Классный час на тему: “Семья – волшебный символ жизни”. Классный час на тему: Моя семья

Классный час: «Семья. Семейные традиции»

7В класс. Классный руководитель: Столбунец И.А.

Цель проведения

- Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;

- Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;

- Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;

- Изучение семей классного коллектива;

- Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

Предварительная подготовка к классному часу

Составление учащимися генеалогических деревьев;

Поиск старинных вещей, документов, хранящихся в семьях;

Оформление фотовыставки «Загляни в семейный альбом»;

Сочинения учащихся по темам: «Моя семья», «Династии», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Наши имена».

Ход классного часа

Классный руководитель

Здравствуйте, дорогие ребята, добрый день, уважаемые родители!

«Семья- один из шедевров природы»,- говорил Джордж Сантаяна. Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».

Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.

Мы долго готовились к этому празднику. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени!

Мы составляли свои родословные – выступали в роли историков, были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортёрами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках, писателями,когда писали сочинения о семье.

Вы написали в сочинениях о своих семьях. Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

Вам раньше приходилось когда – ни будь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.

Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.

Мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имён, как в родословной А.С, Пушкина. У кого на дереве 16-20 листочков, у кого больше.

Учащийся, у которого самое большое генеалогическое дерево рассказывает о своей семье.

Я думаю, что до этого времени мало у кого было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье.

Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.

219 ныне здравствующих потомков Пушкина гордятся своим великим предком.

И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?

Учащиеся рассказывают о своей семье.

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей… В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.

Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.

Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.

Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

Учащиеся, в названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них.

Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.

Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.

Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях.

Существует традиция- собирать и хранить семейные фотографии.

Учащиеся знакомят друг друга с фотовыставкой «Загляните в семейный альбом»

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен. На выставке предоставлены фотографии из семейных альбомов.

У многих дома хранятся станинные вещи. Человека уже нет, но мы храним, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.

Проводится конкурс на самую древнюю вещь.

Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей

. Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.

За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.

Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

Родители называют блюда, традиционные в их семьях.

Отмечать семейные праздники – то же традиция.

Какие праздники отмечают в вашей семье?

Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.

БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА

1. Скажите по латыни «семья ». (Фамилия.)

2.А теперь скажите «семья » по-итальянски. (Мафия.)

3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»?

(Аист.)

4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?

(Выносить сор из избы.)

5. Вот русская пословица: «Жить для себя– тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа– светить». Назовите пропущенный глагол.

(Гореть.)

6.По легенде, Россию охраняют три сестры : Вера, Надежда и Любовь и их мать . Назовите имя матери трёх сестёр.

(Софья, то есть Мудрость.)

7. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье ? А последний?

(Третьяк, поскрёбыш.)

8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери ?

(«Яблоко от яблони недалеко падает».)

9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи , достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?

(О матрёшке.)

10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?

(С восемнадцати лет.)

11. Как называется фамилия женщины до её замужества ?

(Девичья.)

12. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается.

(«Дюймовочка».)

13. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями , и никому не позволено их разлучать»?

(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.

(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

15. Родительский инструктаж одним словом – это...

(Наказ.)

16.Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?

(Моя сестра.)

17. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи ?

(Улей, борть.)

18. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника ?

(Мать -и-мачеха.)

19. Есть буквенная семья , в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья ?

(Алфавит.)

20. В каком месяце отмечается Международный день семей ?

(Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)

ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ "ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДСТВЕННИКИ"

В названия известных произведений вставьте пропущенные слова, являющиеся названием членов семьи .

 «...» М. Горький. Мать ».)  «...-разбойники», А.С. Пушкин. Братья -разбойники».)  «... Карамазовы», Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы».)  «Три...», А.П. Чехов. («Три сестры ».)  «... Ваня», А.П. Чехов. Дядя Ваня».)  «... Мазай и зайцы», Н.А.Некрасов. Дед Мазай и зайцы».)  «Капитанская...», А.С. Пушкин. («Капитанская дочка ».)  «... полка», В.П. Катаев. Сын полка».)  «... капитана Гранта», Ж. Верн.

