Дымковская сказка. Художественное слово о каргопольских игрушках

Мастер - класс «Дымковская барыня»

Мастер-класс для воспитателей.

Цель: познакомить воспитателей с техникой «Лепка фигур из пластилина на каркасе».

Задачи:

1. Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности.

2. Обогащение предметно - развивающей среды ДОУ.

Отрывок А. Дьякова «Веселая дымка»

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки непростые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Для изготовления нам понадобится:

Основа (банка, крышка …)

Пластилин

Клей ПВА

Лак бесцветный

Пошаговый процесс изготовления поделки

Подбираем по размеру основу для игрушки. Можно использовать консервные, пластмассовые банки. Обрезанные пластиковые бутылки не подойдут, т.к. они не плотные.

Из фольги формируем туловище, голову и руки. Очень плотно сжимаем фольгу.

Прикрепляем руки к туловищу с помощью фольги.

С помощью пластилина прикрепляем туловище к банке.

Начинаем покрывать весь каркас пластилином, формируя фигурку.

Дополняем фигурку деталями: нос, волосы, шляпка, рукава и собачка.

Обезжириваем фигурку с помощью муки.

Приготовим грунтовку - смешиваем клей ПВА и белую гуашь пополам (1 к 1) консистенция густой сметаны. Наносим первый слой. Клей ПВА должен быть свежий, иначе при высыхании грунтовка потрескается. Её можно вымыть с мылом, просушить и снова загрунтовать, если все равно трескается - добавьте в грунтовку немножко воды.

После высыхания наносим второй слой.

Когда фигурка хорошо просохнет, раскрашиваем элементами дымковской росписи. После высыхания покрываем лаком. Собачку фиксируем на руках при помощи тонкой проволоки (отделяем 2 см. от канцелярской скрепки), втыкаем в руку барышни и ногу собаки.

Аналогично можно сделать любые дымковские (филимоновские) игрушки.

Работа длительная и трудоемкая, но игрушка при правильном хранении (не допускать попадания солнечных лучей) долго будет вас радовать своей яркостью и неповторимостью. Игрушку можно использовать для украшения интерьера и на занятиях при ознакомлении дошкольников с народным творчеством.

Знакомство младших дошкольников с дымковской игрушкой

Одной из задач эстетического воспитания дошкольников является развитие творчества и художественных способностей. Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных мастеров. Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу, природе, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы.

Конечно, не всем приемам работы с разными материалами мы, воспитатели, имеем возможность научить детей дошкольного возраста. И не это главное. Очень важно, чтобы они полюбили русское народное творчество, научились наблюдать, умели использовать элементы народного творчества в самостоятельной художественной деятельности.
Предлагаю свой опыт работы с детьми по знакомству с дымковской глиняной игрушкой, обучению их декоративной аппликации. На занятиях по изодеятельности и в свободное время детей знакомлю с видом декоративно-прикладного искусства – дымковской игрушкой; рассматриваем предметы народных мастеров, обращая внимание на контрастные сочетания цветов – красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных на белую основу, на декоративные приемы рисования, основанные на применении простого геометрического орнамента; используя шаблоны, дети учились выполнять аппликацию на силуэтах игрушек; заучивали материал русского народного творчества: стихи, потешки, загадки; обыгрывали свои поделки.

Тексты для игр с дымковскими игрушками
Народные песенки, потешки, загадки

Барашек-свисток
Левый рог – завиток
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.

Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой
На спине Егорка.

***
Утка-Марфутка
Бережком идёт,
Уточек-Марфуточек
Купаться ведёт.

***
Индюк

Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост -
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Красной горкою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
И напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг.
Птица важная - индюк!

Индя-индя
Индя - индя - индючок
Ты похож на сундучок.
Сундучок не простой:
Красный, белый, золотой.

Водоноска

За студеною водицей
Водоноска - молодица,
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша

Эта девица - краса,
Тугая черная коса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.

В кокошнике няня,
На руках Ваня.
И хорош, и пригож Ваня,
Не забудь няню,
Когда подрастешь.

Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.

***
В любой порядочной избушке
Есть место дымковской игрушке!
Какие чудные зверюшки!
Лошадки, курочки, индюшки!
У барыни на коромысле ведёрки синие повисли.
А у другой румяной пышки под боком милые детишки!

