Сколько педагогов в детском саду италии. Почем детские сады в Италии? Как устроено дошкольное образование в Италии

Отпуск по уходу за ребенком в Италии маленький, поэтому очень остро стоит вопрос детских садов и яслей. О том, как решают эту проблему итальянские родители, рассказывает переехавшая три года назад из Самары в город Перуджа Ольга Меролла.

Декретный отпуск по закону длится всего 5 месяцев. Уходить с работы можно за 2 месяца до родов и, уже после родов, в течении 3 месяцев ухаживать за ребенком, сохраняя при этом 90-100% зарплаты. Далее возможно продлить отпуск максимум еще на 3 месяца, при этом уже с оплатой всего 30%! Поэтому многие итальянские родители спешат найти хорошие ясли и сады, чтобы поручить свое чадо воспитателям и иметь возможность вернуться в офис. В Италии существуют две основные категории детских садов. Для самых младших - ясли (asilo nido по-итальянски), куда принимают с 3-4 месячного возраста и до 3 лет. Ясли работают все дни, кроме субботы и воскресенья, закрываются на каникулы в июле и августе. Официально день в яслях длится в среднем до 16.30. Если так рано родители не успевают забрать малыша, отдельно оплачиваются услуги воспитателя и за ребенком можно прийти позже. Ситуация с яслями в Италии весьма плачевная: по их количеству страна занимает одно из последних мест в Европе. Это положение вещей объясняют сильной местной традицией самостоятельно растить малыша и сидеть с ним дома, а не стремиться отдать его с пеленок в руки воспитательниц. Тем не менее, несмотря на старинные итальянские традиции, многие современные мамы все же предпочли бы иметь более свободный график и устроить дочь или сына в ясли.

В центральных регионах Италии (Тоскана, Умбрия) самый “хороший” показатель: на 100 детей есть 33 свободных места в садиках. Например, на севере страны гораздо больше детей посещают ясли (в Эмилии-Романье 29,4% детей записаны в ясли), тогда как на юге страны, в регионе Кампания и на Сицилии, лишь 2,5% от всех малышей ходят в ясли. Столь низкая цифра связана как с семейными традициями - на юге они сильнее, так и с напряженной ситуацией в яслях: мест всем желающим катастрофически не хватает. Причина таких показателей и уровень безработицы - на юге он выше, соответственно, многие мамы вынуждены сидеть дома и заниматься воспитанием ребенка. В среднем по стране 25% детей не могут попасть в сады. В некоторых регионах, например, на Сицилии, эта цифра достигла 42%! Высокий показатель и в Тоскане - 33%. Такая напряженная ситуация привела к тому, что в 2009 году Италия обратилась за опытом к Северной Европе и стала открывать “семейные детские сады” (i nidi familiari). Суть проста - группа из 3-7 детей проводит дневное время дома у частного воспитателя (ее называют по немецки “ tagesmutter”, дневная мама), чаще всего вместе с ее собственным ребенком. Разумеется, такая услуга платная, но для многих работающих мам это единственный выход. Кроме того, что это удобно, договориться с женщиной чаще проще, чем с воспитателем в саду. Такие сады решают и проблему безработицы, так как многие мамы, сидя дома, еще и зарабатывают себе на жизнь, занимаясь и играя с другими детьми. Разумеется, стать “дневной мамой” не так уж просто: женщина должна или сама быть мамой, или же иметь диплом педагога и опыт работы в детском саду. Помещение, в котором планируется размещение детей, также контролируется перед началом работы. Оно должно быть полностью безопасным и комфортным для детей. Средняя стоимость для родителей - 200 евро за полдня и 400 за полный день в месяц. Увы, пока таких садов очень мало и удовлетворить запросы общества итальянские ясли не способны.

Средняя стоимость посещения яслей в месяц - 302 евро за государственный детский сад/ясли (данные на 2011 год по информации сайта http://www.cittadinanzattiva.it). Но так как Италия - страна, в которой все очень, очень сильно может меняться в зависимости от региона, средняя цена по крупным городам такова: Рим - 146 евро, Милан - 232, Лекко (город в регионе Ломбардия, север страны) - 537, Катанзаро (самый юг, регион Калабрия) - 80, Венеция - 316. Средняя годовая цена - 3000 евро в год (10 месяцев, июль и август ясли не работают). В целом, затраты на содержание ребенка в яслях самые низкие в Калабрии (сапожок Италии), самые высокие - в Ломбардии (регион, в котором находится Милан, север страны). Следующая ступенька - “материнская школа” (la scuola materna или la scuola d’infanzia), куда принимают детей 3-6 летнего возраста. Такие “школы” могут быть как государственные, так и частные -- и те и другие платные. Дети поделены по возрасту по группам, в среднем в каждой группе 15-30 человек. Тут уже ситуация заметно лучше, Италия вырывается на первые места Европы по количеству садиков! 98% детей в возрасте от 3 до 5 лет посещают детские сады. Питание в садах трехразовое -- завтрак, полдник и обед. Оплачивается оно дополнительно от платы за сад. Средняя цена за один прием пищи - 4-5 евро. Чаще всего еда готовится не в самом садике, а в одной большой столовой, откуда потом ее развозят по детским учреждениям. Очень популярна биодиета, то есть блюда, приготовленные из биоовощей, выращенных без удобрения вредными веществами. В меню входит много фруктов, картофельное пюре, супы, рис, почти каждый день -- легкие овощные салаты. Разумеется, без макарон в Италии никуда: детишкам готовят различные виды пасты -- например, с овощами.

