Конспект занятия для подростков. «Все в твоих руках»

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Психологические игры и упражнения для подростков

Игры на сплочение команды

Циферблат

Описание

Участники, сидящие в кругу, образуют «циферблат часов» - каждый из них соответствует определенной цифре. Проще всего, если участников 12 - тогда каждому соответствует одна цифра. При другом числе играющих кому-то придется изображать 2 цифры или, наоборот, на какие-либо цифры придется по 2 человека. Это несколько осложнит игру, но и сделает ее более интересной. Если участников более 18, то целесообразно сделать сразу 2 циферблата. После этого кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» его показывает - сначала встает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой стрелки, затем - минутной. Первые 1-2 заказа времени может сделать ведущий, потом - каждый из участников по кругу.

Смысл упражнения

Тренировка внимания, включение участников в активное групповое взаимодействие.

Обсуждение

Краткий обмен впечатлениями, а также соображениями о том, какие качества развиваются в этой игре и для чего они нужны.

Хлопок по коленям

Описание

Участники, сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая - на правом колене соседа слева. После этого им предлагается считать по кругу по часовой стрелке таким образом, чтобы цифры произносились в порядке, соответствующем расположению рук на коленях: тот, кто начинает, произносит «один», сосед справа произносит «два» (так как его рука лежит по порядку следующей) , сосед слева - «три», а «четыре» - опять тот, кто начинал счет и т. д. Кто ошибся - выбывает из игры. Счет продолжается до тех пор, пока из игры не выйдет примерно половина участников. В качестве усложнения можно предложить участникам считать в обратном направлении или прибавлять или вычитать по единице от каждого следующего числа.

Смысл упражнения

Упражнение служит хорошей интеллектуальной разминкой, развивает внимательность, создает условия для наблюдения за партнерами по общению.

Обсуждение

Длительное обсуждение не требуется, достаточно короткого обмена впечатлениями.

Скалолаз

Описание

Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы («коряги») , образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего - пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т. е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников. Водящий сам выбирает способ решения этой задачи. Переговариваться нельзя. Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки - участники с одного конца «скалы» поочередно пробираются к другому, где вновь «встраиваются» в нее.

Смысл упражнения

Формирование доверия, ломка пространственных и психологических барьеров между участниками. Кроме того, упражнение работает на развитие навыков невербальной коммуникации (общения без по­

мощи слов посредством жестов, мимики и т. д.) и координации совместных действий. Физическая и эмоциональная разминка.

Обсуждение

Обмен эмоциями, возникшими по ходу игры. Какие чувства появлялись у водящих и у составляющих «скалу» при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало справиться с заданием?

Живое зеркало

Описание

Участники объединяются в тройки. Включается музыка, и один человек из каждой тройки начинает совершать под нее любые движения, которые ему хочется. Два других участника выступают в роли «живого зеркала» - повторяют все его движения (1,5-2 минуты).

Потом роли меняются, так чтобы в активной позиции побывал каждый из участников.

Смысл упражнения

Разминка, сплочение, создание условий для более полного взаимопонимания и получения обратной связи - возможности взглянуть на свои движения «со стороны», глазами других людей.

Обсуждение

Какие эмоции и чувства возникали при выполнении упражнения? Что нового удалось узнать о себе и о тех, с кем вы были в тройке?

Волшебный ключ

Подготовка

Для упражнения потребуется замочный ключ и длинная тонкая веревка (длина определяется из расчета 1,5 м на одного участника).

Описание

Участникам, сидящим в кругу, дается замочный ключ, к которому привязана длинная веревка, и предлагается пропустить эту веревку под одеждой каждого из участников таким образом, чтобы она входила под одежду сверху, на уровне воротника, а выходила снизу, на уровне пояса. Таким образом, оказывается связанной вся группа. Потом можно предложить участникам коллективно выполнить несколько несложных физических упражнений (встать, наклониться вперед, присесть и т. п.).

