Елена Цыбикжапова
Проект «Бурятские мотивы» по ознакомлению детей в ДОУ с бурятской культурой при подготовке к празднику Сагаалган
Цель:
Знакомство детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор.
Задачи:
Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии
Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной республике и гордость за нее;
Привлечение детей к активному участию в бурятских национальных играх, ритуалах; развивать познавательную и двигательную активность
Совершенствование творческих навыков детей;
Сроки реализации: 20.01.2016- 29.02 2016гг.
Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители, Детско- юношеская библиотека.
Актуальность проекта:
При всем разнообразии культурных традиций, в мире не так много праздников, которые бы отмечались повсеместно, по всей России. Сагаалган относится к тем праздникам, которые отмечается не во всех уголках нашей Родины, поэтому многие дети мало знакомы с праздником Белого месяца и не знают, что он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий.
Подготовительная работа:
1. Подобрать художественную литературу, демонстрационный материал, фотографии;
2. Разработать тексты бесед, папки-передвижки, занятий.
Работа с родителями:
1. Папка- передвижка на тему «Детям о праздновании Сагаалгана»
2. Участие родителей в подготовке к празднику Сагаалган в детском саду.
3. Участие родителей в подготовке презентации на итоговом занятии.
4. Беседы с родителями о помощи в проведении мероприятий в рамках празднования Сагаалган.
Ожидаемый результат:
Разработка системы занятий для старших дошкольников по ознакомлению с культурой, традициями и обычаями бурятского народа;
Оформление центров бурятской культуры во всех группах сада;
1) Беседа «Сагаалган- праздник Белого месяца».
Познавательная презентация о празднике Сагаалган: 21.01.-22.01
Ответственный: Воспитатели
2) Папка- передвижка для родителей на тему «О празднике Сагаалган», уреэлы:20.01- 10.01 Ответственный: Воспитатели
3) Прослушивание и разучивание бурятской народной песни «Тоб, тоб, туароб», разучивание частушек и народного танца ехор: 20.02-29.02
Ответственный: Музыкальный руководитель, воспитатели
4) Беседа «Хадаки. Значение цветов». Знакомство с элементами бурятских узоров. Рисование бурятских узоров: 25-29.01
Ответственный: Воспитатели
5) Чтение художественной литературы. Бурятские сказки. Приложение №1: Ежедневно Ответственный: Воспитатели
6) Лепка из соленого теста фигурки Будамшуу в ст. и подг. группах: 01.02-05.02
Ответственный: Воспитатели
7) Познавательный час
«Сагаалган- страницы истории». П/игры. Мастер- класс (аппликация «Юрта»): 03.02.16 Ответственный: Старший воспитатель, библиотекарь - Карпук О. А.
8) Театр «Золотой век».
Театрализованное представление «Сагаалган»: 10.02.16
Ответственный: Старший воспитатель
9) Разукрашивание готовых фигурок красками.
Беседа с включением пословиц, поговорок, бурятских загадок. Заучивание стихов: 08.02-12.02 Ответственный: Воспитатели
10) Изготовление бурятских шапок из различных материалов (ткань, бумага):20.01.16-08.02.16 Ответственный: Воспитатели и родители
11) Праздник Сагаалган: 11.02.16
Гр. 2-9.15ч; Гр. 3-10.15ч.
Ответственный:Воспитатели, музыкальный руководитель
12) Выставка поделок в ДОУ: 15.02-19.02
Ответственный: Воспитатели и родители
13) Знакомство и творчеством и произведениями Виктории Алагуевой
Ответственный: Старший воспитатель, библиотекарь Карпук О. А.
14) Беседа «Знакомство с национальным жильем бурят», «Бурятская национальная одежда». Рисование юрты, одежды: 22.02-26.02.16
Ответственный: Воспитатели
15) Для пополнения центра бурятской культуры: изготовление лунного календаря, создание альбома «Сагаалган», изготовление книжек- малышек с иллюстрациями по бурятским сказкам:
с 20.01.16 по 29.02.16
Ответственный: Воспитатели, родители
http://www.hobobo.ru/catalog/narodnye_skazki_byliny_skazaniya/burjatskie-skazki
Публикации по теме:
«Избушкины рассказы» Умный сильный наш народ, Свою землю бережет! А преданья старины Забывать мы не должны! Историю своей страны, Конечно,.
