Конспект занятия «Семейные традиции. Конспект занятия: «Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества? Конспект на тему семейные традиции

Цели и задачи занятия:

  • Показать, что каждая семья связана с прошлым традициями своих предков.
  • Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
  • Создавать благоприятную среду для осознания учащимися и их родителями уникальности, неповторимости каждой семьи.
  • Воспитывать чувство сплочённости учащихся и их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи, к её генеалогии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие "Семейные традиции".

Цели и задачи:

  1. Показать, что каждая семья связана с прошлым традициями своих предков.
  2. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
  3. Создавать благоприятную среду для осознания учащимися и их родителями уникальности, неповторимости каждой семьи.
  4. Воспитывать чувство сплочённости учащихся и их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи, к её генеалогии.

Ход занятия

1. Вступительное слово

Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, что сегодня на занятии вы пришли с хорошим настроением. Давайте поделимся друг с другом улыбками. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.

2. Ребус

Ребята, отгадайте ребус "7Я".

Давайте вспомним, что такое семья? (это группа близких родственников, живущих вместе).

А кого мы называем близкими родственниками? (людей, у которых общие родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки)

Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений. Как вы это понимаете? (Поколение - это родственники близкого возраста, например, старшее поколение - бабушки и дедушки, среднее поколение - родители, младшее поколение - дети, внуки бабушек и дедушек).

А у кого из вас в семье проживает несколько поколений?

Какая семья называется многодетной? (в которой 3 и больше детей).

Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).

У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.

Что имя? Звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет! И в именах есть тайна.

И таинство есть имянареченье.

Имена детям выбирают родители. Вы должны были расспросить родителей, почему вас так назвали, и попробовать выяснить, что означает ваше имя (несколько ответов детей).

Оказывается, в нашей группе самое распространённое имя среди девочек - Анастасия.

Ребята, вы знаете, что отчество присваивается человеку по имени отца, а фамилия передаётся от родителей детям.

3. Рассказ о родословной своей семьи.

Ребята, вы заранее получили задание составить родословную своей семьи. Как видим, многие из вас с этой задачей справились. Искать свои корни, знать своих предков очень важно, так как без прошлого нет будущего.

4. Работа в группах. Составление пословиц о семье.

Ребята, а сейчас вам задание в группах - соединить рассыпавшиеся пословицы о семье и затем прочитать их (раздать каждой группе набор пословиц).

5. Физкультминутка

6.Традиции вашей семьи

Да, ребята, "родители", "Родина", "род" - однокоренные слова. Эти святые слова помогают нам понять и полюбить родной язык, родную природу, традиции родного народа и традиции своей семьи. Продолжая нашу тему семьи, мы сегодня подробнее поговорим о семейных традициях (слайд 8).

Разбор понятия "традиция"

Но есть и семейные традиции.

К семейным традициям можно отнести и любимую семейную игру, и традиционное любимое блюдо семьи, и чтение сказок на ночь.

Какие из этих традиций есть в вашей семье?

Говоря о традициях, можно вспомнить традиционные народные праздники. В нашем классе учатся ребята разных национальностей: татары, башкиры, русские, чуваши. У каждого народа есть свои народные традиции. У мусульман есть свои традиционные праздники - это Сабантуй, Навруз

Как тесно всё переплелось в нашей стране! Сабантуй празднуют везде, и в России и за границей, если там проживают татары или башкиры.

Ребята, а кто из вас ездил с родителями на сабантуй? А кто это делает часто?

Значит, это можно назвать и семейной традицией?

На Руси с древних времён празднуют Масленицу.

У кого из вас дома на Масленицу бабушки или мамы пекут блины? Значит, это тоже народная традиция.

Общая народная традиция - встреча Нового года.

Семейные традиции - это плоды совместного труда взрослых и детей. Эти плоды можно сравнить с плодами яблони. У каждого из вас на парте яблочко, на котором вы дома напишете о традициях своей семьи, а на следующий урок мы эти яблочки приклеим к нашему дереву - символу рода.

Ребята, а хранятся ли в вашем доме старинные фотографии, вещи? Любите ли вы их рассматривать? Кроме семейных традиций существуют ещё и семейные реликвии.

7. Рассказ о семейных реликвиях.

Сейчас мы послушаем рассказ Егорова Андрея о его прадедушке, который был участником Великой Отечественной войны. Этот рассказ он услышал от своей бабушки, работая над родословной семьи. Старинные фотографии, медали, письма бережно хранятся в его семье и являются семейными реликвиями (рассказ ученика, показ фотографии, медали своего прадеда, семейной реликвии - национального чувашского украшения).

7. Итог урока. Рефлексия.

Итак, сегодня мы продолжили разговор о семье.

Что вы сегодня узнали такого, чего не знали раньше?

Что было для вас интересно на уроке?

Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях и реликвиях?

Да, ребята. Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой: это самые близкие тебе люди.


