Конспект занятия «Русские народные праздники. Конспект урока окружающего мира "Такие разные праздники" (4 класс) Тема урока «Такие разные праздники»

Урок по теме: «Семейные праздники»

(курс ОРКСЭ, 4 класс)

Цель : Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников

Задачи:
1. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
2. Формирование представлений о жизненном идеале семьи.
3. Сплочение классного коллектива
4. познакомить с историей возникновения семейных праздников

5.показать роль праздников в жизни семьи

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технология уровневой дифференциации

Тип урока: комбинированный

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, логический.

Оборудование урока : компьютер, проектор, презентация, пословицы, каравай.

    Актуализация знаний

Учитель: . Сегодня мы встретились с вами, ребята, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека - семье. Семья-это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.
Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имел все это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому ребенку, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы его успехам радовались и в первую очередь, родные люди; чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.
Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив тем, что у него есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом-это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки.
Чтение текста стихотворения

Ученик:
Мама, а как появилось слово «семья»?
Ведь раньше о нем не слыхала земля…
Учитель:
Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам».
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
- Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все также ответила: «Я».
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
-Я… Я… - тихо молвила Ева.
Я… Я…
Ученик:
Сказала она знаменитых семь «Я»
Учитель:
Но семья - это еще и очень важная социальная единица, которая находится под охраной закона. В Статье 38 Конституции РФ четко изложено, что:
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом.
Дом - это не только крыша над головой, это твоя семья, и самые близкие тебе люди, родители: сестры, братья, дедушки и бабушки.
ДОМ
- Эту букву вы все хорошо знаете. В современном русском языке она называется «дэ», в старославянском - «добро».
А внешне она на что похожа? Правильно, на дом. Русские крестьяне так и называли эту букву – «дом».

3. Работа в группах.

Следующее задание называется «Все дороги ведут к дому».
Задание:
Составить в единое целое разрезанные на две части пословицы.

Своя хатка – (родная матка.)
В гостях хорошо, (а дома лучше.)
Двор, что город, (а дом, что терем.)
Приведи Бог и (собачке свою конуру.)
Твой дом – (твоя воля.)
Дома и (стены помогают.)
Мой дом – (моя крепость.)
- Буква «О» похожа на круг, хоровод. Возьмутся люди за руки, и получится хоровод. За руки берутся дружные, любящие друг друга люди. Это вы, ваши папы и мамы, сестры и братья, ваша семья.

4.Групповая работа. Физкультминутка.
- Давайте встанем, возьмемся за руки и образуем наш классный хоровод
Учитель:- В дружной семье, надежном доме принято отмечать праздники.

5.Усвоение новых знаний

Праздник – это ….
- это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу.
– это историческая память человечества
А какие праздники вы знаете?

Праздники

7. Усвоение новых знаний

А знаете ли вы, что есть Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 2008г..

Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы.
Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.
У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля, и очень нежный символ - ромашка.

6.Индивидуальная работа. Дети рисуют ромашки.

Давайте каждый из нас нарисует ромашку на листе бумаги. Центр ромашки -это Я. А в лепестках напишите имена членов вашей семьи.

Этому теплому празднику рады в любом доме, поэтому-то ему так легко шагается - выйдя из церковного календаря, он готов постучаться в каждую День памяти святых Петра и Февронии
Святые Петр и Феврония - покровители семьи и брака.
Их брак многие века является образцом христианского супружества.
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле.
Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красива, благочестивая и добрая девушка. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя, однако, он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.
Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.
В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.
В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час - 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году. Ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
8.Первичная проверка понимания изученного

А какие праздники отмечаются в вашей семье?

–Как проходят праздники?

Дети рассказывают, показывают фотографии.

9.Подведение итогов и рефлексия

Учитель выносит каравай: - В славянских семьях есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. Каравай считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике - расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут отведавшие его гости. Давайте отведаем каравай, который для нас испекли мамы.

10.Информация о домашнем задании.

Подготовить одно из предложенных заданий на выбор.

1.Написать рассказ «Самый любимый праздник нашей семьи»

2. подготовить презентацию

3.Нарисовать рисунок

Список использованных ЭОР

    Белова Наталия Ивановна Базевский филиал МБОУ Большекуликовская СОШ Конкурсная работа в номинации «Формирование базовых национальных ценностей на уроках в начальной школе». Окружающий мир 2 класс, авт. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

    Тема урока: «Праздники для всех» Цель урока: формирование у детей уважения к истории и традициям своего народа. Задачи урока: * углубить и систематизировать знания учащихся о государственных праздниках РФ, их различиях и особенностях, ввести термин «государственные праздники», использовать приёмы ТРКМ, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность уч-ся. *ознакомить учащихся с традициями празднования тех или иных дней, создавать условия для формирования учебно-информационных умений. *развивать воображение, патриотизм.

