Конспект занятия по фэмп в средней группе. тема: «большой, маленький

Конспект занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) «Большой, маленький» яподготовила МОШКИНА Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «ДСОВ №111» Иркутская область, г. Братск.

Цели:

  • знакомство с понятиями «большой», «маленький»;
  • обучение соотнесению предметов по величине;
  • развитие умения группировать предметы по заданному признаку;
  • развитие познавательных процессов;
  • развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.

Оборудование:

  • фланелеграф и магнитная доска;
  • набор картинок к рассказу: дом, конура, собака, щенок, большая миска, маленькая мисочка, большая кость, маленькая косточка;
  • картинки с изображением одного и нескольких предметов: лист, листья; яблоко, яблоки и т.д.;
  • игрушечный заяц, корзинка;
  • конверты с разрезными предметными картинками (по количеству детей);
  • конверты с карточками для сравнения предметов по величине (по количеству детей);
  • рабочая тетрадь (РТ);
  • простые и цветные карандаши (по количеству детей).

Ход занятия

1. Введение в тему.

Педагог читает рассказ, прикрепляя к фланелеграфу изображения предметов, упоминаемых в тексте. Дети, начиная с третьего предложения, дополняют рассказ педагога.

Возле большого дома стоял маленький домик. В нем жили большая собака и маленький щенок. У собаки была большая миска, а у щенка — … (маленькую). Собака грызла большую кость, а щенок — … (маленькую).
Много разных, больших и маленьких, предметов окружает нас.

2. Задание 1 в РТ.

3. Складывание без опоры на образец разрезной картинки из двух частей.

Педагог раздает детям конверты, в которых находятся предметные картинки, разрезанные по горизонтали или вертикали на две части. Дети собирают разрезные кар¬тинки.

4. Динамическое упражнение.

В игровой зоне заранее разложены картинки, на которых изображены:

  • один лист, много листьев;
  • один гриб, много грибов;
  • один цветок, много цветов;
  • одна шишка, много шишек;
  • одна елка, много елок;
  • один желудь, много желудей;
  • одно яблоко, много яблок;
  • одна морковка, много морковок.

В центре на стуле сидит игрушечный заяц, рядом с ним — корзинка. Дети встают с мест и идут с педагогом в игровую зону, проговаривая слова рифмовки один или два раза, в зависимости от расстояния между игровой и учебной зонами.

Мы сейчас гулять пойдем,
Много разного найдем.
Что увидишь, собери
И зайчонку подари.

Команда-считалка читается, когда дети подойдут к расположенным в игровой зоне картинкам.

Раз, два, три, четыре, пять -
Начинаем собирать.

Педагог кладет одну из картинок в корзинку первым и дает детям образец вы-сказывания:
- Вот тебе, зайка, много листьев.

5. Задание 2 в РТ.

6. Задание 3 в РТ.

7. Графические упражнения в РТ.

8. Итог занятия. Игра «Рассмотри и назови».

На столах детей лежат конверты. Педагог предлагает детям открыть конверты и взять карточки, на которых изображены: кошка, мышка/ворона, воробей/тыква, помидор/бочка, ведро/подсолнух, ромашка/медведь, еж/мяч, пуговица/яблоко, орех/груша, вишня/кастрюля, чашка/дерево, куст/ведро, стакан/лопата, совок/торт, печенье/курица, цыпленок/капуста, чеснок.

Педагог прикрепляет к магнитной доске карточку с изображением арбуза и сливы и дает детям образец высказывания:

Арбуз большой, а слива маленькая.

Дети сравнивают предметы, изображенные на индивидуальных карточках, и отвечают, используя образец, данный педагогом.

Конспект НОД по математическому развитию во второй младшей группе на тему: «Большой - маленький»

Цель: закрепить знания детей о форме и величине.

Задачи :

Обучающие : продолжать учить различать и называть геометрические фигуры, основные признаки предметов, цвет, форму, величину; закрепить умение сравнивать предметы по размеру.

Развивающие : развивать память, воображение, вариативное мышление детей

Воспитательные: воспитывать желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

Тип НОД: закрепление изученного ранее материала.

Форма НОД: фронтальная

Продолжительность: 15 минут.

Участники: дошкольники.

Возраст: 3-4 года.

Материалы и оборудование : мешочки, игрушечный мишка, листочки, набор геометрических фигур, кубики.

Предварительная работа: знакомство с геометрическими фигурами, формами и величинами, дидактические игры,

Методы и приемы работы с детьми: Наглядные методы, словесные (беседы, загадки), практические (игры).

