Познавательное занятие дома виды в старшей группе. Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Маши

Тема : Правила на всю жизнь

Цель : закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное - правила не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивых поступках, чтобы в будущем их не повторять; формировать высшие моральные качества личности: доброту, честность, мужество, стойкость перед искушениями, критическое отношение к своему «я», умение самостоятельно совершенствовать черты своего детского характера.

Ход занятия

Вы скоро расстанетесь с детским садом и будете ходить в школу, но надолго останутся в вашей памяти друзья, игрушки, вы будете помнить, как мы вас воспитывали, учили правилам, по которым нужно жить.

Какие вы запомнили правила? (ответы детей)

Чтобы вы их лучше запомнили, давайте повесим чудесные листья с правилами на дерево и вместе прочитаем вслух. (Воспитатель с детьми развешивают листья.)

Правила

Будь щедрым!

Будь бережливым!

Будь трудолюбивым!

Будь аккуратным!

Люби животных и растения!

Будь любознательным и наблюдательным!

Помогай маленьким и слабым!

Уважай взрослых!

Не обижай людей!

Будь вежливым и гостеприимным!

Будь смелым!

Будь честным!

Слушай старших!

Это у нас необыкновенный дуб. Это дуб мудрости. Посмотрите еще раз внимательно на него и запомните эти правила на всю жизнь.

Кто запомнит, тот будет умным, а кто запомнит и будет выполнять, тот будет мудрым.

Правила нужны нам не только в детском саду, но они пригодятся вам в Школе, в институте, когда вы будете взрослыми. Когда сами будете мамами и папами, вы научите этим правилам своих детей.

Ребята, а были в вашей жизни случаи, когда вы знали эти правила, но не выполняли их?

Делали вы что-нибудь плохое, заранее зная, что это нехорошо?

А потом вам было стыдно?

Кто наберется смелости и сможет рассказать всем какой-нибудь случай из своей жизни? (рассказы детей из личного опыта)

Какие вы молодцы, что не испугались признаться вслух, для этого нужен мужественный характер.

А сейчас найдите удобное место и приготовьтесь к психогимнастике.

Психогимнастика «Выйди к свету»

Представь, что ты попал в холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Но впереди нет хода. Ты идешь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой-то свет. Это луч солнца проник сквозь тяжелое подземелье. Ты быстро побежал, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Теплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.

Ребята, что вы чувствовали в темном подземелье? (ответы детей)

Такие чувства испытывает любой человек, когда кривит душой, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, страшно.

А какие чувства вы испытали, когда вышли на свет? (ответы детей)

Такие чувства испытывает человек, когда живет по мудрым законам жизни. Радость, облегчение, успокоение живет в его душе, когда он признается в своих ошибках.

Сейчас вы услышите отрывок из сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда».

I отрывок

Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они обнаружили не звезду, а маленького ребенка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принес его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал ее камнями и не хотел поверить, что нищенка - его мать.

(Воспитатель демонстрирует рисунки.)

Кому понравился мальчик-звезда? Почему?

Кому понравилась нищенка?

Подарите свои сердечки тому герою, который вам нравится.

(Дети дарят бумажные розовые сердечки героям сказки.)

(Воспитатель молча анализирует ситуацию, смотрит, какие дети какому герою подарили свои сердечки. Затем выставляет две вазочки с конфетами и кусочками хлеба.)

Ребята, а герои сказки тоже хотят сделать вам подарки. Возьмите себе тот гостинец, который сами захотите, но только у того героя, который вам очень нравится. Мальчик-звезда угощает вас конфетами. А у бедной нищенки нет денег, но она хочет угостить вас хлебом.

(Дети самостоятельно берут себе гостинец, воспитатель анализирует обстановку и делает вывод, совпало ли мнение детей, когда они дарили сердечко тому, кто нравится, и когда брали гостинец у того, кто нравится. Ситуация может быть разной. Если все дети сделали свой выбор в первом и втором случае одинаково, то они не покривили душой, но могут и покривить, поэтому и разные варианты последующей беседы.)

1 вариант

Ребята, ведь вы же свои сердечки подарили нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды? Понятно, вы еще дети и очень хочется конфет, трудно не поддаться соблазну. Но все равно надо учиться терпеть и не поддаваться, сохранять искренние чувства.