Марина Катакова
Конспект занятия «Обычаи и традиции русского народа» (подготовительная группа)

Цель. Вызвать у детей интерес к русским традициям . Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических событиях, культуре. Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов , мудрость традиций , воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое . Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа

Ход занятия

1. Приветствие. Здравствуйте, мои ребятки. Сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

Поезжай за моря - океаны,

Надо всею землёй пролети :

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды.

Широка и привольна земля.

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая, поля.

Каждый день - как подарок нежданный,

Каждый день - и хорош и пригож.

Поезжай за моря-океаны,

Но богаче страны не найдёшь.

Россия - страна очень большая и красивая. В России очень много лесов, в которых много разных зверей, растёт много ягод и грибов. Через всю страну протекает много рек. Одна из самых больших рек - Волга. А в реках много разной рыбы. Много в России гор. В горах добывают разные полезные ископаемые - уголь, алмазы, железную руду. Да, наша страна очень красивая и богатая. Она возникла очень давно, у неё древняя и интересная история. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями . Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину.

2. Слушаем. Приготовьтесь слушать сказ

Про Россию и про нас.

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут ,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют .

Раньше в России было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали другу друга земли. Московского князя Юрия прозвали Долгоруким за то, что он присоединял к своему княжеству другие земли. Но когда на Русь нападали иноземные враги, все князья объединялись для борьбы с ними. А потом они решили объединиться навсегда, выбрали себе главного князя, он стал называться царём. И Россия стала большим и сильным государством.

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называются избами. И всё в избе было сделано из дерева : и пол, и потолок, и мебель, и даже посуда (Показ слайда) . Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки об избе, доме?

В гостях хорошо, а дома лучше.

Не красна изба углами, а красна изба пирогами.

Без хозяина дом – сирота.

Домом жить – обо всём тужить.

В родном доме и каша гуще.

Печь в старые времена была в доме очень важна. В печи готовили еду, выпекали хлеб. Она обогревала избу. Она ещё и лечила маленьких детей. Набегавшись по глубокому снегу, они грели ноги на печи. В наши дни печки – очень редкое явление. (Показ слайда) .

У каждого народа есть свои традиции . Традиция - слово не русское , оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция - это то , что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные . Какие традиции есть у вас в семье ? Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день. (Ответы детей.) Каждому человеку, когда он рождается, дают имя. Часто ребенка называют в честь бабушки или дедушки. Как в старину отмечали на Руси именины? Раньше если ребенок родился в день рождение святого, то ему давали его имя. Считалось, что если имя ребенка выбрано удачно, то ребенок будет счастливым.

В старые времена был такой обычай у русских людей , коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали. Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. (Показ слайда) .

Ведь говорят в народе : «От скуки бери дело в руки» , а какие вы знаете пословиц и поговорки о труде?

-«Умелые руки не знают скуки»

- «Без труда нет добра» ,

- «Дело мастера боится» ,

- «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» ,

- «Какова пряха, такова на ней и рубаха»

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Без дела жить - только небо коптить.

Русские люди в старину любили встречать гостей.

Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости! Проходите, будьте как дома! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Удобно ли вам, гости дорогие. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило? В тесноте да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Русский народ всегда славился своими песнями. А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными ? Их придумал русский народ . Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям. (Дети подходят к выставке книг русских народных сказок , называют их героев).

На Руси во все времена было много умельцев. Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы . Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили : «Мастер на все руки» , «Мастер – золотые руки» . А любуясь хорошо выполненной работой, говорили так : «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства» . Как талантлив русский народ ! Из обыкновенного полена мастера могли вырезать шкатулку, в которой хранились мелкие предметы. А то и комод смастерят, куда убирали одежду. А какая ж русская изба без скрипа половиц, без разноцветных половиков, которые ткали на деревянном ткацком станке или вязали своими руками. (Показ слайда) .

Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Нищим и бедным людям дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов.

Ребята осенью отмечали на Руси удивительно красивый праздник, праздник рябины, а праздновали его 23 сентября, в день святых Петра и Павла. Рябина считалась деревом-оберегом. Ее сажали у ворот и калиток. Осенью кисти рябины срывали и вешали под крышу дома. Рябиновые бусы предохраняли детей от сглаза и порчи. (Показ слайда) .

Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. И праздновали его целую неделю.

Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит ,

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

Благовест – благая весть! В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только старики, да маленькие дети. Во время Пасхальной службы всегда читали такие слова : «Пусть богатые и бедные радуются друг с другом. Прилежные и ленивые пусть веселятся. Пусть никто не плачет, потому что Бог дал людям прощение». (Показ слайда) .

Все времена года любили на Руси. Но особенно ждали осень. Любили это время года за то, что закончены основные работы в полях, садах, на огородах. Собран богатый урожай, убран в закрома. А коль урожай богат – спокойна душа у крестьянина, не страшна ему долгая, суровая зима, можно немного отдохнуть и повеселиться. Первый осенний праздник, который отмечали на Руси – Успение. (Показ слайда) .

