Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка».
Задачи:
Образовательная область «Познание»
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора приознакомлении с космосом:
Знакомить детей с космосом и первым космонавтом Ю.А. Гагариным. Расширять представления детей о планете Земля, о Луне, о звёздах. Формировать элементарные представления детей о пространстве (учиться различать, что находится близко и далеко).
- Формирование элементарных математических представлений:
Развивать умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, исследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание при создании ракеты из пластилина.
- Конструирование:
Показать детям связь между реальными предметами (иллюстрация ракеты) и отображающими их конструкциями. Учить создавать простейшие постройки из различных деталей, сделанных из пластилина. Содействовать пониманию детьми слов большой/маленький, высокий/низкий, близко/далеко и точному их употреблению в процессе конструирования.
Образовательная область «Коммуникация»
- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
Приобщать к использованию простых форм речевого этикета (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста). Поощрять доброжелательное общение друг с другом, развивать навыки взаимодействия. Развивать речевую активность (умение задавать и отвечать на вопросы, делиться впечатлениями).
- Формирование словаря:
Пополнять и активизировать словарный запас на основе углубления знаний детей о космосе и её планетах. Развивать умение понимать некоторые обобщающие понятия (планеты, звёзды).
- Звуковая культура речи:
Развивать интонационную выразительность (при рассказывании текста физминутки).
- Грамматический строй речи:
Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи.
Связная речь:
Развивать диалогическую форму речи (умение вступать и поддерживать разговор с воспитателем и детьми, отвечать на вопросы и задавать их в процессе совместной деятельности, по поводу просмотренной презентации).
Формировать простейшие формы монологической речи (с помощью воспитателя рассказать о своих впечатлениях при полёте в космос).
Образовательная область «Социализация»
Способствовать проявлению доброжелательности, дружелюбия по отношению к окружающим. Воспитывать положительное отношение к профессии «космонавт».
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Развивать у детей интерес к книгам, знакомить со стихами о Космосе. Обращать внимание на средства выразительности литературной речи.
Образовательная область «Художественное творчество»
Показать связь между реальными объектами окружающего мира (фотографии ракет) и их изображениями (ракет, сделанных из пластилина); учить понимать «Язык искусства» и поддерживать интерес к его освоению. Учить создавать в творческо-конструктивной деятельности простейшие конструкции как образы окружающего мира. Содействовать освоению детьми доступных базовых художественных техник лепки, изобразительно-выразительных средств (линия в игре «Обведи по точкам»). Создавать условия для развития эстетического восприятия, эмоциональной сферы, наглядно-образного мышления, вызывать и поддерживать устойчивый интерес к занятиям художественным творчеством.
Образовательная область «Физическая культура»
Обогащать двигательный опыт детей в процессе проведения физминутки. Воспитывать желание быть сильным и смелым.
Образовательная область «Здоровье»
Создавать условия, стимулирующие двигательную активность детей (физминутка). Обеспечивать комфортный эмоциональный микроклимат в процессе непосредственно образовательной деятельности, в котором ребёнок чувствует себя защищённым и принимаемым педагогом.
Образовательная область «Музыка»
Обогащать слушательный опыт (прослушивание космической музыки во время показа презентации). Развивать способность переживать музыку и творчески выражать себя в образном импровизационном движении.
Методы и приёмы:
Практические : физминутка, создание ракеты из пластилина, выполнение задания «Обведи по точкам».
Наглядные: рассматривание портретов космонавтов, иллюстраций ракет, звёзд, планет; просмотр видеопрезентации «Космос».
Словесные : составление простых предложений.
Материалы и оборудование: портреты космонавтов и Ю.А. Гагарина, иллюстрации ракет, звёзд, Луны, планет; образец ракеты из пластилина, сделанной из геометрических фигур (кругов, квадратов, треугольников); пластилин и доски на каждого ребёнка; магнитофон с диском космической музыки; задание на листке «Обведи по точкам» и карандаши для каждого ребёнка.
