Пословицы про кузьму и демьяна. Народный праздник Кузьминки – День Кузьмы и Демьяна

В этот день верующие люди чтят память бессребреников Кузьмы и Демьяна. Восточные славяне провожали осень и встречали зиму. В некоторых русских губерниях к празднику готовились заранее. Другие названия дня:

  • Кузьминики осенние;
  • День Кузьмы и Демьяна;
  • Куретники.

В течении календарного года в народе празднуются два праздника под названием Кузьминки. Сегодня 14 ноября православные отмечают Осенние Кузьминки.

По народному календарю осени отводится время от второго Спаса до Кузьминок. На Кузьминки доигрывали последние свадьбы - ковали счастье молодым. Святые Косьма и Дамиан считались как мастера и покровители семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. С Кузьмы и Демьяна, которые считались покровителями всех рукоделий, женщины садились за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просили помочь им не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: Батюшка Кузьма - Демьян! Сравняй меня, позднюю, с ранними.

Кузьма и Демьян – святые бессребреники

Косма и Дамиан Асийские, известные нам как Кузьма и Демьян, жили во второй половине III-начале IV веков. Они были чудотворцами и врачевателями, жили на территории Малой Азии. Точные даты рождения и смерти неизвестны.

Праздник Кузьминки приметы и пословицы: девичий праздник

Несмотря на то, что праздник Кузьминки (14 ноября) назван в честь мужчин Кузьмы и Демьяна, считается он женским, девичьим. Эти святые братья, чьи имена давно слились воедино и обрусели, зовутся в деревнях забавно и нелогично - «матушка Кузьма-Демьян».

Кузьминки были еще и девичьим праздником. В этот день девушки собирались вместе и готовили стол, а вечером приглашали в гости холостых парней. Обязательным блюдом была каша. Кузьминки продолжались «до света», а потом парни, расправившись с угощением, отправлялись воровать чужих кур. Время забоя кур. Обычно курицу в крестьянском дворе держали два года. За этот срок она сносила почти 400 яиц – две трети своей продуктивности, назначенной ей природой на всю ее короткую, в среднем шестилетнюю жизнь. Поэтому каждую осень хозяйки старались пополнить курятник «молодками», а «перестарки» отправлялись на стол.

  • Если Кузьма - Демьян закуют реку, то Михайло (21 ноября) её раскуёт.
  • Холод на Кузьму - Демьяна - тепло на Михаила.
  • Кузьмы - Демьяна путь – не путь, а зимы перепутье.
  • На Кузьму и Демьяна лист на дереве - через год мороз.
  • Если лист остается на дереве, то на другой год будет мор.

Приметы 14 ноября День Кузьмы и Демьяна.

  • Не заковать зиме речку до сегодняшнего дня.
  • Обычно в этот день бывают умеренные морозы.
  • К вечеру мороз ослабевает - к пасмурной погоде на следующий день.
  • Петух стоит на одной ноге - к морозу.

Кузьминки

«Кузьминки» — по осени поминки, гласит пословица. Праздник «Кузьминки» по народному календарю — первый зимний праздник, встреча зимы . Назван он в честь святых Космы и Дамиана, особо почитаемых в деревне, где их по-свойски звали Кузьма и Демьян. Считались они покровителями ремесел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не брали. А еще «кашниками», потому что из еды употребляли только кашу. При жизни святые были «безмездными» врачами, лечили людей и скот «во славу Божию». Сказывают, даже дикие звери выходили к ним без боязни, чтобы принять лекарскую помощь, и жили возле них звери дружно, никто никого не обижал.

«Кузьминки» издавна слыли девичьим праздником. Девушки на выданье просили их сковать свадьбу накрепко, как лед на реке. В этот день девушка становилась хозяйкой дома, она готовила еду для семьи и угощала всех. Основным блюдом была куриная лапша, а пирогом — курник. Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечерку» с играми, розыгрышами, а угощались кашей «ссыпчинои» из разных круп. Такую кашу варили и в семьях по случаю окончания молотьбы, а блюда с курятиной были на столе обязательно, поскольку в народе Кузьма и Демьян считались покровителями кур и этот же день звался «Курьи именины». По такому поводу устраивали петушиные бои, раздаривали кур как подарки, не забывали «цыплят по осени посчитать». Ребятишки выпрашивали у кухарок перышки от ощипанных кур — непременно с правого крыла, самые крайние, самые тугие, — из них выходили замечательные удобные кисточки для росписи деревянных игрушек. А озорные парни отправлялись под утро соседских кур воровать. Но к покражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и если бранились, то только для порядка.
А как вы, уважаемые читатели, «Кузьминки» отметите? Мы, конечно, не призываем вас чужих кур воровать. Но из тех, что сами вырастили или в магазине купили, почему бы на «Курьи именины» лапши не приготовить или еще чего-нибудь вкусненького. Предлагаем несколько рецептов .

