Календарный переворот. Календарный переворот Как изменились праздник после революции

В России, благодаря указу Петра I от 1699 года, Новый год стали праздновать в ночь с 31 декабря на 1 января, начиная с 1700 года. Однако, далеко не каждый знает, что после Революции этот праздник некоторое время не отмечали вообще. И, что примечательно, только в ХХ веке Новый год стал поистине всероссийским праздником. Что особенного произошло после Революции 1917 года, к каким изменениям в подходе к празднованию Нового года это привело и чем это обернулось для нас - вот то, о чём стоит узнать подробнее.

1917 год Россия (в эти времена - Российская Империя) встретила на целых 13 дней позже, чем большинство европейских стран, потому что мы всё ещё жили по юлианскому календарю. Можно сказать, что благодаря смене власти в результате революции, мы сейчас живём по одному календарю с Европой: решением В.И. Ленина с 1918 года в России отменили юлианский календарь, ошибка применения которого уже накопила 13 дней, и ввели в оборот григорианский. А вот отмечать Новый год в то время перестали - этот праздник приобрёл неофициальный характер. Тем более, что Рождество Христово тогда считалось куда более важным и значимым событием.

В середине 30-х годов традиция Новогоднего праздника вернулась в страну. Можно сказать, что Новый год в Россию вернул И.В. Сталин: распоряжение партии и правительства «О праздновании Нового года в СССР» вышло в 1937 году. Тогда же прошла первая официальная Новогодняя ёлка , которая, которая состоялась в зале Дома Союзов. На верхушке праздничной ёлки красовалась знаменитая красная звезда.

Любопытный факт, что годом ранее, а именно 31 декабря 1935 года, было сделано первое в истории России новогоднее радио поздравление , адресованное дрейфующим полярникам. Его передал председатель ЦИК СССР Михаил Калинин на волнах дальней связи. Потом оно стало ежегодным и даже всесоюзным.

Во время Великой Отечественной войны тоже традиции этого праздника не оставались в стороне. В детских садах малышам дарили «подарки»: кому конфеты, кому пряники. Другими словами, выбирали из полученной гуманитарной помощи то, что более или менее подходило на роль новогоднего подарка . Ветераны войны рассказывают, что на фронте не забывали про этот праздник и украшали ёлку тем, что было: проволокой, картоном, бинтами, ватой, гильзами и даже погонами. Парашютист, подвешенный на ниточках – самая известная ёлочная игрушка времён войны.

До 1947 года люди выходили на работу уже 1 января, а 23 декабря было принято официальное решение сделать первый день каждого нового года праздничным и выходным. Ну а дальше праздничных и выходных дней становилось всё больше. Так, 2 января приобрело статус выходного дня в 1992 году, а в 2005 году к ним прибавились 3, 4 и 5 января. Сейчас же все россияне отдыхают с 1 по 8 января.

Что касается новогодних традиций, то их так много, что все не перечесть. Многие из них заимствованные. К примеру, - западная традиция. Происхождение Деда Мороза вообще было предопределено древним славянским фольклором. Но советские новогодние традиции прижились в современной России лучше всего. Например, со времён правления Петра I и других реформаторов у нас остались фейерверки. Шампанское, мандарины, бенгальские огни и хлопушки, новогоднее обращение главы государства и бой курантов – это тоже всё осталось нам в наследство от советских времён. Ну а песню «В лесу родилась ёлочка» знает каждый взрослый и ребёнок!

Новый год был, есть и будет одним из любимейших праздников большинства времён и народов. Каждый год, загадывая заветное желание под бой курантов, люди надеются на лучшее, и пусть это «лучшее» непременно случится в жизни каждого из нас!

Граждане советской страны, отправившись спать 31 января 1918 года, проснулись 14 февраля. Вступил в силу "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря". Большевистская Россия перешла на так называемый новый, или гражданский, стиль исчисления времени, который совпадал с церковным григорианским календарем, которым пользовались в Европе. Эти перемены не коснулись нашей Церкви: она продолжала отмечать свои праздники по старому, юлианскому календарю.

