Патриотическое воспитание студентов через традиции казачества. Антизападный патриотизм казаков

Инна Осыка

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Михаил Ломоносов

На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа.

Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребенком-дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении.

Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29, – сказано в Конвенции о правах ребенка.

Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО регламентирует главные задачи в данном направлении:

Развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;

Формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;

Формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;

Развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.

Приоритетное направление работы нашего детского сада – патриотическое воспитание детей на основе культурного наследия казачества Белогорья.

С 01.09.2013 года в МАДОУ реализуется муниципальная программа по реализации стратегии развития дошкольного образования по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества Белогорья посредством создания казачьих отрядов в ДОУ».

Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей МАДОУ «ЦРР – ДС №12» включает следующую цель и задачи.

Цель: Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре казачества, формирование стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре, природе путем систематического, интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.

Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом.

Введение ребенка в мир национальной и общенациональной культуры, оказание помощи в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностных ориентаций.

Создание условий по оказанию помощи семье в раскрытии индивидуальности ребенка через включение его в культуру и историю собственного народа.

Обеспечение условий и форм освоения ребенком способов самостоятельного практического применения народной мудрости в различных видах деятельности ДОУ, семье.

Содействие становлению позитивного опыта взаимодействия ребенка со сверстниками и окружающим миром в реальных жизненных ситуациях на основе гуманного деятельного отношения.

Гражданско - патриотическое воспитание

в учебно-образовательном процессе

Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя все виды детской деятельности и осуществляется через следующие формы работы:

Игры (подвижные, хороводные, русские народные)

Музыкальные и театрализованные представления,

Выставки детского творчества,

Тематические и православные праздники,

Развлечения,

Исследовательские проекты,

Экскурсии в краеведческий музей

Целевые прогулки и экскурсии к памятникам,

Поездки в исторически значимые, заповедные места

Казачество с его самобытностью, богатым обрядами, разнообразным фольклором и, конечно, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и мощным воспитательным потенциалом. Главное в этом направлении – педагог вызывает вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот поддерживался и сохранялся в разных видах деятельности.

В групповых комнатах нашего детского сада создана предметно-развивающая среда, способствующая обогащению детских представлений об истории и быте казачества. В групповых комнатах оборудованы уголки «Я и Родина моя», «Я здесь живу», создан центр народного быта «Русская изба», в котором представлены предметы старины и быта казаков, фотографии, иллюстрации, пошиты русские и казачьи костюмы. На территории детского сада создана этнографическая площадка «Казачье подворье» для проведения прогулок, ознакомления с бытом казаков.

На протяжении трех лет ведется сотрудничество с Шебекинской казачьей общиной. Одним из значимых мероприятий стало участие детского казачьего коллектива в пятом районном слете кадетских классов, где проходило посвящение в казачество. С ответным словом детский казачий коллектив представил свою поздравительную открытку.

Совместное проживание детьми и взрослыми разнообразных событий, заданных годовым кругом наших христианских, самых главных праздников, воссоздавало духовно-нравственный уклад детской жизни, определяло духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с миром и окружающими людьми. Это раскрыла встреча с казаками на хуторе «Державный» (село 2 – Стрелица, казачий отряд принимает участие в празднике, посвященном Победы в ВОВ. Дети имеют возможность не только прикоснуться к культуре казачьих традиций, но и отведать блюда солдатской кухни, покататься на лошадях.

Традиционно в День защитника Отечества глава казачьей общины принимает парад юнармейцев, на котором воспитанники демонстрируют знания особенностей различных родов войск, исполняют стихи, песни, пляски.

Детский казачий коллектив МАДОУ «ЦРР-ДС№12» принимал активное участие в:

В пятом районном слете кадетских классов,

В районном празднике «Юный патриот России, посвященном 69-й годовщине Победы в ВОВ,

В районном конкурсе патриотической песни «Любовью к Родине дыша…»,

В районной выставке декоративно прикладного творчества посвященной 70-летию Победы в ВОВ,

В муниципальном этапе Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»,

В областном этапе Х Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»,

В региональный этапе Регионального конкурса «Я – исследователь» с исследовательским проектом «История войны в истории моей семьи».