Закуска «Птичка» . Куриные потроха тщательно промыть, мелко нарезать, обжарить с репчатым луком, посолить-поперчить, добавить тертый сыр, измельченные вареные яйца, томат-пасту, сметану и прокипятить. Выложить в форму, смазанную маслом, залить взбитым яйцом, присыпать тертым сыром, запечь в духовке. Все.

Котлеты куриные с сыром . Мякоть курочки пропустить два раза через мясорубку, посолить-поперчить, хорошо перемешать. Из фарша скатать лепешки, на середину положить смешанное с тертым сыром сливочное масло, края лепешки соединить в круглую котлету. Готовую котлетку смочить во взбитом яйце, обвалять в панировочных сухарях и обжарить на сковородке на сливочном масле.

Праздничный пирог «Курник» . В старину «Курник» пекли либо на свадьбу, либо на «Курьи именины». Вариантов этого знаменитого пирога много, и неудивительно! Любили его с разными начинками попробовать и подать торжественно. Поневоле ахнешь, когда хозяюшка внесет высокий конусный пирог, изукрашенный листьями да цветами из теста, с кратером наверху, дымящимся аппетитным паром... Да что там говорить, давайте печь пирог. Тесто подойдет любое дрожжевое, а вот начинок будет несколько. Сначала раскатаем тонкий пласт теста размером несколько больше сковородки, в которой будем выпекать. Выложим пласт на сковороду, на тесто уложим первую начинку — отваренный и остуженный рис. Раскатаем второй, тонкий, как блинчик, пласт теста и закроем им первую начинку. На второй «этаж» «Курника» уложим кусочки отварной курочки и опять перекроем тонким блинчиком из теста. Третья начинка — обжаренные грибы. Бока нашей конусной башни будем закрывать теми же тонкими блинчиками внахлест, соединим и защипаем нижний пласт с боковыми блинчиками, а наверху оставим небольшое круглое отверстие. Из остатков теста вырежем украшения в виде листьев, колосьев, цветов, звездочек, разместим их на боках «Курника». Поверхность пирога надо смазать взбитым яйцом с помощью кисточки или куриного перышка. В отверстие «кратера» вольем полстакана куриного бульона, поставим пирог в печь. Выпечка занимает примерно 30-40 минут при 220 градусах, готовность проверяем лучинкой. Приятного аппетита!

В ноябре, как правило, дождливо и слякотно на улице. Игру во дворе не очень-то затеешь, горок снежных еще нет. Поэтому весь досуг по большей части проходит в избе, в доме. Мальчики увлекались мастерством по дереву, девочки — куклами.

Мастерим из дерева

Издавна делают на Севере щепных лошадок и оленей. В домах, где топят печки и для разжигания дров щепают лучину, там дети до сих пор используют лучинки в своих играх. Сначала заготавливают лучину. Лучше всего подходит еловое или сосновое полено: хвойная древесина расщепляется ровно, особенно влажная. Раньше для щепания лучины применяли специальный тесак, сейчас мастера пользуются большим острым ножом. Нужно стараться расщеплять полено аккуратно, ровно, чтобы лучины были примерно одинаковой толщины (1-1,5 мм). По длине и ширине щепочки получаются разными, из них можно сделать нужный выбор. Для щепной игрушки мастер выбирает планочку, на которой своим ножом делает надрезы, а затем руками разрывает послушные влажные волокна древесины и заламывает-загибает ножки, шейку, хвостик конька. Любимым занятием мальчиков было повторять за мастером все движения и добиться красивой, выразительной фигурки.

