Из лучших побуждений. Как правильно заботиться о ребёнке

Часто мамы не ожидают, что первые три месяца после родов требуют непрерывного внимания к ребёнку. Мать так же тесно связана с ним, как и во время беременности, только уже не изнутри, а снаружи. Она питает малыша не через плаценту, а грудью, и носит его не внутри себя, а на руках. Недаром это время называют четвёртым триместром беременности.

Научитесь доверять Вашим материнским инстинктам . Будьте уверены, что Ваши инстинктивные знания о том, как нужно ухаживать за ребёнком, обязательно разовьются, хотя это может потребовать времени.

Заботиться о новорождённом - это значит окружить его любовью, кормить, содержать в чистоте и сухости, наблюдать за его дыханием и температурой.

Ваш осмотр младенца и его реакция на Вас - обычно самый лучший способ контроля его самочувствия. Когда Вы научитесь понимать малыша, тогда станете чувствовать все его потребности.

Спросите своего врача относительно того, какими должны быть температура тела, дыхание, выделения или что-то ещё, что Вас беспокоит. Его советы и информация из этой книги помогут Вам обрести уверенность и безошибочно определять благополучие младенца. Когда Вы научитесь доверять своей интуиции, то будете остро чувствовать своего ребёнка и его потребности.

Все вопросы, связанные с его здоровьем (в том числе и прививки) и воспитанием, должны окончательно решаться только родителями. Прививки обсуждаются отдельно.

Забота о новорожденном. Кормление грудью

Кормление грудью - это прекрасное естественное действие, заключающее в себе некое таинство. Одно из основных занятий новорождённого - это сосание материнской груди. Дети, рождённые естественно и сразу положенные на живот матери, сначала лижут, а в скорости сосут грудь. Напомним, что сосательный рефлекс имеет наибольшую силу в течение примерно 20-30 минут после рождения. Если ребёнок не приложен к груди в это время, то его сосательный рефлекс резко снижается или вообще исчезает, не возвращаясь до конца второго дня. Чем раньше начнёт сосать Ваш ребёнок, тем быстрее придёт настоящее молоко.

В первые два или три дня Ваше молоко будет светло-желтым и нежирным. Это молозиво (или первое молоко) содержит много белка и очень питательно. Молозиво содержит антитела и защищает малыша от инфекций. Оно также способствует появлению стула у Вашего младенца и освобождению его кишечника от мекония. Это хорошая профилактика желтухи новорождённых. Молозиво - это идеальная первая еда младенца, удовлетворяющая все его потребности. Ни в коем случае не давайте ему дополнительно искусственного прикорма! Молозиво чрезвычайно важно для новой жизни. Например, козлята молочных коз, не сосавшие материнского молозива, не могут выжить. К счастью, человеческие младенцы в большинстве своём выживают, даже если они не получили молозива.

Начальное грудное кормление необходимо не только для удовлетворения физиологических потребностей ребёнка и защиты его от болезней. Это кормление помогает развитию очень важного раннего слияния (bonding) между матерью и ребёнком. В свою очередь слияние прокладывает (освобождает) путь к близким отношениям мамы и малыша. Это раннее кормление также даёт младенцу навыки сосания и стимулирует прилив молока у матери.

Даже если Вы категорически решили не кормить грудью, то постарайтесь хотя бы накормить новорождённого первым молозивом. Оно столь важно для благополучия Вашего малыша и даёт такой оздоровительный эффект, что с лихвой окупает Вашу жертву.

Запомните, что практически каждая женщина может кормить грудью. Исключение составляют только случаи туберкулёза в открытой форме, СПИДа, тифозной лихорадки и малярии и некоторых других чрезвычайно редких состояний у матери.

В течение первых дней, а чаще на четвёртый - пятый день кормления могут болеть соски. Некоторые женщины подготавливают свои соски тем, что грубо массируют их пальцами или растирают жёстким полотенцем в последние несколько недель беременности. Если Вы этого не делали, то не следует очень беспокоиться. Во-первых, соски болят далеко не у всех женщин. Во-вторых, некоторые исследования показывают, что количество женщин, испытывающих боль, почти одинаково как среди тех, кто «подготовил» свои соски, так и среди прочих.

Когда младенец сосёт, он должен открывать рот широко, чтобы захватить не только сосок, но также и часть около соскового кружка. Вы не должны силой заталкивать свою грудь в рот малыша. Ребёнок сам возьмёт её. Попробуйте пощекотать своим соском его губы или щёчку, а когда он широко откроет рот, поднесите ребёнка поближе, и он крепко схватит сосок и начнёт сосать. Приближайте младенца к себе, а не наклоняйтесь к нему. Наклон над ним не приведёт к успеху. Достаточная опора для спины позволит Вам сидеть прямо и расслабиться во время кормления. Большинство затруднений начала кормления разрешатся, как только мать научится предлагать грудь, а новорождённый натренируется брать её.

Запомните, Вы должны кормить ребёнка из обеих грудей во время каждого кормления. Вначале постарайтесь кормить семь-десять минут с одной стороны и немного дольше с другой стороны. Постепенно это может увеличиваться до десяти-пятнадцати минут с каждой стороны. Не забывайте чередовать последовательность грудей при каждом кормлении. Закалывайте булавку возле той груди, которой начинали кормление.

Некоторые матери хотят быть уверены, что их малыш нормально дышит во время кормления. Эта тревога чаще всего не имеет оснований. Однако если грудь очень полная или ребёнок расположен неправильно, его ноздри могут быть перекрыты. Держа свою руку лодочкой, нажмите на грудь так, чтобы дыхание ребёнка было свободно.

Каждый раз во время кормления убедитесь, что рот малыша над центром околососкового кружка. Сосание с одного края может вызвать болезненное пережатие молочных протоков. Также будьте уверены, что сосок глубоко погружен в рот младенца вместе с околососковым кружком. Сосание только верхней части очень неэффективно и может вызвать у Вас повреждение.

Иногда, когда здоровые мать и дитя имеют затруднения в начале кормления, причина в том, что подавлен рефлекс выделения молока. Это никак не связано с выработкой молока. Молока много, просто зажаты млечные протоки. Напряжение - самое большое препятствие для выделения молока. Помогает только спокойствие и расслабление.

Многие женщины чувствуют, как выделяется молоко. Вы можете ощущать это как приятное наполнение, онемение или сокращения в груди. В самом ярком варианте это ощущение напоминает оргазм, блаженство, которое сливается с любовью к малышу. Это своеобразное состояние переживается женщинами только во время грудного вскармливания.

Если Вы не ощущаете выделение молока - не беспокойтесь. Если Вы внимательно послушаете, то услышите, как малыш глотает, когда молоко выделяется. Если Ваш младенец слабый сосальщик, то ему просто требуется больше времени на стимуляцию выделения молока.

Кормление грудью может и должно стать источником радости как для матери, так и для дитя. И хотя вначале оно обычно несколько затруднено, не отказывайтесь от него. Когда гормоны придут в равновесие (что чаще происходит к третьему месяцу кормления), и Ваше тело определит совершенно точно, сколько молока производить, это станет лёгким, и Вы обнаружите, что даже предвкушаете каждое кормление.

Первые две недели после родов - это критический период, когда устанавливается связь кормления. Кормящая мать в это время особенно нуждается в физической, эмоциональной и практической поддержке.

Давая ребёнку грудь по его желанию, Вы можете быть уверены, что он получает достаточно молока. Существует большой разброс в количестве молока, необходимого для достаточного питания каждого ребёнка. И не редкость, когда новорождённый требует грудного кормления каждые полтора часа. В среднем естественная потребность ребёнка в питании следующая:

  • 6 раз в первые сутки;
  • 7 раз во вторые сутки;
  • 8 раз в третьи сутки;
  • 9 раз в четвёртые сутки;
  • 8,5 раз в пятые сутки;
  • 8 раз в седьмые сутки.

Другими словами, частота имеет тенденцию к увеличению в первые несколько дней, потом останавливается и постепенно снижается. Современные специалисты теперь предпочитают кормление по потребности новорождённого. Оно улучшает выработку молока, максимально способствует набиранию веса ребёнком и уменьшает застой в груди, а также может уменьшить болезненность сосков. Ночные кормления в первые недели особенно важны, чтобы у мамы вырабатывалось больше молока, а также как профилактика нагрубания молочных желёз.

Домашнее окружение

Ваш младенец совершил путешествие через подводный мир внутри Вас во внешний мир воздуха и гравитации. Он сейчас Ваш маленький учитель от Бога. Окружите его любовью и защитой. Немецкий философ Рудольф Штайнер подчёркивал важность безопасного бесстрессового окружения для младенца. Его неокрепшая нервная система нежна, а чистая душа впитывает окружающие впечатления подобно губке.

Если Вы пока не можете совсем отказаться от телевизора, то по крайней мере в первые несколько месяцев изолируйте от него Вашего младенца. Давайте ему слушать мягкую спокойную музыку или, ещё лучше, пойте, играйте на музыкальных инструментах. Младенец полюбит Ваш голос и игру независимо от Вашего мастерства.

Кроме того, тихая спокойная атмосфера в доме сделает более удачным начало грудного кормления. Лактация (выработка молока) напрямую зависит от спокойствия и расслабленности матери.

Естественные выделения ребёнка

Первые дни после рождения - это переходное время для ребёнка. Тело малыша занято тем, чтобы впитать остатки амниотической жидкости, оставшейся в лёгких, в ушах и т. д., и освободиться от всех отходов строительства человеческого существа. Эти отходы копились девять месяцев в его кишечнике. Теперь они выходят.

