Игры с детками 1. Пример игрового занятия с куклой

Игры, активирующие познавательные и творческие способности детей

Родителям на заметку. Большинство детей с завидной легкостью усваивают факты, но более важно, чтобы они могли добывать знания и высказывать идеи самостоятельно.

Вверх-вниз

Цель игры : развитие и закрепление названий направлений движения вверх и вниз, быстроты реакции.

Теннисный мяч, альбом, цветные карандаши, шведская лестница.

Ход игры.

1-й вариант : поставьте ребенка лицом к себе, возьмите в руки теннисный мячик, подбросьте его вверх, затем с небольшой высоты бросьте мяч вниз или просто его отпустите. Проделайте движения несколько раз, при этом говорите:

Голову подняли, значит, вверх,

Если опустили, значит, вниз.

Обязательно проверьте, как ребенок усвоил движения головой с понятиями «вверх» и «вниз». Попросите малыша показать рукой, как летает мячик вверх и вниз. Дайте ребенку в руки мяч, расскажите небольшую сказку о том, как любит мячик летать и прыгать, при этом попросите малыша показать, как мяч прыгает вниз и вверх, а затем наоборот: вверх, вниз.

2-й вариант : используйте ранее описанную игру «Верхолаз», при ее проведении говорите малышу:

Лезем вверх, голову подняли,

Спускаемся вниз, голову опустили.

После того как ребенок спустится с высоты, проверьте, как он усвоил понятия «вверх» и «вниз».

3-й вариант : на альбомном листе нарисуйте стрелку, показывающую направление вверх или вниз. Расскажите малышу сказку о хитрой стреле, которая хотела всех запутать, чтобы никто не знал, куда она летит, но пришел волшебник и разгадал тайну стрелы. Объясните, как устроена стрела: у нее есть хвостик (тело) и крыша домика (острие), движется она острием вперед. Объясните малышу, как можно узнать, куда летит стрела: «Посмотри на стрелу, где находится крыша домика (острие)? Если голову подняли, значит, стрела летит вверх, если опустили, значит, вниз».

Нарисуйте на альбомном листе несколько стрелочек, попросите малыша разгадать, куда летит стрела, для уточнения попросите его рукой показать направление движения стрелы.

Еще один прием: для того чтобы разгадать движения стрелы, необходимо взять карандаш и провести линию от хвостика стрелы до крыши домика, если рука убегает от малыша, значит вверх, если приближается, значит, стрела летит вниз.

Родителям на заметку. Ребенок большего всего любит невероятные истории. Прибегайте к ним, когда будете играть с малышом.

Вперёд, назад

Цели игры : развитие и закрепление названий направления движения вперед и назад, быстроты реакции, координации движения, внимания, развитие зрительного и слухового, вестибулярного анализатора.

: игрушки, табурет, коробка для игрушек, свисток.

Ход игры.

1-й вариант : на небольшом расстоянии от малыша поставьте табурет, около ребенка — коробку с игрушками. Попросите отнести игрушку на табуретку по свистку. Когда раздастся свисток, скажите малышу четко и ясно: «Иди вперед». После того как он положит игрушку на табурет, скажите: «Возвращайся назад». Когда ребенок подойдет к вам, попросите его по свистку принести игрушку назад в коробку.

2-й вариант : расскажите ребенку о хитрых глазках (импровизация родителей): давным-давно все звери ходили не так, как сейчас, а так, как хотят глазки (значит, вперед) или спина (назад).

Предложите ребенку попробовать идти туда, куда хотят глазки и спинка, при этом давайте команду: «Глазки идут вперед», «Спинка назад». В дальнейшем опускайте слова «глазки», «спинка»: «Вперед, назад».

Выполнение игры требует от малыша координации, в любом случае он будет стараться посмотреть, что там сзади, чтобы не упасть.

Продолжите сказку о хитрых глазках: но глазкам хотелось всегда видеть то, что там сзади, они постоянно подсматривали, но им было неудобно. Они не все видели и однажды пошли на хитрость и просто закрылись, а спинка этого не ожидала, упала и больно ударилась, глазки стали плакать... Они предложили спинке внимательно смотреть на дорогу. Если же она устала, то глазки сами будут это делать, только для этого нужно развернуться. С тех пор глазки идут вперед, а когда необходимо идти спинке назад, глазки разворачивают все тело и делают за спинку ее нелегкую работу.

Предложите малышу сделать то, что сделали глазки: глазки шли вперед, развернулись и теперь идут назад. Закрепите название направлений «вперед», «назад», попросите ребенка двигаться по команде или по свистку вперед, назад.

Похвалите ребенка за быстроту, сообразительность и правильность выполнения команд.

Цвет и форма

Цель игры : развитие чувства формы и цвета, быстроты реакции, сообразительности, внимания.

Необходимые материалы и наглядные пособия : шарики и кубики различного цвета, размера, пустые коробочки.

Ход игры : в большую коробку положите кубики и шарики, поставьте ее перед ребенком. Попросите его в одну коробку положить шарики, а в другую — кубики. Когда малыш справится с заданием, вновь попросите его разложить шарики в коробки согласно их цветам, затем в эти же коробки рассортировать и кубики. Когда задание будет выполнено, попросите малыша разложить игрушки по коробкам согласно их форме.

В игре могут принимать участие и все члены семьи, каждому даются коробка с кубиками или шариками и пустые коробки, сортировка по цвету и форме идет наперегонки.