Календарный раскол между западными и восточными христианами (верующие стали праздновать главные праздники в разное время) произошел в XVI веке, когда Папа Римский Григорий XIII предпринял очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Одержимым идеей мировой революции и интернационализма большевикам, конечно, не было дела до Папы Римского и его календаря. Как сказано в декрете, переход на западный, григорианский стиль был сделан "в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени"...". На одном из первых заседаний молодого советского правительства в начале 1918 года рассматривали два проекта реформы времени. Первый предполагал постепенный переход к григорианскому календарю, каждый год отбрасывая по 24 часа. На это потребовалось бы 13 лет. Второй предусматривал сделать это одним махом. Именно он понравился вождю мирового пролетариата Владимиру Ильичу Ленину, превзошедшему нынешнего идеолога мультикультуризма Ангелу Меркель в глобалистских проектах.

Компетентно

Историк религии Алексей Юдин - о том, как христианские церкви празднуют Рождество:

Во-первых, сразу внесем ясность: говорить, что кто-то празднует 25 декабря, а кто-то 7 января - некорректно. Все отмечают Рождество 25-го, но по разным календарям. В ближайшие сто лет, с моей точки зрения, никакого объединения празднования Рождества ждать не приходится.

Старый юлианский календарь, принятый при Юлии Цезаре, отставал от астрономического времени. Реформа папы Григория XIII, которую с самого начала назвали папистской, была крайне негативно воспринята в Европе, особенно в протестантских странах, где уже прочно утвердилась реформация. Протестанты были против прежде всего потому, что "это задумано в Риме". А этот город в XVI веке уже не был центром христианской Европы.

Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря (1925 год). Фото: Wikipedia.org

Реформу календаря при желании, конечно, можно назвать расколом, имея в виду, что христианский мир уже раскололся не только по принципу "восток-запад", но и внутри запада.

Поэтому григорианский календарь был воспринят как римский, папистский, а значит, непригодный. Постепенно, правда, протестантские страны его приняли, но процесс перехода занял века. Так обстояли дела на западе. Восток на реформу папы Григория XIII не обратил внимания.

Советская республика перешла на новый стиль, но это, к сожалению, было связано с революционными событиями в России, ни о каком папе Григории XIII большевики, естественно, не думали, просто считали новый стиль наиболее адекватным своему мировоззрению. А у Русской православной церкви появилась дополнительная травма.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание православных церквей, на котором приняли решение об исправлении юлианского календаря.

Представители Русской православной церкви, понятно, не смогли выехать за рубеж. Но патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "новоюлианский" календарь. Впрочем, это вызвало протесты среди верующих, и постановление быстро отменили.

Вы видите, что было несколько этапов поиска совпадения на календарной почве. Но к окончательному результату это не привело. Пока в серьезной церковной дискуссии этот вопрос вообще отсутствует.

Опасается ли Церковь очередного раскола? Безусловно, какие-то ультраконсервативные группы внутри Церкви будут говорить: "Предали священное время". Любая Церковь - очень консервативный институт, особенно что касается обихода и богослужебных практик. А они упираются в календарь. И церковно-административный ресурс в таких вопросах неэффективен.

Каждое Рождество Христово всплывает тема перехода на григорианский календарь. Но это политика, выгодная медийная подача, пиар, что хотите. Сама Церковь в этом не участвует и неохотно эти вопросы комментирует.

Почему Русская православная церковь пользуется юлианским календарем?

Отец Владимир (Вигилянский), настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ:

Православные церкви можно условно разделить на три категории: те, что служат все церковные праздники по новому (григорианскому) календарю, те, что служат только по старому (юлианскому) календарю, и те, которые смешивают стили: к примеру, в Греции Пасха отмечается по старому календарю, а все остальные праздники - по-новому. Наши церкви (Русская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская и афонские монастыри) никогда не меняли церковный календарь и не смешивали его с григорианским, чтобы не было никакой путаницы в праздниках. У нас единая календарная система, которая привязана к Пасхе. Если перейти на празднование, скажем, Рождества по григорианскому календарю, то "съедаются" две недели (помните, как в 1918 году после 31 января настало 14 февраля), каждый день которых несет для православного человека особую смысловую значимость.