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Ожидаемые результаты |
|
Воспитатель: «В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. А внизу леса, поля, Расстилается земля». |
Дети слушают стихотворение. |
Пробуждение интереса к теме «Космос» через произведение литературы. |
|
Воспитатель: Ребята, сегодня 12 апреля – день Космонавтики. Это праздник, прежде всего космонавтов и тех, кто участвует в создании космических ракет. А вы знаете кто такие космонавты? А вы хотите полететь в космос? А на чем туда можно полететь? |
Дети отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями. |
Развитие речи и познавательных способностей, создание эмоционального положительного фона. |
|
Воспитатель: А давайте, ребята, Поиграем в космонавтов, В космос все мы полетим. Собираемся в полет, Строим новый звездолет. Посмотрите на доску. Сегодня мы будем делать вот такую ракету (воспитатель показывает образец) . Ребята, а из каких геометрических фигур состоит ракета? (Квадраты, треугольники, круги). А куда летит ракета? (В космос, вверх). А что есть в небе, в космосе? (звезды, луна, другие планеты). |
Дети отвечают на вопросы. |
Развитие речи, познавательных способностей и ориентации в пространстве. |
|
Воспитатель: Сейчас я покажу вам, как делать ракету. Берем кусочек пластилина, раскатываем между ладошками - столбик, соединяем друг с другом столбики в виде квадратов, треугольников и кругов. |
Дети вместе с воспитателем делают ракету из пластилина. |
Развитие мелкой моторики, фантазии и аккуратности. |
|
Воспитатель: Давайте выполним пальчиковую гимнастику в стихотворном виде: «Мы наши пальчики сплели И вытянули ручки. Ну, а теперь мы от Земли Отталкиваем тучки». |
Дети произносят слова физминутки и делают движения, которые показывает воспитатель. |
Предотвращение утомляемости детей, смена пассивного поведения на активное. |
|
Воспитатель: Какие красивые ракеты у нас получились! Теперь можно лететь в космос. Воспитатель включает космическую музыку и имитирует полёт. |
Дети слушают музыку и выполняют движения за воспитателем. |
Развитие познавательных способностей и способности переживать музыку и творчески выражать себя в образном импровизацион-ном движении. Создание эмоционально-положительного фона. |
|
Воспитатель: Ребята, давайте возвращаться назад на Землю. Для этого нужно провести линию по пунктирным линиям от ракеты к планете Земля. |
Дети выполняют задание «Обведи по точкам» |
Освоение детьми изобразительно-выразительного средства - линия (в игре «Обведи по точкам»). |
|
Итог непосредственно образовательной деятельности: Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Вспомните, что интересного было сегодня? |
Дети рассказывают, какая деятельность им особенно понравились. |
Развитие речевой активности (умение делиться впечатлениями). |
Итоговое мероприятие: выставка рисунков по теме «Звёздное небо».
Конспект досуга, посвященного Дню Космонавтики.
Во второй младшей группе.
«Наши космонавты».
Подготовили и провели: воспитатели Якушик Л.В. и Леньшина А.И.
Цель занятия:
сформировать у детей представления о космосе и первых космонавтах.
Задачи:
Образовательные:
Расширять кругозор детей;
Развивающие:
Обогащение и активизация словаря по теме «Космос»;
Развивать творческое воображение, фантазию;
Развивать двигательно-игровую активность;
Воспитательные:
Создать радостную атмосферу праздника.
Словарная работа:
космос, космонавты, планета, астроном, телескоп, космическая ракета, скафандр.
Используемое оборудование: магнитная доска, картинки: ночного неба, астроном, телескоп, космическая ракета, скафандр, космонавт Ю. Гагарин, собаки Белка и Стрелка, аудиозапись с «космической музыкой», ракеты с фотографиями детей, клей, кисточки, тряпочки для клея, клеенки .
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом, а перед ними на магнитной доске картинки с изображением ночного неба со звездами, телескоп, астроном.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари - Фонарики
Меньше, чем комарики.