Некоторые сады организуют доставку детей из дома на автобусах. Это очень удобно для родителей, хотя забирать малыша из садика должны все-таки они лично. Услуга платная - 25-35 евро в месяц, цена зависит от количества поездок. Вот официально утвержденный список того, чему учат детей в детских садах: - Я и другие (законы совместного сосуществования в обществе, вопросы морали) - Физическая активность - Языки, креатив, самовыражение - Пополнение словарного запаса, риторика (детей учат изъясняться, произносить речи) - Знакомство с миром (пространство, время, природа)

В садиках также иногда проводят курсы кулинарии, водят детей в бассейн, устраивают спектакли, играют, гуляют -- в общем, делают все то же самое, чем заняты и российские малыши. В расписании могут быть включены развитие речи, рисование, лепка, аппликация, математика, психомоторика, музыка, гимнастика, старшим преподают английский язык и компьютерную грамотность, водят на экскурсии в школу, где они проводят уроки с первоклашками.

Частные детские сады часто организуют монахини. Так как Италия -- страна очень религиозная, многие семьи предпочитают отдавать детей именно в такие учреждения. Разумеется, никто не будет заставлять ребенка целыми днями молиться и оказывать на него давление в религиозных вопросах, но в курс обучения входят и молитвы перед обедом, и пение псалмов.

На занятиях очевидный уклон в историю католицизма, праздники также отмечаются с обращением к теме религии.

В Италии бытует правило -- в первый день пребывания ребенка в саду мама обязательно должна быть с ним с утра и до вечера. Вовлечение ребенка в жизнь сада называется “инсерименто” и проходит оно по строгому графику. Например, первый день с малышом без пауз в общении, второй день -- 15 минут вместе с ребенком и 15 минут самостоятельности, третий день -- паузы по полчаса и так далее. В среднем “инсерименто” длится неделю, но в некоторых садах это может быть организовано иначе и продолжаться дольше.

Цены на детский сад для 3-6 летних детей высчитываются, в зависимости от дохода семьи. Существует несколько категорий семей, которым положены льготы -- например, безработные, с одним работающим членом семьи, многодетные семьи. Для них ежемесячная плата за сад равна 50-165 евро (в зависимости от уровня годового дохода и от региона страны). Средняя цена за сад в год 972 евро, но учтите, что это усредненная цифра, можно найти в одной и той же группе малыша, семья которого платит 45 евро за месяц, и того, чья семья выплачивает 170 евро. Да, льготы положены не всем, и обеспеченные семьи платят по соответствующим тарифам. В частных детских садах цены выше, но ненамного. Многие отдают предпочтение именно частным садикам, так как там меньше группы и больше развивающих занятий для детей. Цена за частные сады очень разная, все зависит от политики руководителя. Скажем так, за 1000-1500 евро в год можно найти частный сад, хотя проще, конечно, записаться в те, что подороже (там обычно больше свободных мест). За эту сумму дети могут находиться в саду с 8.30 до 16.30. Организованы и дополнительные лекции после закрытия садика: фортепиано, английский язык, рисование, гимнастика. В целом можно сказать, что система детских садов в Италии развита неплохо, по крайней мере, у родителей есть огромный выбор. Они могут отдать малыша в религиозный, творческий, обычный государственный сад, обучить его игре на пианино или английскому, оставить ребенка в саду до обеда или до вечера...Как и в России, приходится заблаговременно записываться в садик и надеяться, что будет заветное свободное местечко. В общем, свои проблемы есть и тут, и порой они достаточно серьезные, особенно в отношении яслей для малышей.

Ольга Меролла

Согласно итальянскому законодательству отпуск по уходу за ребенком рассчитан на маленький срок, поэтому вопрос о детских садах и яслях стоит на первом месте. О том, как итальянские мамы выходят из данной ситуации, расскажет нам Ольга Меролла, переехавшая из Самары в Перуджа три года назад.

Отпуск по уходу за ребенком согласно итальянским законам составляет всего 5 месяцев. Уходить в декрет с работы разрешается за 2 месяца до предположительной даты родов и в течении трех месяцев ухаживать за новорожденным, таким образом сохраняя 90-100 % заработной платы. Также есть возможность продлить отпуск, но при этом сумма выплаты сократиться до 30 %! Именно в связи с этим большинство итальянских родителей предпочитают подыскать подходящие дошкольные заведения с яслями и возвращаться в офис.

Можно выделить два основных типа детских садов. Для самых маленьких, куда принимаются детки возрастом с 3-4 месяцев и до 3-х лет. Ясли открыты в рабочие дни недели, то есть суббота и воскресенье у них, как и у большинства других заведений, выходные, а в июле и августе ясли закрываются на каникулы. День в яслях длиться до 16.30, но если по каким-либо причинам родители не могут забрать своего ребенка так рано, то за отдельную плату воспитатели сада присмотрят за малышом вплоть до прихода его родителей. Выводя ребенка на прогулку, они обязательно присмотрят за ним, за тем, как он одет - в солнечную погоду обязательно оденут ребенку панамку и удобную обувь, а в дождь - курточку. В летнее время деткам могут предложить активные игры на солнышке или в детском бассейне. В такую погоду ребенок обязательно должен быть защищен одеждой и солнцезащитными средствами: панамкой, солнечными очками с защитой от УФ и легкой дышащей одеждой, в которой он не будет перегреваться. Такие товары в широком ассортименте представлены в детском интернет-магазине www.babybanz.ru , который предлагает детские товары от австралийской фирмы-производителя Baby Banz Inc.

Согласно статистике, на сегодняшний день ситуация с яслями в стране довольно таки плачевная. Италия находится на последних местах, по сравнению с другими странами Европы. Такое критическое положение объясняют существующей традицией воспитывать малыша самостоятельно дома, а не с пеленок отдавать его няням или воспитателям в ясли. Хотя многие современные мамы, невзирая на традиции, согласились бы на более свободный распорядок жизни, отдав ребенка в ясли. Также и ребенок приобретает навыки общественной жизни, появляется чувство дружбы.

Что касается центральных районов страны, таких как Умбрия и Тоскана, то там наблюдается самый «лучший» показатель, цифры таковы: на 100 дошколят -33 свободных мест в детских садах. Интересно, что в северных регионах страны ясли посещают большее количество деток, примерно 29%, в то время как в южной части, на Сицилии и в Кампании, всего лишь 2.5 % детей посещают дошкольные заведения.

