Какой грех если на родителей руку поднял. Родовой грех: дети отвечают за пороки родителей? Предрасположенность ≠ греховная зависимость

Не грешите против ребенка

«Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: «не грешите против отрока»? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается». (Быт.42:22)

«Не говорил ли я вам: не грешите против отрока?» Этот вопрос Рувим задал своим братьям, когда они стояли перед суровым правителем Египта, неузнанным Иосифом.

«Точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие» (Быт.42:21),- поняли братья.

Если мы совершаем грех после предупреждения, голос совести сильнее будет осуждать нас, напоминая те многие советы и увещания, которыми мы пренебрегли в свое время. Тот, кто знает, что необходимо ребенку, и все-таки грешит против него, будет несравненно виновнее в глазах Божьих, чем тот, кто делал это неосознанно.

Просьба Рувима касается всех взрослых: «Не грешите против отрока!». Я бы сказал это каждому из родителей, каждому брату и сестре, каждому учителю, как имеющим семью, так и не имеющим ее. Не грешите ни против собственных детей, ни против чужих, ни против какого бы то ни было ребенка вроде тех «ничьих» детей, что бродяжничают по улицам. Если вы и грешите против взрослых, то не грешите против ребенка!

Скверно вводить в грех взрослых, но еще сквернее и в высшей степени отвратительно сеять злое семя порока в сердцах, не запятнанных грубым грехом. Не совершайте духовного детоубийства! Во имя Бога и во имя простой человечности я прошу вас: не принимайте на себя роль Ирода, морально убивая невинных.

Рассматривая историю Иосифа, можно выделить три вида греха против ребенка. Первый заключается в предложении завистливых братьев: «Убьем его и увидим, что будет из его снов». Существует духовное и моральное убийство мальчиков и девочек, и здесь даже Рувимы, то есть люди, которые не такие, какими должны быть, даже они протестуют: «Не грешите против отрока». Не приучайте его ко лжи, к нечестности, к пьянству, к порокам. Ни один из нас не желает так поступать, и между тем многие это делают своими дурными примерами.

Нередко детей губят их же родители. Многие делают все, что только в их силах, чтобы вырастить из своих детей заразу для общества и бич для страны. Когда я вижу малолетних преступников, то невольно спрашиваю себя: кто был их убийцей? И сам собой напрашивается грустный ответ: в основном, это жертвы греха родителей. Самые опасные хищные звери не станут губить своих детенышей, но грех делает человека способным погубить душу собственного ребенка.

Второй вид греха против ребенка заключается в предложении Рувима: «Бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него». Многие почему-то думают, что ребенка следует предоставить самому себе и не трогать, пока он вырастет, а тогда уж постараться спасти его от гибели. «Не убивайте его,- как бы говорят они,- но оставьте пока одного. Убить его - жестокое преступление, другое дело - оставить в пустыне до более удобного времени, а тогда мы придем и спасем его».

Некоторые христиане совершенно не обращают внимания на детей и действуют так, будто их и не существует. Ходят ли они в воскресную школу, читают ли Слово Божье, этим они не интересуются. Эти добрые люди нимало не беспокоятся о воспитании детей в учении и наставлении Господнем. Я бы сказал им: не грешите против отрока такой небрежностью!

Общераспространенно мнение, что детей не нужно приводить к Богу, заботиться об их обращении можно лишь потом, когда они вырастут. Думать так - значит грешить против ребенка. Ни одно место Священного Писания не оправдывает этой медлительности и небрежности. Пророк Иеремия жалуется: «И чудовища подают сосцы и кормят своих детенышей, а дщерь народа моего стала жестока подобно страусам в пустыне» (Плач.4:3). Пусть это обвинение не коснется никого из нас! Зачем вашему ребенку оставаться во рву своей природной испорченности? Приложите к этому все свое сердце и теперь же просите Господа вытащить его из ужасного рва.

Третий вид греха против ребенка - это продажа Иосифа измаильтянам. Караван измаильских купцов проходил мимо, и братья охотно отдали Иосифа за вознаграждение. Я думаю, что многие из нас склонны поступать таким же образом.

Если мы любим Библию, то не отдадим своих детей во власть тех, кто будет порабощать их ум вредными учениями. Продают своих детей также и те, кто заботится больше об их мирских интересах, чем о душе.

Я уверен, что вы не захотите продать своих детей буквально, но не менее ужасно продавать их душу! Не грешите против ребенка. Не продавайте его измаильтянам. Глубоко задумайтесь, прежде чем совершить это ужасное преступление!

Иногда грех против ребенка заключается в пренебрежительном отношении к нему. «Он такой странный!» - говорят родители и воспитатели, оправдывая свою суровость. Вы слышали, наверно, о лебеде, который был высижен в утином гнезде. Ни селезень, ни утка, ни утята ничего не могли сделать из этого безобразного детеныша, а между тем он на самом деле был прекраснее их всех. Иосиф был таким лебедем в гнезде Иакова. Братья и даже отец не понимали его «Неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли!» - говорил Иаков (Быт.37:10).

Я представляю себе, что с Иосифом не так-то легко было жить. Когда его братья поступали худо, он доводил это до сведения отца. Наверное, они называли его ябедником, предателем, хотя на самом деле он был милым, ласковым ребенком. Сны его были тоже какие-то странные и раздражающие. Братья называли его сновидцем и, может быть, считали каким-то ненормальным. Иосиф был любимцем отца, и это делало его более невыносимым в глазах остальных детей.

История повторяется. Может быть, особенности вашего ребенка происходят от превосходства его природы и от способностей, которые еще не нашли себе полезного применения. Во всяком случае, не грешите против ребенка потому только, что он странен. Конечно, не выказывайте к нему и пристрастия, не делайте ему разноцветной одежды, потому что в таком случае у его братьев будет некоторое основание для зависти. Но, с другой стороны, не браните его без причины, не надламывайте его дух.

Я знаю людей, которые при встрече с «маленьким Иосифом» грешили против него безрассудной лестью. Мальчик был не по летам умен и интересно говорил. Они ставили малыша на стол так, чтобы все видели его, осыпали похвалой и лаской, заставляя еще и еще повторять то, что он сказал. Таким путем они развили в ребенке самомнение, сделали его назойливым и чересчур смелым.

Обычно дети, которых выставляют напоказ, скоро портятся. «Посмотрите, какой удивительный мальчик мой Ваня! Он знает то-то и то-то»,- восклицают родители. Да, я вижу, как удивительно неразумна его мать, как беспечен отец, подвергающий дитя такой опасности. Не грешите против ребенка, сея в нем семена гордости, которые быстро взойдут и принесут дурной плод.

Не впадайте при этом и в другую крайность. Много добрых желаний было заморожено презрительными насмешками и много прекрасных порывов погибло прежде, чем они созрели. Берегитесь подавлять энтузиазм юности, направленный на добро! Да сохранит меня и вас Господь, чтобы нам не погасить искры благодати в душе ребенка и не уничтожить почку, которая может распуститься в чудный цветок. Будем следить за своими словами и поступками по отношению к детям.

Не грешите против ребенка, просто рассказывая ему библейские истории и не указывая на Спасителя, потому что таким образом вы даете ему камень вместо хлеба. Не грешите против ребенка, преследуя какую-либо другую цель, кроме его обращения к Богу через Христа Спасителя.

Родители, не грешите против ребенка, постоянно раздражаясь на него. Не придирайтесь ко всякой мелочи и не укоряйте ими ребенка, говоря: «Если бы ты был верующим, то не сделал бы так». Вы, христиане, главы семейств, часто сами поступаете и говорите неправильно, и если бы ваш Небесный Отец был иногда так суров с вами, как вы суровы со своими детьми, когда вы не в духе, то боюсь, что вам пришлось бы очень плохо

Будьте кроткими, добрыми, нежными и любящими. В то же время не грешите против ребенка, чрезмерно балуя его. В некоторых семействах господином становится маленький мальчик. Он управляет своей матерью, а мать - отцом, и таким образом ребенок управляет всем домом. Это очень неразумно, неестественно и в высшей степени опасно для ребенка. Не поливайте ваших отросточков ни уксусом, ни сиропом.

Не грешите против ребенка и не переставайте молиться о нем, пока его сердце не будет отдано Господу. Да даст вам Дух Святой мудрость, как поступать с этими юными бессмертными душами.

Ч. Сперджен

Не грешите против ребенка

Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: "не грешите против отрока"? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается. Быт.42:22

"Не говорил ли я вам: не грешите против отрока?" Этот вопрос Рувим задал своим братьям, когда они стояли перед суровым правителем Египта, неузнанным Иосифом.

"Точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие" (Быт.42:21) ,- поняли братья.

Если мы совершаем грех после предупреждения, голос совести сильнее будет осуждать нас, напоминая те многие советы и увещания, которыми мы пренебрегли в свое время. Тот, кто знает, что необходимо ребенку, и все-таки грешит против него, будет несравненно виновнее в глазах Божьих, чем тот, кто делал это неосознанно.

Просьба Рувима касается всех взрослых: "Не грешите против отрока!" . Я бы сказал это каждому из родителей, каждому брату и сестре, каждому учителю, как имеющим семью, так и не имеющим ее. Не грешите ни против собственных детей, ни против чужих, ни против какого бы то ни было ребенка вроде тех "ничьих" детей, что бродяжничают по улицам. Если вы и грешите против взрослых, то не грешите против ребенка!

Скверно вводить в грех взрослых, но еще сквернее и в высшей степени отвратительно сеять злое семя порока в сердцах, не запятнанных грубым грехом. Не совершайте духовного детоубийства! Во имя Бога и во имя простой человечности я прошу вас: не принимайте на себя роль Ирода, морально убивая невинных.

