Почему японцы так любят кошек ani news. Япония и кошки (историческое - интересные факты)

┏━────╯⌬╰────━┓

Каждый из нас хоть раз в жизни имел дело с пушистыми пожирателями (нет, не смерти) вкусной свежей рыбки. Однако далеко не все знают, откуда, как и почему кошки появились в Японии.

┗━────╮⌬╭────━┛

┏━────╯⌬╰────━┓

История эта берёт своё начало ещё в VI веке (а если быть уж совсем точным, в 538 году), когда когтистых завезли в Японию. В самом начале своего пребывания в качестве обитателей Страны восходящего солнцакошки жили преимущественно во дворце Императора и храмах. Такое обстоятельство в итоге обернулось превращением этого животного в символ статуса и богатства. Ну а первое письменное упоминание о представителях семейства кошачьих относится к дневнику императора (где-то 884 год) Уда (宇多), ставшего, между прочим, синтоистским божеством (не каждый правитель может похвастаться столь богатой биографией).

┗━────╮⌬╭────━┛

┏━────╯⌬╰────━┓

Поначалу среди кошачьих было распространено только два цвета – чёрный и белый, однако с течением времени и вмешательством ферамонов появилась знаменитая трёхцветная кошка – японский короткохвостый бобтейл или «ми-ке» по-2японски (三毛 что значит «три меха»). Эта царапка стала настоящей визитной карточкой родины манги и аниме и появлялась во всевозможных легендах, сказаниях и прочих выражениях японского фольклора. Но особое почтение такие трехцветные кошки имеют у рыбаков – считается, что они умеют предсказывать приближение бури.

┗━────╮⌬╭────━┛

┏━────╯⌬╰────━┓

Именно ми-ке стала прообразом манэки-нэко (招き猫) – фигурки кошки с поднятой вверх лапкой, которую часто окрашивают именно в три цвета бобтейла. Считается, что такая скульптура, сделанная из фарфора или керамики, приносит её владельцу удачу (кстати говоря, однозначного мнения, какая именно из лап должна быть поднята вверх, не существует). Старинное предание гласит: «С приветствием кошки приходит процветание». Манэки-нэко обладает четырьмя особыми символами – поднятой лапкой, нагрудником, монетой и цветом. В совокупности каждое сочетание этих элементов может приносить ту или иную добротную вещь, которая нужна владельцу (почему у нас в стране все проблемы нельзя кошкой решить?).

┗━────╮⌬╭────━┛

┏━────╯⌬╰────━┓

Манэки-нэко в буквальном переводе означает «Манящая кошка» (хотя существует достаточно много вариаций). Такая интерпретация связана с одной из самых известных японских легенд (а теперь приготовьтесь послушать интересную и поучительную сказку

┗━────╮⌬╭────━┛

┏━────╯⌬╰────━┓

Когда-то давно на обочине одной из старых, поросших травой, дорог, в прохладной тени могучих деревьев был построен величественный храм. Его образ был столь прекрасным, что многие люди стекались в это забытое место чтобы посетить священную обитель мира и спокойствия на земле. Но шло время, появлялось все больше монастырей, до которых было легче добраться, и о храме в тени пришлось забыть. Лишь один старый монах, чтивший традиции предков, остался наедине с некогда посещаемым краем. Его единственным другом и спутницей стала кошка, случайно забредшая в монастырь. Монах напоил её молоком и рассказал о бедах некогда роскошного храма. Тогда кошка стала каждый день выбегать на дорогу, поднимая лапу вверх и как бы «зазывая» путников. С течением времени их становилось всё больше, ведь весть о «приветствующей кошке» быстро разлетелась по округе. Так храм в тени снова стал посещаемым и популярным местом.

Ещё одно сказание, гораздо более жестокое (предупреждаю заранее) повествует о непростых взаимоотношениях человека и животного (устройтесь поудобней, ибо вас ожидает ещё одна необычная легенда)

┗━────╮⌬╭────━┛

┏━────╯⌬╰────━┓

История периода Эдо (1603-1868 гг.) хранит воспоминания о «районе красных фонарей» в Токио – так называемом Ёсивара (吉原, где 吉 это «удача»). Женщины публичных домов того времени делились на гейш (芸者 – «человек искусства») – профессиональных исполнительниц мужских желаний и юдзё (遊女, 女 значит «женщина») – простых девушек без образования (хотя даже без особых навыков такая барышня могла неплохо заработать). Самые знатные и красивые гейши носили гордые звания тайю (太夫 – «исполнитель») в Киото и ойран (花魁) в Токио. Так, в публичном доме Ёсивара жила ойран по имени Усугумо. Она очень любила кошек и постоянно окружала себя ими (правда, красавица была в самом расцвете сил). Как-то раз, проснувшись посреди ночи, Усугумо захотела попить воды. Но любимая кошка вцепилась в кимоно хозяйки с такой силой, что та не могла двинуться с места. На непонятный шум в комнату явился стражник (ему только повод дай) и отрубил кошке голову. Отрубленная голова взлетела под потолок и вцепилась зубами в притаившуюся там змею. Так жизнь Усугумо была спасена, а кошка-жертвенница стала её покровительницей.

Конечно, не котиками едиными живо человечество: не реже, чем ярых кошатников, можно встретить столь же радикальных собачников. Есть люди, которые к одному виду животных испытывают любовь, а к другому - острую неприязнь.