Такую заметную разницу в показателях обуславливает тот факт, что на юге Италии семейные традиции соблюдаются намного серьезней, чем в других регионах, а также о себе дает знать катастрофическая нехватка свободных мест в существующий детских садах. Уровень безработицы в южных регионах страны также зашкаливает, таким образам большое количество матерей просто вынуждены сидя дома заниматься воспитанием ребенка. Если взять показатели по всей стране, то около 25% детей Италии просто не могут устроиться в детские сады. А, например, на Сицилии такой показатель составляет 42%, за ней следом поспевает Тоскана с цифрой в 33%.

Сложившиеся ситуация вынудила Италию в 2009 году обратиться за опытом к Северной Европе, после чего Италия начала практиковать "семейные детские сады”. Суть такого вида сада такова - группа детей из 3-7 человек в дневное время находится под присмотром частного воспитателя у нее дома, как правило, совместно с ее собственным ребенком. Естественно такие «детские сады» стоят не малую сумму денег, но для большинства работающих мам Италии этот выход является единственным. Такое решения плюс ко всему может решить проблему безработице в стране, каждая мама имеет возможность зарабатывать деньги, сидя у себя дома, играя и занимаясь с чужими детьми.

Но, разумеется, организовать такой «сад» у себя дома не так уж и легко, для этого женщина должна быть сама мамой или иметь педагогическое образование, или же иметь стаж работы в обычном детском садике . Перед началом работы «сада», помещение, где планируется организация детского досуга, тщательно продумывается. Оно обязательно должно быть просторным, комфортным и прежде всего безопасным. Средняя оплата такого рода услуг составляет: полдня- 200 евро, за целый день - 400 евро в месяц. Но, к сожалению, таких «частных садов» в Италии очень мало.

Что касается государственных яслей или сада, то средняя стоимость составляет примерно 300 евро. Но стоимость услуг дошкольных заведений в других регионах Италии может составлять другую сумму. Так, например, цена за месяц садика в Риме составляет 146 евро, в Милане- 230, Венеция - 316 и другие.

Следующей ступенькой является «материнская школа», куда ходят дети от 3 и до 6 лет. Данная «школа» может быть как частная, так и государственная, но и тот и другой тип является платным для родителей. Согласно возрасту ребенка определяют в группу, где примерно от 15 до 30 детей. По количеству таких садов стране, Италия занимает лидирующие места в Европе. Около 98% детей Италии посещают детские дошкольные учреждения.

В детских садах введено трехразовое питание - завтрак, полдник и обед. Оплата родителями за питания вносится отдельно от общей платы за сад. Один прием пищи может составлять приблизительно 4-5 евро. Как правило, сады не имеют своей столовой для приготовления пищи, она им доставляется из единой большой столовой, которая готовит на несколько садов. В садах предлагается биодиета, то есть блюда готовятся из овощей без добавок и вредных удобрений. Основой меню является большое количество фруктов, супы, картофельное пюре, рис, а также каждый день легкие салаты из овощей. Естественно, итальянцы не изменяют традиционным макаронам, детям готовят разные блюда из пасты, к примеру с овощами.

Большинство садов предлагают родителям услугу доставки их детей из дома в сад на автобусах принадлежащих дошкольному учреждению. Такая услуга значительно экономит время родителям утром, но вот вечером, всё-таки, родители забирают детей самостоятельно. Плата за услуги автобуса составляет 25-35 евро в месяц.

Вот официально подтвержденный список того, чему обучают в каждом дошкольном учреждении Италии:

Физическая активность;

Я и другие (основы совместного проживания в обществе, мораль);

Расширение словарного запаса ребенка, риторика;

Иностранные языки, самовыражение, креатив;

Знакомство с окружающим миром.

В некоторых садах плюс ко всему включают уроки кулинарии, занятия в бассейне, устраивают театральные спектакли с участием, как детишек, так и профессиональных актеров, в общем, итальянские дети делают всё то, что и наши российские малыши в детских садах. Некоторые сады предлагают следующие занятия: аппликация, лепка, хореография, музыка, рисование, математика, развитие речи, гимнастика, психомоторика, старшим деткам предлагают изучение английского языка и занятия на компьютере.

Зачастую частные детские сады в итальянских городах организуют монахини. Италию можно отнести к очень религиозным странам, поэтому итальянские семьи предпочитают, чтобы их детьми занимались служители церкви. Естественно никто в таких учреждениях не заставляет детей проводить в молитве целые дни, и не оказывает на них религиозного давления, но в стандартный курс занятий включаются и молитвы перед приемом пищи и пение псалмов. Занятия проводятся с очевидным уклоном в историю католицизма, а также праздники проводятся с религиозным уклоном.

В Италии принято, что в первый день пребывания малыша в садике, мама проводит с ним весь деть, с утра и до самого вечера. Такое вовлечение ребенка в устоявшийся распорядок жизни сада называется «инсеременто» и соответствует строгому графику. Например, мама в первый день всегда находится рядом с малышом, во второй день в их общении организовывают 15-минутные паузы, третий день проводится с паузой в 30 минут и так далее. "Инсерименто” в среднем, длится около недели, но в некоторых детских садах этот процесс может быть организован по-другому и занимать больший или меньший период времени.

Цена на детский сад для детей возрастом от 3 до 6 лет высчитывается с учетом общего дохода семьи. Согласно итальянскому законодательству предусмотрено некоторые категории семей, которым положены льготы в оплате. Например, такие льготы могут получать семьи, где оба родителя являются безработными или всего один член семьи работает, а также многодетные семьи.

Ежемесячная плата для таких семей составляет примерно 50-160 евро, в зависимости от годового дохода семьи и региона где она проживает. Средняя сума, выплачиваемая семьями за год, составляет около 970 евро, но следует учитывать, что данные цифры усреднены, то есть в одной группе детского сада можно найти ребенка, родители которого выплачивает 45 евро, а также и такого за которого платят 150 евро в месяц. Разница обусловлена тем, что льготы могут получить не все семьи, обеспеченные семьи ведут оплату за детский сад в соответствии с общими тарифами.