Рассматривая историю Иосифа, можно выделить три вида греха против ребенка. Первый заключается в предложении завистливых братьев: "Убьем его и увидим, что будет из его снов". Существует духовное и моральное убийство мальчиков и девочек, и здесь даже Рувимы, то есть люди, которые не такие, какими должны быть, даже они протестуют: "Не грешите против отрока". Не приучайте его ко лжи, к нечестности, к пьянству, к порокам. Ни один из нас не желает так поступать, и между тем многие это делают своими дурными примерами.

Нередко детей губят их же родители. Многие делают все, что только в их силах, чтобы вырастить из своих детей заразу для общества и бич для страны. Когда я вижу малолетних преступников, то невольно спрашиваю себя: кто был их убийцей? И сам собой напрашивается грустный ответ: в основном, это жертвы греха родителей. Самые опасные хищные звери не станут губить своих детенышей, но грех делает человека способным погубить душу собственного ребенка.

Второй вид греха против ребенка заключается в предложении Рувима: "Бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него". Многие почему-то думают, что ребенка следует предоставить самому себе и не трогать, пока он вырастет, а тогда уж постараться спасти его от гибели. "Не убивайте его,- как бы говорят они,- но оставьте пока одного. Убить его - жестокое преступление, другое дело - оставить в пустыне до более удобного времени, а тогда мы придем и спасем его".

Некоторые христиане совершенно не обращают внимания на детей и действуют так, будто их и не существует. Ходят ли они в воскресную школу, читают ли Слово Божье, этим они не интересуются. Эти добрые люди нимало не беспокоятся о воспитании детей в учении и наставлении Господнем. Я бы сказал им: не грешите против отрока такой небрежностью!

Общераспространенно мнение, что детей не нужно приводить к Богу, заботиться об их обращении можно лишь потом, когда они вырастут. Думать так - значит грешить против ребенка. Ни одно место Священного Писания не оправдывает этой медлительности и небрежности. Пророк Иеремия жалуется: "И чудовища подают сосцы и кормят своих детенышей, а дщерь народа моего стала жестока подобно страусам в пустыне" (Плач.4:3). Пусть это обвинение не коснется никого из нас! Зачем вашему ребенку оставаться во рву своей природной испорченности? Приложите к этому все свое сердце и теперь же просите Господа вытащить его из ужасного рва.

Третий вид греха против ребенка
- это продажа Иосифа измаильтянам. Караван измаильских купцов проходил мимо, и братья охотно отдали Иосифа за вознаграждение. Я думаю, что многие из нас склонны поступать таким же образом.

Если мы любим Библию, то не отдадим своих детей во власть тех, кто будет порабощать их ум вредными учениями. Продают своих детей также и те, кто заботится больше об их мирских интересах, чем о душе.

Я уверен, что вы не захотите продать своих детей буквально, но не менее ужасно продавать их душу! Не грешите против ребенка. Не продавайте его измаильтянам. Глубоко задумайтесь, прежде чем совершить это ужасное преступление!

Иногда грех против ребенка заключается в пренебрежительном отношении к нему. "Он такой странный!" - говорят родители и воспитатели, оправдывая свою суровость. Вы слышали, наверно, о лебеде, который был высижен в утином гнезде. Ни селезень, ни утка, ни утята ничего не могли сделать из этого безобразного детеныша, а между тем он на самом деле был прекраснее их всех. Иосиф был таким лебедем в гнезде Иакова. Братья и даже отец не понимали его "Неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли!" - говорил Иаков (Быт.37:10).

Я представляю себе, что с Иосифом не так-то легко было жить. Когда его братья поступали худо, он доводил это до сведения отца. Наверное, они называли его ябедником, предателем, хотя на самом деле он был милым, ласковым ребенком. Сны его были тоже какие-то странные и раздражающие. Братья называли его сновидцем и, может быть, считали каким-то ненормальным. Иосиф был любимцем отца, и это делало его более невыносимым в глазах остальных детей.

История повторяется. Может быть, особенности вашего ребенка происходят от превосходства его природы и от способностей, которые еще не нашли себе полезного применения. Во всяком случае, не грешите против ребенка потому только, что он странен. Конечно, не выказывайте к нему и пристрастия, не делайте ему разноцветной одежды, потому что в таком случае у его братьев будет некоторое основание для зависти. Но, с другой стороны, не браните его без причины, не надламывайте его дух.

Я знаю людей, которые при встрече с "маленьким Иосифом" грешили против него безрассудной лестью. Мальчик был не по летам умен и интересно говорил. Они ставили малыша на стол так, чтобы все видели его, осыпали похвалой и лаской, заставляя еще и еще повторять то, что он сказал. Таким путем они развили в ребенке самомнение, сделали его назойливым и чересчур смелым.

Обычно дети, которых выставляют напоказ, скоро портятся. "Посмотрите, какой удивительный мальчик мой Ваня! Он знает то-то и то-то",- восклицают родители. Да, я вижу, как удивительно неразумна его мать, как беспечен отец, подвергающий дитя такой опасности. Не грешите против ребенка, сея в нем семена гордости, которые быстро взойдут и принесут дурной плод.
Не впадайте при этом и в другую крайность. Много добрых желаний было заморожено презрительными насмешками и много прекрасных порывов погибло прежде, чем они созрели. Берегитесь подавлять энтузиазм юности, направленный на добро! Да сохранит меня и вас Господь, чтобы нам не погасить искры благодати в душе ребенка и не уничтожить почку, которая может распуститься в чудный цветок. Будем следить за своими словами и поступками по отношению к детям.

Не грешите против ребенка, просто рассказывая ему библейские истории и не указывая на Спасителя, потому что таким образом вы даете ему камень вместо хлеба. Не грешите против ребенка, преследуя какую-либо другую цель, кроме его обращения к Богу через Христа Спасителя.

Родители, не грешите против ребенка, постоянно раздражаясь на него
. Не придирайтесь ко всякой мелочи и не укоряйте ими ребенка, говоря: "Если бы ты был верующим, то не сделал бы так". Вы, христиане, главы семейств, часто сами поступаете и говорите неправильно, и если бы ваш Небесный Отец был иногда так суров с вами, как вы суровы со своими детьми, когда вы не в духе, то боюсь, что вам пришлось бы очень плохо.

Будьте кроткими, добрыми, нежными и любящими. В то же время не грешите против ребенка, чрезмерно балуя его. В некоторых семействах господином становится маленький мальчик. Он управляет своей матерью, а мать - отцом, и таким образом ребенок управляет всем домом. Это очень неразумно, неестественно и в высшей степени опасно для ребенка. Не поливайте ваших отросточков ни уксусом, ни сиропом.

Не грешите против ребенка и не переставайте молиться о нем, пока его сердце не будет отдано Господу. Да даст вам Дух Святой мудрость, как поступать с этими юными бессмертными душами.

Почему соблюдение Пятой заповеди - заповеди о почитании родителей - необходимо для того, чтобы самому стать хорошим отцом? Позволительно ли нарушить заповедь, если родители неправы? Можно ли исправить свои и родительские ошибки? Об этом, выступая на встрече Молодежного клуба "Донской", существующего при Донском монастыре и Московском финансово-юридическом университете (МФЮА), рассказывал настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке, отец семерых детей протоиерей Федор Бородин.

Почитай отца твоего и мать твою,
чтобы продлились дни твои на земле,
которую Господь,
Бог твой, дает тебе.

Заповеди Божьи дают человеку надежду на Небесное воздаяние, но есть одна заповедь, в отношении которой Господь отменяет заведенный порядок, и дает ею обещание на земле. В соблюдении Пятой заповеди – чти отца твоего и матерь твою – залог долгой и счастливой жизни на земле.

Конечно, так происходит не всегда, потому что путь каждого человека – это тайна. Но как священник могу засвидетельствовать, что очень часто на исповедь приходят люди, уже в возрасте, и начинают жаловаться на своих детей: вот, мол, так они себя неправильно ведут, дочка такое говорит… Некоторые сами замечают: «Слово в слово, что я говорила своей матери, теперь мне говорит моя дочь». Некоторых приходится подводить к этой мысли: «А как вот Вы, не грешили ли против родителей?»

Действительно, в наказание за нарушение этой заповеди Господь очень часто ставит человека в ту же самую ситуацию, но уже с другой стороны, со стороны страдающего родителя.

То, что мы сделали в юности против своих родителей мы изменить не можем, но мы можем преодолеть в себе эту гадость через несение скорбей, через покаяние, через то, что мы едем к своим родителям, уже бабушкам и дедушкам, если они живы, или на могилу, или идем в храм, и говорим: «прости! я все понял, я был неправ».

«Отче наш…»

Почему отношение к родителям так важно для Господа?

Вот человек стоит перед Богом. Кто-то отрицает, что Бог – это Личность, большинство же людей за историю человечества это знало и в это верило. И человек спрашивает: Господи, Кто Ты мне? и кто я Тебе? как Ты ко мне относишься? кто я для Тебя?

Разные религиозные системы совершенно по-разному отвечали на этот вопрос. Одни рассматривают человека только как материал и подопытного кролика, другие видят в Боге только Создателя и Судию… Ответов масса. Но Христос в рамках Библейского понимания, когда к Нему подходят апостолы с просьбой научить их молиться, дает такой ответ: Молитесь так – Отче наш…

Он говорит не Судия наш, не Создатель, не Воздаятель, не Награждающий, Наказующий или Милующий. Он говорит: «Отче наш, Который на небесах…»

Господь берет понятный для каждого человека образ. К сожалению, сейчас это уже для многих плохо понятный образ, потому что сейчас отцы есть в меньшем количестве семей, а там, где есть, это зачастую «пассажиры диванные». Но тогда это было понятно, и этот ответ Христа все сразу ставил на свои места. Отец – это тот, кто судит, кто может наказать, но это тот, кто прежде всего любит .

