Подвижные игры на тему грибы. Игровая программа для учащихся начальной школы на тему: Грибы

Тема : Катенька на прогулке. (По мотивам стихотворения П.Дзюба)

Цели:

  1. Дать учащимся представление об особенностях общения человека с окружающим миром; учить подражать характерным движениям, позе, осанке, эмоциональным реакциям животных.
  2. Коррекция внимания на основе упражнений в сосредоточении.
  3. Воспитывать гуманное отношение к животному и растительному миру.

Ход занятия.

Педагог : Сегодня к нам на занятие придет девочка, которая познакомит нас со своими друзьями.

У папочки, у мамочки
Была дочка Катечка.
Утром просыпалась
Всем сразу улыбалась.

Стихотворение с движениями «Потягушечки».

Наконец пришла суббота.
И не нужно на работу
С папой, бабушкой и мамой
В лес пойдет Катюша дальний.

Танец «Весело идем».
Слова и музыка М. Картушиной.

Мы за ручки взялись,
Весело идем,
Ножки поднимаем,
Песенку поем.

Припев:
Хлоп-хлоп! Весело
Хлопайте ладошки!
Топ-топ! Весело
Топочите, ножки!

Хлопают в ладоши.

Топают ногами.

Мы за ручки взялись,
Весело идем,
Ножки поднимаем,
Песенку поем.

Взявшись за руки, идут по кругу.

Припев:
Вот так повернем
Рученьку-ладошку!
Вот так постучим
Каблучком немножко!

Упражнение «фонарики».

Стучат каблучком одной ноги.

Мы за ручки взялись,
Весело идем,
Ножки поднимаем,
Песенку поем.

Взявшись за руки, идут по кругу.

Припев:
Раз-два! Приседай,
Приседай дружнее!
Раз-два! Покружись
На носках быстрее!

Упражнение «пружинка».

Кружатся на носках.

На поляне, посмотри-ка,
Вся созрела земляника!
Наберем мы ягод сладких,
Сочных, очень ароматных.

Чистоговорка /н-нь/, /д-дь/.

На-на-на – ягода вкусна. Соединяют указательный и большой палец в кольцо.
Мне-мне-мне – дайте ягод мне. Прижимают пальцы к ладони и выпрямляют их.
Ду-ду-ду – ягоду найду. Упражнение «смотрят».
Ди-ди-ди – сколько ягод погляди! Разводят руки в стороны.

Под березами грибочки.
«Будь внимательною, дочка,
Ведь бывают на полянке
Несъедобные поганки».

Игра «Назови гриб».

Дети образуют круг. В центре круга становится педагог с мячом. Педагог произносит текст:

Ну-ка, Катя (Вова, Настя), не зевай!
Гриб скорее называй!

Затем педагог кидает мяч любому ребенку, ребенок ловит его, возвращает педагогу, называя гриб. Игра продолжается.

Песня «Под горою вырос гриб».

Ж. Металлиди.

Под горою вырос гриб, Поднимают руки вверх над головой и соединяют кончики
пальцев, как бы показывая шляпку гриба.
Гриб увидел дед Архип. Упражнение «смотрят».
День пилил, Прижимают ладони друг к другу, руки к груди и вытягивают
их вперед («пилят»).
Два рубил, Прижимают сложенные ладони к плечу и резко опускают
руки («рубят»).
Гриб на землю не свалил. Качают головой вправо-влево.
Крикнул старый бабку. Прижимают правую ладонь к груди и отводят руку в
сторону (2-3 раза).
Бабка гриб в охапку! Соединяют согнутые руки перед собой и слегка покачивают
ими.
Насолила, «Солят».
Наварила, «Варят».
В гости звать тебе просила. Все! Манят руками. Резко поднимают обе руки.

Долго по лесу гуляли,
Мы уже проголодались.

Логопедическая гимнастика.

  1. «Откусим пирожок». Улыбнуться, приоткрыть рот, и покусывать язык. Упражнение усиливает кровообращение языка.
  2. «Очень вкусно». Приоткрыть рот и облизнуть язычком сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Упражнение развивает подвижность языка.
  3. «Подуем на горячий чай». Упражнение «трубочка». Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.

Пальчиковая игра «Оладушки».