Дети капитана Гранта».)  «... Фёдор, пёс и кот», Э. Успенский. (Дядя Фёдор, пёс и кот».)

Подведение итогов

1. Награждается самый активный учащийся.

2. Лучший участник в номинации «семейный альбом».

3. Лучший участник в номинации «Рассказ о семейной традиции».

4. Лучший участник в номинации «Семейная реликвия».

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»

КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЕННЫЙ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ СЕМЬИ

Костенко Лариса Валентиновна ,

учитель иностранных языков высшей квалификационной категории;

Крыкина Инна Владимировна ,

учитель начальных классов первой квалификационной категории.

г.Оренбург

Цель:

    Воспитывать чувства патриотизма, любви и гордости за свою семью;

    Развивать интерес к истории страны и своей семьи, семейным традициям;

    Побудить к размышлениям об отношениях в собственной семье;

    Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к родителям, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей;

    Формировать потребность в общении взрослых и детей, необходимость друг другу;

    Развивать интерес и любознательность, открытость, положительные эмоции и чувства.

Оборудование:

    Интерактивная презентация.

    Фильм об истории семьи «Мы помним и гордимся». (YouTube ).

    Мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Оформление кабинета (фотографии, рисунки, творческие работы учеников и учителей, воздушные шары).

Музыкальное оформление:

песня Александра Ермолова «Моя семья»

Аудитория:

Учащиеся третьего и пятого классов.

Здравствуйте, дорогие гости!

Ребята! Сегодня у нас необычный классный час.

Вы уже заметили, что у нас полный класс гостей. Но к нам пришли не только гости, но и наши друзья - ребята 5 класса! И мы как радушные хозяева поприветствуем всех с добродушной улыбкой.

Всю предшествующую неделю мы с вами говорили об одном из важных событий в истории не только нашей страны, но в истории всего человечества – Дне Победы. И о людях, которые своим героизмом приближали этот день. В том числе и о ваших прадедушках и прабабушках. Сегодня мы узнаем еще одну историю – историю из архива семьи Шагеевых. Это будет не просто рассказ. Это фильм, созданный внуками и правнуками героя.

Демонстрация фильма «Мы помним и гордимся».

В создании этого фильма принимала участие не только Линара, но и ее родители. Папа был режиссером, мама – сценаристом.

Победа советской армии была бы невозможна без поддержки тех, кто остался дома, кто на заводе вытачивал снаряды, растил хлеб, воспитывал детей, писал письма, вязал варежки для солдат, хранил тепло домашнего очага и ЖДАЛ.

Вы догадались?

Назовите тему классного часа (О семье.)

А как вы думаете, почему мы выбрали эту тему?

Слайд 1

Какая картинка всплывает у Вас перед глазами, когда Вы слышите слово «семья»? А кто из вас знает, как и когда появилось слово «семья»?

Учащиеся читают стихи.

Слайд 2а

Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»

Слайд 2б

Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.

Так какие два слова спрятались в слове «семья»?

Слайд 3

Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?

Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!

– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.

Слайд 4

«Для чего нужна семья?» –

У себя спросила я.

Для чего семья нужна,

Вам ответить я должна.

Папа – деньги добывает,

Мама – моет и стирает,

Рядом – дочки, сыновья,

Верно рассудила я?

А теперь скажу без шуток.

Да, в любое время суток

Каждый, кто живёт в семье,

Счастлив, радостен вдвойне.

Все к тебе придут на помощь,

Обогреют и спасут.

Любят, помнят, верят, знают…

На руках тебя несут!

Слайд 5

Связаны канатом крепким,

Спаяны одной судьбой.

Тот канат – любовь зовётся –

Крепко держит нас с тобой.

И идём мы по канату,

Балансируем порой.

Пропасть мы преодолеем,

Только будучи семьёй.

Где от деда – к сыну, к внуку

Полетит завет живой.

