Почему так актуальна в комедии проблема воспитания. Тема воспитания в комедии фонвизина "недоросль"

Появилась в 1782 году, когда правление императрицы Екатерины Великой вступило в свою завершающую фазу.

После подавления восстания Пугачёва императрица отказалась от ранних проектов по демократизации управления и перешла к выстраиванию абсолютистского государства.

Вконтакте

Важным этапом на этом пути стало закрепление положения дворянства как самого привилегированного и наиболее защищённого государством класса. Исключению дворянства из фактически всего населения страны и его последующему преобладанию над этим населением в значительной степени способствовала отмена обязательной службы. В силу этого разрушилась традиционная с петровских времён схема карьерного роста молодого дворянина в соответствии с Табелью о рангах.

Таким образом, возможность прожить жизнь, как хочется, приводила к определённому безразличию и фатализму в сознании ребёнка, выросшего в дворянской семье, и отчасти в сознании его родителей. Именно поэтому в XVIII веке резко возрастает количество так называемых недорослей - юных дворян, не получивших необходимого документа о прохождении домашнего обучения. Без этого документа было невозможно вступление во взрослую жизнь: получение подходящего статусу места и вступление в брак. Это стало одной из причин создания комедии Фонвизина.

Духовная жизнь конца екатерининской эпохи

Несмотря на ужесточение цензуры и сужение границ дозволенного для писателя и художника? искусство и культура находились на подъёме. Екатерина обладала глубокими познаниями в культуре и искусстве, состояла в переписке с выдающимися зарубежными мыслителями эпохи Просвещения.

Императрица способствовала появлению литературных журналов, чаще всего сатирических, и сама была редактором еженедельника «Всякая всячина». Хотя существует мнение , что под своим именем она публиковала сочинения более талантливых авторов, невозможно отрицать её образованность и подвергать сомнению намерение посредством журналистики и иронии указать обществу на его недостатки.

Стиль классицизм в литературе

Господствующим художественным стилем эпохи был классицизм. Его отличительные черты состояли в следующем:

  1. Жёсткая структура текста.
  2. Требования соблюдения закона трёх единств: места, времени и действия.
  3. Ориентация на образцы античной культуры.
  4. Торжественность и академизм.

Упорядоченность и назидательный элемент идеально вписывались в тогдашние требования к театральному представлению.

Необходимость завершить действие в тот же день, когда оно началось, и в том же месте до известной степени упрощала техническую сторону постановки. Перебор античных образцов и создание на их основе однотипных пьес спровоцировали театральный бум.

Чтобы прикрыть слабость текста и придать некое значение произведению, драматурги использовали многочисленные моральные сентенции в финале. Морализаторство придавало определённую значимость пьесе и полностью соответствовало литературному кредо Екатерины: «Сатира в улыбательном духе».

Со временем античные персонажи и сцены уступают место отечественному материалу . Не в последнюю очередь это связано и с деятельностью Фонвизина как драматурга. Для усиления воспитательного элемента пьесы часто используются «говорящие имена». Их задача: выразить отношение автора к своему персонажу и пороку или же добродетели, им олицетворяемыми.

В «Недоросле» говорящими именами наделены все : слабый и глупый отец семейства Простаков, его жена, урождённая Скотинина, вместе со своим братом - грубые и невежественные люди, даже жестокие. Сам недоросль - бестолковый Митрофанушка, как будто бы застывший в детском возрасте со своим уменьшительно-ласкательным именем. Ничего не смыслящие учителя с фамилиями Кутейкин, Цыфиркин и Вральман в характеристике даже не нуждаются.

Другой шлюз, с помощью которого автор озвучивал публике свои идеалы и фактически напрямую обращался к ней, - наличие в структуре пьесы «героя-резонёра». Это положительный персонаж, который порицает пороки главных героев и предлагает в итоге свою платформу улучшения нравов. В «Недоросле» таких резонёров два. Оба они наделены говорящей фамилией . Условно их можно классифицировать в соответствии с занимаемой позицией:

Можно заключить, что в совокупности говорящие фамилии и резонёры исполняют необходимую классицизму назидательно-дидактическую роль.