Его посвящали встречи осени, окончанию жатвы и началу бабьева лета! Праздновали Успение 28 августа. Люди поздравляли друг друга с окончанием жатвы, благодарили Бога за то, что удалось вовремя и без потерь собрать богатый урожай. На полях специально оставляли несжатыми несколько колосьев, перевязывали их красивой лентой и приговаривали.

Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай.

Хлебушко, расти!

Времечко, лети!

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба!

Этим обрядом надеялись вернуть земле е урожайную силу, последнему снятому снопу был особый почет. Его ставили в передний угол, под икону, рядом с хлебом, солью, ему низко кланялись!

Нелегкой ценой доставался выращенный урожай, много людской силы было вложено в него! От зари до зари трудились крестьяне, не жалея ни себя, ни времени, потому что знали : Земля и напоит, земля и накормит, ты только себя для нее не жалей.

14 октября отмечали праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Это очень почитаемый праздник в России. Ведь Богородицу считают покровительницей земли русской , нашей заступницей и помощницей. На Покров часто выпадал снежок, по этому говорили : К Покрову старались утеплить избу. На селе в этот день играли свадьбы. Высыпает деревенский люд полюбоваться молодыми, женихом да невестой. Празднично убраны повозки свадебного поезда, под дугой весело позванивают колокольцы, кони лихие, лишь дотронься – вскачь понесут! Очень интересен свадебный обряд на Руси. В центре его находилась невеста. Первую половину свадьбы она должна была плакать, печалиться, прощаясь с подругами, с родителями, с вольной девичьей жизнью. Постепенно на смену грустным, прощальным песням приходили песни веселые, величальные. На Покров в деревнях до утра играла гармошка, а парни и девушки ходили гурьбой по улице и распевали веселые разудалые частушки.

14 октября начинались осенние покровские ярмарки, веселые, обильные, яркие. Здесь можно было увидеть все, чем земля отблагодарила людей за тяжелый, кропотливый труд. Шла бойкая торговля овощами, фруктами, хлебом, медом и другими товарами. Свое мастерство показывали народные умельцы

Зазывалы : Эй? честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары,

Всякие разные товары…

Подходите, подходите…

Посмотрите, посмотрите. (Дети берут с изделия народно -прикладного искусства, заранее приготовленные воспитателем.) Расскажите о том, что вы купили на ярмарке. (Рассказы детей о дымковской игрушке, хохломских изделиях, Городецкой росписи и др.) А какое веселье царило на ярмарке! Здесь катались на каруселях, водили хороводы, старались показать свою силу, удаль, смекалку, играли в забавные игры. Ярмарку ждали все и стар и мал. Всем хотелось получить подарок или гостинец с ярмарки. (Показ слайда) .

Скоморох : Все на ярмарку спешите, торопитесь. Приходите без стеснения. Билетов не надо, предъявите хорошее настроение. Я принёс много товару разного, приходите, покупайте. Кому свистульку, кому ложку, кому гребешок, а кому пирожок?

Внимание! Внимание! Народное гуляние !

Торопись, честной народ , Масленица всех зовет!

Пусть каждый здесь поёт частушку

И за то получит сушку или сладкий пирожок,

Приходи скорей, дружок!

Подходите, не стесняйтесь.

Сладостями угощайтесь

Есть традиции , которые возникли очень давно и сохранились до наших дней. Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа . С древних времен, на Руси существует обычай – провожать зиму и встречать весну. На масленицу пекут блины – это главное праздничное блюдо. Блины обильно поливают маслом. Масляный блин – символ солнца, хорошего урожая, здоровых людей. На масленицу русский народ веселился : играли в игры, пели песни и водили хороводы, устраивали кулачные бои, на праздниках мужчины любили помериться силой богатырскою. Не один праздник на Руси не обходился без хоровода. Хоровод обозначает движение по кругу, цепью, восьмерками или другими фигурами с песнями, а иногда со сценическим действием. (Показ слайда) .

Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа . Это древнейший праздник проводов зимы и встречи солнца и весны. Продолжается он целую неделю. Каждый день этой недели особенный.

Понедельник – встреча Масленицы. Пекут блины, похожие на солнышко.

Вторник – «Заигрыш» . Строили горки, крепости, вешали качели, делали чучело Масленицы.

Среда – «Лакомка» . Обязательно лакомились блинами.

Четверг - «Широкая Масленица» . Вся еда - блинная. Пекли разноцветные блины (с морковкой, свеклой и крапивой, с гречневой муки) .

Пятница – «Тещины вечерки» . Семья шла на блины к бабушкам.

Суббота – «Золовкины посиделки» - шли в гости к тетям и дядям.

Воскресенье – «Прощеное воскресенье» . Люди в этот день просят друг у друга

В нашей стране есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы и подарки, во всех странах существует традиция отмечать Новый год в 12 часов ночи.