Цены в частных садиках выше государственных, но не намного. Большинство семей Италии предпочитают водить своего ребенка именно в детские сады частного типа, там и количество детей в группе намного меньше и развивающих занятий больше чем в бюджетных садах. Цена за посещения частного детского сада варьирует от 1000 до 1500 евро в год.

В итоге можно смело сказать, что система дошкольных детских учреждений в городах Италии неплохо развита, родителям предоставляется огромный выбор в этой сфере. Родители могут оформить своих детей в государственный, частный, религиозный, творческий детский садик, обучить его английскому языку или игре на каком-нибудь музыкальном инструменте, оставить малыша в саду до обеда или вплоть до самого вечера.

Итальянская республика - Государство в Южной Европе, в центре Средиземного моря, на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком, что является исключительно важным фактором в развитии экономики страны во все эпохи. Столица государства - Рим. Италия - демократическая парламентская республика во главе с президентом. Исполнительная власть в стране принадлежит Совету министров.

Для того, чтобы иметь общее представление об атмосфере, в которой становилось, формировалось и продолжает развиваться образование в Италии, представим краткую характеристику страны, её экономики и состава населения, которые являются формирующей базой для развития общества, культуры, истории.

Около 67% населения Италии - горожане. Почти все жители страны (93%) - итальянцы. Как и во многих других развитых странах, в Италии в последние десятилетия снижаются рождаемость и естественный прирост населения, сокращается средний размер семьи, нация стареет. Экономически активное население насчитывает 22,8 млн. человек, из них 12% составляют безработные или молодежь, ищущая первую работу. Многие выезжают за границу в поисках заработка. На данный момент, в связи с большим потоком мигрантов, уже сама Италия использует труд иностранных рабочих. Высока численность легальных иммигрантов, а нелегальная иммиграция из наиболее неблагополучных стран в последнее время представляет серьезную социальную проблему и бросает вызов всему укладу жизни.

История становления детского сада в Италии уходит своими корнями в далекое прошлое. Эта организация пережила эволюцию, в процессе которой смогла утвердить свои образовательные задачи, преодолев функции, направленные только на уход и присмотр за ребёнком, и достичь уровня первой ступени школьного образования.

"Scuola dell"Infanzia" - "Школа Детства" - "Детский Сад" - более привычное название для российской системы образования - как учреждение, берёт своё начало в 1968 году, принятием закона № 444 от 18 марта 1968 года, благодаря которому, после долгих дискуссий, была прервана традиция незаинтересованности государства в этой возрастной категории детей, которой до сего момента занимались только церковные приходы, религиозные организации и муниципалитеты.

Вместе с тем, учреждения подобного типа уже существовали с момента промышленной Революции, (XVIII век), когда ручной труд женщин в промышленности начал забирать их из дома и вследствие этого возникла необходимость присмотра за детьми дошкольного возраста в некотором определенном месте в часы работы их матерей. Появились "Комнаты ухода за детьми" - "Sale di Custodia", ясли - "Asili" - дословно - убежища для детей, ставшие прототипами современных детских садов.

Заслуга создания первых детских дошкольных учреждений, в которых наряду с другими видами воспитания с детьми проводили элементарное обучение (беседы воспитателей о природе, рассказывание сказок, чтение детских книг и так далее) на практике принадлежит английскому социалисту - утописту - Роберту Оуэну. Данный опыт работы впоследствии был перенесён в Великобританию, а далее во Францию и в Германию.

В 1839 году, благодаря деятельности немецкого педагога, Фредерика Фребеля, родились "Детские Сады", получившие широкое распространение и долгую жизнь.

В Италии инициатива по созданию детских садов принадлежит священнику Ферранте Апорти (1791 - 1858), который был уверен, что многие беды человека происходят от его невежества, и видел свою миссию в образовании молодёжи всех возрастов. В 1828 году в Кремоне (город в итальянской области Ломбардия), он открыл первое "Убежище для детей" ("Asilo d"infanzia"), в которое на платной основе принимались малыши с двух с половиной лет. Позже был открыт детский сад, финансируемый австрийским государством и сельская школа для детей. Инициатива распространилась в таких регионах, как: Ломбардия, Венето, Тоскана, Эмилия-Романья.

Спустя полвека Детские сады Фрёбеля появились и в Италии - этому благоприятствовала заинтересованность политической элиты того времени, подтверждение чего мы находим в циркулярном письме министра образования Коппино от 17 сентября 1885 года.

Высока важность деятельности сестёр Розы и Каролины Агацци, которые открыли в 1895 году в Момпиано, первую Материнскую Школу, дав ей такое название, поскольку считали, что воспитательница должна вызывать роль и образ матери и школьная среда должна принимать ребёнка так, как семейная среда. Методы работы, которые использовались - методы инструментальной педагогики (Джон Дьюи), известные и применяемые уже во многих европейских странах. Суть состояла в том, что маленькие дети уже самого раннего возраста приучались делать всё самостоятельно, преимущественно в виде игры, развивая свободную деятельность ребёнка и его творческий потенциал. В одном из своих трудов Роза Агацци подчёркивала важность создания функциональной материальной среды для развития ребёнка. Она писала: "Очень странно, что в процессе нынешнего пробуждения осознанности по отношению к детству, не отозвался авторитетный голос, призывающий планировщиков и архитекторов прислушаться не к собственной фантазии, а к тем, кто живет детством и знает его нужды" .

Образовательная модель сестёр Агацци имела огромный успех в Италии и в общих чертах можно утверждать, что ею следовали вплоть до конца XX века, тем более, что даже само название "Материнское школа" было принято законом, учреждающим государственную школу в 1968 году.

