Были ли у иисуса братья и сестры. О родословной иисуса христа и его родственников по плоти

Вопрос: Были ли у Иисуса Христа родные братья и сестры? Сергей.

Отвечает Александр Болотников: Мир Вам!

Были ли у Иисуса родные братья и сестры? – часто спрашивают наши читатели.

Но, к сожалению, такой вопрос неверно задается. Согласно христианскому учению у Иисуса не может быть родных братьев или сестер, так как у него не было земного отца. Вопрос следует задать так: были ли у Иосифа и Марии совместные дети.

Вопрос этот задают довольно часто, особенно в Православной и Католической среде.

Дело в том, что согласно Католическому догмату, Мария чудесным образом осталась девой даже после рождения Иисуса. А согласно Православному догмату, Иосиф никогда не «познал» Марию. Более того в Православии считается, что даже родители Марии, Анна и Иоаким имели интимную близость всего один раз, зачиная Марию. (Не совсем ясно, откуда взяты имена родителей Марии. Дело в том, что на основании родословной Иисуса по линии Марии, записанной в 4-й главе Евангелия от Луки, отца Марии звали Иосиф, а не Иоаким).

Самая главная проблема в этой дискуссии заключается в том, что традиционное христианство в лице Православия и Католицизма заимствовало из философии стоиков идею о противопоставлении между духом и телом, прямо противоречащую библейскому взгляду на природу человека. Согласно этой теории интимная близость между мужем и женой является чем-то греховным. А потому рождение Мессии от девы интерпретируется в этом свете как проявление безгрешности его естества. Однако же в Послании к Евреям говорится о том, что безгрешность Иисуса обусловлена лишь тем, что он не совершил ни одного греха, а не фактом его рождения в «стерильной, безгрешной утробе». Более того, грех – это нарушение Божьего закона. Интимные взаимоотношения между мужем и женой были заложены Творцом при создании человека, а потому не могут являться грехом.

В трех Синоптических Евангелиях упоминается история о том, как к Иисусу пришли его братья и мать (Мтф 12:46, Мк 3:31, 8:19). Также книга Деяния Апостолов повествует об Иакове, брате Иисуса. Как говорилось ранее, у Иисуса не было родных братьев по отцу и матери, но утверждать, что у Иисуса не было кровных братьев по матери тоже безосновательно. Иосиф и Мария однозначно были частью еврейского общества. Согласно библейскому определению муж и жена являются одной плотью. Еврейская традиция говорит о том, что без интимных отношений брачный завет не имеет силы. Иными словами, согласно Иудейским законам, Иосиф, не познавший Марию до рождения Иисуса, был де факто ее опекуном, а не мужем. Если предположить, что и после рождения Иисуса между Иосифом и Марией не было супружеской близости, это будет означать, что они так и не стали одной плотью.

Через непорочное зачатие. Об этом ещё в ветхозаветные времена, то есть за сотни лет до рождения Христа, Бог дал пророчество: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14).

Исполнение этого древнего пророчества также описано в Новом Завете. В частности, в Евангелии от Матфея 1:18-25 . Из этого отрывка мы узнаём три важнейшие детали рождества Иисуса Христа:

1. Иисус был рождён девственницей, то есть девушкой, не познавшей мужчины: (стих 18). (стихи 24-25).

2. Непорочное зачатие было произведено Святым Духом: «…прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого» (стих 18) и «…ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (стих 20).

3. Иисус был первенцем: «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Её. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (стихи 24-25). То же самое говорится и в Ев. от Луки 2:6-7 «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» .

Братья по плоти

Господь Иисус Христос не стыдился (Евр.2:11) называть братьями Своими всех учеников (Мф.28:10; Ин.20:17) и последователей Своих, Им искупленных, возрожденных и усыновленных Богу, а равно и апостол Павел (Рим.8:29) на том же основании выражается о Нем, что Он - «первородный между многими братьями». Но в Евангелии и в других новозаветных писаниях, кроме этого духовно-благодатного братства, упоминается еще о братьях Господа по плоти.