Кудельная куколка
А девочки готовы были целыми днями «крутить» куклы. В деревнях, где выращивали лен, тряпичных кукол всегда набивали куделью — очесами льна. Сначала сшивали узкий мешочек, плотно «заваливали» его куделью, стягивали нитками нижний и верхний концы. Потом придавали столбику форму человеческой (женской) фигурки: перевязывали прочной ниткой по линии шеи, туго перетягивали крест-накрест на груди и завязывали на поясе. Получались головка, грудь, туловище. Обязательная деталь кудельной куколки — коса, которую девочки расплетали, заплетали, укладывали в прическу. Ее делали непременно изо льна. Прядь чистого, вычесанного льна пришивали на лоб, перекидывали назад и заплетали в косу с лентой. Наряд куклы состоит из кофты с юбкой. Они делаются из прямоугольных лоскутов ткани, сшитых вручную изнаночным швом, присборены и завязаны: кофта по месту шеи, юбка — на талии. Подол юбки всегда аккуратно подшивали, что характерно для народной куклы. Куколку можно нарядить в фартук, повязать платком и поясом, украсить бусами и сережками.

На каждых посиделках развлекались всяческими играми . Они вроде бы «комнатные», но при хорошей погоде вполне сгодятся и для улицы.

Игра «Олень»
Это вариант игры в фанты. Все рассаживаются кругом по комнате, в центре — водящий, в углу — «Олень», который сидит ко всем спиной. Водящий обходит круг игроков с песенкой, при этом собирает от каждого какие-нибудь мелкие вещички, складывая их в шапку или варежку или в лукошко. Песенка водящего про Оленя, только его здесь называют покороче — Лень:
— Ой, Лень, ты мой Лень,
Тепло ли тебе, Лень,
Холодно ли тебе, Лень?
— Мне не так тепло,
Мне не так холодно,
Принаденьте меня, принакутайте,
Как со девицы платок,
Со красавицы венок,
Как со малого ребенка
Пестрая пеленка,
С мужичка-бодрачка
Опоясочка!

Ну вот, все заветные колечки, ключики да сережки собраны в шапку, их протряс водящий и рукой перемешал, теперь будет по одной вещице доставать, да так, чтобы ни «Олень», ни кто другой не видал, что у него в руке. Например, нащупает в шапке какой-нито ключик, зажмет в ладони и поднимет над головой, да и спрашивает «Оленя»: «Олень-Олень, что этому фанту делать?» А уж «Олень» придумывает веселое задание — прокукарекать, пропеть песенку, станцевать какой-нибудь африканский танец, поздороваться с кошкой, да мало ли что придумает озорной «Олень»! Задание «Оленя» надо выполнять, такой уговор, только после этого получишь свою вещицу. А вот когда остается у ведущего последняя вещичка, ее разыгрывают по-другому. Эта игра называется «Колечко».

Игра «Колечко»
Но может быть не обязательно колечко, а любая мелкая вещица, чтобы только уместилась в кулаке. Все играющие встают в круг или садятся в круг, как удобнее. Ведущий неторопливо обходит весь круг, и каждому игроку будто бы вкладывает скрытно в сложенные «лодочкой» ладошки желанное «колечко». Тот, кому все-таки положили «колечко», не показывает этого, и ждет слов ведущего: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!». Вот тут все игроки настораживаются, потому что игрок с колечком должен выскочить из круга, а все остальные должны не дать ему это сделать, успеть задержать. Затем игрок с колечком становится ведущим.

Игра «Петушиные бои»
Мальчишки любят задираться, толкаться, даже драться, — словом, петушиться. В «Кузьминки» дрались даже петухи, не то что мальчишки. Но мальчишеские бои проводились не как-нибудь, а по правилам. Правила были строгие — руки у парней отведены за спину, на двух ногах стоять нельзя, только на одной ноге прыгай. Самое главное — парням можно толкаться плечами, грудью, спиной, но не головой и не руками. Если тебе удалось толкнуть соперника так, что он ступил на пол второй ногой, ты победил. Конечно, многое зависит от поддержки болельщиков. Болейте на здоровье!

Ноябрь – время традиционного славянского праздника "Осенние кузьминки" или "Курьи именины". И если вы ничего о нем не слышали, то для вас материал "НацАкцента" – о козьмодемьянском пиве, воровстве кур и неприличных играх на русских Кузьминках.

Осенние кузьминки или Курьи именины (а также Кузьма и Демьян, Божьи кузнецы, Куриные боги, Куриная смерть и т.д.) отмечаются 14 ноября (1 ноября по старому календарю). С этим славянским праздником связаны имена Кузьмы и Демьяна, или Космы и Дамиана - братьев, врачевателей, чудотворцев, святых-бессребреников. В народе они почитались как покровители семейного очага и свадеб, изображались священными кузнецами, выковывающими для новобрачных венцы и сами свадьбы, и являлись покровителями домашней птицы ("плодородящей курицы").