    Методы обучения: словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.

    Формы организации: совместные.

    Средства обучения: компьютер, проектор, презентация.

    Ход урока I. Оргмомент.

    Долгожданный дан звонок,

    Начинается урок.

    Он пойдёт ребятам впрок.

    Постарайтесь всё понять,

    Хорошо запоминать.

    Цели этапа: актуализировать имеющиеся знания и представления о праздниках; побудить ученика к активной работе на уроке; организовать обмен мнениями. II . Проверка домашнего задания Слайд 1 1.Что такое календарь и для чего он нужен? 2. Какие бывают календари? 3. Когда и где возникли первые календари? 4. Есть ли у вас дома календари? 5. Какими календарями удобнее пользоваться? 6. Почему не только зимой может начинаться Новый год? 7.Какие праздники народов твоего края пришлись на осень текущего года?

    III . Изучение нового материала Учитель: День, в которой по традиции принято радостно проводить время, устраивать церемонии, вечеринки, застолья. - Что это такое? Ученик: Праздник. Учитель: А вы любите праздники? (Ответы детей.) Учитель: Назовите праздники, которые вы знаете? Ученики: День рождение, Новый год, День Учителя, Пасха, день Матери, день Валентина …. Слайд 2 Учитель: Конечно, все любят праздники. Но праздники бывают разные. Праздники бывают семейные, личные, профессиональные, народные, религиозные, государственные. У каждого праздника есть своя дата, которые связаны с важными событиями в истории страны. На сегодняшнем уроке речь пойдёт о государственных праздниках, которые отмечены красным цветом в календаре. Слайд 3 Государственные праздники отмечают всей страной. Цель государственных праздников – сплочение граждан. Учитель. А какие ассоциации у вас вызывает слово “праздник”? (Ответы детей.) Значит, по вашему представлению, праздник – это веселье, отдых, развлечения, гуляния? Так что же такое “праздник”? Где мы можем найти правильное толкование этого слова? Учащийся. В словаре. (Читает в словаре С.И.Ожегова) . Праздник “день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь…” Учитель. Спасибо. А для чего нужны праздники? Ответы детей

      Слайд 4

      Функция государственных праздников – социально или культурно сплотить население страны.

      Важную роль в праздничных ритуалах играют застолье, подарки и специально праздничная одежда.

      Праздник – это инструмент маркетинга, т.е. торговля и продажа товара на рынке.

      Семейные праздники выполняют функцию сплочения членов семьи и родственников.

    IV . Вызов устойчивого интереса к теме. - Каждый праздник имеет свой порядок проведения. Древнейшая традиция приношения даров божествам сохранилась в подарках. Купленный от души, красиво упакованный подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая подарок, надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите его подарить. Давайте вспомним о подарках, которые получил в свой день рождения ослик Иа-Иа из сказки Милна «Винни-Пух и все, все, все». Всем ли подаркам он был рад? -Показал ли он это своим видом? -Чей подарок оказался самым нужным? -Чтобы ваш праздник понравился и запомнился всем, что вы для этого делаете? Поделитесь своими секретами. (Ответы детей) - А теперь посмотрите праздники, которые есть у вас в учебнике на стр. 40-43. Слайд 5 “Государственные праздники России”.

    1–5 января. Новый год.
    7 января. Рождество Христово.
    23 февраля. День защитника Отечества.
    8 марта. Международный женский день.
    1 мая. Праздник Весны и Труда.
    9 мая. День Победы.
    12 июня. День России.

    Слайд 6. Новый год

    Учитель: Обычай встречать Новый год установлен императором Петром 1 в 1700 году. Это один из самых любимых детьми и взрослыми праздник. Весёлый, нарядный, волшебный!

    Учитель: До 1917 года этот праздник был самым почитаемым. В этот день наряжали ёлку, украшали её звездой и поздравляли друг друга с Рождеством Христовым. Это единственный религиозный праздник, ставший «красным днём календаря» в Российской Федерации.

    Слайд 9, 10. 23 февраля – День защитника Отечества.

    В этот день в 1918 году была одержана первая победа Красной армии над кайзеровскими войсками Германии.

    Слайд 11,12, 13. 8 Марта – Международный женский день.

    8 марта 1910 года немецкая революционерка Клара Цеткин призвала всех женщин мира к борьбе за равноправие. В этот день женщинам дарят цветы.

    Слайд 14, 15, 16, 17. 1 мая – праздник весны и труда.

    1 мая 1889 года была расстреляна демонстрация американских рабочих, боровшихся за свои права. С тех пор в этот день каждый год в память о погибших товарищах в разных странах стали проводить демонстрации. Во времена СССР праздник именовали днём международной солидарности трудящихся и устраивали праздничные шествия. Сейчас первомай призывает к труду на благо России, к гражданскому миру и согласию.