2 вариант

Какие вы, ребята, молодцы! Ведь конфеты вкуснее хлеба, но вы все выбрали хлеб нищенки и поступили честно, не покривили душой, у вас есть сила воли.

(Чтение II отрывка сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда».)

II отрывок

Но после того, как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда вдруг превратился в чудовище. Тогда он понял, что поступил плохо, и три года искал по свету свою мать... Много злоключений испытал он, пока опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Неожиданно нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.

Ребята, а теперь вам нравится мальчик-звезда? (ответы детей) У нас было условие, что гостинец можно брать у того, кто тебе очень нравится. Теперь вы, если хотите, возьмите конфеты у мальчика-звезды.

(Дети угощаются.)

Ребята, вы еще дошкольники и поступать правильно надо еще учиться. Говорить слова легко, а делать дело сложно. Но у вас чуткие, честные, добрые сердца. И старайтесь, чтобы мудрые правила жизни навсегда остались с вами. И тогда вы будете хорошими людьми.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе

« Необычное путешествие к самому себе »

Разработала Шмер Марина

Воспитатель дошкольной группы

МБОУ « Озеркинская СОШ»

РМЭ, Горномарийский район.

Программное содержание :

Повышать уровень познавательной активности и интеллекта детей,

обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные.

Развивать разговорную речь , используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями “орган слуха, орган зрения”, осязания, расширять кругозор.

Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств.

Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать. Воспитывать интерес к себе и окружающим , бережное и уважительное отношение к окружающим людям.

Методы и приёмы.

Беседа, самонаблюдение , экспериментирование, игра, логические рассуждения, триз -“хорошо, плохо”.

Оборудование к занятию : Плакат «Части тела человека» ; мнемотаблицы (орган зрения, орган слуха,орган обоняния, орган вкуса, орган осязания) ;Аудиозапись «Звуки леса» ; баночки с продуктами для определения запаха (чеснок, апельсин, шоколад, цветы; овощи и фрукты не шпажках для определения вкуса продуктов; содержание рюкзачка для осязания –вата, камень, шишка, ракушка, квадрат, круг, треугольник (из дерева и пластмассы) , клубочек, кубик, конфета, параллон

Настрой на занятие .

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

Здравствуйте, дорогие друзья, вы любите путешествовать ?

Я хочу пригласить вас в необыкновенное путешествие в страну наших чувств

И мы с вами попадем в Институт Здоровья Человека.

Путь не близкий на чем, как вы думаете,мы сможем туда попасть, какой транспорт выберем. (ответы детей) .

Хорошо ребята, с транспортом вы определились, но есть важное условие :мы должны попасть и в институт все одновременно.

Закрываем глазки и мысленно отправляемся в путь

Ход занятия.

1. Лаборатория «Мое тело»

Этот Институт не совсем обычный и лаборатории в нем тоже. Сейчас мы с вами попали в лабораторию «Мое тело»

Я предлагаю вам поиграть в такую же игру.

(дети повторяют текст и показывают то, о чем говорят)

Головушка-соловушка (гладят голову)

Глазки-подсказки (смотрят по сторонам)

Реснички-сестрички (моргают глазками)

Носик - курносик (закрывают глаза и попадают пальчиком в кончик своего носа)

Щечки – комочки (мнут пальчиками щечки, трут их тихонько ладошками)

Губки-трубочки (вытягивают губы трубочкой)

Зубочки-дубочки (стучат зубами)

Ушки- подслушки (трут тихонько пальчиками ушки)

Плечики –кузнечики (дергают плечиками вверх-вниз)

Ручки-хватушки (хватают вокруг себя)

Пальчики-мальчики (сжимают-разжимают пальцы)

Спинка- тростинка (вытягивают спинку)

Пузик-арбузик (гладят живот)

Коленочки- поленочки (поочередно сгибают ноги в коленях)

Ножки- сапожки (топают ногами)

Мы с вами поиграли, а теперь вам предстоит выполнить первое задание в нашем институте.

Нужно правильно назвать и показать все части тела человека, я даже не сомневаюсь, что вы справитесь.(выходите по очереди. Начинаем называть части тела снизу вверх)

2. Поселок «Зоркий»

Какие молодцы, а сейчас я вас приглашаю в лабораторию, которая находится в поселке «Зоркий» , а что изучают в этой лаборатории вы узнаете, когда отгадаете загадку

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются . (Глаза)

Да, в этой лаборатории изучают зрение. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.) Мнемотаблица (орган зрения)

Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. И я сейчас проверю как вы бережете свои глазки. Будьте внимательны! Начинаем!