Ой, ладушки-ладушки, Дети «пекут пирожки».
Испекли оладушки!
На окно поставили, Протягивают руки вперед.
Остывать заставили.
А остынут – поедим. «Едят».
И воробушкам дадим. Взмахивают кистями рук.
Воробушки сели, Кладут руки на колени.
Оладушки съели, Постукивают пальцами по коленям.
Оладушки съели -
Шу-у-у! – и улетели. Поднимают руки вверх, взмахивают кистями.

Е. Благинина.

Быстро справились с едою,
Мусор унесли с собою.
Посмотрите: под кустом
Паучок построил дом.

Стихотворение с движениями «Паук проснулся».

Под листком
Паук проснулся,
Потянулся и встряхнулся, «Потягиваются»
Брюшко, Выполняют круговые движения по животу.
Нос, Трут нос.
Глаза, Протирают глаза.
Усы Прикасаются ладонями над верхней губой.
Вымыл капелькой росы.

Катя ветки не ломает
И листочки не срывает.
По деревьям скачут белки
Белочки летают стрелкой.
Белки время не теряют
И грибочки собирают.

Подвижная игра «Грибы-шалуны».

Очерчивается круг. В кругу находятся дети – «грибы». Считалкой выбирается «белочка», которая присаживается на стульчик в 3-4 м. от круга – она долго прыгала по веточкам деревьев, устала, заснула.

Педагог читает:

Белка на пеньке сидит,
Отдыхает, крепко спит.
Тише-тише, не шумите,
Белочку не разбудите.

Дети – «грибы» выбегают, прыгают, шалят на лужайке. По сигналу «Белочка проснулась!» «белочка» начинает догонять «грибы». Дети – «грибы» должны успеть забежать в круг.

Пчелка на цветочках мед
По крупицам соберет.
Пчелка крылышками машет,
Улыбается и пляшет.

Танец пчел.

Я, пчела, летаю - «Летают» между большими цветами, лежащими на полу .
Жу-жу-жу.
Над цветами пестрыми
Я кружу.

И присела пчелка «Присаживаются» и «пьют» из ладошек.
На цветок,
Пьет она душистый,
Сладкий сок.

Крылья расправляет - Встают и плавно взмахивают руками.
Жу-жу-жу.
Далеко летает - Бегут вокруг цветов. Кланяются.
Жу-жу-жу.

Мы ходили в лес семьей,
Был чудесный выходной!
И теперь узнала я,
Что в лесу живут друзья.

Педагог: Вот сколько у Кати лесных друзей. Давайте их назовем. (Дети называют).

И цветочек, и листочек.
Пчелка, птичка, червячок –
Наши меньшие друзья,
Обижать их нам нельзя.

ГРИБЫ.

«Ежик в лесу»

Выбирается водящий – «ежик», он встает в середину площадки. Остальные дети – «грибы», они встают в круг вокруг водящего. Идут по кругу со словами:

Грибничок колючий Идет в лесу дремучем.

Раз грибок, два грибок, Вот и целый кузовок!

«Ежик»:

А я по лесу иду, В кузовок грибы беру.

Раз, два, не зевайте, От меня вы убегайте!

«Грибы» разбегаются, а «ежик» старается их поймать.

«По грибы»

Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагают на месте)

Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания)

Летает паутина и падает листва, (покачивают руками над головой)

Шуршит под сапогами увядшая трава. («шуршат» ногами)

По тонкому мосточку ручей мы перейдем, (идут на носочках)

Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем. (наклоны вниз)

Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг - (скрестные движения прямых рук)

Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте)

А на полянке крепкие боровики стоят. («пружинка»)

Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят. (ставят руки «елочкой» над головой)

Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево)

Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопают в ладоши)

«Мухомор»

Дети встают в круг, берутся за руки. В центр круга ставится конус – это мухомор.

Перед нами бор,

А в бору – мухомор.

Мухомор стоит,

На детей глядит.

Мухомор кто соберет,

Тот из круга уйдет.

Дети начинают двигаться вокруг «мухомора», при этом каждый из игроков старается подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его задели. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга.

Подвижная игра: «Поймай грибок»

Участвуют две команды «грибов» (3 - 4человека) и грибников (3 - 4 пары). На полу шнуром обозначают два круга в центре круга малого диаметра- 2-3м-корзины грибников и внешний круг большого диаметра - лес где растут грибы. «Грибы» во внешнем круге, «грибники» парами – в центр.