А ещё есть традиции , связанные с приготовлением разных блюд, - традиционная национальная кухня . У различных народов обязательно есть какое-нибудь своё национальное блюдо. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или : иной стране. Например, В Китае и Японии выращивают рис и поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают России? (Пшеницу, рожь, разные овощи) . В России очень много блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи. (На экране хлебные изделия) . Какие кушанья вы можете назвать мне из муки, которые часто делают ваши мамы? (Блины, оладьи, пирожки) .

А ещё в России очень любят щи. Из чего варят щи? (Картошка, капуста, лук, морковь) . Для того чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи. У русского народа есть такая поговорка «Щи и каша - пища наша» .

Значит, что ещё любят готовить в России? (Кашу) . А из чего можно сварить кашу? (Из различной крупы - пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев) .

В России часто зимой бывает очень холодно, а летом жарко. Какой русский напиток хорошо утоляет жажду? (Квас) . А делают его тоже из хлеба. А вот зимой на ярмарках продавали горячий сбитень - это напиток из мёда, он очень хорошо согревал во время мороза.

3. Беседуем.

Мы с вами много говорили о таланте русского народа . В чём же он проявился?

Что русский народ умел делать хорошо ? (Мастерить игрушки из глины, сочинять интересные песни, очень интересные сказки и т. д.)

Ребята, а почему Русь называют деревянной? (Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен) .

Какие на Руси отмечали праздники?

Что такое благовест?

– Ребята, а что вы знаете об этом празднике Покрова Пресвятой Богородицы? (На Покров часто выпадал снежок, по этому говорили : «До обеда осень, а после обеда – зима!» , играли свадьбы)

Какой праздник отмечают русские люди в конце зимы и начале весны? Что это за традиция ? (Праздник Масленица. Это древнейший праздник проводов зимы и встречи солнца и весны).

С чего начинались праздничные дни на Руси?

Чем занимались люди в праздничные дни?

Как старались одеться люди?

Какое угощение готовили?

Какие добрые дела старались сделать?

Что такое традиция ?

Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции . Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Игры - это наше детство, они передавались от поколения к поколению. Нам известны такие игры, как «Ловишки» , «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Ребята, а давайте я проверю, знаете ли вы русские народные игры . Я сейчас загадаю загадки :

Я не вижу ничего,

Даже носа своего.

На моём лице повязка,

Есть такая вот игра,

Называется она (Жмурки)

Я давно в траве сижу,

Ни за что не выхожу.

Пусть поищут, раз не лень,

Хоть минуту, хоть весь день (Прятки)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят (Горелки)

4. Обобщаем. Ребята, сегодня мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа , вспомнили некоторые традиции . И чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции , которые достались нам от наших предков.

Родины себе не выбирают.

Начиная видеть и дышать,

Родину на свете получают

Непреложно, как отца и мать.

Родина, Родина, милые края,

Поле васильковое, песня соловья.

Нежностью, радостью светится она,

Родина, Родина на земле одна.

Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей,

5. Играем. А еще в народе говорили : «Кончил дело – гуляй смело» , «Делу время – потехи час!» Давайте и мы с вами немножко отдохнём, поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота» . Дети становятся парами по кругу, лицом друг к другу, соединив и подняв руки как воротца. Двое бегут по кругу между парой детей. Дети, стоящие в парах произносят слова.

Золотые ворота

Пропустите меня

Я и сам пройду

И друзей проведу

На первый раз прощается

Второй раз запрещается

А на третий раз не пропустим вас.»

Пары опускают руки вниз и кто попался в воротца, тот что – нибудь исполняет, откупается (песня, стих загадка, пляска) .

6. Творим, рисуем, радуемся. Расписывание силуэтов народных игрушек .

7. Прощалочка. Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа , о разных русских традициях . Традиций у русского народа очень много . Поговорите с родителями, узнайте у них, какие ещё русские традиции они помнят . Спросите у своих родителей, в какие игры они играли в детстве и какие атрибуты были к этим играм. Если вам понравилось, и было интересно, тогда расположите силуэты народных игрушек там , где солнышко, если не понравилось, то где тучка.

Конспект комбинированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному и социально-коммуникативному развитию на тему: «Семейные традиции» (подготовительный возраст).