1. Глаза грязными руками тереть можно.

2. Чтобы лучше видеть нужно близко смотреть телевизор.

3. Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.

4. Если вдруг глаз зачесался- можно почесать и карандашом.

5. Глаза тренировать не нужно, мышцы глаз и так крепкие.

6. Нужно гулять на свежем воздухе.

Ребята, вы были внимательны и знаете как беречь свое зрение.

Дети, ваши глазки, наверное, устали, давайте выполним гимнастику для глаз. А проведет гимнастику Слава

Гимнастика для глаз "Белка"

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала :

Ну-ка, дятел, посмотри -

(Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи : раз, два, три! -

Пообедал дятел с белкой

(Помигать глазами)

И пошел играть в горелки.

(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

3. Поляна Слухачей (включается тихая музыка)

Дорогие мои, а сейчас мы попали на необычную поляну . Дети, что вы слышите (Ответы детей) . Я вижу у вас у всех хороший слух, молодцы. Вы услышали много разных звуков и правильно определили их. Так вот ребята здесь находится лаборатория,в которой изучают как вы уже догадались,что (Органы слуха) . Ребята, а что относится к органам слуха- Уши (мнемотаблица)

Молодцы и о слухе вы многое знаете.

4. Долина запахов

Наше путешествие продолжается и я вас приглашаю в долину запахов, а что здесь изучают вы узнаете отгадав загадку :

Вот гора, а у горы две глубокие норы,

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос)

А для чего человеку нос? (Ответы детей.) Рассказы по таблице.

Молодцы, а к каким органам чувств относится нос (Обоняние) . Правильно ребята. В этой лаборатории вам предстоит выполнить сложное задание и поэтому чтобы ваши носы хорошо дышали я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

Ну что, все готовы к прохождению испытания. (Да)

Тогда начинаем.

"Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон :)

(Будем работать в парах)

Молодцы все справились с заданием.

А мы продолжаем с вами путешествие в страну наших органов чувств.

5. Лаборатория «Море вкусов»

Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

А что нам помогает определить вкус продукта - язык. Правильно, мы с вами попали в лабораторию, где изучают какие органы, подскажите мне- органы вкуса. Правильно. А что вы можете рассказать об этом органе чувств. Мнемотаблица.

Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым? (Ответы детей.)

Ребят, за время нашего путешествия вы наверное проголодались. И я вас предлагаю поиграть «во вкусную игру.»

"Определи на вкус"

Дети определяют на вкус разные продукты на шпажках : яблоко, банан, морковь и т. д. и рассказывают о своих вкусовых ощущениях.

Ну, что, ребята подкрепились? Продолжим наше путешествие ?

6. «Волшебство осязания»

Мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь я вас познакомлю с органами чувств , которые отвечают за осязание. Это ребята – Кожа. Мнемотаблица.

Ребята давайте немного отдохнем и потренируем наши пальцы.

(мебель…..будем пальчики сжимать)

Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможете ли вы используя пальцы ваших рук узнать, что находится у Хрюши в рюкзачке (дети по 6 человек просовывают руки в коробку берут ощупывают один предмет, называют его, а потом показывают.

Проводится игра : «Что нашел-назови» .

Молодцы вы помогли Хрюше узнать, что-же он носит в своем рюкзачке.

Ребята, наше путешествие по Институту Здоровья подошло к концу и мне хотелось бы узнать вам понравилось путешествовать ? А что именно понравилось? (Ответы детей)

Спасибо вам, что вы пришли и показали свои знания и теперь вы знаете, что у человека есть 5 органов чувств- глаза, язык, уши, нос и кожа.

(На схеме выставляются органы чувств)

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожеланья :

Передают друг другу мягкую игрушку с пожеланиями (здоровья и т. п.)

А теперь пора нам возвращаться в свой детский сад.

Сюрпризный момент : Посылка от ученых.

(В ней фрукты) с загадкой

Купили для вас мы на рынке

То, что сейчас в посылке

Полезные людям продукты

Оранжевые витамины

Эти фрукты…………..(мандарины)

Программное содержание : закрепить знания детей о жилище, его назначении, использовании, различиях в содержании жилищ, где живет человек и где живут животные; пополнение словарного запаса детей.