Не забывайте хвалить ребенка за аккуратность и точность выполнения заданий.

Родителя на заметку. Ребенок довольно часто принимает участие и получает удовольствие от игры, в которой не является победителем.

Наблюдательность (или какая игрушка убежала и т. д.)

Цель игры : развитие наблюдательности, логического мышления, оценки ситуации, умения высказывать свою точку зрения, умения играть в команде.

Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушки большие и маленькие, броские и незаметные, платок, брошь, разнообразные яркие украшения.

Ход игры : при помощи считалочки выбираются ведущий-волшебник, гость (игрок, выходящий и входящий в комнату), паж (игрок, переставляющий по указанию волшебника игрушки с места на место).

Гость (первый кон пусть это будет кто-то из взрослых) выходит за дверь. В это время волшебник и паж расставляют игрушки в строгом порядке (лучше всего взять не более 5 игрушек) и накрывают их легким платком.

Гость стучится в дверь, проходя в комнату, кланяется волшебнику и просит его отдать ему брошь, бусы и т. д. Волшебник соглашается, но просит выполнить три задания, если он их выполнит, то он получит в награду волшебное украшение, если нет, то волшебник превратит его в камень. На несколько секунд с игрушек снимается платок, затем игрушки вновь им накрываются, волшебник отправляет гостя за дверь.

Задание первое: паж по указанию волшебника прячет одну из игрушек. Затем входит гость, он должен угадать, какая игрушка убежала.

Задание второе: паж переставляет игрушки местами, гость должен угадать, какие игрушки переставлены.

Задание третье: паж снимает с игрушки или надевает на игрушку платье, шапку, снимает туфли и иное, гость должен угадать, что изменилось.

Если гость правильно выполняет все три задания, он получает обещанное украшение и становится волшебником. При помощи считал очки между оставшимися игроками распределяются роли пажа и гостя.

Если же гость делает ошибку, то волшебник превращает его в камень, гость должен изобразить какое-нибудь животное (по заданию волшебника, чтобы никто из других игроков не знал задания) и застыть на несколько секунд. Если окружающие догадаются, что это за животное, то гостя волшебник расколдовывает. Если же нет, то гость исполняет песню или рассказывает стихотворение в лицах (жестами показывает действия и события). Игра начинается с начала.

Родителя на заметку. Способность рисковать (не бояться высказывать свое мнение и совершать поступки) — необходимый элемент развития творческих способностей.

Большой, маленький

Цели игры: развитие чувства размера, закрепление понятий «большой», «маленький», развитие внимания, быстроты реакции, мелкой моторики рук, соревновательного духа.

Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушки разного размера, пустые коробки, фигурки, вырезанные из цветного картона, свисток.

Ход игры.

1-й вариант : в большую коробку сложите приготовленные для игры игрушки, попросите малыша рассортировать их по принципу «большой», «маленький». Когда задание будет выполнено, похвалите его за старание.

В игре могут принимать участие все члены семьи, каждому из которых даются коробка с игрушками и пустые коробки, по свистку начинается сортировка, победителю проигравшие поют песенку.

2-й вариант : заранее приготовьте вырезанные из цветного картона фигуры, квадраты большие и маленькие, треугольники и иные фигурки, положите их в общую яркую коробку и дайте коробку малышу. Если он не сможет ее открыть, помогите ему в этом. Внимательно рассмотрите вместе с ребенком, что лежит в коробочке. Предложите малышу рассортировать фигурки по размеру в пустые коробки. После того как задание будет выполнено, попросите разложить фигурки в разные кучки по форме. Обязательно хвалите малыша. Если он ошибся в выборе, вернитесь и разберите ошибку, пусть ребенок положит фигурку в ту кучку, в которой она должна, по его мнению, лежать.

В данную игру могут играть и все члены семьи. Соревновательный процесс нравится малышу, и он начинает играть с еще большим удовольствием.

Сыщик и хранитель

Цель игры: развитие наблюдательности, логического мышления, оценки ситуации, быстроты реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: яркая волшебная коробочка (клад).

Ход игры : при помощи считалочки выберите сыщика (игрока, который ищет клад), хранителя клада (игрока, который постоянно перепрятывает клад).

Сыщик (лучше всего, если первым сыщиком будет взрослый) уходит из комнаты, а хранитель (лучше всего, малыш и взрослый, как хранитель и помощник) прячет клад. Сыщик должен найти клад, при этом он может задать три вопроса на свое усмотрение, на которые хранитель может ответить только «да» или «нет». Цель хранителя — запутать сыщика. Если сыщик находит клад, то он становится хранителем, если нет, он выполняет желание хранителя (спеть, станцевать, изобразить животное и т. д.). В конце игры не забывайте хвалить наиболее удачных игроков, отмечать оригинальные вопросы и попытки решить задачу. Малыш в конце игры может раздать призы из волшебной коробочки с кладом.

Чем раньше вы будете играть с ребенком в подобные игры, тем раньше ребенок будет самостоятельно принимать решения и оценивать ситуацию, пусть даже при помощи взрослого (роль помощника при хранителе или при сыщике) на первый момент. Интерес ребенка к игре в данных условиях не будет ослабевать долгое время.

