Русский детский сад в японии. Доклад «Опыт организации дошкольного образования в Японии

Добрый день, друзья!

Сегодня мы поговорим о дошкольном воспитании в Японии. Часто можно встретить информацию об уникальном японском методе воспитания детей и как аргумент в пример приводится цитата: «до 5 лет ребенок король, с 5 до 15 — раб, а после 15 — равный». Различные интерпретации данного высказывания есть и у других народов. Разумеется не следует это философское высказывание понимать буквально. Но действительно жизнь ребёнка делится на несколько периодов и первый это когда малышом восхищаются, лелеют, балуют. С возрастом помимо удовольствий у ребенка появляется ответственность за свои поступки и ряд обязанностей, достигнув определенного этапа взросления вчерашний ребенок становится полноправным и равным членом общества. Всё это гармонично и последовательно прослеживается в системе образования детей в Японии.

История развития системы образования, в том числе дошкольного уходит корнями в эпоху Мэйдзи. В 1876 году в Японии был открыт первый детский сад для состоятельных семей. Детские сады были призваны создать среду взаимодействия, которая способствовала бы умственному и физическому развитию детей и хотя роль матери в воспитании детей универсальна, но общение детей одного возраста в том числе и общение с воспитателем, совместная игра и совместная работа способствует здоровому и гармоничному развитию ребенка, которое невозможно получить в домашних условиях. Широкое распространение дошкольное воспитание на государственном уровне получило только после 1961 года. Сегодня же практически каждый японский ребенок посещает детский сад или центр по уходу за детьми.

Для японского общества характерна доброта и любовь к детям, основным и главным источником такой любви является женщина. До недавнего времени в японской семье женщина считалась хранительницей очага, заботливой женой и любящей матерью в обязанности которой входило гармоничное воспитание ребенка. В последнее время ситуация меняется, японцы всё позже заключают браки и всё чаще женщина желает или вынуждена работать. Тем не менее основная часть японских мам воспитывает детей до 3-х летнего возраста в домашних условиях и затем отдает ребенка в детский сад для, так называемой, социализации. Какие есть виды дошкольных учреждений в Японии рассмотрим ниже.

Дошкольное образование в Японии представлено следующим образом:

  • детские ясли, центры по уходу за детьми (保育所) hoikuen,
  • детские сады (幼稚園) yōchien,
  • специальные учреждения для инвалидов (特別支援学校)

Несмотря на то, что дошкольное образование не является общеобязательным, тем не менее детские сады и детские ясли пользуются большим спросом и как правило, чтобы устроить ребенка в детский сад необходимо заблаговременно побеспокоиться об этом. В среднем в очереди на получение места в детском саду стоят 25 тысяч детей.

В детский сад в Японии ребёнка можно определить с трех лет либо, что бывает чаще, с четырёх, продолжительность дошкольного обучения составляет 3 года, затем ребенок поступает в начальную школу.

В детские ясли (центр по уходу за детьми) р ебёнка можно устроить с трех месяцев, но это мероприятие очень непопулярное среди японцев, так как у женщины, отдавшей ребёнка в ясли в столь раннем возрасте должны быть серьёзные аргументы. И такая женщина со стороны общества выглядит не достаточно хорошей матерью, а мнение окружающих людей для японцев является определяющим. В детские ясли в Японии принимают детей только работающих родителей. Для этого в муниципалитет необходимо предоставить справки о том, что родители работают и что нет других членов семьи, которые могут ухаживать за ребенком. Детские ясли предназначены для присмотра за детьми, в их деятельности не предусмотрены образовательные программы и соответственно они подчиняются Министерству здравоохранения, труда и благосостояния, а не Министерству образования, культуры, спорта, науки и технологий, как все образовательные учреждения.

Вопрос об устройте ребенка в дошкольное учреждение решается муниципалитетом, независимо от типа учреждения (государственный или частный). Обратившись в мэрию родители получают атлас детских садов (яслей), со схемой проезда, с данными о количестве мест в дошкольном учреждении. Предварительно родители могут посетить детский сад, пообщаться с персоналом и выбрать понравившийся садик, но последнее слово останется за муниципалитетом, в случае наличия свободных мест родитель получает разрешение на зачисление в детский сад (ясли). Устроить ребенка в садик можно в любое время года, но с 1 апреля таких мест становится гораздо больше в связи с тем, что начинается учебный год и часть выпускников дошколят поступают в начальную школу.

Следующий вопрос, который стоит перед родителями, в какой детский сад устроить ребенка?

В систему дошкольного образования в Японии входят учреждения следующего типа:

  • государственные, префектурные, муниципальные
  • частные

Так же существуют детские сады при школах и университетах. То есть начиная с детсадовского возраста для ребенка уже определяется его дальнейшее обучение. Такие специализированные детские сады дают преимущество для поступления в соответствующую престижную школу и в дальнейшем в университет.

Для формирования успешного будущего ребёнка, родители придерживаются последовательной политики в выборе дошкольных и учебных заведений, начинается это с устройства ребёнка в престижный детский сад, затем в лучшую начальную , в среднюю и так пока не вырастет ребёнок. Для того, чтобы ребенок получил в итоге достойную профессию и соответственную заработную плату, родители практически с самого его рождения вынуждены вкладывать в образование большие деньги.

Если же семья по каким-либо причинам не отдаёт ребенка в детский сад, то мама должна сама обучить его всему, что требуется для поступления в школу.

Более 80% в системе дошкольного образования в Японии составляют частные детские сады и центры присмотра за детьми.

Большой разницы между государственным и частным дошкольным образованием Японии не существует. Система и подход к образовательному процессу строится на одних принципах в соответствии с Основным законом об образовании 2006 года. Так же оплата за содержание ребенка в детском саду государственной или частной формы собственности зависит только от дохода родителей — чем выше доход семьи, тем выше будет плата за детский сад. В среднем оплата колеблется от 100 долларов, для малоимущих, до 500 долларов для состоятельных семей. Для детских яслей (центров присмотра) имеет значение ещё и возраст ребенка, чем младше чадо, тем выше стоимость. Но всё же оплата за частный сад выше и помимо ежемесячной оплаты включает в себя вступительный взнос, который может доходить до 1000 долларов.

Так же придётся заплатить за форму, которая обязательна во всех детских садах. Каждый детский сад имеет свою форму: одинаковые штанишки, юбочки, кофточки, рубашки, шляпки и ранцы. Ношение формы является обязательным.

Качество воспитания и содержания ребёнка в дошкольном учреждении в большей мере зависит не от того частный сад или государственный, а от конкретного садика, района в котором он расположен и педагогического коллектива. Наполняемость групп так же очень разная и колеблется от 8 до 30-40 человек.