Консультация «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой» Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в основном.
Занятие по ознакомлению детей с национальной культурой «Цветные, расписные, деревянные, резные» Цель: знакомство с предметами быта русской культуры. Задачи: познакомить детей с русскими деревянными ложками, рассмотреть узоры, формы,.
I часть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой» I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в.
IIчасть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой» 2. Формирование професс-ной проблемы на основе проведенного анализа. На основе проведенного анализа можно сформулировать профессиональную.
III часть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой» II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.
Знакомство детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор.
- Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии
Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной республике и гордость за нее;
Привлечение детей к активному участию в бурятских национальных играх, ритуалах; развивать познавательную и двигательную активность
Совершенствование творческих навыков детей;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель:
Знакомство детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор.
Задачи:
- Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии
Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной республике и гордость за нее;
Привлечение детей к активному участию в бурятских национальных играх, ритуалах; развивать познавательную и двигательную активность
Совершенствование творческих навыков детей;
Участники проекта : старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители, Детско- юношеская библиотека.
Актуальность проекта:
При всем разнообразии культурных традиций, в мире не так много праздников, которые бы отмечались повсеместно, по всей России. Сагаалган относится к тем праздникам, которые отмечается не во всех уголках нашей Родины, поэтому многие дети мало знакомы с праздником Белого месяца и не знают, что он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий.
Подготовительная работа:
- Подобрать художественную литературу, демонстрационный материал, фотографии;
- Разработать тексты бесед, папки-передвижки, занятий.
Работа с родителями:
- Папка- передвижка на тему « Детям о праздновании Сагаалгана»
- Участие родителей в подготовке к празднику Сагаалган в детском саду.
- Участие родителей в подготовке презентации на итоговом занятии.
- Беседы с родителями о помощи в проведении мероприятий в рамках празднования Сагаалган.
Ожидаемый результат:
- Разработка системы занятий для старших дошкольников по ознакомлению с культурой, традициями и обычаями бурятского народа;
- Оформление центров бурятской культуры во всех группах сада;
Татьяна Алекберова
Познавательно-творческий проект «Приобщение дошкольников к этнокультурным традициям и обычаям народов Бурятии»
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение детский сад
№ 161 «Ёлочка» общеразвивающего вида
г. Улан-Удэ
Проект
Приобщение дошкольников
к этнокультурным традициям и обычаям
Старший воспитатель
Алекберова Т. И.,
педагог высшей
квалификационной
Г. Улан-Удэ
Тип проекта : познавательно-творческий .
Продолжительность : краткосрочный.
Вид проекта : групповой, фронтальный.
Цель проекта :
приобщение и обогащение социального опыта дошкольников к традициям и обычаям культуры народов Бурятии .
Формировать чувство любви к Малой Родине на основе изучения на основе изучения национальных и культурных традиций и обычаев .
Задачи :
Организация, обогащение и развитие образовательной и предметно-пространственной среды ДОУ на основе культуры, фольклора и быта бурятского и русского народа .
Обогащение социального опыта дошкольников к традициям и обычаям русского и бурятского народов .
Формировать бережное отношение к историческому наследию нашего народа .
Воспитывать уважение к людям коренной национальности, к их традициям , обычаям , культуре.
Прививать в детях чувство патриотизма, толерантности, любви к своей Малой Родине, своему краю, где они родились и живут.
Ключевые идеи проекта :
Состоят в создании современной модели приобщения дошкольников к традициям и обычаям предков , направленной на эффективное развитие ребенка на разных возрастных этапах.
Введение этнокультурного материала в практику работы дошкольного учреждения в организации целенаправленного и системного подхода на доступном для детей уровне восприятия и понимания, развитие сознательности и стремления к творческой деятельности, реализация преемственных и интегрированных связей.
Проект состоит из трех этапов :
Подготовительный :
Подготовка атрибутов, макетов, экспонатов для музея-диорамы «Юрта кочевника» совместно с родителями.
Разработка демонстрационного, игрового, информационного материала для показа детям.
Проектная деятельность с детьми и родителями.
Подбор специальной литературы по родному краю.