Структура НОД:

Беседа

Физкультминутка

Дидактические игры

11 минут

Заключительная часть

Беседа

2 минуты

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Воспитатель :

Ребята, сегодня к нам с вами придет гость. А чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку!

Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?
(Ответы детей)

К нам в гости пришел мишка. Давайте поздороваемся с ним.

2.Основная часть.

Воспитатель:

Мишка пришел к нам не с пустыми руками, а принес нам мешочек с кубиками, чтобы мы помогли разложить ему кубики, а то у мишки все кубики перемешались (высыпать кубики на коврик). И, правда, посмотрите, сколько кубиков на нашем ковре. Давайте их рассмотрим. Какие кубики по величине (больше и маленькие ). Какого цвета кубики? (синий, жёлтый, красный, зелёный)

Мишка просит разложить кубики по мешочкам: большие кубики в большой мешочек, а маленькие в маленький .

Ребята, давайте мы поможем мишке (мишка благодарит ребят за помощь).

Давайте посмотрим, что еще есть в мешочке у мишки (достает листочки) .

Воспитатель :

Посмотрите, дети, какие красивые разноцветные листочки. Какого они цвета? (Ответ детей) Красные, зеленые, оранжевые, желтые.

Воспитатель :

Хотите поиграть с мишкой в его разноцветные листочки? Какое сейчас у нас время года? (Ответ детей) Осень. А что делают листочки осенью? (Ответ детей) Опадают.

Воспитатель :

А листочки эти не простые, а волшебные. В ваших руках они сейчас оживут и полетят на полянки, искать такого же цвета листочки, как они сами. Возьмите листочки в правую руку.

2. Игра «Осенние листочки». Звучит музыка.

Дети выполняют соответствующие игровые движения. Музыка заканчивается, листочки собираются по цвету.

Воспитатель :

Сколько желтых листочков? (4) . А красных листочков сколько? (3) . Молодцы! Сосчитайте зеленые листочки. (3) . А оранжевых листочков сколько? (2) . Молодцы ребятки, правильно. Мишке очень понравилось играть с листочками.

2. Игра «Чудесный мешочек» .

Воспитатель:

В «чудесном мешочке» лежат большие и маленькие геометрические фигуры разных цветов. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем достают их и называют цвет.

Воспитатель :

У мишки есть еще одна игра в мешочке. Давайте поиграем в эту игру.

4. Игра «Найди лишнюю фигуру» .

(Каждый ребёнок получает одну карточку, на которой нарисовано 3 квадрата. На столах лежат такие же карточки, на каждом по одному. Дети должны подойти к тому столу, где лежит точно такая же карточка, как у него в руках.)

Воспитатель:

Дети, посмотрите на свои карточки. На столах лежат такие же карточки, вам нужно подойти к тому столу, на котором лежит точно такая же карточка как ваша. (Задание проверяется у каждого стола отдельно.) - Какие фигуры нарисованы на ваших карточках?(Ответы детей) - Сколько квадратов на карточке? Какой квадрат не такой, как остальные? Почему? (Ответы детей)

Мишка:

Молодцы! Мне понравилось с вами играть. А теперь мне пора уходить. До свидания, до новых встреч! (уходит)

3. Итог Занятия.

Воспитатель :

Ребята, что мы делали на занятии?

Что у нас получилось?

Что вам больше всего понравилось?

Список литературы

1.Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010

2.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 201

«Окраска воды» конспект занятия в младшей группе

Цурикова Зинаида Владимировна

Конспект занятия по сенсорному воспитанию младшей группы «Окраска воды»

Цели занятия:

Обучающие: Знакомить детей с оттенками красного цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светло-красный», «темно-красный», обучать способом их получения;

Развивающие:

    развивать кратковременную память;

    развивать зрительное и слуховое восприятие;

    развивать мышление: наглядно-действенное, наглядно-образное;

    развивать такие свойства личности, как уверенность, любознательность, терпение, дисциплинированность, аккуратность;

Воспитывающие

    развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по правилу);

    воспитывать умение работать в парах; внимание друг к другу, терпеливость;

    воспитывать умение внимательно выслушивать ответы товарищей, не перебивая их;

    воспитывать умение поддерживать порядок на рабочем месте и убирать его по окончании занятия;

Предварительная работа

Рассматривание осенних листьев светло и темно-красного цветов.

Демонстрационный материал

Осенние листья светло и темно-красного цветов, два графина с метками соответствующих цветов

Раздаточный материал

Баночки с водой (две баночки на двоих детей), салфетки, баночка с красной краской, кисти, подставки под кисти.

Ход занятия

1. Часть: Вводная часть.

Дети сидят за столами.

Воспитатель: Ребята к нам сегодня в гости пришел северный олененок.