Часы работы дошкольных учреждений Японии различны, так к примеру г осударственные детские сады бывают двух видов — детский сад на полный день, режим работы такого садика ежедневный плюс суббота (неполный день). В такой сад ребёнок может быть принят в случае, если оба родителя работают более чем 4 часа в день. Утро в садах, как правило, начинается в 8 часов, забрать ребенка можно в любое время до 5 часов, за дополнительную плату за ребенком могут присмотреть до 7 часов вечера. И вторая разновидность детского сада, сад, в который принимают детей на полдня. В случае непредвиденных ситуаций, например объявления штормового предупреждения, родители обязаны забрать детей из дошкольного учреждения.

Сейчас молодые мамы для развития своего ребёночка покупают или шьют самостоятельно умные красивые книжки из фетра. Они очень красочны, приятны на ощупь и безопасны. У детей развивается моторика и воображение. Книги предназначены для ребятишек от года и старше. Они хороши тем, что готовятся индивидуально и могут быть выполнены под заказ на любой возраст и любой комплектации. Посмотреть и приобрести можно в инстаграме ymnaya kniga — Развивающие книжки для детей

В детских садах вовлеченность родителей в воспитательный процесс очень высока. Для наших граждан, привыкших отдавать детей в садик рано утром и забирать после работы, очень непривычно и сложно привыкать к режиму работы детских садов в Японии, так как в процессе воспитания детей требуется постоянное присутствие и активное участие родителей. Ребенок без родителя бывает не больше двух, максимум четырёх часов. При этом воспитание проводится не только детей, но и родителей.

В детских яслях практикуется ведение тетрадей, в которых воспитатель делает записи о деятельности ребёнка в течение дня: как спал, ел, как себя чувствовал и так далее, ответную реакцию ждут и от родителя. Педагоги и родители записывают интересные наблюдения и своё мнение о воспитании конкретного ребенка. Весь процесс воспитания детей построен на тесном сотрудничестве педагога и родителя. Но надо отметить, что педагог (воспитатель) в данном процессе ведущая сторона. Он может указать на недостатки и упущения, которые по его мнению допускают родители в воспитании детей и его слова не просто должны быть приняты к сведению, а являются руководством к действию. Педагогическим коллективом дошкольных учреждений проводится обучение родителей методам воспитания детей, регулярно проходят родительские собрания. Мамы детей, как правило, часто общаются между собой, создают "мамские" комитеты для решения различных вопросов, посещают спортивные дни, дни наблюдений и другие мероприятия, организуемые в детских учреждениях.

Но прежде всего дошкольное воспитание японских детей начинается с дома, именно родители прививают своим детям определенную манеру поведения, своими действиями и поступками учат детей доброте, вежливости, отзывчивости и самостоятельности. Эмоциональная связь ребенка с матерью очень высока и потерять хорошее расположение мамы для него страшнее любого наказания. В японских семьях, как правило, ребенка никогда не наказывают и не говорят слово нет, вместо этого может прозвучать фраза, что действия ребенка могут расстроить маму, папу либо кого-то ещё, так же в воспитательных целях используется выражение, что действие ребенка может не понравиться кому-то. Этот кто-то на протяжении всей жизни японца незримо находится рядом, и для японца очень важно общественное мнение.

Основы воспитания, заложенные в семье развиваются в условиях коллективного сотрудничества детей. Воспитатель, обучая детей взаимодействию создает небольшие группы — хан, в этих группах дети учатся навыкам коммуникации и самостоятельности. Детей учат выражать своё мнение при этом прислушиваясь и считаясь с мнением других участников группы, дети сами создают уют и порядок в своих группах, убирают, ухаживают за цветами, даже готовят себе самостоятельно обед. Таким образом детей обучают групповому поведению. В случае ссоры или драки между участниками группы воспитатель не спешит вмешиваться, так как считает, что ребенок сам должен научиться разрешать конфликты и это поможет ему стать сильнее.

В процессе дошкольного воспитания происходит постоянная смена групп и воспитателей. Это необходимо для того, чтобы ребенок не привыкал к одним людям, к одной обстановке, а учился жить в обществе. Дети в садах обучаются письму, чтению, но самое главное в посещение детского сада это социализация ребенка. Его учат жить в группе, жить интересами группы.

Дошкольное образование в Японии включает в себя пять направлений это:

  • социальные отношения
  • здоровье, безопасность
  • окружающая среда
  • выражение чувств

благодаря принципам такой государственной политики в области дошкольного и школьного образования японским детям прививаются навыки занятия спортом и закаливания. Нередко на японских улицах можно встретить малыша в октябре месяце в садовской форме в коротких шортиках, практикуется хождение детей босиком в холодное время года. Детей учат общению в семье и в обществе, быть самодостаточными и развивать в себе новые навыки, изучая народные сказки и читая книги, детей приучают к языку и культуре. Принципы дошкольного воспитания в Японии призваны вырастить здорового, самостоятельного, всесторонне развитого, знающего и любящего свою культуру и страну члена общества.

В детских садах предусмотрены и образовательные программы, помимо письма и чтения происходит обучение пению, проводятся спортивные соревнования, регулярно устраиваются походы. Но при всем этом, все эти мероприятия проводятся с целью развития чувства коллективизма у ребёнка. Если петь — то хором, сольное пение категорически не приветствуется, если проводятся соревнования, то выигрывают все или группа, но не в коем случае не конкретный ребёнок.

Регулярные коллективные походы на целый день, проводятся с целью развития выносливости и изучения своего региона. Японские дети очень тонко чувствуют и любят природу. Наверное поэтому в Японии так популярны , деревьев, природных явлений и другие . Ребятишки, которым с детства привили любовь к красоте и научили пониманию природы проносят это через всю свою жизнь.

При всех положительных моментах в воспитании детей в Японии, за пределами страны существует расхожее мнение, что японцам чрезмерно привито чувство коллективизма, которое стирает их индивидуальность. Человек, проявляющий свою индивидуальность не очень приветствуется в японском обществе. Это не означает, что в Японии все как один и не «высовываются», нет, стоит посмотреть только на фотографии молодежи и видно, что это достаточно яркие и раскрепощенные молодые люди, но они живут и позиционируют себя группами и это определённая ступень их взросления. Закончив и институты яркая и неординарная молодежь вливается в ряды законопослушных и трудолюбивых граждан Японии.

Как воспитывают детей в Японии можно прочитать в книге. Это, можно сказать, практическое руководство по привитию малышу в определенном возрасте нужных навыков. Книга будет интересна как молодым мамам, так и просто людям, интересующимся японской культурой.

Предлагаю вашему вниманию игрушки для детей от 2-х до 5 лет:

Япония, моделирование, набор игрушек для кухни (материал — дерево), стоимость — 3641,99 руб.

Моделирование, аптечка доктора (материал — дерево), стоимость — 2212,88 руб.

Моделирование, кухня, пирамидка мороженое (материал — дерево), стоимость — 1643,42 руб.