Церковь живет по своему порядку, и в нем многие значимые вещи могут и не совпадать со светскими приоритетами. К примеру, в церковной жизни есть четкая система поступательности времени, которая привязана к Евангелию. Каждый день читаются отрывки из этой книги, в чем есть логика, связанная с евангельской историей и земной жизнью Иисуса Христа. Это все закладывает определенный духовный ритм жизни православного человека. И те, кто пользуется этим календарем, не хочет и не будет его нарушать.

У верующего человека весьма аскетическая жизнь. Мир может меняться, мы видим, как на наших глазах у сограждан появляется масса возможностей, к примеру, для отдыха во время светских новогодних каникул. Но Церковь, как пел один наш рок-исполнитель, "не будет прогибаться под изменчивый мир". Ставить в зависимость от горнолыжного курорта нашу церковную жизнь мы не будем.

Большевики ввели новый календарь "в целях одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени". Фото: Издательский проект Владимира Лисина "Дни 1917-го 100 лет тому назад"

Долгое время считался праздником. Его отмечали 7 ноября. По старому стилю знаменательное событие произошло 25 октября, но обо всём по порядку.

Восстание, подарившее выходные

Великая Октябрьская Социалистическая революция свершилась 25 октября 1917 года. В ночь на 26 октября большевики захватили власть. Руководил грандиозным восстанием Владимир Ильич Ленин. После этого события долгие годы 7 ноября - день Октябрьской революции - считался общенародным праздником. Правительством было принято решение дать гражданам не один, а целых 2 дня выходных. Отдыхали не только седьмого, но и восьмого ноября. Если до или после этих двух дней выпадали выходные, то люди официально отдыхали 3-4 дня. Это нравилось всем.

Ведь в те времена не было таких продолжительных новогодних каникул для взрослых, поэтому дни Октябрьской революции все ждали, чтобы выспаться и не ходить в это время на работу. Однако не всем удавалось предаться 7 ноября сну, так как в этот день проводились демонстрации. Рано утром приходили рабочие на места своей службы, брали транспаранты, огромные цветы из бумаги и шли пешком на Это было седьмого ноября.

Как в СССР отмечали праздник

День Октябрьской революции проходил весело. В рядах демонстрантов были слышны шутки, смех. Этому способствовало не только но и горячительные напитки. Хотя это было строжайше запрещено, но некоторые умудрялись отбиться небольшой группой на время от колонны, чтобы выпить немного алкоголя. Конечно, это делась задолго до прихода на Красную площадь, и грешили таким поведением в основном мужчины, да и то не все.

Выпивали не только на демонстрации, но и дома. Ведь день Октябрьской революции считался большим праздником. Конечно, это не Новый год, но размах торжества поражал. Хозяйки делали много вкусных блюд, в том числе селёдку под шубой, оливье. К знаменательному событию на предприятиях давали праздничные заказы. Наборы состояли из копчёной колбасы, ветчины, конфет, красной икры. В те времена эти продукты были в дефиците, поэтому день Октябрьской революции - это ещё и возможность вкусно поесть.

В эти осенние выходные люди ходили друг к другу в гости, звучали праздничные тосты. Вот так день Октябрьской года давал возможность советскому народу отдыхать и праздновать.

7 ноября сегодня

В последние годы торжество забыто. Теперь 4-5 ноября отмечают Это было сделано в том числе и для того, чтобы люди не высказывали недовольство из-за исчезнувшего праздника. И не по идейным соображениям, а потому, что от лишних выходных вряд ли кто откажется. Сейчас их стало даже больше. Ведь помимо отдыха в начале ноября, есть возможность не ходить на работу и несколько дней в первой половине января.

Не все перестали отмечать День Великой Октябрьской социалистической революции. Представители КПСС до сих пор чествуют друг друга и политических деятелей советского времени. Коммунисты устраивают демонстрации, но теперь уже не на Красной площади. Праздничные мероприятия необходимо сначала согласовывать с правительством, а уже после одобрения выходить на улицу с транспарантами. 7 ноября можно увидеть с написанными лозунгами не только коммунистов, оппозиционеры тоже активизируются в этот день. Однако шествия проходят по большей части мирно и без глобальных эксцессов.