    Слайд 18, 19, 20, 21, 22. 9 Мая – День Победы.

    22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. 7 мая 1945 года подписан акт о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии. С тех пор 9 мая отмечают окончание Великой Отечественной войны. В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к Могиле Неизвестного Солдата, памятникам Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют. В этот день на Красной площади проводятся военные парады.

    Слайд 23, 24.

    12 июня 1990 года принято решение о независимости России. С 12 июня 1992 года – это государственный праздник.

    Слайд 25, 26, 27, 28, 29, 30. 4 ноября – День народного единства

    Во времена СССР 7 ноября отмечали как праздник победившей Октябрьской революции 1917 года. Более 70 лет просуществовал этот праздник, и после распада СССР президент страны принял решение не отменять его. Сначала 7 ноября был объявлен Днём примирения и согласия, затем Днём народного единства. Теперь праздник отмечается 4 ноября в день воинской славы - освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов. На Красной площади поставлен памятник Минину и Пожарскому.

    Слайд 31.

    Но в России есть ещё праздничные дни, которые не являются дополнительными выходными, но в эти дни проводятся торжественные мероприятия.

    Добрыми словами благодарности приветствуем мы своих учителей-наставников и друзей на пути к знаниям.

    Слайд 34, 35 1 июня – Международный день защиты детей.

    Праздник учреждён в ноябре 1949 года решением конгресса Международной демократической федерации женщин в столице Франции в городе Париже.

    Слайд 36, 37. 12 апреля – День космонавтики.

    12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный полёт вокруг планеты Земля.

    Слайд 39 День матери – последнее воскресенье ноября.

    V . Физкультминутка.

    Мы устали, засиделись,

    Нам размяться захотелось.

    Отложили мы тетрадки,

    Приступили мы к зарядке

    (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

    То на стену посмотрели,

    То в окошко поглядели.

    Вправо, влево, поворот,

    А потом наоборот. (Повороты корпусом)

    Приседанья начинаем,

    Ноги до конца сгибаем.

    Вверх и вниз, вверх и вниз,

    Приседать не торопись! (Приседания)

    И в последний раз присели,

    А теперь за парты сели. (Дети садятся на свои места)

    VI . Работа с учебником и рабочей тетрадью.

    Учебник на стр. 40 – 43; рабочая тетрадь стр. 29 задание №2 нарисовать рисунок любимого праздника.

    VII . Рефлексия

    Цели этапа: * Организовать осмысление полученной информации; * Организовать обмен мнениями по изученной проблеме; * Организовать самооценку усвоения знаний по теме.

    Учитель: Проведём викторину «Вопрос – ответ»

      Какие бывают праздники? ( Праздники бывают семейные, личные, профессиональные, народные, религиозные, государственные. У каждого праздника есть своя дата, которые связаны с важными событиями в истории страны)

      Для чего каждой стране необходимы праздники? (Культурно сплотить население страны).

      Какие праздники есть в вашей семье? (Дни рождения, Новый год, 23 февраля, 8 марта…)

      Когда празднуется День народного единства? (4 ноября)

      Какие праздники посвящены славным воинам нашего Отечества? (День защитника Отечества, 9 мая)

      Почему 1 сентября дорог и детям и взрослым? (Дорог, как день знаний)

      Какого числа и месяца празднуется День России? (12 июня)

      Как выглядит Государственный флаг России? (Цвет: белый, голубой, красный)

      Когда проходят военные парады на Красной площади? (9 мая)

      Какие праздники проходят у нас в школе? (День знаний, День Учителя, Золотая осень, День матери, Новый год…)

    А теперь поиграем в игру «Угадай мелодию»

    Я включаю мелодию со словами, а вы определяете к какому празднику её можно отнести.

      Шиpока стpана моя pодная, Много в ней лесов полей и pек. Я дpугой такой стpаны не знаю, Где так вольно дышит человек. (День России)

    2 . День Победы, как он был от нас далёк,

    Как в костре потухшем таял уголёк.

    Были вёрсты, обгорелые, в пыли, -

    3. Нагружать всё больше нас Стали почему-то. Нынче в школе первый класс – Вроде института. Нам учитель задаёт С иксами задачи, Кандидат наук - и тот Над задачей плачет. (День знаний)

    4. Россия - священная наша держава,

    Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твоё достоянье на все времена!

    Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная!