Привезли мы глину с дальнего бугра,
Ну-ка, за работу, чудо мастера!
Я слеплю лошадку, я её приглажу
И сидельце с бахромой на спине прилажу.
Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем,
Будем мы игрушки «печь»,
Печка жаром пышет.
А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,
Не пышки, не ватрушки,
А в печи – дымковские игрушки!

***
Конь бежит
Вся земля дрожит.
В поле травушка-муравушка,
Ничком лежит.
* * *
Петушок, петушок.
Золотой гребешок,
Ты полай голосок
Через темный лесок,
Через лес, через реку
Прокричи: «Ку-ка-ре-ку».
* * *
Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы:
Расписные сани,
Медведь с гармошкой,
Солдат с усами.
Козел - золотые рожки
Да куколка в сережках.
Пестрые, яркие, славные подарки!

***
отрывок из стихотворения А. Дьякова «Веселая дымка»

Возле Вятки самой Дымково - поселок,
Окаймлен лесами уголок веселый.
Лет ему за двести, триста ль миновало.
Собирались вместе мужики бывало.
А, управясь дома, бабы приходили,
С удалью знакомой пляски заводили.
Праздник отмечали - пели, не скучали.
Как-то вятичи дружки
Сели в праздник у реки.
Под руками- глина-
Слой на три аршина.
Стали шарики катать,
Как снежки, бывало...
Глину щупать, глину мять-
Жирная, как сало!

***
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там все любят песни, пляски,
Здесь рождались чудо – сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки непростые,
А волшебно – расписные.
Белоснежны, как березки
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор».

* * *
Загадки.

1.Бегут по дорожке борода, да ножки (козлик).

2.Посмотрите, пышный хвост
У него совсем непрост -
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок?
Красной краскою горя,
Как корона у царя (индюк)

3.Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран).

4. Чок, чок, пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок.
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадайте!
Это… (поросенок)

5. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,
а первый на селе работник (конь),
6. Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбка,
А ну, отгадайте, кто я.

Наталья Тимошкина

Дымковская игрушка -это праздник. Они поражают своей жизнерадостностью, богатством фантазии и мастерством. У детей они вызывают чувство радости и света, желание повторить эту красоту, сделать ее своими руками.

Хочу рассказать , как мы впервые познакомились с этой замечательной игрушкой. Есть много историй о том, как родилась Дымка . Для своих трёхлеток, я решила сочинить свою дымковскую сказку .

В сказке может все случиться ,

Наша сказка впереди .

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостю : “Заходи!”

Было это иль, не было, но говорят, что в одной деревне Дымково жил мужик и была у него доченька красавица - Настенька. Батюшка нарадоваться не мог своей девочкой, уж очень она росла доброй и заботливой, по хозяйству ему помогала, добрым словом окрыляла. А он старался ей во всём угодить.

Всё было хорошо в их маленькой и дружной семье.

Вот только когда батюшка уходил на работу, Настеньке становилось грустно и одиноко, не с кем было поиграть и поговорить. И как же она завидовала своим подружкам, у которых были сестрёнки и братишки. В их доме всегда звучал смех и радостные голоса детишек.

И вот видит батюшка, что всё чаще грустит его Настенька. Забеспокоился он, не заболела ли его любимая доченька? Стал спрашивать, что случилось с ней.

Рассказала Настенька о своей мечте.

Пригорюнился батюшка, сел на пригорок, стал думать, как же доченьке помочь. А пригорок был не простой, а глиняный. Взял батюшка кусочек глины, и руки сами стали лепить куколку, да такую красивую и пригожую. Её головку украсил кокошником и длинными косами, нарядил в платье с пышной юбкой, с оборками. Отбелил её в молоке и меле, и расписал яркими узорами : кружочками, колечками, точками, полосками и волнистыми линиями.

Как же обрадовалась Настенька, увидев такую куколку-сестрёнку и от счастья расцеловала батюшку.

А он налепил барышень для всех её подружек, а для мальчиков - лошадок, уточек, индюшат и козлят.

А игрушки с тех пор стали называть Дымковские .

Мы с ребятками познакомились с основными дымковскими элементами и конечно же возникло желание украсить юбку своей барышни. Идею взяла у Елены Тыняная. Сначала на принтере распечатала дымковских барышней , вырезала часть юбки, дети нарисовали узор, а потом подложили под заготовку.