Когда упражнение завершено, целесообразно оставить ключ, в зоне видимости участников в качестве своего рода символа группы: «С помощью этого ключа мы оказались связаны одной нитью. Пусть он висит на видном месте и напоминает о том, что теперь мы одна команда».

Смысл упражнения

Сплочение команды, происходящее в значительной мере на символическом уровне («теперь мы связаны одной нитью»). Снятие пространственных и психологических барьеров между участниками.

Обсуждение

Обмен эмоциями, возникшими при выполнении упражнения, и также соображениями, в каких жизненных ситуациях участники окапываются «связанными одной нитью».

Упражнения на эффективную коммуникацию

Эстафета с шариками

Подготовка

Четыре надутых воздушных шарика (лучше, если будут также несколько запасных).

Описание

Участники делятся на 3-4 равные команды, включающие четное число участников (для возможности работы в нарах). Между ним проводится эстафета по следующим правилам: первая пара из каждой команды получает воздушный шар, с которым должна пройти по дистанции (6-1 0 м) , попасть им в намеченную мишень (приблизительно 50 х 50 см) и вернуться назад. При этом брать шар в руки нельзя, он все время должен находиться в воздухе, а партнерам разрешено касаться его строго поочередно. Потом шар передается следующей паре из своей команды и т. п., пока он не побывает у каждой пары. Выигрывает команда, завершившая эстафету быстрее. Как вариант упражнения, шар зажимается двумя участниками между собой любым способом, трогать его руками запрещается. Пара, уронившая шарик, начинает с начала дистанции.

Смысл упражнения

Установление взаимопонимания в парах. Выработка умения действовать скоординированно с партнерами, быстро, решительно и ловко.

Обсуждение

Какие эмоции возникли по ходу игры? Что за качества, помимо ловкости, требуются, чтобы добиться победы в такой эстафете? Где еще нужны эти качества?

Чепуха

Описание

Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос ведущего, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему правому соседу. Тот письменно отвечает на следующий вопрос ведущего, вновь загибает лист, передает дальше и т. д. Когда вопросы закончились, каждый участник

разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, и вслух, как связный текст, читает записанные на нем ответы.

Примерный перечень вопросов:

Кто?

Где?

С кем?

Чем занимались?

Как это происходило?

Что запомнилось?

И что в итоге получилось?

Смысл упражнения

Внешне упражнение напоминает шутку, однако получившиеся тексты иной раз оказываются весьма неожиданными и заставляют задуматься над теми проблемами, которые значимы для участников.

Обсуждение

Подробно обсуждать эту процедуру необходимости обычно нет. Достаточно попросить участников высказаться, какой из получившихся текстов показался им наиболее интересным и чем именно.

Спмпатия группы

Описание

Каждый из участников получает минуту времени для того, чтобы выступить перед группой. Выступление осуществляется в произвольной форме - это может быть устная речь, небольшая актерская роль, демонстрация каких-либо спортивных умений и т. п. Ставится лишь одна задача - вызвать с помощью этого выступления симпатию группы. Потом каждый участник оценивает выступления баллами от 1 до 5, описывая, насколько участник вызвал его симпатию.

Это делается письменно, на небольших листочках бумаги. Когда все выступления завершены, ведущий собирает эти листочки и вычисляет сумму баллов, набранных каждым выступающим, и называет, 3- 5 участников, набравших наивысший балл. Полностью озвучивать список не рекомендуется, так как это может оказаться дискомфортно; для участников, набравших недостаточно высокие баллы.

Смысл упражнения

Тренировка навыков самопрезентации, развитие речевой компетентности, тренировка сообразительности. Материал для обсуждения, с чем связаны наши симпатии и антипатии в отношениях.

Обсуждение

Какой смысл мы вкладываем в слово «симпатия»? Что общего между выступлениями, оцененными наиболее высоко?

Угадай рифму

Описание

Участники делятся на две команды. Ведущий произносит слово из числа распространенных в русском языке, к которому легко подобрать множество рифм (например, можно использовать: дом, нос, день, суп, лед, гол, май). Одна команда придумывает к нему три рифмы.