Сохраним страну родную,

Только будучи семьёй!

Ну, а если враг нагрянет,

Встанем мы в единый строй.

И опять народ наш станет

Крепко спаянной семьёй!

Слайд 6

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Слайд 7

Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

Слайд8

Семья – не просто жизнь людей

С детьми под крышею одной…

Нет в мире никого родней,

Чем те, кого зовём семьёй…

Слайд 9

Без семьи мне невозможно жить!

Семья со мной – дом радостью сверкает.

Я буду жизнь всегда за то любить,

Что мне награда – их любовь большая!

Слайд 10

Бывает горьким даже мёд,

Но ветром прочный дом не сдуть.

И нужно помнить об одном:

Семья – есть жизнь и в этом суть…

Слайд 11

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Слайд 12

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Слайд 13

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

У каждого человека должен быть дом, семья – уголок, где можно найти сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Только самому близкому человеку мы можем доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что нас волнует.

Любой из нас хочет жить в дружной, благополучной семье, в семье, где царит счастье. У каждой семьи свой секрет счастья, свой ключик к нему.

Этим волшебным ключиком являются ценности, которыми дорожит человек. Вспомните, какими? (внимание, уважение, взаимопонимание, любовь, терпение, чуткость...)

Я предлагаю каждому из вас взять со стола по одному ключику, написать на нем самую важную (на ваш взгляд) ценность и отнести свой ключик к домику.

На праздники принято дарить подарки. Давайте мы приготовим для наших близких поздравительные открытки, которые напомнят им о наших чувствах.

Дети переходят к столам для творческой работы.

Учитель объясняет порядок выполнения работы (см. папку «Открытка»).

Звучит музыка.По окончании организуется выставка открыток

В подарок всем присутствующим девочки исполнят песню «Моя семья» (см. папку «Песня про семья»).

Подводя итог нашего классного часа, хочется узнать, что вы поняли, что расскажете дома своим родным о семье?

Всё верно. На семье всё держится.

Семья – это дерево с крепкими корнями,со множеством ветвей листьев и плодов.

А теперь предлагаю оценить свою работу.

Еслиу вас остались вопросы, то прикрепите на дерево зелёное яблочко. Если вы работали хорошо, всё поняли, и у вас не осталось вопросов, то приклейте на дерево жёлтое яблочко.

А если вы хотите рассказать об услышанном сегодня своим родным и близким, то прикрепите на дерево спелое наливное красное яблочко.

Дети приклеивают свое яблочко.

На этом наш классный час подошёл к концу. Поздравляем всех с наступающим праздником. Счастья,любви и добра вам и вашим близким.

Классный час на тему: «День семьи»

Подготовила и провела учитель МБОУ СОШ №20 г. Химки О.В. Шмидль

Цель проведения:

Формирование понимания учащимися роли семьи в обществе, осознание себя продолжателями традиций предков.

Воспитание уважительного отношения к нравственным ценностям своей семьи.

Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.
- Развивать интерес и потребность быть причастным к истории своей семьи.

Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;

Изучение семей классного коллектива;

Ход классного часа

Семья – это святое слово,

и обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!

Учитель

Здравствуйте, дорогие ребята и родители, добрый день!

Хочу задать вам вопрос «С чего начинается человечество?»

Этот отнюдь не риторический вопрос столь же стар, как мир,названный Антуаном де Сент-Экзюпери «Планетой людей». Может быть, этот мир начинается с создания орудий, которыми пользовались наши предки. Или с зажженного в пещере огня, который казался даром богов. А может человечество начинается с наскальных изображений, с помощью которых древние люди делились горестями и радостями своей жизни. За каждым из этих ответов проступает своя историческая и психологическая правда.

Но вот передо мной послание, написанное на берестяной грамоте сравнительно недавно – всего – на всего в 15 веке:»Пусть разгорится сердце твое, и тело твое, и душа твоя до меня, и до тела моего, и до виду моего» (берестяная грамота 15 века – древнейшее русское любовное письмо, дошедшее до наших дней).Это письмо, как и многие похожие на него документы в истории нашей культуры, подсказывает ответ на вопрос о начале начал человеческой истории. И этот ответ я формулирую лаконично и кратко: с любви.