Вот и наступил первый день рождения – год жизни уже всё понимающего и всем интересующегося человечка. Ему уже не интересно просто сидеть в манеже с игрушками, к которым он давно привык. Активное передвижение по квартире в поисках новых объектов для обследования – вот что теперь важно для малыша. Ребёнок пытается открывать ящики шкафов и вытаскивать их содержимое. Не ругайте его за это, лучше завяжите на время ручки шкафа шнурками. Сейчас всё время бодрствования вашего чада должно быть посвящено его развитию, а именно следует заострить внимание на следующем: активные развивающие игры для ребёнка в 1 год и пассивные развивающие игры для ребёнка в 1 год в процессе хозяйственных дел мамы.

Активные развивающие игры для детей в 1 год

К таким играм относятся те, для которых вам необходимо выделить определённое время.

Игрушка спряталась.

Для ребёнка в 1 год его игрушка существует, пока он её видит. Спрячьте от него игрушку и он попытается вспомнить, что же от него спрятали. Но важно не просто убрать зайца или мишку, а так, чтобы ребёнок это видел. Уберите машинку (куклу) в пакет и ваш сын (дочь) тут же начнет исследовать сам пакет и его содержимое.

Усложните: возьмите три перевернутых ведерка и покажите, как под одно из них «спряталась» собачка. Можно даже перемешать ведерки. Начнется поиск игрушки – кроха начнёт по очереди изучать все три ведерка. Когда игрушка найдена, похвалите и повторите все сначала несколько раз. Главное – чтобы малыш видел, как вы убираете от него игрушку. Такие игры помогают в формировании логического мышления.

Кукушка.

Вы закрываете лицо руками, спрашивая: «А где мама?» Затем открываете ладони, говоря: «ку-ку». В годик и старше ребёнок уже понимает, что мама спряталась за ладошками. Игра проста и понятна для деток, она поможет им всегда уверенно чувствовать себя в окружающем мире, ведь мама всегда вернётся, даже когда её «нет». Потом малыш начнет проявлять самостоятельность и открывать ваши ладошки.

Возьмите книгу или газету и проделайте такую же «кукушку» с ребёнком – загородите его лицо книгой, а вслух скажите: «А где Саша (Даша – т.е. имя ребёнка)? Куда он (она) спрятался (-лась)? И через секунду уберите книгу, не забыв сказать «ку-ку».

Кто спрятался?

Спрятавшись за кресло или диван, выглядывайте и зовите ребёнка по имени. В процессе поиска, он развивает пространственное понимание мира: запоминает то место, где видел маму или папу. Игра очень нравится малышам, они начинают повторять те же действия: пытаясь спрятаться от вас, выглядывать из тех же укрытий.

Со временем можно немного усложнить сделать и сделать так: спрячьтесь и позовите малыша голосом или колокольчиком. Интерес к поиску будет огромным, а сама попытка определить ваше местонахождение развивает ориентирование по звуку. Если поиск затягивается, отзывайтесь чаще. И не забывайте хватить ребёнка в любом случае.

Повторюшка.

В год детки уже произносят простые слоги: «ма», «ба», «па», «ла» и прочие. Разговаривайте с малышом, повторяя те же слоги. При этом он получает стимул продолжать говорить и вырабатывает свои первые навыки общения. Если ваш малыш уверенно произносит слова – то же упражнение сделайте со словами.

Потанцуем.

Музыка помогает развиться эмоционально и физически. Сейчас много музыкальных игрушек и если такие есть в вашем доме – используйте их: включив музыку, потанцуйте перед ребёнком, покружитесь вокруг, потопайте ногами, похлопайте или покачайте руками. Нет игрушки – включите радио, поставьте мелодию на компьютере. Главное, чтобы музыка нравилась вашему маленькому танцору.

Малыш может стесняться даже дома, перед родителями. Помогите ему – поднимите на ручки и потанцуйте вместе. Пусть вместе с вами танцуют его любимые игрушки. Обязательно меняйте мелодии: сначала веселая и быстрая, потом – медленная и спокойная. Движения в «танце» должны соответствовать ритму музыки

Пирамидки-кубики.

Такие простые геометрические предметы ярких цветов, как кубики и кольца от пирамидки, помогут развить мелкую моторику и изучить цвета. Стройте домики одного цвета, потом разных цветов, ребёнка же просите ставить кубик определённого цвета. Начните с базовых цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый), постепенно (с 1,5 лет) добавляя разнообразие в палитру (розовый, голубой, сиреневый).

Бабочка и мыльные пузыри.

Важной задачей родителей является обучение ребёнка дуть. Умение дуть (в том числе в дудочку) избавит вас от посещения логопеда. Возьмите мыльные пузыри и покажите, что можно получить, если подуть. Не увлекаться выдуванием сами, дайте попробовать малышу.

Интересной развивающей игрой для ребёнка в 1 год будет полянка с бабочкой. Из картона вырежьте круг и приклейте по его краям 3–4 цветочка разных цветов. В середину круга проденьте нитку, на конце которой приклейте бумажную бабочку. Длина нитки равна расстоянию от центра до цветочков. А теперь попросите ребёнка пересадить бабочку с одного цветочка на другой (например, с синего на красный), но не руками, а дуя на неё.

Где живут игрушки, ботинки.

Когда вы играете с ребёнком в игрушки, не забудьте после игры показать место, куда надо всё убрать. В игровой или сюжетной форме надо помочь ему уложить спать медведей и кукол в коробку, а машины завезти в гараж. Не забудьте, что после года все игрушки начинают «разговаривать»: кошки «мяукают», львы «рычат», а куклы – разговаривают по-человечески. Уже можно устраивать маленький кукольный театр.