Игрушка «Украшение торта» (материал — дерево), стоимость — 1820,69 руб.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дошкольное образование в Японии Работу выполнила: Ижутова Л.А

Все начинается с семьи В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей - обычно с четырехлетнего возраста. Иногда, как исключение, при сильной занятости родителей ребенка могут взять в садик с трех лет. Есть в Японии и ясли для малышей, которым еще только годик. Но отдавать детей из семьи так рано не рекомендуется. Чтобы поместить ребенка в подобное заведение, родители должны писать специальное заявление и обосновывать невозможность воспитывать малыша дома до трех лет очень вескими причинами. Но для определения ребенка в ясли и детский сад (работающий с 8 утра и до 6 вечера) нужно доказать, что оба родителя работают больше четырех часов в день. Причем доказать это нужно с документами в руках, а потом два раза в год подтверждать, что служебная нагрузка остается на прежнем уровне. И это требование - согласно проведенным в стране опросам - является главным недостатком дошкольного образования в Японии

Система воспитания Воспитание личности в раннем детстве чрезвычайно мягкое, детям обычно ничего не запрещают и самое строгое наказание – это услышанное неодобрение или предостережение матери, если то, что он делает опасно или маме больно. Основы воспитания в японском обществе – предельная вежливость к окружающим людям и в общественных местах. И дома, и в саду очень много времени уделяется усвоению манер, ритуалов, вежливых выражений, которыми богата речь японцев. Еще японские родители могут пригрозить ребенку, что поменяются с соседями, у которых замечательные дети. Эти традиции воспитания помогают воспитывать послушание с раннего детства.

Большое внимание уделяется в Японии дошкольному образованию, ведь согласно утверждениям психологов, до семи лет человек получает 70% знаний и только 30% - за всю последующую жизнь. В детстве закладывается умение ребёнка контактировать с другими людьми, а это в японском обществе, сориентированном на ценности коллектива, очень важно.

Основной целью, ставящейся перед детским садом, является «умственное развитие детей, укрепление их физического здоровья, обеспечение благоприятной окружающей обстановки, в которой дети могли бы чувствовать себя комфортно, безопасно, и которая способствовала бы раскрытию их индивидуальных способностей в полной мере».. Особых рецептов физического воспитания японских детей нет. Просто ему (как и заботе о здоровье учеников) уделяется большое внимание. Преимущество отдается большому объему физической нагрузки, разнообразным подвижным играм, особо популярными являются такие спортивные игры, как салки, скакалки, догонялки, эстафеты

Япония - страна с богатыми традициями, в которой ритуальная сторона играет очень важную роль. Традиции воспитания мальчиков и девочек в японском обществе отличаются. Сын – опора семьи. Воспитание личности будущего мужчины связано с традициями самураев, воспитанием мужества и умения переносить невзгоды. Зато мальчикам полагается посещать после школы различные кружки и занятия, что не является нужным для девочек.

Пища Питанию в детских садах уделяется особое внимание. Меню тщательно разрабатывается и обязательно включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается даже витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Если детский сад отправляется на целый день на прогулку или экскурсию, каждая мама должна приготовить своему ребенку обэнто – коробочку с обедом. Но если мы в подобных случаях ограничиваемся котлеткой с овощами или просто бутербродами, то искусство японской мамы достойно восхищения. Такой обед должен соответствовать обязательным требованиям, а именно: включать в себя 24 (!) вида продуктов, рис при этом должен быть липким, а не разваливаться, не должна присутствовать свекла. Всю еду желательно не покупать в магазине, а приготовить своими руками и красиво разложить в коробочке, чтобы ребенок получил еще и эстетическое удовольствие.

Интерьер Обстановка внутри детского сада выглядит, по нашим меркам, очень скромно. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого находятся раздвижные окна от пола до потолка, а с другой - раздвижные двери (вход в комнаты). Как правило, одна комната служит и столовой, и спальней, и местом для занятий. Когда приходит время сна, воспитатели достают из встроенных шкафов футоны – толстые матрацы - и раскладывают их на полу. А во время обеда в эту же комнату из коридора вносят крошечные столики и стульчики.

Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы). Эти занятия прекрасно развивают тонкую моторику, которая необходима для написания иероглифов.

Группы в японских детских садах маленькие: 6-8 человек. И каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в одной группе, то вполне возможно, он приобретет друзей в другой. Воспитатели также постоянно меняются. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Такие привязанности, считают японцы, рождают зависимость детей от своих наставников. Бывают ситуации, когда какой-то воспитатель невзлюбил ребенка. А с другим педагогом сложатся хорошие отношения, и малыш не будет считать, что все взрослые его не любят.

Чтобы стать воспитателем детского сада в Японии, нужно отучиться два года в институте или в университете. Квалификация присваивается по результатам письменного тестирования. С помощью тестов проверяются информированность и память. А вот отношение к детям и способность с ними работать таким способом проверить невозможно. Поэтому в японских детских садах работает много людей, которые не любят детей.


В России в детский сад ходят многие дети. Родители знают распорядок дня, время прогулок и чем кормят их детей. А как обстоят дела в детских садах других стран?

Детские сады в Великобритании

В Великобритании садики делятся на два типа — государственные и частные.

Государственные садики в Великобритании бесплатны. В такие заведения родители могут отдать ребенка начиная с трехлетнего возраста. Ребёнок имеет право на 15 часов бесплатного пребывания в государственном детском учреждении. Ходить в такие детские сады могут даже дети, чьи родители живут в стране нелегально.

Частные детские сады в Великобритании очень дорогие, их могут себе позволить только очень состоятельные люди.

Дети могут есть то, что дают в саду, либо приносить еду с собой. Ни у кого не вызывает недоумения, если ребёнок обедает гамбургером, шоколадкой или печеньем.

Дневной сон в английских детских садах не принят для детей старше двух-трех лет. Но при потребности ребенка могут уложить спать где угодно - даже в игровой комнате.

В английских садиках считается нормой, когда трехлетние дети ходят в памперсах. Памперсы меняют несколько раз в день, но не очень часто.

Еще одна особенность детских садов в Великобритании, которая у нас вызывает удивление: насморк, кашель и даже невысокая температура — не причина для того, чтобы не идти в детский сад. На эти детские недомогания никто не обращает внимания.

Детские сады в Германии

В Германии детей отдают в детский сад с 3-х лет. Оплата за детский сад зависит от дохода родителей. Для малообеспеченных семей действуют льготы. Примерная стоимость яслей - 80 евро, детсадов - 50 евро.

В Германии детские сады работают до обеда, но есть такие, где ребенка можно оставить даже на ночь. Обед стоит 60-100 евро в месяц, но при желании ребенку можно приносить обед из дому.

В садиках не нагружают детей уроками и информацией. Считается, что у малышей должно быть детство, а уже все знания они получат в школе. Поэтому здесь дети поют, рисуют, танцуют, лепят. При этом много внимания уделяется общению.

В Германии есть такое понятие как "детская стипендия". С самого рождения и до 18 лет дети получают стипендии в размере примерно 190 евро в месяц.