С любви начинается человечество. И с любви зарождается родство человеческое, а не только человеческий род. И в любви происходит переплетение сердец, названное семьей. Не случайно на Руси когда – то бытовало выражение « супружество как дружество». Задумывались ли вы когда – нибудь о том, что подлинные родительские отношения в семье и есть источник бессмертия любви друг к друг, воплощаемой в детях?

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования человека.

Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Мы долго готовились к этому празднику. Мы составляли свои родословные – выступали в роли историков, были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортёрами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках, писателями. Когда писали сочинения о семье.

Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.

Ученик

В семейном кругу мы с вами растем
В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Ученица

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле!

Учитель

А как Вы понимаете это слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?..

(Ответы детей)

Учитель

Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья… История идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии. И если ты так будешь жить, у тебя появятся замечательные и нежные плоды – это дети.

Выступление родителей

Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы.

Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете .

У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

Просмотр мультфильма «Сказание о Петре и Февронии».

Ученица

Муромские чудотворцы Петр и Феврония, память которых чтят 8 июля, издавна считаются покровителями семейного благополучия.
Согласно Житию святых, князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. За несколько лет до княжения он заболел проказой, и во сне ему было открыто, что излечить его сможет только дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни в Рязанской земле. Феврония была красива, благочестива и добра, к тому же умела лечить недуги с помощью трав. Она исцелила князя, но тот не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.
Унаследовав княжение, Петр вынужден был отказаться от власти, когда узнал, что бояре хотят разлучить его с любимой женой. Петр и Феврония удалились вместе в изгнание. Но вскоре в Муроме началась смута, и бояре, опомнившись, решили звать князя Петра обратно.
После возвращения князь и княгиня правили долго и счастливо, а в преклонных летах приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния. Они завещали похоронить себя вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.
Скончались Петр и Феврония каждый в своей келье в один день и час - 8 июля (по старому стилю - 25 июня) 1228 года. Вопреки воле усопших, их тела были положены в разных обителях, но произошло чудо: уже на следующий день они оказались вместе. Через три века Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Сегодня их мощи покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.

8 июля у православных верующих принято молиться Петру и Февронии, которые считаются покровителями семейного благополучия. В своих молитвах молодые люди просят Бога об искренней любви, а люди постарше о семейном согласии.

Вопрос к учащимся и родителям

Л.Н. Толстой сказал: « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье?

(Ответы детей и родителей)

Ученик


Мама на папу глядит,
Улыбается,

Папа на маму глядит,

Улыбается,

А день самый будний,

Не воскресенье,

И за окошком – не солнце,

А вьюга,

Просто такое у них

Настроение,

Просто они

Очень любят друг друга.

От этой любви

И легко, и светло.

Мне с папой и мамой

Так повезло!

Учитель

Мы с вами провели конкурс «Визитная карточка семьи» и сегодня подводим итоги (Родители вместе с детьми защищают свои проекты)

Награждение участников и победителей.

Ученик

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

ЗВУЧИТ ГИМН СЕМЬИ

И дом молитвой освященный
Стоит открытый всем ветрам,
И учит бабушка внучонка
Словам: «отчизна», «мама», «храм».

Припев:

Живите в ладу и гармонии.

Любовью Петра и Февронии.

Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства
Страны моей, моей России.

Семья - источник изначальный
Небесным ангелам хранимый.
И грусть, и радость, и печали -
Одни на всех, неразделимы.

Припев:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.

Пусть повторятся в поколеньях
Благословенной жизни дни.
Храни Господь очаг семейный,
Любовь любимых охрани.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Михайловки»

Классный час

«Тепло семейного очага»


Подготовила и провела

классный руководитель

8 Б класса

Худайкулова Н.А.

2012 г.

Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся .

А. Монтерлан

Цель классного часа : воспитание ценностного отношения к семье; формирование стремления быть хорошим семьянином во взрослой жизни.

Задачи :

· способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи;

· возрождение нравственно-этических норм, ценностей и традиций семейного уклада;

· развитие у ребенка нормативного восприятия позитивных семейных ценностей;

· воспитание в душе ребенка гармоничного образа семьи;

· установление плодотворного сотрудничества между образовательным учреждением и семьей.

Ход классного часа

Учитель: Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же? (Нет.) Т. е. представления о счастье у людей разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем.


Ребята, покажите свои ответы. Почему же семья зачастую ассоциируется со счастьем? Действительно, в семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные … Давайте попытаемся продолжить этот список. (получаем жизнь; это место, где нас любят, прощают, заботятся…)

Учитель: Да, ребята, семья очень важна для каждого человека, но не только, семья – это основа общества, ведь общество состоит из семей. И если нравственные ориентиры будут искажены, если семейные ценности перестанут быть значимыми, то и все общество заболеет. Жизнь меняется, и те ценности, которые раньше казались незыблемыми, к сожалению, подвергаются изменениям. Посмотрите, что может произойти, если мы сместим приоритеты. Допустим, что для каждого человека на первом месте окажутся не семья и дети, а карьера. Ведь именно так сейчас и происходит. Зачем тогда человеку заводить семью, детей – все это большие препятствия к достижению цели. Последствия: снижение рождаемости, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения. Почему мы с вами об этом говорим? Вы – дети, и наше будущее и будущее страны зависит от вас. И поэтому так важно уже сейчас выбрать правильные ориентиры в жизни.

1-й ведущий . Что такое семья, понятно всем. Семья – это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка... Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции.

2-й ведущий . А еще – это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь идет об удивительном доме, за порогом ко­торого никогда не раздавались слова вражды и осуждения.

В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на нее как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» – удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем одно и то же слово – «понимание», – пока не написал его сто раз.

«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» – обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

1-й ведущий . Как вы думаете, ребята, неужели тому старику из притчи ни разу не захотелось грубо окрикнуть своих детей, хлестко отшлепать балов­ников, разбивших тарелку во время застолья или ненароком опрокинув­ших самовар? Как это было бы просто, взять да и выпустить накопившийся внутри пар: «Не шали, не балуйся! Вот тебе, вот тебе!» Но он никогда не позволял себе и слова, произнесенного от неспокойного или злого сердца. Он был воспитанным человеком. По-моему, главная черта его характера – мужество, ведь он всю жизнь умел придерживаться выбранной линии поведения. А еще – доброта и милосердие... Что можно еще о нем сказать с уверенностью? Конечно же, то, что он был любящим и терпеливым отцом, дедом, мужем и соседом.

2-й ведущий . Что же держит «на плаву» нашу семейную крепость, не позволяет рухнуть ей в этом непрочном мире? Что самое трудное в семейной жизни? Конечно, это будничный, прозаический быт, ссоры, конфликты. Особенно «бурлит жизнь» в семье, когда дети, подрастая, начинают считать, что имеют право на собственное слово и на собственный поступок. «Трудный» возраст...

Учитель: Да, и одному человеку нелегко прожить. И что бы ни говорили, а семья – главное богатство в жизни. В наше время семьи небольшие, в них часто по одному ребенку.

А вот интересно, какой семье легче прожить на свете! (Ответы детей)

Учитель: Я совершенно с вами согласна. Думаю, легче той семье, где не унывают, не падают духом, радуются жизни.

Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы в семье было взаимопонимание и доверие? (высказывания детей)

Учитель: А вот так говорит об этом И. Молчанова в стихотворении «Семь правил»

1.Что значит для меня моя семья? Конечно – счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня, Лишь только семь, но очень – очень важных.

2. Во-первых, это главное – любовь. Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь, А трепетно и каждый день по-разному.

