Создавать ароматы. Создаем свой новый аромат

О стартовом капитале и производстве

Создание ароматов представляет собой длинную цепочку шагов, связанных с изготовлением и производством, что подразумевает немалые затраты. «Для парфюмерного бизнеса потребуется как минимум семь больших производств, на каждом из которых свои правила. Это химическое производство (место, где производится синтетическое сырье), производство натуральных веществ, стекольное и пластмассовое производства, типография, производства по розливу и по изготовлению мелких металлических деталей, — рассказывает Любовь Берлянская, специалист по парфюмерным композициям и креативный директор Brocard. — Заводов по производству синтетических компонентов по всему миру немного, как правило, они принадлежат крупным компаниям — производителям отдушек и ароматизаторов вроде Givaudan, Firmenich или Symrise. Натуральное сырье можно закупать в разных местах. Лучшие стекольные заводы расположены в Европе, также есть в Китае и Индии. Для распечатки коробок для флаконов нужна типография».

«На сегодняшний день, оглядываясь на свой опыт, я думаю, что лучше иметь стартовый капитал в 10 миллионов рублей. Да, это выше среднего, но такая сумма поможет организовать хороший стартап. Через год-полтора должно вернуть около 15% вложенных средств, которые вы сможете снова пустить в оборот. Нужно несколько лет, чтобы выйти в ноль и начать зарабатывать. Это при стабильно хороших результатах каждый день. Но на доход влияет множество факторов: в первую очередь экономика в стране, которая не всегда стабильна. Также покупательная активность активизируется или падает в зависимости от времени года. В январе и летом покупают меньше, в декабре, ноябре, конце февраля и в сентябре — больше», — объясняет Сергей Губанов, российский актер, основатель парфюмерного бренда Sergey Gubanov EAU4U .

«Если хотите продаваться в магазинах, то нужна документация, в первую очередь декларация соответствия техническим условиям Таможенного союза. Тут сразу есть плюс: как следует из названия, она действует на всей территории Таможенного союза. Ну и не стоит забывать, что сразу понадобится юридическое лицо», — объясняет Евгения Калинина, парфюмер, основатель бренда селективной парфюмерии VORONOI . Основатель бренда селективного парфюма Seleсtion Excellence Мария Борисова говорит о том, что для создания ароматов в качестве хобби можно уложиться и в 100 тысяч рублей. «Но если вы сразу хотите продуманный бренд до мелочей, целую линейку ароматов и какой-то еще попутный товар, то эта будет сумма с огромным количество нулей и ее даже сложно предположить. В России, к сожалению, для малого бизнеса особо ничего нет, и крупные производители флаконов просто не будут с вами разговаривать. Есть много европейских компаний, к которым можно обратиться и с которыми будет удобно работать. Но основная масса предпочитает заказывать флаконы в Китае — там можно найти все что угодно. Но мы не работаем с Китаем и к тому же, получается сложная логистика. Качество флаконов сразу понятно, когда берешь его в руку: мутное стекло или нет, кривые или ровные стенки».

О компонентах

Цены на ароматические материалы в западных магазинах зачастую в несколько раз ниже цен на аналогичные материалы в российских магазинах, и практически все парфюмеры закупают компоненты за границей. «У западных магазинов есть свои минусы: не все доставляют в Россию, есть ограничения на отправку самолетом (некоторые ароматические материалы относятся к легковоспламеняющимся), долгий срок ожидания заказа, возможные сложности на таможне , не стоит забывать и про ограничение суммы покупок в зарубежных интернет-магазинах без пошлины. Среди плюсов — широчайший ассортимент и отменное качество», — рассказывает Анна Зворыкина , российский парфюмер с опытом более 15 лет, создатель первого фестиваля инди-парфюмерии и автор книги «Ольфакторная азбука от гвоздики до сандала».

«Мы работаем напрямую с самыми крупными производителями компонентов — Firmenich, IFF, Robertet, Givaudan (Франция, США, Швейцария, также у нас есть поставщики из Японии и Германии). Для того чтобы установить с ними контакты напрямую, минуя посредников, пришлось приложить немало усилий, времени, а также размещать крупные заказы, от нескольких литров для большинства веществ. Кажется, что это немного. Для некоторых компонентов это, и правда, так, но учитывая, что составляющих очень много, и некоторые вещества используются в мизерных количествах в расчете на один флакон (например, всего 2-3 капли для создания легкого акцента), закупка 5 литров такого вещества (а стоят качественные парфюмерные компоненты очень дорого) — это немалые затраты», — объясняет Евгения Калинина.

«Ингредиенты можно закупать по всему миру, важно найти тот конкретный эфир, который вам нужен. Сейчас нет ограничений по ввозу, главное — следовать всем таможенным правилам. Если вы будете невнимательны, то именно с таможней могут возникать самые большие проблемы. При закупке аромамасел вы должны четко понимать, что вам нужно для этого аромата, ведь разные масла продаются в разных регионах. В России есть ингредиенты, чаще это масла из растений, растущих на территории страны: кедр, сосна, береза, можжевельник, пихта», — говорит Сергей Губанов.

О флаконах

Флакон можно разработать вместе с промышленным дизайнером в России или за границей, но можно выбрать и из каталога. «По этому пути чаще всего идет нишевая парфюмерия, в силу того что разработка собственных форм предполагает высокую стоимость и большие тиражи (от 25-50 тысяч штук) в зависимости от места производства и сложности изготовления. Когда флакон и крышка выбраны, можно переходить к созданию дизайна упаковки и декорации флакона. Все это занимает порядка 3-6 месяцев. Когда и этот этап завершен, нужно подумать, на каком заводе разливать. На все про все уйдет еще до четырех месяцев. В общем, чтобы аромат или линейка ароматов вышли в свет, потребуется около 9 месяцев», — рассказывает Любовь Берлянская.