Олененок: Здравствуйте ребята, я пришел к вам издалека. Где всегда на земле лежит снег, и там очень холодно. Говорят у вас осенью красиво. Это правда? (да) . А еще листья с деревьев падают, это называется.… Не помню. Ребята подскажите. (Листопад).

Воспитатель: Ах, как красиво у нас осенью, листочки разного цвета. Какого цвета листья осенью? (желтого, красного, зеленого) . У меня тоже есть листочки. Какого цвета этот листок? (светло-красного), а этот? (темно-красного).

Олененок: Я пока к вам в гости шел, тоже нашел листочки. Они какие-то грустные. Как вы думаете, почему они грустные? (Задает проблемную ситуацию, предлагает детям найти самостоятельное решение, выслушивает и принимает все ответы детей).

2. Часть: Окраска воды.

Воспитатель: Я ребята думаю, что не хватило волшебной водички у осени для этих листочков, поэтому они грустные. Давайте мы с вами сделаем волшебную водичку для них. У меня есть краска, она красная, и есть в баночке водичка, мне дала ее речка. Я покажу, как сделать светло-красную и темно-красную водичку.

Олененок помоги мне, пожалуйста. Давай я буду делать светло-красную водичку, а ты темно-красную. Хорошо?

Я макаю кисть в краску один раз, затем промываю кисточку в воде. Сколько раз я набрала краску? У меня получилась светло-красная. А теперь ты, олененок должен сделать темно-красную водичку (воспитатель передает кисточку оленю).

Олененок: А теперь ребята я набираю краску, и промываю кисть один раз, затем снова набираю краску, промываю кисть, затем еще раз. Какого цвета получилась водичка в этой баночке? (Темно-красная) Верно. Ребята посмотрите, водичка разного цвета получилась? (Да)

Воспитатель: Ребята у вас на столе на салфеточке стоит краска и баночки с водой. Сделайте сами светло-красную и темно-красную водичку. Но сначала договоритесь кто, какую водичку будет делать (Дети самостоятельно выполняют задание, по ходу воспитатель может уточнить у кого-либо из детей, какую водичку он делает).

Игорь, какую водичку ты сделал? А сделай водичку более светлую.

А у тебя Катя, какая водичка получилась? Сделай водичку более темную

3. Часть: Физ. пауза

Воспитатель: Ребята, а давайте сейчас с вами немного поиграем. (Воспитатель раздает каждому ребенку по 2 листочка) Положите листочки на пол. Пока играет музыка, мы танцуем, когда музыка закончится, вы должны поднять листочки.

4. Часть: Заключительная

Воспитатель: Ребята посмотрите у меня на столе стоят два кувшина. Видите, на одном из них листик светло-красный. Как вы думаете, водичку какого цвета мы будем наливать в него? А в графин с темно-красным листочком? Посмотрите еще раз на свои баночки с водой, выберите баночку со светло-красной водичкой. А теперь давайте по очереди, не толкая друг друга и не брызгаясь, выльем светло-красную водичку в мой графин. (Аналогично с темно-красной водичкой, по ходу воспитатель еще раз индивидуально уточняет с детьми, где светло или темно-красная водичка, и какой из графинов ее нужно вылить)


- Спасибо ребята! Сколько волшебной водички вы приготовили! Давайте подарим ее Олененку. (Воспитатель отдает воду олененку)

Олененок: Спасибо ребята! Теперь я смогу покрасить свои грустные листочки. У вас так хорошо, но мне нужно возвращаться домой. До новых встреч.

Цурикова З.В.
Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе, «Какой формы предметы»

Воспитатель Цурикова З.В.

Задачи :

1) Совершенствовать представления о геометрических фигурах : круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

2) Инициировать поиск предметов, похожих на геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) .

3) Воспитывать у детей умение внимательно слушать и правильно выполнять задания педагога.

Материалы и оборудование :

1. Раздаточный материал : картонные карточки с изображением контуров геометрических фигур в произвольном порядке - квадрат со сторонами 5 см; треугольник со сторонами 5 см; прямоугольник со сторонами 3 и 6 см; круг диаметром 5 см.

2. Мольберт.

3. Фигуры из картона : круг - 10 см; квадрат – 10 см; прямоугольник – 10 и 12 см; треугольник – 10 см.

4. Музыка, воспроизводимая на ноутбуке.

5. Игрушки : неваляшка, Вини – Пух, балалайка, пирамидка, ёлочка, книжка квадратная, книжка прямоугольной формы, машинки, мяч, бубен, домик с треугольной крышей.

6. Обруч, гимнастические палочки.

7. Мячи, конусы, кубики.