Кузьминки у славян считались девичьим праздником и входили в традиционный период проведения свадеб, а в некоторых регионах были началом свадебного сезона.

В этот день девушка-невеста (достигшая брачного возраста) становилась хозяйкой дома и готовила еду на всю семью. К вечеру молодежь собиралась в "откупленной" (иначе - снятой) у одинокой старушки избу. Продукты приносили из дома (иногда тайком) или собирали по деревне, после чего готовили праздничные блюда, главными из которых были куриная лапша и каша, жареные куры и петухи: приготовление еды из птицы было жертвой покровителям кур Кузьме и Демьяну. Часто девушки варили козьмодемьянское пиво.

В ряде регионов, например, в Нижегородской губернии, девушки группами ходили по дворам с украшенным веником и просили муку и пшено и другие продукты. Их отдавали хозяйке снимаемой избы, и она варила кашу, пекла караваи и блины. В Новгороде девушки, собрав крупу и масло, варили кашу в нескольких горшках и совместно ели ее. В некоторых поселениях кашу продавали парням, а полученные деньги делили между собой.

Когда с трапезой было покончено, молодежь переходила к песням, пляскам и играм ("Кузьминским вечеринкам", "ссыпчинам", братчинам).

Среди игр были и те, где надо целоваться прилюдно, что в другое время порицалось и считалось неприличным. Например, при игре в "Прялицу" участники становились в круг и пели песни, а кружащиеся в танце парень и девушка целовались, после чего уступали другой паре.

В некоторых селениях на Кузьминки была популярна игра "Соседи", во время которой девушку подсаживали к парню и спрашивали последнего, люба ли ему девица. За отрицательный ответ юношу выгоняли за дверь и придумывали ему наказание, а при положительном ответе пару выводили в центр и "проверяли" их отношения с помощью танца. Парень должен был взять девушку на руки и подбросить до матицы ("чтоб ногами коснулась"), здесь же молодым людям надлежало поцеловаться.

В целом в русских кузьминочных обрядах есть сходства с осенним праздником финно-угорских народов "Удырсий" ("Девичий пир") - на него девушки тоже варили пиво и откупали "Пивань кудо" (избу), где и гуляли.

Вечеринка на Осенние Кузьминки порой длилась всю ночь, и когда угощения заканчивались, парни могли безнаказанно воровать у соседей кур - такие "праздничные" кражи обычно крестьянами не осуждались, - после чего веселье продолжалось.

В некоторых регионах проводился обряд свадьбы и похорон Кузьмы-Демьяна. Из соломы готовилось чучело (антропоморфное изображение Кузьмы), которое наряжалась в мужскую одежду. Его усаживали посреди избы и шуточно женили на одной из девушек. Когда Козьма-Демьян "умирал", его несли на носилках по деревне словно на похоронах, а на краю деревни или в лесу раздирали на части.

На соломенных останках плясали и сжигали их. Характер обряда заключен и в его названии: "Кузьминки - по осени поминки".

В этот день родственникам в качестве подарка отправляли кур. В Воронежской и Пензенской губерниях в куриные именины молебны проводились в курятниках или около них - птиц окропляли святой водой, кур и цыплят приносили в церковь. В некоторых местах женщины с курами приходили в барский двор и с челобитьем подносили своей барыне на красное житье, а та в ответ дарила ленты на головное полотенце. Челобитных кур не убивали, а снесенные ими яйца считались целебными и давались страдающим желчной болезнью.

После Кузьминок начинался сорокадневный Филиппов пост до Рождества - время девичьих посиделок с рукоделиями и подготовки приданого.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Номинация

Сценарий внеклассного мероприятия

для параллели 5-х классов

«Кузьминки – об осени поминки».

Подготовила и провела:

Учитель истории МБОУ СОШ№6

Бичурова Светлана Александровна.

Г.Камышин

2015 год

1-й ведущий - Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас. А собрались мы здесь на просто так, а ради праздника!

А какой же сегодня праздник, кто знает?

2-й ведущий – 14 ноября издавна на Руси был праздничный день, который именовался «Кузьма-Демьян – рукомесленники, курятники». По народному календарю святые Кузьма и Демьян славились как мастера и труженики, покровители кузнецов и женщин – рукодельниц.