«Флаконы мы закупаем в Германии, спреи — во Франции, а вот металлизацию флаконов (многие думают, что наши флаконы металлические, но на самом деле они сделаны из качественного толстостенного стекла со специальным металлическим покрытием) делаем в России. Обращать внимание нужно прежде всего на качество. Качественного продукта такого плана в России практически нет, зато есть разные закручивающиеся (не обжимные) китайские флаконы из тонкого стекла. С ними лучше не связываться — потратите кучу времени и нервов. Также надо быть внимательным с выбором спреев, потому что в таких изделиях очень высокий процент брака», — предупреждает Евгения Калинина.

«При закупке флаконов в первую очередь обращайте внимание на качество товара. В описании всегда указывается процент брака, следите, чтобы он был минимальным. Иначе возникнут проблемы при закупоривании флаконов, техника просто не возьмет бракованный флакон. Этикетка или нанесение на стекло — тут решать только вам. Это в первую очередь зависит от бюджета, а также влияет на финальную стоимость парфюма», — советует Сергей Губанов.

О времени на создание

Если вы хотите делать все самостоятельно, то можете даже замешивать парфюм дома. «Для этого нужно иметь образование химика и пройти обучение у профессионального парфюмера, как я знаю, этому учат около 3-5 лет. Мы делаем все на производстве, у нас есть технолог, но все равно — на изготовление одного аромата в среднем уходит около одного года», — объясняет Сергей Губанов. Любой человек может в домашних условиях создать для себя аромат из масел. «Я не советую покупать эфирные масла в аптеках и в незнакомых магазинах. Также проверяйте этикетки: там обязательно должны быть латинское название растения, из которого получено масло, и способ получения (например, ‘’дистилляция с паром’’, ‘’эфирное масло’’ или ‘’экстракция’’, ‘’абсолют’’. Сразу скажу про цены: если 10 мл любого масла стоит 10-50 рублей, то это не эфирное масло, полученное натуральным путем», — дополняет Анна Зворыкина.

«Создавать на любительском уровне — для себя, друзей, — наверно, можно в домашних условиях, производить — нет. Здесь ограничения те же, что с производством косметики, то есть нужна лаборатория. А вот заниматься созданием ароматов, подбором основных нот, знакомиться, понимать и учиться работать с определенными компонентами, пожалуй, можно там, где этого требует вдохновение, — говорит Евгения Калинина. — Что касается времени на создание аромата, то это совершенно непредсказуемо. Как и с любым произведением искусства, основная идея или сочетание нот могут родиться ""в один присест"". Другое дело, что доработка аромата, его совершенствование может занять недели и месяцы. Иногда ароматы рождаются годами. Можно вынашивать идею, оттачивать ее, месяцами прибавляя все новые и новые штрихи, пока аромат не станет таким, как бы того хотелось», — говорит основатель бренда селективной парфюмерии VORONOI.

О продвижении

В продвижении ароматов также есть особенности, лучше всего работают офлайн-продажи: так покупатели смогут объективно оценить композицию. «Парфюмерия — очень специфический продукт. Пока у вас нет бренда, который хотя бы на слуху, то продаваться онлайн очень сложно. Нужно делать упор на офлайн-каналы — различные магазины и шоу-румы, устанавливать с ними личные контакты. Потом — проще, например, сейчас у нас большое количество продаж онлайн: работают повторные покупки, советы друзей, ситуации из серии ""слушала аромат в магазине но почему-то не купила, не могу жить без него""», — рассказывает Евгения Калинина.

«Распространяем парфюм мы по всем основным каналам. Можно наладить сотрудничество с салонами красоты, магазинами косметики, товаров для дома, магазинами одежды как офлайн, так и онлайн и даже барбершопами. И не стоит игнорировать профессиональные выставки — это самая благодатная почва. Там можно не только продать товар на месте, но и заключить договор о поставке и найти дистрибьютора», — говорит основатель парфюмерного бренда Sergey Gubanov EAU4U.

На поиск и создание нового аромата иногда уходит несколько лет, но в случае удачи творение будет прославлять автора десятилетиями.

Любой запах раскрывается в три этапа. В парфюмерии эти этапы принято называть нотами. Каждая нота соответствует определённой характеристике запахов.

Верхняя нота (её ещё называют головной или начальной) - это аромат, который создаёт первое впечатление о духах и испаряется в течение нескольких минут. Он подготавливает нас к восприятию основного аромата. К этой группе относятся эфирные масла сладкого апельсина, мяты, лаванды, лимона и другие.

Средняя, или сердечная нота - сочетание ароматов, создающее основное впечатление от духов, эта нота «звучит» в течение нескольких часов. Средняя нота составляет ядро композиции, по ней определяется тип духов. Сердечная нота может быть представлена запахами сосны, корицы, гвоздики. Также к сердечной ноте можно отнести фенилэтиловый спирт, который имеет запах розы.

Нота, которая ощущается на завершающей стадии испарения духов и обеспечивает силу и стойкость аромата, — конечная, или нижняя. Её создают «фиксаторы», состоящие из тяжёлых продуктов. Это могут быть вещества растительного происхождения (дубовый мох, сандал, шалфей, ветивер), животного происхождения (мускус, амбра, бобровая струя), а также продукты различных синтетических соединений (ванилин, искусственный мускус, кумарин, иононы, салицилаты и другие вещества). Пачули, корица и гвоздика также могут считаться базовыми нотами.

Однородность, тонкость, округлость, равновесие всех трёх нот должны в конце концов создать впечатление единства композиции. Аромат хороших духов не обрушивается внезапно, а раскрывается постепенно и держится, не ослабевая, максимально долго, создавая симфонию. Основой для духов может служить масло (жожоба или оливковое); пчелиный или парафиновый воск, смешанный с маслом; спирт или вода с полисорбатом в качестве заменителя спирта.

Базовые Масла:

  • Ваниль (1 ч. л. ванильного экстракта)
  • Канадский кедр (Cederwood) (3 капли)
  • Ветивер (4 капли)
  • Иланг-иланг (3 капли)
  • Сандалового дерева (4 капли)
  • Ладан (8 капель)
  • дубовый мох, шалфей, мускус, амбра, бобровая струя, искусственный мускус, кумарин, иононы, салицилаты, пачули, корица, гвоздика и др. вещества.