В канун празднования Дня Великой Победы казачий отряд воспитанников МАДОУ «ЦРР-ДС№12» совместно с родителями участвовали в районном празднике «Юный патриот России, посвященном 69-й годовщине Победы в ВОВ. В канун 70 –летия Победы в ВОВ более семидесяти воспитанников старшего дошкольного возраста вместе со взрослыми приняли участие в шествии Бессмертного полка. Это стало традицией, что дает возможность показать на примере истории отдельных семей роль и значение ВОВ для каждого, выявить взаимосвязь поколений, дети совместно с родителями стремятся участвовать в исследовательской (проектной) деятельности: познавательно – развивающие и исследовательские проекты «История войны в истории моей семьи», «Победный Май», «Наследники войны».

Интерес к историческим событиям восполняют еженедельные занятия в музее с детьми старшего дошкольного возраста, экскурсии в историко-краеведческий музей города Шебекино и села Купино, походы к памятникам, поездки в исторически значимые заповедные места. Все это формирует самосознание ребенка и элементарные сведения по истории, географии, культуре России.

С 2003 года в МАДОУ функционирует кружок «Культура Православия», где освещаются традиции, Святыни земли, православные праздники, календарные праздники, уроки «Добра, правды, красоты». Дети становятся более отзывчивыми, могут адекватно оценивать свои поступки, отступает жестокость.

Для родителей оформлены православные уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Один раз в квартал выходит детсадовская газета «Благовест», оснащенная информацией для родителей по православным праздникам. Налажено сотрудничество с настоятелями Тихвинского храма протоиереем Олегом и храма Козьмы и Дамиана протоиереем Димитрием.

Педагоги детского сада знакомят дошкольников с народными праздниками и традициями казаков, разучивают казачьи песни, частушки, танцы; используют элементы казачьего фольклора в режимных моментах, организуют фольклорные праздники.

В холле детского сада проходят тематические выставки совместной деятельности детей и взрослых декоративно-прикладного творчества по знаменательным датам и праздникам. Поделки детей служат оформлением интерьера детского сада.

Работы, изготовленные совместно с родителями, отправляются на конкурсы различного уровня. За последние 3 года детский сад получил более 60-ти грамот. Дети продолжают занятия в городских студиях.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

Казаки - патриоты

Казаки - скрепа народов России

«Идея единства России постоянно была маяком для всех атаманов, избранных Кругом, что подтвердили Межаков, Платов и другие. Положив на алтарь истории свою непризнанную республику, не проявив реализма и рационализма в управлении своей территорией, казачество Дона объединилось с другими народами России, признав власть московских государей, но сохранив самобытность. В этом типичная черта Донского казачества. Они добровольно отказались от организации республиканского строя и установили военное управление Областью войска Донского с местным самоуправлением… Донское казачество являлось (вместе с тем) протестом против всех тёмных сторон Московского государства… Создавая самостоятельные свои порядки, своё управление, свой казачий «присуд» - своё Войсковое право, казаки сохраняли тесную связь с Россией - связь религиозную, национальную, политическую и культурную. Казачья «республика» была независима, самостоятельна сносясь с иностранными государствами, вела борьбу против своеволия царей, воевод и угнетения крестьян», - эти слова принадлежат нашему современнику И. Золотарёву.

Воинское общество казаков имело свои уставы, но не имело своей Конституции как свода законов, и стихией его была война, главным правилом - вечная неприязнь к басурманам и необузданная воля. Атаман водил казаков в битвы, делил добычу, но имел весьма ограниченную власть: все дела важные решались общим приговором на Казачьих Кругах. В результате образовалось уникальное воинство «степных рыцарей» с самобытным демократическим самоуправлением… Веру и Отечество выбирали сами и довольно терпимо относились к различным религиям и народам. Что и влекло на Дон тех, кто хотел жить свободно, сообразно своим представлениям о счастье.

Абсолютно русским казачество не стало и никогда не будет. Формирование народа происходит при особых обстоятельствах, исключительно влияющих на генофонд нации. В организации республики и формировании народа под названием казаки участвовали разные социальные группы разных народов. Казачество представляет собой сплав из крови и плоти очень многих народов. Ведь когда зарождалось и развивалось на Диком Поле казачество, русская женщина туда проникнуть не могла, и вся женская половина казачества комплектовалась из представительниц древних народов, живших на Дону, и полонянок: турчанок, татарок, черкешенок, персиянок, калмычек и др. Да и мужская половина составлялась из представителей самых разнообразных народностей. Язык, культура в подавляющем большинстве была русской, вера - христианской. Образовалось первоначальное ядро казачества, а история умалчивает о его первоисточнике. Было ли в его основе славянское племя бродники? Очевидно, было.