А это пособие "Карусель"мы изготовили вместе с детьми.

Цель :закрепить основные элементы дымковской росписи , формировать умение контролировать силу и длительность воздушной струи.

Материал :Из картона сделала заготовки, обклеила цветной самоклейкой, украсила узорами.


Распечатала и вырезала дымковские игрушки и предложила детям раскрасить, а затем готовые работы развесила на карусели.


А теперь можно и подуть.

Еле-еле, еле-еле

закружились карусели,

А потом, потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не кружите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два.

Закружилась голова

Татьяна Кирюшатова
Сказка о дымковской игрушке «Козлик-золотые рожки»

Дорогие коллеги! Спешу представить вашему вниманию новую сказку из цикла "сказки- игрушки ". Её можно прочесть детям при знакомстве с дымковской игрушкой .

Козлик – золотые рожки

Давным-давно это было. В деревушке одной семья жила – муж, жена да семеро детушек. Жили они хорошо, землю сеяли-пахали, скотинку держали, нужды особой не знали. Так уж сложилось, что к своим семерым детушкам, пришлось им взять в семью сиротку-племяшечку – девчоночку небольших годков – Алёнушку.

Всё бы хорошо, да только не каждое сердце на любовь щедрое. Так и тут получилось. Невзлюбили муж с женой сиротинку. Хоть и родная племяшечка, да свои детушки милее кажутся.

Муж с женой одно сиротинку гоняют, ругают да шпыняют, а детки на них глядят да всё повторяют. Целыми днями у Алёнушки глаза на мокром месте, не поймёт, в чём она виновата, видно в том провинилась, что на белый свет народилась.

День за днём быстро идёт, не успели лето проводить – зима пороги снегом заметает.

Вот настал как-то день ярморочный. Собирается вся семья, наряжается. Мать да дочки старшие щеки румянят, бусами обвешиваются. Отец да сыновья новые рубахи да пояса узорчатые примеряют.

Алёнка возьми, да и спроси :

– А можно и мне с вами на ярмарку?

Все на неё ногами затопали :

– Куда тебе на ярмарку? Дома дел полно.

Забилась в уголок Алёнушка, заплакала. Тут один из сынков старших сжалился :

– Давайте возьмём её, – говорит. – Пусть в санях сидит, добро стережёт, пока мы по ярмарке гулять будем.

– И то правда, – отец с матерью соглашаются.

На том они и порешили. Сами по торговым рядам пошли, а Алёнушку в санях оставили, соломкой прикрыли да цыкнули :

– Никуда не уходи. Здесь сиди, покуда мы не вернёмся.

Сидела Алёнушка, сидела :

– Дай, –думает, – сбегаю, погляжу одним глазком на ярмарку. Быстро обернусь, никто не заметит, что меня не было.

Сказано-сделано . Побежала Алёнушка в торговые ряды, смотрит – глазам не верит. Чего только нету на ярмарке : калачи, булки, пряники, соленья, варенья всякие, мёда колоды полные, рубахи, сарафаны, валенки, украшения разные. А средь всех стоит дедок – сам с вершок, вокруг него столы все невиданными игрушечками заставлены : и барыни здесь в широких юбках с рюшами, и гармонисты – добры молодцы, и олени, и медведи, и петушки с индюшками. Мужичок знай свистит да насвистывает, игрушки свои нахваливает , кричит как оглашенный :

Подходи, народ, кто игрушки берёт ! Не простые – расписные, свистящие. Засвистишь – не устоишь, сразу в пляс пойдёшь. Сразу в пляс пойдёшь – своё счастье найдёшь.

Встала Алёнушка перед этими игрушечками как вкопанная , глаз отвести не может.

Ну-ка, что тут за игрушечки , - кричит. – Сейчас поглядим да своим ребятушкам прикупим.

Спохватилась Алёнушка да скорее к своим саням кинулась. Под соломку забилась, лежит, еле дышит.

Тут с ярмарки вся семья вернулась, покупки в сани укладывают, хвалятся. А игрушечек -то расписных накупили : у каждой девчонки по барыне в платье цветастом, у каждой мальчонки по свистульке-коню с золоченой гривою, а у самого маленького сыночка - карусель расписная.