Их задача - продемонстрировать эти рифмы другой команде таким образом, чтобы те смогли угадать их. При этом говорить или показывать на окружающие предметы нельзя, нужно продемонстрировать слова только с помощью мимики и жестов. Потом ведущий произносит следующее слово, команды меняются ролями, и игра повторяется (общая длительность 4- 6 раундов). Формального определения победителей в этой игре не предусмотрено, однако игрокам можно пояснить, что более эффективна та команда, которая тратит меньше времени на подбор рифм и придумывание того, как их продемонстрировать, а также те, чьи рифмы быстрее отгадываются соперникам.

Смысл упражнения

Развивается невербальная экспрессия (способность выражать свои мысли и состояния посредством мимики и жестов, без помощи слов), наблюдательность и умение понимать собеседников на основе их мимики и жестов. Тренировка беглости и гибкости владения речью (способность к быстрому подбору рифм тесно связана с этим качествами).

Обсуждение

Кому больше понравилась роль придумывающего и демонстрирующего рифмы, а кому отгадывающего, почему? Какие варианты предложенных рифм и способы их демонстрации запомнились, по­казались наиболее интересными, чем именно? Дл я чего важно уметь передавать определенную информацию без помощи слов, а также понимать такую информацию, передаваемую другими людьми?

Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов

Психологическое занятие для подростков

«Самое ценное, что у меня есть…»

Цель : - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную основу

Задачи :

Создать атмосферу общности и взаимопонимания,

Учить подростков выражать свои чувства с помощью литературной грамотной речи,

Помочь сформировать представление о жизненных ценностях, понятии – жизнь.

Необходимые материалы и оборудование:

Мультимедийная установка, музыкальное сопровождение, бумага, ручки, доска, мел

Ход занятия:

«Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…»

Сократ, философ – 400 лет до н.э.

Они минуту взрослые, минуту дети
Робин Скиннер

Сначала послушайте притчу.
Некий молодой человек шёл по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал её. Пошёл дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».

Попробуем и мы задать вопрос: «Что такое жизнь?»

Дети предлагают свои варианты. Жизнь – это благо, это дар, который даётся человеку лишь однажды. И от самого человека зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.

Обратить внимание на следующий стих:

Известно, время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

ПОЗНАНИЕ + РЕАЛИЗАЦИЯ
СЕБЯ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ИНТЕРЕСОВ
СТРЕМЛЕНИЙ

С самого раннего детства мы с вами слышим слово «жизнь». У каждого человека при упоминании этого слова появляются свои мысленные ассоциации: с мамой, с семьей или мальчиком из соседнего двора, а может быть, с дедушкой или …

Давайте попробуем определиться, с чем у каждого из вас в первую очередь ассоциируются это слово. Я запишу его на листке, а каждый из вас запишет под этим словом свои ассоциации, выразив их только одним словом, желательно существительным:

Жизнь ……….

Упражнение «Продолжите предложение »

1. Сильнейший тот, кто имеет власть над... (собой).

2. Берегите время - это ткань, из которой соткана наша.... (жизнь).

3. Все победы начинаются с победы над самим... (собой).

4. Правильной и прочной лестницей можно кого угодно вывести на любую (высоту) - .....

После того, как все учащиеся запишут свои ответы психолог подводит учащихся к выводу, что жизнь человека – самое дорогое, что есть у человека

Тайна жизни.. . Она дается один раз, и прожить его нужно так, чтобы не было невыносимо больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор, за подловатое и мелочное прошлое...

Она волновала людей всегда с того времени, как они осознали себя живыми существами. Имеет ли жизнь какую-то цель и смысл, и в чем они? Кто руководит человеческой жизнью? Можно сделать ее лучше? Имеет ли человек право уйти из жизни или лишить ее другого человека?

Эти и много других подобных вопросов во все времена привлекали внимание не только философов, а и писателей, художников, ученых и даже обычных людей - каждого, кто хоть раз задумывался над тайной своей жизни.