3. Второе – дети. Что за дом без них? Пустыня без колодца – не напиться.
А дети – это жизнь, это родник, И продолженье рода. Пусть струится!

4. Потом забота. Лишь она - Очаг семейный сбережёт от ветра
Старайся, чтоб с улыбкою весна. Была всегда с тобою, а не где-то.

5. Четвёртое – терпение. Оно Поможет пережить невзгоды, беды…
И отогреет солнышком окно, Что инеем заледенело белым.

6. А пятое – ответственность и дом. В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь, От ветра уберечь душевный пламень.

7. Шестое – уваженье. Только с ним- Приобретёшь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других, Научишь, чтоб с твоим считались собственным

8. И, наконец, седьмое – чистота. Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…
Вот так я представляю свой очаг, Где я любима, счастлива где полностью.

Тренинг «Строим дом»

1-й ведущий . А как вы думаете, что такое семья и каковы ее основные принципы? Давайте попробуем смоделировать счастливую семью, работая в группах.

Задание группам: У вас на столах лежат карточки со словами: терпение, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, семейные традиции, дружба, прощение, понимание, долг, материальный достаток, уважение, самопожертвование, порядочность.

Давайте построим дом счастья. Что вы положите за основу, что для вас главное, а что второстепенное? (дети строят, по ходу объясняя, что лежит в основе хорошего дома)

Постепенно складывая по кирпичику воздвигаем стены, затем ставим крышу- крышу хорошего настроения.

2-й ведущий . Итак, мы построили с вами «Дом счастья». Счастье человека в семье – наибольшая нравственная ценность. Где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Дети читают стихи:

Семья- это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку, и слезы, и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья- это то, что с тобою всегда

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены, родные, отчий твой дом-

Сердце навеки останется в нем!

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть его дороже

На этой сказочной земле!

Учитель: К слову ДОМ придумайте прилагательные.

Д: Надёжный, любимый, красивый, уютный, тёплый.

Учитель: А теперь придумайте глаголы.

Д: Охраняет, оберегает, защищает, обогревает, любит.

Учитель: В доме уютно, а это самое главное.

1-й ведущий . Наш дом – это наша защита, наш очаг, в котором должен всегда гореть огонек взаимопонимания, доброты, участия. Но иногда пламя в очаге может быть беспощадным и от былого тепла и понимания остается пепел. Это происходит в том случае, если недоразумения и непонимание между детьми и родителями перерастает в ненависть и даже вражду. Как этого избежать, как сделать так, чтобы пламя в очаге твоего дома горело ровно и освещало своим светом всю твою жизнь?

Учитель: Считается, что за взаимоотношения в семье отвечают только взрослые, но это не так. Дети могут сделать очень много для установления и поддержания в семье хороших и теплых отношений.

Что можно сделать для улучшения своих взаимоотношений с родителями?

Возможные ответы ребята выписывают на доску. После того, как выполнили работу, показать запись на доске и обсудить их выводы.

Варианты ответов учащихся.

Проявлять послушание;

Быть их сторонниками;

Не огорчать их;

Ободрять их в период трудностей;

Проявлять человечность и участие ко всем членам семьи;

Оказывать необходимую помощь по дому;

Поддерживать их во всех начинаниях;

Выражать признательность и благодарность;

Проявлять понимание в принятии родителями определенных решений;

Обсуждать с ними свои проблемы и радости, планы и цели;

Ставить их в известность о том, где вы и с кем.

Учитель: "Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье, скажем, Петровых. Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи взрослыми и уважаемыми главами своих семейств, не сочли бы возможным ввести в обиход вашей семьи.

1. Родители контролируют школьные дела детей.

2. Каждый член семьи имеет свои обязанности.

3. Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.

4. Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.

5. При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.

6. Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.

7. Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.

Скажите с какими правилами вы согласны? Какие вам кажутся не верными? Почему?”.