Материал: магнитная доска, иллюстрации с изображением явлений природы, девочки, домика, дерева, водоема, жилища.

Составитель: Ясницкая Наталья Владимировна

Ход занятия :

Воспитатель : Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю, которая приключилась с девочкой Олей и ее лесными друзьями. (рассказ сопровождается показом соответствующих иллюстраций). Жила в красивом домике девочка Оля. Домик стоял недалеко от красивой полянки, а на полянке росло большое красивое дерево, а рядом с полянкой было озеро.

Оля часто приходила играть на полянку, и к ней слеталось много птичек, из-за кустов за ней наблюдали лисички, зайчики, даже медведь однажды забрел. Вот и сегодня Оля решила поиграть на полянке. Светило солнце, был хороший, светлый день. (дети добавляют свои определения). Но вот подул ветер, появились тучи, загремел гром, пошел дождь. Стало темно, все бросились прятаться в свои домики. Но было так темно, шел такой сильный дождь, что все растерялись и не могли попасть в свои домики. Давайте поможем Оле и ее друзьям.

Игра «Кто где живет»

(Воспитатель раскладывает на столе иллюстрации с изображением девочки, домика, дерева, водоема, животных и просит детей разложить всех по домикам: кто где живет)

Воспитатель: Как вы думаете, кто может жить на дереве? (птички) А как называется домик, где живут птицы? Как птицы делают гнезда, из чего? (ответы детей) Дети, а может ли дерево укрыть еще кого-нибудь? (да, в дереве может быть дупло, в нем может жить белка, дятел). А кто может жить рядом, под деревом? (муравьи, ежи, зайчики).

Проводится беседа с детьми о жилищах насекомых и зверей.

Воспитатель : Вот какое, оказывается, дерево, сколько оно приютило зверей. Да, а у нас еще есть утки, лягушка, куда же нам их поселить? (ответы детей).Вот как здорово мы помогли всем! Вы устали, давайте отдохнем.

Физминутка «Дружно встали на разминку»

Дружно встали на разминку

И назад сгибаем спинку.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Да не упади, смотри.

(дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу)

Наклоняемся вперед.

Кто до пола достает?

Эту сложную работу

Тоже делаем по счету.

(наклоны вперед)

Воспитатель:

У леса на опушке,

Высоко на суку

С утра поет кукушка:

Ку-ку-ку-ку!

Внизу бежит речушка

По желтому песку,

Поет кукушка звонко:

Ку-ку-ку-ку!

Смотрите, вроде бы и солнышко появилось! А вот Оля осталась стоять под деревом. Куда же ее нам поселить? Где она жила? (ответы детей)

(Воспитатель уточняет у детей, каким должен быть дом у Оли, что в нем должно находиться, из чего строят дома).

Воспитатель: Ребята, вспомните, как мы назовем, где живут наши друзья-жилища. Давайте выучим стихотворение Л.Леонова «Кто где живет».

Зимой в берлоге мишка спит,

Под крышей воробей сидит.

Лиска рыжая- в норе,

Жучка в теплой конуре,

В логове лежит волчиха,

Под кустом дрожит зайчиха,

Белка спряталась в дупле,

Ежик спит в сухой траве.

Итог занятия .

Цель: ознакомление детей со строительными профессиями и развитие интереса к этим профессиям через представления об эволюции жилища от древнего мира до сегодняшних дней.

Задачи:

1. Расширить знания детей о строительных профессиях.

2. Расширить у детей кругозор в пространстве и во времени;

3. Активизировать в речи слова, связанные со строительными профессиями.

4. Развивать любознательность, творческую активность.

5. Воспитывать у детей интерес и уважение к людям строительных профессий.

Планируемый результат:

1. Дети получили знания о современных строительных профессиях.

2. Расширился кругозор в пространстве и времени.

3. Разнообразили и повысили словарный запас детей.

4. У детей появилась познавательная, творческая активность.

5. У детей проявился интерес к современным строительным профессиям. Они поняли значимость труда людей этих профессий в обществе.