Средние Тона:

  • Розы (6 капель)
  • Лаванда (10 капель)
  • Голубые ромашки (3 капли)
  • Герань (8 капель)
  • а также сосны, корицы, гвоздики и др. вещества.

Верхние Ноты:

  • Бергамот (5 капель)
  • Дикий Апельсин (3 капли)
  • Нероли (5 капель)
  • а также сладкого апельсина, мяты, лаванды, лимона и др. вещества.

Составление парфюмерных композиций.

Самые первые духи представляли собой смесь эфиров. Однако в чистом виде эти вещества довольно сильные, и их регулярное применение может привести к раздражению. Поэтому для создания духов важно использовать основу: спирт, масло жожоба, парафин.

Сначала нужно добавить в основу эфиры средней ноты, затем конечной, а в конце - масла верхней ноты. Поэтому сначала нужно подготовить «сердце» духов.

Возьмите полоски бумаги из набора (блоттеры) и напишите на них названия эфирных масел. Нанесите на блоттеры по капельке каждого масла средней ноты и посмотрите, как они будут «звучать» вместе. Оставьте наиболее понравившееся вам сочетание. Таким же образом создайте конечную ноту. В данном случае нанесите масло ванили на блоттер, соедините все эфиры вместе и подкорректируйте композицию, убирая или добавляя ароматы.

Завершите процесс создания духов добавлением эфиров начальной ноты. С помощью пипетки перенесите в пробирку несколько капель выбранных масел средней ноты, затем добавьте несколько капель аромата конченой ноты. Подберите наиболее понравившуюся вам пропорцию, закупорьте пробирку крышкой и тщательно потрясите, перемешивая масла. Откройте пробирку и, если это необходимо, добавьте ещё масла средней или конечной ноты. Затем добавьте масла верхней ноты, тщательно перемешайте, при необходимости добавьте масла.

Духи на основе полисорбата.

Для изготовления духов на спиртовой основе нужен спирт, который можно заменить смесью полисорбата с водой. Если вы хотите использовать спиртовую основу, действуйте по инструкции. При этом обратите внимание, что при использовании спирта или крепкого алкоголя пенный осадок не образуется, поэтому убирать его нет необходимости.

С помощью пипетки поместите в пробирку 1-2 мл полисорбата-20. Подберите эфирные масла, как указано в пункте «Составление парфюмерных композиций». Для завершения аромата, добавляем 6 мл. воды.

В зависимости от содержания эфирных масел в смеси, выделяют три типа ароматических композиций. Духами называются смеси, содержащие 25-30% эфиров, то есть потребуется 3 мл эфирных масел на 6 мл основы. Парфюмерная вода содержит 15-25% эфирных масел, то есть около 2 мл на 6 мл основы. Одеколон содержит 10-15% эфирных масел, то есть 1-1,5 мл на тот же объём основы. После приготовления поставьте пробирку в тёмное место.

Духи на основе спирта должны настаиваться 2-3 недели. За это время ароматы образуют цельную композицию. Каждые три дня их необходимо тщательно встряхивать. После нескольких недель ожидания можно перелить получившиеся духи во флакон со спреем и пользоваться. Если во флаконе образуется некоторое количество пенного осадка, его необходимо удалить.

Твёрдые духи.

Для приготовления твёрдых духов предварительно приготовьте смесь эфиров, как описано в пункте «Составление парфюмерных композиций». Затем растопите воск (пчелиный или парафиновый). Это можно сделать, поместив воск в стакан или чашку и поставив в микроволновку на 1-2 минуты, или в небольшом алюминиевом ковшике на плите. Когда воск расплавиться, перелейте его в пластиковую баночку из набора, добавьте 1-2 мл оливкового масла или масла жожоба.

Тщательно перемешайте получившуюся смесь и добавьте 1 чайную ложку смеси эфиров. Вновь тщательно перемешайте и дайте смеси остыть. Твёрдые духи можно изготовить, используя всего 1-2 эфирных масла. Хорошие твёрдые духи получаются при использовании цитрусовых ароматов.

Сделать духи собственной мечты своими руками хотелось, наверное, каждому, ведь волшебный, чувственный и манящий мир ароматов не может не привлекать человека. Сладкие ноты ванили, страстный запах роз, терпкий эфир пачули – у всех свои предпочтения, приверженность к определенным запахам заложена в человеческой сущности с давних времен. Еще древние люди выбирали себе пару, руководствуясь специфичным амбре, исходящим от противоположного пола. На уровне инстинктов они считывали информацию об этом человеке, узнавали все о нем, как говорится, без слов. Именно в то время возникла идея использовать для ароматизации собственного тела различные душистые дары природы. А в наше время парфюмерная промышленность развита необычайно широко, и в магазинах ассортимент духов может поразить количеством ароматов и составов из них.

Но, скорее всего, многие сталкивались с привычной ситуацией, когда, посещая парфюмерный магазин, мы не можем определиться, подобрать именно тот оттенок, именно те нотки, которые обязаны сыграть на пользу с трудом подобранному образу. К тому же, довольно таки сложно в магазине узнать, как точно та или иная марка духов сыграет во взаимодействии с собственным запахом покупательницы, и как будет она чувствоваться, например, через час.

Почему же тогда, руководствуясь опытом наших предков, не создать для себя аромат, идеально отображающий индивидуальный внутренний мир и собственные пристрастия.

Что необходимо для того, чтобы приготовить домашние духи?

Для того чтобы сделать духи своими руками, следует немного научиться разбираться в материале. Основой любого парфюма будут эфирные масла, которые в различных комбинациях и создадут ваш неповторимый аромат.