Итак, с одной стороны, мы имеем заданную стилем необходимость воспитания и совершенствования общества, с другой - наличие в России конца XVIII века огромного количества не получивших даже примитивного образования молодых дворян. Эти два аргумента приводят Фонвизина к написанию комедии, посвящённой нравственной проблематике. «Недоросль» оказался столь успешным и злободневным, что попросту проигнорировал некоторые каноны классицизма и опередил своё время.

«Недоросль» и концепции воспитания

Моральные качества семейства Простаковых

Проблема воспитания в комедии «Недоросль» постулируется уже самим названием. Фактически главное обвинение предъявляется родителям Митрофанушки, вовсе не стремящимся дать отпрыску качественное образование. Вместо этого, они нанимают всяких шарлатанов, которые едва смыслят в науках ими преподаваемых. Возможно, это ощущается семейством Простаковых, но бездарность учителей - не повод им отказывать: главное - получить документ во взрослую жизнь, а не научить ребёнка чему-то полезному.

В настоящее время XVIII век воспринимается как эпоха Просвещения, когда закладывались основы фундаментальных наук, характеризуется развитием философии и окончательной секуляризацией сознания. И в это же время Простакова училась только по «Домострою» и была глубоко возмущена умением нынешних девиц читать. Отец Митрофанушки, человек от природы глупый и вдобавок стеснённый наделённой крутым нравом женой, проявляет полное безразличие к обучению сына. В таком контексте неудивительно, что недоросль хочет жениться, а не учиться.

Линия на обвинение родителей в том, что дети глупы и жестоки подчёркивается фамилиями. По отцу Митрофанушка - Простаков, а вот по матери - Скотинин. Глупость, унаследованная от одного родителя, сочетается в недоросле с жестокостью, взятой от другого. Впору только порадоваться, что младший Простаков так и не стал Митрофаном: он издевается над нянькой Еремеевной и другими крепостными, вместо того, чтобы учиться, резвится во дворе, ссылаясь на болезнь.

Важно заметить, что именно в этом Фонвизин делает значительное отступление от норм классицизма, согласно которым персонаж должен быть либо строго положительным, либо отрицательным. По-человечески жаль Простакова , которого жена временами колотит, а сын ни во что не ставит. Сама Простакова, озабоченная тем, чтобы содрать побольше с крестьян, безумно любит сына, и когда тот в финале говорит: «Да отвяжись ты, матушка», падает от потрясения в обморок.

Воспитание Митрофанушки - отрицательный пример

Сцены «уроков» с Митрофанушкой уверенно можно назвать наиболее комичными: дверь превращается в прилагательное, поскольку это нечто «приложено к своему месту», преподаватель арифметики в негодовании резюмирует, что ученик до трёх сосчитать не может, а учитель по всем наукам - бывший кучер, воспользовавшийся потребностью дворянства в учителях.

Своей сатирой Фонвизин жёстко критикует современное ему состояние дел, когда образование необходимо, чтобы лишь получить место, жениться и в итоге унаследовать состояние родителей. Драматург чётко указывает на то, что нынешний недоросль - впоследствии чиновник, который в силу происхождения будет способен воздействовать на судьбу страны.

Кроме того, желание Митрофанушки жениться во многом связано с желанием поскорее избавиться об опостылевших родителей: единственная добрая мысль, которую он может сказать матери, состоит в жалости к тому, как она устала в его сне колотить батюшку. В остальном же отец и мать - «всякая дрянь».

Воспитание Софии - положительный пример

В противовес глупости и жестокости семейства Простаковых, Фонвизин рисует более благожелательную картину, посвящённую воспитательным методам состоятельного дворянина Стародума.