Меж еловых мягких лап Дождик кап, кап, кап!

Где сучок давно засох Серый мох, мох, мох!

Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб!

Кто нашел его друзья? Это я, я, Я!

(после последних слов по сигналу удар в бубен! «грибы» разбегаются. «Грибники» ловят «грибы» и отводят их в круг.

Эстафета «Соберём грибы»

Ведущий помогает разделиться детям на 2-е команды. Команды выстраиваются в шеренги, одна команда напротив другой. Последние участники каждой команды находятся рядом с грибной полянкой. Полянки накрыты платком или любой другой тканью. Ведущий снимает платки. Около первых участников стоит по корзине. По сигналу ведущего: «Раз – два – три! Грибы в корзинки собери!» последние участники берут по очереди грибы и передают их по цепочке следующему участнику. Когда грибы доходят до первых участников, они кладут их в корзинки. Выигрывает команда, собравшая грибы первой.

Конкурс «Съедобные и несъедобные грибы»

Ведущий вызывает по желанию детей (6-8 человек, делит их на 2-е команды. Можно разделить детей на команду девочек и мальчиков. Перед каждой командой стоит корзина с грибами, в которой среди съедобных грибов находятся несъедобные (ядовитые). По команде: «Раз – два – три! Несъедобные грибы из корзинки убери!» дети откладывают в сторону несъедобные (ядовитые грибы).

Конкурс «Кто из гномиков быстрее»

Ведущий ставит корзину с грибами рядом с собой, подзывает к себе пары участников, у каждого на голове колпак. Это гномы. Между ними стоит стул. Дети произносят хором:

Жил в лесу весёлый гном,

Он себе построил дом.

Весь из шишек и листвы,

Небывалой красоты.

Гномик, гномик, попляши.

Звучит музыка, оба участника пляшут; в это время ведущий ставит на стул пару грибов из корзинки, даёт задание/.Например:

«Мухомор ты покажи».

/каждый из участников старается как можно быстрее схватить гриб и поднять его вверх. Кто первый это сделает, то и победитель/.

Подвижная игра «Озорные грибочки»

Дети и ведущий встают в круг, водящий стоит в середине круга.

Мы весёлые грибочки /дети идут по кругу, взявшись за руки/

Мы растём на пнях и кочках /останавливаются, поднимаются на носки, приседают/

Любим прятаться, играть /топают ногами/

Ты попробуй нас догнать! /разбегаются/

Водящий догоняет детей.

Игра повторяется снова.

Подвижная игра «Соберём грибы»

На полу по кругу разложены грибы (количество грибов меньше количества детей). Дети идут по кругу со словами:

Мы идём, идём, идём,

Мы грибы сейчас найдём

Под листочком, под травинкой,

На пенёчке, под осинкой.

Вот и гриб, не зевай

И быстрей его хватай!

Как только последние слова произнесены, дети должны быстро взять любой гриб.

Можно использовать музыку. Под музыку дети весело бегут по кругу, когда музыка останавливается, каждый из детей должен взять по грибу. Кому гриба не досталось, выбывает из игры и садится на стул. Последний ребёнок-победитель.

Дидактические игры по теме «Грибы»

Игра «Грибная полянка»

Цель: закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, в каких местах в лесу растут грибы; формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине.

Материал: большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого формата, вставленные в картину, корзинки, гриб-лесовик.

Задание.

Собрать не меньше трех грибов (обращаем внимание на то, что грибов одного вида на картине должно быть несколько, если один «грибник» нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же гриб).

  1. Педагог предлагает детям прогуляться в сказочный лес за грибами, вспомнить, что нужно взять с собой в лес.
  2. Каждый ребенок выбирает на картине съедобные грибы и собирает их в корзину.
  3. Гриб-лесовик уточняет с детьми, как называется тот или иной гриб, где он любит расти.

Игра «Почему грибы так называются?»

Цель: познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов; учить детей разным приемам словообразования на примерах грибов.

Как называется гриб, который растет под березой? (Подберезовик.)

Как называется гриб, который растет под осиной? (Подосиновик.) Как вы думаете, почему он так назван?

Гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору, как называется? (Боровик.)

Как называются грибы с рыжими шляпками? (Рыжики, лисички.)

Как называются грибы, растущие дружными семейками на пеньках? (Опята.)