Дети: Звезды
Воспитатель: А кто из вас смотрел на ночное небо?
Дети: Мы.
Воспитатель: А вы видели на ночном небе звезды?
Дети: Да.
Воспитатель: Из давно люди наблюдают за небом и изучают его. Им всегда хотелось узнать, а что там на небе. Многие из них не только смотрят на небо, но и считают звезды. А вы знаете, как называют людей, которые изучают небо? (ответы детей)
Правильно. Таких людей, называют астрономы.
В изучении неба и звезд астрономам помогает телескоп.
Телескоп во много раз увеличивает звезды, что бы их было лучше видно. Но люди не остановились на этом. Им захотелось узнать, а что там в космосе. Для этого они построили первую космическую ракету. Но люди побоялись лететь в космос. Поэтому первыми космонавтами стали собачки Белка и Стрелка, а когда они вернулись обратно на землю, людям тоже захотели приблизиться к звездам и другим планетам.
Первым человеком, который захотел приблизиться к звездам стал Юрий Гагарин. Гагарин стал первым человеком, который совершил полет в космическое пространство. А полетел он в космос на космической ракете, под названием «Восток».
Ребята, а вы хотите посмотреть, что интересного видят в космосе космонавты? (ответ детей).
Давайте представим, что мы стали с вами космонавтами. А что нам необходимо для полета в космос? (ответы детей) Правильно. Сейчас мы с вами одеваем специальные космические костюмы, называют их скафандрами. А кто знает, для чего одевают скафандр? (ответы детей)
В космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма, то можно сразу замерзнуть и превратиться в льдинки. Еще в космосе нет воздуха и обычные люди дышать там не могут. Поэтому для полета в космос космонавты одевают скафандры. В скафандрах очень тепло. Кроме того – в скафандрах человек может дышать, он снабжает человека воздухом.
Дети встают и имитируют с воспитателем одевание скафандра.
Воспитатель: Космонавты очень сильные и выносливые, потому что они в детстве кушали очень хорошо и всегда делали зарядку по утрам. Давайте и мы с вами перед полетом в космос сделаем специальную гимнастику.
Физкультминутка: «Для начала мы с тобой»
Для начала мы с тобой
Повращаем головой. (Вращение головой в стороны.)
Поднимаем руки вверх,
Плавно опускаем вниз.
Снова тянем их наверх.
Ну, дружочек, не ленись! (Дети поднимают прямые руки над головой, потом опускают их вниз и отводят назад, потом снова вверх, потом снова вниз и т. д.)
Воспитатель: Теперь мы готовы к полету в космос. Осталось только сесть в ракету и отправиться в космос. Ребята проходят к своим столам и выполняют коллективную работу «Наши космонавты».
Затем воспитатель приглашает ребят пройти на ковер, где разбросан «космический мусор».
Воспитатель: Внимание! Внимание! Готовы к взлету. Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1. ПУСК! Мы с вами в космосе. Внимательно посмотрите, в иллюминаторы, как много там всего интересного: звезды, планеты, луна, солнце. Смотрите мусор, он называется «космический мусор». Давайте мы его соберем. Предлагаю детям игру «Кто больше соберет».
Воспитатель: Молодцы! Мы с вами хорошо поработали, нужно нам и отдохнуть, пристегивайтесь и устраивайтесь поудобнее(звучит «космическая музыка»).
Воспитатель: Ребята, а пока вы отдыхали, к нам в гости прилетели жители другой планеты. Давайте с ними поздороваемся(ребята здороваясь – принимают различные позы).
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться домой. Прощайтесь с новыми друзьями и полетим домой на нашу планету Земля. А пока мы летим домой, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили?
Люди, которые изучают небо? (ответы детей)
Какой прибор увеличивает звезды, что бы их было лучше видно?
Как называют человека, который летает в космос?
Кто первым полетел в космос? (ответы детей)
На чем летают в космос? (ответы детей)
Как называют специальный костюм космонавта?