Детские сады в Израиле

Детские сады в Израиле работают круглый год. Двухнедельные каникулы есть только в августе. Работают детские сады с 7 часов утра до 5 часов вечера с воскресенья по четверг и с 7:00 до 12:30 по пятницам.

В группах обучается от 8 до 24 детей. На одного воспитателя оставляют всего 9-10 детей.

Обучение в государственных детских садах Израиля бесплатное. Дети посещают дополнительные занятия: музыку, ритмику, йогу, английский и другие уроки по желанию.

Детские сады в Испании

В Испании дети начинают посещать садик в 3 года, при этом обязательное посещение дошкольного учреждения начинается с 6 лет. Это переходной этап - от последнего "класса" детского сада (у нас подготовительная группа) до начальной школы. Если родители не отдали ребенка на учебу в этом возрасте, их могут привлечь к административной ответственности.

В детском саду в Испании дети 2-3 раза в день гуляют, 2 раза кушают. Остальное время посвящено занятиям.

Детские сады в Италии

Итальянские сады делятся на два типа: государственные и частные. Стоимость посещения детского сада, как и в Германии, зависит от дохода семьи. Суммы получаются очень разные - от 4 до 400 евро в месяц.

Питание ребенка в садике оплачивается отдельно - 2-3 евро в день.

Из детских садов малышей забирают до 16:30, но родители могут договориться оставлять ребенка и до 18:30. Для этого нужно предъявить справки с работы и дополнительно заплатить примерно 60 евро в год.

В итальянском детском саду дети занимаются рисованием, музыкой, танцами и другими творческими занятиями, английским языком.

Детские сады в Китае

В Китае детей принимают в ясли примерно с года. руппы большие, примерно как у нас. Режим дня тоже похож. Дети спят, обедают, гуляют. Но отличие все-таки есть.

Здесь большое внимание уделяется подготовке к школьной жизни: дети с трех лет начинают учиться читать и писать. Им дают даже домашние задания. Но из-за большой нагрузки дети мало двигаются, подолгу сидят за партами и играют в настольные игры.

Почти у всех садах есть своя форма. Детей часто водят на прогулки.

Детские сады в США

В США, например, родителям приходиться нанимать няню или искать детское дошкольное заведение, так как декретного отпуска там нет. Отправить ребенка в сад — дорогое удовольствие. Чем младше ребенок, тем дороже его пребывание в саду. Иногда месяц занятий — целая зарплата мамы.

Государственных садов в Америке нет. Все дошкольные заведения платные. Детских садов в США большое количество, и зачастую они специализированные: с уклоном в художественную направленность или, например, делающие упор на интеллектуальное развитие малышей. Такое времяпрепровождения обходится родителям в 1000 долларов в месяц, а то и больше!

Отдать ребенка в сад можно с одного месяца до четырех лет. Пятилетние дети посещают специальные группы при школе. Возрастного разделения в группах нет. Все дети могут играть вместе.

Также дети могут питаться в саду или есть то, что принесут с собой. Считается нормальным, когда малыш обедает пиццей или картошкой фри. Еще одно весомое отличие от наших садов — здесь нет кроватей для сна, разве что для младенцев. Дети спят на ковриках.

Если ребенок не хочет спать, его не будут заставлять. В детских учреждениях США нет родительских собраний. Воспитатель общается с родителями один на один или по электронной почте.

Детские сады в Финляндии

В Финляндии родители в основном отдают детей в общественные сады. Если же они выбирают частный садик, государство может взять часть расходов на себя.

Перед поступлением в сад к ребенку приходит воспитатель, чтобы составить индивидуальный план развития и ознакомиться с его привычками, режимом, питанием.

В садике у детей нет занятий как таковых, но нет и ограничений: основная задача - следить, чтобы ребенок не навредил себе и окружающим. Дети могут спокойно лежать на земле или сидеть в луже.

В садики Финляндии детей берут с 9 месяцев. На одного воспитателя здесь оставляют 4 деток до трех лет или 7 детей после трехлетнего возраста. Всего в группах 21 ребенок.

В основном на занятиях дети поют, читают сказки, готовят концерты к праздникам.

Детские сады в Швеции

В Швеции есть государственные и частные детские сады. Устроить ребенка в сад не сложно. Родители платят за посещение дошкольного учреждения малыша в зависимости от своих доходов.

В детских садах Швеции семьям с двумя и больше детьми предоставляются льготы. За обучение в садике второго малыша и последующих детей платит государство или же им предоставляется существенная скидка.

Если родители не имеют необходимых доходов, за обучения ребенка они не платят, но в саду он пребывает меньше часов, чем остальные дети.

Здесь делают акцент на физическом развитии детей. Они много занимаются и играют на свежем воздухе. Им разрешают пачкаться, лежать на земле, ходить по лужам. В этой стране считают, что грязный ребенок — счастливый ребенок. Иногда дети даже спят на улицах в спальных мешках. Так им укрепляют иммунитет и прививают любовь к природе.

Детские сады в Японии

В Японии в детский сад попасть порой очень сложно, а платят за него японцы в зависимости от доходов семьи. Японские детские сады можно назвать «взрослыми»: после трех лет дети уже занимаются спортом, играют на музыкальных инструментах, а в игрушки - не играют, в японских садиках их не предусмотрено. Как нет и перерыва на «тихий час». Детей забирают домой в 2 часа дня. Интересно, что детей в садиках Японии не кормят, еду воспитанники приносят с собой.

контрольная работа

1. Система дошкольного воспитания в Японии

В основе современной концепции японской системы дошкольного образования лежит теория ранней социализации личности, мысль о том, что образцы поведения человека закладываются в раннем возрасте. Тенденции становления личности, которые складываются в японских дошкольных учреждениях, формируют культуру всего японского общества.

Обратимся к истории становления системы дошкольного образования в Японии. В 70-х годах XIX в. в стране стали появляться образовательные учреждения для детей дошкольного возраста. Одним из первых таких учреждений стал детский сад при педагогическом училище для девочек в г. Токио, он был создан в 1876 г. в соответствии с европейскими взглядами на образование. Постепенно число детских садов в Японии увеличивалось, и в 1926 году эти учреждения получили государственный статус. К началу второй мировой войны примерно 10 % японских детей посещали детские сады. В 1947 г. был принят закон об образовании, в котором дошкольное образовательное учреждение было определено как неотъемлемая часть полной национальной образовательной структуры. Началась разработка стандартов образования для детей дошкольного возраста.

Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости раннего развития. Более, чем полвека назад в стране вышла книга "После трех уже поздно", которая совершила переворот в японской педагогике. Ее автор, Масару Ибука - директор организации "Обучение талантов" и создатель всемирно известной фирмы "Сони". В книге говорится о том, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка. Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей - создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности. В воспитании необходимо следовать следующим принципам: стимулировать познание через возбуждение интереса малыша, воспитывать характер, способствовать развитию творчества и различных навыков. При этом ставится задача не вырастить гения, а дать ребенку такое образование, чтобы "он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым".