Но чаще заводят кошек - и не только потому что это проще. Почему же так - разбирался корреспондент «Ридуса».

Ученые-этологи, занимающиеся изучением поведения животных и человека, имеют собственную точку зрения по этому вопросу. Они полагают, что любовь эта генетически обусловлена. Крупные кошачьи были одними из наиболее опасных для наших предков хищников. Для выживания нам было необходимо отслеживать и подмечать их повадки, наблюдать за ними, и восхищение стало побочным продуктом нашего интереса, закрепившись в ходе естественного отбора, - рассказала «Ридусу» психолог Мария Плюснина.

По словам эксперта, людей «завораживают изящество и гармоничные грациозные движения, в которых легко читается опасность, заключенная под наш контроль». Конрад Лоренц, выдающийся австрийский зоопсихолог, в своей книге «Человек находит дpуга» утверждал, что кошки, за исключением нескольких декоративных пород, «вовсе не домашние животные, а подлинно дикие существа

Дикие? Возможно.

Многие назовут такой способ суррогатом - и, разумеется, полноценной семьи он не заменит.

Однако общение с привередливым, капризным, иногда нежным, а иногда кусливым котом способно спасти от одиночества - переждать «самый темный час. У человека есть потребности в эмоциональной близости, в контакте с другими и в общении, заботиться о ком-то - и домашние животные в какой-то мере это потребности удовлетворяют.

Еще одним свойством кошек является способность пробудить родительский инстинкт.

«Этология, науки о поведении на грани биологии и психологии, считает, что любовь к котам есть следствие заложенного в нас родительского поведения, точнее даже, потребности в его реализации. Мы заботимся о братьях наших меньших, будь они котиками, щенками, змеями или богомолами. И в каком-то смысле мяуканье - это мимикрия под детский плач», - говорит психолог Ксения Ширяева.

Получается, пресловутые «сорок кошек» - это сублимация не реализованного родительского инстинкта. Впрочем, есть еще одна версия. Дело в том, что коты и кошки - не только милые, пушистые, беззащитные зверьки - но и воплощение грации и эгоизма. Многих покоряет как раз это.

«Сейчас век нарциссизма. И коты соответствуют как критериям идеальности многих - гибкие, стройные, элегантные сволочи. Они и поведением во многом схожи с нарциссами, при условии, что мы говорим об обывателе. То есть, человеку свойственна хуманизация. Человек животным приписывает человеческие реакции и эмоции. Так вот, инстинктивное поведение котиков легко очеловечивается в нарциссическую личность. А сейчас именно такие персоны в тренде - культовые фигуры современного кинематографа это доказывают с успехом», - считает психолог Нина Сергеева.

Есть и другие версии.

Например, с биологической точки зрения человеческая любовь к котам может быть обусловлена страхом перед древним существом, на которого и охотились совы и котики (как известно, к совам человечество тоже неравнодушно).

Со временем человек умнел и крупнел, а коты, напротив, уменьшались в размерах (хотя и не все). Однако восприятие кошки как части реальности, изначально притягивающей внимание, то есть внешнего стимула, порождающего нервное возбуждение - остались. А вот эмоция уже стала другой.

Кстати, а как воспринимают нас сами коты?

Биолог Джон Брэдшоу из Великобритании считает, что человек воспринимается кошкой как большой кот - только довольно глупый и несамостоятельный. Ну, как котенок. Потому и используется мурлыканье в качестве общения. Котята начинают мурлыкать, когда просят мать не отодвигаться, пока они сосут молоко.

Между собой взрослые коты не слишком используют этот способ коммуникации, но рядом с людьми мурлычут - может, так до большого, глупого лысого котенка что-то дойдет.

Так что родительский инстинкт, вызываемый котиками, - он работает в обе стороны.

Первые упоминания о японских кошках приходятся на эпоху правления 66-го императора Итидзё, прославившегося тем, что узаконил двоеженство, правда исключительно для императоров.
Сам бы он до этого не додумался, ему и наложниц хватало, а вот его опекун, первый министр и влиятельнейший вельможа Фудзивара-но Мититака придумал это корысти ради. Дело в том, что супруга императора официально носит титул Коогоо, "жена императора, императрица". А есть еще титул Чуугуу, тоже жена, но рангом чуть ниже, дословно "жена императора без права на властвование после смерти мужа". Фудзивара решил, что раз формально Коогоо и Чуугуу - это разные титулы, они вполне могут принадлежать двум разным женщинам одновременно, то есть его дочери и племяннице. В итоге Первой женой императора Итидзё стала Тэиси (Фудживара-но Садако, дочь Фудзивара), а Второй женой - Шоши (Фудзивара-но Акико, племянница Фудживара). Так что несчастный Итидзё со всех сторон был окружен одними Фудзиварами и страдал от однообразия жизни.
Не пугайтесь) Это только присказка. Сказка спереди...

Когда появились на японских островах дикие коты - неизвестно. На южных островах они сохранились по сей день и живут там уж не одну тысячу лет. Сейчас весь мир пытается спасти последние экземпляры от полного исчезновения, что идет вразрез с интересами местных жителей, у которых наглецы душат домашнюю птицу вместо того, чтобы нести почетную караульно-постовую службу по ловле мышей.

