Платок что символизирует на руси. Что символизирует платок? Пуховый платок – символ русской культуры и традиций

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ И СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЛАТКА КАК ВЕЩИ И ОБРАЗА. ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА: УЧЕНИЦА 10 КЛАССА А МБОУ СШ №9 Г.ДИМИТРОВГРАДА КОЦЮК ЮЛИЯ РУКОВОДИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ СШ №9 МИРОНОВА Л. Н.

2 слайд

Описание слайда:

СИМВОЛИКА ПЛАТКА А задумывались ли Вы, что символизирует платок? Ведь на самом деле - это не просто очередной атрибут женского гардероба, не просто деталь или аксессуар. Современный женский платок - это своего рода визитная карточка и роль, которая ему отводится, становится доминирующей. Не удивительно, что в наши дни платки, палантины, шали и шарфы становятся вновь востребованы, причем старые традиции возвращаются в совершенно новых образах и формах.

3 слайд

Описание слайда:

Несколько месяцев назад в одной из голландских средних школ разгорелся нешуточный скандал по поводу того, что одна из учениц надевала на уроки религиозный платок. В результате происшествия девочку отстранили от занятий, а ее родители вынуждены были обратиться с жалобой в соответствующие инстанции. Женщинам, придерживающимся мусульманского вероисповедания, запретили носить хиджаб в общественных местах, однако это решение не было однозначным. Стоит отметить, что данная проблема существует не только в Нидерландах, запрет на ношение хиджаба был введен в ряде европейских государств. Первой закон приняла Франция, объясняя его как необходимую меру профилактики террористических актов. Оценив все преимущества, ее примеру последовали другие государства. Сейчас в СМИ идет бурное обсуждение.

4 слайд

Описание слайда:

Хиджаб (араб. حجاب‎‎ - покрывало) в исламе - любая одежда (от головы до ног), однако в западном мире под хиджабом понимают традиционный исламский женский головной платок. Наряду с дискуссией о целесообразности преподавания основ разных религий в светских (государственных) школах, в обществе, и не только в российском, нет единого мнения, допускать ли ношение хиджаба в светских образовательных учреждениях (школах, техникумах, институтах).

5 слайд

Описание слайда:

Законодатели Ставропольского края, например, приняли решение, опротестованное краевым прокурором, о введении единообразной формы одежды для учащихся при нахождении в стенах школы. Детские и юношеские впечатления и переживания самые стойкие. Поэтому тысячу раз прав Евгений Ямбург, говоря в своей книге «Школа и её окрестности», что «Школа – это место, где мы должны усиливать то, что объединяет, а не разделяет людей»

6 слайд

Описание слайда:

Почему конфликт из-за ношения хиджаба в 140 миллионной России становится темой для такого острого обсуждения? Потому что, как показывает практика, именно проблема хиджаба оказывается узловой для современных светских обществ. Дискуссия подняла много вопросов, связанных с такими темами как светскость, религиозность, либерализм, мультикультурность, гендер и права человека. Обязательно ли покрывать голову платочком или это атрибут устаревшей «деревенской» моды? Еще не так давно, когда в градах и весях почти не оставалось храмов, верующие женщины не задавались вопросом, покрывать ли голову платком или можно пренебречь им. Все свято чтили старинную русскую традицию и ходили на службу в платочках.

7 слайд

Описание слайда:

ОПРОС В 10 А КЛАССЕ Я провела опрос в 10 А классе. Исследуемые вопросы: Как вы относитесь к тому, что девочки-мусульманки посещают школу в хиджабах(мусульманских платках)? Что, по вашему, символизирует платок в христианской вере? В каких произведениях, прочитанных вами, есть образ платка (шали) как вещи и образа, и какую функцию в произведении он выполняет?

8 слайд

Описание слайда:

«КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ТОМУ, ЧТО ДЕВОЧКИ-МУСУЛЬМАНКИ ПОСЕЩАЮТ ШКОЛУ В ХИДЖАБАХ(МУСУЛЬМАНСКИХ ПЛАТКАХ)?