Стандарты дошкольного образования в Японии подвергались регулярному пересмотру и уточнению в соответствии с изменяющимися социальными требованиями. Наиболее существенные изменения были внесены в стандарты дошкольного образования в 1990 г. в связи с очередной реформой образования в Японии. В новых стандартах подчеркнуто, что дошкольное образование является частью национальной системы образования, отмечена роль детских садов в формировании личности человека, указано, что каждое дошкольное образовательное учреждение имеет свою собственную и неповторимую систему воспитания.

Основная цель дошкольного образования, как определяется в государственных образовательных стандартах, - это создание условий жизни ребенка, наиболее подходящих для детского возраста, обеспечивающих здоровье, безопасность, развитие социальной коммуникабельности, речи, интереса к окружающему миру и творческого потенциала на основе индивидуальных особенностей дошкольника.

Стандарты устанавливают пять основных направлений, которые должны быть выделены в содержании работы каждого дошкольного учреждения:

укрепление физического и психического здоровья ребенка;

формирование навыков коммуникации с другими людьми;

формирование знаний об окружающем мире;

развитие речи;

развитие творческих способностей.

В настоящее время почти каждый ребенок в возрасте от трех до шести лет посещает детский сад, несмотря на то, что более 90 % японских женщин являются домохозяйками. Детский сад в Японии выполняет не функцию присмотра и ухода за ребенком в то время, пока мать работает, а функцию социализации малыша. В обществе принято считать, что полноценное воспитание ребенок может получить только в коллективе; более того, от уровня престижности образовательного учреждения, которое посещал ребенок с самого детства, зависит престижность будущего трудоустройства.

В настоящее время дошкольное образование в Японии не является обязательным, так что встречается большее разнообразие и гибкость, чем на других образовательных уровнях. Детские сады Японии делятся на государственные и частные. Хойкуэн - государственный ясли-сад, в который принимают детей с 3-х месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. Чтобы поместить сюда ребенка, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности, принести документы о том, что оба родителя работают больше 4-х часов в день. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи. Государственные дошкольные учреждения финансируются правительством страны, столицы, города или префектуры.

Другой вид детских садов - етиэн. Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4-х часов в день. Частные детские сады, помимо внесения платы родителями (порядка 18 000-24 000 японских йен в год, или 150-200 $ в месяц), могут финансироваться частными школами, религиозными, общественными организациями или собственниками детского сада.

Особое место среди частных садов занимают элитные, которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, то за его будущее можно не волноваться: после него он поступает в университетскую школу, а из нее, без экзаменов, в Университет. Университетский диплом является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. Поэтому попасть в элитный садик очень сложно. Родителям поступление ребенка в такое заведение стоит огромных денег, а сам ребенок должен пройти достаточно сложное тестирование.

В дополнение к детским садам открываются специальные детские площадки, куда можно при необходимости отвести ребенка на часть дня. Сейчас в Японии насчитывается более 15 000 государственных и частных дошкольных учреждений. Больше половины детских садов (примерно 64 %) являются частными.

Учебный год в детских садах, как и в других образовательных учреждениях, начинается 1 апреля и заканчивается в марте следующего года. В этот день во всех учебных заведениях - от детского сада до университета - проводится торжественная церемония открытия. И директор детского сада приветствует своих маленьких воспитанников с точно такой же серьезностью, как и ректор университета - своих студентов.

В течение года дети три раза уходят на каникулы: летние каникулы длятся с 21 июля до 31 августа, зимние - с 21 декабря по 8 января, весенние - с 21 марта и до начала нового учебного года, 6 апреля. В каникулы маленькие дети могут приходить в детский сад, чтобы поплавать в бассейне и немного побеседовать с воспитателем о жизни.

Наполняемость одного детского сада составляет примерно 135 человек. Детские сады обычно работают с 9 часов утра и до 14 часов дня. В каждом учреждении есть свой автобус, который привозит ребят в детский сад и при необходимости развозит их по домам.

В детском саду дети только завтракают. Обычно ребенок ест еду, приготовленную матерью дома и взятую с собой. В некоторых случаях еда может быть приготовлена на кухне детского сада, но это встречается редко. Кухни приспособлены только для разогревания пищи.

Чтобы стать воспитателем детского сада в Японии, нужно отучиться два года в институте или в университете, требования к их подготовке определены специальным законом еще в 1949 г. Работать педагогом в Японии почетно, поэтому даже в дошкольных учреждениях много мужчин - администраторов и инструкторов. Отметим, что перед дошкольными учреждениями Японии, вне зависимости от их уровня подчинения и формы собственности, не ставится задача подготовки детей к обучению в школе, большинство дошкольных учреждений не обучают детей основам грамоты. Японские дошкольники намного меньше времени, чем их российские или американские сверстники, проводят за академическими занятиями и намного больше времени отдают игре. Усвоение учебных знаний, умений и навыков начнется в шесть лет в школе. Наиважнейшей особенностью начального образования в Японии является понятие "кокоро", что можно перевести как сердце, душа, разум, менталитет. "Кокоро" ? это особая идея образования, которая не сводится только к знаниям и умениям, а способствует формированию характера человека. Японцы убеждены, что объективной основой начального образования является обогащение детей "кокоро". В результате закладываются основы формирования всех сторон личности ребенка, обеспечивается полноценное нравственное, физическое, когнитивное, коммуникативное и социальное развитие.

Зарубежные педагогические системы на примере Японии

Система дошкольного образования в Японии, помимо духовного, физического развития дошкольников, призвана решать глобальную задачу формирования у детей навыков социального поведения...

Индивидуальный подход в воспитании детей

Основой процесса воспитания является деятельность ученика как субъекта в разных видах и формах. Генетически исходной является внешняя, предметная деятельность, которая порождает все виды внутренней психической деятельности...

Образование детей с отклонениями в развитии за рубежом

Образование детей-инвалидов в Японии называлось «специальным образованием», но с 2007 года стал употребляться термин «специализированное образование». Все специальные школы...

Особенности подготовки специалистов в ВУЗах Италии, Израиля, Японии

В Японии около 600 университетов, включая 425 частных. Общая численность студентов превышает 2,5 млн. человек. Самыми престижными государственными университетами являются Токийский (основан в 1877 году, имеет 11 факультетов)...

Педагог и ребенок в системе дошкольного воспитания 20-30-х годов ХХ века

История общественного дошкольного воспитания в России началась в середине ХIХ века. Практика дошкольного образования в России развивалась медленно, а теория и методика - гораздо интенсивней. Один из первых детских садов был открыт А. С...

Педагогический опыт воспитательной системы В.А. Караковского

Система воспитания влияет на ребенка буквально с самого его рождения. Признак системности свойствен всем социальным объектам и явлениям, в том числе и таким, как семья. Ценностные ориентации и жизненные установки родителей, слова...