Здесь проблема воспитания в произведении «Недоросль» раскрывается с другой стороны. Стародум вкладывает в голову своей племянницы Софии идеи того, как стать разумным и добропорядочным гражданином.

Девушка от природы является рассудительной и благоразумной, хотя Простаковы-Скотинины видят только тугой кошелёк её дяди, за который в буквальном смысле разворачивается борьба. Она желает выйти замуж за достойного человека, снискать о себе доброе мнение, и Стародум всячески поощряет её в этом.

Разница между Простаковыми и Стародумом проявляется и в методах воспитания. Простакова поручает образование сына совсем неподходящим для этого людям и сама часто вмешивается в учебный процесс. Стародум же общается со своей племянницей, обучение происходит в виде назидательных бесед. Он не желает задавить её авторитетом и знаниями, вместо этого он делится своим опытом, кратко резюмируя его ёмкой фразой вроде «честный человек должен быть совершенно честный человек», «есть счастье всего этого больше. Это то, чтоб чувствовать себя достойною всех благ, которыми ты можешь наслаждаться».

Столкновение двух концепций и значение комедии

В сочинениях о проблеме воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» часто выделяют два побудительных мотива автора, повлёкших за собой создание этого произведения:

  • критика состояния образования и нравственного облика дворянства;
  • сатира на глупость, царящую внутри привилегированного класса.

Верно это лишь отчасти. Действительно, Фонвизин возмущён, что рано или поздно Простаковы придут к власти и окажутся причастны к управлению. Но представляется, что «Недоросль» не столько сатира на государственное устройство, сколько сатира на людей, формирующих общество.

Истинный смысл пьесы состоит в упрёке тем родителям, которые пренебрегая своими обязанностями, выпускают в свет детей бесталанных и вдобавок жестоких.

Автор понимает, что родители и не видят прока в образовании или в воспитателях, поэтому в финале вся материнская любовь Простаковой оказывается отвергнута, а Стародум произносит крылатую фразу: «Вот злонравия достойные плоды».

Нравственный урок комедии состоит именно в этом: глупость, жестокость и безразличие родителей являются причиной появления столь большого количества ни к чему не приученной молодёжи. Финалом, где Простаковы лишились имения и сына, Фонвизин подчёркивает их вину и призывает задуматься над тем, какими путями можно было бы избежать такой развязки. Воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» имеет определяющее значение именно в контексте обязанностей родителей по отношению к ребёнку. Исправить же трагикомическую ситуацию с дверями-прилагательными можно лишь в том случае, если родители-Простаковы начнут совершенствовать мир с себя.

В комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизин ставит одну из важнейших проблем общества: воспитание и образование подрастающего поколения. В пьесе карикатурно изображается "воспитательный процесс" в семье помещиков Простаковых. Сатирически изображая нравы поместных дворян, показывая их полное невежество в том, как они готовят детей к жизни и деятельности в обществе, писатель добивался осуждения подобного подхода к воспитанию. Мать Митрофана вынуждена (кроме главной заботы - о питании своего сыночка) демонстрировать исполнение указа об образовании дворянских детей, хотя по своей воле никогда не стала бы принуждать любимое дитя к «бесполезному учению».

Автор сатирически изображает уроки Митрофана по математике, географии, русскому языку. Его учителями были дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и немец Вральман, которые недалеко ушли от нанявших их помещиков. Во время урока «арихметики», когда учитель предложил решить задачу на деление, мать советует сыну ни с кем не делиться, ничего не отдавать, а всё забирать себе. И география, по мнению Простаковой, барину не нужна, потому что есть извозчики, которые довезут, куда надо.

Особым комизмом проникнута сцена «экзамена», в которой Митрофан проявил все свои познания. Он стремился убедить «комиссию», как «далеко ушёл» в изучении, например, русского языка. И потому искренне уверял, что слово «дверь» может быть и существительным и прилагательным, в зависимости от места нахождения. Таких результатов Митрофан добился, благодаря матушке, во всём потакавшей ленивому сыночку, который привык делать только то, что нравилось: есть, спать, лазать на голубятню и видеть от всех окружающих беспрекословное подчинение, исполнение его желаний. В круг интересов учёба не входила.