Другим известным деятелем в области дошкольного образования, оставившим после себя огромный вклад в педагогику, была Мария Монтессори, которая, работая, как медик, с умственно - отсталыми детьми, адоптировала методы, ею созданные, для детей, развивающихся нормально, и получила оптимальные результаты. В 1907 году, в одном из самых густонаселённых и бедных кварталах Рима - Сан Лоренцо, она открыла первый Дом Детей, для малышей от трех до шести лет, в работе с которыми она применяла свой метод научной педагогики, ставший в 1909 году публикацией, принятой с огромным энтузиазмом в Европе и во всём мире . Метод Марии Монтессори берёт своё начало в новой концепции детства, утверждающей, что в предоставленной ребёнку свободе самовыражения находятся семена развития и роста.

Многие посетителей Дома Ребёнка имели возможность наблюдать за детьми, занимающимися своей деятельностью спокойно и радостно без стимулов в виде поощрений или подавления в виде наказаний.

Развитие интеллектуальных способностей ребёнка подготавливалось сенсорным воспитанием, вследствие чего малыш мог свободно манипулировать тем материалом, который выбирал, который помогал ему самостоятельно исправлять свои ошибки, без помощи воспитательницы. Школы Монтессори распространились в Италии и во всем мире, особенно в Северной Америке. Индия была настолько заинтересована новой методикой образования, что пригласила педагога - новатора читать курс лекций во время второй мировой войны.

Можно утверждать, что Монтессори была признана миром, как педагог, "освободивший" ребёнка.

18 марта 1968 года был принят закон, учредивший Материнскую школу на государственном уровне, и утвержден многолетний план создания дошкольных организаций данного формата по всей территории Италии, особенно на юге страны. Начался период бурного развития школьной системы образования: начальная школа повсеместно расширяла своё расписание до полного рабочего дня, открывались ясли, муниципалитеты учреждали школьные столовые, ремонтировали старые структуры и возводили новые здания. Однако, Материнская школа, так же, как и сейчас, не являлась обязательной ступенью начального образования, и возможность записи ребёнка в данную организацию, особенно в густонаселенных районах, была связана с реальной возможностью ёмкости структуры, c преподавательским составом и с экономическими возможностями Муниципалитета.

Закон 1968 года знаменовал решительный переход от восприятия Материнской Школы как места приема детей и ухода за ними, к школе с четко обозначенными целями, задачами, содержанием, методами. В изданных Руководящих принципах (Orientamenti) хотя и чувствовалось направление, укрепленное годами предыдущей практики, уже вырисовывалась школа новой формации. В них содержались рекомендации по использованию более прогрессивных методов дидактики, содействующих развитию ребёнка. Указывались образовательные программы, области, как сферы действия и деятельности, для достижения ребёнком собственных целей, согласно собственному ритму. Именно Руководящие принципы признают за детьми неотъемлемые права, гарантированные всем Конституцией - право на воспитание и обучение и знаменуют, таким образом, эволюцию Материнской школы в Школу Детства, так, как называется она сейчас. В Руководящих принципах подчёркнуто центральное место ребёнка, признано разнообразие, обращено внимание на психофизическое благополучие воспитанников. Для положительного результата работы, как существенные, выделяются: гибкость в организации деятельности, диалог с родителями, коллегиальность как руководящий принцип в работе педагогического состава, строительство позитивных отношений с близлежащими организациями .

В указе 1991 года "Scuola Materna" - "Материнская Школа" чаще всего упоминается как "Scuola dell"Infanzia" - "Школа Детства", поскольку это название "наиболее соответствует развитию, характеризующему данную структуру в настоящий момент" .

Закон № 53, принятый в 2003 признаёт Школу Детства первой ступенью образовательного процесса, который должен затрагивать всю жизнь человека, определяя её особые задачи и функции в качестве основных для полноценного развития человека во всех его направлениях, в отношения преемственности с последующими ступенями образования. Школа Детства способствует эмоциональному, психомоторному, когнитивному, моральному, религиозному и социальному развитию ребёнка, учит строить отношения в социуме, раскрывает творческий потенциал и личностное самоопределение . италия дошкольный образование монтессори

Рекомендации, в соответствии с тем, что уже выражено в Руководящих принципах, описывают воспитательную среду как место приобретения практического опыта, как первый и необыкновенно важный подход к культуре, естественно, в формах, соответствующих умственному и психическому развитию ребенка. Рекомендуется игра как фактор развития ребенка и канал коммуникации, возможность исследования и поиска, получение сенсорного опыта, а так же продвижение, постепенное и корректное, к символическим представлениям неформальной деятельности с одной стороны, и начало пути по освоению конкретных знаний с другой .

Школа Детства, основываясь на ценностях воспитания и обучения, опираясь на знания по дошкольному воспитанию, представленные в итальянской и иностранной педагогической литературе, реализует министерские проекты. Сегодня она стала флагманом итальянской школьной системы, привлекая к себе внимание многих стран Европы и Мира.

Согласно последним исследованиям, Школу Детства посещает почти 98% итальянских малышей. Этот факт указывает на исключительную важность начального образования ребёнка, полноценного развития его способностей, его таланта социализировать, его личностного и социального возрастания.

Дошкольные учреждения в Италии на данный момент можно условно поделить на государственные (коммунальные) и частные, принадлежащие, чаще всего, Католической Церкви - Монашеским Орденам, Религиозным организациям. Существуют также сады и ясли, открытые при конкретных учреждениях, фабриках, фирмах (asilo o/e asilo nido aziendale) или различных Ассоциациях. Развита система альтернативных детских учреждений, таких как: микро-ясли ("micro nido") - частное учреждение для 12-15 детей; семейные ясли ("nido famiglia") - мама со специальной подготовкой и всеми необходимыми разрешениями принимает у себя дома группу из 3-4 детей; включённые ясли ("nido integrato"); ясли (ясельная группа) в составе детского сада; беби-паркинг ("baby parking"); детский центр ("сеПго infanzia").

Итальянские детские сады и школы, центры образования и культуры, существуют, работают и развиваются во многих странах мира - там, где живут итальянцы, там, где есть большие или маленькие диаспоры этого народа. В данном контексте интересно упомянуть такой феномен, как итальянская эмиграция, когда в период с 1861 по 1976 год, с момента создания Италии, из страны эмигрировали около 13 миллионов человек . Многие отправлялись в страны северной Европы, в США, Канаду, в страны Латинской Америки.

