Платок что символизирует на руси. Художественная деталь в произведении

Ну что ж? Одно заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
А.Блок

Сегодня мне бы хотелось поговорить с Вами о женском, нежном, целомудренном предмете женского гардероба – о платке.

Раньше я надевала платок только для посещения храма, даже не платок, а палантин, и это было так удобно, и красиво, и ощущения совсем другие, не такие, как от вязаной шапки.
Этой зимой я хотела обновить шапочку, и сколько не искала – все безуспешно, все казалось неудобным, или мне не идет, или цвет не тот. Тогда я вдохновилась образами девушек, которые носят платки вместо других головных уборов, и решила попробовать.

Конечно, для меня было важно, чтобы платок был из натуральных тканей, а также теплым и красивым. Поэтому я напрямую отправилась в магазин «Павлопосадские платки» (Павлопосадкая мануфактура работает с 1795 г.) Выбор платков просто завораживает, выбрать было нелегко, но все же я определилась, выбрав платок бруснично-розово-алых тонов со смешанным узором – немного цветочков и немного орнамента «огурцы». Конечно же, в моем списке ближайших покупок появилось еще минимум 2-3 платка.

Скажу честно – ощущения от ношения платка удивительные. Он смотрится очень женственно и необычно, мягко и скромно. Он сдерживает – в платке намного сложнее, например, грубить, или спорить.

Мне стало интересно изучить историю платка на Руси, и понять, почему же он вызывает у меня такие ощущения?
Предлагаю Вам отправиться вместе со мной в небольшое путешествие по истории.
Изначально, еще в языческие времена, женщины покрывали голову на Руси, чтобы сберечь себя от холода, от сурового климата.
После Крещения Руси, с приходом на нашу землю православной веры, головные женские уборы считаются неотъемлемой частью женского костюма.
Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться “простоволосой” было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение ‘опростоволоситься’, то есть ‘опозориться’.

В Древней Руси женщины носили венцы или венчики, сначала из кожи или бересты, обтянутые богатой тканью, а затем металлические, украшенные драгоценными камнями. Сверху к венцам прикрепляли длинные покрывала, которые ниспадали на спины. По словам В. О. Ключевского, с XIII в. знатные русские женщины стали носить на головах кокошники. Слово произошло от слова «кокошь», то есть наседка, курица. Кокошники напоминали по форме луковицу. Край кокошника обрамляли поднизи в виде сеточки или бахромы.
Обшивали кокошники темно-красной материей и красиво унизывали жемчугами и камнями. Кокошники для богатых боярынь и боярышень изготовляли специальные мастерицы.

Художник Журавлев.

Затем женщины стали носить убрус - часть головного убора замужней женщины - полотенце, богато украшенное вышивкой. Укладывался вокруг головы поверх подубрусника - мягкой шапочки, закрывавшей волосы, - и завязывался или закалывался булавками.

Убрус представляет собой прямоугольное полотнище 2 метра в длину и 40-50 см в ширину. Материал зависел от благосостояния владелицы. Наиболее распространённый вариант - украшенное вышивкой или каймой льняное полотно или другая плотная ткань. Знатные женщины носили убрус из белого или красного атласного полотна и парчи. Носили такой платок поверх головного убора.
В повседневной жизни крестьянки носили простые платки – символ замужества.


Художник Суриков

В конце XIX века платки в качестве головного убора повсеместно были распространены в России. Их носили девушки и молодые женщины в разное время года. Платки придавали женскому костюму особую красочность и своеобразие. Сначала платки повязывали поверх головного убора (обычно кички), позже их стали носить самостоятельно, по-разному повязывая на голове. Девушки завязывали платок под подбородком, а иногда - концами назад (так носили платок и замужние женщины). Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ - XIX вв., а образ русской женщины - "Алёнушки в платочке", завязанном таким образом, - сформировался уже в XX веке.

Платок в образе русской женщины был логическим завершением костюма. Он был как бы окладом для ее лица, женщина без платка, все равно, что "дом без кровли", "церковь без купола". Платок придавал женщине особую женственность, нежность. Ни один другой головной убор не придавал столько лиричности облику женщине, сколько платок.


Художник Куликов.

Платок как обозначение социального статуса

У незамужних девушек были иные головные уборы и прически. Главным их головным убором были венцы, называемые также красой. Например, изображение терема в несколько ярусов, разделенных жемчужной обнизью. Венец представлял собой наклеенную на твердую прокладку ленту из византийской парчи, один край которой приподнят и вырезан зубьями. Венчик изготавливали из серебра или бронзы.
На концах венчика устраивали крючки либо ушки для шнурка, которым он завязывался на затылке. Затылок у девушек в таких головных уборах оставался открытым. Вдоль щек спускались от венца рясы - нити бус из камней или чаще жемчуга, а лоб украшали поднизью. Венец был всегда без верха, потому что открытые волосы считались признаком девичества. Венцы девушек среднего достатка состояли из нескольких рядов золотой проволоки, которые иногда украшались кораллами и полудрагоценными камнями. Иногда это была просто широкая повязка, вышитая золотом и жемчугом. Такая повязка суживалась на затылке и связывалась широкими вышитыми лентами, спадавшими на спину.

Зимой девицы покрывали голову высокой шапкой, которая называлась столбунец. Низ ее оторачивали бобровым или собольим мехом, а высокий верх делали из шелка. Из-под столбунца выпадали косы с красными лентами. Дело в том, что под столбунец надевали еще повязку, спереди широкую и сзади узкую, которая там же и завязывалась лентами. К девичьим лентам пришивали косники - плотные треугольники из кожи или бересты, обтянутые шелком или расшитые бусами, жемчугом, полудрагоценными камнями. Они вплетались в косу с помощью золотой крученой нити. После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором.

Платок на голове замужней женщины еще с библейских времен был символом женского благородства и чистоты, покорности и смирения перед мужем и Богом, вот почему не используя платок женщина выражала свою гордыню, непокорность, в связи с чем не могла быть допущена в храм для духовного покаяния.
Также считается, что замужняя женщина демонстрировала платком свою зависимость от мужа, и посторонний мужчина не мог ее тронуть или побеспокоить.
Платок дает женщине ощущение защищенности, безопасности, принадлежности мужу, добавляет женственности, скромности и целомудрия.

Производство платков

На протяжении 19 в. все платки были безымянные. До нас не дошли все имена фабричных мастеров, авторов чудесных платков. Данила Родионов -первый мастер, чье имя упомянуто, он был и резчиком и набивщиком.
Восточные шали в России появились раньше, чем во Франции. В официальную моду они вошли в конце 18в. - в 1810 г., когда пришел стиль "ампир". В десятые годы 19 в. появились первые русские шали.

    Они изготовлялись в основном на 3-х крепостных фабриках.
  • 1. Колокольцовские шали - на фабрике Дмитрия Колокольцова, воронежского помещика.

  • 2. В мастерской помещицы Meрлиной, которая начинала с производство ковров в Воронежской губернии, затем перешла на шали и перевезла мастерскую в Подрядниково Рязанской губернии. "Шарфы и платки госпожи Мерлиной высокой своею добротою заслужили первое место среди продукции этого типа".

  • 3. В мастерской воронежской помещицы Елисеевой.

Шали всех 3-х мастерских именовались колокольцовскими. В отличие от восточных и европейских шалей русские шали были двусторонними, изнанка не отличалась от лица, ткались из козьего пуха в технике паласа и ценились очень высоко. В первой четверти 19 в. шаль стоила 12-15 тыс. руб. Лучшие шали ткались в течение 2,5 лет.

В середине 19 в. в России складывается особый центр производства национальных платков - Павловский Посад.) 0 нем есть материал в журнале "Мануфактура и торговля" за 1845 г. Отрывки оттуда: " 13 мая 1845 г. село Вохна Богородского уезда и 4 рядом лежащие деревни переименованы в Павловский посад".
Купец Лабзин и вступивший с ним в дело Грязнов открыли фабрику набивных платков, на фабрике работало 530 рабочих. Шелковые и бумажные изделия фабрики раскупались на ярмарках, которых устраивалось в Павловском Посаде до 9-ти в год.

В 1865 г. Штевко открыл крупное производство набивных платков по шерсти и ситцу. Но только с 80-х годов 19 в., когда фабрика Лабзиных перешла на анилиновые красители, начинает формироваться тип павловского платка, прославившего Павловский Посад. Дело в том, что природными красителями получить чистые яркие цвета на шерстяной ткани чрезвычайно трудно. И вот на смену природным красителям пришли яркие химические - к концу 50-х годов анилиновые, а с 1868 г. - ализариновые.
К концу 19 в. - началу 20 в. павловские платки экспонируются на Международных выставках, покоряя своеобразием и национальной самобытностью. Яркие, многокрасочные они стали самыми любимыми в народе. Их популярность способствовала их универсальность: платок шел ко всему и ко всем - к нарядам крестьян и городских низов.

Узоры павлопосадских платков

Павловские платки периода 1860-1870-х годов стилистически мало отличались от платков московских мануфактур, которые преимущественно декорировались так называемым «турецким» узором, стилистика которого восходит к тканым восточным шалям. Этот узор наиболее характерен для русских тканых и набивных платков 1-ой половины XIX века. Он предполагает использование определенных орнаментальных мотивов в виде «боба» или «огурца», геометризированных растительных форм. В России интерес к искусству Востока был достаточно устойчив на протяжении всего XIX в. Хотя некоторые исследователи ошибочно связывают с павловским платком исключительно цветочную орнаментацию, но, тем не менее, павловские шали с «турецким» узором также были довольно разнообразны.