Как называется гриб с круглой волнистой шляпкой? (Волнушка.)

Как называются грибы с маслянистыми шляпками? (Маслята.)

Какой гриб носит название дикого животного? (Лисичка.) Почему его так назвали?

Название гриба очень похоже на название домашнего животного. Какой это гриб? (Свинушка.) Почему его так называют? (Потому, что он в пятнах, «грязный, как свинушка».)

Какие грибы названы в честь дождя? (Дождевики.)

Эти грибы можно есть? Как они называются? (Съедобные.)

Грибы, которые грибники не любят, поганые грибы как называются? (Поганки.)

Какие еще грибы не любят встречать грибники? Эти грибы можно есть? Как они называются? (Несъедобные.)

Игра «Подбери шляпку к ножке»

Цель: познакомить детей с разнообразием грибов, учить подбирать шляпку гриба к его ножке; развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.

Материал: набор картинок с изображением грибов, разрезанных на 2 части (шляпки и ножки по отдельности).

Подберите шляпку к ножке гриба. Какой гриб у тебя получился? (Подосиновик.)

Игра «Съедобный – несъедобный»

Цель: закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, какие грибы можно есть, а какие нельзя есть; развивать внимание, мышление, речь.

Педагог называет грибы, а дети отвечают, можно их есть или нет: опенок, мухомор, сыроежка, поганка, подосиновик, боровик, ложные опята, подберезовик и т.д.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри,

Предмет лишний назови

И свой выбор объясни.

Подберезовик, мухомор , боровик, подосиновик.

Мухомор, поганка, сыроежка , ложный опенок.

Игра «Один – много»

Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Мы волшебники немного,

Был один, а станет много.

(Подосиновик – подосиновики – много подосиновиков и т.д.)

Игра «Посчитай – один, два, пять» (с мячом)

Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».

Сколько их – всегда мы знаем,

Хорошо мы все считаем.

Один мухомор – два мухомора – пять мухоморов.

Игра «Сложи картинку»

Цель: познакомить детей с разнообразием грибов, учить подбирать части в целую картинку; развивать целостное восприятие, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.

У каждого ребенка картинка с изображением гриба, разрезанная на 4 части.

Какой гриб у тебя получился? (Подберезовик.)


Грибы.

Загадки.

1. Этот гриб – любимец мой –

С ножкой толстой и прямой.

Красной шляпкой он накрылся,

Под осинкой схоронился.

(Подосиновик)

2. Эти славные сестрички

Не едят цыплят.

Эти дружные сестрички

Рядышком стоят.

Словно желтенькие кнопки

В мох воткнулись возле кочки.

(Лисички)

3. Шляпка красная в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

(Мухомор)

4. Конечно, не белый.

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще.

(Подберозовик)

5. А вот кто – важный

На беленький ножке,

Он в шапочке красной,

На шапке – горошки.

(Мухомор)

6. Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой?

(Опята)

7. Кто шляпу на ногу надевает?

(Гриб)

8. Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек;

Шляпка есть, нет головы.

(Гриб)

9. Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка,

Ядовитый……. (Мухомор)

10. Посмотрите – ка, ребята,

Тут лисички, там опята,

Ну, а это на полянке

Ядовитые…… (Поганки)

11. Крепкий маленький грибок,

Маслянистый, как блинок.

(Масленок)

12. Вот грибочек ярко – рыжий.

Вы узнали? Это….

(Рыжик)

13. Возле пней и на лужайке

Мы всегда гуляем стайкой.

Очень дружные ребята,

Называют нас ….

(Опята)

14. Желто – рыжие сестрички,

Величают нас …

(Лисички)

15. Я родился в день дождливый

Под осиной молодой.

Круглый, гладкий и красивый,

С ножкой тонкой и прямой.

(Подосиновик)

Упражнения для развития слухового внимания.

На полянке у дубка Только я зашла в кусты -

Крот увидел два грибка, Подосиновик нашла,

Он нашел еще один. И зеленый моховик.

Кто ответить нам готов, Сколько я нашла грибов?

Сколько крот нашел грибов? У кого ответ готов?

Координация речи с движением; развитие творческого воображения, подражательности.

«За грибами»

Все зверушки на опушке (дети идут в хороводе)

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, (скачут вприсядку, срывают воображаемые

Рыжики срывали. грибы)

Лисичка бежала, (бегут, собирают воображаемые грибы)

Лисички собирала.