Во-первых, малыш изучает места и предметы в них (мишка спит в берлоге, куклы и кубики – в коробке, машины – в гараже), а во-вторых, вы сразу приучаете своего маленького помощника к порядку (поиграли – убери).

Такая же игра происходит с обувью: пришли с прогулки, ребёнок попытается снять обувь сам (или попросите его попробовать это сделать). Покажите полочку или шкаф, где «живут» детские ботинки или сандалии и вместе с их хозяином уберите детскую обувку на место. Через короткое время дети сами начинают вытаскивать свою обувь, при упоминании о прогулке и убирать её (не всегда и не сразу!), возвращаясь домой.

Книжки.

С книжками ваш малыш должен был познакомиться ещё в полгодика. Продолжайте изучать с ним новые книги. Теперь кроме картинок важно, чтобы под изображением животного, транспорта или овоща было написано слово. Зрительная память в период от года до двух очень цепкая, сопоставление слова и образа помогут быстрее начать читать. Книжки для маленьких со счётом тоже можно начать постепенно изучать. И, конечно, стихи, которые нравятся вашему карапузу.

Пассивные развивающие игры для детей в 1 год

Когда мама (или папа) занимается бытовыми хлопотами, не отправляйте своего малыша играть в одиночестве игрушками. Привлекайте его внимание к обычным предметам: вы на кухне – дайте ребёнку кастрюльки с крышками и несколько крышек для бутылей, ложек, прищепок. Поверьте, он с упоением будет складывать мелкие предметы в кастрюли и закрывать крышкой. Будет немного громко, но полчаса для готовки или мытья посуды у вас есть.

Вы убираете: дайте помощнику тряпочку и он, копируя поведение мамы, будет «вытирать пыль». Практически каждую минуту бодрствования можно чему-то учиться, играя.

В ванной для купания у всех есть набор любимых игрушек. Переливание воды из одного ведёрка (побольше) в другое (поменьше) раскрывает понятия большое и маленькое. Водоплавающие утки, лягушки, кораблики прочно отразятся в памяти малыша. Если потом вы увидите их изображение в книге, попросите найти тех животных и предметы, которые умеют плавать. Если ребёнок на первых порах не справляется сам – немного помогите ему. Главное – не забывать при купании рассказывать ему об этом.

На улице разнообразие развивающих игр для ребёнка в 1 год очень велико. Ближе к 1,5 годам покажите, как делать «сдобные пасхи» из песка в песочнице, копать лопаткой и грести грабельками. Прогулка на детской площадке приучает ребёнка к обществу других детей, а песочница с общими игрушками вырабатывает умение делиться с другими. Полезно умение лазать по лесенкам (последовательность движений рук и ног), лабиринтам, игра в мяч.

Поход всей семьёй в зоопарк поможет наглядно изучит животных, которых ранее малыш видел только на картинках и то, чем каждый из них питается, звуки.

Для мелкой моторики и просто для детского удовольствия полезно собирать и бросать камушки в море, озеро, речку или обычную лужу. Вырабатывается правильное движение руки при броске, захват пальчиков. При игре в мяч вашего малыша можно научить сильно и ровно кидать его в цель (маме в руки, в ведёрко, на диван).

Подвижные игры для детей 1-2 лет

Подвижная игра – это эмоционально – насыщенная, сознательная и активная деятельность ребенка, происходящая при соблюдении необходимых правил, и побуждающая к творческому выполнению условий в изменяющихся игровых ситуациях.

Подвижная игра требует от ребенка умственного и физического усилия, и вместе с тем доставляет ему радость, чувство удовлетворения и захватывает воображение. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость.

Игровая подвижная деятельность дает представления об окружающем мире, развивает память и чувство ритма, обогащает речь детей, учит действовать в коллективе, сопереживать, помогать друг другу; подчиняться общим требованиям; формирует честность, справедливость, выдержку и дисциплинированность.


Прятки с мышонком

Покажите малышу игрушечного мышонка и предложите поиграть с ним в прятки. Пока папа и ребенок громко хлопают в ладоши и считают до пяти, вы прячете игрушку (сначала на видное и доступное ребенку место, в дальнейшем постепенно усложняя задачу по поиску и всё лучше и лучше пряча игрушку).

Прятки

Предложите малышу поиграть в прятки. Скажите малышу: «Прячься от меня» и закройте глаза руками. Отправляйтесь на поиски, громко озвучивая свои действия: «Где же …(имя ребенка)? Может он в шкафу. Проверим. Нет, здесь его нет. Может он под столом…» и т.д., пока не найдете. Потом попросите малыша закрыть глаза или выйдите в другую комнату и там спрячьтесь.


Догонялки

Самая интересная и веселая игра. Малыш от вас убегает – а вы его догоняете и обнимаете. Потом меняетесь ролями.

Кто быстрее

Скажите малышу: «Кто быстрее добежит до папы (дивана, шкафа и т.д.)». И начните соревнования. Конечно, малыш окажется победителем!

Морковка для зайчика

Разложите на полу морковку и картошку (игрушечную или настоящую) и посадите на детский столик зайчика. Предложите малышу собрать для зайчика в огороде только морковку.

Стоп

Вместе с малышом выполняйте различные движения: хлопайте в ладоши, приплясывайте, ползайте, топайте ножками и т.д. Как только вы говорите «Стоп!» - всякие действия прекращаются.


День - ночь

Когда вы говорите «день» - можно двигаться, ходить, топать, хлопать. «Ночь» - все останавливаются и стараются не двигаться.