В Новом Завете есть несколько отрывков, которые ссылаются на количество братьев и сестер Иисуса . Мы посмотрим лишь пару из них в Евангелии от Матфея. Один из них находится в самой первой главе Нового Завета.

Когда Иосиф проснулся, он поступил по велению ангела Господнего и взял Марию к себе в дом как жену, но сохранял её девственность, пока она не родила сына. Иосиф назвал Его Иисусом (Мф.1:24-25).

Естественно предположить, что Иосиф и Мария вели обычную женатую жизнь после того, как родился Иисус. В первом веке не было даже идеи о том, что Мария всегда оставалась девственницей, даже после рождения Иисуса.

Мать Иисуса и Его братья упоминаются в Евангелии от Матфея 12:46-50. И это вполне нормально, так как Иосиф и Мария вели обычную семейную жизнь.

«Пока Он говорил так с народом, Мать и братья Его стояли снаружи: они хотели поговорить с Ним» (Мф.12:46).

«И пошёл в Свой родной город. Там Он начал учить их в синагоге, и все дивились и спрашивали: "Откуда у Него такая мудрость и сила творить чудеса? Разве этот человек не плотницкий сын? Разве Его Мать не зовут Марией, а братьев - Иаковом, Иосифом, Симоном и Иудой? И разве не здесь, среди нас, сёстры Его? Так откуда же всё это взялось у Него?" И не захотели они признать Его. Тогда Иисус сказал им: «Не бывает пророк без чести, разве только в своём родном городе и в своём доме» (Мф.13:54-57).

Иисус жил в Своей родной местности, где все знали Его семью, включая всех Его братьев и сестер. Что мы можем увидеть из этого отрывка? У Иисуса было четверо младших братьев.

«Среди нас сёстры Его» - имеются в виду три и более. Хотя логичнее может показаться, что речь идет лишь о двух. Чтобы не перестараться с трактовкой этого отрывка (можно было предположить, что количество братьев и сестер равное), скромно предположим, что их было три.

Итак, там было, по крайней мере, восемь детей (включая Иисуса), а если считать Марию и Иосифа, то в семье было всего десять человек. Конечно, по отношению к Иисусу эти семь детей были сводными братьями и сёстрами. Все эти братья и сестры Иисуса Христа были только по маминой линии, потому что Его Отец – Бог, в то время как других братьев и сестер отец – Иосиф.

У Иисуса было много братьев и сестер. Он вырос в большой семье. Это значит, что Он учился делиться, учился понимать других людей, учился быть примером для своих младших братьев и сестер и так далее. Иосиф умер раньше Марии, так что Иисусу пришлось стать главой семейства, что, в свою очередь, может объяснять тот факт, что Он не спешил начинать Свое публичное служение. Марии нужна была Его поддержка, особенно, когда дети были еще очень маленькие.

Несколько теорий, представляющих другой взгляд

Есть мнение, что эти «братья» были двоюродными братьями Иисуса . Однако в каждом случае употребляется конкретное греческое слово «брат». Хотя слово может относиться к другим родственникам, его нормальным и буквальный смыслом является «родной брат». В Греческом есть слово для двоюродного брата, но оно не используется. Кроме того, если бы они были двоюродными братьями Иисуса, почему так часто о них пишется что они были вместе с Марией, матерью Иисуса? В контексте нет даже намека на что-то другое, кроме буквального кровного родства.

Другой аргумент заключается в том, что братья и сестры Иисуса были дети Иосифа от предыдущего брака, прежде чем он был женат на Марии. Существует целая теория о том, что Иосиф был значительно старше Марии, был ранее женат, имел несколько детей, а затем, овдовел. Проблема с этим состоит в том, что в Библии нет даже намека, что Иосиф был женат или имел детей, прежде чем он был женат на Марии. Если у Иосифа было по крайней мере, шесть детей, прежде чем он женится на Марии, почему же они не упомянуты в путешествие Иосифа и Марии в Вифлеем (Лука 2:4-7), или их поездке в Египет (Матфей 2:13-15), или обратно в Назарет (Мф. 2:20-23)?