Один восточный властитель захотел познать всю историю человечества. Мудрец принес ему 500 томов. Занятый государственными делами, царь отослал его, приказав изложить все это в более краткой форме. Через 20 лет мудрец вернулся. История человечества занимала теперь 50 томов, но царь был уже слишком стар, чтобы преодолеть столько толстых книг и снова отослал мудреца. Прошло еще 20 лет, и состарившийся, поседевший мудрец принес властителю один-единственный том, который вмещал всю премудрость мира, которую тот стремился познать. Однако царь лежал на смертельном одре, и у него не осталось времени, чтобы прочитать даже одну эту книгу. Тогда мудрец изложил ему историю человечества в одной строке: человек рождается, стареет и умирает.

Итак, для чего человек приходит в этот мир? Чтобы помучиться, пострадать и бесплодно пойти у забвения? Какой смысл в этом всем? В чем смысл жизни?

Говорят дети……

Упражнение “Дом”.

Продолжаем наше занятие. Представьте, что внезапно в горах пошел снег, поднялся сильный ветер. Перед нами открывается одиноко стоящая хижина. Мы в ней останавливаемся. Так как каждый совершает восхождение на свою собственную вершину жизни, то вы оказываетесь одни в горной хижине. У вас есть запас воды, еды и топлива, тренажерный зал, магнитофон, телевизор, библиотека, компьютер с играми. Связь с внешним миром потеряна. Что вы будете делать, пока переживаете бурю?

На следующий день повторилась та же ситуация. Что вы будете делать?

А если ситуация продолжается месяц?

Ценность- человеческое общение.

Упражнение «Клубок»: учащимся предлагается передавать друг другу клубок ниток, оставляя намотанной на руку нить у себя. При передаче нити с клубком тому, кому он предназначен, говорят добрые слова, комплимент. Вывод – вот так все люди связаны между собой невидимыми нитями доброты, дружбы и любви на протяжении всей жизни. Учащимся предлагается подумать над проблемами:

Что произойдет, если кто-то, не отпустив нить, соберется уйти сейчас?

Когда разрываются нити? При каких условиях?

С какими людьми эти нити связывают нас очень крепко?

Ведущий рассказывает о феномене жизни

Жизнь

(Leben). - Уже с древнейших времён люди наглядно, чувственно постигали жизнь, усматривая ее прежде всего в том, чем мир организмов (т. е. растения, животные, люди) отличается от всей остальной действительности. Таков главный смысл этого слова, из которого развивается целый ряд специальных его значений, часто исключающих друг друга.

1. В естественно-научно-биологическом смысле понятие жизни тождественно понятию органического явления; жизнь (согласно Э. С. Расселу) принципиально отличается от неорганического явления своей направленностью, в частности:
1) прекращением действия с достижением цели;
2) настойчивым продолжением действия, если цель не достигнута;
3) возможностью варьирования методов или способностью их комбинирования при неудаче; при этом стереотипное поведение ориентирует на нормальное, обычное, а приспособленное - на непривычное;
4) ограничением, но не определением направленного поведения внешними условиями (например, деление клеток, или размножение, несмотря на недостаток вещества или питания).

2. Жизнь в метафизическом смысле - основной мотив созерцающего мир мышления как высшее проявление переживания человеческого, жизненная судьба вообще. Здесь ставятся вопросы о смысле, ценности и цели жизни, и ответы на них даются с точки зрения основных существующих мировоззренческих предпосылок; ср. Экзистенцфилософия; Философия жизни.

3. Психологически жизнь характеризуется своей естественной упорядоченностью. Поэтому современная гештальтпсихология отвергает как причинно-механистическое, так и виталистическое объяснение живого, потому что оба они исходят из принципа беспорядка в естественном, который должен быть преобразован в порядок или функционирующий организм только посредством воздействия особых сил (энтелехии, витального фактора и т. д.).

4. С историко-культурной точки зрения жизнь в смысле «духовного, или духовной жизни», означает наличие и действие на протяжении всей мировой истории идей и разумного содержания, смысла в мыслях и поступках; см. История; Философия истории; Культура; Культуры философия. Особенную важность имеет здесь использование естественно - научного понятия жизни для объяснения духовно-исторических явлений, в частности государства.