Маленькие – большие

Скажите малышу: «Вот какие мы большие» и поднимите руки вверх. «А теперь маленькие», - присядьте на корточки. Повторите упражнение несколько раз: «Большие, маленькие, большие, маленькие», постепенно можно увеличивать темп.

Холодно - тепло

Сядьте с ребенком на ковер, сложив ноги по-турецки. Скажите: «Подул северный ветер. Стало холодно-холодно». Сожмитесь в комочки, скрестив руки на груди. На слова: «Солнышко выглянуло. Стало тепло-тепло» - расслабьтесь, обмахивайтесь платочками.

Мишка – зайка

Рассадите в разных сторонах комнаты большого игрушечного зайку и мишку. Встаньте с малышом посреди комнаты и скажите: «Бежим к мишке».

Когда малыш дотронется до мишке, скажите: «Бежим к зайке». В дальнейшем можно будет усложнять задачу: бегать к большому медведю или маленькому мышонку; большому или маленькому зайке; иди добавить еще 1-2 игрушки, к которым можно было бы бегать.

Делай, как я

Попросите малыша повторять за вами: погладьте себя по голове, хлопните в ладоши, присядьте, встаньте, поднимите руки вверх, возьмитесь за уши и т.д.

Солнечный зайчик

Возьмите фонарь и покажите ребенку, как от него на стене появляется желтое пятно: 2Это солнечный зайчик». Предложите ребенку поймать ладошками зайчика. Если зайчик окажется на полу – его можно ловить ногами.


Скачут побегайчики
Солнечные зайчики,
Мы зовем их - не идут,
Были тут - и нет их тут.
Прыг, прыг по углам,
Были там - и нет их там.
Где же зайчики? Ушли,
Мы нигде их не нашли.
(А. Бродский)

Порхающая бабочка

Сделайте из цветного картона или сшейте из ткани (флиса) бабочку. Привяжите её на веревочку, а веревочку – к палочке (получится удочка). Перемещайте над головой ребенка в разные стороны бабочку, а ребенок должен постараться её поймать.


Бабочка-красавица
На цветком спускается.
Над цветком порхает, пляшет,
Крылышком узорным машет.



Воробьи

Предложите малышу превратиться в воробьев. Покрутите головой, похлопайте крыльями, полетайте по комнате. Полетали, полетали, присели на корточки и отдыхаем.

А теперь посмотрим, нет ли где зернышек, и поклюем их (складываем пальцы «клювиком» и делаем вид, что клюем зерна). Во время игры можно проговаривать слова стихотворения:


Воробушки, воробушки
Летят, летят, летят,
Найти скорее зернышки
Воробушки хотят.

Солнышко и дождик

Когда вы говорите «Солнышко» - можно свободно бегать по комнате, веселиться. Если «Дождик», то раскрываете зонт и зовете малыша спрятаться под зонтик от дождя.

Пока вы стоите под зонтом, можно проговорить слова потешки, чтобы позвать солнышко:


Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!

Можно прятаться не под зонтиком, а под большим платком, полотенцем, в игровом домике – палатке и т.п.

Птички и гнездышки

Вы и ребенок – птички. Ходите по комнате, машите крыльями, ищите червячков, клюйте их и т.п. Когда вы скажете «Дождь пошел!» - птичкам надо улететь в свои гнездышки (обручи, разложенные на полу, или стульчики).

Цыплятки и кот

Вы – курочка, а ребенок – цыпленок. Папа может выступить в роли кота, который будет пока спать. Курочка и цыплятки идут гулять:


Вышла курочка-хохлатка,

С нею желтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко-ко!

Не ходите далеко.

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка»

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

На последних словах кот просыпается и бежит догонять цыпленка. Цыпленок бежит к маме-курице под крыло.



Непослушные цыплятки

В эту игру интереснее играть с несколькими детьми или взрослыми. Вы - мама – курица, дети и взрослые – цыплятки.

Цыплятки от вас убегают, вы их догоняете и рассаживаете на стульчики. Но цыплятки не слушаются: как только вы от них отходите, они снова вскакивают со своих мест и начинают от вас бегать.

Волк и зайчики

В этой игре ребенок и взрослый - зайчиками. Волк – будет воображаемый. Зайчики свободно играются на лужайке – пляшут, бегают, ходят.

На слова «Серый волк» - бегут друг к другу и обнимаются. Можно придумать домик, в котором зайцы будут прятаться от волка: стульчики, обруч, занавеска и т.п. Потом зайцы осторожно выглядывают из укрытия, сообщают друг другу, что волка нет, и опять идут веселиться.


Птичка

Каждая мама хочет, чтобы ее малыш гармонично развивался, рос здоровым и умным. К тому же, важно как можно раньше рассмотреть его таланты и особые способности, которые, конечно же, есть у каждого ребенка. Всего этого можно достичь, если вовремя начать заниматься с крохой. Регулярные занятия с ребенком 1 года и старше помогают ему познавать окружающий мир, приучают к самостоятельности, развивают память, внимание, мышление, формируют основные навыки культурного поведения. Очень важно, раздумывая, чем занять ребенка в год, понимать, что в этом возрасте он лучше воспринимает информацию, преподнесенную в форме игры. Поэтому все занятия с ребенком 1 года дома и на улице должны проходить в игровой форме.

Существует множество разных методик, игр, которые рекомендуются и годовалому малышу, и для занятий с ребенком 1 года 3 месяцев. Иногда родителям трудно разобраться во всем их разнообразии. Приведем основные виды игр, которые можно использовать в ежедневных занятиях с малышом, для того, чтобы воспитать разносторонне развитую личность и, при этом, провести время интересно и весело.