Согласно статистическим данным на 2014 год, в России проживает около 3000 тысяч итальянцев. Кто - то живет и работает один, но многие приезжают с семьями, либо создают свои семьи здесь, воспитывая детей в культурных традициях двух или более народов .

Завершив краткий исторический экскурс дошкольного образования в Италии, переводя определенные термины в дословном переводе, далее, в тексте данной работы, мы заменим название "Школа Детства" на "Детский Сад", поскольку оно более привычно для восприятия, и в то же время нисколько не противоречит сути исследуемого феномена.

В следующем параграфе представим итальянскую школу в Москве, центр сосредоточения итальянской культуры для детей дошкольного и школьного возраста и их родителей, а также базу нашего исследования.

Недавно наша семья встала перед выбором: отправлять ли ребенка в ясли, и если да, то в какие. Я вынуждена была со всех сторон изучить такое любопытное явление в жизни Италии, как детский сад, о чем и расскажу в этой статье.

Отдать ребенка в ясли здесь можно практически с рождения. Это обусловлено тем, что многие работодатели дают мамам отпуск всего на четыре месяца. Хочешь, сиди дома месяц до рождения малыша, и три -- после, хочешь -- делай наоборот, суть в том, что рабочее место сохраняется только на совсем коротенький, по нашим меркам, срок. Иногда мамы, едва узнав, что беременны, опрометью бегут записываться в детский сад -- иначе можно не успеть!

ИСТОРИЯ СИЛЬВИИ

Моя соседка Сильвия узнала, что станет мамой, в начале мая, cрок был уже почти два месяца 🙂 Еще не зная пол будущего ребенка, не представляя даже, как его назовет, Сильвия отправилась в муниципалитет -- записывать его в ясли.

Родиться малыш должен был в декабре. Значит, в феврале Сильвии придется вернуться на работу. Она сделала все правильно, ведь в ясли записывают только на протяжении двух месяцев: с мая по июнь, потом места распределяются, закрывается финансирование на этот год, и... все, опоздавшие в пролете.

ПОИСКИ САДА

У нас немного другая ситуация. Возможность быть с ребенком дома у меня есть. Детский сад нужен для того, чтобы дать общение с другими детьми и обеспечить выплеск энергии нашему полуторагодовалому "шнырю", а энергии у него -- через край!

Сад я стала присматривать еще осенью. Навела справки среди знакомых, решила сходить, посмотреть собственными глазами. Везде меня принимали очень радушно. На входе давали бахилы, чтобы не пачкала пол, проводили небольшую экскурсию по всему садику, показывали, где кушают детки, где спят, где моются. В группе в среднем 23 малыша и одна-две нянечки, плюс воспитатель. Няни кормят детей, укладывают спать, меняют памперсы. Воспитатель организует разные игры и упражнения: на развитие речи, моторики, координации движений...

Так я наведалась в три садика, которые понравились мне в разной степени. В первом было светло и просторно, там использовалась особая система, когда вместе находятся дети от рождения до 3 лет. Нет перегородок и групп, как таковых. Малышей разделяют только для занятий: у старших и моторика, и речевые навыки другие, поэтому нет смысла обучать их вместе с теми, кто еще ползает. Когда мы с сыном пришли в этот садик, все дети сидели за двумя большими столами и готовились к полднику. Они выглядели как большая дружная компания, и сын сразу рванул к ним -- общаться и играть. Это был хороший знак...

Второй садик находится в центре нашего городка, что очень удобно географически, к тому же там работает друг нашей семьи -- он повар. Для итальянцев это важный момент -- своя в садике кухня или еду привозят уже готовой. Дирекция очень взыскательна к приготовлению блюд, тщательно проверяет все упаковки с привозимыми продуктами, если что-то повреждено -- немедленно возвращается производителю. Когда мы с сыном пришли сюда, нам вынесли пиццу на тарелочке -- попробовать. Вкусно!

Затем мы пошли на экскурсию: обычный садик, дети разделены на группы в соответствии с возрастом, везде стеклянные двери, которые плотно закрываются. В одной группе мальчик месяцев семи сосредоточенно лупил бубном по голове другого, а нянечка меняла третьему памперс и отчитывала "проказника", который не проявлял к ее словам никакого интереса. "Не беспокойся, -- сказал мне повар, -- малыш всегда будет под надежным присмотром, гарантирую." Поясню: в Италии очень важно определить ребенка куда-то "по знакомству", к "своему человеку" -- считается, что так за ним будут лучше присматривать.

Третий сад был мечтой моей свекрови. Он находится практически у нас во дворе и принадлежит маме приходского священника дона Марчелло. Единственное, что мне здесь не очень понравилось -- низкие кровати, буквально в пол, стоящие рядом с балконными дверьми. Логично предположить, что зимой из таких дверей сквозит, и детям спится не очень-то уютно. Одним крылом садик сообщается с церковью, а другим -- с виллой дона Марчелло. Придя домой и немного подумав, я решила исключить это заведение из списка, -- все же с ранних лет приобщать ребенка к религии мне бы не хотелось, пусть лучше у нас будут ясли без идеологической подоплеки.

Так я узнала, что представляют из себя детские сады в Италии. Была немного разочарована, так как они не сильно отличались от садика, в который я ходила сама много лет назад. А сейчас, бывая в Минске, мы с сыном посещаем детский развивающий центр, где игрушек, игр и упражнений на развитие гораздо больше. Но поскольку главная цель -- дать ребенку общение с другими малышами, мы решили-таки подавать заявку на детский сад.

ПОЧЕМ ДЕТСКИЕ САДЫ В ИТАЛИИ?