Дон жил по своим принципам общественного и государственного строя, был прибежищем всякого гонимого за веру и человеческие права. Это выковывало особую породу людей. Таких людей, которые представляли опасность для тоталитарной власти. Во времена СССР Никита Хрущёв ещё раз раздробил бывшую область Войска Донского, создав Каменскую область и ещё Арзамасскую, Балашовскую, Липецкую и Белгородскую. Каменскую, в свою очередь, слепили из частей Ростовской, Волгоградской и Воронежской. А был ещё в составе Войска Донского и весь промышленный Донбасс, отданный им же Украине.

Так и ведётся, волюнтаристы разъединяют, разоряют Россию и её народы, а казаки - объединяют.

Казачество является феноменом русской истории. Лев Николаевич Толстой считал, что казакам Россия обязана всем хорошим, что у неё было. Он так и говорил с гордостью: «Вся история России сделана казаками».

Многовековая история казачества удивительно многогранна и плодотворна. Особенностью казачьей истории, проходящей через всю жизнь казачества, было и остаётся казачье самоуправление, которое строилось и строится свободными хозяевами.

Способность народов России к САМООРГАНИЗАЦИИ по принципу: «Голь на выдумку хитра», всегда нервировала российскую власть. «Голи» приходилось нелегко. Она искала место для сытого и спокойного проживания. Но таких мест в России не было и нет. Да и в остальном мире - тоже. Можно было, конечно, смириться, гнуть спину и жить батраками, но можно было уйти в Дикое поле и там жить жизнью полной опасностей, но на воле. Это был казачий путь. Вернее, путь в казаки, вольное ядро которых брало своё начало в глубокой древности.

У большинства россиян сложилось мнение, что казаки селились в основном по окраинам России: на Дону, на Днепре, на Урале, в Забайкалье, в Сибири. Это не совсем так: все народные войны, поднимаемые казаками, проходили прямо по сердцу России - Волжским берегам.

Другое дело, что самодержавная российская власть, вплоть до освобождения крестьян от крепостного права, создавала такие тяжелейшие условия своему народу, что он вынужден был бежать на окраины. Да и потом, вплоть до наших времён, власть не щадила народ. Всему миру известен пример середины ХХ века: расстрел жителей города Новочеркасска, большая часть которых была из потомственных казаков. Времена были хрущёвские. Оттепель, так сказать.

Сменившие заскорузлых крепостников большевики ничего нового в плане закабаления собственного народа не придумали. Многое в России поменялось, но гнёт остался. При тотальном гнёте процессы народной САМООРГАНИЗАЦИИ принимали самые разнообразные формы: от традиционных (старообрядчество, протестантизм) до таких экзотических, как «теневики», «воры в законе», диссиденты и т. д… Но всё это формы САМООРГАНИЗАЦИИ народа, их можно корректировать, лучше в выгодном для развития государства направлении, но их нельзя разрушать.

Только в этом случае будет стабильное развитие ГОСУДАРСТВА, а не резкие переходы от удельных княжеств к самодержавию, от самодержавия к большевизму, от большевизма к перестройке и т. д. Казачество во всех этих процессах выделяется одной неизменной особенностью: оно защищает свою волю и право на волю других.

Сегодня казачье движение набирает силу. Казачья идея вновь возвращается на исконные земли. Однако, у православных общинников и казаков порой не хватает опыта и знаний, которыми необходимо руководствоваться в создании казачьих организаций и их жизни. Не много и носителей казачьих традиций, особенно в центральной России, которые могли бы ответить на интересующие последователей казаков вопросы. Для пытливых и свободных умов предназначена наша книга.

Сразу заметим, что «приём» в казаки лиц не казачьего происхождения практиковался всегда и практиковался широко. Дело в том, что казаки защищали свои земли и обороняли их со всех чётырёх сторон. Были времена, когда в боях погибало более половины всего казачьего сословия. И тогда начинался новый набор, набор новых защитников своей земли, своего уклада жизни и самого права на свою собственную жизнь. Это важно понимать. Казацкий след, казацкое миропонимание можно найти практически во всех западных демократиях.

В казаки принимали лиц всех национальностей и всех сословий. Можно утверждать, что и российская демократия берёт своё начало из казачьего уклада жизни, в казацких поселениях. Демократичность казачьего самоуправления основывалась на историческом и многовековом опыте: самоуправляемое общество является совокупностью множества саморегулируемых организаций и общин. Главным достижением казачества является тот факт, что они определили для многих государств, а не только Российского, основы и пути народной САМООРГАНИЗАЦИИ. Именно народной САМООРГАНИЗАЦИИ.