Во 2-ой половине XIX в. изображение цветов, причем в несколько натуралистической трактовке, было очень модным. Вероятно, это было обусловлено свойственными всей эпохе историзма романтическими тенденциями связи человека с живой природой. Предпочтение цветочным мотивам отдавалось в вышивке, кружеве, тканях. Букетами цветов декорировали фарфор, подносы, их изображения стали появляться в росписи интерьеров. Так что в украшении шалей цветами проявилось стремление павловских мастеров сделать модный товар, который будет пользоваться спросом у покупателей.

В рисовальной мастерской фабрики в 1871 г. работало уже 7 рисовальщиков: Степан Васильевич Постигов, Иван Иванович Иванов, Михаил Ильич Судьин (Судин), Аким Васильев, Павел Захарович Невесткин, Борис Ефремович Красильников, Захар Андреевич Проханов. К концу века их число достигло одиннадцати. Труд художников высоко ценили: жалованье самого высокооплачиваемого из них Степана Постигова составляло в то время 45 рублей, что почти в 2 раза превышало зарплату резчика и в несколько раз заработок рабочих других специальностей.

Конец XIX - начало XX в. можно рассматривать как время окончательного сложения стиля павловского платка. Узор набивался на кремовом или цветных грунтах, чаще всего черном или красном. Орнамент включал объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка. Иногда цветы дополняли тонкими орнаментальными полосками или небольшими элементами стилизованных растительных форм. Отличительной особенностью павловских платков была безупречная гармония в подборе цветовых сочетаний и отдельных элементов декора. Не случайно предприятие получает в 1896 г. высшую награду промышленной выставки в Нижнем Новгороде: право изображения Государственного герба на вывесках и этикетках.

С середины 1920-х годов традиционный цветочный орнамент получает несколько иную трактовку. Цветочные формы в эти годы укрупняются, обретая порой почти осязаемую объемность. Колорит платков строится на ярких контрастирующих сочетаниях красных, зеленых, синих и желтых красок.
Рисункам послевоенного периода свойственна декоративная насыщенность, более плотная скомпанованность цветочного узора. Цветовая и композиционная наполненность рисунка со сложными светотеневыми разработками соответствовала общей тенденцией развития прикладного искусства тех лет.
В последнее десятилетие проводится работа по восстановлению рисунков старых павловских шалей. Создание новых рисунков ведется в двух направлениях. Наряду с развитием классической линии появились новые, современные рисунки, учитывающие общеевропейские тенденции развития платка. В соответствии с модой и стилем времени меняется цветовой строй изделий. Колористическая гамма строится на гармоничном сочетании сближенных тонов с преобладанием бежевых, охристых, коричневых и зеленоватых.

Если Вас также, как и меня, заинтересовали платки, то посмотрите платочки на

  • По древнему обычаю, женская голова должна быть всегда покрытой. Ещё Ап. Павел говорил, что "…хорошо женщине покрывать свою голову"(1-кор. 11; 4.
    Головное покрывало, которое мы видим на иконах божией матери, свидетельствовало о супружеском статусе женщины, означало, что женщина не свободна, и что она принадлежит мужу. "Оголить Темя" женщины, сорвать с неё платок или распустить уложенные в причёску волосы означало унизить или наказать ее или попросту "опростоволосить", смертельно оскорбить

    . (Ис. 3-17;. Чис. 5-18. Блудницы же и порочные женщины наоборот демонстрировали принадлежность к своему особого рода занятию именно тем, что не покрывали свою голову. Муж даже имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой, это считалось большим оскорблением и для него. Покрытая голова женщины, на мой взгляд - это добровольное ему покорение и признание мужа как главой семьи, так свою подчиненность, подвластность (иерархичность).
    "Жёны повинуйтесь своим мужьям, как господу. (Еф. 5; 22) как богородица дарит нам всем свой покров как самая любящая мать, так и женщина в непогоду или когда есть опасность угрозы здоровья для своего ребенка, всегда может снять со своей головы платок и укутать его!
    Платок носят и на жарком юге, и на холодном севере, начиная с маленькой.
    Девочки и, конечно же, мы не представляем себе мать семейства и без.
    Платка. К какому принадлежит сословию женщина и какое у неё семейное.
    Положение, из богатой ли семьи - все это можно было легко узнать или.
    Считать по платку, который носила его обладательница, покрывая им свою.
    Голову и плечи подчеркивая и благородство стать.
    Лучшим подарком женщине и по сей день платок остается. Возвращаясь из заморского путешествия, что вез купец своей женушке? Конечно же - платок. Придя домой со службы, служивый дарил матери и сестрам - платок. Любящие мужья, отцы, сыновья дарили к православному празднику подарок, опять же - платок. Самый красивый и дорогой платок надевали только на большие праздники. Платки всегда были самым желанным подарком: их берегли, за ними ухаживали.
    Молодые женщины носили пестрые и красные платки, солдатки, которые ждали.
    Своих мужей годами … встречая и провожая поезда, выискивая безумным взглядом серых потускневшим порой от горя, но все же горящих надеждой и безграничной любовью глаз - зеленые и желтые, а вдовы и пожилые женщины - черные. Нарядный платок большой семейной ценностью считался. Его тщательно хранили, надевая, внимание, только по большим праздникам и передавая по наследству от матери к дочери.
    Собираясь на праздник в храм, мы тщательно выбираем себе.
    Платочек на голову в соответствии с облачениями священнослужителей.
    Белоснежный или серебристый платок - это цвет святости и чистоты, символ.
    Божественного нетварного света, принадлежность к горнему миру, воспоминание о фаворском свете, ослепительном свете божественной славы, его одевают обычно на рождество, пасху, вознесение.
    Зеленые тона - на троицу или на вербное воскресение, как воспоминание о пальмовых ветвях, как символе царского достоинства, символ обновления земли, очищенный благодатью всегда пребывающего в церкви духа святого.
    На богородичные праздники будь то ее рождество, успение или благовещение надевают голубой платок, как цвет неба, символ девственности и целомудрия, и именно голубой - соответствует учению о божьей матери, вместившая в себя и родившая господа нашего - Иисуса Христа.
    Красный платок принято надевать в пасху и не снимать до самого.
    Вознесения, потому что красный - это символ всепобеждающей божественной.
    Любви к человеческому роду, а так же цвет крови мучеников, пострадавших.
    За христианскую веру.
    В воскресные дни (малую пасху) - можно надеть.
    Желтый или золотой, как символ торжества православия, который утверждался трудами святых епископов.
    Сиреневый или фиолетовый платок можно надеть в праздник посвящённый честному и животворящему кресту господневу, так же на воскресные службы великого поста, еще этот цвет связан с воспоминаниями о багрянице, в которую облачили Христа римские воины.
    Ну а в дни великого поста - темные, черные тона, потому что это цвет смирения, скорби, плача и воспоминания о наших плохих поступках, грехах, а так же.
    Пренебрежение к нашей внешней красоте и особому вниманию к внутреннему миру.
    Сегодня прилавки магазинов, рынков, выставок пестрят огромным разнообразием и многоцветием платков, на любой вкус, как из.
    Не дорогих атласных, шифоновых, ситцевых, хлопковых, так и подороже, кашемировых и жаккардовых с пайетками и стразами платков и палантинов, расписанных в ручную и из натурального шелка и моих любимых … тонко - шерстяных красавцев павлопасадских шалей, в которых и летом не жарко и зимой не холодно. Вы ещё раздумываете что подарить по поводу и без повода, на праздник или просто так дорогому и любимому сердцу человеку - матери, сестре, тёще, куме, крестнице, нареченной? - Подарите платок. Анна - Мария Езерская -.

    Найти смысл жизни 47 лет. Как найти смысл жизни в 30 лет

    Где найти смысл жизни в районе 30 лет становится актуальным вопросом для многих и напрямую связано с возрастным кризисом, изменением ценностной системы, представлений о себе и жизни. Именно в районе тридцатилетия человек первый сталкивается с несоответствием того, как он жил раньше тому, что он вообще хочет и что умеет.

    Это возраст зрелости, когда человек наиболее полно способен к самоанализу и объективному взгляду на свою личность. Чаще всего подробное углубление в данные темы приводит к осознанию внешней успешности жизни и внутренней ее деградации. То, что казалось актуальным раньше – достижение социального положения, зарабатывание материальных средств, чаще всего уже достигнуто. Внимание перетекает в другие области и человек открывает, что живет рядом с чужими людьми, духовно не развивается или окончательно отдалился от собственных интересов.

    Жизненные условия поменялись, личность также стала другой и становится актуальной проблема в поиске нового смыслового пространства. Впервые моменты кризисного ощущения стоит воздержаться от активного изменения жизни под влиянием эмоций, а провести ревизию того, что имеется и оценить насколько радостно от наличия каких-то вещей, событий или людей. Может оказаться, что общение с супругом вызывает только негативные эмоции или не радует работа, может раздражать собственный внешний вид или пустота в свободное время. Пункты могут быть какие угодно или их может быть несколько. Важно оставить то, что приносит радость, посмотреть, как можно откорректировать то, что причиняет небольшой дискомфорт и избавиться от лишнего.

    Кажется, проще всего вычеркнуть то, что хоть немного мешает, но пустое жизненное пространство повышает уровень тревоги и бессмысленности, его обязательно нужно заполнить. Соответственно дальше планируется огромная внутренняя работа по поиску тех моментов, которые вы теперь любите и от которых радуетесь. Возможно меньше затрат вызовет не смена профессии, а компании, отношения с супругом проще иногда наладить, чем выстраивать с кем-то новым. Процессы избавления и замещения должны происходить одновременно, поскольку длительный дискомфорт разрушает все сферы жизни, а если избавиться от всего одним движением ощущение пустоты может еще больше усугубить чувство бессмысленности.