Стул новорождённого, называемый меконием, почти чёрный или черно-зелёный и похож на дёготь, т. к. в нём много желчных кислот, накопившихся за время беременности. Не надо пугаться, это нормально. Когда у Вас на смену молозиву придёт настоящее молоко, меконий постепенно (к четвёртому - пятому дню после рождения) перейдёт в нечто, напоминающее жёлтый творожок. Стул младенцев-грудничков, не получивших прикорма, имеет приятный кисломолочный запах. (Надо помнить, что всего один глоток любого прикорма производит революцию в кишечнике малыша, и запах его выделений изменяется.)

Обычно стул у грудничков бывает столько раз в сутки, сколько его кормят грудью, чаще всего это происходит одновременно (кишечник освобождается во время кормления).

Маленькое тело новорождённого хорошо сохраняет воду и вещества и очень рационально их использует. Шесть-восемь пелёнок, которые ребёнок мочит за сутки, говорят о том, что он получает достаточно жидкости. Первая его моча будет тёмной, это произойдёт в первые сутки, но к третьему - четвёртому дню урина (моча) должна стать прозрачной или чуть желтоватой. Когда приходит много молока, можно ожидать увеличения числа мокрых пелёнок до 10-20 штук в сутки.

Смена подгузников

Меняя подгузники, надо постоянно заботиться о чистоте и сухости кожи ребёнка. Его нужно каждый раз подмывать тёплой или прохладной водой и тщательно очищать складочки кожи от остатков кала. Даже если Вам очень приятны парфюмерные запахи, никогда не используйте кремы, масла, присыпки, шампуни и мыло с химическими добавками. Избегайте продукции с минеральным маслом, тальком и любыми отдушками.

Запомните! Всё, что попадает на нежную кожу Вашего ребёнка, впитывается в его тело. Особенно следует остерегаться фирменной продукции крупных зарубежных фирм с «клинически проверенной мягкостью», которая в избытке содержит эти вредные вещества.

Лучшая присыпка - натуральный кукурузный крахмал. Лучший крем при опрелости - материнское молоко. Побрызгайте им на опрелости и оставьте эту область открытой. Воздушные ванны - прекрасное средство для лечения опрелостей и их профилактики, поэтому как можно дольше оставляйте малыша голеньким. У Бориса и Лены Никитиных есть хороший совет:

«Во время кормления расправляйте все складочки, где есть опрелости, и нежно дуйте на них».

При опрелостях также можно подмывать ребёнка, используя слабый раствор питьевой соды. Сода нейтрализует кислоту, содержащуюся в моче и фекалиях ребёнка.

Для профилактики и лечения опрелостей можно использовать отвары череды, ромашки или чистотела, которые следует добавлять в ванну при купании малыша.

Широко рекламируемые одноразовые подгузники (памперсы) тоже не полезны для Вашего малыша. Это синтетические материалы, содержащие химические добавки, которые впитываются в кожу и воздействуют на неё, вызывая опрелости. Синтетика накапливает и удерживает в себе как мочу, так и тепло, перегревая органы, которые должны развиваться при пониженной температуре. В США давно считается, что широкое использование одноразовых пеленок в младенчестве является одной из причин импотенции и повзрослевших мужчин. Кроме неблагоприятного влияния на физиологическом уровне, не забывайте о психологическом. Ребенок с самого рождения привыкает не испытывать ни в чем неудобства, он не понимает, что такое «мокро», потом ему к годику будет очень сложно привыкать к горшку, он просто не поймет, зачем это делать, если и так все в порядке. Отсутствие трудностей отнюдь не приводит к способности их преодолевать. Вы сами можете продолжить эту аналогию в его взрослую жизнь.

Кроме того, материалы, использующиеся в подгузниках, не разлагаются в природе и, будучи выброшенными, создают экологические проблемы. Нужно ли за столь сомнительный продукт так дорого платить? Конечно, бывают случаи, когда их использовать легко и удобно, если Вы, например, отправляетесь к кому-то на свадьбу, в долгую дорогу и т.п. Для повседневного же использования мягкие подгузники из старой простыни или из марли гораздо полезнее и дешевле.

Некоторые мамы, хорошо чувствующие своего ребенка, с первых месяцев начинают его «высаживать» - держа над тазиком или ванной сразу после сна, кормления или когда малыш проявляет определенное беспокойство. Это помогает избежать большого количества мокрых и грязных пеленок и приучает малыша к опрятности.

Смена пеленок – самое подходящее время для общения с малышом, игры с ним и небольшой гимнастики. Когда вы любите своего малыша, смена пеленок доставляет вам радость. Известно, что отец, участвовавший в родах в процессе слияния, чаще меняет пеленки.

Новорожденные мальчики не нуждаются в особой гигиене. Просто при подмывании мойте его пенис снаружи, как и все остальные части тела. Не сдвигайте крайнюю плоть и не обнажайте головку пениса! Это может вызвать раздражение, зуд и даже рубцевание между крайней плотью и пенисом, возникающие в результате инфекции. У младенцев крайняя плоть еще интимно связана с головкой (так называемый физиологический фимоз). Естественное разделение произойдет только через несколько месяцев или лет.

Давайте малышу побольше времени находится без подгузника. Если дома достаточно тепло, можно вообще его не применять. Клеёнка под простынкой обеспечит сухой матрасик.

Забота о новорожденном. Пеленание

В США и Западной Европе пеленание не применяется, т. к. это не физиологично. На ребёнка сразу после рождения надевают специальную одежду по размеру - ползунки, распашонки, кофточки или комбинезончики, как рекомендовано ВОЗ.

В России традиции пеленания очень распространены, что можно объяснить более холодным климатом, отсутствием соответствующей удобной одежды, а также незнанием психологии младенцев.

Безусловно, проще запеленать ребёнка, положить в кроватку и заниматься другими делами до тех пор, пока его не надо будет кормить или менять пелёнки. Но необходимо помнить, что психологически пеленание воспринимается малышом как насилие над его личностью, ограничение в свободе движений и естественных проявлений.

У младенца наиболее развито чувство вкуса и осязание, через них он познаёт мир. Если мы препятствуем его контактам с окружающим миром с помощью осязания, свободного движения, перемены положения тела, рук и ног, то мы развиваем в нём вместо свободной личности личность зависимую, подчинённую, подавленную. Этим человеком в будущем будет легче управлять. Его психическое и физическое развитие будет задерживаться, т. к. чем больше работают его кисти, пальцы, ладони, тем быстрее развивается его мозг. Поэтому также никогда не надевайте на младенца распашонку с зашитыми рукавами. Это равносильно тому, как если бы Вы надели ему повязку на глаза. Лучше коротко остричь его ногти, чтобы он не поцарапал себя.

Выбор в этом вопросе остаётся за Вами, но, по крайней мере, не оставляйте малыша спелёнутым, когда он бодрствует.

Вот что пишет о пеленании профессор И. А. Аршавский, который несколько десятков лет занимался изучением физиологии новорожденных.

«Рекомендуемое и поныне тугое пеленание, при котором насильственно вытягиваются ручки и ножки младенца, не только нарушает химическую теплопродукцию, но и увеличивает поверхность теплоотдачи. Кроме того, тугое пеленание в какой-то степени препятствует нормальному кровообращению и может отрицательно сказаться на развитии нервно-мышечной системы. Наконец, тугое пеленание сразу же после рождения заглушает в ребёнке естественный «инстинкт свободы» (по И. П. Павлову- «рефлекс свободы»). Этот «восточный» обычай неосознанно вызывает у ребёнка привычку подчиняться, подавляет волю, затрудняет поиск своего «Я» и в конечном счёте весьма вредно влияет на психику развивающегося индивидуума.

Физиологически обоснованной для новорождённого может быть лишь одежда, не стесняющая естественной (ортотонической) позы ребёнка, не препятствующая осуществлению его специфических движений».

Кроме того, пеленание способствует развитию дисплазии тазобедренного сустава и врождённого вывиха бедра. Вот что говорят об этом специалисты-травматологи *:

«Частота врождённого вывиха различна не только в отдельных странах, но и в разных регионах одной страны. Врождённый вывих бедра почти не встречается в ряде южноазиатских и африканских стран. Это свидетельствует о том, что отсутствие пеленания, ношение ребёнка с разведёнными ногами и т. д. способствуют обратному развитию дисплазии.

Например, в Корее в последний год войны, когда матери перестали носить новорожденных с разведёнными ногами, количество врождённых вывихов значительно увеличилось, однако после войны, когда женщины снова вернулись к старым традициям, детей с врождённым вывихом почти не стало».

В то же время свободное (не тугое) пеленание может помочь ребёнку успокоиться и уснуть, напомнив ему о комфортном состоянии внутри матки.

Не торопитесь слишком быстро смыть с Вашего младенца драгоценный запах новорождённого. Первородная смазка в течение нескольких дней защищает кожу новорождённого, постепенно впитываясь в неё. Это превосходный крем! Кроме того, она обладает бактерицидными свойствами и защищает малыша от инфекции.

Новорождённого просто обтирают влажной губкой. Помните, что Ваш ребёнок не грязный и ежедневное мытьё его с мылом только сушит кожу, смывая естественный кожный жир. До одного года ребёнка вообще не рекомендуется мыть с мылом или шампунем, чтобы не повредить кожу. Зато сама процедура купания, если она нравится малышу и матери, помогает расслаблению и общению, может стать источником взаимного удовольствия с первого дня жизни ребёнка.

Младенцу, как правило, нравится плавать, это, видимо, напоминает ему безмятежную внутриутробную жизнь. Догмы в этом вопросе нет. Каждая мама и младенец сами должны определить, сколь часто им это делать.