Описание работы: данный конспект адресован учителям начальных классов, воспитателям детских садов работающих с детьми старшего и подготовительного возраста по направлениям - взаимодействие с семьями воспитанников, ознакомление с народными традициями, художественно эстетическое и социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с национальными старинными и современными традициями России, учить сопоставлять их, находить сходство и различие.
Развивать познавательный интерес к творчеству своего народа.
Развивать речь детей: обогащать словарный заиас; продолжать учить отвечать на вопрос распространенными предложениями.
Вызвать у детей интерес к лепке съедобных кондитерских и кулинарных изделий из песочного теста для угощения: продолжать учить формировать изделие вручную скульптурным способом или вырезать формочками для выпечки; активизировать приемы декорирования лепных образов; развивать зрительный контроль действия рук.
Развивать творческие способности, фантазию, эстетический вкус детей: дать возможность проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы.
Воспитывать вежливость, аккуратность, коммуникабельность, уважение к традициям своей семьи и страны.
Материалы:
Чайный сервиз в русском стиле, самовар, сладости к чаю, лимон; разные сорта чая; песочное тесто, формочки, скалка, разделочная доска, доски для лепки, блюдечки с ингредиентами для выпечки; влажные салфетки; магнитофон; аудиозапись русских народных песен в исполнении Ивана Купала.
Предварительная работа.
Подготовка детей:
Рассматривание картин с изображением самоваров, сервированных столов, экскурсия на пищеблок, в магазин, разучивание загадок, стихов, песен о чаепитии, рисование «Семья за столом», творческие игры «В гости к куклам», «Семья», дидактические игры «Кондитерский магазин», «Чайная и столовая посуда».
Работа с родителями:
Предложила мамам и бабушкам провести вместе с детьми кулинарные опыты с тестом - замесить, раскатать, вырезать формочками, полепить вареники, пирожки и т.д.
Подготовка воспитателя:
Изучила методическую литературу по организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста, провела беседы с детьми на тему «Традиции моей семьи»; оформила альбом посуда, ввела традицию «Встречи с интересными людьми», изготовила материал к игре «Чаепитие у кукол».
Ход:
Под аудиозапись русской народной мелодии (исполнитель Иван Купала «Кострома») дети входят, становятся полукругом.
Воспитатель:
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю
- Всех я Вас приветствую!
Вы друг к другу повернитесь
И дружочку улыбнитесь!
Воспитатель: Ребята, у каждого из нас есть семья. Что такое, по вашему мнению, семья?
Дети отвечают.
Воспитатель: Семья - это самое ценное в нашей жизни. Вы правильно сказали, что в семье люди заботятся друг о друге, помогают друг другу, трудятся и отдыхают вместе. Недаром в народе говорят: «Семья вся вместе и душа на месте». В каждой семье есть свои традиции. Традиции - это обычаи, действия, связанные с определенными событиями. Должно быть, в ваших семьях есть свои традиции, с которыми вас познакомили ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. Расскажите о традициях вашей семьи.
Дети отвечают.
Воспитатель: Садитесь, пожалуйста, на стулья. Посмотрите на эти картины (Борис Кустодиев «Купчиха за чаем»,Владимир Стожаров "У самовара", Вячеслав Россохин “Посиделки”) . Что Вы видите на них?
Дети отвечают.
Воспитатель: Сегодня я расскажу Вам еще об одной замечательной традиции - чаепитии.
Сверху пар, снизу пар,
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
Воспитатель: Ребята, скажите, как раньше встречали гостей?
Дети: Хлебом-солью!
Воспитатель: Как вы встречаете гостей дома?
Дети отвечают.
Воспитатель: Верно. Гостей надо поприветствовать, угостить и чем-то занять, чтобы им не было скучно. Что нам необходимо, чтобы напоить гостей чаем?
Дети отвечают.
Воспитатель: Вы правильно перечислили: чайник или самовар, чайный сервиз, заварочный чайник, сахарница, молочник, десертные тарелки, десертные приборы, салфетки, вазочки и угощения.
Воспитатель и дети подходят к сервированному столу.
Воспитатель: Посмотрите на этот стол, так традиционно накрывают стол в России. Именно у нас появилось приглашение в гости - на чай. К чаю подавались пряники, леденцы, куличи, печенья, кренделя, мед, варенье. Стол накрывали цветной скатертью. Во главе стола стоял самовар. Он является символом веселья и создает уют. Самовар придумали и собрали в Сибири, ведь там очень холодно, а горячий чай помогает быстро согреться. Раньше самовары разжигали дровами и шишками, а теперь, какие самовары?
Дети отвечают.
Правильно, электрические. Обратите внимание, чашки в России широкие, заварочный чайник пузатый, и роспись яркая. Пить чай с лимоном придумали именно в России. В тех странах, где выращивают чай - лимоны не растут, а там, где растут лимоны не выращивают чай. У нас в Краснодарском крае растет и то, и другое.
Воспитатель: За столом семья собирается вместе, это время для дружеского общения.
Физкультурная минутка.
Чтобы всем нам вместе быть
Надо круг нам сотворить
За руки скорей беритесь
В круг большой вы становитесь
А чтоб ближе быть друг к другу
Мы пойдем сейчас по кругу 1,2,3
Вот и вместе, вместе мы!
Воспитатель: К чаю принято готовить угощения. Какие угощения готовит к чаю Ваша мама или бабушка? Дети отвечают.
Воспитатель: Сегодня я научу Вас готовить песочное печенье. Что нужно сделать перед тем как начать готовить?
Дети отвечают. Надевают фартучки, косячки, вытирают руки влажными салфетками. Подходят к столам.
Воспитатель. Посмотрите, это тесто - потрогайте его, отщипните кусочек, понюхайте. Какое оно? Что можно сделать из теста?
Дети отвечают.
Воспитатель: Наше тесто самое настоящее - по - сусекам помели, набрали муки, вбили яйцо, добавили молока, вымесили, чтобы оно стало пышным и «послушным».
Физкультурная минутка.
Мы спросили нашу печь:
Что сегодня нам испечь?
- Печку мы спросили,
- Тесто замесили.
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали - не устали.
Воспитатель: Украшать печенье можно орешками, изюмом, фруктами, узорами из жгутов или косичек, листьев, цветов, нарисовать узор стекой или зубочисткой. Попробуйте создать свое замечательное печенье.
Звучит музыка («Полянка», русский народный наигрыш) . Дети лепят, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель и дети оценивают изделия, любуются ими.
Готовые изделия выкладывают на противень смазанный маслом и передают повару.
Дети снимают фартучки, косячки, вытирают руки влажными салфетками.
Воспитатель: Что нового мы сегодня узнали? Что Вам понравилось? О чем вы хотите рассказать своей семье?
Дети отвечают.
Воспитатель: Кажется, наш самовар вскипел и печенье уже готово. Ребята, приглашаю Вас к столу.
Дети проходят за столы, сервированные в другом конце группы.