Спортивные занятия с ребенком 1 года

Многие родители думают, чем занять ребенка в 1 год, чтобы умерить его физическую активность? Конечно же, в такой ситуации на помощь придут спортивные и подвижные игры. Малыши в таком возрасте охотно ползают, поднимаются и приседают, делают другие активные движения. Можно предлагать ребенку достать игрушку, которая «спряталась» под столом, в туннеле из коробки, в другой комнате. Деткам интересно пролазить в обруч, можно за той же игрушкой.

Чем еще занять ребенка в год? Поиграйте с ним в игру «Пролезем под веревочкой». Для этого натяните веревку на высоте 30-40 см от пола. Возьмите несколько игрушек и покажите крохе, как они пролазят под веревочкой, затем предложите ему самому повторить такое движение.

Во время прогулок на улице поднимайтесь и опускайтесь с маленьким человечком по ступеням лестницы, на горку. Нужно знать, что в таком возрасте ему труднее даются спуски, поэтому важно страховать его в это время.

Занятия на развитие речи

Обязательно игры для годовалого младенца и занятия с ребенком 1 года 3 месяцев должны включать в себя методики, направленные на развитие речи. Малыши любят играть в игру, которая называется «Вопросы». Родители могут воспользоваться книжкой с яркими картинками, желательно с большим количеством персонажей (зверюшек, героев мультиков). Показывая на персонаж книги, мама спрашивает ребенка, например, «Что делает собачка?», «Кто спит в домике?» и т.д. Каждое новое слово необходимо повторять по несколько раз, стараясь, чтобы ребенок выговаривал его четче и правильнее.

Хорошо учить с карапузом коротенькие стишки, песенки, в которых встречаются повторения слов, звукоподражания. Можно такие стихи и песенки дополнять движениями, которые подходят по смыслу.

Предложите малышу игру «Кто спрятался?». Для этого нужно взять несколько игрушек в виде зверей, птиц. Накрывая одну из них платком, спрашивают ребенка, кто под ним спрятался. После правильного ответа, например, «Кошка», спрашивают: «Как говорит кошечка?».

Очень эффективно для развития речевого аппарата ребенка проводить дыхательные упражнения. Например, можно попросить его подуть на кусочки ваты, научить выдувать мыльные пузыри. Кроме того, к упражнениям, развивающим подвижность артикуляционного аппарата, относятся интересные деткам вопросы-ответы: «Как скачет лошадка?», «Как воет волк?» и другие.

Занятия с ребенком 1 года дома: развиваем мелкую моторику рук

Специалисты утверждают, что занятия на мелкую моторику рук способствуют лучшему развитию речи, внимательности, усидчивости у детей.

Деткам можно предложить наполнить бутылку мелкими предметами, например пуговичками. Для занятий с ребенком 1 года и старше хорошо использовать яркую мозаику.

Многие родители применяют для игр с детьми обычные прищепки для белья. Конечно, лучше всего подойдут крупные яркие прищепки. Малыш может просто учиться захватывать прищепками разные мелкие предметы – картинки, платочки, пуговицы, карандаши. А можно предложить ему сделать «цветок». Для этого вырезают круг из картона и предлагают ребенку прищепить по кругу яркие прищепки, как лепестки цветка.

Одно из любимых занятий маленьких деток – нанизывание колечек в пирамидку. Мама показывает крохе, как сделать «правильную» и «перевернутую» пирамидку, а он старается повторить.

Ролевые игры

Ролевые игры в веселой форме обучают малыша навыкам самообслуживания, в них отражаются основные бытовые сцены, такие как прием пищи, укладывание спать, одевание, купание и другие.

Во время данных занятий с ребенком 1 года важно называть все предметы, совершаемые действия, мотивацию этих действий. Хорошо для таких игр использовать куклу, ее одежку, посуду. Малыш должен учиться одевать и раздевать куклу, укладывать ее спать, купать.

Можно наполнить маленькую мисочку водичкой и предложить ребенку помыть посуду, затем вытереть ее полотенцем.

С помощью куклы нужно учить кроху правилам знакомства, ведения беседы. Для этого используют короткие несложные предложения и ответы, повторяя особенно трудные слова несколько раз. 4.3 из 5 (7 голоса)

В общем, детки с папой отправились к бабушке, а я решила немного доделать домашние дела (наконец-то сняла снежинки с окон и огоньки), помыть голову и можно выходить. В итоге все доделала, пошла в душ, помыла голову, смываю. И в этот самый момент в квартире пропал свет, как потом оказалось света не стало на всем районе. Вода резко становится горячей, в ванной темень.

В общем, как то я выбралась из душа, потом на ощупь выключила воду и пошла искать телефон с фонариком. Дома темнота, холодно, так как я перед душем пооткрывала все окна, чтоб проветрить квартиру. С фонариком, конечно, стало более уютно. Через минут 30 свет включили Но вот без света одна в квартире да еще и в ванной, не очень приятные ощущения, скажу я вам.

Что ж, вернемся к детям и их развитию

С сынулей мы уже прошли этот этап, а доченьке сейчас 1 год и 8 месяцев. И с рождением второго ребёнка понимаешь недочёты, которые допускал в воспитании первого. Что-то корректируешь и добавляешь новшества. Кроме всего прочего появляется много новых игр, методик для деток. Вот про все это я и расскажу Вам сегодня.