5. С биографической точки зрения «жизнь одного человека» есть все его телесно-душевно-духовное становление, деятельность и судьба в мире, от рождения до смерти, причём в течение жизни туда попадают ещё и вопросы о смысле жизни, размышления о личном бытии, о смерти и др.

В. Франкл, американский философ и психолог, выделяет 3 пути, посредством которых человек может решить проблему смысла жизни:

1) с помощью того, что мы даем жизни (в смысле творческой работы);

2) с помощью того, что мы берем от жизни (в смысле переживания ценностей);

3) посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить.

Соответственно он выделяет 3 группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения . Приоритет принадлежит ценностям творчества. При этом ценность и смысл приобретает труд человека как вклад в жизнь общества, а не просто занятие. Из числа ценностей переживания выделяется любовь, обладающая богатым ценностным потенциалом. Как говорил А.Н. Чанышев, любовь есть то, что делает бытиечеловека более устойчивым. Да, жизнь человека сопряжена со страданием: рождение, болезни, расставание с приятным, встреча с неприятным. И иногда жизнь подходит к некой критической точке, о которой писал В. Шекспир в своем сонете № 66: «Все мерзостно, что вижу я вокруг, но как тебя покинуть, милый друг!». Мы все несем ответственность за наших близких и родных людей, за тех, кого мы «приручили» (СентЭкзюпери). Любовь спасает и обязывает, обязывает жить и украшать собой жизнь других людей. И, наконец, при любых обстоятельствах человек свободен занять осмысленную позицию по отношению к ним. Как только добавляются ценности отношения к другим ценностям, пишет Франкл, становится очевидным, что человеческое существование не может оказаться бессмысленным (В. Франкл «Человек в поисках смысла»). Человек должен жить так, чтобы его бытие было «любезно» и даже необходимо другим людям.

После рассмотрения приведенного материала, учащимся предлагается написать синквейны на тему: жизнь.

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

Слово “синквейн ” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье . Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка . 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка . 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка . Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка . 1 слово – синоним, который повторяет суть темы

Примеры ответов учащихся на моем занятии:

Интересная, познавательная.

Учит, приобретает, открывает.

Жизнь – это сложная штука!

Жить!Радостная, счастливая.

Смеяться, стремиться, надеяться…

Дарит прекрасные чувства!

Притча.

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?

Гвоздей нет, а дырки остались, - ответил сын.

    Почему заплакал мальчик?

    О чем эта притча?

Упражнение «Только от меня зависит…..» (5 мин)

Участники по кругу продолжают предложение.

У каждого из нас своя вершина жизни. У кого-то она маленькая и гладкая, у кого-то величественная и неприступная. И мы несём на своих плечах наши поступки, ценности, идеалы. У каждого в жизни свой путь. И как мы его пройдем и достигнем ли мы поставленной цели, зависит только от нас самих.

Нам свойственно странное противоречивое отно­шение к жизни: с одной стороны, мы любим жизнь, с другой - не ценим ее каждодневно.

Мы считаем, что человек - «это звучит гордо», но хорошо при этом понимаем, что гордиться большинством деяний не приходит­ся. Мы произносим высокие слова, но совершаем низкие поступки.

Совместное обсуждение понятия "жизнь", ее ценности, жизненных целей с подростками является также важной профилактикой депрессивных состояний и суицидальных мыслей. Такие занятия помогают найти единомышленников по мировоззрению, помогают составить собственную мировоззренческую модель.

Жизнь прекрасна и удивительна...