Тема: Семейные традиции. 4 класс

Цель: углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких

Задачи:

Раскрывать значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы к близким, проведения праздников и организации совместного отдыха

Развивать навыки ответственного поведения в семье

Показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.

Оборудование урока : распечатки текстов; листы формата А3 для составления коллажа; рисунки, вырезки по теме урока, ножницы, клей, маленькие солнышки на каждого участника, музыкальное сопровождение урока: песня «Дорога добра».

Ход урока

Круг радости

Встаньте, возьмитесь в группе за руки и поприветствуйте друг друга словами:

Доброе утро людям и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Сегодня мы продолжим говорить о самом важном, что есть в жизни каждого человека. Это его семья.

Дома вам было задано домашнее задание – составить не большое сочинение – рассказ о своей семье и ее традициях.

(опрос домашнего задания)

    Что для вас семья?

    Почему семья нужна человеку?

    Вы гордитесь своей семьей? Почему?

На доске написаны слова. Как вы понимаете эту запись?

«Я + Я = счастливая и дружная, надежная и верная семья»

Вывод: В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения.

В каждой семье существуют свои традиции. – Что это такое? Давайте разберемся вместе.

Традиции – это обычаи, перешедшие от старших поколений к младшим.

Всем хорошо известны такие народные традиции, как Сабантой.

Сабантой – традиционный праздник мусульман, с национальными играми и угощениями.

Масленица - праздник сохранившийся с древних времен. Это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны.

Многие народные традиции стали теперь семейными. А что же такое семейные традиции?

Семейные традиции – это принятые в семье правила, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми.

Работа с учебником

Читаем стр.48-49 рассказ «О чем рассказали ребята». Узнаем, какие бывают семейные традиции.

Какая традиция кажется вам наиболее важной для сплочения семьи?

Поразмышляем вместе

В каждой семье существуют разные традиции. Я вам дала не большие тексты, давайте, почитаем их и объясним о какой семейной традиции здесь говорится.

Текст 1 – гостеприимство

Текст 2 – отдых на природе

Текст 3 – генеральная уборка

Текст 4 – забота друг о друге

Разминка

Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задания и выполняйте.

Те, у кого есть старший брат, хлопните в ладоши

У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой

Кто помогает дома близким, хлопните в ладоши

У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх

Хлопните те, кто очень любит свою семью

Ребята, мы сегодня очень много говорим о семейных традициях. А, теперь давайте поговорим о праздниках и традициях нашего государства.

Как вы думаете, зачем люди придумали праздники?

Почему нам нужно знать о праздниках, которые отмечаются с давних времен?

Вывод: Народные праздники и традиции – это часть истории культуры. Поэтому каждый образованный человек должен стремиться знать и праздники, и традиции своей земли, своей Родины.

Творческая работа

Составьте коллаж и угадайте «Что здесь за праздник?» и вам придется рассказать об этом празднике, что вы о нем знаете. (Наурыз; День Президента)

Ребята, мы сегодня говорили о Семье. Семья – это наш общий дом, а значит и традиции общие. Чем больше традиций. Тем интереснее жизнь в семье.

На солнышках, которые лежат, у вас на парте напишите свои пожелания своей семье.

Текст № 1

Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме.

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне.

И угощенье принесли

С гостеприимством достархана.

В казане бишпармак кипит

Из мяса жирного барана.

Пока варился наш обед,

Мы гостя дружно привечали,

Он был заботою согрет

И ароматной чашкой чая.

И вот на блюде бишпармак,

Баранья голова дымится…

Традиций знанье – не пустяк,

Мне это в жизни пригодится!

Текст № 2

Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?

Текст № 3

Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

Текст №4

Самой важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.

1. Конкурс «Кто это?»

1) Брат жены.

2) Брат мужа.

3) Сестра мужа.

4) Мать жены.

5) Отец жены.

6) Мать мужа.

7) Отец мужа.

8) Дочь брата или сестры.