Оборудование и материалы: на «Реку времени» демонстрационный материал (картинки: пещера, шалаш, древний человек, орудия труда; пирамиды, египтяне, орудия труда; деревянные дома, сруб, человек, живущий на Руси, топор; картинки со строительными профессиями, специальной техникой, орудиями труда данной специальности: картинки необычных домов), песок с водой, различный конструктор, цветные карандаши.

Музыкальное сопровождение: песня «Не кочегары мы, не плотники».

Виды деятельности:

· Игровая

· Коммуникативная

· Познавательная

Методическая ценность:

· Воспитание интереса к строительным профессиям.

· Расширение у детей ориентации в пространстве и времени.

· Доступность, красочность, необычность.

Звучит музыка. Песня «Не кочегары мы, не плотники» (Н. Рыбников, из к/ф «Высота».)

Воспитатель: «Ребята, скажите в каком доме вы живете?»

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, в древнем мире, какие дома были, кто их строил? Хотите узнать? Ответы детей.

Воспитатель : Дом нужен всем, но самое большое разнообразие домов у человека. Еще в древности люди занимались строительством. Увидеть эти различные жилища нам поможет путешествие по «Реке времени».
Чтобы отправиться в путешествие надо сказать волшебные слова.

Раз, два, три – покружись

В древнем мире окажись.

На «Реке времени» появляются картинки пещеры, шалаша.


Вот мы и в древнем мире. Это первое жилище человека. Кто знает, как оно называется? (Пещера). Когда-то очень давно не было ни одного дома, чтобы укрыться от жары люди стали искать убежище в пещерах.

Первобытные люди жили в пещерах, шалашах. Строительным материалом служили дерево, земля, камень, а иногда и кости заваленных мамонтов. Первым жилищем была, конечно, пещера, строить там ничего было не нужно разве, что выгнать из неё поселившегося ранее соплеменников. Позже появились каркасные шалаши из веток и костей. А сверху на них делали покрытие из шкур.

Во время рассказа воспитателя на «Реке времени» появляются картинки с людьми, жившими в древнем мире и их орудиями труда.

Музыкальная пауза «Танец первобытных людей»

Земля сохранила для нас великие строения древних: пирамиды, древние храмы, загадочные города и необычные постройки, значения которых мы не знаем! Но были времена, когда о строительном кране, кирпиче и даже гвоздях ничего не слышали.

Раз, два, три – покружись

Ты в Египте окажись.

На «Реке времени» появляются картинка египетских пирамид


Ох, и несладко пришлось египтянам:

Кладку кирпичную делать вручную!
Громко кряхтя, без подъемного крана
Класть кирпичи весом в тонну-другую!
Так и остались три лишних поддона:
Хеопса, Рамзеса и Тутанхамона

Игры детей в центре песка и воды «Построй дом».

Цель: закрепление свойств песка (песок сухой, сыпучий, влажный песок – можно лепить). Развитие творчества.

Во время рассказа воспитателя на «Реке времени» появляются картинки египтян с их орудиями труда.

Раз, два, три – покружись

В Древней Руси окажись.

На «Реке времени» появляются картинки деревянных домов.


Шли года. Как только у человека появился дом – появилась профессия СТРОИТЕЛЬ.

Люди осваивали профессию ПЛОТНИК. На Руси плотник, был как строитель.

Основой деревянного дома был сруб. Сруб – скрепленные между собой в четырехугольник бревна. Древесина была доступным материалом. Строить начинали ранней весной, заканчивали осенью. Чтобы дом был теплый, плотники между бревнами закладывали мох. Крыши были двухскатные. В качестве кровельного материала выбирали солому, так как она была бесплатной и защищала дом от дождя и снега. Дом строили топорами.

Во время рассказа воспитателя на «Реке времени» появляется сруб, люди, жившие в Древней Руси, топор.

Игра «Строим дом» (крупный деревянный конструктор).

Цель: развитие творчества.

Физкультминутка «Строим дом».

Что нам стоит дом построить?

Есть фундамент, можно жить? Нет.

И в свое окно глядим.

Крыша нас от непогоды

Всех укроет круглый год.

Раз, два, три – покружись

В современном мире окажись.

На «Реке времени» появляются картинки современных домов.


Сегодня, что бы построить жилой дом, требуется привлечение специальных механизмов и большого количества людей самых разных строительных профессий. Строитель должен многое знать и многое уметь. Строитель – это даже не профессия, а собирательное понятие специальностей.