Поэтому потратьте один день на запоминание ароматов натуральных эфирных масел. В этом вам может помочь обыкновенная фотобумага, которую следует нарезать на тонкие полоски. Каждую полоску подпишите, какое именно масло вы наносите. Затем нанесите по одной капле на полоску и устройте себе мини-экзамен. С закрытыми глазами вдохните аромат масла, а затем прочитайте название. Доведите до автоматизма свои знания, следует только по одному запаху, не раскрывая глаз, угадать, какое именно масло вы поднести именно сейчас.

После этого подготовьте необходимый инвентарь:

  • нарезанные чистые полоски фотобумаги;
  • одна стеклянная емкость для смешивания;
  • набор эфирных масел;
  • стеклянная пипетка;
  • чистый этиловый спирт в качестве основы для жидких духов;
  • масло жожоба без запаха в качестве основы для масляных духов;
  • пчелиный воск в качестве основы для сухих духов;
  • стеклянные флакончики для готовых парфюмов.

Процесс изготовления парфюма

Любой парфюм состоит по действию из трех фаз. Каждая фаза составляется из ароматов, в зависимости от стойкости эфирных масел:

  • Первая фаза – начальная нота. Именно эти запахи слышны нам в первые 15-20 минут после нанесения на тело. Как правило, это цитрусовые ароматы, мимоза, базилик, мята, анис, розовое дерево, лаванда, лавандин и многие другие.
  • Вторая фаза – основная нота. Сердце парфюма, раскрывается спустя полчаса. Используют для создания основной ноты цветочные ароматы, эфирные масла, мускус, фенхель, сосну, корицу, табак, тимьян, мускатный орех, гвоздику и другие.
  • Третья фаза – базовая нота. «Послевкусие» аромата. Оставляют легкий, слегка заметный аромат, который еще называют шлейфом. Сюда относят эфирные масла мирры, ладана, большинство древесных ароматов, например ладан, пачули, ветивер и древесный мох.

Некоторые ароматы могут использоваться и для создания других фаз, главное сохранить единую композицию, общий характер продукта.

Как сделать домашние духи, создав именно ваш аромат? Достаточно просто. В первую очередь всегда необходимо составлять композицию «сердца духов». Нанесите на подписанные полоски фотобумаги по капле эфирных масел, относящихся к этой группе. После этого подносите различные комбинации этих запахов к носу, выберите именно то сочетание, которое нравится вам.

После этого добавляйте по одному аромату основной ноты. Не спешите объединять сразу по несколько ароматов, так вы не сможете уловить необходимую комбинацию, и можете запутаться, какое именно сочетание могло вам понравиться.

В последнюю очередь точно таким же образом добавляйте масла начальной ноты. После того, как вы приготовите необходимую композицию, нанесите ее на хлопчатобумажный платок и оставьте на 1-2 часа. Если по истечении этого времени аромат будет вам нравиться, значит, вы сделали верный выбор.

Не гонитесь сразу же за сложными составами. Сделайте для себя в первый раз несложные духи, где в каждой ноте будут присутствовать два-три масла.

Пропорция используемых масел должна быть такова - (1/2/3), в зависимости от того, какой запах должен сыграть в первой, второй или третьей фазе. Но правило это не строгое, каждый сам определяет для себя интенсивность того или иного ингредиента в зависимости от собственных предпочтений.

После этого, в стеклянной емкости пипеткой смешайте выбранные вами масла в предложенной либо своей пропорции. Теперь можно приступать, непосредственно, к изготовлению парфюма.

Определитесь, какой его вид вы хотели бы изготовить. Если духи на спиртовой базе, то концентрация масляного состава в спирте может быть 20-30%. Если масляные духи, то эфирных масел в базовом масле – 10%, а сухие духи могут готовиться на основе пчелиного воска по пропорции 50/50. Приготовленный парфюм налейте в стерильный стеклянный флакон. Помните, что спиртовые духи после смешивания должны «созреть» в течение не меньше чем три недели в темном сухом месте, иногда аккуратно перемешивайте их, но не встряхивайте. Для масляных духов период созревания гораздо короче – не больше недели, а сухими можно пользоваться сразу же после приготовления.

Таким образом, вы можете приготовить себе необходимую композицию для каждого случая. К тому же духи, составленные индивидуально для определенного человека, могут стать замечательным ему подарком.

Как духи из эфирных масел могут повлиять на человека?

Каждый аромат несет в себе символику, и может сыграть определенную роль в жизни человека, изменить его характер или дать волю чувствам, ранее скрытым глубоко в подсознании. Итак, в таблице, что следует далее мы предлагаем разобраться с основными ароматами!