8. Печенье.

Ход НОД.

Организация Содержание

В групповой комнате расположены стульчики по количеству детей. По сигналу воспитателя дети заходят в группу и садятся на стульчики.

Игра «Противоположности» .

Воспитатель : Ребята, по дороге в детский сад я встретила зайчика, и он подарил мне интересные карточки. Тот из вас, кто выполнит моё задание, получит такую карточку. Слушайте внимательно! Я назову слово, а вы должны назвать противоположное! Например : лимон – кислый : а конфета – сладкая! Всем понятно!

Дети : ДА.

Подхожу к Полине : мышка – маленькая, а слон – большой, Саше– на улице холодно, а в группе – тепло, Стёпе – Зинаида Владимировна рядом, а мама – далеко, Данилу – ты передо мной, а окно сзади меня; Василисе –перец – горький, а шоколад – сладкий;Максиму – шкаф – высокий, а стул – низкий; Матвею – земля – чёрная, а снег – белый;Саше – сейчас я говорю громко, а теперь – тихо,Игорю – заяц быстрый, а улитка – медленная.

Дети получили карточки, держат их в руках.

Воспитатель : Ребята, посмотрите на ваши карточки, что вы видите?

Дети называют увиденные геометрические фигуры, изображённые на карточках (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) .

По ходу ответов, креплю на мольберт соответствующие фигуры, хвалю детей за правильные ответы.

Воспитатель теперь у меня на мольберте такие же фигуры, как и вас на карточках. Давайте, немного поиграем.

Дети стоят на коврике. Проводится физминутка.

«Зайка серенький сидит» :

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Вот так, вот так.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Повернулся налево – пусто,

Повернулся направо – пусто,

Не растёт весной капуста.

Дети подходят к столу.

Ребята, посмотрите, что лежит на столе? (неваляшка, Вини – Пух, балалайка, пирамидка, ёлочка, книжка квадратная, книжка прямоугольной формы , машинки, мяч, бубен, домик с треугольной крышей).

Найдите игрушки, или часть игрушки похожие на круг. (дети перечисляют)

На треугольник,

Квадрат,

Прямоугольник.

Дети находят игрушки, похожие на определённые геометрические фигуры.

Воспитатель : молодцы, ребята! Проходите на свои стульчики.

Посмотрите на стол с игрушками. А теперь закройте глазки.

Выкладываю на стол шары, кубики, треугольники.

Открываем глазки.

Ребята, что изменилось?

Дети : игрушек стало больше – появились шарики, треугольники, кубики. Молодцы, правильно!

Подвижная игра «Найди домик для игрушки» .

А теперь немного поиграем. Послушайте правила игры : я выложу из гимнастических палочек квадрат, треугольник и прямоугольник, а обруч будет кругом. Это будут домики для игрушек. После того, как включится музыка, вам нужно будет встать со своих стульев и отнести каждую игрушку в свой домик : игрушки треугольной формы – в треугольник; игрушки квадратной формы– в квадрат; игрушки круглой формы– в круг; игрушки прямоугольной формы– в прямоугольник. –готовы?

Звучит музыка, начинается игра.

Дети разместили все игрушки, музыка выключается.

Молодцы, похвалите себя, похлопайте.

Воспитатель : дети, садитесь, пожалуйста, на свои стульчики.

Посмотрите на домики для игрушек, каких игрушек больше всего?

Дети : круглых!

Воспитатель : молодцы! Каких поменьше?

Дети : треугольных!

Воспитатель : молодцы!

Рефлексия : Воспитатель : ребята, о каких геометрических фигурах мы сегодня говорили?

Дети : (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

Игорь, какой формы бубен?

Василиса, какая часть машинки квадратной формы?

Максим, скажи, какой формы книжка? (прямоугольная)

Влад, назови игрушку треугольной формы?

Звучат ответы детей.

Воспитатель : спасибо, вы сегодня такие молодцы, так помогали мне, и я хочу угостить вас вкусным печеньем. Дети угощаются печеньем.

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию в 1 младшей группе на тему «Большие и маленькие кубики»

Черникова Дина Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад №1 д.Старое Мелково, Тверская область, Конаковский район.
Описание материала: Предлагаю вам конспект образовательной деятельности для детей 1 младшей группы (2-3 лет) по сенсорному развитию на тему «Большие и маленькие кубики». Данный материал будет полезен воспитателям младшей группы. Это конспект познавательного занятия, направленного на понимание и использование в речи понятий: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине.