Но прежде чем начинать заниматься ранним «образованием» малютки, давайте разберёмся, чем чадо интересуется в этом нежном возрасте. Ведь можно накупить кучу хлама, который будет благополучно пылиться в углу и ждать, когда дитя созреет. А когда подойдёт момент, мы про это забываем. Находим вещи, когда кроха уже подрос и этим не заинтересуется. У Вас такое бывало? У нас да. Покупали не мы, а друзья, знакомые. Конечно, это не платья, но из игрушек детки тоже вырастают. И для каждого возраста ― свои предпочтения.

А теперь давайте прогуляемся по списку, что карапуз любит делать дома и каковы его увлечения:

  • ходить по дому, с любимым атрибутом в руках;
  • прятать вещички, например, под палас и находить;
  • складывать пирамидки из 2 ― 3 кубиков, и сразу ломать строение;
  • закидывать погремушки в коробки, манеж, ящички;
  • копировать жесты и интонацию взрослых;
  • исполнять просьбы: показывать картинки, приходить, когда зовут по имени, приносить предметы;
  • залезать на диваны и кресла (падать по неосторожности!)
  • двигаться под музыку

Замечали за своими чадами? Моя доча очень любила и любит магнитики с холодильников, там у нас цифры. Так мы научились считать до 5. Недостаток лишь в том, что когда подходишь к холодильнику и открываешь его, она подкрадывалась и пыталась закрыть дверь. При этом зажимая человека между дверью и самим холодильником! Но это больше комичный момент, чем досадный. Детишки любят порядок. Раз дверь была закрыта, нечего туда лезть, температуру нагонять!

Что должно быть в доме

В зависимости от интересов маленького существа, нужно обеспечить присутствие в доме необходимых предметов:

  1. Конечно, наше родительское внимание. Малыша нужно ориентировать в пространстве, показывать новые вещи, рассказывать о свойствах.
  2. Ёмкость для сбора игрушек должна быть под рукой. Я давала небольшую коробочку с погремушками, и бумажный прочный пакет. Вещи перекладывались из одного в другой.
  3. Книги с интересными картинками. Когда дитя будет тут ориентироваться, по Вашей просьбе он будет показывать персонажей. Ну или просить взрослого на своём «тили-мили-трямском» языке рассказать сюжет.
  4. Коробки с крышками, плотные жестяные банки с крышками.
  5. Паласы на полу, плотно зафиксированные мебелью. У нас под ними сокровищница магнитов, которые мы ищем.

В такой важный период формируется , память и фантазия. Поэтому должны тренироваться мелкая и крупная моторика, внимание к крупным и мелким деталям. В этот процесс вовлекайте в обязательном порядке, проживающих с Вами родственников. Ведь малышок знает людей поимённо.

Хорошо поставить любой игрушечный предмет на полку и показать его деточке. Обязательно комментируя: «Машенька, а где наш мишутка? Вот он спрятался!». Через время посадить медведя на другую полку, и задать тот вопрос. Это требуется для восприятия предмета, а не места, где он должен находиться. Очень хорошо тренируется кругозор. Дитя понимает, что мишка может быть везде где угодно и начинает его поиски!

Это элементарные вещи, через которые дитя познаёт мир. Но хорошо запастись и нужными игрушками. Какими? Сейчас изложу.

Набор из самых важных игрушек

Годик для детей, период активного интереса ко всему происходящему. Малыш увлечённо наблюдает за происходящим, копирует, изучает. Почему квадратный куб не лезет в круглое отверстие? Методом проб и ошибок постепенно всё получается. Но родительская помощь необходима, кто ещё объяснит все тонкости. Работа каждодневная и напряжённая. Запасёмся терпением и развивающими игрушками!

  1. Домик по размеру карапуза. В продаже есть пластмассовые , стоят дороже, а есть тряпочные с каркасом ― подешевле. Очень увлекательная забава залезать и вылезать оттуда. Тренируется координация, мышление. Спрячьте туда куклу, крохотуле будет вдвойне интересней! Этот совет приемлем при знакомстве детёнка с новым местом. Вдруг он опешит и не захочет туда лезть? А любимая кукла послужит мотиватором!
  2. Игровые комплексы. Если позволяет место и средства, это великолепный вариант для улучшения ловкости и крупной моторики. Туда могут входить и горки для катания , и качели, и лестницы.
  3. Коврики для массажа ножек. Можно купить, а можно пришить пуговицы на ткань, тот же эффект. Есть ещё коврики сборные с различными картинками. Это своеобразные крупные пазлы, малыш собирает части воедино и потом использует для ходьбы.
  4. Пирамидки. Легендарные крупные колечки, одевающиеся на палочку. Это изучение цвета и размера деталей.
  5. Конечно, рисование и лепка для мелкой моторики.
  6. Книги играют неотъемлемую роль в воспитании чада. С года до 3 лет формируется активно и пополняется словарный запас. Поэтому читайте своим крохам как можно больше!

Мультфильмы

Когда маленький человечек начинает видеть окружающий мир дальше 25 см (не дальше 25 ― 30 см младенец видит при рождении) его начинает интересовать телевизор. Происходит это ещё до года, месяца в 3. В этот период категорически запрещаются программы телевидения. Но в годик допускается смотреть познавательное видео около 15 минут в день. Хотя некоторые врачи высказываются против, ограничивая просмотр телевизора до 3 лет.