Название аромата Характеристика
Апельсин Аромат, придающий дерзость, веселье. Повышает оптимизм и веру в себя, создавая вокруг носящего его ауру доверия и безмятежности.
Бергамот В состоянии нейтрализовать агрессивную и злобную энергию толпы, защитить вашу ауру от внешних раздражителей. Может стимулировать личность к творческим подвигам, раскрывая артистичную сущность человека и подавляя замкнутость.
Базилик Запах базилика способен избавить человека от комплексов, повышая его самооценку.
Ваниль Толкает на создание семьи, создавая ауру доверия, тепла. Гармонизирует уже сложившиеся отношения, помогая услышать то, о чем говорит собеседник, занять его место.
Вербена Духи на основе вербены крайне необходимы всем желающим выиграть в лотерее, повышая удачливость человека. Также поможет в решении сложных вопросов. В давние времена являлась ароматов чувственных куртизанок, защищая их женственность и эротическую притягательность.
Вереск Аромат богини любви Афродиты. Усиливает поток эротической чувственности, сметая с пути инфантильность и половое бессилие.
Гвоздика Защищает носящего его от излишней эмоциональности. Также может являться мощной защитой от энергетического вампиризма и окружающей злобы.
Герань Поможет справиться с последствиями негативных ситуаций или небольшой потери. Также способна раскрыть чувственность женщины, придавая ее эротическим отношениям нотку сентиментальности и мечтательности.
Грейпфрут Открывает заложенные природой таланты, помогая добиться успехов в работе.
Жасмин Масло женского, мудрого и утонченного начала. Раскрепощает, раскрывает стыдливую натуру, устраняя все комплексы.
Иланг-иланг Аромат эротических игр, позволяющий понимать партнера с полуслова, усиливает интуицию, повышает чувственность женщины и потенцию мужчины.
Имбирь Добавит решительности и твердости характеру. Может помочь ослабленному организму в борьбе с болезнью.
Корица Добавит уюта и тепла в вашу ауру. К человеку, в аромате которого присутствует нотка корицы, всегда будут тянуться люди в поисках совета и утешения.
Лаванда Медитационные мотивы лаванды помогут полностью расслабиться и осознать себя.
Лимон Аромат путешественника, помогающий в любой обстановке чувствовать себя комфортно и непринужденно.
Мандарин Помогает обретать спокойствие и мир в душе, восстанавливая поврежденную чужой злобой ауру. Придает немного наивности и детской непосредственности носящему.
Мускат Поможет усилить терпимость в жизни семьи, достижении карьерных целей. Также часто используется для развития интуиции у подростков, помогая им справиться с проблемами переходного периода.
Мята Усиливает взаимопонимание между людьми, убирает ожидание неприятностей, ощущение напряжения в отношениях.
Пачули Усиливает интуицию, помогает почувствовать доброе начало. Поможет справиться с любой ситуацией.
Роза Трансформирует энергию злобы и печали в объективную оценку получившейся ситуации. Аромат застенчивых и юных натур, придающий характеру легкость, свежесть и утонченность.
Сосна Лекарь среди масел, позволяющий восстановить и излечить силы после тяжелого эмоционального удара.
Чайное дерево Защищает от агрессивного воздействия окружающего мира, создавая защитную оболочку вокруг человека.
Эвкалипт Восстанавливает силы после болезни или злого взгляда, способен подарить долголетие носящему его.

Рецепты парфюмов сделанных своими руками

Предлагаем для первого раза воспользоваться готовыми рецептами уже проверенных комбинаций. Не переживайте насчет того, что аромат не будет индивидуальным, на каждом человеке такой состав заиграет по-своему, к тому же вы не сможете до миллиграмма воссоздать рецепт и воспользоваться теми же марками масел, которые были в оригинале. К тому же возможно заменить один, два ингредиента на более любимые вами.

Свежие летние духи

Необходимые ингредиенты:

  • 20 мл этилового спирта;
  • 5 капель масла лимона;
  • 3 капли масла мелиссы;
  • 2 капли масла нероли;
  • 2 капли масла бергамота.

Гвоздичные духи

Необходимые ингредиенты:

  • 20 мл. этилового спирта;
  • 4 капли масла гвоздики;
  • 3 капли масла фиалки;
  • 2 капли масла розы;
  • 2 капли масла бергамота;
  • 2 капли масла лаванды.

А вот немного более сложный рецепт духов. Но яркие тропические мотивы в его составе не позволят вам разочароваться в потраченных усилиях!

Необходимые ингредиенты:

  • 50 мл этилового спирта;
  • 2 палочки корицы;
  • 1 ст.л. звездочек гвоздики;
  • 3 ст.л. апельсиновой цедры;
  • 2 ст.л. рома;
  • 4 лавровых листочка.

Смешайте все ингредиенты и поставьте в темное место. Ежедневно слегка перетряхивайте содержимое. Через неделю процедите и добавьте:

  • 30 капель масла апельсина;
  • 4 капли масла лаванды;
  • 3 капли масла нероли.

После дайте вызреть аромату в темном месте в течение трех недель.

Изготовление духов – это настоящее волшебство!

Создавая аромат свое мечты, наслаждайтесь этим процессом. Только таким образом вы можете уподобиться сказочной волшебнице, творящей магическое снадобье, добавляя в него капельку соблазна, страсти и любви. Современные колдуньи творят чудеса, вооружившись стеклянными флаконами и ароматными маслами. Но чары во все века остаются чарами, и, даря окружающим наслаждение от вашей чарующей ауры, вы сами раскрываете свою женственность и сексуальность.

Выбирая парфюм, мы мало задумываемся о том, какой путь прошел каждый выставленный на магазинную полку флакон. И стоит сказать, очень зря, потому что этот «летучий пленник», как говорил Шекспир, создать не так уж и просто. Перед тем как готовый парфюм поступает в продажу, он проходит множество этапов производства, которое начинается, конечно же, с композиции аромата, а точнее ее создания.

Этот процесс является наиболее творческим и креативным из всех последующих. В его ходе, парфюмеры творят в своих лабораториях чудо, подобно древним алхимикам. Это дуэт полета фантазии и острых граней оточенного как тончайшее лезвие мастерства. Специалисты сочетают несочетаемое для достижения такого желанного результата. Мало знать перечень запахов, из которых будет состоять парфюм, нужно экспериментировать с их пропорциями - вот залог успеха! Для того чтобы не ошибиться с выбором и сдать в разработку идеальный аромат, парфюмеры составляют несколько образцов, а то и пару-тройку десятков вариантов букета будущего парфюма. Этот этап может длиться не просто месяцами, а иногда и годами.

Когда формула аромата готова и признана оптимальной, согласно ей изготавливают концентрат – максимально насыщенную смесь составляющих парфюма (как натуральных, так и синтетических). Затем он подвергается смешиванию со спиртом, в ходе чего определяются тип парфюма (духи, парфюмированная вода, туалетная вода или же одеколон). В этот состав добавляют красители для улучшения внешнего вида продукта, но это не является обязательным моментом – некоторые производители придерживаются концепции исключительной натуральности и первозданной чистоты изделия. Полученный в лаборатории образец анализируют для определения качества продукта, стойкости аромата, шлейфа и т.д. Обязательными являются также дерматологическая и косметическая проверки.