А вот домашние коты прибыли к императору Итидзё в конце Х века вместе с дипломатической миссией из Китая. Монахи секты тендаи везли из Китая в Японию на корабле множество буддийских рукописей. Для защиты драгоценного груза от мышей и крыс они взяли с собой кошку. А за то, что эта рыжая кошка помогла свиткам в неприкосновенности прибыть в Японию, тем самым способствуя распространению буддизма, она вошла в историю как "Золотая кошка". С собой монахи привезли еще несколько котов и кошек, которых преподнесли в подарок императору для дальнейшей сохранности священных буддийских свитков от мышей.

Замученный Фудживарами и мышами император несказанно обрадовался подарку, и прибывшие котэ были тут же закреплены за членами императорской семьи. Каждому дали имя и придворный титул, типа "Заслуженный Мышелов Его Императорского Величества". Указом было строго запрещено принуждать их к ловле мышей (только добровольно), не говоря уж о причинении им какого-либо вреда.

Сохранилась запись от 19 сентября 999 года. В этот день кошка Мёбу-но Отодо, что значит "Старшая Придворная дама во внутренних покоях", произвела на свет пятерых котят. Счастливый император немедленно пожаловал каждому котенку имя и придворный титул четвертого ранга, распределил между своими детьми обязанности по воспитанию и уходу и приставил к каждому котенку целый штат придворных. Этих дорогих домашних любимцев холили и лелеяли и водили по дворцу на особых поводках, сделанных из позолоченных нитей, чтобы те не потерялись. По описанию, хвосты у тех императорских котов были длинные.

Поскольку Япония была изолирована от внешнего мира, коты, обосновавшиеся в императорском дворце, скрещивались между собой, что привело к мутациям и появлению короткохвостых котов типа бобтейлов, каких в Японии сейчас великое множество. Но если верить древней японской легенде, возможно, такая порода была выведена сознательно.

Однажды зимой императорская кошка сидела во внутренних покоях дворца рядом с жаровней. Длинный хвост кошки случайно попал на угли и шерсть загорелась. Обезумевшая от боли и страха кошка начала метаться по дворцу, размахивая полыхающим хвостом, а потом выскочила на улицу. Выгорело полгорода. После этого раздосадованный император приказал отрезать дворцовым кошкам хвосты.

Кошки были редки и дороги, пользовались большим почетом и являлись символом высокого статуса владельца. Считалось, что кошка излучает такую силу, что грызуны исчезают от одного ее вида. Те, кому не хватало средств на приобретение живой кошки, покупали керамические и фарфоровые статуэтки, служившие оберегом от крыс и мышей.

Эта картинка меня очень заинтересовала. Но я не понимаю, что на ней изображено. Думаю, что девушке нужно срочно куда-то идти, и она, чтобы не потревожить сон кошки, отрезает кусок своего кимоно, на котором та спит.

Райская жизнь императорских котов закончилась в 1602 году, когда основа основ всей японской экономики - производство шелка - оказалась под угрозой из-за нашествия мышей, уничтожавших коконы шелковичных червей. Расставленные повсюду статуи котов не справлялись с задачей запугивания мышей - мыши наглели. Указом императора все коты были выпущены на свободу для несения государственной службы - охраны шелковичных коконов от грызунов. Несчастные коты выброшенные на улицы городов быстро превратились из дворцовых неженок в ловких охотников, мелких воришек и любимцев простонародья.
Причинять какой-либо вред котам строго запрещалось, но разрешалось прикармливать, и некоторые оставались жить там, где сытнее. Через некоторое время потомков императорских котов можно было встретить в домах японцев всех сословий. Именно тогда среди богатых кошковладельцев появилась мода повязывать котам ошейничек из цветков красной японской камелии хитиримэн, часто - с бубенчиком, чтобы находить кота по звуку. Ну а у кого хичиримэна не было, ограничивались полоской шелка ярко-красного цвета.

Вот как изображает котов один из самых известных японских художников-котолюбов Утагава Куниёси.

С середины 18-го века большинство котов на гравюрах и статуэтках изображены короткохвостыми. На одной из самых известных гравюр Утагавы представлены коты 53 станций дороги Токайдо, соединявшей Киото и Эдо.

Коты тут самые разные, и с разной длиной хвостов, но короткохвостых много больше. На рисунке представлены самые разные цветовые вариации.
Белые коты - символ чистоты.
Черные - отпугивают нечистую силу (в противоположность европейским поверьям, что черные кошки - сами по себе нечистая сила)
Рыжие - привлекают богатство (по аналогии с цветом золота)
Трехцветные коты расцветки "микэ" (или "кимоно") комбинация белого-красного-черного - приносят удачу во всем и считаются талисманом для привлечения богатства и благополучия. Трехцветные зверьки - почти всегда кошки. Коты с такой расцветкой встречаются исключительно редко, а потому редчайший окрас "кимоно" представлял огромную ценность.

На гравюрах Утагавы коты изображены в самых разных позах, но нет ни одного манэки-нэко - кота с приглашающим жестом поднятой передней лапой. Такие изображения появились значительно позже, примерно в середине 19-го века. По старинному поверью кошка намывает лапой морду и уши к дождю. В дождь люди бегут прятаться куда-нибудь под крышу, например, в ближайшую кофейню или магазинчик, а значит, умывающаяся кошка предсказывает гостей и покупателей. Движения, которыми кошка моет уши, напоминают японский жест, когда хотят кого-то подозвать (у нас похожим жестом часто прощаются - раскрытой ладонью на уровне уха сгибают-разгибают пальцы). Получается, что кошка, моющая уши, приглашает гостей.