Анна Дандыль
Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «День космонавтики»
Занятие в первой младшей группе на тему «Весна. День космонавтики .»
(познание + развитие речи + продуктивная деятельность)
Цель :
Совершенствовать изобразительные умения и навыки.
Закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия весенних месяцев; напомнить об изменениях, происходящих весной в природе.
Дать первоначальные сведения о Солнце и Земле, космосе и первых космических полетах .
Развивать пространственное воображение, мелкую и общую моторику.
Воспитывать любознательность.
Материал.
Заготовки для практической деятельности с контурами космических объектов , нанесенными мелками, мелки, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетка; изображения весны, грача и созвездий; желтый мяч; мяч-макет Земли; макет космического летательного аппарата; две игрушки – собаки.
Ход урока
Воспитатель :
Детки, вы все очень умненькие, сообразительные, ну-ка, отгадайте загадку, какое время года я загадала :
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Значит, к нам пришла. (весна)
Воспитатель : ребята, а какие весенние праздники вы знаете?
Молодцы! Сегодня у нас (дата, месяц апрель солнечный, но ветреный. А какие еще весенние месяцы знаете? Давайте дружно скажем : «Март, апрель и май – никогда не забывай» .
Приметы весны всем известны. (Детям показывается весенняя картинка) Что светит ярче? Что тает? Кто прилетает? (Демонстрируется изображение грача и картина «Грачи прилетели» ) Весной к нам возвращаются грачи. Гнезда они строят на высоких деревьях, в городских парках или на деревьях, растущих вдоль тротуаров. Давайте с вами на минуточку превратимся в грачат.
Физкультминутка
Все грачата крепко спят,
И по гнездышкам сидят,
А проснутся на заре,
Будет шумно во дворе.
“Грачата ” просыпаются, машут “крыльями”, “летают” (бегают, размахивая руками) . Во время “полета” “грачат” воспитатель говорит :
Вышла тетя на дорожку,
И грачатам сыплет крошки.
Сыплет из чашки воображаемые крошки и поет :
Тут грачата прилетали,
И все крошки поклевали.
Тук-тук-тук, тук-тук,тук,
Ножками стучали.
Дети садятся на корточки и “клюют”. Воспитатель приговаривает :
Собака по двору гуляла,
Всех грачаток распугала.
Берет игрушечную собачку, “лает” и догоняет убегающих “воронят”.
Воспитатель : Ну-ка, умнички-грачишки, повторите, что же весной ярко светит, греет, припекает? Солнышко! А вы знаете, что Солнышко – это большая звезда, вокруг которой планета Земля прогуливается по кругу? (Воспитатель показывает большой желтый мяч, вокруг него «обходит» мяч-макет меньшей величины, изображающий планету.)
Воспитатель : Ребята, а что же это за собачка разогнала грачат, кто же у нас в гостях? Давайте познакомимся!
Меня зовут Белка! Я – собака-космонавт ! Много лет назад стартовал космический корабль "Восток", экипаж которого состоял из двух собак - меня и моей подружки Стрелки. Через некоторое время наш корабль совершил виток вокруг планеты. (Воспитатель показывает модель космического корабля , который «облетает» макет Земли). Облетев вокруг Земли, экипаж отправился обратно на Землю. После этого путешествия, хорошенько подумав, ученые пришли к выводу, что никакой опасности для человека пребывание в космосе не представляет . И вслед за Белкой и Стрелкой, 12 апреля 1961 г., в космос отправился и человек – Юрий Гагарин. Ну, а потом уже и многие другие смогли посмотреть на Землю из космоса . С тех пор каждый год 12 апреля мы отмечаем день космонавтики - праздник космонавтов и всех , кто помогает им успешно летать в космос .
Воспитатель : Вот это история! А где же твоя подружка, Стрелка?
Отдыхает. Вчера мы с ней испытывали новые тренажеры для космонавтов и устали . Но, мне кажется, что она все-таки заспалась. (Белка «подходит» к Стрелке, которую заранее положили спать на диван.)