  • Первым принимается за работу по строительству дома АРХИТЕКТОР. Он делает проект дома. Чертит, рисует.
  • Когда проект дома готов, начинают готовить строительную площадку. Первым на строительную площадку приезжает бульдозер. Того кто работает на бульдозере называют БУЛЬДОЗЕРИСТ. Он на этой машине ровняет поверхность площадки.
  • После бульдозера за работу принимается экскаватор. Того кто работает на экскаваторе называют ЭКСКАВАТОРЩИК. Он роет котлован.
  • Теперь пора укладывать блоки для фундамента дома. Для укладки блоков для фундамента нужен подъемный кран. Он легко справиться с этой работой. Того кто работает на подъемном кране называют КРАНОВЩИК.
  • После закладки фундамента на строящийся объект прибывает бригада КАМЕНЩИКОВ. Они выкладывают из кирпича стены и перегородки здания.
  • И вот наш дом почти построен, но остался один рабочий, который работает выше всех – это КРОВЕЛЬЩИК. Он покрывает крышу. Кровля – это очень важный структурный элемент на завершающем этапе любого строения. Кровля способна защитить дом от любого каприза погоды.
  • Затем на стройку прибывают плотники. ПЛОТНИКИ устанавливают двери и окна.
  • СТЕКОЛЬЩИКИ застекляют окна.
  • САНТЕХНИКИ прокладывают в доме трубы для холодной и горячей воды, для системы отопления, канализации и газовых труб.
  • ЭЛЕКТРИКИ – проводят электрический свет в доме.
  • СВАРЩИК проводит сварочные работы, для того чтобы железные конструкции держались крепче друг с другом.
  • Затем на строящемся объекте приступают к работе мастера отделочных работ: ШТУКАТУРЫ, МАЛЯРЫ.

Вот кто строил этот дом,

Дом, в котором мы живём.

Во время рассказа воспитателя детям показываются картинки с данными профессиями, специальной техникой, орудиями труда данной специальности.

Игра «Лови, бросай на вопрос отвечай».

Цель : развивать связную речь, соотносить инструмент с профессией.

Ход игры : воспитатель называет инструмент, и бросает мяч, а тот кто ловит, отвечает в какой профессии он нужен.

Игра «Кто сначала, кто потом».

Цель: закрепить знания последовательности строительных профессий

Ход игры: воспитатель спрашивает, кто приступает к строительству дома (кто сначала, кто потом (архитектор чертит чертеж, бульдозерист ровняет площадку, потом экскаваторщик роет котлован и т. д.))

Раз, два, три – покружись

Ты в будущем времени окажись.

На «Реке времени» появляются изображения необычных домов.

Игра «Дизайнеры будущего».

Цель: развитие фантазии, творческого воображения, развитие связной речи, говорить на публике.

Ход игры : дети берут любой материал (кто-то рисует, кто-то строит из конструктора, кто-то рассказывает, как дизайнер).

Рассказы детей, как они представляют строительные профессии будущего.

Раз, два, три – покружись

Ты в детском саду окажись.

Вот мы и вернулись с вами из путешествия.

Игра «Собери дом по образцу».

Цель: развивать наблюдательность, ассоциативное мышление, мелкую моторику.

Ход игры : детям предлагается на выбор образец дома. Они должны его собрать, как паззлы.

Игра «Посели человека в тот дом, в котором он живет».

Цель: закрепить умение соотносить тип жилища и человека, умение аргументировать, почему человека поселили именно в ту эпоху.

Ход игры : дети берут картинку, человека и заселяют его в дом, объясняя, почему именно в тот дом.

Игра «Кому что нужно для работы».

Цель: закрепить знания о строительных профессиях и инструментах необходимых людям данных профессий.

Ход игры: взрослый приглашает по одному участнику к своему столу. Тот берет какую-либо картинку с инструментом и называет его. Другой ребенок должен назвать, кому, что нужно для работы. Например, ребенок показал и назвал топор, другой называет: «Он нужен, плотнику».

— Дома расскажите родителям, какие строительные профессии нужны, чтобы построить дом. Расскажите, как раньше строились дома, и какие инструменты использовались.

— Дома нарисуйте «Дом будущего» и принесите в детский сад. Мы с вами создадим коллаж «Город будущего».