2-й ведущий . "В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими, которые празднует вся страна у каждой семьи есть свои собственные. Давайте; поиграем. Кто последним назовет семейный праздник, тот – победитель.” (День рождения, день бракосочетания, проводы в армию, новоселье, вручение аттестата об окончании школы, день первой зарплаты, поступление в первый класс, прощание с детским садом, прощание с начальной школой, покупка дачи, автомобиля, победа в конкурсе...)

Учитель: Задание на дом «Тайный друг – дорогой мой человек». Инструкция для учащихся: У каждого из вас на столах лежат маленькие листочки бумаги. На каждом отдельном листочке напишите имена тех членов своей семьи, кто проживает непосредственно с вами: мама, папа, бабушка, брат Саша, сестра Катя и т. д. Сверните эти листочки, перемешайте и выберите один из них. Тот, чье имя написано на листочке, целую неделю будет для вас самым важным, самым дорогим человеком, вашим тайным другом, которому вы будете дарить свою любовь, оказывая самые разные знаки внимания. Если с этим человеком у вас размолвка, что нужно сделать? Какие знаки внимания можно оказывать самому дорогому для вас человеку? (Говорить комплименты, добрые слова, приготовить его любимый салат, сделать по своей инициативе домашние дела, хорошо себя вести, быть доброжелательным, предложить отдохнуть, подарить подарок, выполнять добросовестно все поручения и т.д.) Дома никому об этом не рассказывайте. Ровно через неделю вы откроете своим близким этот секрет. Спросите их, заметили ли они ваши проявления любви.

В завершение разговора я хотела бы прочитать небольшое стихотворение:

2-й ведущий .

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом.

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром.

Отец, и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

Им интересно впятером.

1-й ведущий .

Малыш для старших как любимец,

Родители во всем мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

на этой сказочной земле.

БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА

1. Скажите по латыни «семья ». (Фамилия.)

2.А теперь скажите «семья » по-итальянски. (Мафия.)

3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»?

(Аист.)

4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?

(Выносить сор из избы.)

5. Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол.

(Гореть.)

6.По легенде, Россию охраняют три сестры : Вера, Надежда и Любовь и их мать . Назовите имя матери трёх сестёр.

(Софья, то есть Мудрость.)

7. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье ? А последний?

(Третьяк, поскрёбыш.)

8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери ?

(«Яблоко от яблони недалеко падает».)

9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи , достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?

(О матрёшке.)

10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?

(С восемнадцати лет.)

11. Как называется фамилия женщины до её замужества ?

(Девичья.)

(«Дюймовочка».)

13. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями , и никому не позволено их разлучать»?

(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.

(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

15. Родительский инструктаж одним словом – это...

(Наказ.)

16. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?

(Моя сестра.)

17. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи ?

(Улей, борть.)

18. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника ?

(Мать -и-мачеха.)

19. Есть буквенная семья , в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья ?

(Алфавит.)

20. В каком месяце отмечается Международный день семей ?

(Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)

Сценарий классного часа «День семьи»

Разработала уч. нач. классов МАОУ СОШ №2 п. Новоорск

Гречуха И. А.

Сегодня мы встретились с вами, ребята, и с вами, уважаемые взрослые, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека - семье. Семья-это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни

Ученик 1:

В семейном кругу мы с вами растем.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом.

Песня о семье.

Так что же такое семья?

Ученик 2:

Семья – защита от обид,

Для малышей она как щит.

Как прочная она броня

От холода и от огня.

Случилась с малышом беда,

Семья поймёт его всегда;

Порой за шалость побранит

Но все равно потом простит.

Ученик 3:

Семья – это громкое слово!

Семья – это звонкое слово!

Семья – это слово важное,

Об этом вам скажет каждый.

Семья – это солнце светит,

Семья – это звезды на небе,

Семья – это всё любовь.

Любовь сыновей и отцов,

Любовь дочерей и мам.

Любовь свою дарим вам!...

Выдержки из сочинений «Что такое семья?»