Умывающийся кот - символ удачи.

Существует легенда о том, как умывающийся кот стал для японцев талисманом удачи.
Токийский храм Гоутоку-джи, известный своей роскошью с конца 15-го века, к середине 17-го пришел в запустение и упадок. Настоятель, живший в храме, держал кота по кличке Тама, которого очень любил и которому часто жаловался на свою тяжелую жизнь: "Вот, Тама, ты тут сидишь, ничего не делаешь, а жизнь дорожает... К нам никто не ходит, и потому храм наш приходит в запустение, и скоро нам с тобой придется оставить эти руины..."
Однажды вечером кот Тама сидел перед воротами храма и намывал себе уши. Неожиданно стали сгущаться грозовые тучи, и стало ясно, что сейчас ливанет дождь. И тут у ворот храма остановился некий влиятельный вельможа Наотака Ии, возвращавшийся из Эдо к себе в Хиконэ. Он стал обсуждать с приближенными, где бы им укрыться от надвигающегося дождя. Тут они и заметили кота, который явно приглашал их войти в храм. Как только они вошли в ворота, молния ударила прямо в то место, где они стояли.
В храме гости были встречены настоятелем со всем возможным почетом и уважением.
В благодарность за оказанное гостеприимство и спасение жизней Наотака восстановил храм и поспособствовал его процветанию, а настоятель увековечил своего любимца Тама в виде талисмана, приносящего удачу.

Другая легенда чуть более прозаична.
В одном из районов Эдо жила одинокая старушка, последняя из всей большой семьи потомственных гончаров. У старушки был кот, такой же старый как и она сама, и которого она нежно любила как единственное близкое существо. Когда кот умер от старости горе старушки было безмерно. Ночью ей приснился ее умерший любимец, который повелел ей сделать керамическую фигурку кота по его описанию и продать ее. Старушка так и сделала. Неожиданно фигурка стала настолько популярной, что все больше людей хотели приобрести ее. Старушка быстро разбогатела, закончив свои дни в достатке и довольстве.
По описанию, это была керамическая статуэтка сидящего кота "счастливой" расцветки с дырочкой на спине, в которую залетает все хорошее, принося владельцу достаток и удачу. Ее называют Маруджимэнэко.

В начале 70-х годов 19-го века началась продажа керамических фигурок кота Хаттатсу-сан, одетого в кимоно, с поднятой передней лапой. Существует поверье, что если в течение четырех лет собрать 48 фигурок этого кота, то исполнится любое желание. Коты продаются только раз в месяц. По нечетным месяцам надо собирать котов с поднятой правой лапой, по четным - с левой. Правой лапой Хаттатсу подзывает удачу в делах, левой - здоровье и благополучие в семье.
Первое упоминание о Хаттатсу появилось в газете в сентябре 1876 года, в которой "кот удачи" с поднятой лапой был назван "Манэки-нэко". С того дня кот проснулся знаменитым. К началу 90-х годов вариаций манэко-нэко было бесчисленное множество, всех размеров, всех счастливых цветов, из дерева и керамики, в виде статуэток и копилок.

Быстрому распространению манэки-нэко способствовали наводнившие Японию европейцы и американцы.
Дело в том, что в конце Эдо-эры в каждом уважающем себя городке был свой квартал "красных фонарей". При входе в каждый публичный дом располагалась полка с талисманами на счастье и удачу, среди которых почетное место занимала статуэтка эрегированного мужского органа в натуральную величину, которая по древнему синтоистскому поверью считается талисманом, способствующим удаче в делах и плодородию. Вполне логично, что при публичном доме уместно изображение того, ради чего он и существует.
Но поскольку чопорные европейцы были шокированы такой "вольностью", то специальным правительственным указом было велено убрать все, что могло было быть "неправильно понято". Неприличные талисманы убрали с глаз долой и даже отменили большинство синтоистских фестивалей в честь этого символа плодородия, так что старинный символ в наши дни практически забыт. Его место занял симпатичный "кот удачи", который оказался намного привлекательнее своего предшественника.

Тем более, есть древняя легенда о куртизанке Усугумо, большой любительнице кошек, которая жила в публичном доме в квартале Йошивара со своим котом. Однажды кот стал вести себя очень странно, он стал хватать свою хозяйку за полы кимоно и кидаться, не давая пройти ей в ванную комнату. Хозяин публичного дома, подумал, что кот взбесился, выхватил меч и отсек коту голову. Отлетевшая голова упала на крышку ванной, убив ядовитую змею. Безутешную Усугумо успокоил только один из ее богатых посетителей, подарив ей вырезанную из дерева фигурку ее любимца.