В развитие этой темы Господь предлагает притчу о блудном сыне. Бог по отношению к человеку – Отец, Который несмотря на все грехи сына, готов его простить, принять, восстановить в сыновстве, а не в наемничестве, как тот думал, дать ему перстень как символ наследничества, и даже не обсуждать с ним произошедшее. Ведь когда сын приходит и говорит: «я согрешил», - отец его перебивает, для него важно только, что сын пришел.

Вот это то, что Бог нам о Себе открыл. Понятное дело, что если мы пытаемся строить с Богом правильные отношения, но при этом не умеем строить отношения с нашими земными родителями, у нас ничего не получится. Именно поэтому нарушение или соблюдение Пятой заповеди есть показатель готовности и желания идти к Богу.

В некотором смысле земные родители есть икона Бога для детей. Если же человек хамит земному отцу или земной матери, а потом идет в храм и говорит «Отче наш», Господь его слушать не будет, как не будет слушать того, кто плюет на Его икону.

Грех Хама

Грех неуважения родных родителей называется хамством. В библейском богословии оно берет свое начало из повествования о Ное и его сыне Хаме.

Ной выглядел очень плохо, он был пьян, лежал голый, его, наверное, вырвало – несложно представить, как это некрасиво выглядело. Ной был очевидно неправ. Хам позвал старших братьев и стал смеяться: мол, смотрите, пророка из себя строит, а что себе позволяет!

Сим же и Иафет вошли к отцу спинами, не глядя на его грех, и накрыли его, чтобы не видеть его наготу и его срам. Они не позволили себе даже глядеть в сторону отцовского греха.

Эта история говорит о том, что дети – не судьи своим родителям. Даже в тех ситуациях, когда отец или мать полностью неправы, ребенку не дана власть их судить. Есть только одно исключение – когда родитель становится между Богом и своим ребенком, и мы знаем такие примеры из житий святых. Во всех остальных случаях надо смиряться.

Господь дал заповедь, но не сделал сноски, что в таком-то и в таком-то случае, вот при таких грехах родителей можно их не почитать. Поэтому если кто-то при вас начинает поносить своих родителей, даже если они пьяные, плохие, это, конечно, признак, что в душе этого человека, как в душе Хама, что-то разрушено.

Когда Ной изрекал пророчества о своих сыновьях, он сказал, что старший сын Хама, его наследник Ханаан, будет в рабстве у потомков других братьев. То есть внук Ноя понес то зло, которое сотворил сын Ноя. Это не проклятие Ноя, вовсе нет. Все дело в том, что Хам, так поступивший со своим отцом, не способен нормально воспитать сына!

Ханаанские народы – это народы, которые Господь заповедал Израилю полностью истреблять, когда Иисус Навин занимал Землю Обетованную. Это народы, в которых – и это знаменательно и очень страшно – в жертву приносились старшие сыновья. Понятно, что это была жертва не Богу – Ему такая жертва не нужна, это была жертва сатане. Хамство, заложенное Хамом, человеком, давшим название этому греху, дало такой результат.

А если сегодня посмотреть по сторонам – и речь здесь не только о почитании родителей, а об отношении к старшим в целом, - то мы увидим, как это хамство буквально разъело все вокруг. И это страшный показатель нашего народа.

Послушание Христа

Заповедь Божья – это когда Господь говорит человеку: «Будь подобен Мне». Каждая заповедь показывает, в чем и как человек может быть подобен Богу, дает возможность погружения в то, как живет Сам Господь. Открытие заповеди для человека – это богоуподобление. То есть, в том числе почитая родителей, человек открывает для себя законы внутри-Троической жизни.

Если с этой точки зрения мы прочитаем Евангельские тексты, мы увидим, сколько Христос говорит о Своем послушании Отцу. Апостол Павел говорит, что Он был послушен до Своей Крестной смерти.

Мы читаем в Евангелии, что Христос был в послушании у Иосифа и, наверное, работал подмастерьем, выносил стружки, подметал и прочее-прочее, что ребенок обычно делает.

А в Евангелии от Иоанна читаем потрясающий рассказ о чуде в Кане Галилейской. На свадьбе – есть предание, что это было у апостола Марка, он был родственник – кончилось вино. Это же позор на всю жизнь, завтра все будут говорить: «а, это тот Марк, у которого кончилось на свадьбе вино», кроме того, это просто потеря какого-то праздничного настроения, хотя они, конечно, не напивались там так, как это бывает сейчас на наших свадьбах. И Богоматери, бывшей там, не хотелось, чтобы было так нехорошо, чтобы омрачилась радость, и она говорит об этом Христу.

Христос говорит Своей Матери: «еще не пришел час Мой». Пресвятая Богородица с ним не спорит, она дает указание прислуживающим людям и таким образом мягко подталкивает Его к выполнению своего желания. И хотя в замысле Божьем этого не было, и «еще не пришел час», но Христос покоряется и творит чудо в послушание Своей матери.

В замысле Бога этого не было, представляете? Но Он это делает за послушание Матери!

Когда Бог против

Почему человек восстает против родителей? Здесь есть тысяча оберток, но конфета одна – это гордыня.

Гордыня – это когда вместо Бога, который находится в центре картины бытия, в этот центр становлюсь я сам. И вся картина мира тогда искажается, потому что в центре-то все равно Бог, это только в моем представлении все как-то по-другому.

Вот и получается, что со своей неправильной картиной мира, я все время на что-то натыкаюсь. Мне кажется, здесь должен быть проход, а здесь колонна, и я буду об нее биться все время.

В детстве я был совершенно поражен описанием Цусимского боя. Русский снаряд очень удачно попал на одном из японских кораблей в место, где хранились все боеприпасы. Пролетел туда каким-то чудом. И не взорвался. Была осечка. Одна, допустим, из десяти тысяч. Взорвался бы – был бы совершенно другой бой. Но Господь был против. Я не готов судить, почему. Но есть такие слова в Священном Писании: Бог гордым противится, смиренным – дает благодать.

Если тебе сопротивляется глава Кремлевской Администрации – у тебя ничего не получится. Но это пустяк рядом с противящимся твоим начинаниям Господом!

Чтобы слушаться родителей нужно смирение. И первые уроки смирения – это именно родители. Смиришься перед родителями, и Бог не будет сопротивляться тебе, а будет во всем помогать – вот оно: долгая жизнь и благоденствие.

Вот женился молодой человек, сам стал отцом, а мать его приревновала к молодой невестке, и начинает сноху «сживать со свету». Она делает это неосознанно, она может при этом посещать храм, исповедоваться, причащаться и всем рассказывать, какая у нее чудовищная невестка. Что делать сыну? Он может пойти против матери. Или же наоборот против жены, как это часто бывает, когда мама все время водила за руку, и человек вырос, за мамину юбку держась: «мама сказала, жена плохая, – найду себе другую». А может терпеть и семью сохранить.

Это очень больно – быть между двумя любимыми людьми, которые между собой не в ладу. И ему придется примирять их и закрывать конфликтные ситуации своей мудростью и своей любовью. Это очень большой и очень тяжелый труд. Но если он потрудится и будет и мать почитать, и жене служить, как должен служить глава семьи, тогда он действительно будет пожинать плоды благословения Божия.

А бывает, что у человека все получается, и вдруг на последнем этапе срывается. Бог сопротивляется. И стоит остановиться и задуматься, почему?

Когда приходит понимание

Наше отношение к родителям очень сильно меняется при двух обстоятельствах. Когда они становятся старыми и немощными, а мы в силе, и когда у нас рождаются свои дети.

В первом случае мы возвращаем то, что когда-то получили сами. Может быть, нам придется кормить своих родителей с ложечки, как когда-то они кормили нас, переодевать их, может быть, они будут так же бессмысленны, как были когда-то мы…

Антихристианское общество борется за эвтаназию потому, что старик для него – это человек, который задержался, который мешает, от него уже нет пользы, он мешает обществу развиваться, как оно считает.

Но эта позиция не учитывает, что для того чтобы человек стал нормальным, ему порой нужно ухаживать за немощным родителем. Если я в течение своей жизни не понял, кто мне этот человек, давший мне жизнь, то Господь меня так научит. И я совершенно по-другому все увижу и почувствую, когда у меня на руках будет беспомощный человек. И это тоже такое Божие воспитание.

Во втором случае, когда растут наши дети, мы начинаем многое оценивать иначе и в своих родителях, потому что появляется перспектива посмотреть на себя с их точки зрения.

К сожалению, у нас культура почитания родителей, которая раньше передавалась из поколения в поколение, систематически разрушалась. Мне повезло, мои родители нами – нас в семье трое – занимались. Папа, покойный уже давно, выходные и отпуска проводи с нами, рассказывал нам какие-то истории, катал на санках, ходил с нами в походы.

А все мои одноклассники не понимали – как это? Папы жили в основном по алгоритму «телевизор – тапочки – газета». Наорать, дать затрещину, проверить дневник, поехать в баню – потому что устал человек, действительно устал – так и жили. А летом с бабушкой на дачу или в пионерлагерь.

У меня есть очень хороший и дорогой друг, которого отец именно так воспитывал. И когда он вошел в силу, то есть лет в 20, он просто отца ни во что не ставил. И только сейчас, когда у него самого растут дети, он начал немного мягчать и что-то понимать.