Здравствуйте, Николай Павлович!

Спасибо Вам за ответы!

Я тоже так подумал, насчет Серафима и Мотовилова.

Интернет это вообще штука неоднозначная. С одной стороны - очень удобно. Все книги под рукой, можно общаться свободно. А с другой стороны - столько неконтролируемого шлака, что просто жуть берет.

Начал читать Евангелие от Марка. И понял, что не знаю, кто такой Марк. Среди апостолов его имени не увидел. Я так понял, что было не только 12 апостолов - были еще апостолы "второй волны"? А на скольких человек снизошёл "Огнь Небесный" в день Пятидесятницы? И правда ли, что был ещё один Иуда - в моей Библии он, по-моему называется Фаддей. Вчера в храме на катехизисе мне сказали, что Иуде Фаддею молятся в безвыходных ситуациях - он как-то по особому исповедует нас перед Господом.

Возникли ещё такие вопросы:

1. В Евангелии от Марка нашел абзац, когда Спаситель приходит к себе на родину и Его там не признают: "вот Матерь Его и братья его". У Иисуса были братья? Или тут имеются в виду не родные братья, а двоюродные? Там даже перечисляется: Иуда, Иосий, Симон... Не Апостолы ли это?

Среди Апостолов были родственники Христа?

2. А почему Иаков и Иоанн были названы «Воанергес», то есть «сынами грома»? Что это означает?

3. Встречал такое толкование: мол, Матерь Божья тоже грешила иногда - пришла с братьями Иисуса (не родными?), когда тот учил народ. И, мол, Она хотела показать так своё влияние на Сына. То же пишут некоторые толкователи по поводу брака в Кане - мол, Мария хотела показать, что Она влияет на Сына, продемонстрировав своё непослушание, заставив Сына превратить воду в вино, хотя тот всячески намекал Ей, что не надо этого делать: "Что Мне и Тебе, Жено? Ещё не пришёл час Мой". Понимаю, что такое толкование неверно. Да простит меня Божья Матерь и Иисус Христос, что я повторяю слова нечестивых.

4. А где можно почитать про жизнь Приснодевы Марии? Какой труд наиболее адекватен, на Ваш взгляд? Тот же вопрос об Иосифе. Кстати, о нём вообще мало слышно. Почитается ли он за святого? Думаю, что как земному отцу Иисуса и мужу Матери Божьей, ему пришлось нелегко. Взять хотя бы тот момент, что он не имел с женой супружеских отношений. Да и вообще - быть возле Спасителя и Его Матери - громадная ответственность.

5. Ирод, избивший 40 тысяч младенцев и Ирод, отсекший голову Иоанну - это разные люди? И вообще - какое было политическое устройство Иудеи? Я так понял, что Понтий Пилат был римским наместником, то есть иудейские цари, тот же Ирод, были второстепенны в своих решениях, а главным был прокуратор? И было ли так на момент рождения Иисуса?

6. В какой книге можно наиболее адекватно почитать о житиях Апостолов? И есть ли вообще такая книга? Или сведения разрозненны? Если да, то можете перечислить известные Вам источники?

С любовью во Христе,

Здравствуйте дорогие Юля и Саша с Ксюшей и Олей!

Саша, отвечаю по-порядку на вопросы твоего письма.

Евангелист Марк, был апостолом из семидесяти (вторая группа апостолов), также как и евангелист Лука. Марк был последние годы с ап.Петром. Евангелие от Марка, это то, что благовествовал ап.Петр, его учитель.

В Деяниях апостолов указано о сошествии Святого Духа на группу учеников около 120 человек.

Ап.Иуда-Фаддей, брат Иакова - "братья Господни", апостолы из 12.