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

В КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ, ПРОЧИТАННЫХ ВАМИ, ЕСТЬ ОБРАЗ ПЛАТКА (ШАЛИ) КАК ВЕЩИ И ОБРАЗА, И КАКУЮ ФУНКЦИЮ В ПРОИЗВЕДЕНИИ ОН ВЫПОЛНЯЕТ?

11 слайд

Описание слайда:

Обязательно ли покрывать голову платочком или это атрибут устаревшей «деревенской» моды? Еще не так давно, когда в градах и весях почти не оставалось храмов, верующие женщины не задавались вопросом, покрывать ли голову платком или можно пренебречь им. Все свято чтили старинную русскую традицию и ходили на службу в платочках. Выбор темы моей исследовательской работы неслучаен. Русская литература представляет много примеров, где платок(шаль) выступает как образ многогранный, разносторонний, и каждый писатель, поэт понимает его по – своему. Это и символ женственности и утончённости, символ гармонии и теплоты, женской доли.

12 слайд

Описание слайда:

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ (от франц. detail - подробность, мелочь, частность) - одно из средств создания образа: выделенный автором элемент художественного образа, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении. Художественная деталь может воспроизводить черты быта, обстановки, пейзажа, портрета (портретная детализация), интерьера, действия или состояния (психологическая детализация), речи героя (речевая детализация) и т. п.; она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и окружающую их среду. Эффективность использования художественной детали определяется тем, насколько значима эта деталь в эстетическом и смысловом планах: особо значимая с художественной точки зрения. Художественная нередко становится мотивом или лейтмотивом текста.

13 слайд

Описание слайда:

ИКОНА « ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» ПОКРО́В - УСТАРЕВШЕЕ НАЗВАНИЕ ПОКРЫВАЛА. ИНОСКАЗАТЕЛЬНО - ЗАЩИТА, ЗАСТУПНИЧЕСТВО Покров Богородицы приобретает символическое значение и видится сказочной пеленой Девы - Солнца, которая олицетворяет утреннюю и вечернюю зарю. Эта пелена покрывает всех обездоленных и прядется из золотых и серебряных нитей, спускающихся с неба.

14 слайд

Описание слайда:

РОЛЬ ПЛАТКА В РУССКИХ ОБРЯДОВОЙ ПОЭЗИИ Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с покрывалом, фатою, головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. День Покрова Богородицы считался "покровителем свадеб" и девичьим праздником: "Придет Покров, девке голову покроет». Идеалом для христианок всех времен был образ Пресвятой Богородицы, которая с малых лет облачалась в скромную, подобающую женскому полу одежду и покрывала Свои власа длинным покровом-омофором. Выбор темы моей исследовательской работы неслучаен. Русская литература представляет много примеров, где платок(шаль) выступает как образ. многогранный, разносторонний, и каждый писатель, поэт понимает его по – своему. Это и символ женственности и утончённости, символ гармонии и теплоты, женской доли.

15 слайд

Описание слайда:

Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты. Платки играли важную роль в традиционных русских обрядах. Закрывать лицо платком, считалось защищать невесту защищают «от порчи и сглаза». Также было принято на свадьбе обмениваться жениху и невесте платками, одаривать платками гостей, а гостям в свою очередь дарить молодоженам завернутые в платки подарки.

16 слайд

Описание слайда:

С древности считалось для женщины позором показывать волосы. "Светить волосом" якобы предвещало несчастье. Именно поэтому женский головной убор на Руси всегда был не только важнейшей частью народного костюма, но и имел символическое значение. Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться «простоволосой» было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, было достаточно сорвать с её головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло «опростоволоситься», то есть «опозориться».

17 слайд

Описание слайда:

Алёна Дмитриевна - жена купца Калашникова, соблазняемая Кирибеевичем. Ее характер предопределен семейно-родовым укладом. Замужняя женщина блюдет покой и быт семьи: встречает мужа, обихаживает детей, ходит в церковь и ведет замкнутый образ жизни, строго определенный обычаем. Образ Алёны Дмитриевны играет в поэме исключительно важную содержательную роль. Степан Калашников изумлен, видя свою жену «простоволосой», т. е. без платка на голове, без фаты, прикрывающей лицо, с расплетенными косами, растрепанными волосами. Появление замужней женщины в неубранном виде - позор для мужа и намек на ее грешные приключения. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ «ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА »

18 слайд

Описание слайда:

Искушение, которому подверглась Алёна Дмитриевна, воспринимается ею как дьявольское наваждение и разбойничье нападение («Живым пламенем разливаются / Поцалуи его окаянные...» ; «И остались в руках у разбойника...») . Обычай требовал, чтобы родственники вступились за оскорбленную женщину, но Алёна Дмитриевна «сиротинушка» и ее единственный защитник - муж. Но не только «честную, непорочную» Алену Дмитриевну осрамил и опозорил царский опричник. Он позарился на честь чужой семьи, и купец Калашников не мог стерпеть такой обиды. Решил он выйти на смертный бой, «до последних сил» с Кирибеевичем, не побоявшись силы и удали любимого бойца царя. И бой свой Калашников начал с гневных слов, обличающих подлость противника: А родился я от чеснова отца, И жил я по закону Господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью темною, Не таился от свету небесного.

19 слайд

Описание слайда:

Говоря о шали, мы представляем, что это большой вязаный или тканый платок, разного вида и размера, часто с красочным узором. Лексема шаль известна в русском языке с конца 18 века. Особую популярность слово получает после 1820 года, когда появилось стихотворение А. С. Пушкина «Черная шаль»: Гляжу, как безумный, на черную шаль, И хладную душу терзает печаль… В данном стихотворении шаль играет главную роль – символ горя и утраты, переживания человека.

20 слайд

Описание слайда:

БОРИС ЕКИМОВ « ПРОДАЖА» Сюжет рассказа прост. Мать и дочь, возвращаясь домой, в поезде столкнулись с жестокостью - при живой матери продают ребёнка. Они проявляют сострадание, свойственное простым русским женщинам, и берут девочку на воспитание, тем самым предотвращая продажу живого ребенка. Писатель в портретном описании подчёркивает: «…мать и дочь…в пушистых серых платках, спущенных на плечи, они похожи: сероглазые, круглолицые, пшеничного цвета волосы тяжелым узлом поскручены на затылке…» Пуховый платок здесь не только бытовая утилитарная вещь, но и как предмет, органически связанный с внутренней жизнью человека и имеющий при этом символическое значение. Пуховый платок становится символом доброты русской женщины, благополучия и домашнего уюта.

21 слайд

Описание слайда:

Цитаты: « Старшая женщина прикрыла девочку своим пуховым платком». «Среди сошедших были две женщины со спящей на руках девочкой, укутанной в в теплый пуховый платок».

22 слайд

Описание слайда:

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ « ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» В произведениях Ф. М. Достоевского много цветовых символов. Встречаются они довольно часто и в романе «Преступление и наказание». Именно цвет помогает понять душевное состояние героев произведения. Зелёный драдедамовый платок фигурирует в «Преступлении и наказании». Его носит Соня Мармеладова, что подчёркивает жертвенные мотивы девушки. Этим же «общим», «фамильным» платком укрываются дети, а Катерина Ивановна в нём выбегает на улицу, после скандала, устроенного Лужиным, обвинившим Соню в воровстве. Символичен и цвет платка. Е.Ю. Бережных пишет следующее: «Из народной символики зеленый перешел в христианскую как символ надежды и жизни, отсюда крест Христов как символ надежды и спасения часто представляется зеленым».

23 слайд

Описание слайда:

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ « ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Сонечка после своего грехопадения укутывается в зелёный драдедамовый платок. Известно, что зелёный цвет – символ Богородицы. И зелёный цвет платка подчёркивает святость героини. В этом же зелёном платке героиня появляется и в эпилоге романа, когда в душе Раскольникова происходит перелом и он возрождается к новой жизни. Используя зелёный цвет, автор подчеркивает, что доброта находится под покровом святости.

24 слайд

Описание слайда:

СИМВОЛ ПЛАТКА В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО « ГРОЗА» Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение - свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет - это божество, благо, жизнь. Белый означает полный покой, безмятежность, тишину, целомудрие, сосредоточенность. Белые одежды надевают во время праздников крещения, причастия, Рождества Христова, пасхи, Вознесения, освящения храмов. Белый платок символизирует чистоту, свет, мудрость, высоту духа. Писатель вводит в произведение такой символ добра и нравственности, чтобы показать робкие несмелые шаги, совершая которые, Катерина обрекает себя на страдания. Она противопоставляет мир чистоты и нравственности царству тьмы и измены, в который женщина приходит добровольно.