Даже пройдя все мыслимые и немыслимые проверки, парфюм все еще не готов предстать в своем ароматном лике перед широкой аудиторией. На этом этапе он все еще «сырой» и разительно отличается от запланированного результата. Это связано с тем, что ему присущ резкий запах спирта и все компоненты пока только вступили в химические реакции, которые по своему завершению существенно повлияют на качество парфюма. Для того чтобы устранить это, аромат подвергается следующему этапу – выстаиванию, или как его еще называют, отстаиванию. Этот процесс проходит в специализированно помещении, при определенной температуре, которая остается неизменной в течение всего периода, который длится от пары недель до трех месяцев – все зависит от включенных в состав компонентов. В это время аромат ВЫстаивается, приобретает глубину и чистоту запаха. Он также ОТстаивается – все микрочастицы восков, жиров и прочих нерастворимых в спирте веществ образуют осадок. Именно в связи с этими двумя процессами, данный этап имеет свое двойственное название.

После этого, парфюм фильтруют. Осадок и прочие ненужные примеси исключаются, так как они могут значительно ухудшить качество и внешний вид, или даже уменьшить срок годности готового продукта. Теперь парфюм идеален по всем критериям. Его разливают во флаконы и упаковывают.

Большинство духов разливают в стеклянные емкости. Причиной этому служит тот факт, что стекло не вступает ни в какие реакции с находящимся в его оболочке составом. Но в редких случаях, производители используют и более оригинальные материалы – различные полимеры, керамику, либо фарфор.

И вот теперь, после всех этих длительных и трудоемких этапов, Вы можете купить понравившийся Вам аромат в магазине, либо в интернет-магазине.

АННОТАЦИЯ

Целью данной работы является:

Приобретение исследовательских умений и навыков;

Углубление знаний о парфюмерии

Гипотеза исследования:

Духи –заключительный штрих в создании образа, они представляют бесконечные возможности и помогают приобрести свой стиль.

Направление исследуемой темы: косметология

Этапы исследования:

знакомство с историей ароматов;

Как создаются духи;

Классификация ароматов;

Выбор духов.

Методика исследования:

Поисково-аналитический метод;

Сопоставительно-сравнительный метод.

ВВЕДЕНИЕ

Слово «парфюмерия» пришло в русский язык из французского. В буквальном переводе оно означает «средство для ароматизации воздуха путем дымления» (первыми духами были благовония). О том, что запахи могут влиять на человека было известно давно.

Применять душистые вещества, бросая их в костер, начали наши далекие предки еще в каменном веке, поклоняясь огню и дыму. Значительно позже, уже в наши дни, ученые доказали, что вдыхание душистых веществ оказывает на человека весьма значительное физиологическое воздействие.

С другой стороны, «духи – одно из средств молчаливого взаимопонимания»,- говорят лирики. А химики утверждают, что духи – это смесь сложных эфиров, альдегидов и спиртов насыщенного, ненасыщенног и ароматических рядов. Модельеры же уточняют, что духи – это рафинированное дополнение, которое раскрывает умение женщины одеваться. Кто же прав?

Попробую разобраться…

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

Даже в самом большом специализированном магазине невозможно одновременно собрать весь ассортимент парфюмерии. По данным статистики в СНГ ежегодно производится более 1200 наименований парфюмерно-косметической продукции, в том числе духов более 650 наименований.

Во Франции в 1880 году был создан банк данных в области парфюмерии. В его каталоге насчитывается более 8000 названий духов. Из них свыше 6000 создано во Франции и 2000 в других странах. Считается также, что примерно еще около 2000 названий духов осталось неохваченными.

КАК СОЗДАЮТСЯ ДУХИ

Для создания запахов парфюмеры пользуются огромным ассортиментом душистого сырья – всего более 6000 наименований. Душистые вещества содержатся в растениях в виде маленьких капелек в особых клетках. Они встречаются не только в цветах, но и в листьях, кожуре плодов и иногда даже в древесине.

Если сжимать кожуру апельсина или мандарина над пламенем, то из нее выдавливаются мельчайшие струйки жидкости, которые с треском вспыхивают. Это благоухающие пары эфирных масел. То, что их называют маслами, не должно вводить в заблуждение. С подсолнечным, кукурузным, льняным маслом, то есть с жирами, эти вещества не имеют ничего общего. Эфирные масла – это сложные смеси душистых органических соединений самых разных типов. Среди них встречаются сложные эфиры, альдегиды, спирты.

Рассмотрим главные виды парфюмерного сырья.

ЖАСМИН

Родина жасмина – Персия и Кашмир. Сейчас он выращивается для нужд парфюмерной промышленности повсюду. Парфюмерии он придает благоухающий, насыщенный аромат. Жасмин входит практически во все духи высокого класса.

РОЗА

Используется как самостоятельно (розовое масло), так и для создания парфюмерных композиций. Французские парфюмеры наиболее высоко ценят розы, растущие вблизи города Грасса, а также в Долине роз (Болгария). В отличие от жасмина, собираемого на рассвете, лепестки роз собирают ночью, когда запах достигает наибольшей густоты.

ЛАВАНДА

Придает духам тонкий и свежий аромат. Один из представителей семейства лавандовых – пачули - используется для создания духов восточного направления. Родина пачули – Бенгалия. Экстракт получают из листьев и стеблей этого растения.

ФЛЕРДОРАНЖ

Это цветы апельсинового дерева. Часто добавляется для создания насыщенного сладкого аромата.

БЕРГАМОТ

Масло, полученное из его плодов, придает парфюмерии особый освежающий аромат. Это маленькое дерево растет только в Калабрии – местности на юге Италии. Химикам удалось создать его аналоги. И теперь этот продукт получают синтетическим путем.

КЕДР

Древесина кедра используется для получения масла, которое придает парфюмерии древесную «зеленую» ноту, а также это масло используется как фиксатор запахов.

ГВОЗДИКА

Эфирное масло, получаемое из почек этого растения, является важной добавкой для создания духов восточного направления.

САНДАЛ

Его способность долго удерживать аромат используется во многих композициях. Имеет экзотический запах. Это дерево распространено в Индии и Австралии.

ИЛАНГ – ИЛАНГ

Широко применяется в парфюмерии благодаря нежному и изысканному аромату.