Как отдыхали наши деды, прадеды и прапрадеды? Праздники, которые были привычны для прежних поколений, а сейчас оказались не нужны или отмечаются уже не на том уровне, как прежде.

3 сентября 1945 года в СССР появился новый государственный праздник - День Победы над Японией. Правда, выходным днём он побыл совсем недолго, уже в 1947 году он стал рабочим, а со временем окончательно забылся как праздник. В настоящее время мало кто знает и помнит о том, что когда-то 3 сентября планировалось отмечать. И это не единственный случай в богатом на изменения календаре праздников ХХ века.

Дореволюционная Россия

В России до революции отдыхали много (правда, надо учесть, что рабочая неделя была шестидневной), а большая часть праздников имела религиозную направленность. Практически все значимые религиозные праздники были нерабочими днями или, как они тогда назывались, неприсутственными.

Дополнительные праздники были связаны с царствующей семьёй. День рождения, а также день тезоименитства (день именин) императора, императрицы и вдовствующей императрицы (т.е. матери действующего императора и супруги прежнего, если она была жива) в обязательном порядке были нерабочими. С рождением наследника престола появилось два новых праздника – день его рождения и тезоименитства. Также отдельными праздниками были восшествие на престол и коронование императора. Таким образом, только благодаря императорской семье в дореволюционной России насчитывалось 10 нерабочих дней.

Новогодних каникул в их современном виде в Российской империи не было, Рождество праздновали три дня в декабре, а в январе были нерабочими лишь два дня – первый день нового года и Крещение. Зато весенние праздники были даже длиннее, чем современные. Два дня Страстной седмицы и шестидневный отдых на Пасху - это уже больше, чем сейчас. А ведь помимо этих праздников на апрель и май ещё приходились тезоименитство императрицы, день рождения императора и императрицы, его коронование, бонусом шли двухдневное празднование дня святой Троицы, день Николая Чудотворца и Вознесение Господне. В целом только на апрель и май приходилось столько праздников, что четверть этого времени была нерабочей, и это не считая воскресений, которые всегда и при любых обстоятельствах были выходным днём, поскольку никаких переносов календарей тогда не практиковалось.

Относительно урожайными на праздники были август и октябрь (по четыре неприсутственных дня). В общей сложности, учитывая религиозные праздники, дни почитания святых и праздники, связанные с императорской семьей, в год получалось чуть более 40 нерабочих дней. Представители других религиозных конфессий в местах своего компактного проживания могли заменять христианские религиозные праздники на священные дни, принятые в их вере. Государственные праздники, связанные с императорской семьёй, были едины для всех.

Нерабочими праздничные дни были только для служащих и рабочих. Что касается крестьян, то их рабочее время вообще не регламентировалось и планировалось ими самостоятельно. При Временном правительстве исчезли 10 праздничных «царских дней», а в остальном всё осталось без изменений.

1920-е годы

В первое десятилетие после революции состав праздников значительно изменился. Поскольку большевики считали религию «опиумом для народа», религиозные праздники перестали быть государственными, официально они именовались особыми днями отдыха. Тем не менее до 1929 года они не отменялись и считались нерабочими днями. Правда, число их значительно сократилось, отмечались только самые главные праздники: Рождество, Крещение, Благовещение, Пасха, Успение, Вознесение, Преображение, Троица, Духов день. При этом продолжительность Пасхальной недели сократилась до трёх дней, а позднее до двух.

Все сохранившиеся религиозные праздники не были рабочими днями, но и не оплачивались, тогда как дни государственных праздников оплачивались, даже с учётом того, что никто не работал. Ещё более парадоксальная ситуация сложилась из-за того, что государство перешло с юлианского на григорианский календарь, а церковь не сделала этого. В итоге нерабочие дни в некоторых случаях не совпадали с религиозными праздниками. Например, нерабочими днями были 25 и 26 декабря, а Рождество в связи с переносом календаря праздновалось теперь 7 января, который был рабочим днём.