В тех условиях, какие отображены в комедии, дети не могли сильно отличаться от родителей, так как невежественные люди не способны воспитать в своих отпрысках тягу к знаниям, стремление стать образованными и интеллигентными гражданами, которые сознательно готовились бы к служению Отечеству. Отец и мать Митрофана даже читать не умеют, и дядюшка «отроду ничего не читывал»: «Бог... избавил этой скуки». Жизненные интересы этих помещиков чрезвычайно сужены: удовлетворение потребностей, страсть к наживе, стремление устроить брак по расчёту, а не по любви (за счёт приданого Софьи Скотинин хотел бы «прикупить ещё свинок»). У них отсутствуют понятия о долге и чести, зато безмерно развито желание властвовать. Простакова груба, жестока, бесчеловечна по отношению к крепостным крестьянам. «Скот, воровская харя» и другие ругательства являются наградой, а платой за труд были «пять тумаков в день да пять рублей за год». Таким же хозяином станет и Митрофан, который с детства научен жестокому обращению с крепостными. Он и учителей считает слугами, желая от них подчинения его барской воле.

Госпожа Простакова в умственном отношении «слишком проста» и «деликатности не обучена». Все вопросы решает руганью и кулаками. Её брат, Скотинин, принадлежит к той группе людей, которые по образу и подобию своему близки животным. Например, Скотинин говорит: «Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?» На это высказывание господин Простаков ему отвечает: «И тут есть же какое-нибудь сходство». Действительно, сын Простаковых Митрофан во многом похож на мать и дядю. Например, он не испытывает стремления к знаниям, зато много ест, и в свои шестнадцать лет имеет довольно избыточный вес. Матушка заявляет портному, что дитя у неё «деликатного сложения». О потребностях Митрофана сообщает няня Еремеевна: «Пять булочек скушать изволил до завтрака».

Целью Д.И. Фонвизина было не только высмеивание, обличение нравов поместного дворянства, но и сатирическое изображение действующих порядков в обществе, в государстве. Деспотизм уничтожает человечность в человеке. Писатель обосновывает свои выводы о необходимости отмены крепостного права, показав, как по-своему понимали некоторые помещики «Указ о вольности дворянской», другие царские указы, поддерживающие крепостников. Особенности жизни и быта поместных дворян в том, что они за добродетель принимают распущенность нравов, так как обладают беспредельной властью, поэтому и процветали в их обществе грубость, беззаконие, безнравственность.

Комедия «Недоросль» направлена на обличение пороков общества. Сатирически изображая нравы помещиков, их «методы воспитания», Фонвизин добивался выводов о том, какими не должны быть люди, как нельзя воспитывать детей, чтобы не появлялись среди дворян новые «митрофанушки». Жизненные принципы Митрофана прямо противоположны убеждениям просвещённого человека. Автор произведения создавал не положительный, а отрицательный образ. Он хотел показать «злонравия достойные плоды», поэтому отобразил худшие стороны помещичьей жизни, злонравие крепостников, а также высветил пороки воспитания младшего поколения.

Помещица Простакова воспитывала сына по своему образу и подобию (как её когда-то растили родители) и прививала ему те качества, которые считала нужными, поэтому Митрофан в шестнадцать лет уже определил для себя цели и приоритеты, и они таковы:
– не хочет учиться;
– работа или служба не прельщают, лучше голубей гонять на голубятне;
– еда для него стала важнейшим из удовольствий, и ежедневное переедание – норма;
– алчность, жадность, скупость – качества, помогающие достичь полного благополучия;
– грубость, жестокость и бесчеловечность – необходимые принципы помещика-крепостника;
– коварство, интриги, обман, мошенничество – привычные средства в борьбе за собственные интересы;
– умение приспосабливаться, то есть угодничать перед представителями власти и проявлять беззаконие с людьми бесправными, – одно из условий привольной жизни.