Для одних женщин платок является символом их набожности и принадлежности к религии, для других этот аксессуар имеет намного меньшее значение и используется в качестве головного убора, защищающего от холода или добавляющего внешнему облику больше яркости и стиля.

Платок в разные времена и в разных религиях

В античности платок использовался женщинами наравне с вуалью, а страны Востока надолго сохранили эту традицию. Символ подчинения женщин перед мужчинами, а значит и перед Богом, – платок все еще сохранил это значение в Исламе, среди православных и в католицизме.

В Африке у платка совсем другое значение. Женщины носят его на голове для защиты, красоты и как символ. Он защищает своих обладательниц от колдовства, а в зависимости от того как он связан, указывает на социальное положение.

Ношение платка во многих религиях связано со скромным поведением женщин и мужчин. Последователи иудаизма обязывают замужних женщин покрывать голову. Сикхи как юноши, так и некоторые девушки, носят платок, который называется «бандана», прежде чем надеть тюрбан.

На Западе платок является наследием христиан. Замужние женщины западной и восточной Европы долгое время носили платок. Католическая церковь когда-то требовала от женщин, посещающих церковную службу, чтобы они надевали этот головной убор. В православных церквях это требование сохранилось до сих пор наравне с ношением женщинами длинной юбки.

Способы ношения платка часто бывают культурно обусловлены. В России принято завязывать платок у подбородка, а женщины из Чили завязывают его на затылке.

Популярность платка как модного аксессуара

В современном мире платок все чаще оказывается лишен религиозного подтекста. Особенно это касается западного мира. В пятидесятые годы двадцатого века итальянский дизайнер Эмилио Пуччи предложил миру моды коллекцию шелковых платков с рисунком. При этом он подчеркнул исключительно практическое и эстетическое применение головного убора. На эту идею откликнулись многие стилисты мира. Гермес, Версачи и многие другие бренды превратили простой головной убор в высоко ценимый модный аксессуар.

Платки изготавливают из разных тканей и их смесей: шелка, сатина, шерсти, кашемира, флиса, бархата, хлопка и различных синтетических тканей. Существуют тканые и вязаные платки. Самые утонченные – платки из кружева и шифона.

Платок способен сделать женщину более привлекательной, подчеркнуть красивый овал лица и защитить от непогоды.

А задумывались ли Вы, что символизирует платок ? Да, да, женский платок, который в традиционном понимании принято носить на плечах или повязав на голову? Ведь на самом деле - это не просто очередной атрибут женского гардероба, не просто деталь или аксессуар. Современный женский платок - это своего рода визитная карточка и роль, которая ему отводится, становится доминирующей.

Не удивительно, что в наши дни платки, палантины, шали и шарфы становятся вновь востребованы, причем старые русские традиции возвращаются в совершенно новых образах и формах. Зарубежные дизайнеры - производители Франции, Италии и Китая позволили нам взглянуть на привычный платок с позиций современной моды, привнеся нотки романтичности и воздушности, динамичности и, возможно, некоторой агрессивности. Сегодня облик современной женщины определяется не только ухоженностью волос, прекрасным маникюром и гордой осанкой. Яркая женщина непременно имеет в своем гардеробе не один платок известных зарубежных брендов, причем данная деталь гардероба требует к себе особого внимания, а главное - умения грамотно её использовать. Ведь по сути своей, любой современный палантин или платок имеет массу не только эстетических, но и практических функций, позволяя своей обладательнице выделяться из массы и привлекать к себе неподдельное внимание окружающих.

А материалы из которых изготавливают платки и палантины? Иногда фантазия зарубежных дизайнеров переступает все мыслимые и немыслимые границы, представляя нашему вниманию самые настоящие произведения искусств, зачастую выполненные в единственном числе. Это может быть изысканный, воздушный шёлк, обрамлённый тяжелым, и достаточно простым по исполнению хлопком. А возможно - нежный кашемир с меховой отделкой или китайский шёлковый платок с ручной росписью. Но самое главное - данная деталь женского туалета уже не является его дополнением, это исключительно самостоятельная единица, которая способна создать совершенно новый, неповторимый образ своей владелицы.