    Славься, страна! Мы гордимся тобой! (День России, День Конституции)

    5 . Солнечный круг,
    Небо вокруг –
    Это рисунок мальчишки.
    Нарисовал
    Он на листке
    И подписал в уголке:

    Пусть всегда будет солнце,
    Пусть всегда будет небо,
    Пусть всегда будет мама,
    Пусть всегда буду я. (День защиты детей)

    6. Все люди на большой планете Должны всегда дружить. Должны всегда смеяться дети И в мирном мире жить! Должны смеяться дети, Должны смеяться дети, Должны смеяться дети И в мирном мире жить! ((День защиты детей)

    7. Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь Учат в школе, учат в школе, учат в школе. Вычитать и умножать, малышей не обижать Учат в школе, учат в школе, учат в школе. (День знаний)

    8. Наш учитель самый лучший!
    Наш учитель самый лучший!
    Все ребяты говорят.
    И мы сами проверяли,
    В каждом классе повторяли:
    Наш учитель
    Самый лучший!
    Все ребята говорят! (День учителя)

    9.Бабушка рядышком с дедушкой
    Столько лет, столько лет вместе.
    Бабушка рядышком с дедушкой Дружно поют эту песню. (День пожилых людей)

    10. У солдата выходной, пуговицы в ряд,
    Ярче солнечного дня, золотом горят,
    Часовые на посту, в городе весна,
    Проводи нас до ворот?
    Товарищ старшина, товарищ старшина. (День защитника Отечества)

    11.День весенний, Не морозный, День веселый И мимозный - Это мамин день, Это мамин день! (8 Марта)

    12.Дорогая мамочка! Как тебя люблю я! Эту песенку свою Для тебя пою я. Дорогая мамочка! Добрые глаза! Ты на свете лучше всех, Мамочка моя. (День матери)

    13.Говорят, под Новый год

    Что ни пожелается -

    Всё всегда произойдёт,

    Всё всегда сбывается.

    Могут даже у ребят

    Сбыться все желания,

    Нужно только, говорят,

    Приложить старания. (Новый год).

    Учитель: Праздники в жизни каждого из нас встречаются очень часто. Поэтому с ними мы будем встречаться и в дальнейшей нашей школьной и повседневной жизни.

    Домашнее задание

    Окружающий мир стр. 40 - 44 -Написать эссе (сочинение – размышление) на тему «Праздник в моём классе или школе». В рабочей тетради придумать и нарисовать символы праздников.

    1.Первичное чтение текста на с. 133-135.

    2.Вторичное чтение абзацев с описанием религиозных праздников народов, используя приём «жужжащее чтение» с заданием:

    -выберите в абзацах и подчеркните карандашом:

    Названия христианских праздников

    Праздники мусульман - - - - - - -

    Праздники буддистов - . - . - . - . - .

    -А теперь заполним правую часть таблицы «религиозные праздники»

    В 988 году на Руси на смену язычеству(вера в богов природы) пришла новая вера – христианство. Люди, жившие много лет назад, верили, что придёт на Землю Спаситель и поможет им жить лучше. Сначала люди рассказывали об этом устно, а потом составили книгу Евангелие, что в переводе с греческого означает «добрая весть». В Евангелии говорилось, что отцом Иисуса был всесильный Бог, Создатель Земли и всего, что есть на ней. Решил Бог послать своего сына Иисуса на Землю. В маленьком городе Назарете (ныне государство Израиль) жила девушка Мария. Она была обручена с Иосифом. Однажды она увидела Архангела Гавриила, который сказал, что Мария по велению Бога родит необыкновенного ребёнка, призванного спасти Мир. Это будет Иисус Христос. (Христос - божий избранник). Так и случилось. Дева Мария родила ребёнка в пещере вблизи города Вифлеема. В честь этого события каждый год верующие христиане 7 января празднуют День рождения Христа – Рождество Христово.

    Евангелие рассказывает о многих чудесах Христа, о его смерти и чудесном воскресении. Иисус был схвачен, посажен в темницу, потом распят на кресте. Так Иисус принял смерть. Слайд 5.

    На третий день после распятия Христос воскрес и вознёсся на небо. После этого крест для христиан стал священным знаком, его можно увидеть на куполах церквей, люди носят крестики на шее. Воскресение Христово знаменует праздник Пасху.

    -Что вам известно о Пасхе?

    -Ребята по группам получили задания и хотят рассказать о том, что узнали.

    1 группа «Пасха».

    Слово «Пасха» еврейское. Пасхой называют древний праздник, посвящённый исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило новый смысл «прехождение от смерти к жизни». На Руси праздник Пасха празднуется с 10 века.

    -Что означают по вашему мнению слова – воскресение, Пасха, Иисус?

    Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Её определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило- это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье.

    Пасха- это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи. Православные христиане разговляются.

    -Что значит разговляться?

    -Разговляться- вкушать скоромную пищу, освящённую в храмах куличи, пасхи, яйца. СЛАЙД 6.

    -У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо.

    КУЛИЧ – «праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях. Печётся он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу.

    Пасха – символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница. Слайд 7.

    ЗАГАДКА.