Список использованной литературы

1. Гильманова О. Л., Корнева Е. П. Проектирование деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС ДО. – Нижний Тагил, 2014.

2. Скорлупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста

ЗанятиеСЛОВАРНАЯ РАБОТА

Дом и его части

Цели: познакомить детей с разными типами домов и частями дома; закрепить знание домашнего адреса; учить детей образовывать множественное число существительных; подбирать синонимы; развивать слуховое внимание и речевой слух.

Оборудование :предметные картинки.

Речевой материал :этаж, подъезд, балкон, лоджия, панель, блок, бревно, окно, рама, форточка, лестница, перила, двери, лифт, звонок, крыша, труба, чердак, подвал, ступеньки, каменный, деревянный, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высотный, современный, блочный, кирпичный, панельный, бревенчатый и др.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Чтениес т и х о т в о р е н и я«Новый дом».

Против школы новый дом. В новом доме мы живем.

Мы по лестнице бежим и считаем этажи:

Раз – этаж,

Два – этаж,

Три, четыре – мы в квартире.

3. Работа с картинками.

Педагог выставляет картинкиразных видов домов.

И г р а«Назови, какой дом» (одноэтажный, двухэтажный... многоэтажный).

– Что такое высотный дом?

4. Беседа «Что есть в доме?»

5. Дидактические игры.

И г р а«Добавь слово».

В доме большое... (окно).

В доме нет... (окон).

Я подошёл к... (окну).

У меня растут цветы под... (окном).

Физкультминутка

И г р а«Один – много».

6. Закрепление знаний.

– В каком доме вы живете? На каком этаже? Какая у вас квартира? Что в ней есть?

7. Подбор синонимов к слову крыша – кровля, кров.

8. Закрепление знаний о доме.

– Назвать свой домашний адрес.

9. Итог занятия.

ЗанятиеФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО
СТРОЯ РЕЧИ. Словообразование

Дом и его части

Цели: учить образовывать множественное число слов, обозначающих предметы и действия (глаголы настоящего времени 3-го лица множественного числа) и слова с уменьшительно-ласка-тельными суффиксами; согласовывать существительные с числительными один–два ; развивать слуховое внимание и речевой слух.

Оборудование :предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто назовет, в каком доме он живет.

(Я живу в пятиэтажном кирпичном доме. И т. д.)

2. Развитие слухового внимания.

Педагог вызывает к доске мальчика (Колю) и девочку (Лену) или использует картинки.

– Внимательно слушайте, я буду говорить о Коле или о Лене,
а вы должны сказать то же самое о них вместе или наоборот.

– Коля катает Лялю.

– Лена и Коля катают Лялю.

– Лена купает куклу.

– Лена пьёт молоко.

– Коля гуляет по аллее.

3. Самостоятельное составление предложений по картинкам.

Мальчик катается на коньках.

Мальчики катаются на коньках. И т. д.

Физкультминутка

И г р а«Улиточка».

Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза (или закрывает их ладонями). Дети водят хоровод и произносят слова: «Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога. Угадай, кто я?» – спрашивает один из играющих детей, изменяя голос. Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

4. Дидактические игры.

И г р а«Назови ласково».

И г р а«Один – два».

Один дом – два дома, одна комната – две комнаты и т. д.

5. Итог занятия.

ЗанятиеОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ

Дом и его части

Цель: учить детей сравнивать одноэтажные и многоэтажные дома; развивать наблюдательность и память.

Оборудование :предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто назовет свой домашний адрес.

2. Повторение.

– В каком доме вы живете?

– Что в нем есть?

3. Составление рассказа по предметным картинкам.

Педагог выставляет картинку одноэтажного дома.

– Расскажите все, что вы знаете об одноэтажном доме.

Педагог выставляет картинку многоэтажного дома.

– Расскажите все, что вы знаете о многоэтажном доме.

4. Сравнение предметов.

Многоэтажный домОдноэтажный дом

высокийнизкий

кирпичныйдеревянный

подъездынет подъездов

балконынет балконов

лифтнет лифта

живет много семейживет одна семья

и т. д.

Физкультминутка

5. Рассказы-сравнения детей о домах и их частях по плану:

- Что это?

- Какие дома по высоте?

- Из какого материала сделаны?

- Какие части есть у этих домов?

- Кто живет в этих домах?

6. Итог занятия.