Некоторые мамы не только купаются вместе с младенцем, но и кормят его прямо в ванне, что доставляет огромное удовольствие им обоим.

В некоторых странах существует традиция, когда ребёнка не купают до отпадения пуповины и полного заживления пупка. В других-начинают купание с самого рождения, не дожидаясь отсыхания пуповины, а просто проводя дополнительную её обработку после каждого купания. Если Вам и малышу комфортно в воде, можете смело проводить водные процедуры.

Никогда ни на одно мгновение не оставляйте ребёнка одного в воде! Все необходимые вещи для ванны, для вынимания и одевания должны быть заранее приготовлены и находиться под рукой. Вода должна быть не холодной и не горячей, а чуть теплее тела. Проверить её температуру можно локтем. В комнате должно быть тепло. Всегда вытирайте младенца досуха хлопковым полотенцем. Кожа младенца может шелушиться, но на этот счёт не беспокойтесь. Несколько капель оливкового масла, вмассированных с любовью,- это всё, что ему нужно.

Уход за пупком

Остаток пуповины должен содержаться сухим и чистым. Лучше оставлять его неприкрытым. Пелёнку или подгузник следует подвернуть так, чтобы они не касались пуповины. Между тремя днями и тремя неделями после рождения остаток пуповины засохнет и отпадёт самостоятельно. Обычно это происходит на 6-7-е сутки после родов. В течение первого месяца до полного заживления из пупка могут быть небольшие выделения с кровью-это является нормой. Обрабатывайте пупок ежедневно перекисью водорода и крепким раствором марганцовки или другим антисептиком. Избегайте попадания цветных антисептиков (например, марганцовки) на кожу вокруг пупочного кольца, т. к. они могут вызвать ожог кожи, а также скрыть возможное покраснение и не позволят вовремя обнаружить воспаление. Если область пупка станет красной, горячей или загноится, вызывайте врача или акушерку немедленно!

Забота о новорожденном. Уход за глазами

Ваше молозиво - прекрасная жёлтая жидкость, предваряющая грудное молоко,- это лучшее глазное лекарство для Вашего младенца. После рождения Вы можете закапать ему в глаза несколько капелек молозива для профилактики инфекции.

В роддоме в обязательном порядке капают в глаза младенца глазные капли: раствор азотнокислого серебра (ляпис) или раствор сульфацила-натрия (альбуцид) или применяют глазную мазь с антибиотиком (в США). Это делают как страховку на случай скрытой хронической гонореи у матери, чтобы ребёнок не ослеп.

Процедура закапывания глаз, особенно ляписом, мучительно болезненна для ребёнка и временно снижает ясность его зрения. Если невозможно отказаться от неё совсем, то следует хотя бы отложить на час - полтора и сделать это после слияния.

Молозиво, закапанное вслед за тисом или альбуцидом, успокоит малыша и снимет резь в глазах. Повторите это по крайней мере раз в день, в течение первых четырёх дней.

В любое время младенчества Ваше молоко остаётся прекрасным лекарством и профилактическим средством. Если глаза ребёнка вдруг покраснеют или в них появятся выделения, несколько капель молока снимут воспаление. Известны случаи острого эпидемического коньюктивита, когда более быстро выздоравливали дети, лечившиеся просто материнским молоком, чем, кто использовал прописанные при этой же болезни антибиотики.

К использованию «спитой» заварки из настоев трав для промывания глаз необходимо подходить очень индивидуально, т.к. в последнее время участились случаи аллергии у детей и взрослых на подобные травы.

Желтуха новорожденных

Желтуха новорожденных - это довольно частое явление. Обычно, начиная с третьего дня жизни, это состояние происходит потому, что печень новорожденного ограничена в своей возможности перерабатывать лишний билирубин - продукт разрушения красных кровяных клеток. Эта желтуха проходит сама собой, когда ребёнка кормят грудью, и он освобождается от билирубина через стул. Немного солнца - лучшее лекарство и профилактика желтухи новорожденных.

Патологическая или ненормальная длительная, интенсивная желтуха, возникающая в результате несовместимости крови матери и ребёнка (разница в группе крови или резус-факторе),- это причина для беспокойства.

Если Ваш ребёнок плохо ест, имеет нерегулярный стул, жёлтый с головы до ног, то позвоните врачу: возможно, есть повод проверить уровень билирубина.

Забота о новорожденном. Сердечные сокращения

Обычно частота сердечных сокращений новорождённого находится в пределах 110-150 ударов в минуту. Она немного колеблется в зависимости от того, бодрствует младенец, дремлет или спит. Вы можете ощущать и контролировать пульс, осторожно дотрагиваясь пальцами до грудной клетки малыша.

Сон

Новорождённый ребёнок, особенно в первые несколько недель после рождения, очень много времени проводит во сне. Общая длительность сна и число погружений в сон постепенно сокращаются. К шестой неделе у большинства детей шестичасовой ночной сон и многократный (более короткий) в остальное время суток. Чаще всего длительный сон приходится на время с полуночи до шести утра.

С шести недель до трёх месяцев расписание очень чётко связано с кормлением . Ребёнок просыпается, когда хочет есть. Новорожденные очень нуждаются в своём ночном кормлении. Дети очень отличаются друг от друга в этой потребности. Те, которые ведут себя тихо и которые больше бодрствуют днём, вероятно, начнут спать всю ночь (восемь часов или более) довольно скоро. Дети, которые легки, активны или много спят днём, дольше будут требовать ночных кормлений. Если в раннем младенчестве Ваш малыш требует ночных кормлений, значит, они необходимы его организму. Не отказывайте ему в этом. Если это не прекратилось естественным образом ранее, то где-то между шестью и девятью месяцами, когда нет сомнений, что ребёнок может пребывать восемь часов без еды, можно изменить эти привычки.

Среди специалистов давно идёт спор о том, в каком положении лучше всего спать младенцу в первые месяцы жизни. Самое современное официальное мнение на Западе гласит, что новорожденных следует класть спать на спину или на бок. Однако многие русские акушеры считают, что малышам лучше спать на животе. Вы должны решить эту задачу за него до того, как он сам сможет найти удобную для себя позицию. Некоторые малыши лучше всего спят на боку с подушечкой, подложенной под спинку, а иногда и под животик, для уютности. Другие любят спать на животе или на спине. По крайней мере, после кормления ребёнку предпочтительнее спать на боку или на животе. В этом случае если ребёнок срыгивает часть молока, то оно просто вытекает изо рта, и нет риска, что молоко попадёт в дыхательные пути.

Если младенец спит на животе, не кладите его на мягкую поверхность, т. к. исследователи предполагают, что это иногда вызывает накопление углекислого газа в крови, что может привести к остановке дыхания.

Ночью же, бесспорно, самое удобное место для младенца на мамином или папином животе . В большинстве культур мира всё-таки общепринятой является семейная постель, когда младенец спит вместе с родителями. Но в некоторых странах, например в США и в России, сложилась традиция спать раздельно. Это кажется более удобным некоторым матерям. Но, в основном, эта практика напрямую связана с роддомовскими родами. Медперсонал роддома устанавливает свой порядок, вводя регламентацию до того, как мама получит возможность прислушаться к своей интуиции. Иные же семьи очень любят тепло и уют, который даёт семейная кровать.

Новорождённому ребёнку, конечно, лучше спать рядом с родителями. Нужно помнить, что, развиваясь внутри матки, младенец был со своей мамой 100% времени. Для ребёнка достаточно трудно потерять эту интимную близость к матери. У Вас и Вашего новорождённого может быть более хороший сон, если Вы будете спать в одной кровати. Малыш, спящий вместе с Вами на Вашей груди или плече, удовлетворяет свою потребность в осязательном контакте и материнской ласке. Когда ребёнок в Вашей кровати или, по крайней мере, достаточно близко, тогда Вы можете очень хорошо слышать и быстро удовлетворять все его потребности.

Мама, кормящая грудью и спящая вместе с младенцем, меньше встаёт и лучше высыпается. Ребёнок же крепче спит и более ритмично дышит, когда он слышит сердцебиение мамы или по крайней мере её дыхание. Иногда до появления первенца на свет маме трудно представить, что она захочет положить ребёнка в кровать с собой и с мужем. Потом ей так же невозможно представить, что может быть иначе. Но и в этом случае иногда бывает время, когда маме с папой нужно немного личного пространства.

Самая лучшая колыбель для раздельного сна - это традиционная русская рыбка - большая плетёная корзина, подвешенная к потолку. Она вешается возле самой материнской постели, ребёнок и мать рядом, они хорошо слышат друг друга. Кроме того, рыбка долго качается, если её немного толкнуть рукой.

Если Вы выбираете семейную кровать, то она должна быть большой. Маленький человечек требует много места. Должно быть исключено попадание ручек и ножек ребёнка, а также го самого между кроватью и стеной. Падение его с кровати тоже нужно предотвратить или обезопасить. Для того кровать должна быть низкой, хорошая страховка - подушка, положенная на пол возле кровати.

Спать вместе или раздельно с ребёнком, решайте, руководствуясь своей интуицией. Но, по крайней мере, не кладите ребёнка в отдельной комнате, то неестественно и даже опасно, новорождённый младенец не любит одиночества.

Индивидуальность

В период нового знакомства со своим новорождённым многие матери чувствуют, что они узнают своего ребёнка. Они замечают подобие его дородовой активности и послеродового поведения. Хотя все новорожденные наделены природой фантастическими возможностями, но каждый ребёнок - индивидуальность, каждая мама также уникальна. Таким образом, отношения у каждых матери ребёнка будут особенными.