Настал май. Я пришла в муниципалитет со всеми документами. Собственно, потребовалось заполнить одно короткое заявление, указав, кто мать и отец ребенка, кто из нас работает, и есть ли у нас бабушки, по состоянию здоровья годные "к службе". "При чем здесь бабушки?" -- спросите вы. Они -- в какой-то степени двигатель экономики Италии, многие мамы, вынужденные выходить на работу через пару месяцев после родов, доверяют детей бабушкам, которые растят их затем всю жизнь... Такое использование бабушек -- официальная позиция правительства Италии, поэтому не удивляйтесь, обнаружив вопросы о них в графах самых разных анкет.

Обычно к заявлению прикладывают еще один важный документ -- сведения о годовом доходе семьи. От этой цифры зависит, сколько вам придется платить за детский сад в Италии.

Вот мы и подошли к самому интересному: цене вопроса. Она высчитывается индивидуально, исходя из того, оба ли родителя работают, есть ли в собственности автомобиль и недвижимость, оказывают ли помощь бабушки, и какова сумма дохода вашей семьи.

Что входит в оплату? Четырехразовое питание, памперсы, средства гигиены и материалы, необходимые для развития ребенка, -- пластилин, краски, и так далее. Родители ничего из дома не приносят. По времени пребывание в саду может длиться до вечера (обычно до 16.00) или до обеда (12.45). Многие итальянцы отдают детей в садик только на первую половину дня, затем их забирают бабушки и воспитание продолжается дома. По деньгам разбежка невелика: если вы платите за полдня 300 Евро, то оставить ребенка до вечера потянет примерно на 350.

Мы сведения о доходах прикладывать не стали: в этом случае автоматически считается, что доход семьи превышает 30000 Евро в год, и начисляется самая высокая оплата. Для всех остальных случаев есть специальная таблица, из которой видно, сколько платит семья с тем или иным уровнем достатка. Надо понимать, что это условная цифра, которая высчитывается, исходя из многих факторов. Например, доход в 5000 Евро на семью предполагает, что каждый из родителей зарабатывает 2500 Евро в год, то есть примерно 200 Евро в месяц. Эта цифра фантастична, не бывает столь мизерных зарплат в Италии. Возможно, что один из родителей не работает, а другой подрабатывает в летний сезон, к примеру, на пляже, в остальное время года получая пособие по безработице. Но даже при таком условно малом доходе плата за сад будет -- 92 Евро в месяц.

Доход К оплате Доход К оплате
€ 5000 € 92 € 18000 € 330
€ 6000 € 111 € 19000 € 341
€ 7000 € 132 € 20000 € 351
€ 8000 € 152 € 21000 € 366
€ 9000 € 172 € 22000 € 381
€ 10000 € 193 € 23000 € 392
€ 11000 € 213 € 24000 € 402
€ 12000 € 234 € 25000 € 415
€ 13000 € 254 € 26000 € 428
€ 14000 € 274 € 27000 € 442
€ 15000 € 290 € 28000 € 455
€ 16000 € 305 € 29000 € 468
€ 17000 € 320 € 30000 и более € 481

Итак, я подала заявление в муниципалитет. Указала, что нас интересуют два садика, описанные выше. И стала ждать. По закону, заявления рассматриваются в течение двух месяцев, а ответ приходит на почту родителям. Если мест в указанных садиках не оказалось, муниципалитет предлагает другие варианты...

ОТВЕТ

пришел точно в срок. Нашего сына ни в один из симпатичных садов не взяли. Почему -- места достались тем, у кого доход меньше. Некоторые из наших знакомых, кто работает уборщиками или сборщиками фруктов в летний сезон, радовались, что их малыши пойдут в тот сад в центре, где своя кухня, и за чисто символическую плату.

Нам было предложено два садика на выбор, куда я не медля и отправилась.

Увы, в обоих группы были набиты под завязку: 27-28 детей, сидящих друг у друга на головах и вопящих что есть мòчи. Грустная картина -- разрывающиеся и потерянные среди них няни с красными лицами и растрепанными волосами. Нет, в такой сад я ребенка не отдам.

ЧАСТНЫЕ САДЫ

В такой ситуации, как наша, следует обратить взор на частные садики, которых в Италии пруд пруди. В группах обычно до 20 детей, новые игрушки, отремонтированные комнаты, все очень празднично и весело. Директор сада назначит вам встречу, усадит в кожаное кресло и уделит столько внимания, сколько потребуется. Ответит на все вопросы, даже самые каверзные, типа: "По какой методике вы развиваете способности к иностранным языкам у детей?"

Важная деталь: поскольку доход у нас максимальный, то оплачивать муниципальный детский сад нам бы пришлось по самой высокой ставке -- 481 Евро.

Стоимость частных садов -- фиксированная, им нет дела, много вы зарабатываете или нет. Цена стартует от 500 Евро и доходит до 720 (за целый день пребывания, который может растянуться до семи часов вечера). Получается, что таким родителям, как мы, выгоднее отдать ребенка в частный сад -- внимания ему будет больше, а деньги почти такие же.

Я начала объезд частных садов, и в один просто влюбилась. Большое светлое помещение, где находятся дети от рождения до 3 лет, много игрушек, маты для ползания, горки, бассейн с цветными шариками, дворик, в котором припаркованы десять мини-велосипедов, на стене висит огромная доска с концепцией садика, которая так красиво рассказывает, как взрослые должны беречь внутренний мир ребенка. А еще -- в этом саду "с рождения изучается английский язык". Я была ошарашена.

Дома муж посоветовал мне остыть о подумать спокойно. А нужен ли нам сад вообще, или решить поставленные задачи можно другими способами?

Оказалось, что и в этом саду есть один изъян: за то, чтобы отдать туда ребенка на полдня, требуется выложить круглую сумму, но часы посещений будут такими: 7.30 -- 12.00. Для меня нереально привезти малыша к половине восьмого утра, а если я приведу его в 9 и заберу в 12, то получается, что мы платим всего за три часа. "За такие деньги можно нанять самую лучшую в мире няню!!!" -- победоносно закричал мой муж.