3-й ведущий - и самих угодников называли Божьими кузнецами. В народе они слыли бессребрениками, т.к. изготавливали плуги и раздавали их для обработки земли. Русские крестьяне кованую железную цепь ласково называют Кузьмою.

4-й ведущий Но и этим не ограничивалось покровительство Кузьмы и Демьяна. В простом народе почитались они еще как хранители кур, отчего сельская Русь называла этот день еще и куриным праздником. Обязательно жарили кочета и курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой, веря, что курочки потом не будут болеть. А еще варили кашу и лапшу. «Кузьма – Демьян, - говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, - приходите к нам кашу хлебать».

1-й ведущий - Петух и курица в представлении наших предков всегда обладали волшебной силой. Поэтому Кузьминки иногда называют «куриным праздником», «курьими именинами». Недаром в народе говорят «Батюшка Кузьма-Демьян – куриный бог», «Кузьминки – курьи именины», «На Кузьму-Демьяна – курицу на стол».
2-й ведущий - Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного очага. День, посвященный их памяти, особенно почитали девушки. Считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.

3-й ведущий - В некоторых местах существовал обычай: девушка в этот день считается хозяйкой дома, приготовляет для семьи кушанья и угощает всех. На три дня Кузьминок девушки снимали помещение, устраивали ссыпчину (каждая приносила муку и другие продукты) и готовили угощения, принимали парней. В качестве почетного угощении подавали куриную лапшу.

4-й ведущий - В народе этот день называли просто Кузьминки. Да еще приговаривали: «Кузьминки – об осени поминки», «Кузьминки – встреча зимы».

1-й ведущий - Немало народных примет было связано с этим днем.

2-й ведущий - В этот день примечали, какой будет погода зимой.

3-й ведущий - Снежный день на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.

4-й ведущий - Если на «Козьмодемьяна» лист остался на дереве, то на другой год будет мороз.

1-й ведущий - В этот день устанавливается первый непрочный зимний путь, о чем свидетельствуют поговорки и пословицы:

«Демьянов путь – не путь, а только зимы перепутье»,

«Закует Кузьма-Демьян, до весны не расковать»,

«Демьян, окамени воды».

« Кузьма-Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде.»

2-й ведущий - С Кузьмы-Демьяна женщины вплотную принимаются за пряжку и обращаются к святым, просят не отстать в работе от тех, кто начал ее раньше: «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними».

3-й ведущий - Несмотря на то, что праздник Кузьминки назван в честь мужчин, считается он женским, девичьим.


4-й ведущий - О доме, в котором отмечался праздник, говорила пословица: «Кто пустит матушку Кузьму-Демьяна справлять, у того в доме будет благодать».

1-й ведущий - На три дня девушки снимали помещение, устраивали складчину - «ссыпчину» для застолья, наряжались, ждали парней и пели, водили хороводы, разыгрывались игры.

(грозит) А, ну! Вот придет Кума, так добавит всем ума!

СЦЕНКА 2 кумы (кум дед Матвей, 2 кумы)

1кума

2 кума - Дома!

1кума - Что он делает теперь?

2кума - Лежит!

1кума

2 кума - Головка!

1кума - Сходи, Кума, в сенечки, дай ему ты семечки.

1кума - Дома ли, Кума, дед Матвей?

2 кума - Дома.

1кума - Что он делает теперь?

2 кума - Лежит.

1кума - Что же у него, Кума, болит?

2 кума - Плечики!

1кума - Сходи, Кума, ты в магазин, дай ему ты вазелин.

1кума - Дома ли, Кума, дед Матвей?

2 кума - Дома.

1кума - Что он делает теперь?

2 кума - Лежит.

1кума - Что же у него, Кума, болит?

2 кума - Животок!

1кума - Сходи, Кума, в погребок, дай ему ты репеек!

1кума - Дома ли, Кума, дед Матвей?

2 кума - Дома!

1кума - Что он делает теперь?

2 кума - Лежит.

1кума - Что же у него, Кума, болит?

2 кума - Пяточки!

1кума - Возьми, Кума, мяточки, припарь ему пяточки!

1кума - Дома ли, Кума, дед Матвей?

2 кума - Нет его, сбежал!!!

1-я ведущая – После игры юноши и девушки соревнуются в произнесении на одном выдохе докучных сказок – произведений народного юмора, потешек, или, как их еще называли на Руси, скоморошки:


1 - Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол,

На колу мочало; не сказать ли сначала?