Котов манэки-нэко в наше время существует совершенно великое множество. Общее только одно - поднятая одна или обе лапы. Если вы соберетесь приобрести манэки-нэко, нужно знать следующее:

Все манэки-нэко - коты! а не кошки.
Поднятая правая лапа приманивает удачу в делах.
Левая подзывает личное благополучие.
О том, как высоко должна быть поднята лапа есть два взаимоисключающих мнения:
- чем выше поднята лапа, тем крупнее удача, которую кот подманит.
- чем выше поднята лапа, тем дольше придется эту удачу ждать.
Какое из них верное - решать только вам. Можно выбирать по окраске:
Трехцветный кот, белый с красно-черными пятнами - для особой удачи в делах.
Белый - символ чистоты, хотя есть мнение, что просто производитель на краске сэкономил.
Черный - талисман против нечисти, популярен среди одиноких старушек как защита от ворья.
Красный - защита от болезней и злых духов.
Золотой или рыжий - подманивает большую деньгу.
Розовый - зазывает любовь.

Если вам попадется кот, у которого поднятая лапа повернута тыльной стороной, значит кот был изготовлен для иностранцев или для продажи за пределами Японии, потому что именно таким жестом принято подзывать кого-либо в западных странах.
Помимо бубенчика на шее кот может держать в лапах старинную японскую золотую монету рю, имевшую хождение в эпоху Эдо. На монете написано "десять миллионов рю", что есть совершенно баснословная сумма. Видимо, кот с таким богатством в лапе или на шее, должен подозвать еще большее богатство для своего владельца.

Кошки-оборотни.
В японском фольклоре есть кошка-монстр бакэнэко, обладающая магическими способностями.
Чтобы стать бакэнэко кошке нужно:
- достигнуть определённого возраста,
- вырасти до определённого размера,
- иметь длинный хвост.
У особо вредных к старости вырастают два хвоста, и тогда такая бакэнэко называется нэкомата, что можно перевести с японского как «кот с раздвоенным хвостом».
Выходит, любая кошка, прожившая более 13 лет, либо весящая 1 кан (3,75 кг), либо имеющая длинный хвост, может стать бакэнэко. Бакэнэко может выпускать огненные шары, ходить на задних лапах, и даже съесть своего хозяина и принять его облик. Считалось, что если такая кошка перепрыгнет через свежий труп, она оживит его. Поэтому кошек не подпускали к мертвым чтобы не дать им занять тело покойного и утащить его в ад.

Кошки-оборотней чаще всего принимают женский облик, а их жертвами становятся те, кто предал или обидел беззащитную женщину. Погибшая или пострадавшая от коварства или неверности мужчины превращается в оборотня, чтобы использовать всю силу кошачьей магии для отмщения. И тогда расправа будет страшной - оборотень просто сожрёт коварного. В традиционном театре кабуки существует целый жанр с подобными сюжетами называемый "кошачий переполох".

На Сэцубун 3-4 февраля кошки собираются в своем кошачьем дворце на вершине "кошачьей горы" - вулкана Нэкодакэ (почти как наша "лысая гора"). Там кошки-оборотни, принявшие облик небесных красавиц, уговаривают путников омыться в горном источнике, и тогда его участь решена - у него отрастет хвост, и он навсегда присоединится к кошачьему племени.

Но как и все японские оборотни, кошки обязательно совершают добрые дела и борются с другими оборотнями. Есть японская сказка "Мальчик, который рисовал кошек". Жил-был мальчик, который очень любил рисовать кошек, но ему, как будущему помощнику настоятеля храма надлежало изучать священные тексты, а не расписывать седзи усатыми мордами. В итоге старый наставник рассердился и выставил его. Однажды ночью мальчика занесло в заброшенный храм, где хозяйничала нечисть. Он об этом ничего не знал, но прежде чем устроиться на ночлег, не удержался и нарисовал на стене кошку. Среди ночи раздался ужасный шум, а когда рассвело мальчик увидел, что на полу храма валяется дохлая крыса-оборотень, а морда нарисованной кошки вся перемазана кровью.

Сохранилась запись из дневника Фудзивара-но от 1233 года: "Появилась на юге нэкомата, и за один вечер умерли то ли семь, то ли восемь человек..."
Нэкомата - это разновидность бакенэко. Никомата чуть меньше банеэко, имеет два хвоста и прескверный характер. Истории о никоматах были очень популярны в эпоху Эдо. Вот наиболее известное изображение нэкоматы из сборника рассказов о нечисти 1781 года. Видите два хвоста?

А вот смешная картинка, где две нэкоматы в синих платочках, отплясывают рядом со старшей бакэнэко.

В священных книгах сказано, что тысячелетняя лиса может превратиться в красавицу, столетняя мышь в колдунью, а старая кошка может стать оборотнем с раздвоенным хвостом.
Именно суеверный страх перед нэкоматой принес популярность породе японских бобтейлов - у них раздваиваться нечему) А вот на этой картинке кошка нашла способ стать нэкоматой, привязав к хвосту шарфик)

Использовала иллюстрации

Если и существует на свете место, где котиков любят больше, чем в интернете, так это в Азии. Японцы, а с недавнего времени и китайцы сходят по мурчащим питомцам с ума. Они строят для них поезда, наполняют лотки тофу и делают им суши с курицей вместо риса. «Лента.ру» погрузилась в кошачье безумие.

Удача и оборотни

Кошки занимают одно из центральных мест в японской мифологии. В ней четко отражена двойственная натура этого милого животного с острыми коготками. С одной стороны, кошки приносят удачу, но могут превратиться и в кошмарных бакэнэко - кошек-оборотней. Бакэнэко может стать не каждая кошка (а кот не может вообще). Для этого она должна отвечать хотя бы одному из критериев: прожить более 13 лет, весить ровно 3,75 килограмма, быть трехцветной или иметь очень длинный хвост. Хозяину стоит держать при такой кошке ухо востро: она может съесть владельца и принять его облик. Исторически главным признаком бакэнэко считалось потребление ими лампового масла.