    Чтобы лучше осознать свои потребности существует несколько техник визуализации. В первом варианте необходимо мысленно прокрутить свою жизнь к самому началу и внимательно отметить те моменты, которые хотелось бы изменить. Возможно, сейчас самое время для таких экспериментов. Вторая визуализация касается благодарности, для чего необходимо представить все жизненные моменты, за которые вы благодарны и от которых счастливы. Эти ситуации нужно попробовать развить или немного отформатировать, придать новое течение.

    Смелее осуществляйте желания, если уж вопрос смысла становится актуальным. Найдите время, вспомните, чего вы хотели или кому завидовали и обязательно выполняйте что-то из этих пунктов.

    Осознавая свои ощущения в настоящий момент, вы не только начинаете жить более насыщенной жизнью, но и убираете автоматические ответы. Если раньше супруг предлагал выехать на шашлыки, и вы сразу шли мариновать мясо, то теперь давайте себе минут десять на размышления, возможно, вы почувствуете, что хотите в бассейн или полежать с книгой, тогда не стоит соглашаться на поездку. Пытаться жить, как прежде в изменившихся условиях не только не продуктивно, но опасно для вашего психического здоровья.

    Как стать смыслом жизни мужчины. Смысл жизни для мужчин и женщин

    Женщины часто считают смыслом жизни саму жизнь с ее нехитрым круговоротом: завтрак, солнце за окном, поцеловать мужа, провожая его на работу, постирать, сходить в магазин, расспросить детей, о том, что было в школе, обед, ужин, вот и день прошел и надо готовиться к завтрашнему.

    Мужчины уверены, что смысл жизни - далеко за пределами повседневной текучки: чтобы твоя жизнь по-настоящему имела смысл, нужно совершить что-то значительное и серьезное, что если и не изменило бы устройство мира, то серьезно повлияло на жизни возможно большего числа людей.

    Каждый настоящий мужчина - завоеватель Вселенной. То ли, как растущий предприниматель, ты хочешь занять рынок своим товаром, то ли, как новый руководитель, внимательно ищешь возможность сделать этих людей своими и стать для них авторитетом; если ты лидер, ты - завоеватель. Смысл жизни - оккупация.

    Поэтому хорошо, когда мужчины помогают женщинам выбираться из мелочности и рутины будней, а женщины напоминают мужчинам, что жизнь идет уже сейчас, и считается не только подвиг твоей жизни, но и то, в каких подробностях ты проводишь каждый свой день.

    Однажды художница Николь Холландер нарисовала такой маленький комикс: два персонажа с красными от мо.

    Смысл жизни у каждого свой, но стремление к завоеваниям, стремление оказаться тем, кто в борьбе стал.

    «Однообразие надоедает, одно и то же утром и вечером, никакой радости не испытываю от этого совершен.

    Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

    Мы разные? Мы разные!

    Поговорим сегодня о двух совершенно различных определениях, которые носят одно и то же название - смысл жизни.

    Нет, на самом деле трактовок гораздо больше, однако одно остаётся неизменным - представление о смысле жизни для женщины и для мужчины несут настолько разнородные смысловые нагрузки, что сравнивать их не просто невозможно, а крайне глупо.

    И в основе этого различия лежит ничто иное, как различие физиологическое.

    Помните, я писала уже неоднократно, что психология полов - прямое следствие биологии полов.

    Так вот, природой для женщин был предусмотрен материнский инстинкт, лежащий в основе женской сексуальности. Или, наоборот, женская сексуальность - своеобразное проявление материнского инстинкта.

    Да, да… Глаза вас не обманывают, вы все правильно прочитали. У природы для женщины (да и для мужчины) нет другой функции, кроме репродукции себе подобных. Шоу маст гоу он…)))

    А какой орган женского тела отвечает за качество этой самой репродукции? Естесственно, матка - некое "внутреннее пространство" для вынашивания себе подобных.

    Так вот это самое внутреннее пространство воспринимается женской сутью как "потенциальный ребёнок" - которого фактически ещё нет, но в перспективе (когда-нибудь), даже если женщина придерживается позиции чайлдфри (сознательный отказ от родительства), бессознательно она уже готовится к его/их появлению.

    Именно поэтому женщине так необходимы красивые слова любви и геройские поступки избранника ради их отношений - как подтверждение того, что он рядом, что он её "навеки" и в любой момент способен защитить от жизненных перепетий семью и её, как носителя продолжения жизни.

    И именно это лежит в основе женского инстинктивного интереса к визуально физически крепким культуристам-спортсменам - потребность в защите.

    И именно этим объясняется то, что женщины стремятся к высокостатусным мужчинам, способным обеспечить безбедное существование потомству.

    Да, именно это лежит в основе женской "корысти" (фу, слово-то придумали))), так осуждаемой мужчинами… Хотя, уточним - осуждаемой мужчинами из категории мужчина-минус).

    И этим же объяснимо женское транжирство и шопоголизм - запас на будущее (своеобразная страховка). Или "инвестирование" в себя для поиска наиболее высокостатусного самца, который эту страховку может обеспечить.

    Опять же, не себя ради, а для потенциального здорового и крепкого потомства.

    А таковым оно может быть исключительно при благоприятных для того условиях. В наше время - при наличии денег и материальных средств для комфортной и сытой жизни.

    В общем, винить женщину в том, что является её биологической функцией… А тем более, пытаться обмануть природу… Чревато, знаете ли…

    Вывод: смысл жизни женщины - в реализации её материнского инстинкта, в наполнении и поддержании наполненности её "внутреннего пространства".

    Поэтому, милые женщины, не спешите ставить себе излишние диагнозы и не поддавайтесь на провокации тех, кто пытается их вам поставить, а задумайтесь, насколько ваше отношение к мужчинам (и с мужчинами) пересекаются с вышенаписанным.

    Свои мысли, выводы и отзывы я прошу писать в комментариях. Именно они вдохновляют меня на написание новых статей).

    Ну, а о смысле жизни по-мужски я написала в другой статье.

    Платки не выходят из моды, просто иногда оказываются на ее пике. Их надо уметь носить, это целая наука.В этой статье мы поговорим не просто об аксессуарах и общих правилах модного этикета, а именно о русских платках: традициях и тенденциях, узорах и сезонах.

    Повод для гордости

    Английские резиновые сапоги с павлопосадским принтом, каблуки в форме куполов, яркий цветастый или объемный пуховый платок на голове - так еще совсем недавно мода а-ля рус вернулась на подиумы.

    И не только на подиумы: в объективы модных фотографов, охотников за свежими образами, попали ньюйорские и лондонские модницы в оренбургских и павлопосадских платках. Подумайте сами: есть ли в России промысел, который бы приносил международные награды простым деревенским жителям? Который так массово подделывают, вероятно, китайские мануфактуры?

    Выбираем платок

    Кажется, еще со времен царя Гороха девушки носят павлопосадские платки. Они выглядят настолько исконно-русскими и самобытными, что их происхождение не вызывает сомнений! На самом деле эти яркие цветастые платки появились намного позже: на логотипе павлопосадской мануфактуры обозначен 1795 год. Именно тогда трудолюбивый крестьянин-предприниматель Иваном Лабзиным организовал маленькую платочную фабрику.

    Белые ажурные "паутинки" оренбургского платка, которые умещаются в скорлупе гусиного яйца и проходят через обручальное кольцо, действительно восхищают. Впервые об этих изделиях узнали в конце XVII века, когда закрепившиеся на Урале русские, вступили в торговые отношения с местным населением. Но настоящую известность пуховязальный промысел получил в Лондоне после всемирной выставки в 1862 году: в знаменитом "хрустальном дворце" среди многих сотен экспонатов впервые были представлены оренбургские пуховые платки.

    Для кого?

    Павлопосадский платок. Для любительниц прыгать через костер и искать цветущие папоротники в ночь на Ивана-Купалу.

    Оренбургский платок. Для тех, кто любит тепло укутаться перед удалой прогулкой на Тройке и жечь Масленицу.

    Традиции и тенденции

    Женский головной убор служил своеобразной визитной карточкой: семейное положение, сословие хозяйки, достаток семьи обо всем этом можно было узнать, только взглянув на платок.

    Так, например, замужние крестьянки завязывали платок под подбородком, «по-бабьи» - концами назад, а дамы высшего света предпочитали воздушные платки-накидки, соответствовавшие их «античным» нарядам.

    Кстати, мода носить платки, завязав большой узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ веке., а образ "Алёнушки в платочке", завязанном таким образом, сформировался уже в XX веке.

    Вообще, платок, как ни странно, появляется в гардеробе русской женщины лишь в XVII веке. Предшественником его был убрус - полотняный для крестьянок, шелковый для знатных особ, кусок расшитой материи. Им покрывали голову, скалывая под подбородком.

    Узоры и сезоны

    «Русский платок» - это кропотливый труд талантливых художников, мастеров по ткацкому и красильному делу. В красочных композициях платков можно разглядеть традиции народного искусства: резные узоры наличников домов, вышивки на домотканых полотенцах и рубахах, росписи икон.
    Среди простого сословия были популярны холщовые платки с тканым узором по краям, платки, обшитые кумачом и бархатом из шерсти, платки из набивного ситца.
    Состоятельными дамами ценилось отсутствие изнаночной стороны(платки одинаково красивы с двух сторон), виртуозность выработки и дорогие материалы.

    Изумительной тонкость работы, богатством орнамента и цветовых решений славились елисеевские шали и платки из Воронежской губернии. Самым крупным производителем ситцев и набивных платков был Владимир.