9) Брат отца или матери.

10) Сестра отца или матери.

2. Работа с пословицами.

Объяснить значение пословиц:

На что клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Согласную семью и горе не берёт.

Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

Дружная семья и землю превращает в золото.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Какая из пословиц подходит для вашей семьи?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 65 г.Балаково Саратовской области Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку по познавательному развитию Развиваем кругозор и любознательность " Семья и её традиции" Воспитатель: МБДОУ детский сад № 65 Вдовина Людмила Владимировна январь 2013год " Семья и её традиции" Приоритетная образовательная область: "Познание". В интеграции: "Коммуникация", "Социализация", "Безопасность", "Художественное творчество", "Физическая культура", "Музыка". Цель: Обогатить представление о семье. Задачи: Образовательные: -формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; -подвести детей к умению строить элементарные родственные связи; -активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Развивающие: - продолжать развивать умения рассуждать, анализировать, устанавливать причинно - следственные связи. Воспитательные: - продолжать воспитывать любящее заботливое отношение ко всем членам своей семьи; - воспитывать в детях уважение к семейным традициям. Методические приёмы: - беседа, - игра "Настроение", - физ. минутка "Семейная зарядка", - пальчиковая гимнастика "Дружная семья". - метод поощрительного словесного стимулирования. Словарная работа: Семейная традиция. Материал: генеалогическое древо "Моя семья", персонажи сказки "Репка" - фланелеграф. Предварительная работа: Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок на тему семья, чтение рассказов - Л. Квитко "Бабушкины руки", А. Яковлев "Мама", совместные рисунки родителей и детей на тему "Моя семья"; составление генеалогического древа своей семьи с родителями. Ход НОД. Орг. момент. (Дети стоят в кругу). - Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся. - Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Ответь мне, как тебя ласково зовут? (Настенька, Варенька...). Сообщение темы занятия. Дети в игровой зоне. - Ребята, я предлагаю вам сегодня помочь малышам рассказать и показать сказку. Хотите? Давайте её вспомним, отгадав загадку: "Бабка, Старый дед и внучка. Мышка, кот, собака Жучка - вместе все меня смогли вытянуть из - под земли". Да эта сказка называется "Репка", в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось собрать большой урожай этого овоща? (показывается репка). - Эта сказка про дружную семью. Назовите её членов. (Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.) Ребята, а можно назвать в сказке Жучку, кошку, мышку членами семьи? Посмотрите внимательно, что вы видите (на фланелеграфе сказка " Репка", но перепутанная). - Я, ничего не пойму. Как называется эта сказка? Что случилось в сказке? (перепуталась). -Ребята, я предлагаю вам все исправить, ведь эту сказку к себе пригласили и другие ребята, только они младше вас. И они могут познакомиться с неправильной сказкой. -И так кто начнет рассказывать нам сказку громко выразительно (ребенок начинает рассказывать сказку). - "Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет - потянет - вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. - Воспитатель останавливает ребенка и говорит за бабку, а бабка говорит: "Я тебе обязательно помогу, но уж очень мне интересно, что это за рисунки у ребят? (Предварительно дети с родителя дома сделали генеалогическое древо своей семьи, остальные нарисовали свою семью). Воспитатель: - Ребята, расскажите бабке по рисунку о своей семье. (Расскажите, пожалуйста о количестве членов вашей семьи, её статус, перечислите их по И.О. (Дети по желанию выходят к своим рисункам, рассказывают, кто изображён.) Воспитатель: - Так что же такое семья - это ваши непосредственные родственники: родители, бабушки, дедушки. Семья - самое дорогое, что есть у человека. Семья для ребёнка - это место его рождения и основная среда обитания, а мама и папа - самые близкие ребёнку люди. Можно задать наводящие вопросы: - С кем ты живёшь? - Кто самый старший в вашей семье? - Кто самый младший? - Как ты заботишься о членах своей семьи? - Ты любишь своих близких? Почему? - А почему у твоего папы отчество Иванович? - Как зовут твою сестру, бабушку? Воспитатель: - Посмотрите на бабку, как вы думаете, какое у нее настроение? А давайте поиграем, какое сейчас у вас настроение. Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, у бабушки, когда они радуются, когда у них хорошее настроение? А если они хмурятся? (Дети ставят героев сказки в правильном порядке дед, бабка). Воспитатель: - Слушаем сказку "Репки" дальше. Кто хочет продолжить сказку дальше? "Бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, воспитатель останавливает ребенка и говорит за внучку, а внучка говорит: "С удовольствием помогу, но я не внучка, а Маша. Воспитатель: - Ребята, а почему Маша говорит, что она не внучка. Давайте расскажем Маше, кем она приходится бабке. А кого называют бабушкой. А теперь послушайте, я начну, вы продолжайте на вопросы отвечайте: - Мне она тётя, а моей маме...