Среди 12 апостолов были Иаков (Алфееф), Иуда-Фаддей-Левий (брат его) и Симон Кананиит. Такие же имена носили трое из "братьев Господних" (Иаков, Иосий, Симон, Иуда). Нетрудно видеть по четырем Евангелиям, что матерью их была Мария Клеопова, двоюродная сестра Божьей Матери, т.е. были они троюродными братьями Господа Иисуса Христа, как и Иоанн Креститель, сын Елизаветы, другой двоюродной сестры Божьей Матери. До сих пор нет единого мнения о том, кто был Симон Кананиит. Прозвище Кананиит указывает на то, что он из Каны, куда на брак приглашен был Иисус с учениками, а Матерь Его была там, как хозяйка (видно из того, как Она говорит прислуживающим на свадьбе: "сделайте так, как Он вам скажет"), т.е. Она была родственно близка жениху. Жених же был из учеников Иисуса, иначе трудно объяснить приглашение Иисуса со всеми Его учениками (тогда их было еще очень много). Поэтому ежели бы это был ап.Симон, то все стало бы понятно. Совпадение того, что он, родственник Марии, и носит имя одного из братьев Господних, дает возможность предполагать, что он и есть один из них. Единственное, чего не достает, это свидетельства кого-либо из евангелистов о его родстве. Однако, если бы не было у нас письма ап.Луки о Деяниях апостолов и письма ап.Павла Галатам, то из Евангелий мы бы не узнали и о том, что Иаков и Иуда братья Господни. Из смирения они себя так не называли. Более того, и ап.Иаков и ап.Иуда, в отличие от ап.Петра и ап.Павла, в своих посланиях не называют себя апостолами, но лишь "рабами Господа Иисуса Христа". Однако, и не вызывающий сомнения об апостольстве, ап.Иоанн также не называет себя апостолом, но "старцем" и "соучастником в скорби и царствии и в терпении Иисуса Христа". Православные богословы вывели из этого, что ап.Иаков и ап.Иуда, чьи послания у нас имеются, были апостолами из 70. Однако достаточных оснований для этого нет. Более того есть веские аргументы для первого мнения. А именно, Господь Иисус ясно выразил Свое мнение в отношении того, как Он видит Свое кровное родство: 1) всегда подчеркивал, что "Он есть Сын человеческий", относя Себя т.о. ко всем расам и народам, а не к евреям только; 2) публично исповедовал, что не кровь и плоть для Него являются причиной родства, а "исполняющий волю Божью, тот Ему и мать и брат и сестра"; 3) однако даже тот, кто "и исполнит все, повеленное ему, должен о себе говорить, что он есть раб недостойный, ибо сделал лишь то, что должен был сделать".
Почему ап.Петр и ап. Павел тогда себя так называют?
Ап.Петр - потому, что его выделил среди всех Сам Господь, на нем основав Церковь Свою и приказав ему "поддерживать братьев своих"; ап.Павел - потому, что его особым образом отдельно от всех избрал Господь, а кроме того, Павел вынужден был подчеркивать это тем, кто знал только о двенадцати апостолах.

Согласно преданий, Божья Матерь была единственным долгожданным (50 лет ожиданий!) ребенком в бездетной семье Иоакима и Анны. По обету, данному ими Богу, они посвятили свою дочь, Марию, Богу, отдав Ее в 3 года на воспитание в храм, где Она пребывала до 14-летнего возрас та. В 14 лет, по еврейскому закону, девушка считалась совершеннолетней и в храме содержаться уже не могла. Мария же, возлюбив Бога паче жизни, посвятила Ему свое девство (впервые у евреев), т.е. принесла Ему обет целомудрия, и Бог принял этот дар. В связи с этим у священников храма возникла трудноразрешимая дилемма: Марию, по закону, нельзя было содержать в храме и в то же время нельзя было отдавать замуж, в виду данного Ею обета. К тому времени родители Ее умерли и Она была круглой сиротой, в виду чего Ей следовало выйти замуж. Дух Святой надоумил священников и они решили отдать Деву Марию под опеку достойному старцу, который будет мужем Ей по закону, но по плоти будет Ей лишь опекуном. Призвали они нескольких старцев, чудесным образом жребий пал на 82-летнего старца Иосифа. Существуют поздние идеологические натяжки на то, что Иосиф был молодым мужчиной. Этому можно противопоставить следующие аргументы: 1) священники прекрасно понимали, что такового молодого мужчину, согласившегося быть только опекуном, в их менталитете найти невозможно; 2) еврейский закон не позволял такого брака, ибо молодой мужчина, с которым жена не будет находиться в телесной связи, имел полное право для развода; 3) со стороны жены подвергать своего мужа такому испытанию было бы по меньшей мере бесчеловечно, а на таковое Пресвятая Дева бы не пошла, ибо "Она есть Самое Доброта".