«Игровая терапия – как средство решения проблем психологической коррекции»

Это занятие подходит для педагогов работающих с детьми 14-16 лет. В него включены игры и упражнения для разгрузки психологического напряжения детей.
Цель:
показать детям наглядно лечебный психотерапевтический эффект игр.
Задачи:
- снятие эмоционального и телесного напряжения;
- повышение активности, самооценки, и достижения цели;
- коммуникативные качества;
- умение анализировать и оценивать своё состояние и поведение, выражать своё мнение.
- активировать познавательную активность.
- словарная работа.
Ход.
Воспитатель: Сегодня, у нас с вами немного необычное занятие. А что бы узнать, чем мы с вами будем заниматься, вы должны отгадать не большой кроссворд.
Как это делать, вы уже знаете. Слова расположены по горизонтали. Готовы?
(слова в кроссворде расположены так, чтобы по вертикали получилось ключевое слово"игра" )
(плакат с кроссвордом на доске, дети пишут слова)

Вопросы:
1.Палка для игры в лапту? (бита)
2.Игрушка для грудного ребёнка? (погремушка)
3.Предмет для игры в теннис? (ракетка)
4.Пластмассовая дочка? (кукла)

Воспитатель: Молодцы! Быстро справились с заданием. А теперь посмотрите внимательно по вертикали. Какое слово у нас получилось?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно- игра. Как вы знаете, игры бывают разные:
1.Спокойные;
2.Подвижные;
3.Настольные;
4.Логические;
и т.п. Играть, конечно же любят все.
А ещё, ребята, с помощью игр можно управлять своим настроением, справляться со своими эмоциями.
Давайте вспомним, что такое эмоции?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Это наше с вами состояние, в котором мы находимся. Человек может быть спокойным, возбуждённым и т.п. А как я уже говорила, игрой можно изменить своё настроение. Называется это – «Игровая терапия» .
Терапия- это лечение. А игровая терапия – лечение игрой. И тема нашего занятия
« Игровая терапия- как средство решения проблем психологической коррекции»
(вывешиваю табличку с темой)
Воспитатель: Посмотрите на название занятия. Какие слова вам ещё не знакомы?
(ответы детей)
Воспитатель: Психологическая коррекция. Как вы думаете, что они означают?
(ответы детей)
Воспитатель: Коррекция – означает исправлять, подправить.
Психология – это наука о душе, т.е. наше душевное состояние. Переводя на более понятный для вас язык, тема занятия звучит так – «Лечебная игра- с помощью, которой можно исправить наше душевное состояние».
Вот мы сейчас и попробуем, играя, повлиять на наше душевное состояние.
А начнём мы с игры, которая называется «Улыбка».
Представьте, что светит яркое и тёплое солнышко. Мы ему рады. Давайте ему улыбнёмся.
(дети улыбаются)