Новые времена принесли новые праздники, многие из которых теперь основательно позабыты. Например, мало кто помнит, что 22 января отмечалась годовщина первой революции 1905 года, которая была совмещена с Днём памяти Ленина, который умер 21-го числа. Этот праздник продержался достаточно долго, почти 30 лет, и был отменён только в 1951 году. По какой причине этот праздник покинул государственный календарь, никто не объяснил. Вряд ли День памяти Ленина противоречил государственной идеологии.

12 марта стал отмечаться праздник под названием Низвержение самодержавия. Он был приурочен к годовщине начала Февральской революции. Этот праздник в честь «буржуазной революции», как тогда говорили, был установлен в 1918 году и просуществовал недолго. В 1929 году этот день стал обычным рабочим днём. Видимо, Сталин посчитал, что неправильно пролетариату радоваться буржуазным праздникам, и отменил его по идеологическим мотивам.

Ещё один необычный праздник, в настоящее время прочно забытый, отмечался 18 марта. Это был день Парижской коммуны. Вообще-то, эта коммуна не имела ни малейшего отношения ни к России, ни к её истории и просуществовала всего 72 дня в 70-е годы позапрошлого века, запомнившись французам лишь тем, что коммунары устроили террор в захваченном ими районе Парижа и разрушили Вандомскую колонну как «символ варварства и милитаризма».

Однако лично Ленин Парижскую коммуну считал первым в истории примером диктатуры пролетариата, восхищался ею и часто сверял свои действия и поступки с коммунарами. По этой причине вокруг Парижской коммуны в СССР был возведён целый культ, в её честь назывались корабли, школы, заводы и улицы, многотысячными тиражами выходили сотни книг по её истории и т.д. Первый день существования коммуны стал государственным праздником в РСФСР в 1918 году и просуществовал до 1929 года. С началом индустриализации количество нерабочих дней было резко сокращено, и Сталин, вероятно, посчитал, что нет смысла отдыхать целый день в честь такого события.

В 1918 году появился и праздник в честь годовщины Октябрьской революции, правда, из-за перехода с юлианского календаря на григорианский он переместился на ноябрь. День пролетарской революции отмечался 7 ноября и был главным советским праздником. В этот день в обязательном порядке проводились демонстрации трудящихся и военные парады на главных площадях городов страны.

В 1927 году советская власть решила, что праздник столь важен и значим, что его недостаточно праздновать только один день, поэтому праздничным стал и день 8 ноября. Военные парады в этот день проводились с первого и до предпоследнего года существования советской власти, за исключением перерыва на Гражданскую войну и Великую Отечественную (парадов не было с 1941-го по 1944-й). В последние месяцы существования СССР в 1991 году парада также не было, поскольку КПСС формально находилась под запретом, а общесоюзной власти уже практически не было.

Тем не менее по инерции он продолжал оставаться праздничным и нерабочим днём и в постсоветской России, правда, 8 ноября уже был рабочим днём. В середине 90-х праздник был переименован и стал называться Днём согласия и примирения, правда, смысл этого праздника оставался не совсем понятным. О каком согласии и примирении могла идти речь, если праздновалась годовщина насильственного и вооружённого захвата власти? Что может быть дальше от согласия и примирения, чем это?

Праздник дожил до 2004 года, когда 7 ноября стал простым рабочим днём, а ему на смену пришёл День народного единства 4 ноября. Хотя день Октябрьской революции и является исчезнувшим праздником, его нельзя назвать забытым. Многие приверженцы коммунистических идей до сих пор сохраняют верность традициям и устраивают различные мероприятия в этот день.
1930-е годы

В 1929 году советскую страну ждали огромные изменения. В 20-е годы она ещё частично жила по инерции с прежним десятилетием. НЭП разрешал частный бизнес в определённых пределах, всё ещё праздновались главные религиозные праздники. Но к концу десятилетия НЭП был свёрнут, началась индустриализация, коллективизация, и всё это вызвало значительные изменения во всех сферах жизни, в том числе и в календаре.