Белка – Эй, подружка, ты чего грустная и сонная скоро же праздник у нас?
Стрелка - Да вот, спать хочу, а через полчаса надо опять по делам.
Белка - Умаялась? Ну, давай, ложись, поспи, а мы посмотрим.
Стрелка – Хорошо, посмотрите, а через пол часика разбудите, а то мне еще к празднику готовиться.
Белка - Спи, спи, обязательно разбудим, не волнуйся.
Улеглась Стрелка, а Белка вокруг нее бегает, суетится.
Белка - Может подстилку подстелить?
Стрелка - Я спать хочу, не надо, так усну.
Белка - Как не надо? Как не надо? На подстилке мягче будет!
Белка бежит за меховой подстилкой и тащит ее к Стрелке. Хвост поднимает, под лапы подкладывает.
Белка - Может тебе перед праздником костюм почистить?
Стрелка - Что тебе еще?
Белка – Костюм почистить?
Стрелка – Не надо, отстань. Просто смотри, чтоб не проспала более получаса.
Белка - Может тебе шерсть расчесать?
Стрелка – Да оставь же меня, Белка, спать охота!
Белка – А хочешь, я тебе сказку расскажу?
Стрелка - Да нет же, не надо!
Белка - Жили были Космонавт Баз , Робот Валли и обезьянки-астронавты Титан, Лина и Хэм, и вот одна обезьянка…
Стрелка - Ох, Белка, измучила ты меня!
Белка - Ну спи, спи, а я песенку спою! «Ключ на старт, снова взлет, снова новый предстоит полет. Эй, пилот, давай, не трусь… 5-4-3-2-1- пууск…»
Стрелка - Ну, Белка, ну, спасибо, удружила! (поднимается и собирается уходить)
Белка - Э? Куда ты? 30 минут не прошло! А сама просила через пол часика!
Воспитатель : Стрелка, не обижайся на подружку. Просто она хочет, чтобы детки узнали, что в апреле мы празднуем День Космонавтики ! Это же и твой праздник, так что повеселись вместе с нами.
Если бы я всегда была такая же грустная, то не смогла бы совершить свой главный полет вокруг Земли. Ну, ладно, попробую. Вы уж меня повеселите, порадуйте, и скажите ласковые слова.
Воспитатель : Ребята, давайте скажем такие слова Стрелке.
Упражнение «Скажи ласково» .
Собака – собачка.
Хвост – хвостик.
Корабль – кораблик.
Нос-носик.
Солнце – солнышко.
Костюм – костюмчик.
Звезда – звездочка.
Да, мне немного веселее стало. А можете ли вы еще что-то интересное рассказать ?
Игра «Один- много» .
Детям воспитатель напоминает, что праздник День Космонавтики весенний , и что он для всех, для каждого малыша и взрослого, поэтому весенних слов должно быть много :
Ручей – ручьи – много ручьев
Трава – травы – много трав
Солнце – много солнца
Сосулька – сосульки – много сосулек
Гнездо – гнезда – много гнезд
Почка- почки – много почек
Белка - Хорошо, а, может быть, поиграем?
Воспитатель : Хорошо, поиграем в космонавтов . Отправимся в полет на космическом корабле , понаблюдаем за созвездиями! Ребята, ученые, которые наблюдают и изучают звезды, обнаружили, что если внимательно посмотреть на звезды, то их группы могут напомнить нам различные фигуры. (показывает картинки, с упрощенным изображением разных созвездий)
Давайте посмотрим внимательно на эти созвездия. Как бы вы их назвали? (Дети придумывают названия)
Стрелка – Подождите, подождите, какой же праздник у нас будет без интересных рисунков ? Ребята, вы любите выдумывать, а рисовать? Нарисуйте мне, пожалуйста, красивые рисунки, а я отнесу их в космический центр , для тренирующихся космонавтов .