А теперь вдохните воздух и выдыхая многократно улыбаемся.
(я показываю –дети повторяют)
Вот видите, как вы умеете мило улыбаться. Как вы думаете, какие мышцы при этом работают?
(ответы детей)
Воспитатель: правильно. Мы расслабляем мышцы лица. Посмотрите, какими стали ваши лица?
(ответы детей)
Воспитатель : Правильно- добрыми. Вот такими простыми упражнениями мы в любой момент, можем зарядить наш организм положительными эмоциями (в место отрицательных), улучшить настроение.
Поехали дальше. Игра называется «Обзывалки»
Сейчас вы по очереди передавая друг другу мяч, будете называть (кому передаёте мяч) разными не обидными словами. Используя(названия грибов, деревьев, цветов, рыб…). А начинаете со слов «А ты…»
А когда, я скажу, « последний круг», вы передовая должны говорить что – нибудь приятное.(например « а ты моя прелесть.). Понятно? Начали.
(проходит игра)
Воспитатель: Молодцы! Видите, сколько безобидных обзываний вы знаете. И приятных слов не меньше.
И теперь, когда вам захочется обзываться, вы знаете, что надо делать. Вспомните сразу эту игру.
А сейчас мы не много подвигаемся. Игра называется «Скульптура»
Мне надо 2 человека(по желанию).Хорошо. Один из вас – скульптор. Это кто такой?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Это человек, который из глины, гипса… лепит разные скульптуры(фигуры).
Вот второй и будет скульптурой. А какой,вы остальные, должны догадаться.
(ребёнок вытягивает бумажку с заданием, прочитав про себя, «лепит» скульптуру, не называя её) .
Задания:
1.скульптура боксёра в стойке;
2. лыжник (едет);
3. фигурист;
4. старичка с палкой в согнутом положении.
По очереди несколько пар(можно поменять ролями)
(игра)
Воспитатель: Молодцы. А теперь ответьте мне,пожалуйста.
1.Кем было проще быть скульптором или скульптурой?
2.Что вы чувствовали в роли скульптора?
3.Что вы чувствовали в роли скульптуры?
(ответы детей)
Воспитатель: Вот видите, как легко скульптор владеет материалом, с которым работает. Так бывает и в жизни. Человек, который слабее, может не заметно для себя, стать чьей-то скульптурой. Т.е. может подчинить его себе и заставлять делать, всё ,что ему вздумается.
В таком случае хочется сказать только одно: «Всегда думай своей головой».
Следующая игра «Драка»
Давайте вспомним. У каждого хоть раз, но была подобная ситуация. Мы сейчас, будем учиться:
-как можно избежать драки;
-как справиться с агрессивным состоянием;
-как вовремя остановиться.
« Представьте, что вы поссорились с другом и вот-вот начнётся драка. Вы делаете следующее: (я говорю, а вы повторяете)
(дети повторяют)
1.Глубоко вдохните.
2.Крепко –крепко стисните зубы.
3.Сожмите как можно крепче кулаки.
4.До боли вдавите пальцы в ладони.
5.На несколько секунд затаите дыхание.
6.Задумайтесь: а может и не стоит драться?
7.Выдохните и расслабьтесь!
8.Ура! Неприятности позади!
9.Встряхните кисти рук.
Почувствовали облегчение?
(ответы детей)
Воспитатель: Хорошо! (если нет –повторяем ещё раз)
Запомните это упражнение. Оно ещё не раз убережёт вас от неприятностей.
А сейчас, не много, погадаем. Шутка! Ударимся в воспоминания.
Игра называется «Цветик – семицветик» . (ромашка с разными эмоциями)
Посмотрите, что у меня есть. (показываю цветок)
На обратной стороне каждого лепестка находится рожица.
Ваша задача:
1.выбрать лепесток;
2.отгадать и назвать –эмоцию, затем её изобразить;
3.и сказать, когда вы находились в этом состоянии.
(проходит игра)
Воспитатель: Молодцы! Сколько эмоций.
И ещё одна игра «Мимика и жесты»
Вспомните, что такое мимика и жесты? Мы с вами уже это проходили.
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Мимика-это выражение лица, а жесты- это движение рук, ног, головы и т.п. .Хорошо.
А теперь задания, которые вам надо будет выполнить. Их несколько. Готовы. Начали.
1.При помощи рук , т.е. жестов, показать два противоположных состояния:
а) гнев и спокойствие;
б)печаль и радость;
в)усталость и бодрость
(дети показывают)
2.При помощи мимики (без жестов) показать два противоположных состояния:
а) гнев и спокойствие;
б)печаль и радость;
в)усталость и бодрость
(дети показывают)
3.При помощи жестов и мимики показать два противоположных состояния:
а) гнев и спокойствие;
б)печаль и радость;
в)усталость и бодрость
(дети показывают)
А теперь надо 2 человека (один изображает,другой делает).
Получивший записку с заданием- при помощи мимики и жестов, показывает другому, что ему надо сделать. А второй участник -исполняет увиденное. Затем мы сравним- написанное с увиденным.
(дети показывают)
Воспитатель: Молодцы! Просто отлично! На этом наши игры закончились.
А сейчас давайте вспомним, о чём шла речь на занятии? И для чего мы с вами играли в эти игры?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы!. Действительно, мы говорили о лечебном свойстве игр. Что с помощью игр мы можем изменить своё настроение. А с какими новыми словами мы познакомились?
(ответы детей)
Воспитатель:
Терапия- лечение.
Коррекция - исправление.
Психология – наше душевное состояние.
Хорошо. Работали все отлично. И мне очень хочется, чтобы игры и упражнения, с которыми мы сегодня познакомились, пригодились вам. И вы ими воспользовались, что бы избежать проблем и неприятностей.