Бог часто избранников Своих называл вторым именем, которое отражало основное свойство данной ему благодати и их характер: Аврама - Авраамом, Сару - Саррой, Иакова - Израелем, Иоанна Крестителя - Илией, Симона - Петром.
О характере этих двух братьев, Иакове и Иоанне, можно судить по тому, например, что увидев непринятие Господа одним самарянским селением, они предложили Иисусу позволить им "вызвать огонь с неба, чтобы попалить их, как и Илия сделал". Т.е. они имели характер, подобный пороху или молнии.

Никто так не возлюбил Бога, как Мария Дева Пресвятая Богородица, поэтому Она Матерь Иисуса Христа не только по плоти, но, как сказал то Он Сам ("кто исполняет волю Отца Моего Небесного, тот Мне и мать и брат и сестра"), и по духу, ибо никто с таким совершенством не исполнил воли Божьей, как Она. Божья Матерь есть единственный человек, подобный нам, но зачатый и родившийся без первородного греха, и не совершивший за Свою жизнь ни одного греха. Мария Дева вместе с Сыном Своим добровольно соделалась Соискупительницей мира: никто, кроме Сына Ее, не понес таких тяжких страданий, как Она. За кого Она терпела, ни одного греха не совершившая? - за нас, за каждого человека, ибо за каждого человека Сын Ее и Бог пролил Свою святую Кровь. Потому Она и превознесена Богом выше всего творения, Она - Царица Небесная, только Ее молитвами и Ее святым предстательством спасается всякая тварь, и каждый дар, который кто-либо из людей на земле приемлет, невидимо подается из Ее святых и пречистых рук.

Эпизод на свадьбе в Кане галилейской показывает нам то необычайное доверие, какое имеет Божья Матерь к Своему Сыну. Показано это для того, чтобы и мы учились у Нее этому необходимому для нас качеству в контакте с Иисусом Христом, Всемогущим Богом. Показано также и для того, чтобы убедить нас в том, что доверие Богу понуждает сотворить Им и то, что в настоящий момент Им не планировалось, т.е. "исполняет Бог желание уповающего на Него", как говорится то в Псалмах, порой, как было то с Марией Девой, ускоряя происшествие событий во времени.

Пресвятая Дева, как Самое Доброта, желала праздничного веселья на свадьбе, а вина, которое в том регионе было просто необходимым элементом праздничного стола, по бедности хозяев было немного и оно уже закончилось. Свадьба, как видно, была в самом разгаре. Можно представить себе стресс жениха и его близких.
А кто может так сострадать другим, как Божья Матерь: даже в таком (для нас) прозаическом деле? Однако, Она во всем желает людям добра, даже в делах обыкновенных. Вина нет на свадьбе. А где его сейчас достать, даже если бы и были деньги? Тогда скоростных авто еще не было и круглосуточных магазинов тоже. Ситуация в то время практически безысходная. К кому прибегают в ситуациях безысходных? - к Богу. Вот Божья Матерь и просит об этом Бога, Своего Сына. Просьба эта, думаю, шла от Нее, как сопереживание бедным молодоженам, оказавшимся в такой безнадежной ситуации. А для нас приводится Духом Святым для научения любви ко Господу, Пречистой Его Матери и друг ко другу.