Родители с древности знали то, что недавно открыли исследователи: новорожденные очень отличаются между собой тем, сколько времени они спят, плачут, тихо бодрствуют. С рождения и до него дети различаются в своей мышечной активности от очень активного до совершенно спокойного, неподвижного. Они также отличаются количеством движений, производимых во время сна, своей чувствительностью к стимуляции, общей раздражительностью и своими ответами на неудачи (фрустрации). Дети отличаются и в том, как сильно они сосут для получения питания. Нет никакого сомнения, что каждый новорождённый имеет свою особую индивидуальность. Поэтому родителям не следует ожидать, что ребёнок будет вести себя «как все», «как другие». Необходимо научиться видеть все проявления его неповторимой индивидуальности, основу будущей личности.

Забота о близнецах

Как мать более чем одного новорождённого Вы будете ощущать себя счастливой и как громом поражённой. Один ребёнок сам по себе - это множество работы. Вы будете недосыпать, и требования, предъявляемые к Вам, будут много больше, чем в среднем к женщине в послеродовом периоде.

Просьба о помощи совершенно необходима. После первых нескольких дней, когда новизна пройдёт, напомните своим близким друзьям, что Вы нуждаетесь в постоянной поддержке. Отдавая всю необходимую заботу своим малышам, не забывайте о том, что Вы недавно родившая женщина и тоже нуждаетесь в заботе. Прекрасным подарком для Вас будет, если Вы попросите маму или подругу дать Вам возможность отдохнуть. Пусть кто-нибудь, кто любит Вас, возьмет на себя детей и дом. Отключите телефон и закройтесь в спальне часика на два. (Замечательно, если это будет происходить регулярно.)

Из-за сильного растяжения матки, которая содержала в себе более одного ребёнка, у Вас может быть более сильное кровотечение, и послеродовые сокращения могут продолжаться дольше, чем у других рожениц, давших жизнь одному ребёнку. Вы перенесёте это легче, следуя наставлениям для всех матерей, рассказанным в этой и следующей главах, но балуя себя немного больше.

Гуляние

Прогулки с новорождённым - это одно из самых прекрасных занятий, которые только существуют. В течение первых нескольких дней после появления ребёнка на свет Вы, вероятно, ощутите необходимость выйти из дома на прогулку.

После домашних родов новорождённого желательно вынести на несколько минут на улицу в первый же день, чтобы он впитал в себя жизненные энергии природы - Неба и Земли, т. к. бетонные перекрытия наших домов изолируют нас от них. В древней Руси повитуха после рождения ребёнка обязательно выносила его на улицу (даже из деревянного дома).

Приятная прогулка (но не большой поход) прекрасно подходит как для матери, так и для малыша. Вся семья может отправиться на прогулку вместе с Вами. Если Вы возьмете мужа вместе с собой и малышом, то прогулка на закате солнца будет прекрасной возможностью для обновления любовной привязанности.

Физические упражнения и чистый воздух должны быть неотъемлемой частью жизни. Ходьба пешком - это потрясающее упражнение, и Вы вернётесь домой с ощущением веселья.

Самый простой и наиболее естественный способ гуляния с ребёнком - нести его на руках. Великолепно работает «кенгуру», рюкзачок для переноски детей, надеваемый спереди. Он удобен как для Вас, так и для ребёнка, т. к. он чувствует тепло матери и её защиту в незнакомом ему месте. Карапуз, начинающий ходить, чувствует себя хорошо в заплечном рюкзаке или прогулочной коляске. Убедитесь, что хорошо закрепили малыша с помощью ремней в рюкзаке для предупреждения вылезания наружу или падения.

Малыши любят интимность пребывания на руках или ношения в «кенгуру». Когда погода позволяет, Вы, вероятно, будете чувствовать себя лучше, держа ребёнка поближе к себе, в противоположность катанию в коляске, где он Вам не виден. Сидячие коляски не рекомендуются малышам, так как сидячее положение может деформировать спину новорождённого.

Существует мнение, что длительное ежедневное нахождение в неудобной «кенгуру» без хорошей поддержки также влияет на осанку малыша. Поэтому если у Вас нет подходящего рюкзачка для долгих прогулок, постарайтесь найти высокую закрытую коляску, в которой ребёнку будет тепло и уютно, как в домике. Если коляска низкая, то ребёнок дышит выхлопными и другими тяжёлыми газами, которые скапливаются в 60-70 см над поверхностью земли. Лучше, если коляска будет: с окошечками, чтобы малыш видел не только её стенки, закрытый верх и кусочек неба над головой, но и весь окружающий его мир.

При прогулках в хорошей «кенгуру» таких проблем не возникает, что способствует здоровому развитию ребёнка. Исследования ученых показали, что в тех странах, где матери постоянно носят детей с собой, привязанными на к спине или боку,- в Африке, странах 5остока,- дети в возрасте до трех лет намного опережают в своем развитии своих европейских или американских сверстников.

Не гуляйте с ребёнком в очень ветреный день или около загруженной, шумной дороги.

Когда Ваш малыш станет побольше и Вы начнёте использовать прогулочную коляску, следите за тем, чтобы не сутулиться, когда будете возить его. Хорошая осанка и широкая, окрылённая походка делают прогулку очень радостной и оздоравливающей. Кстати, прогулка - хорошее время для упражнения «киглз».

Забота о новорожденном. Прививки

В России, наконец, принят закон, который официально закрепляет положение о том, что профилактические прививки, как любое медицинское вмешательство, являются добровольным мероприятием (ст. 11). В нём нет речи ни о плановых, ни об обязательных прививках. Ни в одной из статей закона нет положения о том, чтобы непривитых детей нельзя было принимать в детские сады или школы.

Это закон РФ «Об иммунопрофилактактике инфекционных болезней» 157-ФЗ, подписан президентом Росссии 17.09.98 г.

Это значит, что родители теперь сами вправе решать:

Делать прививку своему ребёнку или нет, причём начиная с роддома, где на третий день после рождения всем новорожденным в обязательном порядке делают прививку от туберкулёза - БЦЖ.

На Западе эту прививку вообще не делают, т. к. считают её не просто бесполезной, а очень опасной, потому что это прямой путь, ведущий к заболеванию туберкулёзом.

Сегодня в России мать, наконец, вправе потребовать не делать своему ребёнку этой прививки.

Вот что говорит по этому поводу член Российского комитета по биоэтике РАН и Международного общества прав человека, вирусолог :

«Прививки - это прямое вмешательство чужеродного белка в индивидуальную природу человека.

То, что вакцины предназначены только для введения в организм здорового человека - прописная истина. Известно и другое: наши дети рождаются сегодня с ослабленным иммунитетом. Как же новорожденные справляются с живыми микобактериями - прививкой БЦЖ?

Ещё авторы вакцины предсказывали возможность того, что эти бактерии, пройдя ряд изменений в организме человека, способны не только вернуть свою инфекционную активность, но и приобрести новые, более агрессивные свойства. После БЦЖ наблюдается много случаев осложнений в виде лёгочных форм туберкулёза.

Живую вакцину организм мог «переварить», переработать без последствий. Кто-то, став хроником, будет носить эти бактерии всю жизнь. Возможно, сам не заболеет, но другим сможет «раздаривать». А в ком-то эта мина замедленного действия взорвётся в стрессовой ситуации. Поэтому в тюрьмах так распространён туберкулёз. В то же время далеко не все, кто очень хочет «подцепить» в камере палочку Коха, заболевают - пример разной восприимчивости. Даже в эпидемичных районах туберкулёзом может заразиться всего 0,1 процента восприимчивого населения».

Дети, вскармливаемые грудью, защищены от инфекций иммунитетом матери, который передаётся через молоко в течение всего периода кормления. Но если родители всё же решили привить ребёнка, то лучше это сделать после 1 года, т. к. до этого времени его иммунная система полностью ещё не созрела. И ни в коем случае нельзя прививать детей, если они плохо себя чувствуют, простужены или чем-то болеют.

«Вакцинировать можно, если это нужно и если родители не возражают, только на фоне полного здоровья детей. Основное положение вакцино-профилактики гласит, что во время другой эпидемии прививки делать нельзя. Со времён Дженнера было известно, что люди с герпесом - лихорадкой на губах- никогда не отвечали адекватной защитной реакцией на прививку».

Поданным ВОЗ, самой тяжёлой формой полиомиелита с развитием паралича массово болели только в СССР и Японии, потому что только в этих странах всем новорожденным обязательно делали прививку БЦЖ. В остальных странах, где это не принято, полиомиелит не принимал таких тяжёлых форм и проходил по типу гриппа.

Далеко не каждому человеку необходимы все прививки:

«Прививка, к сожалению, не гарантирует, что человек застрахован от инфекции. Известно немало случаев, когда ребёнок или взрослый, своевременно прошедший вакцинацию, заболевал.

Проверить иммунный статус перед вакцинацией можно в крупных городах, где существуют иммунологические службы.

Помните, что теперь ни одна поликлиника не может заставить Вас сделать прививки Вашему малышу, и ни один детский сад или школа не имеют права отказать Вам в принятии ребёнка только потому, что он не привит. То же самое касается реакции Манту:

«При нашей системе прививок реакция Манту не имеет никакого смысла.

Реакция Манту отвечает на вопросы: была ли встреча организма с туберкулёзом и не инфицирован ли организм в данный конкретный момент? Но ведь встреча-то состоялась ещё в роддоме. Поэтому Манту диагностической пробой являться не может. Не говоря уже о том, что реакция бывает ложно положительной, потому что в нашей туберкулиновой пробе в качестве консерванта содержится фенол».