Воспитатель детям предлагает лист бумаги, на котором заранее нарисованы мелками контуры различных космических объектов . Дети должны закрасить мелками кометы, планеты и прочие изображения, а затем красками, поверх изображения закрасить весь лист.
Воспитатель : Молодцы, ребята! Хорошо поработали! (Вместе с детьми полюбоваться рисунками и отметить, что все очень старались, рисовали аккуратно, правильно, с любовью.) Белка и Стрелка, спасибо вам большое, за то, что вы нам рассказали о таком празднике, как День Космонавтики . Благодаря вам, мы узнали, что он празднуется 12 апреля и что первыми в космос , оказывается, полетели собаки.
Ребята, а вы запомнили, что Земля крутится вокруг Солнца и что первым человеком в космосе стал Юрий Гагарин ? Молодцы! Давайте соберем ваши работы и отправим их в космический центр , нашим космонавтам . (Собирают работы. Прощаются с собаками.)
Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему: «Первые космонавты».Цель:
Дать детям представление о космосе и о первом космонавте Ю. Гагарине. Развивать интерес к космонавтике.
Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Закреплять умения детей передавать в аппликации несложные образы предметов и явлений действительности.
Воспитывать желание быть сильными, смелыми. Формировать здоровый образ жизни.
Активизировать словарь: космос, космонавт, скафандр, ракета.
Оборудование: портрет Ю.А. Гагарина, картинки с изображением планеты Земля, космического спутника и корабля, собак Белка и Стрелка; материалы для аппликации на каждого ребёнка.
Предварительная работа: беседа на тему “Космос”, ознакомление с книгами о космосе; рисунки о космосе, игровые ситуации (подвижная игра) «Звёздные ворота».
Ход занятия:
На стенде - портрет первого космонавта Юрия Гагарина, поделки, книги, альбомы о космосе.
Воспитатель:
Ребята, вы знаете, кто такие космонавты? (Ответы.)
А вы знаете, что 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток- 1» впервые в мире совершил виток вокруг Земли. (Портрет). Его первый полёт в космос был самым трудным и опасным. Но уверенность и стремление к покорению космоса преодолели все преграды.
12 апреля, ребята – праздник не только космонавтов, но и тех, кто участвует в создании космических ракет – конструкторов. Они смогли сконструировать первый космический спутник. (Показ картинки). Сначала в космос полетели собачки Белка и Стрелка, а потом и человек. (Показ картинки) . Из космического пространства Юрий Гагарин увидел нашу планету – Земля, она была круглая и показалась ему очень маленькой. (Показ картинки). Он совершил подвиг, так как был первым человеком, покорившим космос.
Дети, а каким должен быть человек, полетевший в космос? (Ответы).
Что нужно делать, чтобы быть сильным, смелым, здоровым? (Ответы).
Во что одет космонавт? (Ответы).
Физкультминутка:
«Мы летим в ракете
Посмотреть на луну
Мы здоровые дети
В нашем детском саду.
Все - закончился полёт,
«Отдыхает» звездолёт».
(На носочках бег по кругу, руки вдоль туловища отведены назад. Физическое упражнение: Руки - вперед, вверх, в стороны, вниз.
Ребята, как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос? (Ответы.)
А вы хотели бы полететь в космос?
Какой вид транспорта поможет нам оказаться в космосе? (Ответы).
Дидактическая игра « Построй ракету».
Детям предлагается набор геометрических фигур, из которых нужно сложить ракету.
В небе звезды ярко светят,
Словно бусины, блестят.
Наш Гагарин – знают дети,
Раньше всех людей на свете.
Побывал у звезд в гостях.
А давайте – ка, ребята,
Поиграем в космонавтов,
В космос все мы полетим.
Собираемся в полет,
Строим новый звездолет!
(Пригласить детей к рабочим местам, на которых заранее приготовлены материалы для индивидуальной аппликации «Ракета». Показать образец ракеты и объяснить способы наклеивания ее частей.)
Когда аппликация будет закончена, работы детей выставляются на стенде.