Проект мероприятий и апробация введения новых образовательных программ в МДОУ № 165 г. Новокузнецка

Семья и семейное воспитание детей у разных народов мира

Традиционная японская семья - это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж - добытчик, жена - хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться...

Семья как фактор формирования личности ребенка

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач...

Система образования Германии

У дошкольного образования в Германии существует длинная традиция. Первые учреждения для маленьких детей, где за ними ухаживали, появились еще в начале 19 века. Однако, ближе к середине того же века немецкий педагог...

Система экологического воспитания дошкольников

Система экологического воспитания дошкольников включает несколько взаимосвязанных блоков, которые охватывают все стороны эколого-педагогического процесса в дошкольном учреждении: содержание экологического воспитания...

Современная дошкольная и школьная система образования в Китае и Японии

Состояние и перспективы развития дошкольного образования в Японии

Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости раннего развития. Полвека назад в стране вышла книга «После трех уже поздно», которая совершила переворот в японской педагогике. Ее автор...

Японская система образования

Обстановка внутри детского сада выглядит, по нашим меркам, очень скромно. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого находятся раздвижные окна от пола до потолка, а с другой - раздвижные двери (вход в комнаты)...

Японская система образования

Курс школьного обучения в Японии занимает 12 лет, и половина его приходится на начальную школу из-за исключительной сложности и трудоемкости изучения родного языка. Ученики должны усвоить 1850 иероглифов - минимум...

Татьяна Кирьянова
Дошкольное образование в Японии

1. Система дошкольного воспитания в Японии .

В основе современной концепции японской системы дошкольного образования лежит теория ранней социализации личности, мысль о том, что образцы поведения человека закладываются в раннем возрасте. Тенденции становления личности, которые складываются в японских дошкольных учреждениях , формируют культуру всего японского общества .

Обратимся к истории становления системы . В 70-х годах XIX в. в стране стали появляться образовательные учреждения для детей дошкольного возраста . Одним из первых таких учреждений стал детский сад при педагогическом училище для девочек в г. Токио, он был создан в 1876 г. в соответствии с европейскими взглядами на образование . Постепенно число детских садов в Японии увеличивалось , и в 1926 году эти учреждения получили государственный статус. К началу второй мировой войны примерно 10 % японских детей посещали детские сады. В 1947 г. был принят закон об образовании , в котором дошкольное образовательное учреждение было определено как неотъемлемая часть полной национальной образовательной структуры . Началась разработка стандартов образования для детей дошкольного возраста .

Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости раннего развития. Более, чем полвека назад в стране вышла книга "После трех уже поздно", которая совершила переворот в японской педагогике . Ее автор, Масару Ибука - директор организации "Обучение талантов" и создатель всемирно известной фирмы "Сони". В книге говорится о том, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка. Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей - создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности.В воспитании необходимо следовать следующим принципам : стимулировать познание через возбуждение интереса малыша, воспитывать характер, способствовать развитию творчества и различных навыков. При этом ставится задача не вырастить гения, а дать ребенку такое образование , чтобы "он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым".

Стандарты дошкольного образования в Японии подвергались регулярному пересмотру и уточнению в соответствии с изменяющимися социальными требованиями. Наиболее существенные изменения были внесены в стандарты дошкольного образования в 1990 г . в связи с очередной реформой образования в Японии . В новых стандартах подчеркнуто, что дошкольное образование является частью национальной системы образования , отмечена роль детских садов в формировании личности человека, указано, что каждое дошкольное образовательное учреждение имеет свою собственную и неповторимую систему воспитания.

Основная цель дошкольного образования , как определяется в государственных образовательных стандартах , - это создание условий жизни ребенка, наиболее подходящих для детского возраста, обеспечивающих здоровье, безопасность, развитие социальной коммуникабельности, речи, интереса к окружающему миру и творческого потенциала на основе индивидуальных особенностей дошкольника .

Стандарты устанавливают пять основных направлений, которые должны быть выделены в содержании работы каждого дошкольного учреждения :

Укрепление физического и психического здоровья ребенка;

Формирование навыков коммуникации с другими людьми;

Формирование знаний об окружающем мире;

Развитие речи;

Развитие творческих способностей.

В настоящее время почти каждый ребенок в возрасте от трех до шести лет посещает детский сад, несмотря на то, что более 90 % японских женщин являются домохозяйками. Детский сад в Японии выполняет не функцию присмотра и ухода за ребенком в то время, пока мать работает, а функцию социализации малыша. В обществе принято считать, что полноценное воспитание ребенок может получить только в коллективе; более того, от уровня престижности образовательного учреждения , которое посещал ребенок с самого детства, зависит престижность будущего трудоустройства.

В настоящее время дошкольное образование в Японии не является обязательным, так что встречается большее разнообразие и гибкость , чем на других образовательных уровнях . Детские сады Японии делятся на государственные и частные. Хойкуэн - государственный ясли-сад, в который принимают детей с 3-х месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. Чтобы поместить сюда ребенка, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности, принести документы о том, что оба родителя работают больше 4-х часов в день. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи. Государственные дошкольные учреждения финансируются правительством страны, столицы, города или префектуры.

Другой вид детских садов - етиэн. Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4-х часов в день. Частные детские сады, помимо внесения платы родителями (порядка 18 000-24 000 японских йен в год , или 150-200 $ в месяц, могут финансироваться частными школами, религиозными, общественными организациями или собственниками детского сада.

Особое место среди частных садов занимают элитные, которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад,то за его будущее можно не волноваться : после него он поступает в университетскую школу, а из нее, без экзаменов, в Университет. Университетский диплом является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. Поэтому попасть в элитный садик очень сложно. Родителям поступление ребенка в такое заведение стоит огромных денег, а сам ребенок должен пройти достаточно сложное тестирование.

В дополнение к детским садам открываются специальные детские пло-щадки, куда можно при необходимости отвести ребенка на часть дня. Сейчас в Японии насчитывается более 15 000 государственных и частных дошкольных учреждений . Больше половины детских садов (примерно 64 %) являются частными.

Учебный год в детских садах, как и в других образовательных учреждениях , начинается 1 апреля и заканчивается в марте следующего года. В этот день во всех учебных заведениях - от детского сада до университета - проводится торжественная церемония открытия. И директор детского сада приветствует своих маленьких воспитанников с точно такой же серьезностью, как и ректор университета - своих студентов.

В течение года дети три раза уходят на каникулы : летние каникулы длятся с 21 июля до 31 августа, зимние - с 21 декабря по 8 января, весенние - с 21 марта и до начала нового учебного года, 6 апреля. В каникулы маленькие дети могут приходить в детский сад, чтобы поплавать в бассейне и немного побеседовать с воспитателем о жизни.