-– Чего глядишь, – на Алёнку кричат. – Помогай покупки в сани складывать.

У Алёнки опять глаза на мокром месте. Родне помогает, а сама слёзы вытирает. Тут глядит прямо у саней маленькая игрушечка валяется – козлик расписной , рожки золоченые . Только один рог обломился слегка, видно поэтому его и бросили.

Подняла Алёнушка козлика , в рукавичку спрятала.

Дома все дети принялись новыми игрушками забавляться . Меж собой играют, Алёнушку не зовут. А Алёнушка и не обижается, у неё теперь своя игрушка есть – козлик –золоченые рожки .

Уж так она к этому козлику привязалась , что ни на минуту с ним не расставалась. Бывало делает работу какую по дому, а сама всё на козлика поглядывает , разговоры с ним ведёт, песни ему поёт.

Мало ли, много ли времени прошло, никто не знает, не ведает. Только решили как-то мальчишки над Алёнкою подшутить. Отобрали козлика и давай друг дружке кидать-перекидывать. Алёнка в слёзы, а мальчишкам смех. Тут один из них возьми, дверь открой, да и брось козлика прямо в сугроб .

Алёнка бегом шальку накинула, валенки натянула да во двор. Сама плачет, снег руками гребёт, козлика ищет . Искала она так искала, слышит кто-то по воротам стучит, выглянула, а по улице расписной козлик скачет , рожки у козлика золоченые , один только обломан немножечко. Алёнка за ним :

- Козлик , - кричит, - погоди, не убегай.

А козлик знай себе бежит , копытца мелькают, золоченые рожки сверкают .

Бежала Алёнка за козликом , бежала, до речки добежала. Козлик тот , недолго думая, на лёд заскочил, копытом бьёт, Алёнку зовёт. А Алёнке боязно по льду-то ходить.

А, будь что будет, - думает и вперёд за козликом .

Перебежали они речку, на пригорочке очутились.

Смотрит Алёнка, деревенька перед ней. Каждая изба, как игрушечка . Окошки золотыми огоньками светятся, а над крышами сизый дымок плывёт.

Козлик снова копытцем бьёт , Алёнушку за собой зовёт.

Вот подбежали они к одной избушке. Козлик рожками в дверь упёрся , она и открылась. Остановилась Алёнушка на пороге, глядит, в избушке за столом старушка сидит. Весь стол глиняными игрушками уставлен , а старушка та их меловым молочком белит да красками цветными расписывает. Козлик к старушке подбежал , на ушко что-то нашептал и вмиг снова игрушечкой обернулся . А старушка на Алёнушку глядит улыбается :

Заходи, - говорит, - внученька. Сейчас я тебя отогрею, кашкой накормлю, молочком напою.

Так и осталась Алёнушка у старушки той. Стали они жить вдвоём, поживать да добра наживать.

Узнала потом Алёнушка, что речка, через которую они с козликом перебегали , Вяткой называется, а деревенька волшебная – Дымково . Научилась Алёнушка игрушки из глины лепить , молоком белить да узорами яркими расписывать. Стала на деревне первой мастерицею. Всяк кто к ней зайдёт, без игрушки не уйжёт .

Может и до сих пор она там живёт, вас в гости ждёт. Хотите верьте, хотите не верьте, а лучше поезжайте да сами проверьте.

Публикации по теме:

Составление описательного рассказа по игрушке «Бюро находок». Развитие речи в процессе описания игрушки (средняя группа) Составление описательного рассказа по игрушке. «Бюро находок» Группа: средняя (4-5 лет) Интеграция образовательных областей: речевое развитие,.

Акция "Золотые слова" В нашем детском саду" Солнышко"г. Новошахтинска проходит ежегодная акция "Золотой ключик к сердцу ребенка". Направлена.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление рассказа по игрушке» Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление рассказа по игрушке» Цель: Учить детей составлять небольшой описательный.

Конспект по развитию речи о второй младшей группе «Составление описательного рассказа об игрушке-Дед Мороз» Цель: -Учить составлять описательный рассказ по игрушке; - Закреплять умение отвечать полным предложением; - Активизировать словарь детей.

Конспект СОД по развитию речи в средней группе. Составление описательного и творческого рассказа об игрушке «Пропала собака» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 134 Развитие активной речи детей дошкольного.