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию в 1 младшей группе

Тема «Большие и маленькие кубики»

Цель: понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине.
Задачи:
Обучающие:
- сортировать предметы двух резко различающихся размеров;
- учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине;
- закрепить понятие один – много.
Развивающие:
- развивать умение сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, познавательный интерес, доброту.
Словарная работа: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине, один, много.
Методические приёмы: сюрпризный момент, проблемная ситуация, рассматривание предметов, беседа-диалог, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Материал: игрушки - медведь, две машины (большая, маленькая); разноцветные кубики, резко различающиеся по размеру; большое и маленькое ведерки.
Ход ОД:
I.Вводная часть.
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости кто-то пришел! Но чтобы узнать, кто же это, надо отгадать загадку:
"Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?"
Дети: Медведь.
II. Основная часть.
1. Проблемная ситуация.
Воспитатель: Правильно, ребята, посмотрите, а вот и мишка, да только он не с пустыми лапами, он что-то везет в машине. Что это?
Дети: Кубики.
Воспитатель: Правильно, только вот зачем, давайте спросим?
(Дети спрашивают у медведя)
Медведь: Я хотел домик построить из кубиков для медвежат: для больших медвежат из больших кубиков, для маленьких из маленьких кубиков, но вдруг прибежали зайчата и перемешали все кубики, и я теперь не могу их разобрать и мне так грустно.
Воспитатель: Не грусти, мишка, мы тебе поможем, правда, ребята?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы разберем кубики и поможем тебе, давай вези сюда свой грузовик. А чтобы тебе не было грустно поиграй с нами.
2. Физкультминутка "Медвежата".
Медвежатав чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так, (Круговые движения головой вправо-влево)
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так, (Пружинистые сгибания и разгибания рук)
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили (Шаги на месте, раскачиваясь из стороны в сторону)
И из речки воду пили.
Вот так, вот так, (Наклоны вперед, руки внизу)
И из речки воду пили.
А потом они плясали, (Присядка. Прыжки на одной ноге)
К солнцу лапы поднимали.
Вот так, вот так, (Руки вперед, вверх, в стороны, вниз)
К солнцу лапы поднимали.
3. Поочерёдное выполнение задания.
Воспитатель: Ребята, у меня есть вот такие два ведра. Покажите мне большое ведро. Покажите мне маленькое ведро.
(Дети показывают).
Воспитатель: В большое ведро мы будем складывать большие кубики, а в маленькое ведро маленькие кубики. Каждый возьмите по одному или по два кубика. Сравните маленький кубик с большим.
(Воспитатель использует слова для сравнения: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине).
Воспитатель: Поставьте их рядом, затем положите их в нужное ведёрко.
(Дети складывают кубики в ведёрки соответствующей величины).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько кубиков получилось в большом ведёрке?
Дети: Много.
Воспитатель: Сколько кубиков получилось в маленьком ведёрке?
Дети: Много.
Воспитатель: Ну, как, мишка, справились мы с задачей?
Медведь: Спасибо, ребята, за помощь, помогли разложить кубики.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребятки, мишку наверно медвежата заждались, надо его проводить домой, только, как он повезет кубики, они же опять могут перемешаться.
Ответы-предположения детей .
Воспитатель: Смотрите, ребята, у меня есть еще машина. Какая она? Большая или маленькая?
Дети: Маленькая.
Воспитатель: Правильно, маленькая, а какие кубики мы туда положим?
Дети: Маленькие.
Воспитатель: Правильно, маленькие. А в большую?
Дети: Большие.
Воспитатель: Давайте поможем медведю разложить кубики по машинам.
(Дети раскладывают кубики и прощаются с медведем).

МКДОУ «Золотухинский детский сад комбинированного вида, второй категории»

Конспект открытого занятия по математике

во второй младшей группе на тему «Один - много. Большой –маленький»

Подготовила воспитатель:

Кондратова Н.Е.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? "" словами один, много, ни одного.

Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, закреплять «большой – маленький».

Предварительная работа: Учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни.

Рассматривание один и множества предметов.

Физкультминутка «Зайчик прыгал, прыгал и устал..»

Пальчиковая гимнастика «Зайчик».

Игра "Найди в группе предмет той же формы".

Программное содержание. Образовательные задачи

Продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;

Закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного, большой – маленький;

Закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зеленый

Развивающие задачи:

Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение.

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность

Расширять и активизировать словарь детей.

Развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитывать желание трудиться;

Воспитывать доброту и отзывчивость.

Оборудование и материалы:

Демонстрационные: мягкая игрушка Зайчик. Большой и маленький кубики. Большая и маленькая коробка

Раздаточные: Большие и маленькие кубики по числу детей. Тарелочки большие и маленькие по одной штуке на ребёнка. Кружочки синего, красного, желтого и зеленого цветов на каждого ребёнка большого и маленького размера.