В искусстве бакэнэко чаще всего олицетворяли образ погибшей от рук мужа или другого обидчика жены. В театре кабуки существует целый жанр пьес под названием «кошачий переполох». В них кошки действуют стаями, вынашивают планы на ночных сборищах в заброшенных домах и в итоге пожирают обидчиков. В современной культуре аниме животную форму бакэнэко практически не вспоминают, а вот человеческий образ - нэкомусумэ, или кошкодевочка, - пользуется особой популярностью. В нем не осталось практически ничего от мрачного наследия оборотней - только ушки, хвостик и игривый нрав. box#2201978

В каждом японском заведении обязательно стоит фарфоровая фигура манэки-нэко - манящий кот с поднятой лапкой. Местные жители верят, что талисман приносит удачу: если у кошки поднята левая лапка, она должна привлекать клиентов, а если правая - деньги. Одна из легенд гласит, что однажды во время дождя мимо храма Готоку-дзи проезжал возвращающийся из военного похода даймё (князь). Правитель укрылся под раскидистым деревом и заметил манящую лапу над церковными воротами.

Стоило князю подойти к коту, как в дерево попала молния, и он решил поблагодарить животное за спасение. С тех пор каждую весну в храме проводится церемония, посвященная кошачьему благодетелю. А монетка на шее манэки-нэко увековечивает историю добродетельного кота. Находчивый питомец стащил пару золотых монет у своего хозяина-богача, чтобы сосед-бедняк, угощавший животное свежей рыбой, мог купить себе лекарства.

Кошачьи острова

В августе 2017 года колумнист газеты Nippon Кита Ёсукэ официально признал существование «кошачьего бума». Согласно его исследованиям, за последние 10 лет в стране вышло в два раза больше книг со словом «кошка» в заглавии, чем со словами «буддизм», «бейсбол» и «сакэ». Он объясняет взрывной рост популярности кошек тем, что в японских семьях становится все меньше детей и люди концентрируют свою заботу на питомцах.

В свою очередь, кошки вытесняют прежде более популярных собак. Причина банальна - население просто ленится с ними гулять. Ёсукэ также отмечает огромное влияние социальных сетей, заполненных фотографиями кошек, и признается, что и сам завел питомца благодаря засилью снимков. Однако у кошачьего бума есть и негативная сторона: не все хозяева оказываются готовы к заботам о питомцах и выбрасывают их на улицу. Приюты для животных в Японии не так распространены, поэтому местным властям приходится уничтожать зверей. В 2015 году была убита 67 091 кошка - 80 процентов от всех брошенных животных в стране.

Японцы стараются привлечь внимание к проблеме бездомных животных всеми возможными методами. Например, в сентябре 2017 года между префектурами Гифу и Миэ на острове Хонсю был запущен первый котопоезд. Это обыкновенный поезд, где живут более 30 бездомных котят, которых можно при желании забрать домой. Для котов в поезде созданы все условия, их регулярно осматривает ветеринар, питомцы не испытывают стресс. По всему поезду раскиданы кошачьи игрушки, и пассажиры с удовольствием возятся с животными.

Lenta.Ru - статьи

В Японии также существует 11 кошачьих островов, на многих из них популяция кошек превышает человеческую. Например, на острове Аошима постоянно проживают всего 15 человек, а кошек - около 100. Однако можно ли назвать эти острова, на которых бродячих кошек не трогают, кошачьим раем? Едва ли. В апреле 2017 года корреспондент Metro обнаружила, что перенаселение плохо влияет на качество жизни котов. Они рано умирают, часто болеют и ведут ожесточенные драки за еду. Далеко не на всех кошачьих островах власти озаботились прививанием и стерилизацией животных, однако ситуация постепенно меняется к лучшему.

Кошачьи суши и шляпки

Держать кошку в Японии - дело накладное. Однако владельцы животных, кажется, готовы ради них на все. Цены на домашних животных завышены, а их хозяева тратят на питомцев большую часть зарплаты. Зачастую кошке в квартире уделяется куда больше места. Пока питомец мирно спит на огромной лестнице до потолка, ее хозяин ютится на полу в уголке, уткнувшись лицом в стену.

Популярный японский видеоблогер Джун Йошизуки специализируется на кулинарных видео, однако его ролики, на которых появляются коты, набирают в разы больше просмотров. И это неудивительно: сочетание искусной готовки и наблюдающих за процессом пушистых питомцев просто не может оставить зрителей равнодушными. К тому же в конце видео котов награждают - они получают специальные кошачьи суши с курицей вместо риса.

Японцы обожают наряжать своих котиков в безумные наряды. К слову, первый магазин кошачьей моды появился именно в Стране восходящего солнца - его открыла пенсионерка Такако Ивасэ. В интервью Vice женщина призналась, что от клиентов нет отбоя. Ее главная модель - шотландская вислоухая кошка Прин - живет с хозяйкой уже девять лет и никогда не будит ее, даже если очень хочет есть. Ивасэ делит свои товары на три уровня, в зависимости от характера кошки, для которой шьется обновка. Хуже всего, по ее словам, кошки относятся к головным уборам, так как для них часто приходится подгибать или убирать под шапку уши.