На каждый из этих «принципов» в комедии «Недоросль» есть свои примеры. Автор хотел высмеять, обличить низкие нравы многих помещиков, поэтому в создании образов использовал такие приёмы, как сатира, ирония, гипербола. Например, Митрофан жалуется матери, что его заморили голодом: «С утра ничего не ел, только пять булочек», а вчера вечером «вовсе не ужинал – только солонины ломтика три, да подовых (булочек) пять-шесть». Также с сарказмом и неприязнью сообщает автор о «тяге к знаниям» у Митрофана, который собирается устроить «таску» старой няне за то, что она просит его поучиться немного. И на уроки он соглашается пойти только при выполнении поставленных им условий: «... чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору» (о женитьбе).

Госпожа Простакова беззастенчиво лжёт Правдину, что сын её «из-за книги не встаёт по суткам». И Митрофан пользуется вседозволенностью, слепой любовью матери, он хорошо усвоил, как надо добиваться исполнения своих желаний. Этот недоросль своеволен, груб, жесток не только по отношению к няне или другим крепостным крестьянам, но даже по отношению к матери, для которой он главная отрада. «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» – отталкивает сыночек маменьку, когда она пытается найти у него поддержку.

Вывод Стародума, сделанный в финале пьесы («Вот злонравия достойные плоды!»), возвращает зрителей и читателей к предыдущим фактам, которые объясняют и наглядно показывают, как формируются в обществе персонажи, подобные недорослю Митрофану и его матери.

Решение Правдина отправить Митрофанушку на службу дворянский сын воспринимает беспрекословно. Но возникает вопрос, на который нет ответа в комедии, хотя он подразумевается: «Разве может Митрофан принести пользу на службе Отечеству?» Конечно, нет. Для того и создал Д.И.Фонвизин свою комедию, чтобы показать обществу, какие «недоросли» воспитываются помещиками и в чьих руках может оказаться будущее России.

Комедия Фонвизина «Недоросль» считается одним из важнейших произведений русской литературы. Ведь ей удалось оказать влияние на течение мысли во всей последующей литературе. Она шагала впереди по своей форме и, прежде всего, по проблематике.

Может сложиться впечатление, что пьеса «Недоросль» соответствует рамкам главенствующего в тот период классицизма. В ней соблюдены принципы единого времени, места и действия, герои произносят речи, соответствующие их положению, а комизм зачастую основан на неожиданно сложившейся ситуации. Главным отличием от канонов классицизма можно назвать проблематику произведения – важность воспитания в жизни человека.

Многие критики отмечали, что главный конфликт в этом произведении заключается в линии любовных отношений, а проблематика касается социальных проблем. Да, в этих словах есть доля правды, но, на самом деле, проблематика комедии более глубока.

Автор обращает внимание читателя на проблемы образования. Он написал это произведение, желая передать горестный опыт будущим поколениям. Для этого Фонвизин подбирает каждое слово, сказанное героем, обращает внимание на движения персонажей, на каждый их жест. В «Недоросле» продумана каждая буква.

Нетрудно понять, что проблема воспитания здесь показывается на примере двух персонажей: Митрофанушки и Софьи. Чтобы не быть осужденным за однобокость представленного взгляда, автор обрисовывает ситуацию с разных сторон, относительно абсолютно противоположных молодых людей. Автор намерено останавливает внимание читателя на контрастных индивидах.

Нравственность, почитание своего отца, духовность и даже некое смирение Софьи прямо противопоставлена жестокости, халатности и отсутствию воспитания Митрофана. Как раз благодаря этому противопоставлению основная проблематика пьесы становится просто очевидной.