    Красное катается – всему миру чудо оповещает. (пасхальное яйцо).

    Яйцо - символ жизни. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир родился заново через Воскресение Христово. Слайд 8.

    -Кто знает почему яйца чаще красят в красный цвет?

    Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости.

    На Пасху яйца красят в разные ц вета и дарят со словами «Христос Воскресе!» В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»- и расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами. В других странах этого нет.

    -С давних времён к нам пришло 2 вида пасхальных яиц. Это- «писанки» и «крашенки».

    -«Крашенки»- это яйца, которые окрашивались при помощи природных красителей(луковой шелухи, листьев берёзы, дуба, крапивы, еловых шишек). Слайд 9.

    -«Писанки»- яйца, которые красились любыми красителями, с выведением символических знаков, узоров, орнаментов.

    -Спасибо.

    На партах раздаточный материал для самостоятельной работы.

    -Давайте и мы с вами попробуем раскрасить пасхальные яйца.

    ВЫСТАВКА.

    -Какие игры с пасхальными яйцами вы знаете?

    Слайд 10.

    Игра «Пасхальный стол»

    Задание: каждая группа из предложенных блюд выбирает те, которые обязательно должны присутствовать на пасхальном столе: крашеные яйца, творожная пасха, кулич, мясные блюда, кисель, фрукты, борщ, рыба. овощи, каша.

    Выступление группы 2. «Масленица».

    Самый весёлый праздник русского народа. Длится праздник целую неделю. Масленица- это весёлые проводы зимы, озарённые радостным ожиданием весеннего обновления природы.

    Масленицу в народе любили и ласково называли «касаточка», «объедуха»… Масленица – это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного, в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чём.

    Блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли символ солнца, которое всё ярче разгоралось, удлиняя дни.

    -Молодцы!

    -Прочитайте самостоятельно текст с.136-137 «Семь дней Масленицы»

    -Важнейшие праздники мусульман – это Рамадан- байрам(разговение) и Курбан – байрам(жертвоприношение).

    Главная священная книга ислама- КОРАН. Буквально это слово означает «чтение вслух». В Коране говорится, что Богом, Творцом всего сущего является Аллах.

    Что означает слово «ислам»? («покорность» законам Аллаха, подчинение его приказам и запретам). Аллах всё видит и всё слышит.

    -Как называют приверженцев ислама?

    -Какие два великих праздника определил Аллах для мусульман?

    Праздник разговения наступает после священного месяца Рамадан, когда мусульмане соблюдают строгий пост на протяжении всего дня в светлое время суток.

    -Что ещё вы узнали об этом празднике из учебника? СЛАЙД 11.

    -А теперь. я вам расскажу о происхождении праздника жертвоприношения.

    В давние времена человек по имени Ибрахим пообещал Богу принести в жертву своего сына Исмаила. Это была дорогая жертва. За эту преданность Аллах вознаградил Ибрахима, заменив приношение в жертву Исмаила барашком. Мусульмане специально для принесения жертвы откармливают выбранное животное. Его владелец не скупится на угощение, обязательно накормит бедных и голодных.

    -О каком любимом празднике буддистов вы прочитали?

    -В дни Нового года совершается обряд запуска «коней ветра удачи». СЛАЙД 12.

    Конь ветра удачи – это символ, показывающий состояние благополучия человека. Изображение «коня ветра удачи» , освящённое в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома так, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Это мощная защита от несчастий и болезней, привлекает внимание и призывает на помощь божеств.

    – Что необычного в традициях и обычаях других народов вас удивило?

    – О чём вы никогда не знали?

    – Назовите правила, которые надо соблюдать, чтобы жить в мире. (Уважать соседей, даже если они не похожи на нас.)

    – Одинаковые ли правила были у народов в древности? Почему?

    – Что же составляет культурное богатство всей России?

    – Как, на ваш взгляд, должны относиться друг к другу люди разных культур?

    Работа в группах.

    Учитель предлагает разделиться на три группы, чтобы каждая группа сделала выводы по проблеме урока.

    1 группа : О каких государственных и светских праздниках вы знаете? Назовите их как можно больше.

    2 группа : Назовите важнейшие праздники христиан, мусульман, и буддистов.

    3 группа : Какое событие легло в основу праздника Пасхи? Как издавна отмечали этот праздник наши предки?

    После обсуждения представители каждой группы предлагают найденный вариант решения проблемы.

    Логузов Сергей Александрович

    учитель истории

    ГБОУ СОШНО № 388 г. Москвы

    Тема: «Государственные праздники Российской Федерации».

    Цель занятия:

    Формирование гражданского мировоззрения учащихся через обращение к памятным датам государства Российского, к государственным праздникам, посвященным Конституции РФ, символике РФ;

    Патриотическое воспитание на основе изучения исторического прошлого России, яркие страницы которого отразились в государственных праздниках;

    Основные понятия: праздник, государственный праздник, государственная символика, дни памяти, дни воинской славы.