Место проведения: групповая (на ковре и за столами)

Ход занятия

1. Введение в учебно-игровую ситуацию

Введения сказочного героя Зайчика- Степашки.

Ребята, к нам сегодня придёт гость, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте кто же он?

В норке живёт- морковку грызёт

От лисы и от волка -убегает ловко (кто это)

ответы детей (зайка)

Правильно это зайка, его зовут Степашка.

2. Основная часть.

1. Игра – задание «Разложи кубики по коробкам» (на ковре)

Воспитатель:

Ребята что-то наш Степашка грустный.

Степашка почему ты такой грустный?

Ребята, он говорит, что у него рассыпались две коробки кубиков. И правда, посмотрите сколько кубиков на нашем ковре. Давайте их рассмотрим:

Тимур, какие кубики по величине (больше и маленькие). Какого цвета кубики?

Дети называют цвета (синий, жёлтый, красный, зелёный)

Зайчик просит разложить кубики по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие- в маленькую коробку. Давайте мы поможем Зайчику. Возьмите каждый по одному кубику. Посмотрите на свои кубики. Покажите большой кубик (показывают). Покажите маленький (показывают).

На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой и маленький. Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.

Посмотрите, это какая коробка? (большая).

А эта коробка, какая? (маленькая).

Ребята, большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку (дети выполняют задания после объяснения воспитателя, по одному подходят и складывают кубики по коробкам.)

Вот мы и помогли Зайчику: большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Зайчик доволен, он улыбается.

Физкультминутка «Зайка прыгал, прыгал и устал…»

2. Игра задание «один и много», Большой – маленький» (за столами)

На столе разложены тарелочки. У каждого ребенка своя пустая маленькая тарелочка белого цвета и большая тарелочка с раздаточным материалом (кружочками синего, красного, желтого, зеленого цвета, большие и маленькие).

Воспитатель: Дети, у вас на столе белые тарелочки. Какой они формы (круглые), какого они размера? (маленькие). А ещё перед вами тарелочки с фигурками, какого размера тарелочки (большие), какие фигурки в тарелочках? (кружочки), Какой формы кружочки? (большие и маленькие), какого они цвета? (зеленые, желты, красные, желтые). Сколько кружочков на тарелочке? (много), а на маленькой тарелочке (ни одного).

Сейчас вы возьмите по одному маленькому кружку красного цвета и положите на свою маленькую тарелочку. Сколько кружков у вас стало на тарелочке (по одному), а сколько осталось на большой тарелочке? (много). Теперь сделайте так, чтобы на тарелочке стало много кружков красного цвета, а на тарелочке большого цвета ни одного. Дети выполняют задание.

Сколько на большой тарелочке кружков? (ни одного)

А на маленькой тарелочке (много). Ребята, посмотрите, а у Зайки в тарелочке сколько кружков? (ни одного). Давайте, каждый из вас положит к нему на тарелку по одному большому кружку желтого цвета.

Ангелина, сколько ты будешь класть кружков (один).

Оля, а ты сколько? (один).

Один, один, один,-посмотрите, сколько Зайка собрал у вас кружков (много).

Было ни одного, а стало много. Давайте эту тарелочку подарим Зайчику.

"Спасибо, дети!"" - говорит вам Степашка.

Вот какие мы с вами молодцы помогли собрать большие и маленькие кубики Зайчику и раскладывали кружочки (один, много, ни одного! Молодцы!

А теперь, давайте сделаем пальчиковую гимнастику, которая называется – «зайчик» :.

«Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять

Что нам делать, как нам быть,

Нужно зайчиков ловить.

Раз, два, три, четыре, пять, будем мы опять играть.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди в группе предмет той же формы».

Дети, наше занятие очень понравилось зайке Степашке, но ему пора возвращаться в лес, давайте скажем зайке до свидания.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №53

ПОСЕЛОК ОКТЯБРЬСКИЙ ЛЮБЕРЕЦКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

___________________________________________________________________________________________

Урок литературного чтения

Г. Цыферов «Маленький тигр»

Учитель начальных классов

Феденистова Ольга Валентиновна

Конспект по литературному чтению

(1 класс)

Тема урока: «Г. Цыферов «Маленький тигр»

Цель :

Создать условия для формирования интереса к чтению;

Осмыслению текста, развитию речи, внимания, воображения, обогащению словарного запаса.

Задачи.

Формировать читательские умения через аналитическое чтение (анализ сюжета), выборочное чтение (по вопросам, иллюстрациям), просмотровое чтение (внешний вид тигра, щенка и котенка), молчаливое чтение (ответ на вопросы), пересказ, отработка навыка чтения;

Понимать точку зрения автора и выражать свое мнение о произведении.