Читатель не знает, чем занимается в свободные от занятий часы Митрофан. Мы не понимаем, что нравится этому молодому человеку. У него нет обязательств по дому, он предоставлен сам себе.

Но что привело к таким результатам? Какие корни имеет проблема появления столь невежественного и глупого Митрофана?

Все дети рождаются с чистым сознанием. И от того, что будет их окружать, во многом зависит то, какими они станут, когда вырастут. Если для Софьи примером был тактичный отец, то для Митрофана таковой стала мать, сильная деспотичная женщина, все в семье решившая взять в свои руки. Она даже имя сыну дает со значением «находящийся при матери», словно боясь как огня его самостоятельности. Мать лишь отрицательно влияет таким своим поведением на семью, сделав из сына невежду, а из мужа бесхребетную куклу. Митрофан привык, что все приносится по первому его желанию. Мальчику не нужно прилагать никаких усилий – мама все сделает. Он и не видел надобности в обучении до тех пор, пока не вышел новый указ, заставляющий всех дворян младше 18 лет, учиться. Не было бы указа и страха попасть в рекруты в случае неповиновения, он бы и не начинал познавать науку.

Хотя его обучение трудно назвать таковым. Известно, что человека против его воли трудно чему-либо обучить. Вот и Митрофан, приступая к занятиям по принуждению, не получает от них никакой пользы.

Проблема воспитания затронула и другой образ - Скотинина. Он вырос в той же семье, в которой воспитывалась мать Митрофанушки, ведь он ее брат. Значит они имеют схожие взгляды. Он жесток к крестьянам. Но хвастается своей хваткой и готов обучить этому сестру. Однако не за просто так, а при условии того, что Простакова сосватает ему Софью. Даже отношения родных брата и сестры строятся на выгоде и желании материального достатка. Он и жениться хочет не по привязанности сердечной, а желая заполучить все имущество возможной невесты, ее деньги, на которые можно купить много свиней.

Иными словами, воспитание родителей без любви и взаимопонимания, основанное лишь на физических и материальных потребностях, привело к появлению их жестоких и безнравственных копий. Проблема семьи неотрывно связана с проблемой воспитания.

Представленная Фонвизиным в комедии «Недоросль» манера воспитания доказала, что вековая традиция ломала юные умы и чернила души молодых. Единственным спасением из этого страшного замкнутого круга автор считал выход из семьи во служение государства. Только так, считал Фонвизин, можно раскрыть молодым дворянам глаза, поставить их рядом с реальными проблемами и научить жить самостоятельно, а значит развеять невежественные пороки, взращиваемые в них в невежественной семье: корысть, жестокость и лень.

После указа Екатерины II «О вольности дворянства» помещики становятся особо жестокими и невежественными. В связи с этим просвещенные люди начинают беспокоиться о будущем страны, так как принципы воспитания дворянства сводятся к невежеству и самодурству. Из сложившейся ситуации Д.И. Фонвизин видит лишь один выход – возвращение к идеям просвещения – добра, чести и долга.

Влияние Простаковой на воспитание сына


Простакова оказывает несомненное влияние на развитие своего сына Митрофана. В переводе имя Митрофан обозначает «являющий свою мать», что полностью отражает его образ.

Простакова, жестокая с крепостными, с членами своей семьи, руководствуется в жизни лишь собственными желаниями. Подобное поведение уничтожает в ней остатки достоинства и уважения. Так Фонвизин пытается донести до общества, что образ жизни современного поместного дворянства разрушителен.

Так Митрофан копирует манеру поведения матери, особенности ее общения с окружающими. Он без тени сомнения издевается над Еремеевной, относится пренебрежительно к собственным родителям, называя их дрянью.

Воспитание Митрофана

Митрофан избалован, невежествен, ленив и эгоистичен, его интересуют лишь собственные развлечения, ему чужд труд умственный и физический. Нанятые для его обучения учителя не способны дать ему настоящих знаний, но и тот минимум, который они дают ему, Митрофан не способен усвоить. Сквозь смех автора над невежеством недоросля Митрофанушки мы слышим отчетливое негодование и тревогу за будущее России – на таких людях будет основываться будущее страны.