Пытливые умы часто восхищаются рыцарями Круглого стола как носителями лучших демократических традиций. Но рыцарство - это узкий круг, это кастовость, это военная элита, это деньги, могущество, власть. Рыцарство, по некоторым исследованиям, берёт своё начало у гладиаторов Рима (больших «демократов»), которые с падением империи остались без работы, но с умением, а главное желанием зарабатывать себе деньги войной, уроками фехтования и т. п. Их на обломках Римской империи осталось так много, что они образовали отдельную касту. По нравам того времени, богатому человеку лучше было держать меч, чем плуг, поэтому желающих помахать мечом было сколько угодно. Но это был не духовный путь: это шло от власти и от её обломков. Скажу лишь, что всё хорошее идёт из народных глубин, если хорошо «покопать», то может статься, что Круглый стол - это даже не казачий Круг, а просто маленький казачий Сход.

Эта книга написана на русском языке - языке общения всех казаков. И это не оговорка. От Камчатки и до Сахалина, от Дона и до Кубани казаки в обиходном языке имеют много слов, разнящихся в произношении и понимании, но русский язык понимают все. Поэтому русский язык - язык родной.

То же касается и обычаев. Донцы на своих Кругах кричат «Любо». А, например, в Забайкалье казаки на Кругах и Сходках не кричат «Любо», а голосуют поднятием фуражек и папах. Это и есть САМООРГАНИЗАЦИЯ, различие форм при сохранении Духа свободы, равенства и братства.

Надеюсь, что эта часть книги станет для казаков и атаманов всех казачьих округов хорошим подспорьем в организации казачьих обществ и их деятельности. Руководствоваться данными материалами необходимо вместе с восстановлением своих, местных традиций и обычаев.

Казаки [Традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)] Кашкаров Андрей Петрович

Патриотизм

Патриотизм

Патриотическое воспитание граждан – деятельность, направленная на проведение мероприятий по организации поисковой работы и привлечению добровольцев к восстановлению памятников истории и культуры – активно ведется в казачьих обществах. Сегодня среди казаков – членов реестровых казачьих обществ многие имеют опыт боевых действий в Афганистане и Чечне; он передается молодежи на торжественных мероприятиях, в беседах, рассказах, при практическом обучении.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Любовь к истории автора Акунин Борис

НАСТОЯЩИЙ ПАТРИОТИЗМ 10.06.2011Слово «патриотизм» в сегодняшней России обычно ассоциируется с высококультурными, миролюбивыми, трогательно горячими в своей любви к Отечеству симпатягами, которые выглядят примерно вот так: И добиваются они вот этого: А я вам вот что скажу.

Из книги Любовь к истории (сетевая версия) ч.13 автора Акунин Борис

Патриотизм и «патриотизм» 11 апреля, 11:57Извините, что буду излагать вам азбучные истины, но сейчас такое время, когда приходится к ним возвращаться. Да и с терпением бывают перебои.Знаете, почему всякие брехуны и воры, вредящие собственной стране, у нас сегодня считаются

Из книги Русофобия автора Шафаревич Игорь Ростиславович

ЧТО ТАКОЕ ПАТРИОТИЗМ? Очевидно, это некоторая сила, сцепляющая народ, не дающая ему распасться на отдельные индивидуумы, так что вопрос лучше было бы сформулировать так: что такое народ, почему человечество делится на такие общности? Явления эти - народ и сцепляющая его

Из книги Смутное время автора Валишевский Казимир

I. Московский патриотизм Патриотизм, связанный со всем, что возбуждает интерес или очарование, прелесть или гордость существования сообществом, есть чувство весьма сложное и могущее принять самые разнообразные формы. В недрах Московии XVII столетия, этой страны без

Из книги Идея сибирской самостоятельности вчера и сегодня. автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Русский патриотизм или имперский патриотизм? Долгое время русский патриотизм был понятием достаточно абстрактным. Он распространялся на всю огромную державу, в одну шестую часть суши, на все ее самые разнообразные условия, ландшафты от субтропиков до субарктических

Из книги Призраки истории автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Патриотизм: почему не боролись? Почему-то так сложилось, что сторонники «теории ига» как раз и причисляют себя к патриотам, называют себя патриотами. Хотя на самом-то деле все получается наоборот!А именно: говорить об иге - значит клеветать на русский народ. Ведь что же