Мы надеемся, что эта информация поможет родителям самим решить, что необходимо для их ребёнка.

Забота о новорожденном. Регистрация ребенка

Регистрация ребёнка - это юридический акт, а не медицинский, поэтому любое требование медицинских справок от родителей является незаконным.

Статья 48. Установление прохождения ребёнка.

Происхождение ребёнка от матери (материнство)устанавливается органом записи актов гражданского стояния на основании документов, подтверждающих рождение ребёнка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребёнка вне медицинского учреждения - на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.

Если Вы не воспользовались медицинскими услугами в родах, то логичнее всего и далее какое-то время не беспокоить медиков по поводу справок, а воспользоваться законом и ограничиться одними свидетельскими показаниями. Если Вы не хотите пользоваться услугами медиков, то ни один государственный орган (ни ЗАГС, ни милиция) не вправе Вас заставить это сделать . Особенно это необходимо учитывать, рожая где-нибудь в российской глубинке.

При регистрации ребёнка в ЗАГСе без медицинских справок нужно учитывать следующее: регистрация ребёнка производится в районном отделении ЗАГСа. Регистрация ребёнка производится в месячный срок со дня родов (по закону), хотя наблюдаются некоторые послабления.

Регистрация ребёнка производится:

  • по месту жительства (по месту фактической прописки) одного из родителей. Пошли сейчас ушлые работники ЗАГСов, которые требуют иногда справку с места прописки второго родителя о том, что ребёнок там не зарегистрирован. Но это всё противозаконно;
  • по месту фактического рождения. Если ребёнок родился на железнодорожном полустанке Буранный, а родители прописаны в Кемеровской области и следуют к новому месту работы мужа, то не следует возвращаться обратно, чтобы зарегистрировать ребёнка. В случае, если родители снимают квартиру в центре Москвы, а прописаны в Калужской области, то для регистрации ребёнка необходима хотя бы временная прописка на данной жилплощади. В случае её отсутствия одним из свидетелей обязан выступить человек, имеющий прописку на данной жилплощади. В крайнем случае Вашим свидетелем может выступить Ваш друг или подруга, которые могут сказать в ЗАГСе: «Они случайно зашли ко мне в гости и ни с того, ни с сего вдруг родили у меня».

Если Вы снимаете квартиру в Москве и прописаны в Москве, только в другом районе, то ребёнок регистрируется в ЗАГСе по месту Вашей прописки.

Если Ваш брак зарегистрирован, то Ваше присутствие в ЗАГСе при регистрации ребёнка не обязательно. Ваш муж берёт два паспорта, свидетельство о браке, два заявления соответствующего образца и идёт в ЗАГС.

Если Ваш брак не зарегистрирован, то Ваше присутствие в ЗАГСе обязательно. Если Вашему мужу захочется закрепить Ваши отношения гражданским браком, то лишь после того, как Ваш брак будет заключён, можно будет вести официальные разговоры об усыновлении или удочерении собственного ребёнка. Мама-одиночка имеет право давать любое отчество своему ребёнку, но не фамилию. Мама-одиночка имеет некоторые государственные льготы.

В ЗАГСе папа говорит: «Мы родили дома» и даёт все документы для оформления. В некоторых ЗАГСах ограничиваются лишь одним свидетельским показанием (отца), хотя по букве закона свидетелей должно быть двое . Одним из свидетелей может выступать кто-нибудь из родственников (сестра, брат, бабушка, дедушка и т. д.). Свидетель - это человек, совершающий гражданский долг (перед государством) и свидетельствующий о рождении ещё одного законопослушного гражданина нашей Родины. Находится человек, готовый со своим паспортом прийти в ЗАГС вместе с Вашим мужем или Вами и подтвердить достоверность произошедшего события написанием свидетельского заявления. Иногда в качестве свидетеля может выступить Ваш акушер.

На сегодняшний день в России число домашних родов растёт, только в Москве ежегодно регистрируют около тысячи домашних родов . В ЗАГСах Москвы регистрация новорожденных производится при помощи компьютера. Поэтому в компьютерной программе ЗАГСа есть даже графа домашних родов («роды на дому»).

Еще не так давно от опытных бабушек молодые родители могли услышать: «Хорошо, что первая девочка родилась, нянькой будет». Представления о старшем ребенке как о пожизненной няньке для братьев и сестер уже давно должны бы кануть в Лету, но само-то явление никуда не делось… А ваш первенец - ребенок или «нянька»?

Помощник или заместитель?

Разумеется, никто не говорит о том, что нельзя попросить ребенка о помощи, напротив, делать это можно и нужно. Но в чем отличительный признак помощи? В том, что она оказывается эпизодически, «по ситуации». Присмотреть за малышом, пока вы отвечаете на телефонный звонок; забрать сестренку из детского сада, потому что у вас важная встреча; помочь братику-первокласснику с уроками, потому что вы плохо себя чувствуете.

Как только такая помощь начинает оказываться на регулярной основе, она превращается в обязанность. У каждого ребенка есть домашние обязанности - их сложность и объем увеличиваются по мере его взросления. Если пятилетка должен только убрать свои игрушки перед сном, то старшеклассник уже полноценно участвует во всех домашних делах, а какие-то, например уборка, могут быть поручены ему целиком.

Совет. Не стоит поручать ребенку даже временно заботиться о младшем брате или сестре, если разницы в возрасте между ними меньше пяти лет.

Почему воспитание братьев и сестер не может стать домашней обязанностью?

Казалось бы - если можно обязать ребенка мыть посуду после ужина, почему нельзя заменить эту «повинность» на уход за малышом, например, на ежедневную прогулку, которая отнимет столько же сил и времени? Нельзя, потому что воспитание ребенка требует расходования еще одного важного ресурса - эмоционального. Нужно быть терпеливым, но настойчивым. Непосредственным, но бдительным. Строгим, но снисходительным. Наконец, нужно смотреть на своего ребенка глазами любви, как бы ни пафосно это звучало.

Между тем, далеко не каждый подросток обладает нужными морально-этическими качествами, чтобы самостоятельно заботиться о ребенке. «Незрел как личность» - звучит опять-таки пафосно, но чертовски верно! Не говоря уж о том, что, в отличие от родителей, ребенок вовсе не обязан любить своих братьев и сестер. Их появление на свет - это не его решение, не его выбор, и гораздо чаще, чем кажется, старший сын или дочка равнодушны к младшим детям в семье.

Это посуде все равно, с каким настроением ее моют. Ребенку же, который ежедневно чувствует себя нежеланным и навязанным, небезразлично, с каким настроением с ним гуляют.

Совет. Всегда соотносите порученное дело с возрастом ребенка. Если 15-летний подросток может присмотреть на прогулке за пятилетним малышом, то, к примеру, просить десятилетнего ребенка сопровождать первоклассника из школы, может быть попросту опасно - в неприятности попадут оба.

Как обязанность становится травмой

Вообще появление младшего ребенка в семье - достаточно травматичный момент для старшего ребенка. Даже если он сам «просил» братика или сестричку, младенец (плачущий, срыгивающий и с дурно пахнущими подгузниками) никак не вписывается в его представления об идеальном живом пупсе, с которым можно весело играть, как с большой куклой.

Но и это еще не все! Мама и папа теперь принадлежат ему в гораздо меньшей степени, быт обустроен хуже (маме уже некогда печь пирожки с пятью видами начинок, по крайней мере, в первое время после родов), центр внимания родственников и друзей родителей теперь тоже смещен на новорожденного. И это все довольно обидно!

Детская ревность быстро проходит, если мама и папа сумеют быстро и разумно перераспределить родительские обязанности, если же вместо этого они «скидывают» уход за новорожденным на старшего ребенка, полагая, что будет заботиться и полюбит, то… То можно сказать только одно - они очень сильно ошибаются и скорее добьются противоположного эффекта.

Совет. Если ситуация складывается так, что вам никак не избежать обращения к старшему ребенку за постоянной помощью, пусть она заключается не в непосредственном уходе за младенцем, а в бытовых вопросах, не требующих эмоциональной вовлеченности - развесить выстиранные пеленки, сходить в магазин за продуктами, пропылесосить ковер, пока вы гуляете с малышом.

Мамы поневоле

Что происходит, если все-таки «додавить» ребенка и вменить ему в обязанность именно уход за новорожденным? Как правило, ребенок взрослеет и старается соответствовать ситуации. Постепенно осваивает манеру поведения, взгляды и даже привычки, которые должны быть присущи матери. Такое раннее взросление не идет на пользу ни ему, ни, как ни странно, малышу.

Старший ребенок привыкает к роли постоянного опекуна и по привычке продолжает действовать так и в тех ситуациях, когда этого совершенно не требуется. К примеру, девушка, вырастившая младших братьев и сестер, из всех претендентов на руку и сердце выбирает самого слабого и несамостоятельного - именно с ним она может действовать привычным для себя образом. На работе она принимает на себя чужую нагрузку - потому что привыкла выполнять работу за других. Она вечно одалживает деньги, причем даже тем, у кого и самой можно было бы подзанять… Знакомая картина?

Не лучше складывается судьба и ее маленьких подопечных. В «мамы» и «папы» им достается пусть и любящий и ответственный, но подросток, который не готов воспитывать детей, даже если хочет. Малышей опекают и балуют больше, чем следует, им потакают, но не дают действовать самостоятельно - как раз от неопытности, из боязни что-то сделать не так и причинить вред ребенку. Это у мамы есть материнский инстинкт, чутье, подсказывающее, как действовать в той или иной ситуации, а у сестры или брата этого чутья нет!

Возможно, вам покажется, что все сложилось удачно: дети занимаются друг другом, у вас освободилось время для работы или даже для хобби. Но загляните вперед! Вы ведь встречали таких братьев и сестер - даже будучи взрослыми, «младшие» продолжают бегать к «старшим» за деньгами, советами, поддержкой. Между тем младшему может быть уже 50 лет, а старшему - 60… Вам не кажется, что в их жизни что-то пошло не так?

Совет. Можно регламентировать домашние обязанности старшего ребенка, но время младшим детям он должен уделять добровольно, когда этого хочется ему, а не вам. Вы можете предложить сыну или дочке побыть с малышом, но настаивать на этом можно в исключительных случаях.

В конце марта в Сети разгорелись жаркие споры по поводу неосторожного высказывания« живой Барби» Валерии Лукьяновой. Блондинка назвала« уродами» всех полных людей: «Я затронула некрасивое лицо, некрасивое тело, а также бедность. Я считаю, что все эти три аспекта несут за собой именно внутреннее уродство. Да-да, вы не ослышались! Это моё мнение, и я его полностью аргументировала».

24 апреля Валерия написала еще один провокационный пост. На этот раз девушка рассказала о своей неприязни к детям. Блондинка заявила, что не хочет рожать не из-за того, что боится располнеть, а потому что дети ей просто не нравятся.

Популярное

« Меня очень часто спрашивают по поводу детей. Почему я не хочу их иметь? Конечно сразу же большинству людей придет на ум такая идея, что я боюсь испортить фигуру)) Ну нет, я смогла бы восстановить фигуру даже после какого то апокалипсиса, т к у меня железная сила воли и я точно знаю как это сделать)) Дело Н. Е. В ЭТОМ. Я постараюсь подробнее описать вам, чтобы вы поняли. Я именно НЕ ХОЧУ детей! Дело в том, что сами по себе дети мне в общем не нравятся. Когда я вижу их, никаких приятных эмоций у меня не возникает, наоборот, некое чувство брезгливости и неудобства. Нет конечно есть приятные дети, когда подрастут, довольно милые и забавные. Но в раннем возрасте конечно они тоже мне не нравятся, чисто визуально. Мне не нравятся сопли и слюни которые с них все время текут, и т. д. », — написала Лукьянова(Орфография и пунктуация здесь и далее авторские. — Прим. ред .).

Валерия отметила, что не хочет все время прислуживать ребенку и заботиться о нем. По словам« живой Барби», угождать мужчине гораздо интереснее. «Я не хочу становится ничьей слугой. Ни о ком заботится. Просто согласитесь забота о любимом человеке и о ребенке — это разные вещи. Заботится о мужчине мне очень даже нравится, а заботится о детях я не хочу, это совершенно другая сфера и область, и в ней я себя просто не вижу. Даже дурно становится, если это представить))… Я не хочу заботиться о человеческих детенышах и угождать им… Это точно! … Не привлекает меня — носится с ребенком на руках и посвящать свою жизнь подобному… Это явно не моя сфера интересов», — высказалась блондинка.

Валерия заявила, что хотела бы быть бесплодной, однако девушка подчеркнула, что не ненавидит детей, а просто к ним равнодушна. «Вы можете сказать, что всегда можно нанять няню… Ну тут я с вами не соглашусь. Няня няней, а за ребенком все равно должна смотреть и ухаживать мать! Нельзя спихивать все обязанности на обслуживающий персонал. Зачем тогда ребенок вам? Если уж вы рожаете, то будьте добры нормально вырастить человека! А если не можете — не рожайте! Вот я зато честно признаюсь, не могу и не хочу! Не могу, не потому что я бесплодна(хотя хотелось бы), а потому, что понимаю, что это не мое и я просто не способна прислуживать детям и заботится о них. А не хочу, потому что я к ним просто на просто равнодушна, и(внимание) ГЛАВНОЕ — они НЕ вписываются вообще в мою картину мира и видения себя и своей жизни! Не люблю и не хочу! Не значит, что ненавижу, нет… Значит что — РАВНОДУШНА! ВЫ же не скажете — купи попугая. Но я не люблю попугаев, зачем он мне??? А вы говорите — „неееет ты что??? у всех попугаи!!! Это сейчас ОЧЕНЬ модно, купи ты не пожалеешь!!“ Понимаете меня?» — обратилась Лукьянова к подписчикам.

Мнения поклонников разделились. Одни поддержали Валерию, другие же накинулись на нее с критикой и обвинениями: «Зато честно, кто-то любит, кто-то нет) у каждого есть свобода выбора, тут осуждать не надо», «Ты и сама была ребенком слюнявым, и сопливым. Не отказались же от тебя!», «По-моему вы безответственная эгоистка, зацикленная на себе, занимающаяся пропагандой хирургической пластики, и вероятно вы за это получаете неплохие средства для существования. Это, конечно, ваше дело. Только я вот одного не понимаю, вам подражают сотни девочек, будущих жен и матерей, у которых вся жизнь впереди, зачем вы им даете негативную установку на материнство? Вы не понимаете, что своим авторитетом вы воздействуете на несформированную психику подростков? Вы возьмете на себя ответственность за их будущее, которое может не состояться, благодаря вашему влиянию?»

Наш эксперт - психолог Ирина Лесскис .

Проверка мотивов

Когда мы видим, что наш ребёнок в чём-то нуждается: мечтает о таком же велосипеде, как у друга, или хочет научиться играть на гитаре, например, мы стараемся дать ему это. И мы действительно можем ребёнку помочь, когда ориентируемся на его потребности. Но, к сожалению, многими родителями движет воспоминание о том, в чём они сами нуждались в детстве, и они пытаются через своего ребёнка помочь себе маленькому, оставшемуся в прошлом. Такая забота получается однобокой - в ней много контроля, но не хватает тепла, потому что реальный адресат остался незамеченным. Ребёнок оказывается в одиночестве и неудовлетворённости, а родитель под видом заботы о нём на самом деле заботится о ком-то другом, да ещё из другого времени. Беда в том, что такая неосознанная подмена обычно происходит с очень хорошими родителями, которые изо всех сил стараются сделать так, чтобы их ребёнку было хорошо.

Такой ошибки можно избежать, если обратить внимание на некоторые моменты и в первую очередь на самого ребёнка.

Индивидуальный подход

Ваш ребёнок - не вы. Это простой, но не для всех очевидный факт. Ребёнок необязательно похож на своих родителей. Наследственные черты могут проявляться самым причудливым образом. Одни дети понятны и предсказуемы для своих мам и пап, другие - нет. Особенно это бывает заметно в семьях, где несколько детей. Ваш ребёнок может нуждаться совсем не в том, что было нужно в этом возрасте вам или его старшему брату. Разобраться же со своими неудовлетворёнными детскими запросами вам поможет психотерапия.

Ребёнку свойственно меняться. Дети растут, и соответственно меняются их возможности, интересы, а с этим и тот вид помощи, который нужен на данном этапе. Поэтому важно исходить не из абстрактных идей о том, как хорошо и правильно, а из того, что происходит с ребёнком сейчас. Присмотритесь к нему внимательно, узнайте, что для него важно, чего он хочет. И будьте готовы к неожиданным ответам.

Не просто внимание. Внимание нужно всем детям, но при этом у разных детей и даже у одного ребёнка в разное время потребность в родительском внимании может быть разной. Иногда внимания нужно больше, иногда меньше. При этом количество внимания не столь важно, как его качество: пусть это будет всего 15 минут в день, зато с полной сосредоточенностью родителя на ребёнке, его чувствах и потребностях.

  • Каждый день по 15-20 минут занимайтесь вместе с ребёнком тем, что интересно и вам, и ему. Избегайте делать то, что вам делать не хочется, даже если ребёнок просит: вас это только истощит, а ребёнку не принесёт никакой пользы.
  • Уделяйте по 5 минут в день тому, чтобы просто побыть с ребёнком, не пытаясь сделать ничего по собственной инициативе. Наблюдайте, чего хочет он, а чего хотите вы.
  • Соблюдайте золотую середину. С одной стороны, ваше чадо не должно быть заброшенным и оторванным от ровесников, с другой - важно не перегрузить его.
  • Учитывайте личные особенности и возрастные возможности ребёнка, не спешите предлагать ему сложные задания.
  • В общении с ребёнком руковод-ствуйтесь задачами настоящего момента, а не личными тревогами по поводу того, что с вашим чадом может произойти в отдалённом будущем.

В тему

Ева Авеева, актриса:

Главное - не подавлять ребёнка. Если вы придерживаетесь другого правила, будьте готовы, что у вас вырастет невротик с кучей комплексов и личностных проблем.

А вообще един-ственно правильный путь - воспитание личным приме-ром.


Много лет Анатолий Маркуша был летчиком, потом он работал автомехаником, стал журналистом, много путешествовал. Все его книги - их вышло больше 30 - для детей и о детях, они отмечены точным знанием жизни, освещены практическим опытом. Сейчас писатель закончил работу над книгой, адресованной родителям.

«Внимание - дети!»- так называется его последняя работа.

Прежде всего позвольте заметить: воспитание - это тактика.

Тактика в том смысле, что надо не только знать, чего ты хочешь добиться от своего ребенка, но и уметь еще найти лучшую и кратчайшую дорогу к поставленной цели.

Тактика вырабатывается не сразу, но выработать ее может и должен всякий.

С чего начинать? Замечайте каждый успех вашего малыша и поощряйте - улыбкой, добрым словом, ласковым прикосновением... Поощряйте! Когда маленький человек слышит, понимает, чувствует себя вашим помощником, когда он сознает - хорошая работа замечена: он правильно убрал свой уголок, он быстро накрыл на стол, он справился с огородной грядкой или починкой электрического утюга (разумеется, каждому возрасту должно соответствовать свое задание - трудное, но посильное!) - в нем растет уверенность в собственных силах, в нем возникает желание сделать больше, быть полезным, быть нужным всем и хорошим.

Не забывайте, ребенок, особенно маленький, только-только осваивает великие сложности взрослого мира, и он не может все делать хорошо, у него не может с первого раза все получаться. Это же трудно зашнуровать ботинки, не пропустив и не спутав ни одной дырочки, или застегнуть пуговицу, попав в нужную тугую петлю новой курточки...

И все равно не говорите малышу: - Ах ты безрукий, неумеха косолапый... И ничегошеньки ты у меня еще не умеешь... Только ломать и портить - мастер!..- Пуще огня опасайтесь таких слов.

Услышав раз, другой, третий, что он неумеха и растяпа, что он косолапый и бестолковый, ребенок легко может утратить всякий интерес к окружающим его вещам; ему быстро надоест упорствовать, и тогда вас ожидает большая беда - вам надо будет не просто поощрять врожденную активность ребенка, а долго и мучительно вселять в него желание и надежду освоить мир.

Непременно поощряйте детей! И будьте терпеливы. Верно, самому быстрее застегнуть Вовке все шесть пуговиц, чем дожидаться, пока он справится с одной. И все-таки не спешите «помогать». И будем откровенны - вы ведь не сыну торопитесь помочь, а себе.

Никогда не пугайте детей - ни темнотой, ни милиционером, ни страшным дедушкой с мешком, ни отцом, который-де скоро придет с работы и все ему объяснит, как надо...

Если вы сначала пугаете, а потом и на самом деле пытаетесь сдержать угрозу, ну, скажем, сажаете своего Петеньку в темный чулан или ванную комнату, то вы далеко не лучшим образом воздействуете на неокрепшую нервную систему мальчика. Чем завершится такая «воспитательная мера» в конечном итоге, предположить трудно. Лично я думаю, что ничего доброго ждать не приходится, хорошо, если все пройдет, забудется, не оставив глубоких следов... Ну, а если вы только пугаете? И ни милиционер, ни управдом, ни мифический дед не являются, тогда ребенок перестает вам верить.

И это ужасно! Воспитывать человека, не пользуясь его доверием (даже если человеку три года от роду!), практически невозможно.

Я не собираюсь предлагать читателю инструкции по воспитанию, руководства или чего-нибудь в подобном роде; я думаю, что беседы наши будут иметь смысл при одном непременном условии - они постоянно должны прерываться читательскими размышлениями. Все, о чем я поведу речь,- лишь материал для сравнения, обсуждения и спора...

Единственное, что представляется мне абсолютно бесспорным, - воспитание нельзя откладывать на завтра, на неделю, словом, на потом. Упустить время - упустить все.

Чтобы успешно воспитывать ребенка, надо очень хорошо представлять, с кем ты имеешь дело, что беспокоит этого человека, что волнует, радует его, а что, напротив, заставляет жить, затаив дыхание...

В наше время, пожалуй, больше всего ребят занимает проблема взаимоотношений коллектива и личности.

Пусть шести-семиклассники не всегда четко формулируют свою мысль в письмах, но мы вполне можем и должны понять, что же скрывается за такими, например, строчками:

«У нас в классе все какие-то очень уж недружные собрались. Станешь им что-нибудь интересное предлагать, сразу поднимают на смех: или тебе больше всех надо! Чего лезешь! А может, мне и правда больше, чем другим, нужно, разве это плохо!» (Чебоксары. Саша К., 6-й класс). Другое письмо:

«Был у нас большой спор. Спорили мы, спорили, и все говорили одно, только я - другое. И Анна Павловна велела мне замолчать. Она сказала так: «Ты обязательно хочешь быть умнее всех...» Так вот, скажите, правильно я сделал, что замолчал, заткнулся, если все равно думаю, а прав то я, я, а не другие! И вообще почему считается - все вместе говорят обязательно правильно, а тот, кто сам по себе, - только глупости!» (Брянск, Витя Р., 7-й класс).

И еще пример:

«Мой отец ругается, когда я задерживаюсь в школе и прихожу домой позже других. А чем я виновата! У нас в зоокружке все сначала дружно работали, а потом перессорились. Понимаете! Но ведь зайцы, белка и другие животные не виноваты... Ребята не желают выполнять график дежурств, вот мне и приходится.

Остаюсь и кормлю зверье и убираю клетки. Жалко ведь их. А отец ничего не желает слушать...

Можно ли оставаться равнодушным к таким строчкам? Как не видеть за повседневными, будничными эпизодами нешуточную борьбу вполне взрослых, вполне серьезных идей?

Воспитатели любят толковать о личности ребенка, о сложности ее формирования, о болезненном порой возмужании.

Все это верно, и ребячьи письма тому подтверждение.

«Вы пишете: надо быть мужественным, волевым и сильным. Согласен - конечно, надо. И хорошо было тем, кто попал в свое время на войну, они сразу могли проверить себя, совершив подвиг или, если не подвиг, то хотя бы смелый поступок.

А нам как быть! Как в обыкновенной жизни узнать, на что ты годишься! Ведь не каждому так повезет, что он сумеет спасти тонущего в реке товарища или, допустим, вытащить из горящего дома ребенка!» (Саратов. Слава П. 6-й класс.)

За этими словами кроется не только ребячье беспокойство, но и упрек нам, взрослым. Не слишком ли мы усердствуем, изображая мужество чертой непременно военного времени? Чтобы наши мальчишки выросли и поднялись на самые высокие захватывающие дух орбиты, учить их надо на земле, и среди многого другого - учить смотреть под ноги, пусть привыкают добираться до сути явлений, до самых корней жизни...

Пожалуй, я не стану пока расширять круг идей, подсказанных ребятами, а попробую сформулировать несколько, на мой взгляд, насущных задач, что стоят перед нами, взрослыми, перед нами, родителями.

Не будем жалеть времени на общение с собственным Колей, даже если Коле пока еще только три года. И проявим снисходительность к наивным вопросам пятилетней Люды.

Проявим терпение, чтобы разговорить молчуна и скрытника Диму... Да, это трудно, особенно когда ты усталый, особенно когда на работе идет не все гладко, но необходимо находить в себе силу на серьезное и всегда уважительное отношение к собственному ребенку.

Это было бы, наверное, прекрасно, сумей мы выработать в себе привычку смотреть на детвору особым взглядом, обращенным в будущее, сумей мы превратить формулу - дети наше будущее! - во вполне практическое руководство к действию...

Только не думайте, будто личность «прорезывается», подобно зубу мудрости, в какие-то определенные сроки, скажем, ко времени, когда ваш любимый сын или ваша любимая дочка переступает порог шестого или седьмого класса. (И пусть никого не введут в заблуждение на этот счет приведенные выдержки из ребячьих писем. Просто первоклассники не умеют еще излагать своих идей письменно: им еще неведомо эпистолярное творчество.)

Личность созревает, складывается и начинает проявляться с того самого момента, когда новорожденный человечек вступает во взаимодействие с окружающей средой, когда он еще слабыми ручонками пытается поймать солнечный луч, когда он впервые потянется к яркому шарику, рыбке или колечку, качающимся над его колыбелькой...

«Ребенок не созерцатель, а деятель, - писал Корней Иванович Чуковский в своей замечательной книге «От двух до пяти» (кстати, я бы рекомендовал всем будущим родителям непременно прочесть эту книгу),- и все предметы для него такие же деятели». Это очень важное наблюдение! Его необходимо понять и понять правильно, если мы хотим избежать многих конфликтов с детьми.

Нет, Сережа вовсе не сломал игрушку, как ворчливо уверяла его старшая сестра Валя. Он ничего не ломал, просто открыл капот! Ему надо было починить мотор. Вы что, не знаете - все шоферы всегда открывают капоты своих автомобилей?...

Митю мячик совершенно ни за что ни про что ударил прямо в живот, и тогда Митя дал ему сдачи, точно так, как учил, его папа. И мячик отпрыгнул - он, наверное, сильно испугался - и вскочил, на стол... И это мячик, а не Митя, спихнул со стола тарелку... Правильно, тарелка упала на пол и разбилась, только Митя тут совсем не виноват, все мячик наделал...

Сережа и Митя не злоумышленники.

Ими руководили самые благородные намерения, самые честные порывы. И если взрослые не поняли их, то виноваты тети и дяди, увы, так часто забывающие, что дети мыслят иными категориями, чем они сами.

А чтобы потерь было все-таки меньше и, главное, чтобы ребячья естественная любознательность не оплачивалась слишком высокой ценой, особенно при первых самостоятельных шагах, непременно соблюдайте правила «техники безопасности».

Ручки кастрюль должно поворачивать внутрь плиты.

Скатерть стелить так, чтобы она не свисала.

Место чайников, кофейников, горячих сковородок - середина стола.

Двери держать плотно закрытыми.

Электророзетки заклеиваются пластырем.

Приучайте ребят не трогать электропровода.

Мусор содержится под плотно закрытыми крышками.

Прячьте лекарства и всю «домашнюю химию» от ребят.

Книги на нижних полках уставляйте так плотно, чтобы ребенок не смог их вытащить.

И... и оставайтесь начеку!

Будьте постоянно готовы пережить небольшой погром в квартире, услыхать звон разбитой посуды, грохот падающего стула... и, когда такое случится, а оно не может не случиться, оставайтесь снисходительными. Не опасайтесь этого слова.

Снисходительность вовсе не всепрощение, скорее производное.

Маленький хоть и очень желает, но никак не может вот так взять и сделаться сразу большим! Он карабкается по крутой лестнице, случается, не берет очередной ступеньки, срывается... Поймите же, как трудно малышу, и не сердитесь: он и сам переживает каждую свою неудачу.

Тот, кто считает игру пустой забавой, провождением времени, глубоко ошибается. Игра - начало творчества. Присмотритесь, как Витя, расставив деревянные брусочки, присваивает им самые неожиданные функции... Послушайте!

Я космонавт! Я готов... Ракета, ты готова? - И другим голосом: - Я готова! - И снова первым голосом: - Космонавт вышел один на один... Запуск!..

Это ничего, что в неокрепшем мозгу смешались телевизионные слова из космического и хоккейного репортажей, важна увлеченность, важна неудержимость его фантазии, буйство свободного воображения.

И если Витя станет вдруг делиться с вами «лунными воспоминаниями» или «впечатлениями о другом мире», не спешите его одергивать и уличать во лжи. Взрослый, мудрый человек обязательно должен отличать игру воображения от злостного вранья и лукавства.

Вообще ребячьи игры, даже если они действуют вам порой на нервы, утомляют, вносят беспорядок в дом, не должны пресекаться, особенно грубым, безапелляционным окриком-запретом. Ребенок играет - ребенок совершенствуется, растет и делается лучше. Не мешайте ему! А еще лучше - помогайте!

А то ведь как бывает: папа принес сыну дорогой подарок - электрическую железную дорогу. Между прочим, папе, не знавшему столь благополучного детства, какое у его сына, и самому не терпится запустить это чудо. Оттесняя мальчонку-сына, папа аккуратно собирает рельсовый круг...

А что сын? Сначала он смотрит, потом пытается протиснуться ближе к железной дороге... Не добившись успеха, мальчик хватает вагончик и запускает его по комнате, просто так, без рельсов - вжик... поехали...

Балбес, ты что делаешь? Кто так играет с электрической дорогой?

Папа ставит вагончик на рельсы, папа проверяет сцепку, папа берется за реостат, а у Сани тем временем пропадает всякий интерес к дороге, к папиной игрушке... Он чувствует себя лишним...

Трудно ли понять Саню? А ведь не понимаем. И случается еще - возмущаемся:

Я ему помочь стараюсь, а он, неблагодарный, еще обижается и характер показывает, дикий какой-то ребенок.

«Лень души - вот что происходит, если радости детства даются в готовом виде. Происходит самое страшное - человек разучивается хотеть. Лень души рождает лень мысли»,- так писал В. Сухомлинский.

И пусть эти глубоко справедливые слова послужат нам предупреждением, как дорожный знак «Прочие опасности»!

«Дети стали совершенно невозможными!

Грубые, невоспитанные, ничего святого у них нет... Вот в наше время...» - и далее рисуется розово-голубая идиллия, в которой дети даже и не дети, а чаще всего тянущие тяжкую трудовую лямку ангелочки - способные спать на полу, есть что придется, приходящие в восторг от замусоленного кусочка сахара и понятия не имеющие ни о кино, ни о телевидении, ни о радио...

Брюзжащие, вы не оригинальны! Вот послушайте: «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает старших. Наши дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям». Этим огорчениям без малого две с половиной тысячи лет, они принадлежат Сократу...

И никогда столетие за столетием не прекращаются стенания старших. А на самом деле все это чепуха, не выдерживающая никакой критики. Если бы дети были на самом деле хуже своих родителей, если бы они и впрямь деградировали, как могла бы двигаться вперед жизнь?

Знаю, переубеждать, особенно немолодых, - дело очень трудное. И все-таки послушайте, о чем мечтают дети, чего они хотят. Я задал им вопрос: как ты использовал бы пятнадцать минут полного, абсолютного всемогущества, предоставленного тебе однажды в жизни?

«Наверное, я бы полетела на планету, где есть жизнь, но сначала сделала бы так, чтобы американцы забыли, как устроена нейтронная бомба. И еще хорошо бы прибавить здоровья моим родителям, минут на пять вернуться бы в детство».

«Прежде всего я бы сделал всех здоровыми, даже цветущими! А землю превратил в общий дом. Каждому подарил своего маленького принца, навсегда уничтожил бы ложь и эгоизм, всем-всем прибавил доброты. И раз в месяц устраивал бы праздники, типа новогодних, но более необыкновенные и удивительные, в этот день люди стряхивали бы с себя деловитую суетливость и могли свободно смеяться».

«Сначала я бы восстановила полный мир на земле и уничтожила бы все виды оружия, чтобы люди даже забыли, какое оно бывает. Всю землю засадила бы цветами, чтобы города превратились в сплошные парки. Уничтожила заборы, ворота и замки - каждый заходи к каждому. Ты - друг, и тебе верят! Из существующих пороков в первую голову уничтожила бы равнодушие, пусть бы люди не могли проходить мимо чужого горя, отвернув голову и закрыв глаза. Еще я бы сделала так, чтобы на свете не было одиноких и ни один человек не тосковал бы по человеку.

И помирила бы всех поссорившихся и даже больше - сделала всех влюбленными!..»

Забывая, что всемогущество отпускается всего на пятнадцать минут, ребята, как видите, замахиваются широко и мечтают вольно. Первые три анкеты принадлежат шестнадцатилетним и извлечены мною из толстой пачки, что называется, наугад. Наугад, а срабатывают без промаха! Какой уж эгоизм и ограниченность, когда речь идет о всеобщем счастье, о всеобщей открытости и даже всемирной влюбленности...

«Все должны стать счастливыми, жить без войн, без государств, без полиции и милиции - исключительно за счет высокого сознания!

Пятнадцать минут не так-то много времени, поэтому я бы поубавил фашистов на свете и заодно укоротил бы нашу шпану тоже, а родителей отправил на хороший курорт».

«Я бы, пожалуй, изобрел космический корабль и облетел на нем всю метагалактику... открыл какие-нибудь новые виды энергии и овладел бы процессом управления в микромире, а еще покончил бы с классовыми различиями. Слишком много!

Но уж если всемогущество, то всемогущество! А иначе не стоит и начинать...»

«Сначала я бы обеспечила, чтобы на земле никогда больше не было войн, а потом сделала бы так, чтобы у меня была живая лошадь и я могла бы на ней кататься...»

«Вот пусть пятнадцать минут, что мне даны, не было нигде войны, не раздалось ни одного выстрела. Сколько б людей остались в живых!»

Первые две сотни анкет не принесли никаких неожиданностей. И хотя ребята были из разных городов и сел, хотя они отвечали на мой вопрос, не сговариваясь, удивительно единодушными они оказались в одном - всех заботили в первую голову проблемы глобальные перспективные, выходящие за рамки земного шара: жизнь без войн, расселение на другие планеты, победа добра над злом... И пока не прозвучало ни одного диссонирующего голоса.

Правда, двое четырнадцатилетних порешили использовать свое четвертьчасовое всемогущество несколько неожиданно:

«Сделал бы так, чтобы в школе никогда ничего не задавали на дом и спрашивали на отметку только раз - в конце года».

Это один. И другой:

«Сделался бы ч взрослым, взорвал все школы и устроил бы так, чтобы все учителя испарились..

А вот еще несколько высказываний.

«Покончил бы с войнами, очистил бы океан от отходов, поборол бы все главные болезни, всех людей сделал бы братьями, а сам остался волшебником и наблюдал незаметно: все ли правильно происходит, если где-то не так, сразу бы принимал исправительные меры.

Я бы начал хорошо учиться, чтобы мои родные были счастливы. А то пока, за те тринадцать лет, что я у них есть, от меня одни неприятности...»

«Наверное, я бы перевел все страны на один общий язык».

«Мне ничего не надо, кроме одного, - оживил бы брата Андрея».

«По-моему, все можно было бы оставить, как есть, только надо было бы организовать печатание хороших книг, обязательно в очень больших количествах, чтобы, наконец, обеспечить всех людей хорошими книгами».

«Надо начинать вот с чего: сделать всех родителей справедливыми, молодыми и добрыми...»

Это отвечали ребята помоложе, главным образом тринадцатилетние. Как видите, у них четко выраженное стремление к краткости, а в остальном ответы их мало чем отличаются от ответов старших - та же забота обо всех, о мире и очень, я бы сказал, скромные личные запросы.

Вот уже полторы тысячи анкет пролистаны, вот уже прочтены самые разные ответы очень непохожих друг на друга ребят - девчонок и мальчишек, подростков - городских и сельских, и только один листок будто из другого полушария затесался среди наших: «Сделался бы богатым, сильным и счастливым, на остальное - плевать...»

Не знаю, удалось ли мне кого-то переубедить, перетянуть на свою сторону, но, кажется, ребята своими ответами дали достаточно оснований, чтобы, опираясь на их откровенные высказывания, заключить: наши дети нисколько не хуже нас, и не будем возводить на них напраслину.

При этом я вовсе не хочу идеализировать ребят, изображать их безгрешными и безупречными. К одному только призываю родителей - разбирая неизбежные конфликты с дочерьми и сыновьями, не столько думайте о мерах пресечения и достойном возмездии, сколько старайтесь понять первопричины разногласий, спрашивайте и себя (тоже): а нет ли в данном происшествии, неприятности, недоразумении и моих, если не вины, то упущения, недосмотра, близорукости?

Каждый ребенок - наша забота!

Все дети - это человечество завтра!