    План занятия:

    I . Понятие «государственный праздник».

    II . Памятные даты России.

    III . Дни воинской славы.

    IV . Дни памяти.

    Фронтальная беседа:

    1.что означает понятие «праздник»?

    2.какие праздники вы знаете?

    3.чем они отличаются друг от друга?

    4.какие праздники являются любимыми?

    I . Само слово «праздник» выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник – есть свободное время. Праздник – день торжества, установленный в четь или в память кого-нибудь, чего-нибудь.

    Праздник является особым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника – социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции.

    Типология праздника разнообразна: народные (национальные); религиозные, профессиональные, международные, государственные.

    Цель государственных праздников – сплочение граждан вокруг официальных лидеров на фоне знаменательных дат, событий; деть возможность почувствовать себя частицей общности «народ»; ощутить сопричастность к важным историческим вехам. Для праздников характерна обрядность.

    Обряд – знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий.

    Какие современные обряды вы знаете? (свадебный обряд, посвящение в студенты, торжественная присяга воина)

    Для государственных праздников, существующих в России сегодня характерно сочетание тех, которые остались в наследство от предыдущих периодов и новых, вызванных в жизни обретением страной суверенитета и изменением общественно-политического строя. Это восемь национальных праздников:

    День независимости России – один из самых «молодых» государственных праздников в стране. В 1994 году первый президент России Б.Н. Ельцин своим Указом придает 12 июня государственное значение – День принятия декларации о государственном суверенитете России. Сам документ был подписан четырьмя годами ранее на первом съезде народных депутатов РСФСР, в условиях, когда бывшие республики советского союза одна за другой становились независимыми. Именно 12 июня страна обрела первого всенародно избранного президента.

    4 ноября – День народного единства. В ноябре 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву от поляков. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царем Михаила Романовича, первого русского царя династии Романовых.

    Согласно православному церковному календарю, в этот день отмечается «Празднование Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляк (в 1612 года)».

    Что вы знаете о Дне защитника Отечества, дне Победы?

    Почему эти дни особо чтимы?

    II .Памятные даты России.

    Памятные даты – это официально установленные памятные даты, которые отмечены в истории России.

    Федеральным законом от 29 ноября 2010 года №320-ФЗ ст. 1.1 установлены следующие памятные даты:

    15 февраля – день памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества (15 февраля – годовщина вывода советских войск из Афганистана).

    12 апреля – день космонавтики (12 апреля 1961 полет первого человека в космос Ю.А. Гагарина, 108 мин. на орбите).

    22 июня – день памяти и скорби. Начало Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 года.

    29 июня – день партизана и подпольщика (партизанское движение внесло огромный вклад в Великую Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Огромную роль сыграли партизанские отряды в разгроме войск Наполеона в 1812 году).

    28 июля – Крещение Руси (988 год князь Владимир крестил Русь. Киевская Русь вошла в европейскую христианскую цивилизацию).

    22 августа – день государственного флага РФ (праздник был учрежден на основании Указа президента РВ в 1994г. В 1991 22 августа правительство только что созданного нового государства приняло указ о том, что за государственные флаг принято считать «полотнище из… белой, лазоревой и алой полос». Флаг стал заменой советского красного флага с серпом и молотом).

    3 сентября – день солидарности в борьбе с терроризмом (в память о трагических событиях 1-3 сентября 2004 года в Беслане).

    9 сентября – день героев Отечества в России (в 11769 году Екатерина II издала указ об учреждении высшей воинской награды Св. Георгия).

    12 декабря – день конституции РФ (принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

    III . Дни воинской славы.

    Дни воинской славы – военные праздники. Установлены в ознаменование побед российских войск. Которые сыграли решающую роль в истории государства.

    11 сентября – день победы русской эскадры у мыла Тендра под командованием контр-адмирала Ушакова – 1790 год.

    21 сентября – Куликовская битва 1380 года. Разгром Дм. Донским войска хана Мамая.

    4 ноября – день народного единства и день празднования казанской иконы Божией Матери.

    7 ноября – день военного парада на красной площади 1941 года в период Московской битвы.

    1 декабря – день победы русской эскадры у мыса Синоп под командованием Нахимова.

    5 декабря – начало контрнаступления советских войск под Москвой в 1941 году

    24 декабря – взятие турецкой крепости Измаил под командованием Суворова в 1790 году.

    Вспомните ещё дни воинских побед не вошедшие в этот перечень?

    (27 июня 1709 – Полтавская битва, 19 ноября 1700 – Нарвское сражение, 5 апреля 1242 – ледовое побоище)

    IV . Особые страницы календаря занимают дни памяти. Дни памяти устанавливаются в четь выдающихся дат и знаменательных событий в мировой истории или истории России.