Дети, представьте себе, что вы космонавты. Сами построили ракеты и полетели в космос. Пусть каждый из вас расскажет про свою ракету: какой она формы, какой у неё нос, какие стабилизаторы, какое пламя вырывается из сопла».
На этом наше занятие закончено. Молодцы! Все справились с заданием. Всем спасибо.
Детский центр «Акварель»
Занятие ко дню космонавтики
по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе с использованием ТРИЗ
Тема
подготовили воспитатели
Бахарева Юлиана Владимировна
Бездетко Татьяна Михайловна
2016 г.
г. Новосибирск
Тема : «Большое космическое путешествие»
Цель: расширять знания детей о космонавтике и космосе.
Задачи: использовать ТРИЗ технологию, познакомить детей с планетами солнечной системы, кометами и астероидами, рассказать о Белке и Стрелке и о первом человеке в космосе – Ю. Гагарине, рассказать о подготовке к полёту, о космической еде и невесомости.
Оборудование: плакат «Планеты Солнечной системы», скафандры из ватмана по количеству человек в подгруппе, картинки по теме «Космос», звёздочки для награждения, тюбик со сгущенным молоком, одноразовые ложечки, морфтаблица, планшет для составления вопросов, карточки с изображением комет и астероидов.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель приглашает ребят выйти из группы в приёмную, чтобы посмотреть свои рисунки и поделки ко дню космонавтики. Напоминает детям, что сегодня 12 апреля – день первого полёта человека вокруг Земли.
–Ребята, мы хотим вас пригласить в большое космическое путешествие. А в путешествие отправятся те, кто ответит на следующие вопросы:
Кто первый полетел из людей в космос? Солнце планета или звезда? Что летает вокруг Земли и может быть полной, неполной или вообще невидимой? Какие планеты вам известны? На чём полетел Юрий Гагарин в космос? Почему после полёта космонавтам тяжело на Земле ходить? Нужны ли космонавтам в полёте ложки и вилки? Какие животные помогли учёным изучать полёты в космос? В каком месяце совершил свой полёт Ю. Гагарин?
( дети, ответившие на вопрос, проходят на стульчики у доски, на ней плакат с планетами солнечной системы)
Повторение планет солнечной системы.
Воспитатель:
–Посмотрите на плакат, кто назовёт звезду нашей системы. (Солнце)
Давайте повторим все планеты солнечной системы с помощью пальчиковой игры:
Андрей Усачев
На Луне жил звездочёт (смотрим в воображаемую трубу)
Он планетам вёл учёт: (пальчиком показываем на планеты по плакату)
МЕРКУРИЙ - раз, (по порядку разгибаем пальцы кулачков)
ВЕНЕРА - два-с,
Три - ЗЕМЛЯ,
Четыре - МАРС,
Пять - ЮПИТЕР,
Шесть - САТУРН,
Семь - УРАН,
Восемь - НЕПТУН,
Кто не видит - выйди вон !(сначала руками закрываем глаза, потом указательными и средними пальцами показываем шаги по бедру)
Воспитатель:
–Ой, смотрите, какой-то конверт?! (читает)
Это письмо от учёных, в котором содержится просьба сфотографировать кометы и астероиды, чтобы узнать, насколько они далеко или близко от Земли.
–Что ж, нас просят о помощи. Поможем учёным? Мы отправимся в космическую экспедицию. Проходите на медосмотр. Наш врач проверит ваше зрение, мышление и знания.
(подготовлен стенд с иллюстрациями о космосе и дети называют изображение и рассказывают, что им известно)
Дети:
–Это Юрий Гагарин. Он первый полетел в космос.
–Это Белка и Стрелка. Они помогли учёным.
–Это ракета, Восток-1, на ней летал Гагарин.
–Это наша Земля и Луна.
–Это скафандр для космонавта.
–Это космодром.
–Это космонавты в состоянии невесомости.
–Это космическая еда.
–Это космонавты в открытом космосе.