    Выражение "опростоволоситься" имеет давние корни и обозначает: “опозориться, оказаться в невыгодном, неудобном положении”. Еще бы, ведь предстать женщине с неприбранными волосами перед кем-то посторонним считалось не вполне приличным, а сорвать убор с ее головы (оставить ее простоволой) было страшным оскорблением.

    На Руси существовала традиция дарить маленькой девочке юбку и платок. Носить его до определенного возраста было не обязательно, но первый свой платочек из рук отца девочка уже получала.

    В старину платок был самым желанным подарком. Парень, ухаживающий за девушкой, муж-крестьянин, возвращающийся с городского базара, на крестины, назначенные в дворянской семье - гостинец в виде платочка, был знаком любви, заботы, уважения. По старинному поверью свадебный платок обладал особой магической силой. Он состоял из двух цветов - красного (цвет мужчины) и белый (цвет женщины). Это сочетание означало брак.

    Смысл жизни женщины по мнению православных психологов. Женское предназначение - материнство?

    Но обратимся к нашим реалиям и поиску смысла жизни женщины, живущей в XXI веке. Опрашивая знакомых женщин от 25 до 65 лет, автор этих строк услышала в ответ множество мнений: «достойное существование», «нести свой крест», «служить Богу», «понять жизнь», «приносить пользу другим», «добиться материального благополучия», «попутешествовать», «достичь духовной гармонии», «нравственное развитие», «личностное самосовершенствование».

    Анализируя и сопоставляя полученные ответы, напрашивается вывод, что такие варианты, как «достойное существование» или «нести свой крест» являются не смыслом, а способом жизни. Смысл же должен отражать ее цель, а цель не может быть размытой или неопределенной. Поэтому такие ответы, как «понять жизнь», «достичь духовной гармонии», «нравственное развитие» и «личностное самосовершенствование» также весьма сомнительны. К тому же, жизненная цель должна быть достижимой. И если достичь духовной гармонии некоторым людям удается, то как добиться конечной стадии личностного самосовершенствования, ибо, как известно, совершенству нет предела?

    Такие жалкие цели, как «добиться материального благополучия» или «попутешествовать» не достойны комментариев. Очевидно, суть и конечная цель существования не в этом.

    «Смысл жизни женщины в том, чтобы создать семью, родить и воспитать ребенка» , - еще в студенческие годы поведала автору этих строк лучшая подруга. Но в то время такое мнение казалось слишком приземленным. Тогда мыслей о семье и деторождении еще не было; хотелось сделать карьеру, добиться материального достатка, стать успешной.

    С рождением собственных детей, по прошествии 15-ти лет, пришло понимание, что подруга оказалась права. Каждому человеку свойственно стремиться к счастью. И оно заключается не во вселенской мудрости, а в простых вещах: воспитывать детей, любить и быть любимой. Скажите, а как может быть иначе, если при ответе на вопрос «Что является лучшим из того, что я сделала (совершила, создала) в своей жизни?» я, ни секунды не сомневаясь, называю своих детей? Что может быть важнее?! Уверена, так считает каждая нормальная мать. Разве можно дать что-то большее, чем жизнь?! По значимости с материнством можно сопоставить лишь спасение чужой жизни. Но такой благородный поступок, который можно было бы отнести исключительно на свой счет, мне совершать не доводилось. Все прочие события, достижения - так, суета - и вовсе меркнут на этом фоне.

    Видео В чем смысл жизни женщины без семьи и детей?

    Наверно, каждая женщина хотя бы раз в жизни задавала себе вопрос: «В чем же смысл моей жизни?» Первое, что придет в голову любому человеку – это ответ, что смысл жизни женщины в том, чтобы родить ребенка и для множества женщин это действительно цель в жизни. Но, как известно, все в этой жизни состоит из противоположностей. Поэтому есть женщины перед которыми дилемма – семья или карьера решается в пользу последнего. О том у какой женщины какой смысл в жизни с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

    Предназначение женщины

    Большинство женщин видит смысл своей жизни в том, чтобы принадлежать мужчине и родить ему наследников. Мужчина, отдавая эякулят, помогает женщине выполнить миссию по продолжению его рода. За отдачу он получает яркое наслаждение – оргазм.

    Жизнь женщины после рождения ребенка круто меняется, ведь теперь ее ребенок первичен, а собственная жизнь вторична. За то, что женщина рождает мужчине ребенка она,естественно, требует от него обеспечения для семьи. В современном мире не каждый мужчина, к сожалению, хочет выполнять свой долг перед женщиной. Случается так потому, что сегодня появился секс до брака и, чтобы получить наслаждение, мужчине совсем не обязательно заводить семью. Женщина в этой ситуации проигрывает, ведь она часто продолжает надеятся на то, что обретет смысл жизни при поддержке сильного мужчины, но реалии жизни сильно изменились и сегодня женщина уже не на обеспечении мужчины. Не смотря на потерю мужской поддержки женщина сегодня получила новые возможности реализовать себя. Она может учиться и работать и даже самостоятельно воспитать ребенка, но при этом ей часто приходиться забыть о личной жизни. Она часто испытывает страх остаться одной, преждевременно постареть и так и не найти счастья в жизни. Многие женщины находят смысл жизни в материнстве, но бывает и по-другому.

    Действительно ли cмысл жизни женщины в материнстве?

    Для большинства женщин самой главной миссией действительно является рождение детей. Таким, например, видит свой смысл жизни мышечная женщина. Ведь именно женщины, которые живут в деревнях в основном все имеют мышечный вектор. Именно мышечные женщины являются хранительницами генофонда условной стаи. Их количество всегда более менее стабильно. Общее число мышечников всегда составляет около 38% от общего количества. Мышечные женщины в постсоветских странах сегодня занимаются тяжелой физической работой на поле. Кроме того, они хранительницы генофонда, так как именно их раньше всего посещает желание родить ребенка.

    Мышечные женщины рожают много детей. Часто их называют солью земли, ведь именно благодаря их усилиям, могут прокормиться огромные города. Еще в советские времена мышечные женщины работали в колхозах с утра до вечера и вопрос смысла жизни их не очень заботил. С самого рождения их прерванная связь с матерью после рождения для них вроспринимается как трагедия, ведь в утробе мышечные люди получают обеспечение всех своих базовых желаний: есть, пить, дышать, спать. Когда же мышечный человек рождается, то вся его жизнь превращается в сплошную борьбу за то, чтоб выжить в суровом мире.

    Вторыми, кто смысл своей жизни видят в создании семьи, являются анальные и анально-зрительные женщины. О роли материнства в их жизни можно почитать здесь. Правда они ко всему прочему могут быть прекрасными учителями и врачами, а также психологами, фотографами, художницами и мастерицами на все руки. Бывают периоды, когда они всецело отдаются какой-то профессии, где требуется перфекционизм, усидчивость, «золотые руки» или «светлая голова». Даже имея зрительный вектор, они часто с удовольствием выполняют волонтерскую работу и в какой-то период такая работа может быть смыслом жизни анально-зрительной женщины, ведь такая работа позволяет ей состоятся в сострадании и почувствовать эйфорию от выполнения волонтерской работы.

    Но со временем такая женщина все равно выбирает создание семьи как смысл своей жизни.

    Для кожно-зрительной женщины смысл ее жизни может всецело зависит от уровня развития зрительного вектора. Именно от того насколько он развит зависит будет ли кожно-зрительная женщина жертвой или жертвенной.

    Кожно-зрительная женщина может быть актрисой, певицей, балериной, учительницей литературы или медсестрой. Она может полностью отдавать себя на сцене, и тем самым эмоционально наполнять себя. Когда-то, работая медсестрами именно кожно-зрительные женщины спасали раненых солдат во время войны. Благодаря их состраданию, удалось спасти жизнь многих людей или скрасить последние минуты их жизни.

    В материнстве смысла своей жизни она не видит, так как не имеет материнского инстинкта. Материнский инстинкт у нее заменен эмоциональной связью со своим ребенком. Для дочери она может быть подругой, а сына считать кавалером, но не ребенком. Подробнее здесь.

    Женщины со звуковым вектором смысл своей жизни часто могут видеть в культурных проявлениях своего звукового вектора, ведь они часто создают поэзию, пишут музыку или прозу.

    Также из них выходят неплохие математики, физики и программисты, переводчики, языковеды. Все профессии женщины со звуком – это сублимация и подсознательное стремление найти тот самый пресловутый смысл в жизни.

    Поиски смысла жизни, часто толкают звуковых женщин заниматься эзотерикой и восточными духовными практиками, а также неосознанный поиск часто заставляет их путешествовать по дорогам Непала и встречаться с буддийскими монахами. Если они духовно не развиваются, то часто впадают в затяжные депрессии и теряют смысл существования.

    Депрессивное состояние может даже толкнуть ее на суицид. Многие женщины со звуковым вектором приходят на тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Здесь большинство из них обретает наполнение нехваток в звуковом векторе и начинают испытывать радость от жизни. Если Вы также хотите меньше страдать от бессмысленности бытия, то Вам сюда.

