@сайт или оставьте в комментариях под этой статьей. Ответ размещу на сайте.

Чудесный и милый малыш, ваш ангелочек, вдруг стал сам на себя не похож. Капризничает, истерит, на любые попытки наладить общение отвечает резким отказом. Ребенок становится просто неуправляемым, и вы не знаете, что с этим делать. Нередко психологи, да и сами родители списывают такое поведение на кризис возраста. Но пройти этапы неповиновения и бурного протеста легче, когда вы уже научились находить общий язык с ребенком.

Как найти общий язык с ребенком в кризис одного, трех и семи лет

Взрослея, ребенок начинает противостоять родителям, как бы доказывая: «Вот я личность, со мной нужно считаться». Чтобы такое поведение не застало врасплох, следует помнить об основных кризисных этапах и характерному для них поведению.

  • Кризис одного года. С первым протестом, как правило, мама сталкивается, когда ребенку исполняется 3 месяца. Малыш начинает капризничать, требуя к себе повышенного внимания. Некоторые детки отворачиваются от груди, не желая ее брать. Такой бунт мамы часто спихивают на пресловутые зубы, нехватку молока или другие факторы. На самом деле причина кроется в первом протесте и противопоставлении себя маме. С тем и связаны отказы, капризы, а в годовалом возрасте – непослушание.
  • Кризис трех лет. Вот тут маленький манипулятор начинает испытывать на прочность маму и папу, как бы проверяя границы дозволенного. Дети все чаще демонстрируют свое неповиновение, устраивают истерики на публике. Это сложное испытание для родителей, пройти которое не так трудно.
  • Кризис семи лет. В этот период ребенок понимает, что он взрослый человек. Окружающие относятся к нему не как к маленькому. Социальная роль школьника ставит перед малышом задачу, в которой ему предстоит разобраться. Отсюда, излишняя застенчивость или наоборот завышенная самооценка, а также нежелание показывать свои чувства при посторонних, кривляние, агрессия, замкнутость или ложь.

Найти общий язык с ребенком через взаимопонимание – это так просто

  • Любовь, внимание и терпение. Вот первый фактор, который поможет родителям найти путь к сердцу ребенка. Малыш должен знать, что мама всегда рядом и поддержит его. Особенно актуален этот совет для детей дошкольного возраста. Не забывайте повторять ребенку: «Я тебя люблю», «Мне нравиться, как ты нарисовал/оделся/справился с заданием», «Ты нам очень нужен». Не так сложно поселить в ребенке уверенность в себе и в том, что вы его любите. А это уже половина дела.
  • Не обманывайте малыша. Пообещали – сделайте. Именно уверенность в том, что не обманываете вселяет в ребенка доверие к вам. Он знает, что на вас можно положиться в трудную минуту и его не подведут. Именно ложь, пусть даже меленькая, способна образовать между вами труднопреодолимую пропасть.
  • Не притворяйтесь. Ни на минуту. Если вы расстроены, скажите об этом ребенку. В этом нет ничего зазорного. Если вам не нравится его рисунок, не нужно проявлять фальшивую заинтересованность. Похвалите ребенка за старание, покажите, что у него получилось, а над чем нужно поработать. Например: «Давай попробуем нарисовать солнышко», «Смотри как легко и просто нарисовать красивую птичку».
  • Больше времени проводите вместе. Конечно, проще дать планшет или усадить смотреть мультики. Но тогда не требуйте, чтобы ребенок шел с вами на контакт. Совместное времяпровождение, включая игры, прогулки и отдых на природе, пойдет на пользу всем: и детям, и мужу, и вам. Семья, где слово «мы» означает «команда» обычно крепкая и дружная. Кроме того, совместные занятия сближают и создают непринужденную обстановку, при которой легко поговорить с ребенком на разные темы.
  • Помогите малышу. Психологи называют это методом активного слушания. Отложите все дела. Внимательно выслушайте вашего ребенка, всецело воспринимая его слова. Повторите сказанное им и задайте наводящие вопросы. «Ты боишься делать это, потому что…», «Ты сердишься, потому что…». Попробуйте вместе решить эту проблему.
  • Предоставьте свободу. Не наседайте на ребенка. Пусть он попробует сам одеться, умыться, собраться в школу или по своей воле распорядиться карманными деньгами. Даже если видите, что малыш допускает ошибку, не исправляйте моментально. Предложите свою помощь, если видите, что ребенок в крайнем затруднении.
  • Забудьте про «пинки». Мы часто «пинаем» ребенка обидными словами и запретами. Говорим: «Сиди и не мешай», «Не разливай, растяпа», «Куда ты лезешь», «Сколько говорила тебе…», «Опять тарелку не убрал. Что из тебя вырастет, безалаберный ты», «А Коля, Маша, Даша умеют то, и то, а вот ты…». Такие фразы убивают ребенка. Фигурально выражаясь, вы каждый день даете ребенку маленькую порцию отравы, которая не выводится из организма. К чему это приведет? Как минимум, к взаимному непониманию. Поэтому, уважайте своего ребенка. И научитесь уважать себя.
  • Постоянство ваш друг. Если сказали «нет», значит придерживайтесь слова. Пообещали – не забывайте и выполняйте.
  • Не задаривайте малыша. Нехватку внимания проще всего компенсировать подарками. Обычно родители покупают ненужные игрушки, потому что у самих таких не было. Потому что не могут отказать себе в искушении скупить полмагазина, даже в ущерб своим потребностям. Поняв, что получить желаемое возможно, ребенок начнет устраивать истерики. Психологи советует еще с раннего возраста объяснять ребенку откуда берутся деньги и советоваться о семейных растратах.
  • Столкнулись с враньем. Обидно, неприятно и непонятно, почему именно ребенок так сделал. Чаще всего ложь свидетельствует о том, что малышу не хватает вашего внимания, и он таким образом дает понять об этом. Или наоборот, гиперопека вызывает внутренний бунт. Нередки случаи, когда дети врут потому, что боятся наказания или склонны к фантазированию. В любом случае спокойно объясните ребенку, что вы расстроены и попробуйте вместе разобраться в причинах его поступка.

Искренние, доверчивые, любящие дети готовы простить нам маленькие недостатки и ошибки, если мы будем с уважением относиться к ним. Найти общий язык с ребенком не трудно. Для этого главное помнить, что он не ваша собственность, а целостная, самостоятельная личность, которая волей судьбы оказалась в вашей семье. Относитесь к ребенку с уважением, пониманием и любовью. Тогда трудности в общении будут сведены к минимуму.