Что касается эпизода, когда Богородица пришла к Сыну с братьями, то согласно Евангелию, в народе (думаю, что, как и всегда, иудеи) говорили, что Иисус "вышел из Себя", т.е. обезумел. В таком случае по еврейским правилам Иисуса могли насильно связать и закрыть в заточеньи.
Услышав такое и сразу поняв с какой целью иудеи такое распространяют об Иисусе, "братья и сестры" Иисуса предложили Его Матери пойти с ними к Иисусу, чтобы уберечь Его от нападения иудеев. Почему попросили пособничества Матери? Возможно, думали, что их Он может не послушать. Иисус же, используя посланный Ему Отцом случай появления Его близких с таким делом, использует его для научения нас истине об отношениях Его с людьми. Для Него "плоть и кровь" (т.е. даже близкие по родству люди) имеют лишь такое значение, какое значения для них имеет исполнение воли Божьей, "Отца Его". Кроме того, указывая на сидящих вокруг Него учеников, успокаивает Своих близких, что как и они, "Его Матерь, братья и сестры", Его могут защитить и Его ученики. Однако и тут еще раз неявно указывает на то, что все, что происходит с Ним, находится под пристальным вниманием Его Отца и т.о. с Ним ничего не может произойти лишь по людской воле, какие бы хитрые планы они не замышляли. Нам же еще и показывает, что Матерь Его с братьями и сестрами Его, исполняют волю Его Отца, а значит и Его волю.

О Пресвятой Деве Богородице Марии и в католической и в православной литературе есть книги "Земная жизнь Пресвятой Богородицы". Видел я ее название и в интернете. Написана она на основании преданий и высказываний св.отцов Церкви, однако много и "художественных приемов", есть также высказывания гипотетического характера (например, о том, что св.Иосиф имел от первого брака сыновей и дочерей, о которых и упоминается в св.Евангелиях, что, однако не имеет достаточных оснований).

Святой Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии Богородицы, земной отец Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, глава Святого Семейства: скромный и кроткий труженик, исполнением воли Божьей превзошел всех, ибо Бог ему доверил заботу о земной жизни Своего маленького Сына Иисуса Христа и Невесты Святого Духа, Пречистой Матери Иисуса, Пресвятой Девы Богородицы Марии. И он достойно исполнил волю Отца Небесного. Согласно преданий, умер в 102 года, когда Иисусу было 20 лет.

Ирод Великий, при котором родился Иисус и который, желая Его убить, умертвил всех детей до 2-летнего возраста в Вифлееме, умер спустя несколько месяцев (в окресности Пасхи) после рождения Господа (4 год до н.э, поэтому точная дата рождения Спасителя смещена относительно 1г. нашей эры на 4 года; я читал когда-то математическое доказательство (конца 19 века) этого факта, основывающееся только на пророчествах и точных подсчетах лунных циклов). Скрывавшееся от его преследования Святое Семейство находилось в это время в Египте. После смерти Ирода, они вернулись в Назарет, в дом Иосифа, где и жили раньше до рождения Спасителя.

Ирод, убивший Иоанна Крестителя, был современник Господа Иисуса Христа.

Римский прокуратор (губернатор) Понтий Пилат имел действительную власть, т.к. располагал войском. Боялся, однако, интриг местной знати, которые с помощью денег могли быть способны на многое. Согласно преданий, был отправлен римским императором в ссылку за противоправное осуждение Иисуса Христа на смерть.
Смертельно заболевший император послал свою няню в Палестину к знаменитому целителю Иисусу, но она успела лишь встретить Его, влачащего Крест. Вытерев Его окровавленный лик своим белым платком, обнаружила потом на нем отпечаток Божественного лика Спасителя в терновом венце, который и привезла императору. Император был очень огорчен, что няня не имела возможности попросить Иисуса об исцелении его. Развернув платок и взглянув на изображение, он был так поражен, что поцеловал его. Тотчас исцеленный, он потребовал к себе Пилата для отчета и строго осудил его на изгнание, лишив его всех прав и полномочий.

О жизни святых апостолов Иисуса Христа можно прочитать в Житиях Святых. К сожалению, до сих пор нет отдельной книги с их жизнеописаниями. Имеются сведения о них и в интернете, переписанные часто из Житий.

С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем, НПК.

В начало переписки.

Как понимать стих Матфея 1:25 "и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус" Обратите внимание на слово первенец! Были ли у Иисуса братья и сестры?