Почти все праздники были отменены и стали простыми рабочими днями. Больше не праздновались не только религиозные праздники, но даже Новый год, который был объявлен буржуазным праздником, по поводу чего в прессе даже была проведена антиновогодняя кампания. Он имел все шансы стать исчезнувшим и позабытым праздником, но через несколько лет его решили вернуть, фактически подменив им Рождество. Если в дореволюционные времена главным праздником было Рождество, то теперь его заменил Новый год с новым персонажем - Дедом Морозом. Частично внешняя форма старого праздника была сохранена (елки, подарки и т.д.), но содержание и смысл праздника изменились с религиозных на светские.

За весь год было лишь 5 нерабочих дней – День памяти Ленина, Первомай (два дня) и День Революции (два дня). Все остальные дни были рабочими.

В 1936 году к ним добавился ещё один праздничный нерабочий день, ныне уже давно забытый. В честь принятия новой Конституции СССР в 1936 году 5 декабря стали праздновать как День Конституции. День сталинской Конституции просуществовал более 40 лет и перестал быть праздничным и нерабочим только после принятия новой Конституции в 1977 году.

1940-е годы

В это десятилетие советским людям было не до праздников, поскольку шла война. Тем не менее в послевоенное время появилось сразу два новых праздника, не считая восстановленного в 1947 году Нового года.

В 1945 году было решено праздновать 9 Мая как День Победы, а 3 сентября, когда закончилась советско-японская война и вместе с ней Вторая мировая война, – Днём Победы над Японией.

Однако просуществовали праздники совсем недолго. Уже в 1947 году они стали простыми рабочими днями. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, что именно побудило Сталина отменить совсем недавно появившиеся по его личной инициативе праздники. На этот счёт существуют различные мнения. Кто-то считает, что Сталин опасался фронтовиков – сплочённых и суровых мужчин, повидавших жизнь и научившихся отстаивать свою правду с оружием в руках. Другие полагают, что Сталин не желал возвышения армии, опасаясь, что праздник будет способствовать её популярности и популярности самых видных военачальников, что станет угрозой для него лично. Так или иначе, подлинные причины столь резкого отказа от совсем недавно учреждённых праздников навсегда остались покрыты завесой тайны.

После отмены праздника День победы над Японией канул в Лету. Про него больше никто не вспоминал и не праздновал. Правда, с 9 Мая подобной ситуации всё же не случилось. Если советско-японская война была лишь месячным эпизодом, который мало кто заметил, то Великую Отечественную не заметить было нельзя.

Поэтому, несмотря на отказ от официального празднования и объявления 9 Мая рабочим днём, его всё равно праздновали неформально, а в самых крупных советских городах иногда устраивали салюты в честь Победы.

1960-70-е годы

Незадолго до смерти Сталина был отменён нерабочий день в память о Ленине. Такой календарь праздников сохранялся полтора десятилетия и изменился только при Леониде Брежневе, когда он приобрёл знакомые нам сейчас черты. В частности, нерабочим днём стало 8 Марта. Вновь начал праздноваться День Победы, именно в те времена были заложены традиции современного празднования – с военными парадами, возложением венков и демонстрациями.

В 1970-е годы появился последний праздник, который можно назвать исчезнувшим и забытым. После принятия новой советской Конституции новым нерабочим днём вместо 5 декабря стало 7 октября. Этот праздник сохранился до распада Советского Союза. В России ему на смену пришёл День Конституции 12 декабря, который более десяти лет был нерабочим днём, однако с 2005 года таким не является. Тем не менее День Конституции РФ нельзя назвать исчезнувшим, поскольку в этот день по-прежнему проводятся различные государственные мероприятия.

Таким образом, из всех дореволюционных праздников до нашего времени сохранились только два - Новый год и Рождество. При этом Новый год имеет 20-летний перерыв в праздновании, а Рождество и вовсе 63-летний (с 1929-го по 1992 год). Кроме того, Рождество является единственным из многочисленных религиозных праздников, который сейчас является нерабочим днём. Остальные праздники либо исчезли по политическим причинам (падение монархии и отсутствующие в связи с этим «императорские дни»), либо сохранились как религиозные, но их празднование – личное дело каждого.

Два старейших советских праздника, появившихся ещё в 20-е годы и доживших до наших дней, – 1 Мая и 23 Февраля - в настоящее время существенно отличаются от оригинала по своему смыслу. 1 Мая больше не день солидарности интернационального пролетариата, а майские каникулы по своей сути и скорее является наследником дореволюционной Пасхальной недели, чем советских маёвок. А 23 Февраля уже не День армии и не столько День защитника Отечества, сколько праздник всех мужчин вообще.

3 сентября 1945 года в СССР появился новый государственный праздник - День Победы над Японией. Правда, выходным днём он побыл совсем недолго, уже в 1947 году он стал рабочим, а со временем окончательно забылся как праздник.
В настоящее время мало кто знает и помнит о том, что когда-то 3 сентября планировалось отмечать. И это не единственный случай в богатом на изменения календаре праздников ХХ века.

В первое десятилетие после революции состав праздников значительно изменился. Поскольку большевики считали религию «опиумом для народа», религиозные праздники перестали быть государственными, официально они именовались особыми днями отдыха. Тем не менее до 1929 года они не отменялись и считались нерабочими днями. Правда, число их значительно сократилось, отмечались только самые главные праздники: Рождество, Крещение, Благовещение, Пасха, Успение, Вознесение, Преображение, Троица, Духов день. При этом продолжительность Пасхальной недели сократилась до трёх дней, а позднее до двух.
Все сохранившиеся религиозные праздники не были рабочими днями, но и не оплачивались, тогда как дни государственных праздников оплачивались, даже с учётом того, что никто не работал. Ещё более парадоксальная ситуация сложилась из-за того, что государство перешло с юлианского на григорианский календарь, а церковь не сделала этого. В итоге нерабочие дни в некоторых случаях не совпадали с религиозными праздниками. Например, нерабочими днями были 25 и 26 декабря , а Рождество в связи с переносом календаря праздновалось теперь 7 января , который был рабочим днём.
Новые времена принесли новые праздники, многие из которых теперь основательно позабыты. Например, мало кто помнит, что 22 января отмечалась годовщина первой революции 1905 года, которая была совмещена с Днём памяти Ленина, который умер 21-го числа. Этот праздник продержался достаточно долго, почти 30 лет, и был отменён только в 1951 году. По какой причине этот праздник покинул государственный календарь, никто не объяснил. Вряд ли День памяти Ленина противоречил государственной идеологии.
12 марта стал отмечаться праздник под названием Низвержение самодержавия. Он был приурочен к годовщине начала Февральской революции. Этот праздник в честь «буржуазной революции», как тогда говорили, был установлен в 1918 году и просуществовал недолго. В 1929 году этот день стал обычным рабочим днём. Видимо, Сталин посчитал, что неправильно пролетариату радоваться буржуазным праздникам, и отменил его по идеологическим мотивам.
Ещё один необычный праздник, в настоящее время прочно забытый, отмечался 18 марта . Это был день Парижской коммуны. Вообще-то, эта коммуна не имела ни малейшего отношения ни к России, ни к её истории и просуществовала всего 72 дня в 70-е годы позапрошлого века, запомнившись французам лишь тем, что коммунары устроили террор в захваченном ими районе Парижа и разрушили Вандомскую колонну как «символ варварства и милитаризма».
Однако лично Ленин Парижскую коммуну считал первым в истории примером диктатуры пролетариата, восхищался ею и часто сверял свои действия и поступки с коммунарами. По этой причине вокруг Парижской коммуны в СССР был возведён целый культ, в её честь назывались корабли, школы, заводы и улицы, многотысячными тиражами выходили сотни книг по её истории и т.д. Первый день существования коммуны стал государственным праздником в РСФСР в 1918 году и просуществовал до 1929 года. С началом индустриализации количество нерабочих дней было резко сокращено, и Сталин, вероятно, посчитал, что нет смысла отдыхать целый день в честь такого события.