2 - Был себе человек Яшка, на нем серая сермяжка, на затылке пряжка, На шее тряпка, на голове шапка – хороша ли моя сказка? Послушайте-ка сначала!

3 - Вокруг пальца ходит журавль да овца. Съели они стожок сенца – не сказать ли с конца?

4 - В одном болоте жила-была лягушка, по имени, по отчеству Квакушка; вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязила в тину хвост! Дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост, да завязила нос; дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула нос, да завязила хвост; дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост, да завязила нос….

6 - Федул! Чего губы надул?

Да кафтан прожег!

Зачинить можно?

Да иглы нет!

А велика дыра-то?

Да один ворот остался!

1-й ведущий -К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.

И мы вам предлагаем принять участие в нашем празднике, побывать на посиделках, поиграть в весёлые игры, потешиться.

Слышится стук в дверь, появляются гости (две девушки).

Девочки: Можно, хозяйка?

Хозяйка: Входите, входите!

Девочки: Здравствуйте, хозяюшка! Пустите нас к себе на посиделки?

Хозяйка: Пущу, как не пустить, ведь Кузьминки – девичий праздник.

Девочки: А на всю зиму пустите?

Хозяйка: Да чем платить будете? Чай ваши посиделки мне не дешево обойдутся: и сор в избе, а огня и тепла сколько пойдет!

Девочки: А что надобно?

Хозяйка: Да совсем немного.

Дровец возок, керосину жбанок, да пшеницы полпуда, да гороху три блюда, да меду туесок, да масла горшок, да денег пятачок!

девушки : (смеются): Вот так немного! Ладно, мы про этот обычай знаем, все из дома принесли (дают хозяйке горшочки).

Хозяйка: Вот и ладно, вот и хорошо! Приходите.

Девушки убегают, хозяйка тоже уходит со сцены.

Стихотворение читают ведущие

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С медом, явно без конфет

Как и нынче мы - общались

Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!

Эх, горелки хороши!

Словом эти посиделки были праздником души.

Отдых – это не безделки –

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки,

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей!

Под русскую народную музыку входят Хозяин с Хозяйкой.

Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка: Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются.

Хозяин:

Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Приходи скорей,
Торопись, народ!

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, будьте, как дома!

Хозяин: У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

Хозяйка: Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

1-я девушка: Тут и каша, и лепешки!

2-я девушка: И пироги, и яички!

3-я девушка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.

Хозяйка: Да, Кузьминки – куриные именины.

4-я девушка : Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в этот день не работает.

Хозяйка: А где же ещё гостьюшки наши?

Хозяин: Скоро, скоро будут!

Хозяйка: А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Девочки: ( хором ) Батюшка, Кузьма – Демьян!
Сравняй меня позднюю с ранними!

1-я гостья: Прялка не бог, а рубаху дает!

2-я гостья: Не ленись прясть, хорошо оденешься!

3-я гостья: У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

Раздается стук в дверь, заходят еще гости.

Хозяин: Проходите, гости дорогие!
Гостю – почет, хозяину – радость!

Хозяйка:

Давно вас ждем – поджидаем,
Праздник не начинаем. Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:
Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Один из гостей предлагает поиграть в фанты. Каждый отдает ведущему какую-нибудь вещь: заколку, ленту, поясок. Все складывается в корзинку, перемешивается. Один из ведущих отворачивается. Другой ведущий достает один фант и спрашивает: «Что этому фанту делать?». Ведущий придумывает задание, которое должен выполнить хозяин фанта.

В это время один из гостей ходит между девушками, приглядывается к рукоделью.

Парень: (заигрывая) – Умница дорогая, пожалуйте веретенце,
посмотреть на ваше рукодельство.

Девушка: (сердясь ) – Дорожка возле вас, проходите мимо нас.

Парень: Всю беседу изошел, краше вас не нашел, к вашей милости пришел. Видите сами, стою перед вами, рукодельем любуясь. (Садится рядом с девушкой) .

Хозяйка: Пришли парни мастерством своих избранниц полюбоваться. Ведь именно с Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за зимние работы. А какие именно? Кто знает?

(Проводит игру с залом на знание зимних женских работ. Правильно назвавшие работы получают жетоны. У кого больше жетонов, тому и приз).

Хозяйка: У нас девицы – на все руки мастерицы.
И прясть, и вязать, и вышивать умеют.
Вот деревня Кузьмы, а вот Демьяна
(присутствующих делит на две части зала) . Выходите по одной рукодельнице с каждой деревни сноровку показать, мастерство выказать.