Развивать ОУУН:

Умение определять цели предстоящей УД;

ставить учебную задачу; умение выбирать из нескольких предложенных решений одно и обосновать его;

умение осуществлять контроль и давать самооценку УД;

Воспитывать любовь к животным через формирование понятия «доброта».

Планируемые результаты (УУД)

Предметные : научатся читать вслух произведения разных жанров и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение, определять тему и жанр.

Метапредметны е :

Регулятивные – принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя, осознают важность планирования своей деятельности; познавательные _ понимают фактическое содержание прослушанного произведения, сравнивают сказки детских писателей, определяют тему прослушанной сказки; коммуникативные – используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с учителем, сверстниками;

Познавательные : формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; построение рассуждений, осуществление анализа, синтеза, сравнения, классификации, постановка и решения проблем.

Личностные : высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением;

Технология: Обучение в сотрудничестве (Золотухина А.)

Тип урока : урок изучения нового ;

Методы : проблемный метод, исследовательская работа в парах, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока.

    Организационный момент.

Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте передать свои чувства с помощью улыбки. Повернитесь к нашим гостям и улыбнитесь. Вложите в улыбку всю радость нашей встречи.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

К какому уроку приготовились?

Чем бы сегодня хотели заняться на уроке?

Пригодятся ли нам эти умения в жизни?

Где можно узнать о полезном, новом, интересном?

Сегодня все ваши желания исполнятся. Мы будем учиться читать, рассуждать. Определять жанр произведения, находить главное в произведении, фантазировать.

Посмотрите на «окошко».

Какой цвет нам оно открыло?

Оранжевый цвет с чем у вас ассоциируется?

Тигр. А что это за животное?

( злой, большие клыки, один т.к. хищник)

3.Артикуляционная гимнастика.

Какие звуки издаёт тигр?

Давайте попробуем порычать как тигр. Наберём большой вдох и будем постепенно выдувать воздух. Сначала тихо, а затем все громче.

(Ры ры - ры -ры- ры)

Молодцы?

Как выдумаете, кто будет главным героем произведения?

Хотите услышать его?

Послушайте я прочитаю.

(по ходу чтения мне помогают хорошо читающие дети, на головах у них шапочки с изображением главных героев)

4. Работа над произведением.

4.1 Первичное восприятие.

- Поделитесь своими впечатлениями, чувствами, мыслями.

Что необычного в этом произведении?

Что сделал Большой Тигр?

А если бы главный герой поступил бы по-другому. Что могло бы произойти?

Каков жанр этого произведения? Как определили?

Хотите узнать, кто его написал?

Физминутка.

Стройся ровно, по порядку!

А теперь у нас зарядка!

Знайте не бывает моря без волны

(Руками показывают волну)

Шутки – без улыбки, марта – без весны.

(Улыбаются, руки складывают в виде стебелька, кисти рук раскрыты)

Лестниц – без ступенек

(Шагают)

Дома – без дверей.

(Имитация открывания двери, ходят в открытую дверь)

Школ – без переменок.

(Имитация игры в мяч)

Дружбы – без друзей.

(Пожимают друг другу руку)

Сказок без начала.

(Садятся, открывают книгу)

Детства без игры.

(Играют парами в ладошки)

Знаем мы об этом

Ия, и ты, и мы!

(Указывают на себя, на товарища, обнимаются)

Найдите и прочитайте заголовок.

Каков жанр этого произведения?

Кто может полностью назвать это произведение?

(На доске обложка)

4.2 Чтение состановками.

Сейчас вам предстоит очень серьёзная работа.

Чтобы выполнить её нужно прочитать текст ещё раз, но с остановками.

    Чтение 1 абзаца. Стоп.

( на доске картинка тигра, составляется схема)

Найдите и прочитайте эти предложения в тексте.

А почему тигр был сердитый?

    Чтение второго абзаца. Стоп!

Кого встретил сердитый тигр?

( на доске картинка котёнка, составляется схема)

Почему сердитый тигр не зарычал на котёнка?

Что предложил Большой Тигр котёнку?

Как вы думаете, почему Большой тигр и Маленький тигр стали жить вместе?

    Чтение 3 абзаца. Стоп!

Что самого главного в этом абзаце?

(У тигра появился друг)

Как Большой тигр проявлял заботу о Маленьком тигре?

Как вы думаете, проявление заботы это трудно? Почему?

    Чтение 4 абзаца. Стоп!

Чему научил Маленький тигр – Большого?