Воспитатель:
–Чтобы полететь в космос, космонавты проходят специальную подготовку в центре по подготовке космонавтов. Сейчас посчитаем наш пульс в покое. Нам нужно укрепить свой организм и поможет в этом весёлая зарядка.
Физминутка
(под фонограмму «Если очень захотеть – можно в космос полететь»
дети повторяют ритмичные движения).
Дети считают пульс и сравнивают с нормой для детей за 10 секунд.
Строительство ракеты.
Воспитатель:
– Ребята, мы прошли подготовку к полёту, теперь нам нужно дружно построить ракету.
(дети ставят стульчики друг за другом по два, впереди ставится рисунок ракеты «Восток-1»)
–А без чего космонавт не может лететь, ведь в космическом пространстве нет воздуха.
Дети: без скафандра.
–Надеть скафандры, экипажу занять свои места!
Полёт и выполнение съёмки объектов.
(дети надевают подготовленные из ватмана имитацию скафандров и под фонограмму со звуком взлетающей ракеты «отправляются в полёт»)
–Мы вышли на орбиту и состыковались с космической станцией, можно сделать снимки комет и астероидов. Кометы –это ледяное тело в виде звезды с хвостом. Астероид – это космическое тело, в виде огромного камня. В слоях атмосферы маленькие астероиды сгорают, оставляя огненный хвост.
– Сделайте свои снимки (дети передают игрушечный фотоаппарат друг другу и выполняют «съёмку», воспитатель в это время раскладывает под стульчики иллюстрации комет и астероидов).
–Работа закончена – пора на Землю! (звучит гул ракеты, затем дети снимают скафандры)
Работа с морфтаблицей (ТРИЗ)
Воспитатель:
–Дорогие космонавты, сдайте свои снимки в архив. Чтобы помочь учёным, распределите снимки в соответствии с цветом (верхний ряд занимают карточки с цветами, во второй ряд дети ставят снимки комет и астероидов соответственно цвету), давайте проверим всё ли верно.
Отдых после путешествия.
Воспитатель:
–Спасибо вам за помощь, теперь учёные уверены, что кометы и астероиды пролетят мимо и нашей планете ничто не угрожает! Ребята, после полёта вам нужно отдохнуть. Проходите к доске и садитесь по-турецки, закройте глаза и послушайте спокойную музыку
(в это время воспитатель на доске магнитами прикрепляет картинки двух разных ракет).
–Давайте вспомним стихотворение Юрий Гагарин В. Степанова
Юрий Гагарин В. Степанов
В космической ракете (держат руки над головой, имитируя острый нос ракеты)
С названием «Восток»
Он первым на планете (поднять один палец вверх)
Подняться к звездам смог (тянемся за руками вверх, став на носки). Поет об этом песни (дирижируем руками)
Весенняя капель:
Навеки будут вместе (руки над головой держим в замке)
Гагарин и апрель!
Игра «Найди пять отличий»
–Давайте поиграем – возьмите подзорные трубы и найдите отличия у ракет (ТРИЗ – называют объекты, которые отличаются по цвету, размеру, месту нахождения и по количеству).
–А теперь пора подкрепиться, получите космические ложки. Отгадайте, пожалуйста, какая космическая еда в тюбике (тюбик со сгущёнкой заклеен бумагой, имитируя еду для космонавтов).
(ТРИЗ – Технологическая карта по обучению формулировке вопросов)
–Прочитайте вопрос и дайте ответ.
–Какая еда в тюбике по вкусу?
–Еда в тюбике по вкусу похожа на сгущёнку.
–Правильно!
Итог.
Воспитатель:
–Ребята, что мы делали на занятии?
Дети:
–Делали космическую зарядку, летали в космос, фотографировали кометы и астероиды, ели космическую еду, надевали скафандры, играли.
Воспитатель:
–Вы справились с заданием и заслужили звёздочки героев. Сохраните их и вечером расскажете родителям о нашем большом космическом путешествии!