Отвечает священник Афанасий Гумеров :

В библейском языке слово первенец (евр. бехор; греч. prototokos) имеет вполне ясный и однозначный смысл. Оно указывает, что у данного родителя он первый ребенок и до него он никого не рожал. Это важно для усвоения ему особых прав - первородства. Он мог быть начатком рожденных (например, Рувим был первым из 12 патриархов, детей Иакова, Быт 29:32), или единственным (в подтверждение этого можно вспомнить библейское выражение «Первый и Последний» Откр. 1:10). Повторяю, что в правосознании древних израильтян принципиальным было только первенство родившегося. Первородство имело религиозный смысл. По закону Моисея первенец должен быть посвящен Богу и за него приносилась особая жертва, означавшая его символический выкуп у Бога: «Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они» (Исх.13:2).

Об этом ясно говорит Евангелист в отношении Богомладенца Христа: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 2:22-24) Вопрос о упоминаемых в Евангелии (Мф. 13:55-56 и др.) братьях и сестрах Иисуса исчерпывающе исследован в библеистике: это дети св. праведного Иосифа Обручника - отчима Иисуса.

В Библии говорится, что мать Иисуса была девой на момент рождения, и поэтому нет вопроса о Его настоящих родителях: Иисус был сыном смертной матери и Божественного Отца. Однако, нигде не говорится, что она оставалась девой до конца своей жизни. Она была уже помолвлена, когда узнала о том, что избрана в качестве матери Спасителя, а Иосиф узнал, что ему предстояло стать опекуном ребенка.

Хотя некоторые христиане утверждают, что братья и сестры Иисуса была детьми Иосифа от предыдущего брака, Писания подтверждают обратное, поскольку Иисуса называют Единородным Сыном от Отца, но первенцем Марии. Это определенно означает, что после Иисуса у Марии были другие дети, но Бог уже не был их отцом.

В Матфее 13 немного говорится о братьях и сестрах Иисуса:

55 Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?

56 И сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?

57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

Конечно, известно, что Иосиф был лишь приемным, а не биологическим отцом Иисуса, но в вышеприведенных стихах упоминаются четыре брата и сестры во множественном числе. В 57 стихе также дается намек на то, что не все было гладко в доме Иисуса. Иисус упоминает о том, что пророк не имеет чести в своем доме, подразумевая, что по крайней мере Его братья не признавали Его божественности. В Иоанне 7:5 об этом говорится напрямую: “Ибо и братья Его не веровали в Него”.

Это подтверждается и тем фактом, что, умирая, Иисус назначил Апостолу заботиться о Его матери. Присутствуй при этом Его братья, и поддержи они Его миссию, они были бы теми, кто стал бы заботиться о Марии.

К счастью, после воскресения Спасителя Его братья покаялись и стали тем, кого мы сейчас называем христианами. Иаков достиг важного положения в Церкви, после того как увидел своего воскресшего брата, и стал автором одной из книг в Новом Завете: “Потом явился Иакову, также всем Апостолам” (1-е Коринфянам 15:7).

Возможно, Иаков, брат Иисуса, занял место другого Апостола, тоже Иакова, который был братом Иоанна и был убит Иродом Агриппой. Нам известно, что брат Иисуса стал Апостолом, благодаря посланию Павла к Галатам: “Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня” (Галатам 1:19).

Его брат Иуда тоже написал послание, которое включено в Библию, и называет себя братом Иисуса: “Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцом и сохранены Иисусом Христом” (Иуда 1:1).

Исследователь Джеральд Н. Ланд добавляет: “В Новом Завете ничего не говорится о Симоне и Иосии, но в древней летописи, сохраненной для нас ранним церковным историком Евсевием, говорится, что Симон впоследствии стал епископом церкви в Иерусалиме и в конце концов был распят во время римских преследований при императоре Траяне”.

Источники:

Карлфред Б. Бродерик, “Братья Иисуса: любить неверующего родственника”, Лиахона, март 1987 г., стр. 50

Роберт Дж. Мэтьюс, “Мария и Иосиф”, Лиахона, декабрь 1974 г., стр. 13