    Хадис Пророка (с.1.в.) гласит: «Весь мир и все в нем прекрасно, но самое прекрасное в мире - добродетельная женщина». Дорогие читатели, позвольте мне от вашего же имени поставить один вопрос в связи с приведенным хадисом. Никто не станет оспаривать справедливость этих слов, но разве можем мы считать добродетельной женщину неряшливую, распущенную, не связанную духовно с прекрасными традициями своего народа, своих предков, родителей, братьев и сестер?.. А ведь женщина призвана и передавать эти традиции своим детям и внукам Чеченский народ всегда восставал из материального и духовного пепла в первую очередь из-за того, что у нас всегда, при любых жизненных потрясениях не переставали работать общественные институты, в частности, семейный институт и институт старейшин. Составляющей вековых национальных традиций оставались требования к форме одежды как мужчин, так и женщин. Большой разницы в этих двуединых требованиях к члену общины не наблюдалось ни в мироне время, ни в период испытаний. В этой связи уточню: ношение платка женщиной или девушкой в чеченском обществе всегда было требованием национальной этики чеченского народа.
    Наряду с целым спектром другой национальной половозрастной атрибутики платок - это важный элемент одежды женщины, вне зависимости от её возраста, свидетельствующий как о нравственности, так и в определённом смысле о ее семейном положении, об общественном статусе, о положении в общественной иерархии, приверженности тем или иным духовным и культурным ценностям.

    Немного отступив от темы, хочу сказать, что с гордостью ношу свой платок с ранней юности, и он мне не был навязан ни отцом, ни братом, ни мужем, ни сыном. Если хотите, это - духовная и душевная потребность каждой из нас, или - отчуждение. Но в любом случае, согласитесь, платок на голове женщины продолжает о многом свидетельствовать.
    Пусть не в обиду будет сказано представительницам других национальных сообществ: женщина с непокрытой головой у чеченцев издавна воспринималась как морально, так и нравственно неполноценной. Т.е. платок всегда являлся символ нравственности или - безнравственности. Другое дело, что гласит по этому поводу закон.

    Закон, как здесь со мной должны согласиться, выступает обычно в защиту прав человека и гражданина в случае, когда такое нарушение налицо. В определённых статьях закона и, более того, статьях УК РФ прописаны вполне конкретные действия исполнительной власти, если произошло или происходит нарушение конституционных и гражданских прав человека.

    Теперь правомерно поставить вопрос в таком ракурсе: является ли пропаганда нравственных и моральных устоев чеченского общества нарушением законов страны или нарушением каких-либо статей УК страны?

    Что же такого высмотрели инициаторы обращения по поводу ношения платка и вообще этого ажиотажа вокруг нашего платка?.. Им не нравится, что мы хотим вернуть прежний статус своим национальным обычаям?

    Почему всё время цепляются к нам? То лезгинка наша кому-то не нравится, то платок «вокруг горла обмотался». Неужели до сих пор не понятно, что чеченцы никогда не перестанут танцевать лезгинку, а чеченки - носить платки. И мы никогда не перестанем давать отпор тем, кто пытается оторвать нас от наших национальных корней и традиций.

    В данном конкретном случае речь идет о соблюдении традиционной и узаконенной тысячелетним обычаем формы одежды. Думаю, многие согласятся со мной и в том, что ношение платка в определенном смысле является большим искусством. Красиво повязанный платок - это ухоженная голова девушки или женщины, это вполне законченный эстетический эффект в обществе, это, в конце концов, информация к размышлению. Ибо пышная укладка волос, обрамленная волнами платка, это - своего рода таинство, игривая прическа школьницы, скрытая косынкой - немалая загадка для молодого человека, а подвязанный под подбородок платок - может свидетельствовать о трагическом периоде в жизни женщины,

    А пропаганда ношения платка, кстати, ведется не в пику кому-либо или назло нам, женщинам, но во избежание нравственной деградации общества и во имя сохранения национальной самобытности и культурной самодостаточности, отличавшей чеченский народ на протяжении его тысячелетней истории.

    Между тем отмечу, что проблема духовно-нравственного возрождения стоит очень остро во всех регионах Российской Федерации, и в этом процессе задействовано местное духовенство: в мусульманских регионах - работники Духовных управлений и имамы, в христианских - священники и предстоятели церквей. Так что Чеченская республика (Чечня) - не единственный регион нашего государства, где ведётся борьба за духовное воспитание и нравственное обогащение подрастающего поколения.

    И в плане конкретного позитивного результата на общем фоне мы имеем колоссальное преимущество перед всеми остальными регионами России, которые буквально стонут от алкоголизма, наркомании и криминала. И в достижении этого нравственного, морального, духовного преимущества, скажу без преувеличения, сделал Глава Чеченской республики (Чечни), демонстрируя и высокие качества души, и похвальную во всех отношениях приверженность нашим народным обычаям и традициям.

    Почему же злопыхатели, раздувающие клеветнические мифы с использованием провокационных идеологических штампов типа пресловутой «шариатизации Чечни» не говорят об этом? Ведь каждый шаг Главы Чеченской республики (Чечни) Рамзана Кадырова наплавлен на усиление, как самой России, так и на укрепление дружбы народов, её населяющих.

    Поэтому попытки как известных общественных деятелей России, так и их последователей, стремящихся дискредитировать идею культурно-нравственного и этико-самобытного лица чеченского народа считаю недостойными с моральной точки зрения.

    И, заканчивая эту небольшую прелюдию к поэме во славу содружества прекрасного платка и столь же прекрасной женской головы, хотелось бы сказать несколько слов о телевидении. Уверена, что экспансия западной психологии через электронные СМИ не принесла в наш быт ничего хорошего. Наоборот, у нас большие проблемы с подрастающим поколением из-за, мягко говоря, небрежно смонтированных с нравственной точки зрения и широко транслируемых фильмов и других передач, где показывают сплошное насилие, аморальщину, диктат грубой силы над светом духа. Все это искажает психологию ребенка, уже в детском возрасте отравляя его душу и ум семенами жестокости, агрессии, бездуховности. Думаю, нам впору создать жесткую цензуру на телевидении и всеми методами оберегать наше подрастающее поколение от дурного воздействия телевидения и интернета.

    Аминат (Асет) Мальсагова.

    Кандидат искусствоведения, ведущий специалист Государственного Эрмитажа, член Союза художников РФ, член Европейской текстильной сети (ETN).

    [Иллюстрации к статье см. в бумажной версии номера]

    Платок в России: путь в революцию

    Семиотический статус платка в мировой культуре всегда был чрезвычайно высок. Этот предмет играл важную роль в традиционных костюмных комплексах многих народов России. Ему отводилась значительная обрядовая роль, которая сохранялась на протяжении столетий. Особенно широкое применение платок нашел в свадебной и поминальной традиции. С ним были связаны различные суеверия, и его использовали в гаданиях, он часто упоминался в народных песнях и частушках. Наиболее дорогие платки передавали по наследству от матери к дочери, от свекрови к невестке.

    К концу XIX века в крестьянской среде в России большое распространение получили набивные ситцевые платки, которые дополнили или заменили старинные головные уборы замужних женщин - кички, сороки, кокошники. Платочные изделия в огромном количестве производились текстильными фабриками Московской, Санкт-Петербургской и Владимирской губерний. Их продукция отличалась узорами и качеством ткани, размерами и ценой, отвечая самым разнообразным вкусам покупателей. Однако платки носили не только в деревнях, но и в городе - переехавшие туда жить крестьянки. На улицах крупных городов можно было увидеть «разносчиц ситцев», предлагающих платочный товар (ил. 1). Торговля, как правило, была успешной - ведь основная масса населения России представляла собой крестьянство и рабочий класс, а обычай покрывать голову молодых девушек и замужних женщин в первые десятилетия XX века еще сохранялся. Таким образом, сотни тысяч платков ежегодно расходились по всей России, попадая даже в самые отдаленные уголки огромной страны.

    Вместе с тем Первая мировая война и последовавшие затем Февральская и Октябрьская революции 1917 года оказали значительное влияние на российскую текстильную промышленность. Некоторые фабрики стали производить ткани исключительно для фронтовых нужд, но бóльшая часть предприятий остановила производство в связи с серьезными трудностями экономического характера.

    Однако, несмотря на огромный дефицит текстильной продукции, наблюдавшийся в первые десятилетия советской власти, именно платок превратился в обязательный предмет повседневной жизни, став одним из важнейших символов революции и маркером принадлежности к новому строю. Так, например, Н. Н. Берберова вспоминала о первых послереволюционных годах: «Женщины теперь все носили платки, мужчины фуражки и кепки, шляпы исчезли: они всегда были общепринятым российским символом барства и праздности, теперь могли в любую минуту стать мишенью для маузера».

    Красный платок - символ революции

    Особый статус в послереволюционной России получил платок красного цвета, который носили наиболее революционно настроенные представительницы прекрасного пола. Способ ношения платка имел свою особенность - вместо традиционного завязывания узла спереди, как правило, его делали сзади.

    Красный цвет всегда был одним из самых важных в русской народной культуре, символизируя плодородие и богатство. В дореволюционной России были широко распространены платки с красным фоном и крестьянки их очень любили. Обычно такие платки украшались растительным узором или имели орнамент в виде восточных «огурцов». Наиболее яркие платочные изделия, окрашенные в красный «адриа-нопольский» цвет, производились Товариществом мануфактур Барановых во Владимирской губернии Архангельского уезда в селе Карабаново. Они были очень популярны среди крестьянского населения и органично вошли в комплекс народного костюма.

    После установления советской власти и в городе, и в деревне распространение получил платок красного цвета без какого-либо узора. Безусловно, он напоминал о революционном знамени, которое большевики сделали символом борьбы за свободу. Красный цвет приобрел уже другое значение и стал олицетворением крови угнетенных классов, пролитой за свое освобождение. В начале знамя большевиков представляло собой простое красное полотнище в виде прямоугольного куска ткани. На нем иногда писали или вышивали лозунги, а также портреты В. И. Ленина и других революционных деятелей. После образования СССР в соответствии с Конституцией 1924 года красное знамя было утверждено в качестве государственного флага. В верхнем углу у древка добавилось изображение серпа и молота, а над ним размещалась красная пятиконечная звезда.