    27 января – день памяти жертв Холокоста (установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года).

    Второе воскресенье сентября – день памяти жертв фашизма.

    15 декабря – день памяти журналистов, погибших при исполнении служебных обязательств.

    V . Подведение итогов.

    Памятные даты календаря сопровождают общественную и личную жизнь человека. Мы вспоминаем о них на уроках истории. О государственных праздниках напоминают флаги на улицах города. Государственные праздники являются нерабочими днями календаря. А знание содержания праздника свидетельствует об эрудиции человека, его гражданской позиции.

    Использованная литература:

    1.Вилинбахов Г.В., Калашников Г.В., Шендрик А.Н. Государственные символы России., М., 2011.

    2.Захарова Е.Н. Преподавание вопросов конституционного права в курсе обществознания и истории// О преподавании обществознания в 2010/2011 учебном году. Методическое пособие. Под редакцией Буряковой В.В. и Козленко С.И., М; МИОО, 2010.

    3.Календарь знаменательных дат на 2011-2012 учебный год//Вестник московского образования, №14., 2011.

    4.Конституция Российской Федерации.

    5.Сергеева В.П. Методологические основы духовно-нравственного воспитания//Вестник московского образования, №14.,2011.

    Дать представление о праздниках, которые отмечают в зимние месяцы;

    Познакомить с историей праздников, их особенностями, обычаями и обрядами, связанными с зимними праздниками;

    Расширить представление учащихся о культурном наследии;

    . работать над развитием речи;

    Продолжить воспитание чувства любви к родному краю;

    Развивать навыки самостоятельной работы.

    Планируемые результаты:

    Уметь различать государственные и церковные праздники;

    Знать особенности зимних праздников;

    Формировать интерес к самостоятельному поиску материала.

    Оборудование: кластеры, запись колядок, репродукции картин, зашифрованный квадрат, видеозапись мультфильмов, маленькая новогодняя елка, раздаточный материал.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Подготовка к восприятию темы

    Учитель читает стихотворение И. Сурикова "Зима".

    О каком времени года идет речь в стихотворении? (О зиме)

    По каким признакам вы определили, что это зима? (Снег, короткие дни, солнце мало греет)

    Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

    Как вы могли бы описать зиму? (холодная, снежная, красивая, волшебная, нарядная, праздничная)

    Зима дарит нам не только чудо преображения природы. Зима - еще и веселое время года, потому что дарит нам много праздников. Вот о зимних праздниках мы сегодня и поговорим.

    III. Объяснение новой темы

    Итак, зима. Дни стали короче, и солнце уже совсем не пригревает, а светит тускло и уныло. Но мы как-будто не замечаем этого, потому что декабрь связан с самым торжественным и значимым праздником православных. Это Рождество.

    Что вы знаете об этом празднике?

    Какой это праздник - церковный или гражданский? Почему вы так считаете?

    Рождество на Руси стали праздновать больше тысячи лет назад. Официально этот праздник появился после того, как князь Владимир принял крещение, а Русь стала православной.

    Давайте разберемся с датами. В Европе Рождество празднуют 25 декабря. А в России - 7 января. Это расхождение связано с тем, что русская церковь отмечает церковные праздники по григорианскому календарю (по новому стилю). А в Европе церковные праздники до сих пор отмечают по юлианскому календарю (по старому стилю). Разница составляет 13 дней.

    Что же такое Рождество? И чье рождение мы празднуем так празднично?

    Считается, что в этот день в далеком городе Вифлееме родился Иисус Христос.

    Показ отрывка из мультфильма "Рождество Христово"

    Праздновали Рождество широко, с размахом, несколько дней. И каждый день праздника обязательно был связан с каким-либо обычаем.

    Начиналось все накануне. День перед Рождеством назывался Сочельник. В этот день нельзя было ничего есть, пока в небе не зажжется первая звезда. К вечеру накрывали столы, готовили разные угощения. А детям обязательно дарили подарки.

    Ночь перед Рождеством считалась магической, волшебной. Наши предки полагали, что в эту ночь оживает вся нечисть - черти и ведьмы, вампиры и русалки. Они празднуют последнюю ночь на земле, потому что с рассветом все должны будут исчезнуть.

    Показ отрывка из мультфильма "Ночь перед Рождеством"

    Раз ночь такая волшебная, и черти пляшут, и ведьмы летают, то люди придумали, как защитить себя от нечистой силы. Они проводили обряд колядования.

    Знаете ли вы, что такое колядки?

    Юноши и девушки собирались вместе, ходили по домам и пели особые песни, в которых всем желали счастья, здоровья и богатства. За это хозяева дома награждали колядующих угощением. А чтобы нечистая сила не смогла поймать колядующих, молодые люди наряжались: кто в черта, кто в козла, кто в ведьму. Считалось, что в таком обличие нечисть не узнает человека.