/p>

«Вернуть сердца отцов детям»

Недавно мне рассказали очень горькую и злую шутку, но, к сожалению, очень точную. Мужчина должен родить сына, посадить дерево и построить дом, но современному мужчине совершенно все равно, кто будет убирать дом, поливать дерево и воспитывать его сына.

И если мы оглянемся по сторонам, то много ли увидим семей, где отец готов сжать зубы и сказать: ну да, у моей жены непростой характер, но я не уйду, потому что дети не должны страдать?

Почему муж уходит? Потому что весь мир крутится вокруг него. Ему плохо – значит, нужно поменять мир. Поменяет: будет вокруг него новая жена крутиться, новые какие-то обстоятельства… Человек не может понять, что это он должен крутиться вокруг жены и ребенка. Он не готов служить, отдавать себя. Такой человек обречен быть несчастным!

Но образ Божий в человека впечатан изначально, и все, что Богом заложено, при определенных обстоятельствах, если трудиться и стремиться, прорастет, как трава через асфальт.

Например, моя любимая жена не воспитывалась ни отцом, ни матерью, ее воспитали бабушка и дядя, то есть у нее не было примера семьи перед глазами, никаких архетипов поведения. Но сейчас у этой хрупкой женщины шестеро сыновей и дочка – и каждый отслежен, ухожен, обмыслен, и каждый знает, что он очень любим.

Откуда это у нее? Когда человек приходит к Христу, Христос в нем все это выращивает, поскольку это естественно – семья, отцовство, материнство. Не всех этому учили, мы сами не умеем, но если молиться, то все будет дано.

При хиротонии – дьяконской, священнической и епископской – говорятся такие слова: «Божественная благодать, всегда немощное врачующая и оскудевающее восполняющая». То есть Божественная благодать врачует и восполняет оскудевшее и немощное. И мы опять возвращаемся к тому, что Бог гордым противится, смиренным дает благодать. Если человек со смирением скажет: «Господи, я виноват, у меня не получается, помоги мне, что мне делать с этим ребенком?..» - Господь поможет, даст мудрость и умения.

Интересно, что когда Ангел благовестит Захарии о рождении Иоанна Предтечи, он говорит: придет «чтобы возвратить сердца отцов детям» (Лк. 1:17).

Для ветхозаветного контекста это совершенно непонятные слова. В традиции общества было необходимым сохранить сердца сыновей такими же, как сердца отцов, не дать им разрушиться, удержать их в умении прославлять Бога.

И мне кажется, что это пророчество о нашем времени. Это сейчас необходимо – «вернуть сердца отцов детям», потому что они сейчас где-то очень далеко…

Текст подготовила Александра Оболонкова. В текст внесены правки отца Федора Бородина.

Помощь в исповеди для родителей (Грехи против детей)

Священник Дмитрий Березин

Каждые отец или мать принимают на себя ряд обязательств по отношению к детям. Мы принимаем дар от Бога, и должны достойно вырастить и воспитать его, еще маленького человека.

Даже если мыслить категориями исключительно эгоистическими, то и в этом случае воспитание детей жизненно необходимо, иначе на кого надеяться человеку в старости, кто поддержит тогда, когда уже не будет сил ходить, кто будет за нас молиться после нашей смерти?

Рождение и воспитание детей… нет, это неправильно… рождение и воспитание людей – это еще и одна из важнейших целей семейной жизни. Так что же мешает нам на этом пути?

Грехи до зачатия ребенка: вообще, грехи родителей могут так или иначе отражаться на детях, внуках, и даже правнуках и праправнуках, достаточно вспомнить цитату: «ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. (Исх. 20:5-6)».
Знание этого - отличный повод не грешить, если мы говорим, что любим своих потомков и живем ради них. Наиболее опасные здесь – грехи, имеющие силу страсти, с которыми человек не может или не хочет бороться, особенно: чревоугодие, блудные грехи, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Безусловно, наказание касается грехов нераскаянных и неисповеданных.

Отдельно стоит выделить аборты и искусственное оплодотворение. Вкратце мы говорили об этом в предыдущем номере. Здесь отметим лишь тот факт, что все это может отражаться на детях: плохое здоровье, нервные расстройства, отчужденность от родителей часто имеют в своем корне именно аборт или убийство братьев или сестер (как, например, в методе ЭКО). Даже мысли об абортах отражаются на детях – ребенок в утробе начинает подсознательно чувствовать страх перед родителями.

Пренебрежение своим здоровьем отцом или, особенно, матерью, также может привести к тому, что жизнь вашего будущего ребенка станет довольно тяжелым испытанием для вас и него самого. Здесь нужно отдельно отметить, как наиболее тяжелые, алкоголизм (и пьянство в том числе), наркоманию, курение.

Бывает, что родители не воздерживаются от супружеских отношений в посты, это также может стать причиной осложнения в родах или болезней ребенка. В старину такое мнение было чуть ли не аксиомой.

Распространенная ситуация в наше время, когда мужчина и женщина живут в так называемом «гражданском браке», а уже после беременности задумываются о том, чтобы создать семью. Конечно, слава Богу, если задумываются, - многие после этого разбегаются. И уже создав семью, родив ребенка, через какое-то время думают венчаться.

Как будто бы человек, желающий построить дом, сначала купил кирпич, бетон и мебель для дома, затем построил стены, затем под них положил фундамент, а только после этого затем попросил проектировщика сделать проект дома. Нетрудно догадаться, что такой дом вряд ли будет очень хорош.

В таинстве венчания священник призывает на создаваемую семью благословение Божие, подобно тому, как Бог благословил множество супругов (вспоминаются ветхо- и новозаветные образцы супружества). Муж и жена перед Богом обязуются вместе нести то, что выпадет на их долю, создается «малая Церковь», соединяются два человека неразлучно, по образу соединения Христа и Церкви. И что очень важно, испрашивается «плод чрева, доброчадие, единомыслие душ и телес».

Безусловно, реалии современной жизни приводят людей к Богу в разном возрасте, и нередко в Церкви хотят венчаться люди, уже создавшие семью и даже люди, имеющие внуков. Это хорошо. Но основной смысл венчания – именно благословение Божие на создаваемый брак.

Грехи после зачатия и рождения: ребенок становится человеком сразу же после зачатия, он сразу же приобретает бессмертную душу. Часто сразу наследует грехи предыдущих поколений.

Что же может испортить жизнь будущему члену семьи?

Во-первых, супружеские отношения. Как только родители узнают о том, что зачат ребенок, им стоит прекратить физические супружеские отношения. Это логично – ребенок начинает чувствовать душевное состояние матери в течение 1-2 месяцев (а скорее всего, он чувствует сразу, но зафиксировать это могут только после 1-2 месяцев). Как же будет ребенок переживать половой акт? Скорее всего, в смятении. Как мы можем знать, не отразятся ли эти впечатления на дальнейшей жизни (в форме нервных проблем или же, наоборот, в форме излишней чувственности)?

Во-вторых, ребенок хорошо чувствует душевное состояние родителей. Ссоры, ругань между супругами, гнев, осуждение и т.д. разрушают маленький уютный мир ребенка, который должен быть погружен в любовь. Думается, что безынициативность, лень, страх перед новым и другие апатичные проявления ребенка и далее взрослого человека, могут быть напрямую связаны с тем, что он усвоил о мире в утробе. Особенно плохо отражаются мысли или слова матери (или отца) о ненужности ребенка, о том, что ему здесь не место и т.д.

Матери нужно чаще исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин.

В-третьих, пренебрежение здоровьем матери. Матери нужно быть свободной от вредных привычек, иметь возможность следить за собой и ребенком, пребывать в мирном состоянии. Это, безусловно, является задачей обоих супругов.

Неправильная жизнь супругов (семейные взаимоотношения, отношение к другим людям, измены и пр.). Личные грехи разрушают внутренний мир родителей и пагубно отражаются на детях.

Отношение к своим родителям.
Если дети не уважают и не любят родителей, они, сами став таковыми, пожнут плоды в младшем поколении. Если мы не уважаем и не любим своих престарелых родителей, не заботимся о них, в случае смерти не молимся и не посещаем их могилки, то как можем этого требовать от своих детей?

Отношение к молитве и богослужению тоже оставляет след на детских душах. Лучше чаще приходить с детьми в храм, причащаться самим и причащать детей. Ребенок лучше взрослого понимает Божественные тайны. Жизнь духовная – это огромный пласт человеческой жизни, и очень немудро поступают родители, лишая своих детей общения с Богом в Церкви.

Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. (Мф. 19:14)

Родители не должны допускать обмана ребенка, поскольку ребенок прекрасно это чувствует и начинает копировать поведение родителей. Лучше быть всегда честным, прямым. Часто случается так, что кто-то из родителей дает обещание ребенку, а затем забывает или осознанно не выполняет его. Нечестно в такой ситуации требовать от ребенка честности и выполнения его обещаний.

Некоторые родители очень любят нравоучения и своей гипертрофированной заботой приносят вред ребенку и себе.

Особенно отрицательно отражаются нравоучения на подростках, ведь в них так часто кипит чувство противоречия, юношеского максимализма, излишней самоуверенности.

Главная проблема заключается в том, что «нравоучая», родители зачастую начинают с обвинения, заставляя ребенка (или уже подростка, но в любом случае – сознательного человека) чувствовать вину. Естественная реакция – отторжение, попытка уйти, замкнуться или, наоборот, перейти к активной защите – грубо ответить и т.д.

Своими нравоучениями родители достигают зачастую обратного результата. Так стоит ли идти таким путем? Особенно если мы сами не были идеальными в детстве.