    Кроме того, красный платок в советской культурной среде вызывал ассоциации с фригийским красным колпаком эпохи Великой французской революции (Лебина 2016: 133). Так, например, В. В. Вересаев в романе «Сестры» писал о юной работнице с резинового завода «Красный витязь»: «Бася… сейчас одевалась. Не по-всегдашнему одевалась, а очень старательно, внимательно гляделась в зеркало. Черные кудри красиво выбивались из-под алой косынки, повязанной на голове, как фригийский колпак» (Вересаев 1990: 198).

    Интересна история этого головного убора. Он появился еще у древних фригийцев и представлял собой мягкий закругленный колпак со свисающим вперед верхом. В Древнем Риме похожую шапку носили освобожденные рабы, получившие римское гражданство. Называлась она «пилей» (pileus). После того как Марк Юний Брут убил Цезаря и поместил pileus на реверсе монеты между двумя клинками, шапка стала символом свержения тирании. Это во многом объясняет факт появления фригийского колпака в революционной Франции в 1789–1794 годах. В связи с распространением культа личности Брута, вполне вероятно, что во времена Великой французской революции фригийский колпак стал общепринятым символом свободы, и поэтому красная шапочка стала использоваться якобинцами в качестве головного убора. Позже выдающийся французский художник Э. Делакруа в своей знаменитой картине «Свобода, ведущая народ» изобразил женскую фигуру, олицетворяющую Францию, во фригийском колпаке красного цвета.

    Следует отметить, что во времена революционных потрясений в разных странах возникала необходимость в определенном опознавательном знаке бунтовщиков, который был бы им понятен и хорошо виден. Именно таким и стал фригийский колпак во Франции, а позже красный платок в России.

    Итак, небольшой прямоугольный кусок ткани яркого красного цвета стал важным атрибутом новой советской власти. Так, например, фрезеровщица московского завода «Динамо» Е. Пылаева вспоминала, что в 1923 году «самой модной одеждой для комсомолки была черная юбка в складку, белая блузка, красный платок и кожаная тужурка» (Всегда в борьбе 1978: 105). Известная советская поэтесса О. Берггольц также часто появлялась в редакциях ленинградских газет в красном платочке.

    Картины русских художников 1920-х годов знакомят нас с галереей ярких женских образов в красных платках. Одним из наиболее ранних является «Портрет артистки Т. В. Чижовой» кисти Б. Кустодиева 1924 года (ил. 1 во вклейке), а также полотно К. Петрова-Водкина «Де-вуш ка в красной косынке» 1925 года (ил. 2 во вклейке). Знаменитый еще до революции художник К. Юон в 1926 году написал картины «Подмосковный молодняк» и «Комсомолки», где юные активистки изображены в красных косынках. Живописное произведение «Международный юношеский день», посвященное новому революционному празднику молодежи, создал художник И. Куликов в 1929 году (ил. 3 во вклей ке). Он изобразил шеренги идущих молодых людей в юнгштур-мовках. Головы многих девушек были покрыты красными платками, которые вместе со знаменами в руках у юношей выступали в роли уже традиционных символов советской власти и служили яркими акцентами в многофигурной композиции произведения.

    На плакатах первых революционных лет также часто можно увидеть изображение красного платка, который дополнял образ женщины, отстаивающей идеалы революции. Известный советский художник А. Самохвалов в 1924 году создал плакат «Бессмертный вождь октября. Ленин указал нам путь к победе. Да здравствует ленинизм!» (ил. 4 во вклейке). В качестве главного идеологического и композиционного решения были выбраны три женские фигуры, две из которых изображены в красных платках.

    Плакат оперативно отзывался на злободневные события и мог в доходчивой, выразительной форме отразить радикальные перемены общественной жизни. Так, например, в собрании Государственного Русского музея сохранился эскиз плаката уже упомянутого выше А. Са-мохвалова «Расти, кооперация!», созданного в 1924 году. Художник представил молодую работницу в красном платье, платке и со знаменем в руке, агитирующую за введение потребительской кооперации.

    Неизвестный художник на знаменитом плакате «Ты помогаешь ликвидировать неграмотность?» создал один из самых выразительных женских образов, в котором красный платок является важным атрибутом новой власти (ил. 5 во вклейке). Активистка одета в блузку в красный горошек и красный платок - она грозно и настойчиво призывает выполнять «заветы Ильича» и вступать в «Общество долой неграмотность».

    Агитационный платок конструктивистов

    Однако в начале 1920-х годов появились головные платки с узором в виде серпа и молота. В музейных и частных коллекциях сами платки не сохранились, но о том, что они существовали и их носили, свидетельствует картина Н. А. Ионина «Женщина в платочке» (ил. 6 во вклейке). Предположительно автор написал ее в 1926 году. Представлена она была публике на выставке «Картина, стиль, мода», организованной Государственным Русским музеем в 2009 году. Женский лик обрамлен платком таким образом, что вызывает очевидное сходство с образом Богоматери. Моделью послужила жена художника - Екатерина Николаевна Ионина (Самохвалова). Чистый спокойный и немного отстраненный взгляд женщины обращен в сторону, а за ее спиной художник изобразил покосившиеся старые деревенские избы, напоминающие о дореволюционном прошлом. Ткань платка и платья с серпами и молотами, несомненно, выступала здесь в качестве нового символа жизни в Советской России.

    После революции скрещенные серп и молот являлись одними из самых важных государственных символов и должны были олицетворять единство рабочих и крестьян. Еще со второй половины XIX века пролетарские организации избрали молот своим классовым знаком. Накануне первой русской революции он стал общепринятым атрибутом в рядах русского революционного движения. В свою очередь серп был массовым общекрестьянским орудием труда, символизируя жатву и урожай. Он часто использовался в дореволюционной геральдике в России. В советское время серп и молот стали главной эмблемой Советского Союза, а также одним из символов коммунистического движения. В гербе СССР серп всегда изображался наложенным на молот. Это означало, что молот предшествовал как геральдический знак серпу и был старше его по назначению. В узоре платка и ткани платья на картине Н. Ионина «Женщина в платочке» соблюдены эти важные формальности гербовой символики.

    Текстиль с рисунком в виде серпа и молота начали производить фабрики Москвы, Иванова и других городов в первой половине 1920-х годов. Известный мастер агитационного рисунка на тканях С. В. Бурылин включал их изображения в свои раппортные текстильные композиции. Однако узор, состоящий исключительно из серпа и молота, можно увидеть на эскизе ткани Л. Поповой - известной художницы русского авангарда. Они вместе с еще одной выдающейся художницей той эпохи В. Степановой работали на 1-й ситценабивной фабрике Москвы (бывшей Цинделя) в 1923 году. Ими был разработан особый тип геометрической орнаментации, которую искусствовед Ф. Рогинская назвала «первой советской модой».

    Следует напомнить, что в начале 1920-х годов началось возрождение текстильной промышленности и вновь открытые предприятия остро нуждались в новых рисунках для тканей. 11 марта 1923 года в Москве открылась Первая Всероссийская художественно-промышленная выставка. Одновременно с выставкой состоялась и всероссийская конференция, посвященная вопросам художественной промышленности. Среди организаторов и активных участников этих мероприятий был известный русский ученый-искусствовед Я. Тугендхольд, который подчеркнул важность поднятия качественного уровня художественной промышленности, так как именно она, по его мысли, способна осуществить мечту русской революции - внедрить искусство в жизнь. Анализируя изделия индустриального отдела выставки, Тугендхольд особо выделил образцы текстиля, подчеркнув, что им очень не хватало новых орнаментов и ритмов. Профессор П. Викторов 29 ноября 1923 года на страницах газеты «Правда» обратился к художникам с призывом прийти работать на текстильное производство и дать новые рисунки для ситцев (Викторов 1923). Эта публикация нашла живой отклик у Л. Поповой и В. Степановой, которые в течение 1923–1924 годов создавали рисунки для набивных тканей.

    В их ярких оригинальных узорах превалировали в основном геометрические мотивы, в которых нашли отражение живописные искания художниц в области конструкции и цвета. Однако Л. Попова в нескольких текстильных рисунках вместо геометрических форм использовала уже распространенные к тому времени революционные символы - серп и молот, а также пятиконечную звезду. О том, что ткани Л. Поповой покупались и из них шились различные костюмы, свидетельствовали слова Тугендхольда: «Этой весной женщины Москвы - не нэпманки, но работницы, кухарки, служащие поприоделись. Вместо прежних мещанских цветочков замелькали на тканях новые неожиданно крупные и броские узоры. Л. Попова пробила брешь в той китайской стене, которая существовала между промышленностью и искусством» (Тугендхольд 1924: 77). Ионин в своей картине «Женщина в платочке» изобразил женское платье и платок с рисунком, очень напоминающим эскиз ткани Л. Поповой с серпом и молотом. Их отличала изысканная графика линий и четкий ритм раппортной композиции.

    Агитационные платки и символы советской эпохи

    Вместе с тем в начале 1920-х годов на текстильных фабриках стал создаваться новый тип платков, который получил название «агитационных». Они стали наглядным средством пропаганды, заняв особое место в истории художественного текстиля. Портреты деятелей революции, элементы государственной символики, аббревиатуры, лозунги и памятные даты, а также темы коллективизации сельского хозяйства и индустриализации экономики нашли самое непосредственное отражение в художественном оформлении платочной продукции тех лет. Сюжетные и орнаментальные композиции агитационных платков, их колористическое решение сначала демонстрировали следование текстильной традиции. Однако постепенно в промышленное производство стали внедряться новые художественные приемы, показывавшие тесную связь с искусством авангарда. Таким образом, платок превратился в яркий символ эпохи, став мощным оружием борьбы за идеалы революции.