В 1918 году появился и праздник в честь годовщины Октябрьской революции, правда, из-за перехода с юлианского календаря на григорианский он переместился на ноябрь. День пролетарской революции отмечался 7 ноября и был главным советским праздником. В этот день в обязательном порядке проводились демонстрации трудящихся и военные парады на главных площадях городов страны.
В 1927 году советская власть решила, что праздник столь важен и значим, что его недостаточно праздновать только один день, поэтому праздничным стал и день 8 ноября. Военные парады в этот день проводились с первого и до предпоследнего года существования советской власти, за исключением перерыва на Гражданскую войну и Великую Отечественную (парадов не было с 1941-го по 1944-й). В последние месяцы существования СССР в 1991 году парада также не было.
В 1929 году советскую страну ждали огромные изменения. В 20-е годы она ещё частично жила по инерции с прежним десятилетием. НЭП разрешал частный бизнес в определённых пределах, всё ещё праздновались главные религиозные праздники. Но к концу десятилетия НЭП был свёрнут, началась индустриализация, коллективизация, и всё это вызвало значительные изменения во всех сферах жизни, в том числе и в календаре.
Почти все праздники были отменены и стали простыми рабочими днями. Больше не праздновались не только религиозные праздники, но даже Новый год, который был объявлен буржуазным праздником, по поводу чего в прессе даже была проведена антиновогодняя кампания. Он имел все шансы стать исчезнувшим и позабытым праздником, но через несколько лет его решили вернуть, фактически подменив им Рождество. За весь год было лишь 5 нерабочих дней – День памяти Ленина, Первомай (два дня) и День Революции (два дня). Все остальные дни были рабочими.
В 1936 году к ним добавился ещё один праздничный нерабочий день, ныне уже давно забытый. В честь принятия новой Конституции СССР в 1936 году 5 декабря стали праздновать как День Конституции. День сталинской Конституции просуществовал более 40 лет и перестал быть праздничным и нерабочим только после принятия новой Конституции в 1977 году.
В послевоенное время появилось сразу два новых праздника, не считая восстановленного в 1947 году Нового года.
В 1945 году было решено праздновать 9 Мая как День Победы, а 3 сентября , когда закончилась советско-японская война и вместе с ней Вторая мировая война, – Днём Победы над Японией.
Однако просуществовали праздники совсем недолго. Уже в 1947 году они стали простыми рабочими днями.
После отмены праздника День победы над Японией канул в Лету. Про него больше никто не вспоминал и не праздновал. Правда, с 9 Мая подобной ситуации всё же не случилось. Если советско-японская война была лишь месячным эпизодом, который мало кто заметил, то Великую Отечественную не заметить было нельзя.
Поэтому, несмотря на отказ от официального празднования и объявления 9 Мая рабочим днём, его всё равно праздновали неформально, а в самых крупных советских городах иногда устраивали салюты в честь Победы.
Такой календарь праздников сохранялся полтора десятилетия и изменился только при Леониде Брежневе, когда он приобрёл знакомые нам сейчас черты. В частности, нерабочим днём стало 8 Марта . Вновь начал праздноваться День Победы, именно в те времена были заложены традиции современного празднования – с военными парадами, возложением венков и демонстрациями.
В 1970-е годы появился последний праздник, который можно назвать исчезнувшим и забытым. После принятия новой советской Конституции новым нерабочим днём вместо 5 декабря стало 7 октября . Этот праздник сохранился до распада Советского Союза. В России ему на смену пришёл День Конституции 12 декабря , который более десяти лет был нерабочим днём, до 2005 года.
Из всех дореволюционных праздников до нашего времени сохранились только два - Новый год и Рождество. При этом Новый год имеет 20-летний перерыв в праздновании, а Рождество - с 1929-го по 1992 год. Кроме того, Рождество является единственным из многочисленных религиозных праздников, который сейчас является нерабочим днём. Остальные праздники либо исчезли по политическим причинам, либо сохранились как религиозные, но их празднование – личное дело каждого.
Советские праздники, появившихся ещё в 20-е годы и доживших до наших дней (в России), – 8-е марта, 23 Февраля и 1 Мая.