    Словарная работа :

    Колядки - задорные, веселые песни, в которых прославлялось рождение Иисуса и звучали пожелания здоровья и счастья.

    1) Накануне Рождества
    Кто даст пирога,
    Тому полон хлев скота,
    Овин с овсом,
    Жеребца с хвостом!
    Кто не даст пирога,
    Тому куричья нога,
    Пест, да лопата,
    Корова горбата.

    2) Вам звоночками позвоним
    С пожеланьем и поклоном.
    Мы пришли колядовать,
    С Рождеством вас поздравлять!

    Звучит запись песен-колядок.

    Оформление кластера: Сочельник (день перед Рождеством, угощение, подарки, колядки)

    После Сочельника наступал великий церковный праздник - Рождество. В этот день принято было угощать всех, поздравлять, веселиться и прославлять рождение Иисуса. Обязательно надевали все новое, столы устилали богатыми скатертями, избу к Рождеству обязательно убирали и наряжали. Нельзя было в этот день шить, плести или вязать - считалось, что это привлечет неудачу.

    С Рождеством связаны и другие традиции.

    Работа по картине

    Посмотрите на картину:

    Что знакомое вы видите на картине? (наряженная елка, огни, звезда на макушке)

    Яркая звездочка символизировала ту самую звезду, которую увидели пастухи в ночь, когда родился Христос.

    А вот обычай наряжать ель пришел к нам из Германии. Елочка считалась символом природы, ведь она и зимой остается такой же зеленой и пушистой. Одна из легенд гласит, что в ночь рождения Иисуса все деревья на земле стали плодоносить. И елочка - не исключение. Вот почему было принято украшать ель мандаринами, орехами, яблоками. А позднее вместо фруктов и конфет на елку стали вешать разноцветные шарики.

    Зимой мы празднуем еще один праздник, который по праву читается самым веселым и самым любимым.

    Посмотрите на таблицу:

    Сможете ли вы догадаться, что в ней зашифровано?

    Зашифрована фраза "С Новым Годом!"

    Любите ли вы Новый Год?

    Как вы отмечаете этот праздник?

    Какие традиции, связанные с самой волшебной ночью в году, вы знаете?

    Новый год празднуют 31 декабря, потому что, согласно нашему календарю, с 1 января начинается отсчет уже другого года. Но так было не всегда. Давным-давно на Руси начало нового года отмечали 1 сентября. А еще раньше, в Древнем Риме начало года отмечали 1 марта. А декабрь был всего лишь десятым месяцем. Отсюда и его название: "decem" в переводе в латинского означает "десять".

    Все переменилось в 1700 году. Император российский Петр I издал указ, что начало нового тысячелетия будут отмечать именно с 1 января. В Указе же было отмечено, как следует праздновать этот день.

    Указ:

    "1 января украсить улицы ветками еловыми и сосновыми. Учинить стрельбу из пушек, пускать ракеты и палить из мушкетов, зажигать огни и в веселии поздравлять друг друга с началом нового века".

    В начале ХХ века в России запрещали праздновать Рождество. И постепенно этот церковный праздник сменил праздник гражданский - Новый год. Тоже украшали елку, только звездочка на елке стала красной - как та, что горит на главной башне Кремля в Москве. Также стало принято дарить подарки, готовить угощение.

    И появился очень веселый персонаж, без которого Новый год сейчас трудно и представить. Вы уже догадались, о ком идет речь?

    (Это Дед Мороз)

    Есть у него и славная помощница. Кто это?

    (Снегурочка)

    Чем же заняты Дед Мороз и Снегурочка на Новый год? (дарят подарки, зажигают елочку, веселят детей)

    Показ отрывка из мультфильма "Маша и медведь: Раз, два, три, елочка-гори!"

    Давайте вместе споем песенку про Деда Мороза.

    Поют песню "Дед Мороз, что ты нам принес".

    IV. Закрепление темы

    У нас тоже есть ёлочка. Я украсила ее хлопушками. Но каждая хлопушка особенная: в них спрятаны вопросы, на которые вы должны ответить.

    Учащиеся по очереди снимают шары и отвечают на вопросы.

    Вопросы:

    Что такое колядка?

    Назовите самый главный церковный и гражданский зимний праздник.

    Когда отмечают Сочельник?

    Откуда пришла традиция наряжать ёлку?

    Расскажите стихотворение про Новый год.

    V. Рефлексия

    Что нового вы узнали на уроке?

    О каких зимних праздниках вы хотели бы узнать больше?

    Что было непонятно?

    VI. Домашнее задание

    Выучите стихотворение на выбор (про Рождество, колядку или про Новый год)