Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» в старшей группе

Наталия Волгина
Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» в старшей группе

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи :

«Заучивания стихотворения Е . Благининой " Посидим в тишине "

Цель : Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение .

Развивать интерес детей к художественной литературе.

Формировать интерес к отгадыванию загадок.

Развивать умение поддерживать беседу.

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Развивать речь как средство общения. - Формировать умения внимательно слушать стихотворения .

Воспитывать чуткость к художественному слову. - Отработать интонационную выразительность речи. - Поощрять рассказ детей о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

Оборудование :

иллюстрации с изображением профессий мам з; стихотворение Е Благининой " Посидим в тишине " .

Предшествующая работа :

С утра в книжном уголке книга Е. Благининой " Вот какая мама". На мольберте - иллюстрации разных художников с изображением мам за работой (стиркой, уборкой, готовкой и т. д., профессии женщин.

Ход занятия.

Вводная часть.

В мире нет её роднее,

Справедливей и добрее.

Я скажу, друзья вам прямо –

Лучше всех на свете… (мама)

Правильно, ребята, конечно, мама. У ребёнка самое первое слово"мама"- потому что для ребёнка это самый добрый, самый ласковый, самый любимый человек! А ещё наши мамы самые трудолюбивые! Вы уже рассматривали иллюстрации, где мамы постоянно в работе. Несмотря на то, что мамы работают где?

(рассматривание иллюстраций и рассказ, где работает мама)

Мамам очень трудно, и вы должны мамам помогать : убирать за собой игрушки, поливать цветы, ухаживать за животными. А как вы помогаете вашим мамам?

(ответы детей)

Молодцы, ребята.

Надо стараться не огорчать маму , как можно чаще радовать её своим вниманием, заботой. И мамины глаза будут сиять от радости. Поводов позаботиться о маме очень много. Вот послушайте это стихотворение .

Стихотворение Е . Благининой " Посидим в тишине "

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу :

– Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела :

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

– Ничего, – шепнул он будто, –

Посидим и в тишине !

Вопросы по содержанию стихотворения

Ребята, вам понравилось стихотворение ? - Как оно называется?

О ком стихотворение ?

Почему девочка сидела в тишине и не играла ?

Правильно, дети, молодцы.

Вопросы на запоминание последовательности текста стихотворения - в вопрос включаем слова из стихотворения ,побуждаем при ответе применять авторские слова.

Почему мама спит?

Кто крадётся по маминой подушке?

Что сказала девочка лучу?

Куда метнулся луч?

Вопросы на понимание и запоминание отдельных слов или фраз.

- Как вы понимаете фразу : луч крадётся золотой? - Как это понимать : луч метнулся по стене?

Каким голосом надо читать начало стихотворения , чтобы мы поняли, что мама устала и спит? - Каким голосом девочка говорит лучу : " Я тоже двигаться хочу!" - Каким голосом надо читать :"- Ничего, шепнул он будто, - Посидим и в тишине . "

Упражнение детей в выразительном исполнении этих строк.

Попробуем проговорить слова из текста "Мама спит, она устала. " так, чтобы мы поняли, что нельзя шуметь, а то мама не сможет отдохнуть.

Чтение повторно стихотворение с установкой на запоминание.

Послушайте стихотворение ещё раз , постарайтесь его запомнить . У нас скоро Мамин праздник и вы сможете прочитать наизусть стихотворение своим мамам , они очень обрадуются.

Прочтение стихотворения (3-5 детей) .

Если ребёнок запнулся, подсказываем, ребёнок повторяет (не допускаем длительных пауз)

Молодцы ребята, запомнили стихотворение и очень хорошо прочитали.

Физкультминутка :

"Веснянка"

Солнышко, солнышко, золотое донышко, (дети идут по кругу) .

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло! Побежал в саду ручей, (дети бегут по кругу) .

Прилетело сто грачей, (дети машут руками, стоя на месте) .

А сугробы тают, тают, (дети приседают на месте) .

А цветочки подрастают. (дети медленно встают) .

Заключительная часть.

Ребята вам понравилась героиня этого стихотворения ? - Чем она понравилась, какая она? -Правильно ребята! И вы тоже должны любить и заботится о своей маме.

Ведь очень часто вы не думайте, что ваши родители могут быть уставшими. У взрослых людей очень много хлопот и работы. И вы тоже, как главная героина стихотворения " Посидим в тишине ", должны знать это, и не мешать своим родителям шумными играми, когда они отдыхают. Если вы не будете мешать отдыху своим родителям, то может быть они, после того как проснуться, будут играть вместе с вами в самые разнообразные игры.