Разве в былые времена на Руси допускалось повязывать платок на бёдра или завязывать его на шее? Нет! Ведь свое историческое шествие по России, основываясь на первоисточниках, платок начал приблизительно с конца 17 века. Правда на тот момент он был неотъемлемым элементом исключительно головного убора, поскольку традиции обязывали женщину покрывать свою голову. Платок был лучшим подарком, знаковым предметом, приданным и ценился он, зачастую, не меньше чем украшение.

И что самое удивительное - в наши дни ценность и востребованность платков в различном исполнении не менее актуальны, чем в старину. Правда их предназначение корректируется самим временем, предоставляя «прекрасной» половине человечества возможность проводить смелые эксперименты над этой деталью гардероба, происхождение которой у каждого народа весьма и весьма символично.

На протяжении долгой эволюции туркменская свадьба впитала в себя множество оттенков различных обрядов. Туркменские невесты Казахстана в канун свадьбы одевают традиционную одежду своего народа. Одежда невесты отличается от повседневной не только по нарядности, но, прежде всего, по символике. В прошлом одежда, выполняя различные функции от экономических до эстетических, в обрядах приобретала особое магическое значение. Свадебный костюм выполнял у туркмен роль и оберега, и очищения.

В этом обряде большое значение имеет головной платок. На «гелин той» (дословно - свадьба невесты) женщины со всего села несут свадебные гостинцы и сласти в узелках из платков различных размеров. Провожая гостей, хозяева возвращают им узлы с подарками, равноценными принесенным. Большой платок служил одним из видов подарка. Во время состязаний среди мужчин выиграть платок считается самым ценным призом. Свадебный кортеж девушки (прежде из верблюдов и коней, а ныне из автомобилей) украшают разноцветными платками, которые затем раздают водителям и сопровождающим лицам.

Вообще платок в туркменской свадьбе – важное украшение. Все молодые женщины и девушки приходят на свадьбу непременно в ярких красочных платках. В одном месте их ткут, в другом – используют покупные, фабричные, в некоторых семьях тканые платки специально хранятся для семейного торжества. В недалеком прошлом по дороге в селение будущего мужа свадебный поезд всех встречных в пути одаривал небольшими платками и кусками материи, чтобы «обезвредить» злые силы, способные повредить молодой семье.

В наши дни на свадьбе гостям преподносят небольшие отрезы ткани, платки – шапырдык, носовые платочки. Гость, прикоснувшись им к лицу, обязательно произносит слова: «Бизеде худай етерсин».

Для кроя и шитья свадебного платья выбирали определенные дни, считавшиеся у мусульман удачными. Ведь от этого зависело благополучие невесты. Платье кроили и шили в доме невесты из ткани, принесенной из дома жениха. И это, на первый взгляд невесты в ее доме, своеобразного «девичника». Кроила свадебный наряд уважаемая на селе женщина, многодетная мать. Обрезки материала забирали присутствующие при раскрое - на счастье.

Туркменское свадебное платье – настоящее произведение искусства! При всей своей чрезвычайной консервативности оно отличается богатой орнаментацией и украшениями. На древнее происхождение некоторых из этих украшений указывают параллели со средневековыми подвесками «апбасы». Их пришивают на грудь по обеим сторонам платья в несколько рядов. Платье становится парадным от серебристого перелива чешуйчатых бляшек-подвесок, издающих мелодичный перезвон при ходьбе, как бы отгоняя злых духов. Большинство подвесок служило не только украшением, но имело символическое значение, выполняя роль оберегов, амулетов.

При «кайтарма» (возвращение молодой жены в дом отца после медового месяца до полной выплаты семьей молодого мужа калыма за невесту) в первый же день в родительском доме устраивают угощение. В присутствии свекрови невесту одевают в другое платье - в халат красного цвета в узенькую продольную полоску. В дом мужа она вернется уже в темно-зеленой накидке оливкового оттенка.