ВЕТИВЕР

Обладает тяжелым и густым запахом. Используется, главным образом, как фиксатор.

Широко также используются парфюмерами ТМИН, ГЕРАНЬ, МЯТА, АНИС, АЗАЛИЯ, ДУБОВЫЙ МОХ…

Эфирные масла трудно растворяются в воде, но легко в спирте. Поэтому спирт в больших количествах применяется в парфюмерной промышленности. Эфирные масла получают путем экстракции их из растений спиртом или другими растворителями.

Самые ценные душистые вещества получают другим способом. Он называется АНФЛЕРАЖ.

В закрытой камере размещают твердый животный жир и растение слоями. Через некоторое время цветы заменяют новыми, чтобы жир хорошо насытился эфирным маслом.

Такой способ используют, например, для извлечения масел из цветков жасмина и туберозы. Затем душистые эфирные масла извлекаются из жира спиртом.

МУСКУС, ЦИБЕТ, АМБРА – вещества животного происхождения, известные в древности как средства, услаждающие обоняние. Сейчас используются только для обогащения парфюмерных композиций.

АМБРА

Специальное воскоподобное вещество. Раньше получали только при разделке китов-кашалотов.

ЦИБЕТ

Выделение желез обитательницы Северной Африки - цибетовой кошки.

МУСКУС

Специально приготовленный препарат из желез мускусного быка (кабарги). Он, по утверждению парфюмеров, обладает способностью придавать духам утонченность и возбуждать обоняние. Кроме того, влияя на центральную нервную систему человека, мускус и амбра обостряют чувствительность, увеличивают продолжительность восприятия запахов.

Душистые вещества животного происхождения ценны еще и потому, что они устанавливают гармонию между запахами духов и кожи человека, служат как бы посредниками между ними.

Фундаментом современной парфюмерии служит химическая промышленность. Среди синтетических душистых веществ особое место занимают альдегиды и спирты. Они имеют характерный свежий запах. На основе этих соединений парфюмеры создали множество композиций. Например, французские духи «Шанель № 5», «Суар де Пари» своим ароматом обязаны именно этим соединениям. Если бы не было синтетических душистых веществ, то парфюмерия так бы и осталась на уровне средневековой алхимии. Да и получать многие нужные натуральные компоненты с каждым годом становится все труднее. Так, чтобы добыть всего 1 кг розового масла надо собрать 2 тонны нежных лепестков роз. А чтобы выжать, например, масло из ириса необходимо дубить его корни 2 года. Так же и с другими видами сырья, которые успешно научились синтезировать химики-органики. Но полностью заменить естественные душистые вещества нельзя. Только сочетание естественных и синтетических душистых веществ дает возможность создать такие духи, которые по праву можно назвать произведением парфюмерного искусства, в которое вложен опыт, тонкое чутье и многие месяцы работы парфюмера.

КЛАССИФИКАЦИЯ АРОМАТОВ

Всю парфюмерию, если говорить о характере запаха, можно условно разделить на 2 категории.

АЛЬДЕГИДНАЯ ГРУППА

Альдегиды жирного ряда – соединения, обладающие плодово-цветочным запахом, с примесью острого «жирного» оттенка, который в сочетании с другими запахами образует изумительные композиции.

Датой рождения первой такой композиции считается 5 мая 1921 года. В этот день на демонстрации мод дома Шанель были представлены духи, которые по заказу подготовил химик и парфюмер Эрнест Бо в пронумерованных флаконах. Коко Шанель остановила свой выбор на номере 5. Это было ее любимое число. Так, по воле случая родились легендарные духи «Шанель № 5».

ШИПРОВАЯ ГРУППА

Аромат напоминает запахи леса. «Шипр» - классические духи фирмы «Коти», разработаны в 1917 году, они и дали название этой группе. Составляющие аромата: дубовый мох, ветивер, сандал, пачули, бергамот, роза, мускус.

ВОСТОЧНАЯ ГРУППА

Аромат основан на запахе специй и тропических цветов, резкий и жаркий. Типичные представители – духи «Фиджи» и «Чарли» (французские).

Создавая эти запахи, парфюмеры творят, выдумывают, экспериментируют. Подобно композитору, они из разных нот-запахов создают гармоничные сочетания ароматов, которые ничем не отличаются от запаха сирени, фиалки, ландыша, жасмина. Но опытный парфюмер никогда не копирует запах в точности. Этот запах – не сам цветок, а его художественное преобразование. Ощущение от запаха бывает более ярким и глубоким, чем аромат отдельного цветка или букета.

Композитор Скрябин первый обратил внимание на сходство труда музыканта и парфюмера. Существует специальная таблица, по которой запахи можно записывать с помощью нот. Так, например, нота «ре» первой октавы означает запах фиалки, а «до» четвертой – ананаса.

НОТЫ АРОМАТОВ

Итак, сочетание нот ароматов создает их «мелодию». Ноты раскрываются со временем: первыми проявляют себя верхние ноты, которые производят первое впечатление об аромате, затем мы «слышим» более глубокие ноты сердца, а в результате на коже остаются базовые ноты. Не стоит выбирать аромат, ориентируясь только на верхние ноты. Дайте ему время показать себя. Базовые ноты проявляются последними, но именно они определяют характер аромата.