Выражение авторской позиции по проблеме воспитания

Фонвизин вкладывает собственное представление о воспитании подрастающего поколения в уста Стародума, который передает личный опыт племяннице Софье. Именно в научении молодого поколения старшим Фонвизин видит идеал становления будущих вершителей судеб родного государства.

Стародум беседует с девушкой на самые разные темы – о благородстве дворянина, которое выражается в количестве совершенных им добрых дел, о богатстве, которым нужно делиться с теми, кто в этом нуждается больше тебя. Семейные отношения, по мнению героя, строятся по принципу: муж должен повиноваться рассудку, а жена мужу. А главное в жизни – ощущать себя достойным тех благ, которыми обладаешь.

Заключение

Проблема воспитания – центральная в комедии «Недоросль». Она неразрывно связана с мыслями о будущем России. Автора пугает, что поместное дворянство превращается в невежественную массу. Основной надеждой Фонвизина становится возвращение к принципам просвещения. Я думаю, что в форме пьесы Фонвизин излагает собственную программу воспитания молодого поколения.


Тема воспитания и образования в дворянских семьях в России 18-ого века была довольно актуальной. Одним из первых эту проблему затронул Д. И. Фонвизин в комедии "Недоросль". С первой же реплики автор вводит нас в атмосферу помещичьей усадьбы. Мы знакомимся с персонажами, положительными и отрицательными. Положительным героем прежде всего является Стародум (который также является персонажем-резонером и выражает авторские взгляды), а также Правдин, Софья и Милон.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Отрицательные герои - госпожа Простакова, Скотинин, Митрофанушка. Главной среди них, конечно же, является Простакова. Она мать Митрофана, крайне невежественная, грубая, жестокая женщина. Она никогда не училась и гордится этим. Простакова, несомненно, любила сына, но но ему нужен был достойный пример, ведь характер человека формируется в семье. Однако Простакова просто не могла стать хорошим примером, она стала иным: Митрофанушка перенял у нее все пороки. Это неудивительно, ведь госпожа Простакова позволяла себе на глазах у сына хамить, грубить и унижать окружающих.

Стоит обратить внимание на то, как Митрофан получает образование. Как уже было сказано, Простакова не считала нужным обучаться наукам, но все же наняла для своего сына учителей, ведь так велел закон. Митрофан не хотел учиться, подобно матери. Он ленился, был глупым: "Не хочу учиться, хочу жениться". Но проблема не только в самом мальчике: учителя и не могли дать ему достойного образования, потому что были такими же недоучками. Этими учителями были бывший кучер Вральман, семинарист Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин. Результаты такого учения налицо: например, из грамматики Митрофан знает что есть "существительна да прилагательна". Дверь, по его мнению, является прилагательным, так как приложена к своему месту. Другая дверь, которая еще не навешена, - "покаметс существительна".

Всем этим автор хочет показать, как нельзя воспитывать детей. Так каким же должно быть образование, воспитание? Авторские взгляды выражает Стародум: образование должно быть на высоком уровне, однако не имеет ценности само по себе. Главная цель знаний - возвышать душу.

Таким образом, система образования в русских дворянских семьях, по мнению Фонвизина, была несовершенной, порочной и способной погубить судьбу молодого дворянина. В молодых людях того времени развивались такие качества как лень, пассивность, высокомерие. Однако, я считаю, что эта проблема воспитания, не только всегда была, но и есть, и будет. В нашей эпохе так же множество семей не понимает как нужно воспитывать детей. Многие родители показывают ужасный пример своим детям, не думая о последствиях, о том, что дети прежде всего пытаются подражать родителям.

Эта комедия Фонвизина может заставить задуматься не только нас самих, но и наших родителей, если это необходимо.

Обновлено: 2017-03-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.