(сестра). - Моему папе он папа, а мне...(дедушка). - Моему папе она жена, а мне...(мама). - Папе он родной брат, а мне...(дядя). Воспитатель: - Молодцы, ребята, теперь мы знаем, как называются родные нам люди. (Дети ставят в правильном порядке героев сказки за бабкой внучку). Воспитатель: - Сказка продолжается: помогайте ребята: "Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. Крикнула внучка Жучку. Воспитатель останавливает ребенка и говорит: - Та охотно прибежала на помощь, и ей захотелось у нас остаться с вами. Разрешим Жучке? Воспитатель: - Ребята, а скажите на улице можно подходить к чужим собакам? Конечно, нет, все собаки разные, по- разному воспитаны своими хозяевами. Дети, а у животных есть семьи? Воспитатель: - Все мы любим, отмечать праздники с семьёй. Какие вы отмечаете праздники дома? (День рождения, день свадьбы, юбилеи...) - Скажите, как обычно готовятся к семейным торжествам? Правильно. Гости готовят подарки и цветы; посвящают юбилярам стихи и песни; хозяева украшают дом или квартиру; готовят угощения и накрывают стол. Воспитатель: - Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что такое традиция, семейная традиция? Семейные традиции - это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Эти правила составляют культуру семьи, являются ее ценностями. Каждая семья интересна по- своему, у каждой - свои традиции: встречать гостей, организовывать отдых, проводить семейные торжества, на Новый год - украшать елку, на Пасху - печь куличи, красить яйца...1 Чтобы хорошо встретить праздник, весело нужно быть здоровыми, крепкими, что для этого нужно делать? Физ. минутка "Семейная зарядка". Осенью, весною, летом и зимой мы во двор выходим Дружною семьёй встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку мама руки поднимает (руки вверх и вниз). Папа бодро приседает (приседания). Повороты вправо-влево делает мой братик Слава (руки на поясе, повороты всем корпусом). А я сам бегу трусцой и качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны). Воспитатель: -Ребята,а вы можете рассказать о своей традиции в семье?(Можно рассказать, как проводите свободное время, отпуск с семьей).Так чем же отличается одна семья от другой? (Привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями). Воспитатель: - Понравилось Жучке вместе с вами играть, но "Репку" надо дальше тянуть. (Дети ставят за внучкой Жучку). " Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут - потянут вытянуть не могут. Воспитатель: -Кого тогда крикнула Жучка? (Кошку). -Кошка прибежала и предлагает вам превратиться в художников и нарисовать одного из членов семьи, любого,но одного. Все люди одинаковы, и чем они отличаются? (цветом глаз, волос, ростом, выражением лица). И мы с вами сделаем одну большую семью, а ваши родители посмотрят и узнают себя. (Дети ставят кошку за Жучкой, садятся за столы рисовать). Воспитатель: - А пока вы рисуете - сказка продолжается: "Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, ____________________________________________________________________ 1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева М.: Мозаика-Синтез, 2011. вытянуть не могут. Позвала кошка мышку". - Мышка прибежала и предлагает вам поиграть. Пальчиковая гимнастика "Дружная семья". Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, этот пальчик - мамочка, А вот этот пальчик - я, вместе - дружная семья! Взялись они все вместе за репку и вытянули её из земли. Воспитатель: - Как вы думаете, почему они смогли вытянуть репку? (Тянули все вместе, дружно, они жили большой и дружной семьей). Итог. Воспитатель: - Что такое семья? Какие бывают семьи? - эта сказка про дружную семью. - Семья - это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге. Относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково, помогают, жалеют, сочувствуют. Семья объединяет родных: родителей и детей. - Как нужно относиться к членам своей семьи? - Дети, запомните одно: семья - самое дорогое для человека. Любите свою семью, почитайте своих родителей, помните своих предков и уважайте традиции своей семьи. Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже, На этой сказочной земле. Воспитатель: - Что вы хотите пожелать своей семье? - Мы с вами сказку исправили и поэтому можем отправить ее другим ребятам, чтобы они с ней познакомились. Подойдите ко мне и помогите сложить ее по порядку в конверт, чтобы отправить. Дети складывают и отправляют в другую группу. Воспитатель: - Понравилось ли вам ребята наша сказка? Что больше всего тебе понравилось? А как ты думаешь, все ли у тебя сегодня получилось? - Закончить наше игровое путешествие я предлагаю песней, которая называется "Неразлучные друзья". Приложение Песня "Неразлучные друзья". 1. Ехать замечательно на плечах на папиных, Доставать макушкою до сигнала "Стоп". Папы даже важные - все одноэтажные, А вот так, с добавкою, папа-небоскреб. Припев: Неразлучные друзья, неразлучные друзья Есть на белом свете. Неразлучные друзья, неразлучные друзья - Взрослые и дети! 2. До чего же вкусная, булка калорийная, Постовой не сердится, транспорт - подождет: Переходит улицу мама двухсерийная, А вторую серию за руку ведет! 3. Дети смогут по морю плавать капитанами, Докторскими каплями насморки лечить, Управлять послушными башенными кранами, Этому лишь только их надо научить!