Бывает, что родители допускают наказание детей, а сами при этом находятся в гневе, раздражении. Это сильно подрывает авторитет родительского слова. Если уж и допускать наказание, то это не должен быть выплеск своих эмоций на ребенка. Ребенок должен понимать, за что его наказывают и осознавать вину за это, а родитель должен определять, за что нужно наказывать, а о чем достаточно просто сказать, что так делать нельзя.

По мере возрастания ребенка, нужно постепенно переходить с уровня покровительственного общения и непосредственного им управления на уровень самостоятельности и личной ответственности. Некоторые родители в своих взрослых детях склонны еще видеть беспомощных малышей, и это часто приводит к конфликтам.

Бывает, что в отношениях с детьми, родители занимают крайние позиции: либо излишняя опека (чрезмерная боязнь травм, болезней, ограждение ребенка от всех жизненных неприятностей), либо недостаточное внимание (отсутствие интереса к друзьям, увлечениям, проблемам ребенка). Как всегда, лучше выбрать золотую середину.

Переживания родителей за детей могут перейти в форму постоянного страха «а вдруг что-то случится», и зачастую ничего не случается. Это происходит от того, что мы слишком привыкли надеяться на себя и забываем о Боге, в Чьих руках находится все, и Который промышляет о каждом человеке.

Надо помнить, что мы все разные, и наши дети – не наша копия или попытка реализации наших нереализованных стремлений. Наши дети – это самостоятельные мыслящие существа, живущие уже в несколько ином мире. Поэтому важно заложить в них самое главное – вечное. А временное – оно пройдет.

И важно нам осознавать, что и отец, и мать, являются во многом для своих детей примером для подражания. И нужно сделать все от нас зависящее, чтобы этот пример был достойным.

Грехи детей против родителей.

2. Без согласия, без благословения родителей уехала жить далеко от дома или заграницу.

3. Без спросу родителей отлучалась из дома.

4. Бесцеремонно просила родителей купить модную одежду, другие вещи, требовала денег.

5. Бил родного отца, мать, сестру, ругал их.(136).

6. В своих неудачах, винила родителей и других.

7. Видя снисходительность родителей ко мне, умножала число проступков.

8. Во время работы по хозяйству, мешала, любопытствовала, не уходила, когда меня
отсылали.

9. Все свои дела делала без родительского благословения.

10. Выбирала себе подруг и друзей без совета родителей.

11. Выходы и отлучки без ведома родителей.

12. Вышла замуж против воли верующего родителя.(94).

13. Гневался на родителей, когда они приучали к посту, не давая есть в сочельник или
Страстную пятницу.(155,с,34).

14. говорила и делала наперекор матери.

15. Гордилась богатыми родителями.

16. Давала деньги врачам, медперсоналу, чтобы дольше держали родителя в больнице, не
хотела брать домой, не знала, что грех мой приравнивается к греху убийства.(21 ,с,311).

17. Делала родителям жесткие укоризны в их недостатках.

18. Живя с престарелой, больной тёщей, насмехался и издевался над ней.(21,с,311).

19. Избегал родительских наставлений или скоро забывал, пренебрегал ими.

20. Имел привычку со слезами выпрашивать у родителей то, что хотел.

21. Когда мать (отец) наказывали меня, я, считал, что меня не любят, а презирают и
отвращаются от меня.


22. Когда мать наказывала, вместо просьбы о прощении, ругалась, бросала в ответ разными

предметами.

23. Любым словом, поступком, просьбой доводил их до раздражения. (Сретенский

календарь).

24. Лазил в мамину сумочку за деньгами, шарил дома или в гостях по карманам.

25. Ложная стыдливость за простых и малограмотных родителей.

26. Мало молилась за родителей дома и в храме, не утешала их добрыми словами.

27. Мать внушала жить по воле Божией, а я её не слушала.

28. Медленно исполняла приказания (послушания) родителей.

29. Нарушил родительское завещание.

30. Насмехалась над природными недостатками родителей.

31. Не дорожила родительским благословением, не была послушной.

32. Не защищала родителей, когда о них неправильно или плохо отзывались.

33. не исполнил предсмертного завещания родителей.(178,с,158).

34. Не молился за родителей.

35. Не оказывал нуждающимся и болеющим родителям материальную и моральную помощь,
отсылала жить к братьям, сестрам или в инвалидный дом.



36. Не почитал крестного отца и мать.

37. Не просила мать, чтобы она благословила меня иконой на жизнь, на добрые дела.(29).

38. Не хотела называть отца и мать, отцом и матерью; называла их: «предками», «мамка»,
«маман», «папка», «батя».

39. Неблагодарность, плата злом за добро своим родителям, учителям, воспитателям,
наставникам.

40. Нежелание слушать и исполнять родительские наставления.

41. Не отданием последнего долга родителям (отказом и организации и участие в их

погребении). 42. Не поминовение родителей в церковных и домашних молитвах за упокой, в случае их

смерти, особенно в церковно установленные памятные дни. 43. Не послушание родительской воле, согласной с христианскими заповедями.

44. Не почитание отношение к тестю, свекрови, теще, отчину или мачехе.

45. Не правильные, уничижительные отзывы о старости и взыскание со стороны родителей.

46. Не предоставление престарелым родителям, возможности достойной подготовки к
будущей жизни (условий жизни, духовных книг, священника для совершения таинств и т.п.).

47. Никогда, ни на что, не брал у родителей благословения, не знал о нем и о его
пользе.(139,№230).

48. Оставление молитвы за родителей.

49. Оставление родителей без помощи в несчастье, болезни и при старости.

50. Осуждал родителей в круги братьев и сестер.

51. Отцеубийство или убийство матери: непрямое убийство - убийственной печалью,
наносимой родителям своим поведением, пьянством, наркоманией или каким-либо греховным
поступком.

52. Перекладывал последствия своих грехов полностью на родителей, полагая, что они будут
за них отвечать.(155,с.34).

53. По смерти матери, не слушалась своей благочестивой бабушки.

54. Поднимал руку на родителей, дрался, замахивался, грозил.

55. Получи наследство от родителей, не молился, не поминал их.

56. Пользуясь слабостями родителей, не исполнял порой их послушания,
57. Поносила, злословила родителей, насмехалась и угрожала им.



58. Порицала усопших предков и родственников.

59. Почитание воли родителей и послушание ей больше, чем заповедям Божиим.

60. Пренебрегал родительскими молитвами.

61. Пренебрегал, забывал тяжкий, самоотверженный труд родителей для моего
воспитания.(31).

62. Пренебрежение родительским благословением и молитвами.

63. Проклинал отца и мать.(37,е,145)

64. Проклятие своих родителей.

65. Прописывал родителя у себя с корыстной целью, сыновей любви и благодарности не
проявлял.

66. Родители, завещав мне наследство, решили затем отдать его на богоугодное дело, а я, по
жестокосердию, упрямству и корыстолюбию, ходатайствовал о признании завещания не
законным.

67. Роптал на родителей за их благочестивую жизнь: молитву, милостыню, пост,
препятствовал им ходить с церковь, готовить для себя постную пищу.

68. Роптала на бедность родителей, завидовал детям обеспеченных родителей.

69. С неуважением говорил про родителей: « не мало делаю для них, кормлю, одеваю,
обеспечиваю, что я еще должен?»

70. Своим дурным поведением, навлек на себе родительское проклятие.(2,34,92г,с,27-31).

71. Своими делами, порочной жизнью, причиняя хлопоты, большую скорбь родителям,
усугубил болезни, укоротил дни жизни (отцеубийство).

72. Стоя на молитве, думал, пойти попить, поесть.(155,с,34).

73. Стыдился своего низкого происхождения и своих бедных родителей перед знатными
людьми.(151,с,172).

74. Стыдился своих простых родителей.

75. Требовал то родителей почестей по отношению к себе; похвалы, благодарности за свои
заботы.

76. Тяготился тем, что родитель (родители), долго живёт.

77. Ударяя мать, а после подавал милостыню, не покаявшись в этом грехе. (В таком случае
Бог милостыню не принимает).(2,№4,92,с,27-31).

78. Укоряла в чём-либо мать.(128).

79. Упрекал родителей в скупости.

80. Холодность и равнодушие к родителям.

81. Худое, грубое, не почтительное обращение с родителями, укоры и злословие их.

Грехи детские.

1. Больше любил играть на компьютере, чем молиться и читать духовные книги.

2. Бросал, в проезжих, в транспорт камнями, землей, снегом.

3). Будучи сильнее друзей своих, обижал их, отнимал то, что понравилось.

4). В детстве быстро надоедало стоять в храме, капризничала, плакала, мешала молящимся, не

благоговейно без страха Божия стояла в церкви, шалила, громко говорила, шумела и смеялась со

сверстниками.

5, В детстве имела свою копилку, приучала себя к сребролюбию

6). В детстве имела деньги, тратил их на лакомство, или на какие-либо безделицы.(262,с,86).

7). В детстве над больными смеялся, шутил, ругал, плевал и издевался, кидал камнями, палками,

бил их и т.п. (Мф.24,36).

8). В детстве не был скромным и стыдливым.(67).

9). В детстве не стремился к воздержанию и посту.

10). В детстве не читал Евангелия и житие святых.(158).

11). В драке бил лежащего, на земле.(155,с,42).

попадалось под руки и пр.

13). В храме с шумом со сверстниками разбирал просфоры.(107).

14). В храме становился без сокрушения сердца, а ради того, что все так делают, или хотел

показаться набожным.(155,с.35).

15). В школе непрестанно ёрзал, чесался, скучал, скользил ногами.

16). В школе передразнивал учителей, наставников.

17). Видя товарища в обнове, «сгорал» от зависти, с назойливостью докучал своим родителям,

пока не купят.