Скакали зайчатки, (скачут стоя, «срывают» грибы)

Искали опятки.

Медведь проходил, (идут вразвалку, в конце строки топают ногой

Мухомор раздавил

« Где вы были?»

В.: Ножки, ножки, где

Вы были? (ходьба на месте)

Дети. За грибами в лес ходили.

В. Что вы, ручки, (присели, «собирают» грибы)

Работали?

Дети. Мы грибочки собирали.

В. А вы, глазки, помогали?

Дети. Мы искали да смотрели, (смотрят из – под руки, поворот влево,

Все пенечки оглядели. влево)

1. «Гриша шел.»

Гриша шел – шел – шел, (шагаем на месте)

Белый гриб нашел. (хлопки в ладоши)

Раз – грибок, (наклоны вперед)

Два – грибок,

Три – грибок,

Положил их в кузовок. (шагаем на месте)

2. «Дети утром рано встали»

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (ходьба на месте)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли. (приседания)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз – два – три,

И в лукошко набери! (наклоны)

3. «Опенок».

Влез опенок на пенек, (встать)

Постоял один денек.

На ветру качался, (наклоны вправо – влево)

Низко наклонялся.

Тоненький, тоненький,

Ножка, что соломинка!

А потом склонился –

И совсем свалился! «уронить» корпус, руки свободно свисают.

4 «Раз грибок, два грибок».

По тропинке леший шел,

На поляне гриб нашел. (ходьба на месте)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (приседания)

Леший охает: устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся, (потягивания – руки вверх)

И до пола дотянулся.

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку.

Пальчиковая гимнастика.

«За грибами».

Мы положим в кузовок

Самый маленький грибок:

Подосиновик, волнушку

И забавную свинушку

Белый, рыжик, сыроежку,

Подберезовик, конечно,

А красавец мухомор (поочередно загибать пальцы, начиная с

Пусть украсит косогор! мизинца)

«Ёжик».

Шел по лесу Нес детишкам

Хмурый ежик. Он грибочки.

Не жалел Растерял их

Коротких ножек. Возле кочки.

(Пальцы правой и левой руки как будто шагают.Затем пальцы обеих рук «собрать» потерянные грибочки).

«Грибы».

Топ – топ – пять шагов, (дети «шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов. (переплели пальцы обеих рук – туесочек,большие

Мухомор красный - пальцы – ручка; показали 5пальцев пр. руки)

Гриб опасный.

А второй – лисичка, (загибают пальчики начиная с мизинчика)

Рыжая косичка,

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

«Грибок»

Шапочка на ножке

Около дорожки.

В мой просторный кузовок

Полезай скорей, грибок.

5. «Мы в лесок пойдем».

Мы в лесок пойдем, Ты не прячь грибок,

Мы грибок найдем. Под листок свой бок.

В шапочке нарядной, Ты ребятам нужен

Светло – шоколадной. К вечеру на ужин.

6. Мы по лесу шли, шли,

Подберезовик нашли,

Раз грибок и два грибок

Положили в кузовок.

«Мы по лесу шли»

Мы по лесу шли, шли ,

Подосиновик, боровик, опенок,

Рыжик, груздь….нашли.

«Грибы».

Этот пальчик в лес пошел, (загибать поочередно пальчики, начиная

Этот пальчик гриб нашел, с мизинца)

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Оттого и потолстел.

«Ежик».

Ёжик два грибка нашел,

На иголки наколол.

Мы с тобой в лесок пошли

И еще грибы нашли.

Ёжик просит: « Дай – дай – дай!

На иголки надевай!».


ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ + ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ + ЗАГАДКИ + СТИХИ тема "ГРИБЫ" ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ Раз, два, три, четыре, пять. (считаем пальчики) Вышли пальчики гулять. («шагают» по столу) Этот пальчик гриб нашел. Этот пальчик чистить стал. Этот резал. Этот ел. Ну а этот, лишь глядел! (разгибаем по одному пальчику) *** Только я в кусты зашла Подосиновик нашла, Сыроежку, боровик. И зелёный моховик. И лисичку рыжую, Только не пушистую. (загибаем пальчики) *** Массируем - Правая рука: Вылезли на кочке (мизинец) Мелкие грибочки: (безымянный палец) Грузди и свинушки, (средний палец) Рыжики, волнушки. (указательный палец) Даже маленький пенек (большой палец) Левая рука: Удивленья скрыть не мог. (растирают большой палец) Выросли опята, (указательный палец) Скользкие маслята, (средний палец) Бледные поганки, (безымянный палец) Встали на полянке. (мизинец) Грибы На полянке – толстячок. (Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.) Белый гриб – боровичок. (Ладонь левой руки накрывается кулак правой.) А под ним, дрожа немножко, (Левая рука остаётся, правую убираем.) Подняла улитка рожки. (Указательные и средний пальцы правой руки подняты, большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.) ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ГРИБЫ" Ягоды, грибы, орехи Давайте представим себе,что мы отправились в лес. Как хорошо здесь, прохладно! А еще тут можно собирать малину, грибы и орехи. Правда, чтобы сорвать орехи, надо поднять руки и потянуться вверх, чтобы собрать грибы - присесть, а малину можно рвать стоя. Итак, водящий будет быстро говорить, что нам встретилось, а мы - быстро менять положение тела: Ягоды (руки вверх)! Грибы (присядьте)! Орехи (встаньте и потянитесь)! Ягоды! Орехи! Орехи! Грибы! Орехи! Ягоды! Грибы Отгадайте загадку. Я стою на ножке толстой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шапкой С бархатной подкладкой. (Гриб.) Правильно, это гриб. Назовите мне только те грибы, у которых коричневые шляпки. (Маслята, подберезовики, белые, моховики, горькушки.) А сейчас мы еще раз прочитаем это стихотворение и изобразим его руками. Одна рука будет ножкой гриба, а другая шляпкой. Грибники Сейчас один из вас будет «грибником», а остальные «грибами». Это лес. (Педагог показывает на ковер.) Каждый «гриб» найдет себе место в лесу, а «грибник» внимательно посмотрит и запомнит, кто где сидит. После этого «грибник» и «грибы» будут танцевать. Когда музыка остановится, «грибник» отвернется, а каждый «гриб» займет свое место. По сигналу педагога «грибник» повернется и проверит, всели сели на прежнее место, или что-то изменилось. Грибов должно быть не более шести - семи. Педагог намеренно меняет детей местами после остановки мелодии. У медведя во бору На одном конце площадки чертится линия «дома». На противо¬положном конце площадки чертится круг - «берлога». Выбирают медведя, который находится в берлоге. Играющие - дома. И грающие выходят из домов, изображают сбор ягод, продвигаются к берлоге и проговаривают: У медведя во бору Грибы, ягоды беру. А медведь лежит И на нас рычит. Медведь выбегает из берлоги, догоняет играющих, пойманных уводит к себе в берлогу. Выбирают нового медведя. ЗАГАДКИ ПРО ГРИБЫ Вырос он в березняке. Носит шляпу на ноге. Сверху лист к нему прилип. Вы узнали? Это... (гриб) Разместился под сосной Этот гриб, как царь лесной. Рад найти его грибник. Это - белый... (боровик) На пеньке сидят братишки. Все в веснушках, как мальчишки. Эти дружные ребята Называются... (опята) Этот миленький грибок Выбрал тихий уголок. Ножичком его ты срежь-ка, Ведь съедобна... (сыроежка) Если их найдут в лесу, Сразу вспомнят про лису. Рыжеватые сестрички Называются... (лисички) Он живет под елками, Скрытый их иголками. Много у него братишек. Рыжий гриб зовется... (рыжик) Догадайтесь-ка, ребята: Шляпка у него мохната. Гриб, как розовое ушко. Как зовут его? (Волнушка) В шляпке беленькой на ножке Рос грибочек у дорожки. А теперь в корзинке пусть Полежит съедобный... (груздь) На поляне шар лежит, Лишь наступишь - дым валит. Круглый гриб смешить мастак. Это - дедушкин... (табак) С ним в лесу никто не дружен, И в лукошке он не нужен. Мухи скажут: «Это мор!» В красной шляпке... (мухомор) Гриб не варят, не едят. В крапинку его наряд. Снизу - кружево-узор. Это - красный... (мухомор) Точки белые на красном - Ядовитый гриб, опасный. Ни к чему тут разговор - Не срывайте... (мухомор) На грибы она сердита И от злости ядовита. Вот лесная хулиганка! Это - бледная... (поганка) Кто повыше, кто пониже, - На пеньке народец рыжий. Тридцать три веселых брата. Как же их зовут? (Опята) Этот гриб найдешь весной На опушечке лесной. Весь в морщинках старичок С именем смешным... (сморчок) В мягкой травке на опушке Всюду рыженькие ушки. Золотистые сестрички Называются... (лисички) СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПРО ГРИБЫ Л. Сашина После тёплого дождя - шесть лисичек, три груздя, две волнушки, восемь белых! Белке что с грибами делать? Те - сушить, вот эти - в бочку! Будут славными грибочки! А. Ерошин Собираюсь на пороге В воскресенье поутру. В сапоги вдеваю ноги, И рюкзак с собой беру. Все тропинки, Все дорожки Обойду в густом лесу, Все грибы в своём лукошке Я из леса унесу! Не растут грибы на грядке, А в траве играют в прятки. Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Я уже иду искать! В. Сибирцев Рядом с домом под скамейкой Села дружная семейка: Хороши грибочки Сыновья и дочки, Мама и папа У каждого шляпа! Г. Ступников Среди травки бугорок, А под ним растет грибок. Крохотуля маленький, Прямо на прогалинке. Теплый дождик в лес пришел Бугорочек тот нашел. Нежно с неба поливал, И грибочек взрослым стал. В. Олейникова Считалка про грибы Раз – опёнок, Два – маслёнок, Три – красавец-боровик. Вот волнушка На опушке, Шампиньон и дождевик. Вот лисичка-невеличка, Подберёзовик-грибок, Вот сморчок, И строчок, И ещё боровичок. Вот трюфель стоит без ножки, Груздь и рыжик золотой. Не привык с пустым лукошком Возвращаться я домой! А. Мохорев Собирает с мамой Ната На поляночке маслята. - Я нашёл,- кричит Олежка,- с красной шляпкой – сыроежка. Всем показывал Архип: - Посмотрите, белый гриб. - Вот растёт, - сказал Егор, - под сосною мухомор. Белых точек виден ряд, Этот гриб содержит яд. Н. Соболева Жили-были на полянке Три красивые поганки, Пять больших боровиков, Шесть лисичек, Семь сморчков, Да двенадцать маслят, Да пятнадцать опят. На полянку спозаранку Прибежали грибники. Достают они корзинки, Вынимают ножики. - Поглядите, вот маслята! - И лисички! - И сморчки! - Вот опята так опята! - Ну а здесь – боровички! Пошумели, покричали И умчались грибники. И остались на полянке От грибочков лишь пеньки. Впрочем, нет – не всё пеньки: Вон в сторонке и грибки. Говорят между собой, Удивляются: - Почему же это так Получается? Вот уже который раз Всех забрали, кроме нас. Может, наши ножки тонки Или шляпки велики? Почему в свои корзинки Не берут нас грибники? О. Ашто На одной лесной опушке Волновались три волнушки: - Нас с опятами опять Не приходят собирать! Грустный груздь сказал сморчку: -Я все время начеку… Подберёзовики ждут: -Вдруг увидят, подберут? Бровь нахмурил боровик: -Не заметит нас грибник… Без дождя мы от земли На вершок не подросли. Тут по шляпкам: Тук-тук-тук, - Вдруг раздался робкий стук. - Кто там? - Дождик! - Дождь! Ура! Поливай нас до утра! Ты же знаешь, под дождем Очень быстро мы растем! ФИЗКУЛЬТМИНУТКА "ГРИБЫ" Утром дети в лес пошли. Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног) И в лесу грибы нашли (размеренное приседание), Наклонялись, собирали (наклоны вперёд), По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны). За грибами Все зверушки на опушке (Идут по кругу, взявшись за руки.) Ищут грузди и волнушки. Белочки скакали, (Скачут вприсядку, Рыжики срывал. Срывают «грибы».) Лисичка бежала, (Бегут, собирают «грибы».) Лисички собирала. Скакали зайчатки, (Скачут, срывают «грибы») Искали опятки. Медведь проходил, (Идут вразвалку, Мухомор раздавил. топают правой ногой.) Грибок Гриша шел-шел-шел, (ходьба на месте) Белый гриб нашел. Раз - грибок, Два - грибок, Три - грибок, (наклоны корпуса вперёд) Положил их в кузовок