Обряды, связанные с бракосочетанием, широко отображают мировоззрение и представления народа об окружающем мире. Например, туркмены считают, что невеста привлекает к себе всякую нечисть, поэтому ее надо оберегать всеми доступными средствами. Стремясь почти полностью скрыть от постороннего взгляда лицо и фигуру невесты, ее с головой накрывали накидкой. «Носящий дагдан не споткнется, а споткнется - не упадет» - гласит поговорка.

Во все виды свадебной одежды вшивали плетенки, шнурки из верблюжьей шерсти, зуб свиньи, серебряные пластинки в ожерельях из бус с глазками и т.д. «Дагдан» из дерева и треугольный мешочек с углем и солью пришивали к соединительной пластинке «ара герби» между ложными рукавами ритуальной накидки. В первые дни замужества невеста не должна ступать ногой там, где текла кровь убитого животного, проходить мимо грязной воды и золы, ходить под определенным деревом. Не полагалось брать невесту с собой на похороны и поминки.

Один из самых интересных и сложных элементов в туркменском свадебном церемониале - обряд смены девичьего головного убора на женский. У одних туркмен он проводится на второй день после свадьбы, у других – на третий, у некоторых – через 15 дней, а у човдуров средней Амударьи – лишь после рождения первенца.

Существовало много вариантов смены девичьей прически и головного убора. Четыре косы невесты закладывают за спину, снимают с головы маленький платок, который тут лее успевает выхватить кто-нибудь из подростков, присутствующих при обряде. Свекровь возвращает этот платок невесте за небольшой выкуп - сласти, печенье. Молодая женщина обязана хранить этот платок, как талисман, до замужества своей дочери или женитьбы сына (чтобы подарить его невестке).

Существует и другой вариант: на халат невесты накидывают «уздечки» из сплетенных веревок. Жених трижды дергает их, как бы срывая девичий головной убор, что символизирует покорность молодой жены в их будущей совместной жизни. Как только с головы невесты слетает девичий платок, на нее накидывают большой белый платок, подаренный почтенной многодетной женщиной. Белый цвет, по поверьям, очищает, дарит счастье и долголетие. Такой платок является символом замужества женщины, начала ее женской судьбы. С этого момента новобрачная расстается с девичеством и вступает в новую, интересную жизнь с ее женскими радостями и горестями.

Хадис Пророка (с.1.в.) гласит: «Весь мир и все в нем прекрасно, но самое прекрасное в мире - добродетельная женщина». Дорогие читатели, позвольте мне от вашего же имени поставить один вопрос в связи с приведенным хадисом. Никто не станет оспаривать справедливость этих слов, но разве можем мы считать добродетельной женщину неряшливую, распущенную, не связанную духовно с прекрасными традициями своего народа, своих предков, родителей, братьев и сестер?.. А ведь женщина призвана и передавать эти традиции своим детям и внукам Чеченский народ всегда восставал из материального и духовного пепла в первую очередь из-за того, что у нас всегда, при любых жизненных потрясениях не переставали работать общественные институты, в частности, семейный институт и институт старейшин. Составляющей вековых национальных традиций оставались требования к форме одежды как мужчин, так и женщин. Большой разницы в этих двуединых требованиях к члену общины не наблюдалось ни в мироне время, ни в период испытаний. В этой связи уточню: ношение платка женщиной или девушкой в чеченском обществе всегда было требованием национальной этики чеченского народа.
Наряду с целым спектром другой национальной половозрастной атрибутики платок - это важный элемент одежды женщины, вне зависимости от её возраста, свидетельствующий как о нравственности, так и в определённом смысле о ее семейном положении, об общественном статусе, о положении в общественной иерархии, приверженности тем или иным духовным и культурным ценностям.

Немного отступив от темы, хочу сказать, что с гордостью ношу свой платок с ранней юности, и он мне не был навязан ни отцом, ни братом, ни мужем, ни сыном. Если хотите, это - духовная и душевная потребность каждой из нас, или - отчуждение. Но в любом случае, согласитесь, платок на голове женщины продолжает о многом свидетельствовать.
Пусть не в обиду будет сказано представительницам других национальных сообществ: женщина с непокрытой головой у чеченцев издавна воспринималась как морально, так и нравственно неполноценной. Т.е. платок всегда являлся символ нравственности или - безнравственности. Другое дело, что гласит по этому поводу закон.