Ребята, наше занятие закончилось, все очень внимательно слушали и отвечали на вопросы. И я надеюсь, что вы запомнили стихотворение и сможете рассказать своим мамам, и обрадуете их.

Публикации по теме:

«Заучивание стихотворения В. Жуковского «Жаворонок». Конспект НОД в коррекционной подготовительной группе Образовательная область «Знакомство с книжной культурой» Тема недели «Перелетные птицы» Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Конспект интегрированного занятия по заучиванию стихотворения Е. Благининой «Паровоз» во второй младшей группе Конспект НОД детей второй младшей группы Формирование связной речи у детей младшего дошкольного возраста путем интеграции ОО «Художественно.

Конспект по развитию речи в старшей группе. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…» Цель. Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…». Оборудование:.

Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе «Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края» ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по художественной литературе в старшей группе комбинированной направленности

Посидим в тишине
стих

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!..

Елена Александровна Благинина
(1903-1989)
Детская поэтесса, переводчик - уроженка орловской деревни. Дочь багажного кассира на станции Курск-I, внучка священника собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на верёвочной подошве (время было трудное: двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же - в годы студенчества - в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны. Потом был Высший литературно-художественный институт в Москве, которым руководил поэт Валерий Брюсов. В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя - Е. Благинина. Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических. Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко.
Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка» (1973, 1983, 1988), «Улетают-улетели» (1983), «Гори-гори ясно!» (1990). Последний сборник появился, когда Елены Александровны уже не было в живых, она умерла в 1989 г.

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!.

Анализ стихотворения «Посидим в тишине» Благининой

Известная русская поэтесса Елена Благинина посвящала свое творчество детям и писала для детей. Практически все ее работы – это детская литература, несложная в восприятии для читателей любого возраста. Ее стихи учат доброте, послушанию и уважению к старшим, особенно к родителям. Они легки для восприятия и запоминания, а также играют серьезную воспитательную роль – прививают важные мысли, знакомят с новыми словами и выражениями.

Стихотворение «Посидим в тишине» посвящено уважению к матери. Главной героиней является маленькая девочка, которая рассказывает, что мама прилегла отдохнуть, и она соблюдает тишину, чтобы не нарушить ее сон. Как заботливый ребенок, несмотря на свое желание побегать и поиграть, она сидит тихонько, наблюдая за солнечным лучом. Поэтесса объясняет состояние ребенка через беседу с солнечным лучом – девочке не трудно пофантазировать о том, что он живой.

Лучик крадется по маминой подушке, и девочка замечает, что она бы тоже много чего хотела – подвигаться, побегать, почитать книжку, спеть песенку. Но потревожить мамин сон было бы плохим поступком, поэтому героиня молчит и ведет себя очень тихо. Луч, выслушав девочку, сделал круг по комнате, метнувшись по стене, и скользнул по героине, словно отвечая ей, что можно посидеть в тишине и вдвоем.

Стихотворение учит ребенка уважению к родителям. Взрослые часто устают от домашних работ, и дети не всегда это понимают и принимают. Благинина создает образ девочки, чтобы читающий ребенок мог примерить его на себя: это делает произведение более легким к восприятию. Забота родителей о детях важна, но не менее важна и забота детей о своих маме и папе. Автор не зря приводит большой список забав, которыми можно заняться, и совсем мало уделяет внимания сну мамы как таковому. Они противопоставляются друг другу, усиливая важность значения отдыха для матери.

Произведение написано четырехстопным хореем, стопа двусложная с ударением на первом слоге. Рифмовка смежная и перекрестная, рифма чередуется мужская и женская. Много эмоционально окрашенной речи и восклицаний, анафоры придают строкам черты речи настоящего ребенка, что упрощает восприятие. Используются эпитеты («пустая комната», «золотой луч», «мамина подушка»); центральным литературным приемом является олицетворение солнечного луча, упоминается олицетворение игрушек («не шумят мои игрушки»).

Урок литературного чтения

во 2 классе


Проверка

домашнего задания


Речевая разминка

Павел Башмаков


Елена Александровна

Благинина (1903-1989) - русский поэт, переводчик.

Над рожью, дождиком примятой,

Стоит денёк почти сквозной.