Ребята, как вы писали в своих анкетах, семья-это те, кто дорог вам больше всего на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, вас приласкает, приголубит, поймет и утешит ваша семья - это. ваши родные и близкие вам люди- И я согласна с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть замечательные семьи.

Песня(петь с детьми).

Но все семьи разные, разнятся они своими привычками, укладом, обычаями, традициями. Традиции - это то, что передается из поколения в поколение.

Ученик 4:

Традиции семьи...

В них - мудрость наших предков

Традиции семьи...

В них - времени печать.

Традиции семьи -

Прекрасное наследие.

Его нам будут свято завещать.

Ученик 5:

Вчерашний день, минувший год

Не умирает в человеке.

Прошедший век - он в нашем веке

Еще звенит, еще поет.

Живут высокие веленья

Ума и сердца прежних лет…

1. Издавна одной из традиций была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Эта традиция возвращается в семьи.

Вот и вы попытались составить свои родословные. У кого-то на дереве 7, 8,9, и больше листочков. А самое роскошное дерево или больше всего родственников смогли написать Астафьев Данил -59 Пережогина Н. 41, Маркина А.- 23, Битюцкий З. -21 .

Я думаю, что каждый год на вашем дереве будут распускаться новые листочки с именами ваших родственников, и вы будете не только дополнять список, но и узнавать новые сведения о ваших родственниках.

2. -Одной из традиций было также то, что люди гордились своими знаменитыми предками.

И пусть ваши родственники не были знаменитыми историческими личностями, а были просто хорошими людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье. О своих родных вы узнали и теперь поделитесь с нами вашими мыслями.

______________________

Я думаю, что вы, ребята, искренне восхищались своими родными.

3….- Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам - церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или модное в данный период, либо в честь кого - то из членов семьи. Поднимите руку, кого назвали в честь родственников?

Имена, имена, имена.. .

В нашей речи звучат не случайно.

Как загадочна эта страна,

Так и имя - загадка и тайна.

Имена ведь - не просто слова,

А почти воплощенная память.

Ради вечной надежды своей

Вспоминайте судьбою хранимых,

Имена самых верных друзей,

даже боль приносивших любимых.. .

Имена, имена, имена –

В этой жизни звучат не случайно.

Как загадочна наша страна,

Так и имя - загадка и тайна.

4. .-Ну а теперь я хочу поговорить о следующей традиции. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии – 11 Даша, Настя Р –мед. раб, Дима М, Настя П(швея),Надя – водители, Дима Б. Стёпа – электрики, Маша – бухгалтеры, Рома, Полина(бухг) – учителя, Данил - ж/д.

5.- Ученик 6:

Жизнь человека - только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется.

И никогда не оборвется

Веков связующая нить.

Ребята, я вижу вы принесли свои семейные альбомы.

Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь с 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Наши близкие, которые уже ушли от нас, все те люди, которые нам дороги, но которых уже нет в живых, живут до тех пор, пока о них сохраняется память.

Покажите нам самую интересную семейную фотографию. Показ фото, рассказ детей.

6.традиция хранить старинные вещи Человек живет, пользуется какими- либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими- либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее хранить. У каждого дома: в гараже, в чуланчике, на чердаке у бабушки – хранится много старых вещей. Вот и вы провели разведку старинных предметов, принесли их сюда, чтобы всем их показать. рассказы ребят

7. Ученик 7:

А дом, заставленный добром, еще не дом.

И даже люстра над столом,- еще не дом.

И на окне с живым цветком - еще не дом.

И даже с чайника бочком - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Тогда эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

Тепло дома помогает создать совместно проведённые вечера, поездки, походы, праздники, проведение свободного времени всей семьей, ужины в кругу семьи. Это тоже традиция. Об этом вы писали в своих анкетах. Назовите по одному традиционному в вашей семье блюду.

Ученик 8:

Дом - это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,

Это твой дом.

V. Выводы:

Мы говорили о разных семейных традициях. они нужны чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной. Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение.

Наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс. И мне хочется, чтобы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую семью.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!