ЭПИЛОГ

Подумав, что изучать английский в итальянском детском саду -- это комично (из-за врожденной неспособности итальянцев к иностранным языкам, ставшей темой многих анекдотов), я решила, что сама побуду дома с ребенком. Когда мне захочется расслабиться -- в городе есть так называемый "Бэби-паркинг", куда можно отвести малыша в то время, которое удобно маме, оплата -- почасовая. Если покупаешь абонемент на 10 часов, то рассчитывается по 5 Евро в час. Берешь больше -- цена уменьшается. Правда, там нет никакой кухни вообще, но когда надо оставить ребенка на два-три часа, -- это прекрасный вариант. И детей всегда много.

Когда надоедает и это, можно пойти в большой супермаркет, где обязательно будет крытая площадка с детскими качелями и горками, и детская комната, где лепят, рисуют, танцуют и поют. Бесплатно или за чисто символические деньги.

Мы привыкли к тому, как налажен процесс воспитания у нас, привыкли к нашим детским садам, но ведь всегда есть место для перемен. Для этого нужно заглянуть к соседям и посмотреть, как всё устроено у других. Сегодня мы решили посмотреть, как устроены детские сады в Италии, и выяснить, чему у них можно поучиться.

Редакция «Так Просто!» углубилась в этот вопрос и расскажет тебе, как же происходит процесс дошкольного воспитания детей в Италии. Рассказываем предельно честно, ничего не приукрашивая. Там тоже есть и хорошее, и плохое.

Итальянские мамы совсем иначе относятся к воспитанию ребенка. Официальный декрет в стране длится всего 5 месяцев, при желании его можно продлить еще на полгода. Большинство мамочек выходят на работу уже через полгода после рождения ребенка и, стоит отметить, вовсе не считают, что это плохо.

Детей можно отдать в ясли уже с трех месяцев. Итальянские мамы уверены, что ребенку это необходимо, ведь младенцам тоже нужна социализация. Считается, что именно в садике ребенок сможет больше общаться с другими детьми и быстрее обретет навыки, которые нужны для жизни. Нельзя наверняка сказать, правильно это или нет, но у итальянцев это так.

Откровенно говоря, мамам там приходится достаточно сложно. Декрет очень короткий, да и ясли работают только до четырех часов, а дальше приходится как-то выкручиваться. Кто-то работает только первую половину дня, другие же нанимают нянь или просят о помощи бабушек и дедушек. Вообще на старшем поколении в Италии держится многое, ведь именно эти люди чаще всего сидят с детьми, водят их на дополнительные занятия и в кружки по интересам.

Дошкольное образование в Италии необязательное, но практически все дети ходят в детские сады. У родителей есть выбор: частные, муниципальные или католические садики. Отличаются они по многим параметрам. Частные многим не подходят из-за высокой стоимости (400–500 евро). В муниципальных оплата чуть меньше и можно получить льготы, но очереди там сумасшедшие и требования довольно строгие.

Проще всего попасть в католические садики. Там не учитывается доход и занятость родителей, а предпочтение отдается тем, кто живет рядом. Условия там лучше, чем в муниципальных учреждениях, а оплата гораздо меньше, чем в частных. Это хороший вариант, если родителей не смущает тот факт, что помимо воспитателей с детьми занимаются монахини.

Мы поговорим именно о католических детских садиках. Давай разберемся, какие есть особенности.

Особенности детских садов в Италии

Прогулки необязательны

Рядом с такими садиками всегда есть большой сад или парк, но детей выводят гулять достаточно редко. С октября по март воспитатели вообще не выводят деток на улицу, но родители не против. У итальянцев вообще не принято гулять с детьми каждый день, это не считают необходимостью. Лично я считаю, что это всё-таки минус, ведь детям нужно видеть природу, дышать воздухом, а не сидеть в четырех стенах.

Маленькие группы и лояльное отношение

В группах в садике по закону не должно быть больше 29 детей. На это количество приходится два воспитателя. Чаще всего количество деток не превышает 18, что очень даже неплохо. А еще детям до трех лет разрешается приходить в подгузниках, не требуется, чтобы ребенок был приучен к горшку. К этому здесь относятся нормально.А еще деток не заставляют переобуваться. Считается, что это в целях пожарной безопасности. Так что никакой «сменки».

Меню

Обычно дети в садике только обедают, ведь завтракают дома, а полдник приносят с собой. Основные блюда в меню: паста, рис, бобовые и пицца. Пару раз в неделю готовят рыбу и мясо. Пища довольно разнообразная и очень вкусная. Не готовят в садиках только молочных блюд и супов, ведь не считают их обязательными для детского рациона.А еще родителям не нужно переживать за организацию дня рождения ребенка, детский сад всё организует сам.

Творчество приветствуется

В садике ребенка не будут слишком сильно нагружать, но он постоянно будет занят. Учебная программа состоит из простых целей на месяц: различать цвета, выучить части человеческого тела, научиться обуваться самостоятельно. Дети много танцуют, играют, бегают в спортзале, а еще делают разные поделки.Процесс творчества приветствуется, но ребенок всё делает сам, родителей к этому процессу не привлекают. А еще нет никаких конкурсов на лучшие поделки. В старших группах добавляются уроки английского, музыки и танцев.

Обязательные прививки

Без прививок в садик не попадешь. Обязательных прививок всего десять: от полиомиелита, дифтерии, столбняка, гепатита В, коклюша, гемофильной инфекции, кори, краснухи, паротита и ветрянки. Мне кажется, что это главное достоинство итальянской системы.

Родительский комитет

Раз в год из каждой группы выбирают двух представителей в родительский комитет. Они занимаются организацией праздников и поездок. А еще никто не собирает никаких денег на новые полы или ремонт, просто пару раз в год проводят благотворительные ярмарки, средства от которых идут на нужды детского сада. А еще там не принято дарить воспитателям дорогие подарки, разве что символические мелочи.

Согласись, есть очень важные отличия. Есть плюсы, есть минусы, но нам есть чему поучиться. Иногда даже мелочи могут быть важны.