Наполняемость одного детского сада составляет примерно 135 человек. Детские сады обычно работают с 9 часов утра и до 14 часов дня. В каждом учреждении есть свой автобус, который привозит ребят в детский сад и при необходимости развозит их по домам.

В детском саду дети только завтракают. Обычно ребенок ест еду, приготовленную матерью дома и взятую с собой. В некоторых случаях еда может быть приготовлена на кухне детского сада, но это встречается редко. Кухни приспособлены только для разогревания пищи.

Чтобы стать воспитателем детского сада в Японии , нужно отучиться два года в институте или в университете, требования к их подготовке определены специальным законом еще в 1949 г. Работать педагогом в Японии почетно , поэтому даже в дошкольных учреждениях много мужчин - администраторов и инструкторов. Отметим, что перед дошкольными учреждениями Японии , вне зависимости от их уровня подчинения и формы собственности, не ставится задача подготовки детей к обучению в школе, большинство дошкольных учреждений не обучают детей основам грамоты. Японские дошкольники намного меньше времени, чем их российские или американские сверстники, проводят за академическими занятиями и намного больше времени отдают игре. Усвоение учебных знаний, умений и навыков начнется в шесть лет в школе. Наиважнейшей особенностью начального образования в Японии является понятие "кокоро", что можно перевести как сердце, душа, разум, менталитет. "Кокоро"? это особая идея образования , которая не сводится только к знаниям и умениям, а способствует формированию характера человека. Японцы убеждены , что объективной основой начального образования является обогащение детей "кокоро". В результате закладываются основы формирования всех сторон личности ребенка, обеспечивается полноценное нравственное, физическое, когнитивное, коммуникативное и социальное развитие.

2. Формирование личности дошкольника в системе дошкольного образования в Японии

Система дошкольного образования в Японии , помимо духовного, физического развития дошкольников , призвана решать глобальную задачу формирования у детей навыков социального поведения, навыков коммуникации с другими людьми (как смотреть на собеседника, как выразить себя и учесть мнения сверстников, системы коллективистских ценностей. Воспитание маленьких детей в Японии умело формирует в ребенке понятие о человеческом общежитии, воспитывает физически и психически здорового человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим. Дети должны знать, что их собственные желания вторичны по отношению к группе.

Основными проблемами дошкольного воспитания считаются проблемы развития эмоциональной сферы ребенка, воспитания уважения к авторитету старших, обходительности в поведении, умения сохранять социальную гармонию. У ребенка воспитываются, в первую очередь, такие качества, как открытость, восприимчивость и скромность. Считается, что эти качества невозможно воспитать в семье и необходимые навыки группового общения могут быть сформированы только в детском саду. Много времени в детском саду отводится воспитанию манер и знакомству с ритуальной стороной жизни. Дети должны овладеть множеством вежливых словесных формул (ими японский язык насыщен , как влажная губка) и знать, где и когда их нужно применять.

Все занятия в детском саду проводятся с небольшой группой детей (хан, что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания Японии . Группа рассматривается как форма социального контроля и организации. Эти группы имеют свои столы, свои собственные имена, выбираемые самими детьми, что побуждает их принимать решения, учитывая желания всех членов группы, и служат своеобразным подразделением для совместной деятельности. Группы (6-8 человек обоих полов) формируются не по способностям, а в соответствии с тем, что может сделать их деятельность эффективной.

Отметим, что несмотря на приверженность японцев традициям , у них отсутствует понятие детского коллектива в нашем понимании. Состав групп в детском саду не постоянный. Каждый год группы формируются заново. Та же ситуация, кстати,и в начальной школе : здесь состав классов перетасовывается каждые два года, а учитель меняется каждый год. Постоянная смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в данной конкретной группе, не исключена возможность, что он приобретет себе приятелей среди других детей. Воспитателей же меняют для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Сильные привязанности, считают японцы , рождают слишком сильную зависимость детей от своих наставников, а последних обременяют слишком серьезной ответственностью за судьбу детей.

Содержание образования в японских детских садах отражает национальные традиции. Выше мы уже говорили о том, что стандарты образования подчеркивают уникальность каждого дошкольного учреждения . Так, в детском саду префектуры Хиросима - Хигаши программа воспитания детей базируется на выделении четырех времен года, которые хорошо выражены в климате Японии . Содержание занятий и игр детей имеет сезонный характер. Приведем примеры игр по сезонам.

Лето :

игры с натуральными материалами (песком, землей, косточками, водой, глиной и т. д.) - направлены на развитие умственных и творческих способностей детей;

игры на раскрашивание (полосок, ковриков и т. д.) - направлены на развитие цветового восприятия и творческого воображения ;

игры на озеленение (посадка и уход за цветами, овощами, плодовыми де-ревьями) - направлены на развитие наблюдательности, умения предсказывать результат деятельности и соотносить его с затраченными усилиями;

игры с водой (брызгание, плескание, купание, в других играх) - способствуют формированию здоровья и открытости ребенка в своих суждениях;

игры на конструирование и обработку материалов (рекомендуется использовать дерево) - направлены на формирование творческого потенциала, трудовых навыков и навыков взаимодействия со сверстниками.

Осень :

игры-праздники воздушными шарами, украшение территории) - направлены на воспитание "волнения души";

спортивные игры (соревнования между детьми, детей с воспитателями) - воспитывают физическую культуру, стремление достигать результата;

творческие игры (изображение окружающего мира с помощью различных природных материалов) - знакомят детей с окружающим миром, формируют любовь к родной природе;

музыкальные занятия (пение, игра на простых музыкальных инструментах, танцы) - направлены на формирование эстетических чувств детей.

Зима :

праздник Нового года (выпечка новогоднего рисового торта, запуск воздушных змеев-коршунов, игры с ракетками) - формируют знание национальных традиций и любовь к родине;

рисование (изображение событий и вещей , которые удивили и впечатлили ребенка) - формирует бережное отношение к национальным традициям и стремление их хранить;

уход за животными и растениями (за небольшими домашними животными, птичками, рыбками) - формирует умение наблюдать за жизнью животных, хорошие привычки заботы о живом мире;

строительство снеговиков и снежных домиков - учит общаться с другими ребятами и соблюдать правила при общении.

Весна :

экскурсии (по горам, по полям, к рекам и к морю) - наблюдение за пробуждением природы вне границ учебного помещения формирует любовь к родине, наблюдательность, изобретательность и желание самовыражения.

Как видно из содержания рекомендуемых игр, отобранных в соответствии с принципом "природосообразности " осуществления образовательного процесса , они направлены не только на воспитание "кокоро", но и на совершенствование физического развития и сохранение здоровья ребенка. А сохранению здоровья детей в Японии уделяется большое внимание : в каждом учебном заведении работает целый коллектив медицинских работников - доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья. Педагоги дошкольного образования считают , что их основная задача - не нянчить детей, а готовить их к школе сильными, выносливыми и терпеливыми, если ребенок будет здоровым, то счету и грамоте он сможет научиться в школе, а вот если здоровья не будет, то "школа вряд ли поможет".