Кошачья индустрия идет по следам собачьей. Хирург-офтальмолог Тошико Хорикоши в 2012 году рассказывала The Guardian о тратах на своих питомцев - чихуахуа Динь-Динь и пуделя Рыжика. Собаки живут в отдельной комнате с собственным гардеробом, забитым дизайнерской одеждой: свитерами, платьями, курточками, шляпками и даже маленькими ботиночками. Хорикоши призналась, что обновляет гардероб собак каждый сезон. В среднем дизайнерский пуловер для пуделя будет стоить около 27 тысяч иен (14 тысяч рублей). Также собаки регулярно посещают горячие источники, уроки йоги и рестораны с органической едой.

Китай догоняет

В 2016 году Китай был признан второй в мире по количеству кошек страной. Исследователи насчитали в Поднебесной 53 миллиона пушистых питомцев, и это только официально зарегистрированные кошки. В некоторых регионах страны котом быть небезопасно - можно попасть на кухню ресторана, и не в качестве питомца, а как редкое и дорогое блюдо.

Впрочем, в последнее время отношение к кошкам изменилось так резко, что информационное агентство «Синьхуа» забило тревогу по поводу странного увлечения молодежи. Журналисты узнали, что молодые китайцы пристрастились часами гладить питомцев и нюхать их животики вместо того, чтобы заводить семью и детей.

«Я старый нюхатель котов, и если не получу свою дозу, то чувствую себя совершенно ужасно», - признается один из любителей животных с форума Zhihu. Другой котовладелец, сотрудник шанхайской финансовой компании Ду Фан рассказал, что тратит на свое увлечение 20 процентов зарплаты: заказывает кошачий корм прямиком из Канады, а в лоток вместо наполнителя кладет тофу.

Зимний вечер дышит.
Глаза кошек
Моргают.
Мацуо Басё, (1644-1694).

Кошки в Японии повсюду от сувениров до колготок, от кошачих кафе до божества в храме.

Первая встреча с изображением кошек была в главном торговом районе Токио - Гинзе. Это миленькие коробочки для хранения первого выпавшего зубика ребенка.

Прогуливаясь на следующий день по парку вокруг королевского дворца увидели вот эту картину. Старичок вывел своего котика погреться на солнышке. Маленькое радио играющее музыку, чай, комиксы и верный друг, что еще надо для счастья?

В Японию кошки были завезены из Китая в шестом-седьмом веке нашей эры, подробнее можно почитать .

Наиболее распространенной в Японии кошкой, приносящей счастье, остается "манэкики нэко", или «приветствующая кошка». Фигурку этой привлекательной трехцветной кошки изображают сидящей с поднятой к уху одной лапой, как бы в знак приветствия. С приветствием кошки приходит процветание - гласит старинная пословица.


Происхождение фигурки связано с множеством легенд, одна из которых об известной женщине из Йосивара, чья любимая кошка была убита в тот момент, когда пыталась предупредить хозяйку о близости опасной змеи. Другая же рассказывает, что в одном из храмов настоятель приютил бездомного кота. Храм находился в плачевном состоянии, но денег на ремонт и достойное поддержание его не было. Как-то настоятель посетовал: "Киска, я не виню тебя за то, что ты не помогаешь, в конце концов ты всего лишь кот. Вот если бы ты был человеком, тогда бы ты мог что-нибудь делать для нас". Вскоре после этого мимо храма проезжал богатый князь, со славой возвращавшийся из военного похода. Его Внимание привлек сидевший у храмовых ворот кот, манивший его лапой. Он остановился и вошел в храм, где его встретил настоятель. Мудрый монах произвел на князя впечатление, и тот дал средства для восстановления храма, которая затем стала родовым храмом его семьи. Храм сохранился до наших дней и проводит в начале весны церемонию, посвященную своему "кошачьему благодетелю".

Существует много разных вариантов Манэкинэко, выполненных из глины и фарфора, папье-маше и дерева, сохранились даже старые каменные образцы. Имеются четыре особо значимых элемента: поднятая лапа, нагрудник, цвет и монета.

С лапами так и нет точной определенности - какая что обозначает. Наиболее распространенная версия трактует левую лапу как приманивающую деньги, а правую - удачу. Есть вариант - левая приманивает клиентов, правая - деньги. Нагрудник, нередко нарядно орнаментированный, связывается с синтоистским божеством Дзидзо - покровителем детей и путников. На каменные скульптуры Дзидзо надевают нагрудники, обычно красного цвета, обращаясь к нему с просьбами.


Или вот такой вариант одежки.

Прежде цвета манэкинэко были не столь разнообразны, как в настоящее время, но имели определенное значение. Так, купцы Киото любили черных котов, а в Эдо (Токио) их считали не очень благоприятными. В то же время в некоторых местах черные котики выступали талисманами против болезней, а рыжие - только против кори. Есть истории про золотую или рыжую Манэкинэко, так же как и про добродетельного кота, стащившего две золотые монеты у своего богатого хозяина для заболевшего соседа-торговца, который его постоянно угощал свежей рыбой. Так появилась монетка на шее этих сувениров-талисманов.