18). Вмешивалась в чужие дела, в жизнь и в разговоры взрослых.


19). Вмешивалась в разговоры старших.(155,с,39).

20). Воздерживался от дурных дел лишь потому, что рядом были родители.

21). Воровал на рынке, магазине.

22). Вставши от сна, не умывался.

23). Воровал по карманам в школьной раздевалке, и других местах.

24). Выбегал на холод в поту, после чего болел.

25). Выходил из храма с криком, шумом, топотом и смехом.

26. Гордилась своими успехами в учебе, превозносилась, насмехалась, над плохо успевающими,

не помогала.

27). Гордился своим прилежанием, способностями, скромностью, благочестивыми делами, что

занимаю первое место, по чему-либо.

28). Данные поручения родителями перекладывал на младших братьев и сестёр.(155,с,38).

29). Добивалась первенства над сверстниками.

30). Дома к иконам относилась очень не благоговейно, ставил их на пол вниз головой или на стул

вместе с одеждой.(155,с,35).

31). Дразнил товарищей за рыжие волосы, очки, плохую дикцию, за некрасивость, глухоту,

сутулость. (1,55,с. 39).

32). Ел в церкви лакомства.(155,с,29).

33). Желала быть первой в семье и хозяйничать.

34). Желая выслужиться перед старшими, рассказывал о недостатках своих близких, и

товарищей.(155,с.42).

35). За мои шалости наказывали других, а я не признавался, боялся.

36). Закладывал Евангелие мирскими картинками.(155,с,34).

37). Играл в «попа», «крестины», «похороны».

38). Играл в садиста и убийцу.(152,с,6).

39). Играя со сверстниками, намеренно или не чаяно наносил удары, причиняющие боль.

40). Играя, советовал товарищам спрыгнуть с крыши, с дерева, с обрыва, что привело к увечью,

41). Имел желание быть предводителем у друзей, раздавал приказания, завидовала сопернику,

скорбеть, лишаясь лидерства.

42). Имел привычку брать без проса чужое.

43). Имею на себе родительское проклятие.

45). Когда в дом заходили незнакомые мне люди, делался упрямым и

недоброжелательным. (155,с,42).

46). Когда в сочельник долго не давали мне есть, говорил; «Что мучаете меня?»

47). Когда меня укоряли, делали замечание, оправдывалась, правдами и не правдами, старалась

вывернуться.

48). Когда надевал обнову, желал, чтобы мною любовались.(155,с,32).

49). Когда прислуживал в алтаре, много шутил и болтал.(155,с,35).

50). Когда родители с родственниками шли в церковь, убегал и прятался, чтобы не ходить в

51). Когда ссорились друзья, я «подливал масло в огонь», «подзуживал», дразнил и распалял

спорящих.

52). Кривлялся перед зеркалом, и перед людьми, чтобы обратили на меня внимание.

53). Купалась в глубокой реке, похвалялась перед товарищами, этим.

54). Купался один без товарищей в быстрой реке.

55). Лазила в чужие огороды и сады.

56). Лазила на высокие деревья, портила яйца, разоряла гнёзда.

57). Любил брать куски пищи на улицу.(155,с,42).

58). Любил бродить по рынкам, многолюдным местам, где много пьяных, слышится брань и где

играет рок-музыка.

59). Любил объявлять о своих находках.

60). Любил рассказывать страшные истории.(152,с24).

61). Любил смотреть американские мультфильмы, художественные фильмы, боевики и прочие,

слушать рок-музыку.(152,с,24).

62). Мочился на друзей в игре.(136).

63). Называл товарищей, учителей обидными прозвищами.

64). На молитве оглядывался, не смотрят ли родители, не внимала словам молитвы.

65). Нападал со многими товарищами на одного.

66). Нарушал школьные правила.

68). Не был услужлив, почтителен к старшим, младшим, не приучал себя делать добрые дела

69). Не всегда выходил из дома с молитвой и крестным знамением.

70). Не выполняла правила, отговаривалась: «да, как я пойду, я не знаю туда дороги, я боюсь туда

71). Не имела благодушия и снисходительности к слабостям учителей и сверстников.

72). Не имела смирения, старалась настоять на своем, спорила, если, что было не по- моему.

73). Не остерегалась, не ограждалась от учителей настроенных против Бога.

74). Не осторожно пользовался ножом, поранил себя и друзей.(155,с,32).

75). Не поддерживал порядок в своем жилище.(2,№8,88г.с,75).

76). Не приучал себя быть добрым, вежливым, внимательным к людям, оказывать им помощь.

77). Не приучал себя к исполнению норм морали и правил общежития, поэтому не исполнял

своих обязанностей дома и в школе.

78). Не приучалась в детстве к бережливости по отношении к вещам, не задумывалась, на какие

деньги, они приобретены.

79). Не уважала старших, сродников, осуждала старость, говорила, что со стариками трудно,

насмехалась, передавала другим их поступки слова.

80). Обманывал товарищей, не верным обменом.

81). Обманывала учителей и родителей, на уроках подсказывала одноклассникам, давала

списывать на уроках.

82). Общался с детьми, хулившими Бога, Божию Мать, Крест Господень, святых угодников.

83). Писал скверные слова на стенах дома, в лифтах, на заборе, в подъездах.(71,с,333).

84). Плакал притворно, чтобы только вид показать.

85). Подражал героям книги телепередач.(152, с,14).

86).Послушание было из боязни.

87). Прельщалась нарядами, дорогими вещами.

88). При получении от матери еды говорила, что не нравится.

89). Придумывала не правды, чтобы избежать наказаний.

90). Принимала мирские правила за истину.

91). Прыгал, скакал во время молитвы.

92). Ради игры поджигал дома заборы.

93). Резал парты ножом, рисовал на партах.

94). Родители пели, срамные песни, а я слушал их и выучивал.

95). Роптала на нужду, на малообеспеченность, плохую погоды.

96). С гордостью и уверенностью заявлял, что буду врачом, военным, продавцом, и т.п.и этим

показывая, что забываю, что вся наша жизнь в руках Божиих.(155,с,36)

97). С детства не боролась с не чистыми помыслами.

98). Святую книгу закладывала мирской газетой, нечистой бумажкой.(21 ,с,451).

99, Сердился на своих родителей, когда они будили меня утром.(155,с,34).

100). Скучал дома, ходил с утра до вечера по домам своих товарищей.(155,с,38).

101). Сидел за столом, и заглядывал в тарелки других и завидовал, кому положили больше.

102). Смеялся в неподходящий момент.(155,42).

103). Со злобой смеялся и насмехался над товарищами, которых строго наказывали.

104). Стучал в дверь ногами, сильно хлопал дверями, мешал соседям, стучал громко по столу,

говорил слишком громко.

105). Стучала вечером в чужие окна.


106). Считала себя находчивой и ловкой.

107). Тайно уносил из церкви свечи и мелкие деньги.

108). Толкал друзей в воду или снег.

110). Убегал в школе и училище с занятий.(155,с,38).

112). Утаивал свои грехи на исповеди.

113. Учила уроки поспешно, без внимания.

114). Хвалила мальчиков и девочек, которые в остроумии превосходят других, поют песни.

веселятся.

115). Хвалился новыми игрушками.

116). Ходил в кино на последний сеанс, хотел показаться старше.

117). Ходил на ходулях.

118). Часами смотрел ТВ, видео.

119. Часто, тайком от родителей ходил в места развлечений, по магазинам ради любопытства.

120). Читал безбожные, атеистические книги.

121). Читал Священное Писание и ел конфеты и т.п.

122). Чтобы привлечь внимание к себе, отказывался садиться обедать.(155,с,32).

123). Шалил, баловался, дурно вел себя в храме.

124). Щекотал кого-либо, сам давал себя щекотать.(155,с,41).

Грехи родителей.

1). Без уважительной причины лишал детей благословения, проклинал их.(187,сЗ). 2). Без утешная печаль об умершем ребёнке. 3). Будучи отцом, ревновал дочь к зятю.(2,№7,89г.с,75). 4). В гневе желала своему ребёнку смерти.

5). В запальчивость била своего ребёнка по голове, таскала за уши, щипала. 6). В период беременности или кормления ребёнка грудью курила, пила вино и водку, вкушала вредную для плода пищу, гневалась, не молилась, злилась, не исповедовалась, не соборовалась, не причащалась, ходила в кино, театры, читала мирские книги и газеты.(123, 186,с,192). 7). В присутствии ребёнка говорила, что можно обойтись и без религии, без веры в Бога, лишь бы быть честным, добрым человеком.

8). В раздражении грубо накидывалась на своих детей, ругалась, кричала, била руками или чем-либо, а они из-за страха наказания приучались лгать. 9). Взяла сиротку на воспитание, а духовно не воспитала.

Наставление.

Святой Иоанн Златоуст утверждает: «Те родители, которые своих детей не наказываю, и не учат целомудрию, строже разбойников осудятся. Разбойник тело убивает, а нерадивый отец душу.»(2,31,82г.).

10). Видела у детей чужие вещи, и не спрашивала, где они их взяли.

11). Вместе с детьми нарушала посты.

12). Во время беременности делала трудную работу, поднимала тяжести, танцевала.

13) Во время беременности не брала благословения на вынашивание ребёнка и на роды.

14) Во время ссоры жаловалась детям на мужа (муж на жену). (59,с,93).
15). Водила детей в цирки, кино, театры и т.д.

16). Водила причащать детей старше семи лет без исповеди.

17). Воспитание детей, лишь с целью земных и суетных успехов.

18). Вынуждал детей на злобу, когда отнимал у них игрушку или кушанье.