ВЕРХНИЕ НОТЫ (ГОЛОВНЫЕ) – 5 МИН УТ

    Воспринимаются сразу после нанесения

    Создают первое впечатление об аромате

    Содержат сильно ароматизированные компоненты, которые очень летучи и быстро испаряются

ЦИТРУС, ИМБИРЬ

СРЕДНИЕ НОТЫ (НОТЫ СЕРДЦА) – 3 ЧАСА

    Воспринимаются обонянием, когда рассеиваются верхние нот ы

    Имеют более мягкий аромат

    Проявляются от 2-х минут до 1 часа после нанесения

ЛАВАНДА, РОЗА, ЖАСМИН

БАЗОВЫЕ НОТЫ – 24 ЧАСА

    Воспринимаются обонянием через 30 минут после нанесения

    Состоят из нот, которые часто являются фиксаторами, удерживающими и усиливающими более легкие верхние и средние ноты

КЛАССИФИКАЦИЯ АРОМАТОВ

Она нужна для того, чтобы описать аромат и определить

    Концентрацию парфюмерных масел

    Ноты парфюмерной композиции

Различия в интенсивности и стойкости ароматов зависят от содержания или концентрации парфюмерных масел. Эти масла также называют «соком» (см. таблицу 1)

Таблица 1

п/п

наименование

обозначение

концентрация «сока», %

Духи – PARFUM

Парфюмерная вода – EAU DE PARFUM

EDP

10-20

Туалетная вода – EAU DE TOILETTE

EDT

8-10

Одеколон – EAU DE COLOQNE

EDC

3-8

Лосьон - LOTION EAU

LE

Чем выше концентрация масел, тем дольше сохраняется аромат.

Уловить все тонкости букета могут лишь специалисты-дегустаторы, люди, наделенные обонятельной памятью. Во время дегустации каждый дегустатор получает несколько полосок специальной бумаги, смоченной духами…

Но не только парфюмеры и дегустаторы определяют окончательную судьбу нового изделия, нужно еще придумать название и оформление.

Каждое время создает свою парфюмерию. Еще несколько лет назад в моде были ароматы восточного направления, но сейчас, отдавая дань нашей тяге к живой природе, все больше симпатий завоевывают духи, основанные на природных легких запахах. Так ли это? Приведу данные выбора ароматов ученицами 10 класса моей школы (табл. 2)

Таблица 2

п/п

ИМЯ УЧЕНИЦЫ

АЛЬДЕГИДНАЯ

ШИПРОВАЯ

ВОСТОЧНАЯ

Динара

Асия

Мария

Алина

Анастасия

Динара

По результатам опроса видно, что 2 девочки выбрали духи пряные. Ведь именно такие больше всего «идут» девушкам со смуглой кожей и темными волосами!

Блондинкам же к «лицу» духи с запахом цветов: еще 2 девочки-блондинки выбрали духи альдегидной группы.

Духи шипровой группы выбрали 2 девочки – им понравился запах зелени.

ВЫВОД:

Каждой девушке должен сопутствовать ее собственный уникальный арома т, связанный с ее личностью, создающий воспоминания о ней в ее отсутствие.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Составление парфюмерной композиции»

Цель работы: создать собственный «парфюм», придумать название.

Материалы и приспособления: эфирные масла, спирт, бокал для смешивания, пипетка, пробирка.

ХОД РАБОТЫ

Основной секрет человека, создающего ароматы – это не острое обоняние, а творческое, эмоциональное восприятие запахов. Как художник владеет красками, так и парфюмер должен знать тот материал, с которым он работает. Поэтому, прежде чем приступить к составлению парфюмерной композиции, необходимо:

- развить свою обонятельную память . На это может уйти время (от 1 дня до нескольких недель), для того, чтобы безошибочно узнавать любое из ваших эфирных масел;

- творчески охарактеризовать ароматы и зафиксировать их в своей памяти;

- составление парфюмерной композиции.

В идеале духи должны содержать эфиры всех трех нот. Вначале создается сердце будущего аромата, в котором и проявляется оригинальное видение парфюмера, затем на сердце накладывается база, подчеркивающая основное направление духов и, в последнюю очередь, добавляются верхние ноты.

Составление композиции

    Выбор направления

    Создание ноты «сердца»

    Создание базовой ноты

    Создание верхней ноты

    Составление формулы.

    Имя аромата

Например, я создаю духи цветочного направления, концентрация эфирных масел 20-25% (парфюмерная вода). На 5 мл духов нужно 1 мл эфирных масел (это 20 капель). Пропорция капель: 1 («верх») : 2 («сердце») : 3 («база»). Следовательно:

    Верх 3 капли - сандал, пачули, ваниль

    Сердце 7 капель - жасмин, роза, корица, шалфей, мускат, кориандр, иланг-иланг

    База 10 капель грейпфрут(6), апельсин(3), бергамот(1)

Формула духов нужна для соблюдения концентрации, гармоничного звучания и возможной работы над ошибками.

Начинаем смешивать по капле. Все изменения и добавления вносим в формулу.

«Алина»- вот название моих духов. Они резковатые, но легкие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

-«В любую минуту жизни меня сопровождают духи… Я скорее забуду очки или ключ, чем выйду из дому, не надушившись…» (Катрин Денев);

-«Духи – это та же одежда» (Коко Шанель);

-«Пройдет время, и вы забудете, во что была одета женщина, но запах ее духов надолго останется в вашей памяти» (Кристиан Диор);

-«Духи – главное. Это – автограф личности» (Палома Пикассо).

Подведены итоги исследования, но не следует забывать, что время быстротечно, меняется образ жизни, меняемся мы, меняется мода… Изготовленные мной духи всецело олицетворяют мою личность и я научилась создавать по- настоящему необычный аромат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фридман Р.А. «Парфюмерия и косметика», Москва, 1976

«Справочник по косметике», Москва, 1975

Сикорская С.В., Бельченко Е.Н., «Парфюмерия без секретов», Москва, 1991

Бубличенко М.М. «Что должна знать каждая женщина», Ростов-на-Дону, 2005

ИНТЕРНЕТ – САЙТЫ

www . Butik . ru

www.A-Z. ru

www . Woman . ru

ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ

Ученица 10 класса Кужагельдина Алина заинтересовалась духами как главной продукцией парфюмерного производства. Поэтому она решила углубить свои знания, исследуя процесс создания ароматов.

Тема ее научно-исследовательской работы актуальна, т. к. успехи химии, микробиологии, генетики растений расширяют список исходных материалов для создания духов нового поколения и Алина может создавать необычные ароматы, подчеркивающие ее индивидуальность.

Работа Алины оформлена в соответствии с основными требованиями.

Цель сформулирована верно, она достигнута. Алина открыла для себя новые знания, приобрела исследовательские умения и навыки.