Хозяйка: Будем пряжу в клубки перематывать, только где же она? Спешили на праздник, да по дороге, наверное, потеряли. (Обращается к зрителям)
Хуторяне, на окраинах у себя поищите. Как найдете, быстрее по рядам передавайте ее своим односельчанам-конкурсантам. А девушки должны быстро перемотать пряжу в клубки. Кто быстрее клубок смотает, та и победит.

( Зрители находят прикрепленные к низу стульев мотки пряжи, передают по рядам девушкам, те начинают перематывать. Звучит песня. Кончается песня, останавливается работа. Чей клубок больше, та девушка и победила. Ей вручается приз).

1-Я: Ой, парни уж идут!

2-Я: И Кузька с ними!

3-Я: Выходите хлопцев встречать!

(К сцене идут парни с гармошкой).

Парни: Добрый день, молодки-лебедки!

Девушки:

Здравствуйте, коль не шутите,-
ребята-молодцы, веселые удальцы!

Парни:
– Девушки, вы девушки, где берете денежки?

Девушки:
– Летом ягодки берем,
С Кузьмы куделечку прядем.

(начинают петь частушки).

Моя прялка не пряде,
Колесо не вертится,
Не дождаться, когда сяде,
Он, наверно, сердится.

Уж как наши-то ребята,

издали, что короли

Надеты белые рубахи,

с лакировкой сапоги.


Полотенце вышивала
Петухами, утками
Я миленка поджидала
Часами, минутками.

У моего миленка

плохая кобыленка:

Она стояла у горы,

ее заели комары.


Не стой, миленький, в порожке!
Не большая тебе честь!
Иди, сядь ко мне на лавку –
Для тебя местечко есть!

(Пропускают парней в хату, сажают на лавку).

Хозяйка: Проходите, гости желанные, полюбуйтесь работой невестушек Вот и каша, еда наша, с пылу, с жару. Угощайтесь, гости дорогие, чем Бог послал.
Нашему Кузеньке, бессеребреннику, самую большую ложку.
Кто как работает, тот так и ест.
Кузька работник известный, а кто его переест?

( Приглашает из каждой деревни по парню и проводит конкурс «Кашеедов».)

Хозяйка: Вот какой едок выдающийся, наверняка, и работник знатный. Это, чтобы аппетит не испортился. (Дарит победителю приз) .
Поели, люди добрее? Аида, играть!

(Одна из девушек запевает песню, заводят хоровод. Хозяйка, не спеша идет по избе, присматривается. Перед тем, кто приглянулся, останавливается.. Обнимаются, трижды целуются, кланяются друг другу, и избранный идет дальше и выбирает себе избранницу, и т.д.)

Один из парней: Наших зрителей я тоже приглашаю повеселиться, сыграем в петушиные бои.

Игра «Петушиный бой».

В очерченный круг выходят играющие. Руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из очерченного круга.

Хозяйка: Ноги, руки размяли, а про голову забыли?
Есть у меня загадки до того мудренные,
Кто загадки угадает, попадет в ученые.

«Отгадай загадку».

1. Всех наградила, все загубила. (Осень)

2. Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз)

3. Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

4. Черна, мала крошка, а угодья в ней много: в воде поварят, ребята съедят. (К аша)

5. Избушка нова – жильца нет, жилец появится – изба развалится. (Яйцо)

6. Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький . (Курица)

7. Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах, на часы не заглядывает, а время знает. (П етух)

8. По лесу летало, в воду упало – не булькнулось. (Перо)

9. Сидит на ложке, свесивши ножки. (Лапша)

10. Само в кулачок, красный бочок, потрогаешь – гладко, А откусишь – сладко. (Яблоко)

11. В сенокосе – горька,а в мороз – сладка, что за ягода? (Рябина)

12. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина)

13. Низок, да колюч, сладок, да не пахуч. Ягоду сорвёшь – всю руку обдерёшь. (Крыжовник)

14. Было зелёное платье атласное, нет, не понравилось, выбрала красное, но надоело также и это – платье надела синего цвета. (Слива)

15. Красненькая матрёшка, беленькое сердечко. (Малина)

16. В колыбельке подвесной, летом житель спит лесной. Осень пёстрая придёт – на зубок он попадёт. (Орех)

17. Сижу на тереме, мала как мышь. Красна как кровь, вкусна как мёд. (Вишня)

Одна из девушек: (вбегает с Кузьмой на руках) Ой, ой, ой скорей сюда! А Кузенька-то замёрз и помер!