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

1.8.14. Национализм и патриотизм Слово «национализм» имеет немало значений. Чаще всего под национализмом понимают идеологию движений, руководствующихся «национальной идеей», и совокупность действия, совершаемые людьми под влиянием этой идеологией.Возникновение нации с

Из книги Тайные смыслы Второй мировой автора Кофанов Алексей Николаевич

Патриотизм Война позволила Сталину вернуться к нормальному русскому патриотизму. Совсем выбрасывать марксизм было нельзя: революция бы грянула. Но Верховный сумел свести это вредное учение к минимуму.Вот некоторые вехи 1943 года.В РККА восстановили погоны

Из книги 5 O’clock и другие традиции Англии автора Павловская Анна Валентиновна

Английский патриотизм Англия, пожалуй, единственная страна, которая не хочет быть «Европой». Итальянцы и испанцы тайно комплексуют и мечтают приобщиться к этому славному имени, восточные европейцы хотят того же шумно и агрессивно, немцы делают вид, что они-то и есть

Из книги Исторические шахматы Украины автора Каревин Александр Семёнович

«Патриотизм» по сходной цене Позднее Степан Львович служил военным географом при штабах австрийских подразделений. В конце войны он вернулся во Львов. Там было неспокойно. С распадом Австро-Венгрии в ноябре 1918 года вспыхнули боевые действия между войсками

Из книги Казаки [Традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)] автора Кашкаров Андрей Петрович

Патриотизм Патриотическое воспитание граждан – деятельность, направленная на проведение мероприятий по организации поисковой работы и привлечению добровольцев к восстановлению памятников истории и культуры – активно ведется в казачьих обществах. Сегодня среди

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Патриотизм – главное Стали думать, как это сделать? В районе Штутгарта в местечке Вайнхинген квартировал штаб 7-й полевой армии США. Стали искать к нему подход. И нашли! Через нашего агента, немца по фамилии Клем. Он и сообщил, что американцы периодически отправляют большие

Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа

Почитание, пропаганда и патриотизм Пусть эти дифирамбы не удивляют. Двадцатый век был свидетелем гораздо более странных и непомерных восхвалений, адресованных главам государств, которые не стоили Людовика XIV. Кстати, наши предки не возводили это в некую философию.

Из книги Плаха. 1917–2017. Сборник статей о русской идентичности автора Щипков Александр Владимирович

Патриотизм прошлого и патриотизм будущего Государственно-политическая реабилитация патриотизма началась с артикуляции его в предвыборной статье Путина в избирательной кампании 2000 года в качестве одного из стержневых компонентов провозглашаемой политики. Сегодня

При упоминании казаков на ум приходят элегические хоровые песни донских казаков, артистичные приемы верховой езды, дикие танцы или историческая картина Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880 - 1891).

Однако находящийся в настоящее время на пенсии бывший профессор Венского университета и специалист по истории Восточной Европы Андреас Каппелер (Andreas Kappeler) показывает, каким образом в постсоветской России предпринимаются явные попытки «возрождения казачества» (Andreas Kappeler. Die Kosaken: Geschichte und Legenden). Еще в июне 1990 года более 700 представителей 15-ти казачьих объединений собрались в Москве на «Большой казачий круг» и избрали атамана. Эти нео-казаки называют себя «защитниками отечества», а свое сообщество считают основанным не на происхождении, а на образе мыслей.

Но в чем же состоит образ мыслей казаков? Ответы на этот вопрос даются в небольшой монографии Каппелера преимущественно с точки зрения традиционной историографии. Хотя автор тоже ссылается на литературное изображение казаков, тем не менее классические источники предоставляют мало сведений о повседневной жизни казачества. Поэтому заметным для истории казак становится только тогда, когда он попадает в поле действия закона, когда он бунтует или даже демонстрирует автократичность в своем поведении.

Казачество формировалось с конца XV столетия в восточных и юго-восточных пограничных регионах польско-литовского королевства и России, в переходных степных зонах, а также на больших реках, которые и дали различным группам свои названия - днепровские, донские, терские, яицкие. Значительный прирост этих первоначально эгалитарных по своему характеру братств и объединений обеспечивали бежавшие от крепостной зависимости украинские и российские крестьяне, которые затем перенимали обычаи и навыки степных народов и кавказцев.

Пираты Черного моря

Казаки были речными и морскими пиратами, колонистами и прежде всего - признанными бунтарями. Легендарный волжский казак Ермак совершил свой первый поход через Урал в 1582 году и завоевал центральную часть татарского Сибирского ханства. Сибирский служилый казак Семен Дежнев открыл в 1648 году Берингов пролив и опередил тем самым на 80 лет Витуса Беринга, давшего ему свое имя.