Давайте попробуем объяснить смысл пословиц и применить их к нашему тексту.

Пословицы.

ДОБРА ЖЕЛАЕШЬ, ДОБРО И ДЕЛАЙ.

НЕ ИЩИ КРАСОТУ, А ИЩИ ДОБРОТУ.

НЕ ОДЕЖДА КРАСИТ, ДОБРЫЕ ДЕЛА.

ДОБРОЕ СЛОВО, ЧТО ДОЖДЬ В ЗАСУХУ.

Какой же мы можем сделать вывод?

(Дополняем схемы)

ТИГР БОЛЬШОЙ

Большой, красивый

Но сердитый и одинокий

КОТЁНОК

Маленький, пушистый

И добрый

Котёнок учил тигра быть добрым

Как вы думаете пригодится ли Большому тигру в жизни быть добрым?

А зачем ему понадобится быть добрым?

    Чтение 5 абзаца. Стоп!

( на доске картинка щенка, составляется схема)

В нашей сказке встретились котёнок и щенок.

Что в действительности произойдёт, когда кошка встретится с собакой?

Почему? Какие поговорки вы знаете?

А какое произведение мы читали про кошку и собаку?

(С.3 «Букваря» Г.Остер прокотёнка Гав)

- Почему они сначала не понимали друг друга?

Что помогло им стать дружными?

    Чтение 7 абзаца. Стоп!

Найдите и прочитайте, каким стал Большой тигр.

Так что же значит быть добрым?

А можно ли быть добрым и невежливым?

Сейчас я проверю, как вы знаете вежливые слова. Услышав вежливое слово – выполняйте команду. Если вежливого слова нет – не выполняйте.

Физминутка.

Будьте добры - встаньте.

Пожалуйста – поднимите руки, пожалуйста - опустите руки.

Будьте любезны – сдеайте наклоны вправо, влево, вперёд, назад.

Упадите.

Пожалуйста – присаживайтесь.

Спасибо.

Молодцы, ребята, знаете вежливые слова.

Как вы думаете, какой он был человек?

Геннадий Михайлович Цыферов родился 26 марта 1930 года. Он написал много сценариев к мультфильмам: «Паровозик из Ромашково», «Слонёнок», «Пароходик» и другие. Знаете он никогда сразу не записывал сказки. Каждый раз Цыферов их рассказывал по новому и говорил: «Вчера эта сказка была лучше». Его спрашивали: «Ты что забыл?»

Нет,- отвечал он, - ничего я не забыл. Я ищу как лучше.

В книгах Г.М. Цыферова живут маленькие сказки. В сказках – маленькие сказочные герои. Но у всех героев большое доброе сердце и большое желание помочь кому то в трудную минуту. Они не устают делать добро, подбодрить того, кто грустит, прийти на помощь в трудную минуту.

Посмотрите на иллюстрацию слева, какой момент запечатлён?

Подходит ли эта иллюстрация ко всей сказке?

А что изображено на иллюстрации справа?

В какой иллюстрации художник передал главную мысль сказки?

Совпадает ли его видение с вашим мнением?

6. Творческая работа.

В сказке может всё случится

Наша сказка впереди!

Сказка в двери к на стучится,

Скажем гостю: «Заходи»

Как называется сказа, которую написал народ? (Народная)

Ребята, Цыферов написал сказку «Маленький тигр». Какая будет это сказка? (Авторская)

Я предлагаю немного пофантазировать. Давайте представим себя в роли сказочников. И придумаем конец сказки свой. Только что мы будем помнить? (герои учились делать добро)

7. Работа в парах.

2-3- минуты дети работают в парах, придумывают свой конец сказки.

Заслушиваем 5 пар.

Во время работы в парах меняется цвет в окошке. Становится жёлтым.

8. Рефлексия.

Посмотрите наше «окошко» поменяло цвет.

С чем у вас ассоциируется жёлтый цвет?

(Подготовленные дети читают наизусть стихотворение)

Добрым быть совсем не просто

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость.

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

- Что открыли для себя на уроке?

- Чему же учит сказка?

Для чего людям надо быть добрыми?

У вас на партах лежат ладошки цвета солнца, доброты. Написано предложение, но без конца. Вам надо его дописать.

Я ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОБРЫМ….

Но прежде, чем вы начнёте писать, приложите свою правую ладошку на левую сторону груди и прислушайтесь, душа ваша подскажет нужные слова.

(Написав предложение, дети выходят к доске, зачитывают предложение и составляют солнышко вокруг красного сердечка)

Подарите каждому по кусочку солнышка.

Пусть добром наполнятся души их до донышка.

На этом наш урок окончен. Всем спасибо.