В одном источнике прочитала, что в древности по расширявшимся или сужавшимся кошачьим зрачкам японские воины умели определять время - таким образом можно сказать, что кошки служили им часами. Видимо поэтому в Японских магазинах широко рекламируется чудо клей для век, позволяющий сделать разрез глаз более округлым, а значит для японок более красивым. Между прочим самая частая пластическая операция в Японии-это как раз изменение разреза глаз.

Похоже, что японки завидуют кошечкам и хотят быть на них похожими?

Праздник проводится 22 февраля неслучайно: три двойки подряд звучат по-японски примерно как «ни-ни-ни», что в переводе на русский язык означает тройное «мяу». В 1987 году был создан исполнительный комитет Дня кошки. С тех пор активисты призывают всех узнать больше о кошках, об их повадках и любимых лакомствах.

Ну и куда же без Hello Kitty. Она буквально везде, даже мальчики ходят с рюкзаками и в носках с этой кошкой. А ведь ей уже или еще только 39 лет, в следующем году юбилей!!!

Котики всякие нужны и всякие важны. Черные приносят удачу и лечат болезни, трехцветные приносят удачу в делах, а рыжие или золотые (золотой цвет императора) очень почитаются и являются символом счастья и богатства.

В Японии нам встретились и ничейные кошки. Хотя наверняка их кто-то и подкармливает. Вот этот шикарный котяра работает при осакском Замке .

Котик здесь сделал очень удивленное лицо, потому что проезжающий мимо японский старичок на велосипеде, видимо посочувствовав одинокому коту, решил его осчастливить своей булкой. Видели бы Вы лицо японца, когда кот даже не стал нюхать его "вкуснейший презент" и торжественно прошел мимо. Японцы действительно мало что знают о домашних животных, но чтобы кота хлебом кормить, аки голубя, это уже слишком.

Красавец правильного золотого (императорского) цвета.

Вот эта старушка как я понимаю собирала на еду для котят возле одного из торговых центров в Осаке. Очень не типичная картина для Японии.

Они так жалобно пищали, но грохот улицы все заглушил.


Может кто переведет надпись?

Захотелось показать Вам и две картинки из книги купленной в Токио. "Токио пешком" написал, а вернее нарисовал американский студент приехавший в японскую столицу, в книге практически нет текста, зато есть маленькие зарисовки обычной жизни, которую он наблюдал на улицах Токио.


Самая красивая кошечка-сувенир, которую я увидела.

А это милые подставочки для деревянных палочек.

В Японии культ кошек, есть мост кошек, храм, музей и конечно кошачье кафе. В Японии дорого содержать домашних животных и плюс квартирки маленькие, поэтому и негде. Поэтому в Японии появились кошачьи кафе и службы по прокату домашних животных.

В одно такое кафе мы сходили, но по закону подлости там закончилась карта памяти, поэтому расскажу наши впечатления, но без фото. Открывалось кошачье кафе в 12 дня, но видя наше нетерпение туда попасть, нам любезно разрешили войти за десять минут до открытия. Прежде чем мы успели погладить первую кошку, которая выбежала из "служебного" помещения нам навстречу, нам настоятельно рекомендовали помыть руки. Итак небольшая комната с десятком кошек, на стенах портреты постояльцев. В кафе есть меню, но меню с кошечками. На каждой странице очередная красотка с описанием даты рождения, характером, привычками. Если Вам кто-то понравился Вы можете её или его угостить дополнительным лакомством за дополнительную плату. Ничего не напоминает?? После того как Вы немного освоились и расплатились за первый час, Вам принесут чай. Кошки очень спокойный, даже немного вялые, но может потому что они еще не проснулись. Притом, что они разных полов, никаких стычек между ними мы не увидели и, что интересно, не одного звука "мяу" не услышали тоже.

Кошка в парке в Осаке.

Через некоторое время в кафе вошли новые посетители. Опытный пожилой японец, который пришел со своей игрушкой. И молодая пара, причем девушка видимо уже имела дела с домашними животными и знала как им доставить удовольствие, где почесать и как погладить. А молодого человека пугала перспектива гладить кошку, он очень растерянно смотрел по сторонам и не знал с чего начать, его подруга стала его учить и вводить в мир кошечек.

Еще одна бесхозная кошечка.

Поскольку в кафе заходят офисные работники, то по желанию можно взять специальное покрывало и накрыть им свой костюм. Кошечки были как всегда грациозны и свободолюбивы, ходили красиво по комнате, изящно запрыгивали на свои веревочные домики и позволяли себя погладить. Видно было, что хоть они и работают здесь кошечками, но это для них это не в тягость. Интересно, что туалет и миски с едой находятся в другом помещении, куда они могут в любое время уйти, но сразу возвращаются обратно. И при таком скоплении кошек нет никакого запаха. Купив понравившейся нам кошечке дополнительное угощение, мы не стали продлевать еще на час наше посещение. И ушли с чувством легкой грусти по нашей кошечке, что ждала нас дома.

Изображение спящей кошки, японский символ мира и спокойствия, украшает многие храмы. Самое известное из них находится в Никко, древней столице Японии, в храме Тошогу.
Ну и фото спящих котиков, которых можно увидеть в Осакском океанариуме.

Морской котик раз.

Морской котик два и три.

Улыбаются во сне, видимо им снятся морские свинки.