19). Говорил, что лучше ребёнок играет на компьютере, чем будет на улице в дурной

компании.(152,с,28).

казалось бы, безобидные из этих игр незаметно разрушают психику, приводят к нервным срывам и даже к бесноватости. (с 30).

20). Говорила правду только тогда, когда это было выгодно, лгала, лицемерила в присутствии

21). Давала ребёнку несвежую, испорченную пищу, холодную воду и он заболел.

22). Давала сыну, служащему в армии амулет, заговорённую траву, а не шла с ним в храм

заказывать молебен, получить благословения священника, не давала ему икон, молитвослов и

пояс с молитвой.(139,№136).

23). Действия, направленные на отведение детей от веры в Бога и хождение в церковь.

24). Делал, покупал, продавал фигуры демонов, сплетённых из капельницы.

25). Держала в доме светские книги, соблазнительные картины рядом со святыней, чем подавала

дурной пример детям.

26). Детей воспитала по-мирски, а требовала от них почета и уважения, упрекала, укоряла куском

27). Детей отдавала в секции каратэ, самбо, дзюдо, у-шу, бокса и т.д.

28). Дети были мирскими, неверующими, жили в смертных грехах, а я не спрашивала у

богобоязненного священника, какой брать подвиг, чтобы их вымолить.

29). Деть были не покорны, не послушны, беспечны, оскорбляли меня, я же не молилась за них.

30). Дети имели желание принять постриг в монастыре, а я всеми силами старалась удержать их,

роптала на них и на Бога.(36).

31). Детям давала имена не по святцам (в т.ч связанные с коммунистической идеологией -

Октябрина, Ким, с искусством - Травиата, иностранные - Рудольф, Эдуард, Эрика).

32). Дозволял детям смотреть телевизор, кино, порнографию, ходить на дискотеки, читать книги

о сексе и оккультизме.(38,315,95г,с,7).

33). Долгое не приобщение детей Святых Христовых Тайн и не заботливость об организации

исповеди ребёнка после исполнения ему семи лет.

34). Допускал, чтобы дети хвалили сами себя, сам хвалил их в лицо, от чего в них рождалась

гордость.

35). Допускал, чтобы мои дети обнажались перед окружающими и друг перед другом, дозволял

детям разного пола оставаться без присмотра в уединенных местах.

36, Допускал, чтобы дети без разрешения продавали свои вещи и обменивали.

37). Допускал, чтобы младшие дети управляли младшими.(56,с,22).

38). Желала детям внешнего, мирского счастья.(131).

39). Жестокими побоями наказывал детей, за кражу и иные проступки.

40, За шалость, баловство говорила ребёнку: «Ах, ты проклятый, чтоб тебе сгтануть2.

41).3адавление ребёнка матерью во время сна.

42). Заспала младенца.

43). Заставлял ребёнка выпивать в компаниях.

44). Заставлял детей насильно вступать в брак без их желания.(178,с,177).

45). Заставлял детей вступивших в брак, принимать монашество.(178,с,177).

46). Из опасения, что дети могут заболеть, кормила их в Великий пост скоромной пищей.

47). Из-за неприятностей на работе, зло срывала на детях.

48). Имела бесконтрольную, слепую, неразумную любовь к сыну.

49). Когда дети мои пели в церковном хоре, советовала им брать за это деньги.

50). Когда ребёнок на молитве не выговаривал слова, раздражалась.(160).

51). Кормила детей с упреками и ропотом, а хотела, чтобы они меня любили.(56,с,24).

52). Крест - хранитель младенцев, а я снимала его, боясь, что может что-то случиться с

ребёнком.(23,с,394).

53). Крестных для своих детей выбирала не благочестивых, в знатных и богатых.(187).

54). Лишала детей или престарелых родственников приватизации, в продаже недвижимости.

55). Лишение взрослых и отделившихся детей всякой поддержки и наследства.

56). Лишение детей наследства и всякой поддержки.

57). Лишение детей родительского благословения без уважительной причины.


58). Ложная жалость будить детей к литургии и оставление их из-за этого без причастия.

59). На восьмой день от роду не давала младенцу имени.

60). На глазах детей устраивала пьянки, ссоры, драки.

61). На крестины младенца пришла в пьяном виде.(97).

62). На младенца вешала погремушки, перевязки, красную пряжу и др., тогда, как кроме

спасительного Крестика не нужно вешать.(21,с, 121 ,вопр. 105).

63). На свадьбе или других торжествах давала пить водку детям и подросткам.

64). Надолго оставляла ребёнка без причащения по лености.

65). Называла детей и близких: «пустой», «безмозглый», «бестолочь противная», «бессовестный

дурак», «уродина», и прочими словами.

66). Называла своих детей; «бесятами», «нечистой силой», «не христем». И т.п.

67). Наказывала ребёнка, не действовала в единении со своей женой (мужем), а когда ребёнок не

исправлялся, не приводила его к священнику. (Втор.21,18-20).

68). Намеренное унижение на глазах детей матери отцом или отцом матери.

69). Нанимала детей в услужение, накладывала на них не посильную работу, с раннего утра до

позднего вечера.

70). Напоминал взрослым детям с раздражением и грубостью о их детских прегрешениях.

71). Насильно выдала дочь замуж (сына женила).

72). Насильно заставляла неверующих детей венчаться.(13,с18-20).

73). Не хранила сердечные тайны, открытые ребёнком, поминала их в ссорах, из-за чего ребёнок

терял ко мне доверие, становился скрытным, замкнутым и холодным.

74). Не брала благословения, чтобы зачатый во чреве ребёнок, стал истинным христианином.

75). Не воспитывала детей, как должно, ссылалась на работу, говорила, что мне не до них, а на

неблагочестивые дела время находила.

76). Не воспитывала дочь в разумной строгости, не охраняла от греха.(31).

77). Не давала носить ребёнку крест, боялась, что он его потеряет.(189,с,6).

78). Не давала детям перед трапезой вкушать просфору со Святой водой.(44,с,12)

80). Не давала завещания об имуществе.

81). Не заставляла своих детей, молится перед едой, или после.(268,с,47).

82). Не контролировала поведение детей дома и на улице, не отлучала их от своеволия, капризов,

рассчитывала, что они сами по себе временем исправятся.

83). Не молилась, чтобы дочь выбрала себе жениха благочестивого, имеющего страх

Божий,(78,с,612).

84). Не обращала внимания на то, ребёнок начал лгать, лицемерить, не вразумляла его.

85). Не останавливала детей, мучивших и разорявших гнёзда.(108).

86). Не попечение о целомудрии, девстве и трезвости своих детей.

Наставление.

Нужно обучать своих крестников, чтобы они хранили девство до самого брака, не пели срамных песен, и любострастных песен, со всеми жили в мире, чаще исповедовались и причащались.

87). Не почитал местно-чтимых угодников Божиих, не знал их житие, не отмечал дней памяти их

хождением в храм, молебном, не прибегал к их помощи при воспитании детей.

88). Не прививала ребёнку смирение и страх Божий, не внушала, что Господь бережет его, даёт

ему хлеб, хранит для него отца и мать.

89). Не прививала ребёнку стремление исполнять закон Божий.

90). Не приучала детей вести себя искренне, прямодушно, просто.

92). Не причала детей делиться лакомством, куском хлеба с ближним.(44,с,12).

93). Не приучала детей довольствоваться тем, что имеют.

94). Не приучала детей не злословить о ближних, не замечать и не передавать их грехи, и

семейные неурядицы.

95). Не приучала детей с утра умываться, вставать на утреннее правило и молиться на почь.(160).

96). Не приучала свою дочь сидеть дома, не заботиться о нарядах, презирать земные блага, быть

скромной и благочестивой.

97). Не приучала своих детей благоговейно покланяться Святому Кресту и святым иконам,

целовать их.

98). Не благодарила Бога, что дочь или сын приняли монашество, роптала.

99). Не ставила руками детей свечи перед образами и не молилась вместе с ними, их руками не

опускала монетку в кружку, не подавала их руками милостыню нищим.(44,с,12).

100). Не требовала, чтобы дети исполняли моё послушание без замедлений.(56,с,22).

101). Не удерживала молодой дочери от замужества, с престарелым.

102). Не учила детей молитвам и поведениям в храме и на Богослужении.

103). Не хотела кормить младенца грудью, отдавала другим кормилицам.

104, Небрежение об образовании своих детей.

105). Небрежное пренебрежение акушерки к роженице.

106, Небрежное отношение к состоянию своего здоровья во время беременности, повлекшие за

собой ранние роды или мертворожденного ребёнка.

107). Небрежный или, напротив, излишне заботливый уход за детьми.

108). Незаконнорожденных детей оставлял без опеки и поддержки.

109). Не кормление ребёнка грудью.(178,с,159).

110). Не обучение ребёнка молитве с раннего возраста и не приучение их к церковным службам.

111). Не попечение о своих крестниках, отсутствие молитвы за них.

112). Не попечение по отношению к крестным.

113). Не равно относилась к своим детям, имела более любимых, что вызывало у других зависть

114). Никогда не благословляла детей на жизнь добрые дела или благословляла их с ропотом и

огорчением.

115). Обижалась, роптала на детей за то, что раздал нищим хлеб, ходили в храм, постились,

молились, покупали духовную литературу и т.д.

116). Обижался, когда посторонние указывали на грехи, недостатки моих детей, не

прислушивалась, не заботилась о вразумлении дитя.

117). Обманывал детей, не исполнял, обещанного им.

118). Обманывала своих детей, и они перестали верить моим словам.

119). Одевала своих детей в модную одежду, не предостерегала их от гордости и тщеславия в

среде сверстников.