Закон, как здесь со мной должны согласиться, выступает обычно в защиту прав человека и гражданина в случае, когда такое нарушение налицо. В определённых статьях закона и, более того, статьях УК РФ прописаны вполне конкретные действия исполнительной власти, если произошло или происходит нарушение конституционных и гражданских прав человека.

Теперь правомерно поставить вопрос в таком ракурсе: является ли пропаганда нравственных и моральных устоев чеченского общества нарушением законов страны или нарушением каких-либо статей УК страны?

Что же такого высмотрели инициаторы обращения по поводу ношения платка и вообще этого ажиотажа вокруг нашего платка?.. Им не нравится, что мы хотим вернуть прежний статус своим национальным обычаям?

Почему всё время цепляются к нам? То лезгинка наша кому-то не нравится, то платок «вокруг горла обмотался». Неужели до сих пор не понятно, что чеченцы никогда не перестанут танцевать лезгинку, а чеченки - носить платки. И мы никогда не перестанем давать отпор тем, кто пытается оторвать нас от наших национальных корней и традиций.

В данном конкретном случае речь идет о соблюдении традиционной и узаконенной тысячелетним обычаем формы одежды. Думаю, многие согласятся со мной и в том, что ношение платка в определенном смысле является большим искусством. Красиво повязанный платок - это ухоженная голова девушки или женщины, это вполне законченный эстетический эффект в обществе, это, в конце концов, информация к размышлению. Ибо пышная укладка волос, обрамленная волнами платка, это - своего рода таинство, игривая прическа школьницы, скрытая косынкой - немалая загадка для молодого человека, а подвязанный под подбородок платок - может свидетельствовать о трагическом периоде в жизни женщины,

А пропаганда ношения платка, кстати, ведется не в пику кому-либо или назло нам, женщинам, но во избежание нравственной деградации общества и во имя сохранения национальной самобытности и культурной самодостаточности, отличавшей чеченский народ на протяжении его тысячелетней истории.

Между тем отмечу, что проблема духовно-нравственного возрождения стоит очень остро во всех регионах Российской Федерации, и в этом процессе задействовано местное духовенство: в мусульманских регионах - работники Духовных управлений и имамы, в христианских - священники и предстоятели церквей. Так что Чеченская республика (Чечня) - не единственный регион нашего государства, где ведётся борьба за духовное воспитание и нравственное обогащение подрастающего поколения.

И в плане конкретного позитивного результата на общем фоне мы имеем колоссальное преимущество перед всеми остальными регионами России, которые буквально стонут от алкоголизма, наркомании и криминала. И в достижении этого нравственного, морального, духовного преимущества, скажу без преувеличения, сделал Глава Чеченской республики (Чечни), демонстрируя и высокие качества души, и похвальную во всех отношениях приверженность нашим народным обычаям и традициям.

Почему же злопыхатели, раздувающие клеветнические мифы с использованием провокационных идеологических штампов типа пресловутой «шариатизации Чечни» не говорят об этом? Ведь каждый шаг Главы Чеченской республики (Чечни) Рамзана Кадырова наплавлен на усиление, как самой России, так и на укрепление дружбы народов, её населяющих.

Поэтому попытки как известных общественных деятелей России, так и их последователей, стремящихся дискредитировать идею культурно-нравственного и этико-самобытного лица чеченского народа считаю недостойными с моральной точки зрения.

И, заканчивая эту небольшую прелюдию к поэме во славу содружества прекрасного платка и столь же прекрасной женской головы, хотелось бы сказать несколько слов о телевидении. Уверена, что экспансия западной психологии через электронные СМИ не принесла в наш быт ничего хорошего. Наоборот, у нас большие проблемы с подрастающим поколением из-за, мягко говоря, небрежно смонтированных с нравственной точки зрения и широко транслируемых фильмов и других передач, где показывают сплошное насилие, аморальщину, диктат грубой силы над светом духа. Все это искажает психологию ребенка, уже в детском возрасте отравляя его душу и ум семенами жестокости, агрессии, бездуховности. Думаю, нам впору создать жесткую цензуру на телевидении и всеми методами оберегать наше подрастающее поколение от дурного воздействия телевидения и интернета.

Аминат (Асет) Мальсагова.