Мы включали развивающие мультики, когда нам исполнилось 1,5 года. Полностью исключить телевизор не получилось, так как у нас есть старший братик, который иногда не прочь посмотреть Лунтика или Робокара. Понемногу, конечно. У нас выходит по 2 серии Лунтика и 1 Робокара или 3 Лунтика. Даже есть выбор. Но мы с мужем телевизор больше не смотрим и не включаем вообще.

Очень интересный мультфильм tiny love. Тут маленькие зрители знакомятся с простейшими понятиями: привет ― пока, цвета, животные, день, вечер, ночь, утро. Доступный и простой вариант, интересующий малыша. Главная идея мультфильма ― меняющиеся картинки и сюжет. Ведь непоседы устают от однообразия. Происходит знакомство с новыми понятиями. Посредством сюжетов новые знания закрепляются.

Подручные средства для обучения

Дитя изучает окружающий мир, поэтому все средства для этого хороши. Как я уже писала, вовлекайте в процесс домочадцев. Рассказывайте карапузу, кто есть кто, какого цвета у бабушки платье, что она делает на кухне. Если малышок обратил внимание на лампочку, расскажите, что это светит огонёк, покажите, как включается. Такие простые, на первый взгляд вещи, вызовут восторг.

А для игр используйте:

  1. Крупу
  2. Прищепки
  3. Посуда (деревянная, пластмассовая)
  4. Старая сумка

Крупа

С крупой можно проделывать разные манипуляции. Например, высыпать манку в таз, спрятав там погремушку. Можно выставить перед непоседой фасоль, гречку, чечевицу. На листе бумаги раскатать пластилин, пусть туда втыкает крупинки. Ещё интересный совет: надеть носки малышу, во вторую пару насыпать гречку и одеть на ножки. Пусть так походит полчасика. Отличный массаж стоп!

Прищепки

Подойдут нетугие, маленькие. Они одеваются на кусок картона, предложите малышку их снять.

Посуда

Этот атрибут хорош глубокого размера. Можно что-то пересыпать, перекладывать и т. д. Когда купаете сорванца, посуду можно применять, чтобы переливать водичку или поливать на себя.

Старая сумка

Вот это подарок судьбы для маленького исследователя! Только вытащите оттуда все свои вещи. А положите ту же погремушку или небольшого зайчика. Пусть ищет. Можно туда наложить много забавных вещей.

Роль книги

В этом нежном возрасте книга должна тренировать у карапуза речь, логику, наблюдательность. Прекрасный вариант с иллюстрациями о животных, временах года, частях суток.

  1. Наталья Чуб «Ладошки» . Читатель знакомится с героями ― животными. Различные упражнения на мелкую моторику и логику, разноцветные иллюстрации. Стишки и рассказы увлекают малышка и дарят массу позитивных эмоций.
  2. Орлова А. «Яблочки ― пятки» . Детская книга собрала забавные стихи, песни и потешки. Они достаточно коротенькие, интересные и добрые.
  3. Гвидо Генехтен «Кто где?» . Издание можно использовать и для обучения счёту, и для рассматривания красочных иллюстраций. Логические вопросы, например, нужно найти, кто собирается на день рождения? Маленький читатель должен найти зверушку с подарком и в колпаке.
  4. Савушкин С. «Первые шаги, первые слова» . На одном развороте находятся текст и изображение. Логические задачки для деток, обучающие числам, тренирующие интеллект. Всё очень гармонично представлено.
  5. Жукова Л. «Моя первая книга» . Это настоящая энциклопедия для малютки. Окружающий мир с растениями, животными, природой. Яркие крупные изображения интересуют и тренируют внимание и память.

Кроме таких изданий, можно приобрести несколько журналов с наклейками, русские народные сказки. В этом возрасте ребёнок уделяет большое внимание тому, что видит. Поэтому вариант с хорошими иллюстрациями то, что нужно!

Игры для годовалых карапузов

Формирование мыслительных процессов и интеллекта происходит очень активно в годик. Обеспечьте малютку удобным игровым местом. Обязательно приобретите столик и стульчик. Сейчас время творить и изучать! Рисование, первое творчество из пластилина, простейшие конструкторы. Не забывайте о тренировке речевого аппарата. С года до двух лет количество произносимых слов увеличивается с 15 до 100. Возможно, больше.

В игровой форме тренируйте мелкую моторику и делайте артикуляционную гимнастику. Серьёзные манипуляции малыш пока не произведёт, но повторить простейшие сумеет.

  1. Продемонстрируйте, как выглядывает и смотрит влево, вправо, вверх, вниз. Комментируйте весёлой прибауткой.
  2. Тренируйте лёгкие. Дуйте кусочки бумажки на столе, в тазу с водой. Можно так разнообразить купальные процедуры, запустив в ванночку бумажный кораблик.
  3. Приобретите интересные магниты и магнитную детскую доску . Хороший вариант для мелкой моторики.
  4. Простейшее занятие ― прятки. Далеко уходить надобности нет. Просто набрасываете платок на голову или закрываете глаза руками.
  5. Обучайте ловить мячик. Показывайте, как мяч катится, отскакивает от пола.

Простые правила доставят деточке море позитива и пользы. А Вы получите удовольствие от совместного времяпровождения.

На этом, дорогие родители, позвольте попрощаться. Если Вы пока не подписались на обновления, сделайте это, чтобы быть в курсе новых интересных статей! А также поделитесь с нашими читателями в комментариях как Вы развиваете своих деток и что их интересует в годовалом возрасте.