Орловский ветер пахнет мятой,

Полынью, мёдом, тишиной...

Елена Благинина, не сразу поняла, что родилась поэтом.



Училась в Курской Мариинской гимназии и Курском пединституте. В 1921 году уехала в Москву. В 1925 окончила Высший литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова в Москве. Несколько лет работала в экспедиции газеты «Известия».

Была замужем за русским поэтом Георгием Оболдуевым. Похоронена на кладбище в подмосковном Голицине - там находился писательский дом творчества.


В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя - Е. Благинина.

«Ребята любили и её, и её стихи - замечательные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», - вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.



Мама – главное слово в жизни любого человека. А Елена Благинина в своих стихах учила детей любить, ценить, уважать, бережно и заботливо относиться к родному человеку.


Лексическая работа (толковый словарь Ожегова)

  • Волчок- игрушка в виде кружка, шарика на вращающейся оси.
  • Метнулся – резким движением броситься куда-нибудь.
  • Скользнул – быстро и незаметно пройти, промелькнуть.

ЗАГАДКИ

Эти шарики на нити

Вы примерить не хотите ль?

На любые ваши вкусы

В маминой шкатулке...



В ушках маминых сверкают,

Цветом радуги играют.

Серебрятся капли-крошки

Украшения...



Край ее зовут полями,

Верх украшен весь цветами.

Головной убор-загадка -

Есть у мамы нашей...



Назовите-ка посуду:

Ручка прицепилась к кругу.

Блин испечь ей – ерунда



В брюхе у него вода

Забурлила от тепла.

Как разгневанный начальник,

Быстро закипает...



Это кушанье для всех

Мама сварит на обед.

И половник тут как тут –

Разольет в тарелки...



Пыль найдет и вмиг проглотит –

Чистоту для нас наводит.

Длинный шланг, как хобот-нос,

Коврик чистит...



Гладит платья и рубашки,

Отутюжит нам кармашки.

Он в хозяйстве верный друг –

Имя у него...




Домашнее задание

стр. 119 выразительное чтение



Стихотворения известной русской поэтессы Елены Благининой – интересные и увлекательные. Они учат нас быть умными, послушными, любить своих родителей и радоваться детству.

Творчество Е. Благининой

Елена Благинина писала стихи о маленьких детях и их приключениях. Поэтесса посвятила всю свою жизнь работе над детской литературой. Ее стихотворения знают ваши бабушки и дедушки, ведь когда они были маленькими, Елена Благинина уже успела создать множество интересных стихов.

Стихотворения этой поэтессы очень легко учить наизусть, что может сделать каждый из вас. Елена Благинина была очень умной поэтессой – она знала много разных языков. Это помогло ей заниматься переводом детской литературы, написанной иностранными авторами, на наш родной русский язык.

Стихотворение «Посидим в тишине»

В самом начале произведения «Посидим в тишине» мы видим такую картину: усталая мама легла отдохнуть, а ее маленькая дочка сидела рядом и не хотела играть, чтобы не разбудить свою любимую мамочку. Игрушки маленькой девочки тоже молчали, так как маленькая хозяйка с ними не играла.

В комнате было очень тихо, однако вдруг на подушке, на которой спала мама, появился маленький лучик солнца. Он начал задорно бегать и танцевать по подушке. Девочка не выдержала и сказала лучику , что она хочет также прыгать и плясать как и он, а не сидеть без движений.

Ей очень хотелось вслух прочитать стих, играть с юлой, петь песенку, однако мама спит, и тревожить ее было бы плохим поступком. Лучик, выслушав девочку, сделал круг по стене, а потом остановился на ее лице, и тихо шепнул ей, что раз мама спит, то они с девочкой посидят в тишине.

Главная героиня стихотворения «Посидим в тишине»

Главная героиня стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» - маленькая девочка, которая очень сильно любит свою маму. Она, как и все дети хочет играть и прыгать, однако понимает, что мама проснется от шума. Мы видим, какая главная героиня добрая и хорошая, она заботиться о своей маме, и не может ее огорчать.

Ведь очень часто дети не думают о том, что их родители могут быть уставшими. У взрослых людей очень много хлопот и работы. И дети, также как и главная героиня стиха «Посидим в тишине», должны знать это, и не мешать своим родителям шумными играми, когда они отдыхают. Если дети не будут мешать отдыху своим родителям, то может быть они, после того как проснуться, будут играть вместе с ними в самые разнообразные игры.