    Бóльшую часть головных платков, производившихся фабриками Москвы, Ленинграда и Иванова в первые десятилетия после революции, необходимо отнести к так называемой памятной продукции. Подобные изделия в большом количестве выпускались еще до революции и посвящались различным памятным датам: восшествию на престол Николая II в 1896 году, 100-летнему юбилею войны 1812 года, 300-летию дома Романовых в 1913 году и т.д. Традиция создания таких памятных платков восходит еще к XVII веку 1 , когда на английских мануфактурах начали печатать географические карты, а затем появились изделия с сюжетными изображениями на тему определенных исторических событий, военных побед и т.д. Считается, что первый памятный платок в России появился в 1818 году ко дню открытия знаменитого памятника К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве 2 .

    Как показало изучение вопроса, после окончания Гражданской войны, когда началось возрождение текстильной промышленности, в числе первых примеров новой советской продукции оказались именно агитационные платки. Следует напомнить, что Ленин еще в 1918 году определил главные идеологические ориентиры развития искусства в знаменитом плане монументальной пропаганды 3 . Советская власть настойчиво требовала от художников создания особой предметной среды, которая не должна была вызывать ассоциаций с бытом дореволюционной России. Важное место в глобальной идеологической перестройке отводилось именно текстильной орнаментации. А. Карабанов на страницах специализированного приложения к периодическому изданию «Известия текстильной промышленности» писал о необходимости «…дать новые расцветки и рисунки тканей, которые, будучи беднее по волокну, победят мировую конкуренцию богатством своего замысла, смелостью и революционной красотой мысли» (Карабанов 1923: 1). Однако автор статьи при этом не уточнял, какой конкретно образностью, композиционным и колористическим решением должны были обладать новые революционные текстильные узоры. Известный теоретик производственного искусства Б. И. Арватов также призывал «уничтожить цветочки, гирлянды, травки, женские головки, стилизаторские подделки» и ввести в дизайн промышленных изделий новую орнаментацию (Арватов 1926: 84).

    Однако в то время, когда дискуссия о новых орнаментальных мотивах в советском текстиле только разворачивалась, некоторые российские предприятия стали выпускать набивные платки, которые в полной мере соответствовали идеологическим задачам, поставленным руководством страны перед промышленностью.

    Например, на Тейковской фабрике Иваново-Вознесенского текстильного треста в 1922 году была выпущена серия головных платков к 5-й годовщине октябрьской революции. Известны два платка из этой серии под девизом «Вся власть Советам!» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», выполненных по рисункам художника Л. М. Чернова-Плёс-ского 4 (ил. 7 во вклейке). Первый из них демонстрировал сложнейшую орнаментальную композицию с центральным рисунком «Разгон Учредительного собрания большевиками», помещенным в декоративную рамку в форме пятиконечной звезды и круглый медальон. Он был дополнен поясняющими надписями «Вся власть Советам!», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и т.д. В углах платка размещались сюжетные композиции «Удачный бой в дни октябрьской революции», «Взятие Перекопа», «Присоединение Дальневосточной республики», «Уничтожение знаков самодержавия». В верхнюю часть обрамления сюжетных сцен художник включил портретные изображениями В. И. Ленина, Я. М. Свердлова, М. И. Калинина, Л. Д. Троцкого. Как центральное поле, так и каймовый рисунок платка отличались сложностью композиции и обилием декоративных элементов.

    Второй платок, сделанный на Тейковской фабрике в 1922 году, также демонстрировал портреты вождей мирового пролетариата в круглых декоративных медальонах по углам - Ф. Энгельса, К. Маркса, В. И. Ленина и Л. Д. Троцкого 5 . Центральное поле изделия декорировано изображением обелиска Свободы, представляющего собой архитектурно-скульптурную группу, посвященную Советской Конституции. Обелиск по проекту Н. Андреева и Д. Осипова был установлен на Советской (Тверской) площади в Москве в 1918–1919 годах. Памятник не сохранился до наших дней, и поэтому платок с его видом имеет особое историко-культурное значение. В композиции платка Чернов-Плёсский поместил по сторонам обелиска монументальные фигуры стоящего рабочего на фоне промышленного пейзажа и крестьянина со сценами уборки урожая (Карева 2011: 64). Каймовый рисунок платочного изделия отличала изысканная графика линий с включением одного из самых главных советских символов - серпа и молота. В верхней части платка помещалась надпись «Февраль 1917 - Октябрь 1917» с пятиконечной звездой, а в нижней - «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (ил. 8 во вклейке). Это один из самых известных интернациональных коммунистических лозунгов. Впервые он был высказан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии». В 1923 году Центральный исполнительный Комитет СССР определил элементы государственной символики Советского Союза, к которым относился и девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

    Он присутствовал на гербе СССР, а фабричные художники неоднократно впоследствии использовали его в создании агитационных композиций в художественном оформлении тканей.

    В 1924 году на фабрике «Пятый Октябрь» Владимиро-Алексан-дровского треста по рисунку художника Н. С. Демкова был изготовлен памятный платок с портретом Ленина. Композиция платка была традиционна и состояла из пяти частей, связанных с общим фоном. Центральное поле, украшенное погрудным портретом Ленина в круглом медальоне, окружал декоративный фриз с изображением шагающего будущего поколения советских людей и пояснительными надписями о денежной реформе, культурной революции и т.д. Темный коричневый фон изделия покрывал изысканный кружевной рисунок с включением портретов Маркса, Энгельса, Калинина и Троцкого. В октябре 1924 года была сначала изготовлена пробная партия, а в ноябре запущено массовое производство этого изделия. Его вручали всем рабочим предприятия как памятный подарок, а также почетным гостям праздничных мероприятий фабрики, посвященных 7-й годовщине Октября. В январе 1925 года такие платки Н. К. Крупская дарила делегатам Первого Всесоюзного учительского съезда в Москве (Кусковская и др. 2010: 79) (ил. 9 во вклейке).

    Платки с агитационной тематикой не только хранили как памятные подарки или использовали в качестве плакатов, но и носили. Так, например, в Центральном государственном архиве кинофотофоно-документов Санкт-Петербурга сохранилась фотография 1925 года, запечатлевшая рабочих на экскурсии. В центре кадра за столом сидит молодая женщина, на ее голове можно рассмотреть платок с революционной тематикой (ил. 2) 6 .

    В 1928 году на одной из фабрик Иваново-Вознесенского треста был выпущен платок к 10-летнему юбилею Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). В центре изделия помещена пятиконечная звезда с портретом видного революционного военачальника М. В. Фрунзе. Каймовое оформление платка включало изображение красноармейцев и различные сюжеты на тему «Взятие Уфы», «Освобождение Дальнего Востока», «Крейсер Аврора на Неве». Фон центрального поля платка и каймы был заполнен сценами сражений, военной техникой: пушками, самолетами в черно-белой цветовой гамме. В качестве колористического акцента художник использовал красный цвет, имеющий собственную символику в советском искусстве.

    Следует отметить, что композиционное решение и художественные приемы заполнения основного поля и каймы многих агитационных платков, производившихся российскими фабриками в 1920-е годы, в значительной мере повторяли дореволюционные изделия подобного типа. Советские художники, так же как и их предшественники, обращались к реалистической манере изображения и заимствовали мотивы из печатной графики и живописных полотен, а также включали в композицию памятники и скульптуры. В качестве декоративного оформления часто использовались пышные барочные и древнерусские орнаменты, характерные для стиля историзм.

    Однако в конце 1920-х - начале 1930-х годов наметилось новое направление в дизайне агитационных платков. Оно демонстрировало тесную связь с искусством русского авангарда, а именно - конструктивизмом. Так, например, на Шлиссельбургской фабрике в первой половине 1930-х годов выпускался платок красного цвета с оригинальным оформлением каймы. Художник оставил центральное поле изделия не заполненным, а в углах поместил изображение крейсера «Аврора». При этом показывалось не силуэтное изображение корабля, а его более интересный ракурс - вид спереди. Вверху над «Авророй» были размещены серп и молот. В каймовой композиции автор рисунка создал развернутую панораму Ленинграда 1930-х годов - работающие фабрики и заводы, жилые и общественные здания, возведенные после революции в стиле конструктивизма. Горизонтальные и вертикальные черные линии выразительными штрихами буквально «конструируют» изображения видов города на Неве. Одно из зданий вполне узнаваемо - это Дом Советов Московско-Нарвского района, построенный архитектором Н. А. Троцким. Там и сейчас располагается администрация Кировского района г. Санкт-Петербурга. Здание занимает южную часть площади города, оформленной на основе генерального плана реконструкции, который был составлен в 1924 году архитектором Л. А. Ильиным. Художественное оформление платка с развернутой панорамой города отличает изысканная графичность и колористический контраст (ил. 10 во вклейке).

    К платочным изделиям Шлиссельбургской фабрики можно причислить еще один платок красного цвета, посвященный 10-летнему юбилею Октябрьской революции. Центральное поле изделия украшено по диагонали двумя орнаментальными полосами в зеркальном отражении с изображением колосьев пшеницы и цветов, а также надписью «1917–1927». Между юбилейными датами в центре расположены серп и молот с цветочными гирляндами. Края платка украшены аналогичными орнаментальными полосами, а также надписью «Да здравствуют рабочие и работницы, идущие к мировому Октябрю». Детали рисунка платка отличаются графичностью и оригинальным колористическим решением (ил. 11 во вклейке).