Организуемая педагогом деятельность также отличается от практики европейских и американских детских садов : основная задача японского детского сада - не образовательная ,а воспитательная : научить ребенка вести себя в коллективе. В дальнейшей жизни ему придется постоянно находиться в какой-то группе, и это умение будет необходимо. Любая деятельность, организуемая воспитателем,имеет четкую цель : движение направлено на развитие координации; музыка - на развитие ритма, слуховой памяти и навыков счета; рассказ - на обогащение словарного запаса и развитие языка.

Важное место в системе обучения занимает хоровое пение. Выделять со-листа, по японским представлениям , непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом.После пения наступает очередь спортивных игр : эстафеты, салки, догонялки. Интересно, что воспитательницы, вне зависимости от возраста, участвуют в этих играх наравне с детьми.Большое внимание уделяется прикладному творчеству : рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы) . Эти занятия развивают тонкую моторику, которая необходима для написания иероглифов.

Важная роль отводится физической активности - играм с мячом, бегу, танцам и др. В то же время организованная педагогом деятельность всегда так или иначе связана с запросом, который исходит от ребенка. Так, С. Тейлор в детском саду города Кавасаки увидела, как мальчики в коридоре пинали крышки от банок. Заметив это, многие дети стали искать крышки и подражать их действиям. Вместо того, чтобы пресечь подобное поведение, педагог предложил детям нарисовать крышки, обсудить различия между ними и придумать игры с крышками.

Примерно раз в месяц весь детский сад отправляется на целый день в поход по окрестностям.Места могут быть самые разные : ближайшая гора, зоопарк, ботанический сад. В таких походах дети не только узнают что-то новое, но и учатся быть выносливыми, стойко переносить трудности

В садах также присутствует очевидная направленность на приобретение ребенком реального опыта взаимодействия с миром. Так, например, в одном из токийских детских садов дети (начиная с пяти лет) регулярно самостоятельно создают постройки на открытом воздухе (домики для детской площадки, лодки и т. д.) . С этой целью им раздаются строительные инструменты и материалы. Перед детьми ставится конкретная проблемная ситуация и малыши с удовольствием приступают к ее решению. В процессе строительства они понимают, что для покраски крыши дома нужно встать на стул, а для правильного крепления дощечки недостаточно одного гвоздя. На родительском собрании директор детского сада предупреждает родителей, что педагоги будут наблюдать за выполнением детьми этого проекта, но избежать травм, скорее всего, не удастся; однако, по его мнению, для ребенка важно научиться оценивать опасность при работе с инструментами, иначе он никогда не сможет относиться к ним подобающим образом .

В Японии не сравнивают детей между собой. Воспитатель никогда не будет отмечать лучших и ругать худших, не скажет родителям, что их ребенок плохо рисует или лучше всех бегает. Выделять кого-то не принято. Утро в детском саду начинается с того, что воспитатель обсуждает с группой основную тему дня и предстоящие занятия. Во время групповых занятий воспитатель воспитывает у детей навыки речевого поведения (учит смотреть на собеседника, внимательно слушать, навыки планирования деятельности в группе (разделить пластилин, чтобы всем хватило; учитывать мнение других участников занятий, чтобы не возникало конфликтов).

Интересна концепция контроля поведения детей. Поведение ребенка регулируется путем воздействия на чувства, эмоции. В японской этнокультуре считается, что дети неспособны совершать заранее обдуманные плохие поступки. Взрослые стремятся не вступать в конфронтацию с детьми в случае конфликтных ситуаций, выражение недовольства выражается старшими только в косвенной форме. Прилагаются огромные усилия воспитателей для того, чтобы нормы поведения появлялись у детей естественным путем.

Детей учат анализировать возникшие в играх конфликты. При этом нужно стараться избегать соперничества, поскольку победа одного может означать "потерю лица" другого. Самое продуктивное решение конфликтов, по мнению японцев , - компромисс. Еще в древней Конституции Японии было записано , что главное достоинство гражданина - умение избегать противоречий. В ссоры детей не принято вмешиваться. Считается, что это мешает им учиться жить в коллективе.

Часто воспитатель игнорирует нарушения поведения детей. Вместо пря-мого вмешательства воспитатель посылает других детей разобраться с воз-никшей проблемой, а сам находится в тени, несмотря на крик, плач или нанесенные телесные повреждения. Тем более не принято обсуждать возникшие проблемы поведения с родителями ребенка, да и родители никогда не пожалуются воспитателю на возникающие трудности. Японские родители и воспитатели не предъявляют четких и фиксированных требований к детям, а также не принуждают детей следовать правилам, встречая их сопротивление. Все конфликтные ситуации непременно обсуждаются в детской среде, и тогда неизбежные запреты и ограничения принимают для детей смысл собственных решений.

Одной из техник работы с детьми является рефлексия, или интроспекция поведения ("хансей") . Эта техника применяется как дома, так и в дошкольных учреждениях Японии . Фактически "хансей" состоит в том, что взрослый вместе с ребенком анализирует его поведение, чтобы изменить его. Подобная техника может быть проиллюстрирована ситуацией, которую наблюдала С.Тейлор : "Четырехлетний малыш пришел в новый для него детский сад. Через некоторое время он стоял у ящика и плакал. Оказалось, что у него пропала игрушка. К нему подошла воспитательница узнать, в чем дело. Заподозрив в происшедшем двух ребят, которые стояли рядом,она спросила их :

Разве Кадзуки (имя мальчика) просил прятать его игрушку?

Может быть, вам было бы приятно, если бы кто-то спрятал ваши вещи?

Кадзуки - новичок. Он плачет. Подумайте, как можно сделать ему лучше.

Мы отдадим ему игрушку и пойдем играть вместе с ним".

Подобная техника применяется воспитателями постоянно и за счет впле-тенности в жизнь ребенка, позволяет ему быстрее переориентироваться с собственных эгоцентричных интересов и научиться учитывать потребности и интересы других людей. В результате японский ребенок вырастает спокойным, послушным и ориентированным на жизнь в группе, но при этом у него формируется активная жизненная позиция. Высокий уровень самодисциплины и внимательности закладывается в дошкольном детстве и является важнейшим достижением японской образовательной системы .

Педагогические основы становления личности детей, сформированные в детском саду, в школе позволяют учителю уже практически не тратить вре-мени на наведение дисциплины и организацию поведения учащихся, все время и внимание отдаются усвоению новых знаний. Этот феномен японского воспитания уже давно нашел научные подтверждения в педагогике : доказано, что дети лучше усваивают правила тогда, когда они получают наименьшее внешнее принудительное воздействие в процессе усвоения этих правил.

Таким образом , воспитание маленьких детей в Японии направлено на формирование в ребенке понятия о человеческом общежитии, укрепление его физического и психического здоровья, подготовку человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим.