Как воспитать ребенка здоровым: практические рекомендации для родителей. Как вырастить здоровых телят

Кто из родителей не мечтает о том, чтобы их дети были здоровы и счастливы во взрослой жизни? Вопрос риторический. Конечно, мамы и папы желают своему ребенку только добра, удачи и успехов. А для успехов и достижений нужны хорошее здоровье, сильный характер и целеустремленность. Но если о здоровье своего подрастающего поколения большинство родителей заботится, то вот с выработкой волевых качеств и тренировкой мотивации все несколько сложнее. Почему-то они отходят на второй план, и вспоминают о них, лишь когда ребенок сталкивается с первыми серьезными испытаниями на прочность, которые ему устраивает судьба. Вот тогда родители спешно пытаются вложить в детскую голову те ориентиры и ценности, следуя которым, как они полагают, их чадо пробьет себе дорогу в жизни.

Психологи, писатели, философы, социологи - все сходятся во мнении, что для того, чтобы вырастить здорового и душой, и телом человека, необходимы несколько важных факторов. И все они нематериальные: внимание к ребенку и всему, что происходит с рождения в его жизни, любовь - безотчетная, искренняя, но при этом не слепая и не всепоглощающая, взаимное уважение всех членов семьи и, конечно же, личный пример родителей. Никакие слова не будут услышаны маленьким человечком, если на деле, в реальной жизни, они будут расходиться с тем, как живут, какие поступки совершают мама или папа. «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя», - гласит старинная английская пословица.

И кстати, это правило работает не только с поступками, жизненными правилами и принципами, моральными ценностями, но и со здоровьем. Сегодня уже ни для кого не секрет, что, например, все пищевые привычки закладываются и формируются в детстве, как и вкусовые. Именно поэтому, когда нам что-то очень понравилось в гостях или в ресторане, мы говорим: «Вкусно, как в детстве», «У этого блюда вкус детства».

Многочисленные исследования, проводившиеся в разных странах (США, Мексике, Испании, Великобритании и других), показали, что дети, чьи родители имеют лишний вес, также склонны к ожирению или уже в школьном, подростковом возрасте приобретают лишние килограммы. Уже во взрослой жизни у них выше риски для развития сахарного диабета и болезней обмена веществ, артериальной гипертонии, других серьезных проблем со здоровьем. Исследователи стали выяснять, почему толстеют дети, и оказалось, что подавляющее большинство семей, где есть ребенок с лишним весом или ожирением, питаются неправильно, в их рационе преобладают дешевые полуфабрикаты, соусы, жареное и острое, много сладостей, они злоупотребляют фастфудом и газированными напитками.

Еда и система питания - наиболее яркий пример того, как модель поведения (в данном случае пищевого) влияет на здоровье ребенка. Не менее показательна другая ситуация - когда у ребенка наблюдаются психосоматические проблемы: нарушения сна, беспокойство, повышенная тревожность, снижение внимания и концентрации, смена настроения, агрессия и проблемы в общении со сверстниками, плохая успеваемость в школе. Как правило, все это развивается у детей из семей, где родители очень загружены работой, живут в постоянном стрессе либо у них серьезные проблемы в отношениях, они постоянно ругаются и говорят на повышенных тонах. И в том и в другом случае им не до ребенка, который бессознательно начинает вытворять нехорошие вещи, чтобы вызвать осуждение окружающих и родителей и привлечь таким образом их внимание. Когда в ситуацию вмешивались семейный, детский психолог и родители кардинально перестраивали модель своего поведения, все менялось к лучшему, и не нужны были никакие лекарства.

Поэтому миссия родителей заключается не только в том, чтобы «кормить - поить - обувать» любимое чадо, оплачивать репетиторов, кружки и секции, поездки на каникулы. Это нечто намного большее, от чего зависят здоровье ребенка, физическое и ментальное, а также развитие его личностных качеств, то, что выстраивается на доверии: мальчик или девочка подражает во всем своим самым близким людям - маме и папе. Он берет себе за жизненные правила ориентиры родителей, и здесь очень важно, чтобы взрослые об этом помнили и стремились не на словах, а на деле быть примером во всем - от заботы о собственном здоровье до того, как общаться с людьми, кому доверять, а кому нет.

Обязанность родителей - научить распознавать «своих» и «чужих», предостеречь от чего-то и подстраховать на случай неожиданных проблем. Причем от каких-то реальных сложностей и непредвиденных ситуаций можно подстраховать буквально - оформив для ребенка страховой полис, который станет своего рода подушкой безопасности для него. Рынок страховых услуг в России уже достаточно развит, многие программы страхования стали вполне доступны, и купить может каждый.

Великий Уинстон Черчилль говорил: «Успех - это умение двигаться от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма». С ним трудно не согласиться, но таких энтузиастов-оптимистов, сильных личностей, прямо скажем немного. Не каждый человек бывает готов к испытаниям, особенно если речь идет о здоровье. И здесь , оформленная заботливыми и дальновидными родителями, может оказаться той спасительной соломинкой, которая поможет в нужный момент выплыть из жизненных проблем.

Знаете ли вы, что почти 15% телок не доживают до первой лактации, треть — до второй? Причиной этому зачастую становятся заболевания новорожденных телят. О том, как с минимальными затратами улучшить здоровье ремонтного молодняка, на V Международном конгрессе от Zoetis рассказал специалист молочного скотоводства из США Дэвид Рейд.

Для производителей молока выращивание здорового молодняка связано с достижением конкретных целей:

— суточные привесы от 650 до 950 г;

— вес 570 и более килограммов в возрасте 20−24 месяца (речь идет о голштинской породе);

— максимальное увеличение производства молока в течение первой лактации и достижения более ранней лактации.

Первотелки, которые отелились в 32 месяца, в среднем лишь 18% времени своей жизни тратят на производство молока по сравнению с 48% у животных, которые имели первый приплод в 22 месяца.

Достичь этих целей будет несложно, если телята будут расти здоровыми. Заботясь об их здоровье, вы заранее готовите следующее поколение вашего молочного стада.

Первые шесть недель после рождения — важнейшие в жизни телочек. Они влияют на их продуктивность в следующие два года. Известны различные системы выпойки молодняка в неонатальный период. Некоторые — затратные, другие — более трудоемкие, но система, которую вы выбираете, должна гармонировать с условиями вашей фермы и персоналом.

Молозиво

Ключом к хорошему старту есть правильный менеджмент молозива.

Надлежащее количество молозива имеет свои преимущества:

— снижение расходов на лечение и смертности;

— повышение показателей роста и эффективности кормления;

— уменьшение возраста при первом отеле (цель — 20−24 месяца);

— увеличение молочной продуктивности во время первой и второй лактации.

Качество молозива имеет не меньшее значение, чем его количество. Прежде всего, она зависит от здоровья тельных коров. Здоровое животное способно к воспроизводству, без проблем переходит от сухостоя к лактации и будет иметь минимальные метаболические расстройства, связанные с отелом. Чистое вымя и соски, время доения после отела, чистота посуды и оборудования для хранения и выпойки молозива также влияют на его качество.

Первое кормление является стартом для дальнейшего развития телочки как будущей коровы. Известно, что в течение первых нескольких часов жизни пищеварительная система теленка способна впитывать огромное количество молекул. Это означает, что вместе с иммуноглобулинами в организм могут попадать бактерии. Зараженное молозиво при первом кормлении представляет угрозу для теленка, ведь его организм не различает бактерии и иммуноглобулины. Если во время нескольких первых даванок оно получило зараженное молоко, то вы столкнетесь с нарушением состояния его здоровья. Цель состоит в том, чтобы как можно быстрее выпоить чистое молозиво. Уже через 10−14 часов после рождения уровень всасывания значительно уменьшается (график 1).

График 1.

Источник: Moor et al., JAVMA 2005.

Существуют различные способы выпойки молозива. В большинстве случаев теленок потребляет его самостоятельно. В другом случае используют вспомогательные средства, чтобы скормить надлежащее количество.

Относительно количества молозива, то, по мнению американского эксперта, следует выпаивать 4 л в первые 6 часов жизни. И чем больше, тем лучше, в зависимости от размера теленка.

График 2 отражает, как количество молозива влияет на уровень производительности в первую и последующие лактации.

График 2.


Источник: Faber et al., 2005.

Обязательно следует проверять, действительно ли работники выпаивают надлежащее количество молозива. Делают ли это, принимая пробы крови телят после выпойки от 24 часов до 7 дней после рождения. Обычно помощью используют рефрактометр. При успешной передаче пассивного иммунитета содержание белка составляет >5,5 г/дл, средним показателем считается 5,0−5,5 г/л. Что касается общего показателя по ферме, то существует мнение, что программа выпойки телят является эффективной, когда >90% телят имеют концентрацию белка в крови на уровне >5,0 (Tyler, 2003) или >85% ->5,5 г/дл (McGuirk, 2004). На многих американских фермах записывают имя работника, присутствующего при отеле коровы, и фиксируют количество випоеного молозива. Анализ крови помогает установить, правильно ли работник выполнил свою работу. Таким образом вы можете отслеживать уровень заболеваемости и смертности в зависимости от каждого рабочего. Благодаря учету можно мотивировать положительные изменения на ферме.

Качество молозива можно повысить путем вакцинации коров. Пневмония — одна из самых распространенных болезней у телят в период от рождения до 5-месячного возраста. Часто фермеры вакцинируют против этой болезни только телят. Однако если в стаде наблюдаются даже минимальные проблемы с пневмонией, следует вакцинировать все стадо. Важно вместе с ветеринаром разработать программу вакцинации в зависимости от ситуации с заболеваемостью поголовья. Для разных ферм она будет разная.

Респираторные инфекции приводят к снижению суточного привеса телят, значительно уменьшают его шансы на переход в молочное стадо, а также повышают вероятность отела в возрасте старше от 25 месяцев. Исследования канадских и американских ученых показали значительное снижение молочной продуктивности во время первых двух лактаций у животных, перенесших клиническую форму болезни в раннем возрасте.

Профилактика заболеваний телят начинается с коровы. Обратите внимание на следующие моменты:

— чистоту поилок для тельных и новотельных коров;

— достаточно места у кормового стола для всех коров;

— достаточно пространства в стойлах для животных до и после отела.

Обычно корова, попивая воду, прополаскивают рот и таким образом загрязняет поилку. Поэтому лучший способ уменьшить количество метаболических заболеваний во время растела — ежедневно до и после растела мыть поилки и менять воду. И обязательно пропишите это в протоколах для работников.

Кормление молоком

В естественных условиях, когда корова кормит теленка, оно потребляет за день молока 16−24% от своего веса (то есть 7−10 л при весе 45 кг) за 6−8 подходов. На большинстве ферм телят поят дважды в день по 4 л. Однако среди производителей есть те, которые предпочитают усиленной системе выпойки. По словам Дэвида Рейда, она биологически целесообразна, и нужно стремиться к тому, чтобы теленок потреблял 8 и более литров молока в сутки. Специалист убежден, что стоит добавить еще одну порцию. Выдерживать одинаковые промежутки времени между ними не обязательно.

Исследования в Университете Британской Колумбии показало, что молочные телята способны потреблять больше молока, чем им обычно выпаивают. Во время эксперимента животные, которым давали молока вволю, потребляли его в среднем 8,8 кг в день по сравнению с 4,7 кг по традиционной схеме (см. график 3).

Через 24−26 дней количество выпитого молока снижается, что связано с увеличением потребления сухого вещества. В обоих случаях в конце периода выпойки предусматривается уменьшение количества молока и отлучения телят. По усиленной системе кормления телята в среднем выпили 316 кг молока до отлучения по сравнению с 176 кг по традиционной. Телята, которые пили больше молока, потребляли меньше стартерного корма и сена. Эта тенденция не наблюдалась после отлучения. Животные были здоровы и лучше набирали вес.

График 3.


Также проводили немало исследований по изучению влияния усиленного раннего кормления на продуктивность (см. таблицу 1). Результаты свидетельствуют о ее увеличении.

Таблица 1.

Влияние системы усиленного раннего кормления на продуктивность

Исследование

Разница в производстве, кг

Дания, 1984 р.

Израиль, 1998 р.

Дания, 1997 р.

США, Нью-Йорк, 2005 р.

700 (при 200 днях лактации)

США, Мичиган, 2006 р.

США, Иллинойс

Какой способ выпойки лучший — из бутылки или из ведра? С бутылки теленок пьет дольше, что является естественным поведением. Поилки с соской повышают уровень пищеварительных ферментов и выделение слюны. Но это не значит, что кормить из ведер нельзя. На большинстве крупных американских молочно-товарных ферм используют второй метод кормления. Самая большая проблема в этих хозяйствах заключается в том, что ведра недостаточно тщательно и часто моют. При каждом кормлении из ведра телята пьют молоко в среднем 44 секунды и 6 минут облизывают сосуд.

Среди правил, которые советует придерживаться Дэвид Рейд: проблемное молоко обязательно нужно пастеризовать; заменитель или проблемное пастеризованное молоко лучше давать старшим телятам, а малым, в первые две недели жизни, выпаивать только качественное цельное молоко.

Многие фермеры думают, что пастеризованное молоко скармливать безопасно. Однако пастеризация не останавливает рост бактерий. Если обработанное молоко вовремя не выпаивают, то в нем вновь могут размножаться бактерии. Чистота контейнеров для хранения и оборудование для пастеризации — важный фактор качества обработанного молока.

В таблице 2 отражены цели пастеризации молока с точки зрения уровня бактерий. Если, например, в молоке повышенный уровень стрептококков, то проблема в его охлаждении или хранении.

Таблица 2.

Цели по концентрации микроорганизмов в пастеризованном молоке для выпойки телят

Общее количество

<100 тыс. КУО/мл

Колиформные бактерии

Streptococcus agalactie

Стрептокок других групп

Коагуляза-позитивный стафилокок

Коагуляза-негативный стафилокок

Відсутність мікоплазми або сальмонели

Скармливание сена

Следует помнить, что основная задача молочного периода — выпоить достаточное количество молока и скормить определенное количество стартерного комбикорма для хорошего развития рубца. Поэтому вопрос еще и в том, какой стартер давать. Он не должен содержать пыли или слишком много измельченного зерна. Зерно должно быть крупное и тугое. В США к стартеру часто добавляют мелассу.

Сено Дэвид Рейд советует начинать давать в небольшом количестве через две недели после рождения — 2 кг на 23 кг стартера, не более 10% рациона. Такое количество сена является достаточным, чтобы стимулировать развитие рубца. Больше грубого корма приведет к уменьшению потребления стартерного, а значит, и к уменьшению приростов.

Вода

Зимой возникает проблема с обеспечением телят водой. Если нет подогрева, она замерзает, и ее нужно чаще менять в течение дня. На многих фермах после поения телят молоком наливают теплую воду. Это правильная тактика. Некоторые опасаются: если сразу после молока теленок выпьет много воды, то это плохо скажется на пищеварении. Запомните: с молоком теленка потребляет много белка, а чтобы переварить белок — нужна вода.

Подстилка и вентиляция

Когда речь идет об условиях содержания телят, то им нужны тепло и сухость. Правильная подстилка — это одно из главных условий телячьего комфорта. Как оценить его степень? Обычно используют 3-балльную шкалу. Когда теленок ложится и полностью видно ноги, бал комфорта равен единице (фото 1). Когда животное зарывается в подстилку и ноги не видны, то это оценивается высшим баллом 3 (фото 2). Теленку тепло, оно не использует слишком много собственной энергии, чтобы согреться. Когда очень холодно, кое-кто покрывает телят одеялами или одевает специальные жилеты.

Хорошая вентиляция, принудительная или естественная, — обязательна (фото 3−4).

В общем неважно, где вы выращиваете телят. Важно, как вы их кормите и поите. И чтобы подстилка была сухая.

Please enable JavaScript to view the

особенная гостья – Шестопёрова Ольга Владимировна, мама двух сыночков – Павла (13 лет) и Владика (8 лет), а кроме того – специалист по детскому медицинскому массажу, детской физиотерапии и ЛФК. Сегодня Ольга нам расскажет о том, .

Интервью с Ольгой получилось достаточно объемным, и это неудивительно, ведь я не могла «отпустить» такого эксперта в области физического развития ребенка, не задав ей самых важных вопросов, которые волнуют каждую маму. В интервью вы найдете медицинские рекомендации по профилактическим мерам для поддержания и укрепления здоровья малыша, список спортивных «снарядов», которые должны быть в каждом домашнем спортивном уголке, минимально необходимые занятия, способствующие гармоничному физическому развитию крохи, советы по , ответ на вопрос как вырастить ребенка здоровым и другие «полезности».

Марина Суздалева (М.С.): Современные родители стремятся заниматься ранним развитием, в том числе и физическим развитием ребенка, практически с пеленок. Оправдано ли это с Вашей точки зрения? И почему так важно уделять внимание физическому развитию с самого рождения?

Ольга Шестопёрова (О.Ш.): Современные родители — большие молодцы, в вопросах здоровья собственного ребенка разбираются порой лучше, чем многие современные доктора. И это просто замечательно, потому что чем раньше родители начнут не просто осознавать, а по-настоящему помогать своим деткам, тем проще будет малышам адаптироваться в нашем сложном мире, выработать свой собственный иммунитет и сохранить прекрасное здоровье на долгие годы счастливой жизни.

Но все же не стоит забывать и о медиках, ведь опытный доктор, который наблюдает малыша с рождения и знает практически все «слабые места», связанные со здоровьем ребенка, сможет вовремя скорректировать возникающие проблемы или назначить лечение (но это должен быть действительно опытный, знающий доктор, которого ни при каких обстоятельствах нельзя назвать безразличным).

М.С.: Я слышала, что в возрасте до 1 года ребенку желательно провести 4 курса общеукрепляющего массажа. Существуют ли подобные рекомендации для детей старшего возраста?

О.Ш.: Действительно, здоровому ребенку первого года жизни рекомендуется как минимум 3-4 курса общеоздоровительного, общеукрепляющего массажа — в основном с целью своевременного развития возрастных двигательных умений, а также с целью адаптации к переменам, происходящим с организмом ребенка после появления на свет.

Детям второго и третьего года жизни массаж необходим 2 раза в год , так как именно в этом возрасте (до 3,5 лет) идет интенсивное развитие и рост скелетно-мышечного и суставного аппарата, и желательно помочь этому процессу с помощью массажа и гимнастики. В более старшем возрасте рекомендуется также проводить профилактический курс массажа детям хотя бы 1 раз в год.

Но все вышесказанное, конечно же, относится к здоровым деткам. Если же у ребенка есть какие-либо проблемы неврологического или ортопедического плана, если малыш часто болеет простудными заболеваниями, то нужен уже массаж по совершенно другим схемам, и его должен проводить специалист.

М.С.: Что может делать мама дома, чтобы способствовать оптимальному физическому развитию ребенка? И чего ей не следует делать, чтобы этому оптимальному развитию ребенка хотя бы не мешать?

О.Ш.: Прежде всего, мама должна понимать, что ребенок – это индивидуальность, поэтому она ни в коем случае не должна его сравнивать с другими детьми, и по физическому развитию, прежде всего. Если же говорить в общем, то детям первого года жизни достаточно ежедневной гимнастики, прогулок на свежем воздухе и элементарных закаливающих процедур , вот, пожалуй, и необходимый минимум.

После года к этому нужно добавить посещение бассейна, расширить ассортимент и увеличить длительность закаливающих процедур, после двух лет , при отсутствии медицинских противопоказаний, можно 1-2 раза в год (оптимально подходит июнь или сентябрь), в осенне — зимний период, опять же при отсутствии противопоказаний, стараться раз в неделю посещать с ребенком сауну (рекомендуется с 3х летнего возраста) и, конечно же, как можно больше времени проводить вдали от больших городов.

А к вопросу о том, чтобы не мешать физическому развитию, я думаю, что современные родители в состоянии сами увидеть и понять, чего не нужно делать, чтобы не навредить оптимальному физическому развитию своего чада. Хочу только предостеречь от попыток опережать события в плане двигательных умений (например, если ребенку «уже 7 месяцев», а он так и не научился садиться самостоятельно, а у всех подружек дети этого возраста давно сидели, не нужно его сажать принудительно, нужно подождать пока он сядет сам, обратить внимание педиатра на эту проблему, может быть, есть что-то, что мешает ребенку это сделать с медицинской точки зрения (например, слабые косые или прямые мышцы живота) и помочь ребеночку с этим справиться.

М.С.: Какие и приспособления желательно иметь в домашних условиях для организации занятий гимнастикой, да и для физического развития вообще?

О.Ш.: Для занятий гимнастикой желательно приобрести самое необходимое, конечно, не сразу после рождения ребенка, а постепенно:

  • песочные часы , по которым ваш малыш со временем самостоятельно будет контролировать время занятий гимнастикой, это очень важный атрибут, позволяющий ребенку превратить занятия с самого начала в игру;
  • мячи (маленький, средний, большой и очень большой — типа фитбола, а также мяч-ежик);
  • , которые можно сделать самим, а можно и приобрести готовые;
  • гимнастическая палка (из пластмассы или деревянная);
  • маленькая скамеечка .

Пригодятся также мелкие детальки из различных материалов и с разной формой краев (можно игрушки из киндер-сюрпризов, мелкие пластиковые шарики, лоскутки разных тканей, крышки, винные пробки и т.п.) для гимнастических упражнений на стопы и пальцы ног. Вот, пожалуй, основное.

М.С.: В каком возрасте можно отдавать ребенка в спортивную секцию, и какие виды спорта наиболее полезны для ребенка?

О.Ш.: Максимально полезно и подходит практически всем детям, конечно же, плавание. Плавать дома можно начинать прямо с рождения, пока малыш еще помнит, как он плавал у мамы в животике. Существует много методик для обучения плаванию дома. Когда малышу исполнится 1,5-2 года можно смело начинать посещать бассейн.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Плавание – лучший способ предупредить проблемы, связанные с нарушениями осанки (сколиозы, кифозы), деформации нижних конечностей, заболевания бронхо-легочной системы . Также я рекомендую «поставить» ребенка на лыжи, а летом – на ролики. И то, и другое – прекрасно развивает вестибулярный аппарат, ребенок научится держать равновесие, улучшится работа сердца и сосудов, укрепится бронхо-легочная система, малыш будет более уверенным в своих силах. Незаменима также езда на велосипеде, которая развивает костно-суставно-связочно-мышечный аппарат, и дети учатся прекрасно держать равновесие.

Лучше для ребенка, если все эти и, может быть, какие-то еще элементы будут гармонично дополнять друг друга, и когда малыш подрастет (5-6 лет) можно будет выбрать из того, чем он уже занимался, и продолжить уже более серьезно и (или) выбрать еще что-либо — восточные единоборства, футбол, хоккей, настольный или большой теннис и т.д.

М.С.: У Вас очень большой опыт работы с дошколятами. Скажите, исходя из Вашей практики, какие проблемы со здоровьем распространены сейчас больше всего среди дошкольников? С чем это связано? Что могут сделать родители для профилактики этих проблем?

О.Ш.: Среди детей дошкольного возраста:

Первое место занимают заболевания опорно-двигательной системы , такие как:

  • различные нарушения осанки
  • плоскостопие
  • различные деформации нижних конечностей (ими страдают около 78% детей)

на втором месте сердечно-сосудистые заболевания

  • ФИСС
  • врожденные и приобретенные пороки сердца и сосудов (их имеют около 37% детей)

третье место занимают аллергические заболевания

  • дерматозы
  • аллергозы
  • дерматиты
  • бронхиальная астма
  • поллиноз (эти заболевания примерно у 17% детей)

И, конечно же, частые детские болезни, процент которых даже трудно сосчитать. Причин масса, начиная от ужасной экологии и заканчивая наследственностью. Можно ещё отметить низкий уровень медицины и диагностики даже в крупных городах, не говоря уже о провинции. Родители должны внимательно следить за здоровьем своего ребенка и, в случае даже незначительных проблем, обращаться к квалифицированному специалисту.

Если же говорить о профилактике, то мероприятия нужно начинать еще задолго до беременности обоим родителям:

  • здоровый образ жизни
  • никаких вредных привычек
  • исследование иммунного статуса
  • ПЦР-диагностика
  • генетическое исследование на предмет наследственных заболеваний

Когда ребенок уже родился, также можно предупредить некоторые заболевания, например, частые детские болезни, различные деформации нижних конечностей, нарушения осанки, приобретенные пороки сердца и сосудов и другие, различными методами.

Так, нарушения осанки, деформации стоп и голеней и, как следствие этих деформаций, различные проблемы, связанные с позвоночником, можно предупредить с помощью массажа и гимнастики. Частые детские болезни также можно предотвратить, в этом очень поможет закаливание, опять же массаж, гимнастика и различная неспецифическая профилактика. Различные сосудистые проблемы тоже можно предотвратить, укрепляя иммунитет, закаливая малыша, занимаясь с ним плаванием и кормя его грудным молоком.

М.С.: Не могу не спросить о сезонной проблеме всплеска заболеваемости простудами и ОРВИ. Понятно, что в осенне-зимний период заболевает практически каждый ребенок. Но, тем не менее, какие детки относятся к группе риска, более подвержены вирусным заболеваниям и тяжелее их переносят? Какие профилактические меры Вы можете порекомендовать мамам малышей?

О.Ш.: Да, действительно проблема существует. К группе риска относятся, в первую очередь, дети, посещающие детские дошкольные учреждения, детки, которых родители предпочитают брать везде с собой, будь то огромный супермаркет, ресторан или любое другое место скопления большого количества народа. Чаще болеют дети с ослабленным иммунитетом и с различными хроническими заболеваниями. С целью профилактики можно порекомендовать:

  1. Витаминизацию в осенне-весенний период, посредством витаминных комплексов и различных натуральных средств — таких как отвар шиповника, различные витаминизированные морсы, свежевыжатые соки, фрукты, овощи.
  2. Перед посещением массового скопления людей в период роста заболеваемости нужно взять за привычку обязательно смазывать слизистую носа оксолиновой мазью согласно инструкции.
  3. По возвращении домой промывать нос с использованием физраствора или обычного хозяйственного мыла (естественно, в первый раз это нужно делать с осторожностью, наблюдая за реакцией вашего малыша).
  4. Не стоит забывать и о закаливании, как о методе профилактики ОРВИ.
  5. Рекомендую научить вашего малыша полоскать горло отварами ромашки и календулы все с той же целью профилактики хотя бы 2 раза в день в опасный период массовой заболеваемости.

М.С.: Многие мамы интересуются вопросами закаливания, но очень немногие, к сожалению, доходят до практической реализации. Как Вы считаете, почему? Неужели закаливание – это слишком сложно? Каких правил следует придерживаться, чтобы закаливающие процедуры вошли в привычку?

Ольга Афанасьева
Консультация «Как вырастить здорового ребенка?»

Вы хотите вырастить здорового , физически крепкого ребёнка? Тогда вам нужно научиться развивать физические умения и навыки малыша, следить за тем, насколько подвижен, активен ребёнок. Для детей трёх-четырёх лет важно, чтобы у них была правильная осанка. Удовлетворялась их потребность в активных движениях, чтобы они участвовали в псдвижных играх, ориентировались в пространстве. Хорошо, если вы проводите с малышом утреннюю гимнастику, выполняя вместе с ним упражнения, способствующие формированию правильной осанки, укреплению стопы.

Стимулируйте умение ребёнка выпрямлять спину, например попросите дотянуться до какого-либо предмета, коснуться пометки на косяке или двери головой, развернуть плечи, поднять подбор0док и держать голову прямо.

Ребёнок четвёртого года жизни должен уметь бегать на месте или, двигаясь вперёд, подпрыгивать по 10-15 раз. Можно делать упражнения, имитирующие действия животных,персонажей сказок : «Потопай, как слон» «Потянись, как кошка» , «Пройди на цыпочках, как зайчик» .

Понаблюдайте, сколько сил тратит ребёнок на выполнение того или иного упражнения, каким способом выполняет его, хочет ли продолжать. Очень хорошо, если вы выполняете цикл упражнений вместе с ребёнком.

Чтобы расти здоровым , активным, малышу нужно достаточно двигаться, восполнять потребность в движениях, нести определённую физическую нагрузку. При этом следует учитывать возрастные возможности малыша, степень сформированности тех или иных физических навыков. Во время прогулки обязательно позволяйте ребёнку участвовать в подвижных играх с другими детьми или сами организовывайте псдвижную‚ активную игру. Дети четвёртого года жизни очень Интересуются играми с так называемой ответ. ственной ролью, то есть играми, когда один участник выполняет действие против других, например «водящий» , «баба-яга» и т. д.

Дети этого возраста уже хорошо умеют манипулировать с мячом, прыгают, бегают, катаются на трёх-четырёхколесном велосипеде, поэтому от выполнения знакомых им движений и нужно отталкиваться. От состояния физического здоровья детей зависит их адаптация в окружающем мире. На примере простых упражнений, направленных на развитие общей моторики, вы можете научить малыша выслушивать и запоминать задания, потом выполнять их.

Помните, что все упражнения ребёнку нужно сначала показывать, затем желательно делать их вместе с ним и только после этого просить его самостоятельно выполнять их.

Воспитание точности выполнения движений не только сделает малыша ловким, но и поможет ему ориентироваться в пространстве, улучшит координацию движе ний в целом.

Выполнение простых команд и просьб :

Подойди к столу (к окну, к двери, к стене) .

Пройди от окна к столу.

Пролезь под столом.

Обойди вокруг стула.

Попригай, как воробушек.

Потоплй, как ёжик.

Поцокай‚ как лошадка.

Выполнение действии с использованием ориентира :

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как вырастить ребёнка здоровым и успешным» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: Желание вырастить своего малыша здоровым, психически гармоничным и счастливым - мечта каждого взрослого.

Консультация для родителей «Вырастить патриота» «Вырастить патриота» Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины. Джон Кеннеди.

Консультация «Как вырастить успешного ребенка» Все родители вкладывают много сил и возможностей в образование и развитие способностей своих детей Однако не все понимают, что будущее ребенка,.

Консультация для родителей «Как воспитать здорового и успешного ребенка?» Консультация для родителей «Как воспитать здорового и успешного ребенка?» 1. Больше обнимайтесь. Объятия ребенка снижают эмоциональное.

«Система работы в группе по формированию навыков здорового образа жизни у детей». Уровень состояния здоровья детей как дошкольного, так.

Консультация для родителей «Как не срываться на ребенка, как не кричать на него?» Почему родители кричат на своих детей?Как этого избежать?Крик считается самым малоэффективным методом воспитания из всех возможных. Но.

Консультация для родителей «Как вырастить патриота» В наше время патриотическое воспитание занимает большое место в образовательных учреждениях, но, однако не стоит забывать и о том, что в.

1. Большинство неприятностей проходит под утро

Эта книга адресована родителям, которым нужен совет, как вырастить детей здоровыми. Моя цель — научить вас распознавать, когда ребёнок нуждается в помощи врача, а когда медицинского вмешательства следует избегать, поскольку оно способно больше навредить, чем помочь. Я также намерен предупредить вас об опасностях, таящихся в многочисленных лекарствах и всевозможных анализах, рентгеноскопии и других процедурах, которые, вполне вероятно, захочет испробовать на вашем ребёнке педиатр. Это может вредно отразиться на детском здоровье.

Педиатрам дано одно существенное преимущество перед другими врачами: они имеют замечательных помощников — родителей, беспокоящихся о здоровье своих детей больше, нежели о своём собственном. Над этим нам всем стоит задуматься.

Если среди ночи вы проснётесь из-за того, что голова раскалывается от боли, что вы будете делать? Вероятнее всего, примите аспирин, а наутро встанете в добром здравии. Представьте, что от того же глубокой ночью проснулся ваш малыш. Первой вашей мыслью будет как можно скорее дозвониться до педиатра. Если его телефон не переключен на автоответчик, я уверен, что вы услышите: «Температуру измеряли?». Затем, независимо от вашего ответа, врач скажет: «Не думаю, что вам стоит беспокоиться. Дайте аспирин, а утром приведите ребёнка ко мне на приём...». Вы вешаете трубку, уже сожалея о звонке, даёте своему Джимми аспирин, и он вскоре засыпает, как и вы сами. А поутру с облегчением обнаруживаете, что Джимми бодр, здоров и требует завтрака. Покормив ребёнка, вы начинаете размышлять, вести его к доктору или сэкономить время и деньги...

Всё происходит именно так, а между тем такого сценария следует избегать. По поводу единственного симптома (головная боль) звонить врачу нет никакой необходимости, и ещё меньше причин идти утром к нему на приём. Если у ребёнка нет симптомов серьёзной болезни, визит к педиатру не принесет никакой пользы. Напротив, он может повлечь проведение ненужных медицинских процедур, способных превратить здорового ребёнка в больного!

Если вам приходилось читать книги о детском здоровье, то вы уже заметили, что мои взгляды отличаются от общепринятых. Большая часть таких книг написана врачами, и даже те из авторов, которые честно признают, что многие детские болезни в силу своей природы проходят сами, солидаризируются с остальными в одном: о каком бы симптоме или о каком бы заболевании ни шла речь, первой рекомендацией всегда должно быть: «Обратитесь к врачу».

Главный совет автора этой книги, за спиной у которого почти три десятилетия педиатрической практики и преподавания: «Не обращайтесь к врачу». Возможно, это вас удивит, но за долгие годы размышлений я пришёл к выводу, что подавляющее большинство детских болезней не требует внимания докторов. Когда же лечение предписывается без необходимости, оно приносит больше вреда, чем пользы.

Итак, длительное наблюдение за поведением врачей и мой опыт лечения тысяч детей дают основание сказать: «Избегайте педиатров, когда только можно».

Назову и другие предпосылки, на которых основаны мои выводы и рекомендации, изложенные на последующих страницах.

— Как минимум 95 процентов заболеваний, к которым склонны дети, в случае их возникновения проходят сами.

— Слишком часто риск неосторожного или ненужного медицинского вмешательства опаснее последствий самой болезни.

— Значительную часть своего времени педиатры лечат не ребёнка, а родительское беспокойство, вызванное плохим самочувствием их чада. Они нередко назначают лечение без необходимости (со всеми вытекающими последствиями), для успокоения родителей, и делают то, что те от них ожидают или требуют. Встревоженных родителей успокаивать, конечно же, нужно, но только не лечением детей, которые не больны. Между тем, на успокоительные беседы детские врачи много времени тратить не привыкли. Им быстрее и проще выписать рецепт.

— Лучше всяких врачей — мать всего сущего Природа, родители, бабушки и дедушки, которые выступают против стремления медицины подавить способность организма к самоисцелению. (Нынешнее поколение бабушек уже само зомбировано выше всякой крыши — H.B.)

— По меньшей мере в 90 процентах всех лекарств, прописываемых педиатрами, нет никакой нужды, и принимающие их дети рискуют поплатиться своим здоровьем. Все лекарства по своей природе токсичны и опасны. Кроме того, злоупотребление ими в детстве формирует у человека заблуждение, что существует «пилюля от любой болезни», приводящее к попыткам решать эмоциональные проблемы «химическим путём».

— Не менее 90 процентов всех детских хирургических операций проводится без достаточных оснований и подвергает маленьких пациентов риску смерти от непредвиденных обстоятельств, анестезии или инфекций, которым так благоприятствует кишащая микробами больничная среда.

— Среди педиатров, увы, немало тех, кто имеет весьма поверхностные знания (или не имеет их вовсе) диететики и фармакологии: на медицинских факультетах этим жизненно важным наукам внимания почти не уделяется. Пациенты страдают от невежества врачей в вопросах диетотерапии и от побочных эффектов лекарств.

— Родители почти ничего не знают о том, когда врач необходим, а когда они сами, без медицинского вмешательства, могут поддержать способность детского организма справиться с болезнью.

Я понимаю, что если просто назову недостатки педиатрической системы и посоветую вам, родителям, избегать помощи врачей и принять на себя больше ответственности за здоровье своих детей, то взвалю на ваши плечи непосильный груз. Гораздо проще последовать такого рода совету по отношению к самому себе, чем решиться на это, когда речь заходит о здоровье любимого ребёнка.

Подобная двойственность, хотя и объяснима, превращает родителей в заложников педиатра. Большая часть обследуемых детей в лечении не нуждается. Но врачу выгодно воздействовать на родителей самим фактом лечения ребёнка. Подобный образ действий не совпадает с моими этическими принципами. Однако, я могу понять педиатра, поступающего таким образом. Он неизбежно оказывается в выигрышном положении — как в финансовом плане, так и в психологическом. «Излечив» практически здорового ребёнка, врач получает не только хорошие деньги, но и благодарность.

Подоплёка подобного поведения врачей кроется в тенденции к уменьшению числа пациентов и одновременному увеличению числа педиатров, что сказывается на прибыли педиатрических клиник. Чтобы поддержать годовой доход, врач действует всё агрессивнее, проводя сомнительные тесты и процедуры, бьющие по карману клиентов. Эта ситуация в ближайшем будущем, несомненно, будет усугубляться: избыток педиатров становится всё более заметной проблемой в сфере медицины.

Моральная выгода врача заключается в потребности человека чувствовать, что он делает нечто необходимое. Осознать, что большинство пациентов не нуждается в твоих знаниях и мастерстве, — весьма непросто.

Опросы педиатров показали, что многие из них не находят в работе удовлетворения: третья часть опрошенных ответили, что серьёзно подумывают о смене своей деятельности «с целью получить больше возможностей» или «потому, что устали». Некоторые, ради «стремления блеснуть знаниями и таким образом завоевать благодарность пациентов», готовы использовать чрезмерное и потенциально опасное лечение. Такое, не имеющее оправданий, поведение врачей представляет для детей реальную угрозу.

Родители должны знать о недостатках педиатрической системы, чтобы быть начеку и вовремя уклониться от опасного и ненужного лечения своих детей. Но осведомлённость о проблемах в педиатрии не поможет, если у ребёнка болит голова или живот или его мучает кашель с температурой в придачу. Вот почему так важно научиться отличать состояния, требующие помощи врачей, от состояний, которые проходят сами. Надо как можно больше знать не только о потенциально вредных, но и бесполезных лекарствах и процедурах.

Так как почти все детские болезни мобилизуют защитные силы организма, чему медицинское вмешательство может повредить, родительские навыки при оказании помощи более предпочтительны — они естественнее врачебных. Кроме того, именно родители играют принципиальную роль в организации правильного, здорового, помогающего не болеть, питания ребёнка.

Цель этой книги — помочь вам развить навыки ухода за детьми, укрепить уверенность в своих силах и способностях и, в конечном счёте, вырастить детей здоровыми.

Когда я говорю родителям, что опекающие ребёнка взрослые способны позаботиться о его здоровье лучше любого врача, они часто воспринимают мои слова как шутку. Тем не менее, я действительно совершенно в этом уверен по причинам весьма простым, но серьёзным.

Те, кому не перевалило за полвека и кто вырос в крупных городах нашей страны, вряд ли что-то слышали о «семейном докторе»: их в наши дни почти не осталось. Кому же посчастливилось знать такого доктора, сохраняют в душе образ дружелюбного, внимательного, заботливого, сострадательного человека.

Семейный доктор сопровождал семью на протяжении двух, трёх и даже четырёх поколений. Он знал особенности характера, настроений и чувств каждого из её членов. Он относился к своим пациентам как к людям, нуждающимся в помощи, а не как к объектам применения фармакологических средств и медицинских технологий, заменяющих сегодняшним врачам тщательное обследование и здравый смысл. Он знал истории болезни не только членов семьи, но нередко и их предков — родителей, бабушек и дедушек.

Он умел терпеливо выслушивать жалобы подопечных, обстоятельно отвечал на их вопросы, развеивал их страхи, просто и понятно объяснял, что именно происходит в их теле и душе. Его кабинет был уютным, удобным, неагрессивным, и таким же был его характер. Если те, кого он опекал, чувствовали себя плохо, он приходил к ним сам, полагая, что идти к больному пристало врачу, а не наоборот. Он никогда не позволял самомнению и медицинским догмам встать на пути здравого смысла и человеколюбия. Если нужна была пилюля, больной её получал, а страхи и волнения доктор снимал добрым словом и ласковым жестом, не мешая Природе делать своё дело.

Я признаю, что образ семейного доктора из моей памяти несколько романтизирован, но всё же: именно таким надлежит быть современному врачу. Увы, таких врачей очень мало, а значит, именно вам, родителям, предстоит взять на себя заботу о здоровье своих детей.
Почему я уверен, что родители, в большинстве своем не имеющие медицинского образования, способны позаботиться о здоровье своих детей лучше, чем педиатры? Просто потому, что они хотят и могут уделять своим детям время и внимание, а врачи — не хотят и не могут.

Самое важное в диагностике заболевания — анамнез, фиксация изменении во внешнем виде и в поведении больного. Родители очень тонко чувствуют малейшие перемены в настроении ребёнка, моментально замечают их в его внешности и поведении и наизусть знают его анамнез, равно как свой и, возможно, своих родителей. Рядовой педиатр, за дверью кабинета которого ежедневно томятся в очередях тридцать, сорок, а то и пятьдесят пациентов, ничего не знает о попавших к нему на приём детях и, более того, не имеет ни времени, ни намерений что-то узнать. Вся его технология — анализы, рентгеновские снимки, уколы и лекарства — в большинстве случаев не может заменить основанной на здравом смысле заботы информированных родителей.

Именно по этой причине педиатр не может с достоверностью заключить, болен ребёнок или здоров, а раз так, ему никогда нельзя доверять в полной мере. Родители лучше врачей сведущи в вопросах самочувствия своего ребёнка, ведь они с ним живут и с интересом и любовью ежедневно за ним наблюдают.

Краткое руководство по домашней диагностике

Если ребёнок не чувствует себя больным, не выглядит таковым и не ведёт себя как больной, вероятнее всего, он не болен, а если и болен, то не настолько, чтобы обращаться за медицинской помощью. Сколько раз многие из вас испытывали желание позвонить врачу, когда слышали от ребёнка жалобы на головную боль или боль в животе, а спустя час или два радовались, что не сделали этого, наблюдая, как он хулиганит с братьями и сестрами!

Я уже упомянул о правилах, которыми надо руководствоваться при домашней диагностике, но хочу их повторить, поскольку они очень важны.

Правило № 1. Если ребёнок не чувствует себя больным, не выглядит больным и не ведёт себя как больной, скорее всего, он здоров.

Правило № 2. Дайте матери-природе достаточно времени для её чудес, прежде чем подвергать ребёнка предложенному врачом потенциально опасному лечению. Человеческий организм имеет поразительную способность исцелять себя самостоятельно — способность, в большинстве случаев превосходящую всё, на что способна медицинская наука, и без нежелательных побочных эффектов.

Правило № 3. Здравый смысл — лучший инструмент при обращении с болезнью. Врач вряд ли будет им пользоваться с тем же успехом, ведь на медицинском факультете его учили не этому!

Конечно же, есть болезни, при которых без компетентного врачебного вмешательства не обойтись, но они случаются редко, а у детей они скорее исключение, чем правило. Напрашивается вопрос: как отличить, какие болезни серьёзные, а какие нет?

Родителям это сделать так же непросто, как и врачам, но я надеюсь, что эта книга научит вас определять степень серьёзности большинства заболеваний ребёнка, а значит, обращаться к педиатру вам придется крайне редко.

В процессе своей врачебной и преподавательской практики я обнаружил, что большая часть врачей хорошо справляется с лечением тяжелобольных и очень плохо заботится о здоровых пациентах. В этом кроется основной недостаток медицинского образования. Как студентов, так и практикантов очень мало учат тому, как поддерживать здоровье детей. Их образование начинается с предпосылки, что любой входящий в кабинет пациент нуждается в лечении.

На медицинском факультете курс педиатрии длится около трёх месяцев, и почти всё это время по написанным много лет назад учебникам студенты изучают исчезнувшие ныне детские болезни. Они получают массу предвзятой информации о прививках и мизерные знания по фармакологии, несмотря на то, что имеют перспективу в будущей врачебной практике «подсадить» на лекарства больше детей, чем самый удачливый наркоделец их города.

Четырёхгодичный курс обучения на медицинском факультете отводит фармакологии всего около шестидесяти часов, и большую часть этого времени студентам преподают основы её теории. Конкретными же знаниями о лекарственных веществах врачей вооружает, в конечном счёте, армия торговых агентов фармацевтических компаний. Сами себя они уклончиво называют «консультантами». Если провести параллель с распространением уличных наркотиков, консультанта уместно уподобить поставщику ядовитого зелья, а врача — наркодилеру.

ВРАЧИ НЕ ИМЕЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НЕ ТОЛЬКО О ЗНАЧИМОСТИ ПИТАНИЯ

Студентам медицинских факультетов не говорят о том, что питание — нередко самый важный элемент диагностики и лечения, и они начинают свою врачебную деятельность, не зная, что пищевые аллергии — основная причина многих детских заболеваний, а адекватное питание — основа здоровья. Это неведение побуждает их использовать лекарства там, где можно обойтись простым изменением диеты.

Если студент-медик проходит практику в клинике здорового ребёнка, представления о реальной медицине, с которой он вскоре столкнётся, он там не получает. Практически он занят только тем, что делает прививки, раздаёт витамины и образцы молочных смесей, которые исправно поставляют производители, и наблюдает, как старшие коллеги проводят рутинные «профилактические» осмотры здоровых пациентов. В такой клинике больных детей не увидишь, а потому практикант покидает её, так и не научившись их распознавать.

Врачей-новичков учат глумиться над альтернативной медициной, естественными терапиями и любыми формами врачевания, которые не требуют наличия диплома о медицинском образовании. Их учат бранить «шарлатанство», однако никто не скажет, как много его в официальной медицине. Как может врач осуждать тех, кто лечит лаетрилом*, когда сам назначал своим пациентам бендектин, орафлекс, зомакс** или талидомид*** до тех пор, пока эти препараты не убрали с рынка из-за наносимого ими вреда?

* Лаетрил — цианидсодержащее соединение, получаемое из персиковых косточек; применялось в альтернативной медицине для лечения различных видов рака. (Прим. науч. ред.)
** Бендектин — средство от симптомов раннего токсикоза беременных, предположительно вызывающее внутриутробные дефекты развития плода. Орафлекс — противовоспалительное средство, приведшее к смерти более ста пациентов. Зомакс — анальгетик, вызывающий тяжелые побочные эффекты и повышающий риск развития рака. (Прим. науч. ред.)
*** Талидомид — средство от симптомов раннего токсикоза беременных; в 1959 году около пятисот младенцев в Германии и одной тысячи — в остальном мире родились с врожденными уродствами, потому что их матери принимали этот препарат в первые недели беременности. (Прим. науч. ред.)

То немногое, что будущим врачам известно о грудном вскармливании, самом эффективном средстве долгосрочной защиты ребёнка, они, чаще всего, узнают от преподавателей-мужчин, которые не имеют ни его опыта (по очевидным причинам), ни большого к нему интереса. Несмотря на огромное влияние грудного вскармливания на развитие и общее состояние здоровья ребёнка, о чём я буду говорить позже, за четыре года учебы на медицинском факультете я прослушал о нём всего одну лекцию. Пока преподаватели бездействуют, производители молочных смесей усердно промывают мозги будущим врачам, обрушивая на них тонны своей литературы.

А вот чему студентов-медиков действительно учат, так это преуспеванию в бизнесе. К нему их готовят так же основательно, как к основной профессии. По мнению учителей от медицины, врач должен уметь производить впечатление всезнающего и чуть ли не всемогущего и вызывать у пациентов благоговение. (Просто поразительно насколько универсальны и живучи основы «научной медицины» — H.B.)

Если кто-то считает, что недостатки обучения на медицинских факультетах способна исправить ординатура, то он ошибается. Она обычно проходит в госпиталях, а в них учат стрелять по воробьям из пушки: в арсенале стажера — опасные диагностические технологии, хирургия и прочие агрессивные вмешательства, типичные для стационаров. Опыта лечения большинства детских заболеваний, с которыми вскоре предстоит столкнуться, молодой врач так и не получает.

Отсюда и стремление к сложным вмешательствам в случаях простых болезней, так часто наблюдаемое в частной врачебной практике, представляющее серьёзную угрозу для родителей и требующее от них неослабного внимания. В дальнейшем я расскажу об этом более подробно.

Молодой врач, открывающий после ординатуры свой кабинет, как правило, малообразован и совершенно неопытен. Его представления о побочных эффектах лекарств, о риске процедур и операций, которые он делает сам и на которые с лёгкостью выписывает направления, о возможных погрешностях анализов, на которые он целиком рассчитывает, и о недостатках технологий, которыми он смело пользуется, весьма ограничены. К тому же он практически ничего не знает об очень важных для педиатра вещах — о влиянии на здоровье детей питания и аллергических реакций психического и эмоционального характера.

Зачастую педиатры лечат практически здоровых детей, а тех, кто серьёзно болен или травмирован, они направляют к специалистам. Переадресация больных — неотъемлемая часть их практики. Неслучайно детских врачей в медицинской среде называют диспетчерами.

Возможно потому, что сам долго был педиатром, я отнюдь не убеждён, что для выполнения нынешних функций детского врача вообще нужен специалист. Большую часть детских болезней с успехом могли бы лечить в домашних условиях информированные и заботливые родители. Когда понадобилось бы медицинское вмешательство, его мог бы выполнить врач общей практики, или семейный врач, или специалист, к которому ребёнка могли бы направить. Даже медсестра при необходимости могла бы успешно справиться с этой задачей. Такая практика сложилась во многих странах, где педиатров относительно немного, а результаты в медицине куда лучше.

Как бы странно это ни прозвучало, результаты в области детского здравоохранения в этих странах лучше именно потому, что педиатров меньше. Дети там здоровее, поскольку меньше подвержены вмешательству медицины, а следовательно, и воздействию вредных лекарств и медицинских технологий. В США студентов-медиков, как известно, фармакологии почти не учат, но зато учат использовать всевозможные новые средства и методы.

Новые лекарства и медицинские приборы появляются чуть ли не каждый день, их в избытке поставляют лаборатории фармацевтической промышленности и производители медицинского оборудования. Чаше всего на момент выпуска все это недостаточно проверено и может оказаться опасным.

Многие родители считают, что безопасность лекарственных средств способна обеспечить Администрация по контролю за продуктами и медикаментами, которой они всецело доверяют. Большинство врачей говорят о том же, хотя кому, как не им, известно о действительном положении дел. По меньшей мере легкомысленно полагаться на Администрацию по контролю в столь важном деле, как здоровье детей.

Практически все медикаменты попадают на прилавки без необходимых или сколько-нибудь надёжных испытаний на людях. Эти средства, наверно, кому-то помогают, может быть, даже очень быстро, но как их приём скажется на дальнейшем самочувствии? Не известно и то, какими будут их вероятные отсроченные и кумулятивные эффекты. О них я подробно расскажу в одной из глав книги. Может статься, невинной жертвой новых препаратов окажется не тот, кто иx принимал. Не он получит вред здоровью, а, возможно, десятилетия спустя, его дети.

История медицины, американской и мировой, изобилует примерами того, как одобренные для широкого употребления лекарства изымались с рынка только тогда, когда бесчисленные жертвы предъявляли доказательства причинённого им вреда. Наиболее скандальную известность получили, в частности, диэтилбестрол (DES), трипаранол (MER-29)* и талидомид.

* Диэтилбестрол (DES) — синтетический эстроген, вызывавший редкие виды рака у детей принимавших этот препарат женщин. Трипаранол (MER-29) — лекарство, применяемое для снижения уровня холестерина, изъятое из употребления из-за тяжёлых побочных реакций, включая слепоту и выпадение волос. (Прим. науч. ред.)

Проблема усугубляется тем, что, хотя Администрация по контролю за продуктами и медикаментами и имеет власть не допускать на рынок непроверенные лекарственные средства, изъять из оборота уже одобренные она практически не может. Отсутствует и эффективный механизм выявления побочных эффектов у выпущенных на рынок лекарств, чтобы информировать о них Администрацию по контролю и население. Лучше это дело поставлено в европейских странах. Там практикуется наблюдение за людьми, принимающими новые препараты, и таким образом выявляется степень риска, которому они подвергают себя, употребляя то или иное лекарство.

ВРАЧИ РЕДКО ИЗУЧАЮТ ЛЕКАРСТВА, КОТОРЫЕ НАЗНАЧАЮТ

Действительно, редкий врач изучает результаты клинических испытаний лекарств и процедур до того, как начинает их назначать. Даже когда сомнению подвергаются препараты, используемые повсеместно, большинство врачей не обращает на это никакого внимания. Производителям лекарств, прописываемых детям чаще всего, было предложено представить доказательства их безопасности или изъять с рынка. Те спорили с Администрацией по контролю за продуктами и медикаментами в течение нескольких лет. а их продукция тем временем продолжала лежать на прилавке. Безопасность большинства лекарств так и не была подтверждена, что не мешает врачам прописывать их пациентам. Речь в данном случае идёт о сотнях лекарственных средств!

Трудно поверить, но американские родители тратят на лекарства для детей миллионы долларов ежегодно, хотя врачи назначают эти препараты, не имея достаточных свидетельств их эффективности и безвредности. Хуже того, достоверно зная об опасности их для здоровья. Из тридцати лекарств, чаще всего прописываемых в 1979 году и признанных Администрацией по контролю неэффективными, больше половины, включая три лидирующих, предназначены для детей. Это диметап, актифед, донатал, орнад, фенерган, фенерган чистый и фенерган Ви-си с кодеином, актифед Си, бентил, сироп бенилин, маракс и маракс Ди-эф, диметан и диметан Ди-си, амбенил, теидрин*. Когда врач в следующий раз назначит вашему ребёнку одно из этих средств, не помешает спросить, почему он рекомендует лекарство, производитель которого не смог доказать, что оно хоть сколько-то помогает.

* В основном — симптоматические средства от простуды. (Прим. науч. ред.)

В ранние годы врачебной практики, когда я был ещё настолько наивен, что верил всему, чему меня учили, я грешил тем же, в чём упрекаю сегодняшних коллег. Во время прохождения ординатуры я, как и мои наставники, лечил гланды, акне, стригущий лишай головы и увеличение лимфатических и вилочковой желез рентгеном. И ни один из старших коллег не предупредил меня об отсроченных последствиях такого лечения, а мне самому не пришло в голову задуматься, не причиняю ли я вреда своим пациентам.

В те годы я всё принимал на веру и ожидал того же от своих пациентов. Сейчас я с подозрением отношусь к каждой медицинской новинке. Меня до сих пор мучает совесть за содеянное: моё лечение рентгеном привело буквально к эпидемии рака щитовидной железы среди моих больных. Причиненный вред обнаруживается у них до сих пор. Ещё более трагично, что я и мои коллеги лечили увеличение желёз, которое болезнью не является. Размеры лимфатических и вилочковой желёз у наших пациентов со временем уменьшались без всякого лечения, естественным образом.

Кто знает, какие последствия своих профессиональных заблуждений обнаружат в будущем сегодняшние студенты-педиатры? Их учат использовать билирубиновые лампы для лечения «желтушки новорождённых» (Переводчик, судя по всему, сел в лужу. Билирубин один из промежуточных продуктов распада гемоглобина — H.B.) , тимпаностомию при ушных инфекциях, антибиотики почти от всего, гормоны для контроля роста, сильнодействующие вещества для коррекции поведения и другие лекарства, анализы, прививки и процедуры, об отсроченных эффектах которых не знает никто.

В полной мере о последствиях большинства способов лечения узнать нам только предстоит, но если вспомнить о прошлых катастрофах, проложивших путь «медицинского прогресса», можно не сомневаться, что их будет много, и они будут трагическими.

Если и есть что-либо определённое в современной медицине, так это то, что врачи не учатся на своих ошибках и в большинстве своём не помнят основного постулата клятвы Гиппократа — «не навреди». Они причиняют очень много вреда. Сама система медицинского образования формирует у будущих врачей склонность становиться с каждым годом всё более бесчувственными к своим пациентам. «Мы хотели бы, чтобы наши врачи обладали чувствительностью и сострадательностью, — заявил недавно Дэниел Боренстайн из Калифорнийского университета — но чрезмерная впечатлительность и участливость помешают им выполнять свою работу. Медицинское образование должно очерствлять».

Студент-медик может в совершенстве освоить часто применяемые в больницах манипуляции, например спинномозговую пункцию, прокол вены и артерии и даже введение трахеальных трубок. Однако, стоит перестать делать их регулярно, навыки утратятся: спустя год или два врач вряд ли воспроизведёт что-либо из того, что раньше хорошо удавалось. К счастью, большого значения это не имеет, ведь применять подобные умения педиатрам приходится редко. Они пригодились бы в педиатрических клиниках, где лечат жертв нищеты, плохой гигиены и недостаточного питания, а большинство детских врачей в них не попадают, стремясь к большим заработкам. Вообще говоря, у врачей не так уж и много возможности лечить — дети из среднего класса болеют редко, а пациенты частнопрактикующих врачей практически здоровы. Уж не потому ли педиатры лечат детей тогда, когда в этом нет никакой необходимости?

ЧТО БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ УЧАТ ДЕЛАТЬ С ВРАЧЕБНЫМИ ОШИБКАМИ

Когда я проходил ординатуру, мне объяснили, что врач частной практики должен делать, если совершит непоправимую ошибку. Прежде всего рекомендовали немедленно связаться со страховой компанией, занимающейся защитой интересов врачей в случаях преступной халатности, и строго следовать советам её агентов. Для публичного объяснения по поводу прискорбного, возможно смертельного, происшествия подсказали «волшебную» фразу: «Бедное дитя... Такое происходит в одном случае из миллиона». О том же, что родителям надо помочь справиться со своим горем, не было сказано ни единого слова. Мне не преподали никаких этических норм, уместных в подобной ситуации.

Вот почему, когда происходит что-то плохое, от врачей слышат: «Такое случается раз на миллион». Как не вспомнить нашумевшее дело в Торонто? Поступивший в детскую больницу с диагнозом «психосоматическая рвота» Стивен Юз умер от непроходимости кишечника через несколько дней. Конечно, «такое случается один раз на миллион», как, например, и смерть ребёнка от теста на астму в Чикаго.

В этой главе я попытался отговорить вас от слепой веры в педиатров и предупредил о том, что, обращаясь за медицинской помощью без необходимости, вы подвергаете ребёнка большему риску. Когда дети заболевают, обращение к врачам должно быть последним, а не первым шагом. Большинство детских болезней отступает перед естественными защитными силами организма. Всё, что требуется от опекающих ребёнка взрослых — это их любовь и здравый смысл.