Подготовка и репетиционная работа музыкального руководителя, учителя бурятского языка , воспитателей детей подготовительной группы возраста к проведению интерактивной площадки «Степные игры» в рамках сетевого взаимодействия, с участием родительской общественности.
Посещение Музея истории Бурятии для ознакомления с бурятскими обрядами , элементами национального бурятского костюма .
Основной
Деятельность педагога с детьми :
Экскурсия в Музей-диораму «Юрта кочевника» .
Показ-выставка, знакомство с элементами национальной бурятской одежды в Музее истории Бурятии .
Мастер-класс по рисованию узоров национального бурятского орнамента .
- Беседы на темы : «Сагаалган в нашей семье» , «Символика и цвета хадаков, их значение» , «Пять драгоценностей» , «Особенности убранства бурятской юрты » , «Знакомство с представителями знаков зодиака-символами 12-летнего цикла по буддийскому гороскопу», «Значение лошадей в жизни бурят » , «Знакомство с бурятскими национальными инструментами» .
- проектная деятельность : «Волшебные лошади» , «Юрта» .
Чтение художественной литературы : «Бурятские народные сказки » , легенды, эпосы, знакомство с подвигами Гэсэра, с народным героем Будамшу . Рассматривание альбомов, иллюстраций, картин по теме.
- ЗКР : знакомство с новыми словами, определениями «Дэгэл» , «Малгай» , «Унты» , и. т. д.
- Игровые технологии : знакомство с народными подвижными играми- «Малгай нюулга» , «Алтан нааша» , «Шагай наадан» , «Варежка» , «Волки и овцы» , «Реки и озера» .
- физическое воспитание : знакомство с народными спортивными играми : стрельба из лука, скачки, перетягивание палки, борьба.
Художественно-эстетический блок : знакомство с бурятским орнаментом , рисование, аппликация, украшение национальной одежды, предметов мебели, убранства, юрты. Знакомство и слушание национальных бурятских инструментов . Заучивание и пение песен на бурятском языке , танцы с элементами бурятского фольклора . Драматизация сказки на бурятском языке .
Приглашаем родителей для участия в интерактивных занятиях, мероприятиях.
Участие в конкурсе-выставке поделок, рисунков, посвященных празднованию Сагаалгана с участием родителей дошкольников .
Заключительный :
Презентация проектной деятельности – проведение интерактивной площадки «Степные игры» с участием родителей, в рамках межсетевого взаимодействия и развития межнациональных отношений для педагогов и детей ДОУ поселка Восточный и Загорск г. Улан-Удэ.
Ожидаемый результат :
Расширение кругозора воспитанников; обогащение их социального опыта в области знаний национального колорита, обычаев , традиций , особенностей быта, культуры, фольклора народов Бурятии .
Вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс ДОУ,
Педагогическая помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка в области поликультурного воспитания.
Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ для выработки единого образовательного пространства и создания, доступной, значимой, эмоционально-комфортной среды для пребывания дошкольников в ДОУ .
Воспитание и обучение детей в рамках развития этновоспитания : формировать в детях позиции креативного, коммуникативного проявления, с позитивной самооценкой, положительным образом «Я» , высокопознавательной активностью , с потребностями в творческом самовыражении, знающим и принимающим этническую культуру разных народов , населяющих Республику Бурятия .
Самое главное и важное – чтобы ребенок знал,
уважал, чтил, берег и развивал традиции ,
обычаи , культуру и фольклор своего народа .
Публикации по теме:
Доклад «Приобщение старших дошкольников к русским народным традициям в условиях дошкольных организаций» На современном этапе дошкольные образовательные организации с учетом реализации собственной образовательной программы должны осуществлять.
Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии» Галина Заева. Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии». В моем сердце уголок найдется, Для.
Конспект НОД «Этнокультурное воспитание детей средней группы путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ Конспект НОД.
Конспект НОД «Этнокультурное воспитание детей средней группы, путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре нивхов» Конспект НОД Тема: «Этнокультурное воспитание детей средней группы, путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре нивхов».
Познавательно-творческий проект для старших дошкольников «Синичкин день» Осень близится к своему завершению. С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, то есть день встречи зимующих птиц. Не оставили.
«Лучший образовательный проект этнокультурной направленности для детей дошкольного возраста»
«Традиции и обычаи бурятского народа»
Актуальность проблемы:
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью открывающий для себя окружающий мир. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.
Этнокультурный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования духовно-нравственного воспитания дошкольников. Данный проект способствует приобщению детей к системе культурных ценностей бурятского народа.
Цель: приобщение детей к изучению традиционной культуры и бурятского языка, формирование ценностного отношения к богатому культурному наследию предков.
Задачи:
Познакомить детей с национальными традициями и обычаями;
Обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского языка, развитие речи, памяти;
Воспитать уважение, гордость за свой народ, богатую историю и культуру.
Описание проекта:
Данный проект предназначен для детей дошкольного возраста 3-6 лет, их родителей, воспитателей ДОУ. Он поможет эффективно решить образовательную цель — привить знания о родном крае через занятия:
По ознакомлению с природой;
По фольклору и соблюдение культурных традиций своего народа.
Формы проведения:
Занятия по ИЗО;
Творческие (лепка, рисование, пение, хореография, ролевые игры, конкурсы чтецов);
Экскурсии.
Все участвующие в проекте могут показать свою творческую активность, принять участие в реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
Для педагога:
Освоение проектного метода;
Профессиональный рост;
Повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.
Для детей:
Иметь представление об истории своего края, о культурных традициях своего народа;
Знание и составление своей родословной;
Знание и умение составлять и рисовать бурятские национальные орнаменты, разбираться в их символике;
Знание и умение играть в бурятские народные игры;
Умение работать в группе.
Принципы реализации проекта:
Доступность;
Систематичность и последовательность;
Наглядность и занимательность.
Проект состоит из 3 этапов:
- Подготовительный (сентябрь — октябрь):
- определение темы проекта;
- формулирование цели и определение задач;
- подбор материала по теме проекта;
- составление плана основного этапа проекта.
- Основной этап (октябрь — февраль):
- экскурсии в краеведческий музей в Кырменской СОШ;
- в дом-музей имени В.Б.Борсоева;
- экскурсия в Кырменскую сельскую библиотеку;
- знакомство с растительным и животным миром Кырменской долины;
- просмотр видео и фото о традициях, костюмах, посуде, быте бурят;
- беседы на темы «Мы живем в таежном крае», «Бурятская юрта», «Традиции и обычаи бурят», «Мы друзья природы», «Животные нашего края», «Моё родное село»;
- чтение художественной литературы: сказки «Нерпа и нерпенёнок», «Омулевая бочка», «Медведь», и другие народные сказки;
- посещение мини-музея «Жилище, быт, одежда бурят»;
- дидактические игры: «Найди пару», «Расставь мебель в юрте», «Найди бурятский орнамент», «Подбери похожий орнамент»; народные бурятские игры: «Иголка, нитка и узелок», «Волк и ягнята», «Ищем палочку» и другие;
- подготовка и проведение национального праздника: «Сагаалган».
- Заключительный этап (март-май):
- конкурс на лучший рисунок и рассказ на тему «Родные просторы»;
- викторина с детьми «Что я знаю о своих предках и о родном крае»; коллективная работа (коллаж) «Детство», «Мой край»;
- конкурс чтецов.
В заключении хочу сказать, что данный проект сыграет важную роль в воспитании детей уважения к коренным жителям своего края и гордости за свой народ. Благодаря изучению детьми культуры и быта своих предков не будет теряться связь поколений, а так же в сохранении и развитии бурятского языка и культурной традиции у детей дошкольного возраста.
приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений. Одно из направлений воспитания нравственно-патриотических чувств – национально-культурное выражается в знании подрастающим поколением своей национальной культуры, её самобытных и благотворных традиций и обычаев, в основе которых лежит уважительное отношение к культуре народов Прибайкалья – бурят.
В нашем многонациональном крае, отличающимся многообразием традиций и обычаев, буряты как коренной народ Прибайкалья занимает стержневое место в соцветии культуры. Поэтому образовательный процесс и строится на тесном сопряжении, единстве и взаимосвязи с историей бурят. Дошкольники – это особый национальный колорит. Научив сейчас быть толерантным к детям разных национальностей, а особенно к коренным жителям, ребёнок сможет стать настоящим патриотом своей малой родины… Это будет способствовать пробуждению в ребёнке национального самосознания. Самое главное – дети приобщаются к истокам национальной бурятской культуры.