(Звучит плач по Кузьме)

1-я подружка : Уж куды, ты, милай, Кузенька собрался?

2-я подружка : Да так красно наряжался!

3-я подружка : Да так бело намывался!

Все: Да на какую дальнюю дороженьку отправился!

1-я подружка : Да на край мы Кузьму понесем

2-я подружка: Мы костер жаркий под Кузьмой зажжем

3-я подружка : Запылал наш милый Кузенька на краю села!

1-я подружка : Чтобы после снежной зимы к нам весна пришла.

Все: Чтоб урожай был хорош, приходи к нам Кузенька на будущий год.

1-я подружка : Как на праздник на Кузьминки вышла не свадьба, а поминки

Все: По лету красному по осени щедрой

Хозяйка: Вот и закончился веселый праздник в честь славных мастеров Кузьмы и Демьяна, а с ним и осень. Я желаю вам хорошего настроения на всю зиму, хорошо учиться, славно потрудиться.

До свиданья, до следующих посиделок!

Приглашают всех участников праздника в столовую, отведать куриной лапши.

Народно-христианский праздник Кузьминки осенние традиционно отмечается 14 ноября. Православная церковь в этот день почитает память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских, а также их матери преподобной Феодотии. В народе праздник еще называют Кузьма и Демьян, Встреча зимы, Праздник девичества, или Куриная смерть.

Косма и Дамиан (в народе Кузьма и Демьян) были родными братьями. Мать воспитывала их как истинных христиан, поэтому в своем городе они также проповедовали веру. В юношеском возрасте братьев отдали на обучение к врачевателю, после чего они начали исцелять людей от смертельных болезней. Люди удивлялись увиденным чудесам, тем более что плату за свои услуги целители не брали.

Однажды от смертельного недуга братьям удалось исцелить одну женщину. В знак благодарности, она попросила Кузьму принять у нее 3 яйца, во имя Господа. Он не смог ей отказать и принял подарок, чем очень огорчил брата. Демьян сказал, что тот нарушил данный ими обет и запретил их хоронить рядом.

После смерти братьев христиане долго думали об исполнении завещания, но внезапно в толпе появился верблюд, которого целители однажды спасли. Он заговорил человеческим голосом и велел похоронить братьев вместе, так как дары были приняты Кузьмой не из корыстных побуждений.

Традиции и поверья праздника Кузьминки осенние

Главной традицией праздника считалось проведение вечеринок, окончание свадебного сезона и прядение.

Так как святые Косма и Дамиан считались покровителями семейного очага и кузнецов, в этот день работа в кузне считалась тяжелым грехом. В народе считали, что святые и сами занимались кузнецким делом. На Кузьминки традиционно доигрывали последние свадьбы – ковали счастье молодым.

14 ноября прикармливали дворового – духа, который следил за домашним скотом. Если он был «плохим», проводился специальный обряд для его изгнания со двора.

Еще одной традицией этого дня было завершение молотьбы. 14 ноября из нового урожая готовили кашу, мужчины варили пиво и устраивали братчину с разными угощениями. Для проведения этого веселья выделялась отдельная изба, при этом продукты собирались всей деревней. Хозяйкой дома в этот день становилась девушка на выданье, которая готовила еду и всех ею угощала. Традиционно на Кузьминки ели вкрутую сваренное яйцо, ведь считалось, что оно защищает от бесплодия. Вторым угощением дня была куриная лапша.

На Кузьминки также отмечались куриные именины. Богатые семьи отправляли своим бедным родственникам кур в виде подарка. Если крестьянские жены приносили кур боярыням, те дарили взамен ленты. Таких кур держали в почете, не убивали и вкусно кормили, а их яйца считали лечебными.

Приметы праздника Кузьминки осенние

Издавна сохранилось множество примет, связанных с праздником Кузьмы и Демьяна:

  • теплая погода в этот день предсказывает мягкую зиму;
  • Кузьминки знаменуют приход зимы;
  • батюшка Кузьма-Демьян – куриные Бог;
  • Кузьма и Демьян «куют» счастье молодым;
  • если петух стоит на одной ноге – быть морозу;
  • к вечеру мороз становится слабее – на следующий день стоит готовиться к пасмурной погоде.