    Еще один платок, производившийся на Краснопресненской Трехгор-ной мануфактуре в Москве в 1927 году, демонстрировал новые художественно-стилистические приемы в оформлении платочной продукции. Средник платка заполнен динамической композицией из летящих самолетов на фоне прожекторов. Следует отметить, что руководство страны чрезвычайно заботилось об обороноспособности страны. Значительное внимание уделялось авиации, которая должна была надежно защищать в небе первое в мире государство рабочих и крестьян. Для этой цели за границей приобретались наиболее совершенные модели истребителей. Судя по характеру формы и конструкции самолета, на платке изображен истребитель Фоккер D.XIII, который был специально разработан по заказу Советского Союза голландскими авиаконструкторами (ил. 12 во вклейке).

    Особым динамическим характером изображения отличается широкая кайма платка, представляющая разнообразные индустриальные мотивы: работающие заводы и фабрики, шестеренки, различные механизмы, а также серпы и молоты. Необходимо подчеркнуть, что тема заводов и фабрик была одной из самых важных в сюжетных рисунках агитационного текстиля. И это не удивительно, так как советское правительство в эти годы проводило политику масштабного строительства промышленных предприятий. Наиболее часто в текстиле 1920-х - начала 1930-х годов изображался мотив работающих фабрик с трубами, а также производственные детали. Именно они и были использованы в декоре каймы платка, который выделяется на фоне других изделий оригинальной художественной манерой с превалированием линейных построений, где акцент сделан на конструктивные особенности изображенных предметов. Платок, безусловно, показывает влияние искусства авангарда на его декоративное оформление.

    Таким образом, мы видим, что история революционных преобразований в России 1920–1930-х годов оставила яркий отпечаток на платках с агитационной тематикой, превратив традиционный предмет костюма в мощное идеологическое средство борьбы за новые идеалы. Платочная продукция тех лет демонстрировала, с одной стороны, преемственность текстильных узоров, а с другой - инновационный подход в декоративном оформлении текстиля с использованием художественных средств наиболее передовых течений современного искусства.

    Подобные платки надевались по особым случаям или использовались в качестве агитационных плакатов, а также хранились как памятные изделия. Сегодня агитационные платки служат важным материальным памятником эпохи и свидетельствуют о традициях и новациях, существовавших в текстильном дизайне в 1920–1930-е годы.

    Литература

    Арватов 1926 - Арватов Б. Искусство и промышленность // Советское искусство. 1926. № 1.

    Блюмин 2010 - Блюмин М. Искусство одеваться: агиттекстиль от 1920-х - 1930-х годов до наших дней // 100% Иваново: агитационный текстиль 1920-х - 1930-х годов из собрания Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина. М.: Проектное бюро Легейн, 2010.

    Вересаев 1990 - Вересаев В. Сестры. М., 1990.

    Всегда в борьбе 1978 - Всегда в борьбе. М., 1978.

    Карабанов 1923 - Карабанов А. Новые ситцы // Приложение к «Известиям текстильной промышленности». 1923. № 6.

    Карева 2011 - Карева Г. Ивановский агитационный текстиль. Орнамент и надписи // Теория моды: одежда, тело, культура. 2011. № 21. С. 63–70.

    Кусковская и др. 2010 - Кусковская З., Вышар Н., Карева Г. Рожденные революцией: Нетиражные произведения из коллекции музея // 100% Иваново: агитационный текстиль 1920-х - 1930-х годов из собрания Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина. М.: Проектное бюро Легейн, 2010.

    Лебина 2016 - Лебина Н. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. М.: Новое литературное обозрение, 2016.

    Тугендхольд 1924 - Тугендхольд Я. Памяти Л. Поповой // Художник и зритель. 1924. № 6–7.

    Примечания

    1. Самый ранний памятный платок датируется 1685 годом и хранится в собрании музея Виктории и Альберта (Великобритания).
    2. Памятник К. Минину и Д. Пожарскому был сделан по проекту скульп тора И. Мартоса и установлен перед собором Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Торжественное открытие памятника состоялось 20 февраля (4 марта) 1818 г.
    3. Задачи плана монументальной пропаганды были определены Декретом Совнаркома 14 апреля 1918 г.
    4. Чернов-Плёсский Н. Л. (1883–1943) - живописец, родился в Кинеш-ме (Ивановская область). В 1913 г. окончил Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге. После революции писал плакаты, оформлял книги, а также работал декоратором в Кинешемском драматическом театре им. А. Н. Островского, расписывал декорации и рисовал эскизы костюмов; стал автором первых агитационных платков. Репрессирован в 1937 г., расстрелян.
    5. Троцкий Л. Д. - один из главных участников революционных событий в октябре 1917 г. В 1927 г. снят со всех постов, в 1929 г. выслан из страны и объявлен врагом народа. В связи с этим все портретные изображения Л. Д. Троцкого на агитационных платках были вырезаны.
    6. Фотография опубликована в: Блюмин 2010: 122.

    В карачаево-балкарской этнокультуре особое место занимает бёрк (шапка). Есть специализированный фразеологизм, обозначающий представителя мужского пола: «башына бёрк кийген» – «мужчина»; буквальный перевод этого выражения – «тот, кто носит шапку».

    Шапка не только предмет одежды мужчины, но и символ его достоинства. Традиционно считалось, что шапку носят не для тепла, а для чести. По этическим правилам никто не имеет права дотрагиваться до головного убора мужчины, если он надет. В давние времена нарушение этого правила могло привести даже к кровной мести.

    Недаром в социуме употребительно следующее высказывание: «Башынгда бёркюнг бар эсе, зат айтып бир кёр» – «Попробуй скажи что-нибудь, если на твоей голове есть шапка».

    Есть такое выражение: «Биреуню бёркюн алсанг, бёркюнге сакъ бол». Буквально это означает: «Если возьмёшь чью-либо шапку, береги свою». Смысл данной пословицы: «Если будешь играть с честью кого-либо, береги свою честь».

    Рассмотрим и другие пословицы, в которых закодирована связь между головным убором и мужчиной в карачаево-балкарской культуре.

    Шапка – показатель респектабельности мужчины: «Бёркю аманны бети аман» – «У кого плохая шапка, у того и вид плохой».

    Шапка может выполнять функцию советчика: «Сорур адамынг жокъ эсе, бёркюнге сор» – «Если не у кого спросить, спроси у шапки».

    Шапка является и мерилом удальства: «Бёрю атарыкъ бёркюнден белгили» – «Могущего стрелять в волка видно по шапке».

    И другие: «Мыйысыз башха бёрк акъыл бермез» – «Голове без мозгов шапка ума не даст».

    По карачаево-балкарскому этикету мужчины не снимали головные уборы и в помещении, за исключением башлыка. Иногда, снимая шапку, надевали лёгкую шапочку из ткани. Существовали и особые «ночные» шапки – «кечеги бёрк», главным образом у стариков.

    Шапка – способ выражение доверия. Обменяться с кем-либо шапками означало проявление самой большой дружбы и доверия.

    Шапка – дорогое наследство. Согласно традициям карачаевцев и балкарцев, когда умирал мужчина, его одежда и вещи раздавались близким родственникам, но головные уборы не дарили никому, если было кому носить в семье, а если такого не оказывалось, их преподносили самому уважаемому мужчине в роду.

    Виды мужских головных уборов

    Их у карачаевцев и балкарцев имеется достаточное количество. Например: башлыкъ (башлык), къалпакъ (шляпа), бёрк, бокка (дет.) (шапка), бухар бёрк (каракулевая шапка), кечеги бёрк (ночная шапка), кийиз бёрк (войлочная шляпа), пес бёрк (феска), чырпа бёрк (папаха), жюн бёрк (шерстяная вязаная шапка), къулакълы бёрк (шапка-ушанка), салам къалпакъ/гетен бёрк (соломенная шляпа). А также тёппе бёрк (букв. – «шапочка для макушки»), которая вполне соответствовала своему названию: её носили на макушке старики, а поверх надевали ещё и меховую шапку; тёппе бёрк имела и другое название: «такъыя» (заимствованное из арабского).

    В этнокультурном отношении шапке противопоставляется платок.

    Если шапка предназначена для мужской головы, то платок – для женской. В карачаево-балкарском языке она посредством фразеологизма определяется как «башына жаулукъ къысхан» – «женщина»; буквальный перевод выражения – «та, кто носит платок на голове».

    Платок в карачаево-балкарской лингвокультуре отмечен рядом позитивных с точки зрения социума этнокультурных характеристик.

    Платок – символ мира. Он представляет собой символ мира, примирения. Об этом свидетельствует тот факт, что если женщина бросает платок между выясняющими между собой отношения мужчинами, то они обязаны прекратить противостояние, т. е. платок способен примирить кровных врагов.

    Платок – символ непорочности. Белый платок символизирует непорочность. Снятие белого покрывала с головы невесты – «баш ау
    алгъан» – являлся одним из главных актов свадебной церемонии, а снявшему его дарили ценные подарки. У многих народов смена головного убора девушки на убор замужней женщины приурочивался к свадьбе.

    Платки – обязательное приданое невесты.

    Платок – элемент тёплой одежды. Пожилые женщины в холодную пору накидывали тёплую шерстяную шаль «уллу бота», «ауат бота», «суу бота». К престижным головным уборам у карачаевок и балкарок относились также «жюн жаулукъ» и «кёрпе жаулукъ» – шерстяные пледы, которые носили, накинув на плечи. Это было одеждой взрослых женщин, девушки носили их довольно редко.

    Женский платок часто упоминается и в карачаево-балкарском эпосе в описании эмегенши: «Башына жюз бла жарым къарыдан кендираш халыдан жаулукъ къысып» – «На голове у неё был платок, связанный из полутора сотни локтей (къары – локоть, старинная мера длины) конопляной нити».

    Подготовил Хадис Тетуев