120). Одного сына (дочь) материально обеспечила, а другого, при возможность, нет.

121). Оставление без всякой помощи незаконнорожденных детей.

122). Оставление долго моления о детях, вне зависимости от их возраста.

123). Оставляла дома детей одних без пищи.

124), Оставляла маленького ребёнка без надзора, пока он спал, убегала на танцы.

125, Остерегаясь испортить фигуру, не кормила ребёнка грудью.

126). Отдавая своих детей в музыкальное училище, иностранный колледж и другие мирские

заведения, где учат жить не по воле Божией.

127). Отдавала детей на воспитание к развращенным людям, в ясли, детский сад, не помышляя,

что, там у ребёнка «отобьют» веру в Бога.

128). Отдавала ребёнка в детдом, отказывалась его воспитывать, оставляла новорожденное дитя в

больнице, подбрасывала на чужое крыльцо, были мысли так сделать.

129). Отказ матери кормить ребёнка грудью (кроме причины болезни).

130). Отказ от ребёнка после родов по любым причинам.

131). Отказывался помогать взрослым детям, при их материальном неблагополучии.

132). Отсутствие заботы о воспитании целомудрия, сохранение девственности и трезвом

воспитании своих детей.

133). Перед Причащением, говорила ребёнку: « Пойдем, батюшка даст тебе медок»

(кощунство).(2,№4,92г,27-31).

134).Плачущих детей пугала чудовищем в темном углу, кикиморой, домовым.

135). По бедности отдавала детей работать в наем к недобрым людям.


136) По злобе лишила своих детей, постригшихся в монахи, наследства.(71,с, 118).

137) По моей вине ребенок умер не крещенным, не спрашивала у священника, как мне молиться

за этот грех.

138). По неразумной любви и из снисходительности изнежила, избаловала детей, сделала их

капризными и неуправляемыми.(56,с,24).

139). По неразумной любви к детям, не наказывала их за дерзкие и греховные поступки.

140). Позволял ходить детям в ресторан «Мак Дональде», сам ходил с ними.(152,с.64).

141). Позволяла своим детям брак с неверными.(136).

142). Позволяла своим детям хулиганить а храме, и этим самым отлучала их от благоговейного

стояния в церкви.(«,№3,92Г,с.23).

143). Покупала детям компьютер, электронные игры (тетрис, томагочи), или иные игры

рождающие в них греховные страсти.(монополия) и т.д.

144). Покупала, детям игрушки; драконов, бесят, дочери - куклы «Барби», «Санди», а сыну -

робот, убийцу, монстров.(152,с,51).

145). Покупала детям карнавальные маски, шила карнавальные костюмы, сама с ними

участвовала в маскараде.

146). Покупала детям одежду с изображением сцен блуда, монстров, с рекламой сигарет, с

иностранными надписями ит.д.

147). Полное отсутствие необходимой строгости или на оборот, частые и жестокие взыскание с

148). После Причащения отпускала ребёнка на улицу, разрешала играть, смотреть телевизор, с

Священное Писание не читала.

149). Постоянное, настырное вмешательство в дела взрослых детей.

150). Предавал детей черту и Диаволу.(178,с569).

151). При возможность водить детей на Причастие не на раннюю, а на позднюю Литургию, от

чего изнуряла их голодом.(8,155,с,58).

152). При детях говорила о знакомых с завистью, недоброжелательностью и злорадством,

осуждала.

153). При детях осуждал, порочил духовенство.(142,1887г,№351).

154). Нехотение кормить грудью т утаивания молока в груди.(178,с,168).

155). Приглашение знатных и богатых людей, а качестве восприемников по корыстным

побуждениям.

156). Приказывала там, где следовало учить.

157). Принятие мер, для избежания беременности (предохраняться).

158). Принятие Священного Крещения (лично или своего ребёнка), отметил не по-христиански.

устроил пир, пьянку, пели, плясали, в постный день ели скоромное.(97).

159). Пристрастное отношение и пристрастная любовь к одному из детей.

160). Притеснение своих пасынков, падчериц, усыновленных детей и приемышей.

161). Притеснял, выгонял пасынка, падчерицу из дома.

162). Приходя в храм, не присматривала за детьми, не пресекала их баловство.

163). Причащала детей некрещеных, без нательного крестика.(8).

164). Проклятие, произносимое на детей.

Наставлении. Нельзя проклинать своих детей, т.к. при родительских проклятиях в них входят злые духи.

165). Промедление с крещение младенца, слабого здоровьем.

166). Просила у Бога о наказание своего нечестивого непослушного сына, когда же Бог его

посетил, т.е. наказал, то роптала, не смирялась с волей Божией.

167). Пугала своих детей именем священника, позволяла им смеяться над батюшкой и кричать

«поп идет», сама так говорила.

168). Пьянством, запоем совращал, «калечил» детей.

169). Равнодушие, безразличие, презрение, зависть к своим детям.

170). Радовалась о детях, которые были неверующими, развращенными, полностью мирскими, в

которых не было страха Божия.

171). Развития у детей честолюбия, гордыни, желание блистательной светской карьеры.

172). Развлекалась с детьми, подбрасывала их к верху и, не удерживая, роняла его.

173). Разрешала (давала) пить детям вино, до совершеннолетия.(139).

174) Разрешала делать ребёнку то, что раньше запрещала, шла у него на поводу.

175). Рассказывала в присутствии детей о убийствах, самоубийствах, о разбое, насилии и

воровстве.(190,с, 18).

176). Ребёнок приносил домой краденное, а я не наказывала его за воровство, закрывала на это

глаза.(139,№352).

177). Регистрация брака в пост, зачатие ребёнка в пост или постные дни.

178). Родив ребёнка, не обращалась к священнику за молитвой о роженице и ребёнка.

179). Ропот по причине многочадия или большого семейства.

180). Роптала на многочадие и большую семью.

181). С самого раннего возраста, не ограждала части тела ребёнка крестным

знамением.(21 ,с,122,вопр. 106).

182, Своей материнской ревностью к детям, доводила их семью до разрушения.(2,№4,92г,с,27-

183). Своим детям попускал дойти до потере целомудрия, до курения и пьянства.

184). Своим курением подавал плохой пример детям и другим людям.(143,1886г.).

185). Своих недостатков и грехов в своих детях не видела, а говорил, что « Ты такой же негодяй,

как твой отец», « Ты такая же беспутная, как твоя мать».

186). Сознательно, наносимый вред своим собственным детям.

187). Ссорилась с мужем, оскорбляли друг друга при детях.(56,с,24).

188). Стыдилась, рожденных мною уродов и оставляла их в роддоме или бросала.(94,с,87).

189). Требовал, чтобы мои пожилые родители сидели с детьми.(2,№4,92г,с,27).

190). Удушение рожденного ребёнка.(178,с,168).

191). Улыбались, когда дети мои лгали, поощряла их говорить не правду.

192). Упрекала детей, что они не хотели мстить обидевших их.

193). Утопила ребёнка в воде. (178,с,159).

194). Учил играть детей в карты.(142,1887г,№478).

195). Учила детей обману учителя и других, чтобы избежать наказания.

196). Учила детей танцам, и различным видам спорта.) (95,с,377).

197). Холодное отношение и не заботливость о своих внуках.

198). Часто давала малолетним детям усыпляющее средство, чтобы не мешали спать.

199). Часто делал детям подарки, чем способствовал развитию в них любостяжание.

200). Чрезмерная любовь к своей семье и полное равнодушие и даже неприязнь к другим детям.

201). Чрезмерно и безутешно печалилась о умерших детях, роптала на Бога.

202). Чрезмерное отдаление от себя детей или же, напротив, слишком вольное отношение с ними,

которое лишает детей страха говорить и делать худое даже в присутствии родителей.

203). Явно соблазнительное поведение перед лицом собственных детей.

Грехи супругов. 1). Без винца носила кольцо. 2). Беспричинная супружеская ревность. 3). Беспричинно бил жену, (чтобы показать свою власть). 4). Бил жену, и она извергала ребёнка.(178,с,411). 5). Болезни родов переносила с ропотом.(24,с,25).

Наставление.

Если жена переносит болезни деторождения в духе веры, покаяния и смирения, то она этим покрывает множество грехов своих и мужа: «Что Бог не налагает, то не может быть вредно, как бы ни было трудно и прискорбно».(24,с,25).


6). Больше заботился о деньгах, чем о спасении своей семьи

7). Бросила своего мужа, гнушаясь браком.(27,с,162,пр.14).

8). Будучи замужем и оставаясь бесплодной, сильно скорбела и плакала.(21,с,236).

9). Была склонна к праздности, пересудам, хождению по гостям, к развлечениям в компаниях.

10). В супружеской жизни была капризной, похотливой, хотела, чтоб муж во всем подчинялся,

когда, что было не по мне, злилась и обижалась.

11). Венчалась в нетрезвом виде.

12) Венчалась с неверующим мужем, что уже большой грех, хотела спасти его, но не смогла

избавиться от раздражения, злобы, ропота, насильно заставляла его молиться.(3.с,362).

13). Венчанного мужа не любила, как себя.

14). Взаимные упреки из-за бесплодия.

15). Вместо того, чтобы молится, способствовала усилению раза к разу, раздоров с

мужем.(138,с,69).

16). Во всем исполнял волю жены.

17). Вражда с супругом (супругой), на религиозной почве.

18). Вследствие больших издержек на украшения, муж терпел большую нужду.

19). Выбирал невесту (жениха) не христианку, а ту, к которой испытывал плотское

увлечение.(73).

20), Высокомерно смотрел на жену, как на подчиненную.