Выражение «служилый казак» также свидетельствует об амбивалентности казачества. Казаки, в том числе легендарный Стенька Разин, принимали участие во всех народных восстаниях, а также во многих погромах в Польско-Литовском королевстве и Российской империи, однако уже в XVI веке источники указывают на существование служивых и реестровых казаков.

Хотя гетманство днепровских казаков в XVII столетии обладало «элементами государства», тем не менее, казачьи войска были подчинены государственному контролю и были дислоцированы на постоянной основе в пограничных регионах расширявшейся на юг и на восток Российской империи.

Оглавление:

1. Введение…………………………………………………………………………..2

2. История казачества……………………………………………………………….6

3. Назовский казачий округ………………………………………………………...6

4. Кадетское движение в МБОУ СОШ №4………………………………………..7

5. Предложение инициатив для развития кадетского казачьего движения в городе Салехард…………………………………………………………………………….10

6. Заключение……………………………………………………………………….11

7. Словарь терминов………………………………………………………………..12

8. Список используемой литературы……………………………………………...13

Введение.

История последних десятилетий ХХ века убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и религиозных конфессий 1 , но вместе с тем погружение в этот процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей.

История последних десятилетий ХХ века убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и религиозных конфессий², но вместе с тем погружение в этот процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей.

Основание для разработки проекта :реализация государственной программы по патриотическомувоспитанию молодежи, создание поприща для молодежи, поддержание и развитие здорового образа жизни, подготовка молодых людей как к военной, так и к деятельной жизни.

Цели проекта:

    Воспитание патриотизма, нравственно-этических качеств молодёжи, подготовка молодых людей к осознанному выбору профессии, служения Отечеству на военном и гражданском поприще 2 .

    Предложение своих инициатив по развитию казачества в городе Салехард.

Задачи проекта:

    Создание и обеспечение возможностей кадетов для выработки специальных профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых будущему защитнику Отечества;

    Содействие развитию патриотических качеств личности кадета, его уважения к культурному и историческому прошлому России, родного края;

    Воспитание в кадетах высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, нравственных ценностей;

    Развитие и совершенствование работы по формированию навыков здорового образа жизни кадетов и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;

    Развития форм кадетского самоуправления.

Актуальность проекта:

Актуальность исследования определяется необходимостью

разработки новых подходов к организации воспитания подрастающего

поколения в духе патриотизма, бережного отношения к героическому

прошлому России, активного продолжения лучших традиций служения

Родине.

Обоснование актуальности проекта:

«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».

В.В. Путин

«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом».

Виссарион Белинский

Россия - богатая ресурсами страна, мощная в военном плане держава, самое первое в рядах подражаний западу государство.

Прошлое - хранитель будущего, нельзя повторять ошибки прошлого, но, к сожалению, это происходит. Стоит признать, что в нашей стране довольно сильно развиваются не те общности, которые можно назвать светлой частью истории в целом. Национализм, нацистские движения, фашизм – это показатель того, что мы забываем историю, это показатель того, что мы не любим свою страну и не уважаем её граждан. Эти проблемы актуальны, потому мы призываем всех граждан, уважающих свою страну и себя самого, сделать актуальным патриотизм, любовь к окружающим нас людям и истории. Для того чтобы изменить многих, надо сначала изменить себя самого. Кадетское движение – первый шаг к воспитанию патриотизма, так как мы кадеты, нам не понаслышке известно, что значит быть патриотом своей страны, своего округа, своего города.

Кадеты – общительные, артистичные, готовые к армейскому будущему, люди. Кадеты всегда становятся лидерами своих классов и школ, кадеты всегда ведут за собой, не боясь остаться одинокими, ведь их всегда поддерживает остальная команда, благодаря которой они берут новые высоты, развиваясь и обмениваясь опытом.

Казачьему движению в нашей школе уже 15 лет, за это время у нас обучалось множество кадет, передавая опыт из поколения в поколение, чтя традиции и соблюдая их. Казачье движение вырастило поколения солдат, которые далее шли служить Отечеству, оставляя свои знания и опыт тем, кто только начинает путь кадета.

Источники финансирования: спонсорская поддержка Назовских казаков.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

Сбор и обработка информации, анкетирование, опрос общественного мнения учащихся, педагогов, родителей по теме и инициативам проекта. Организация встречи казаков с учащимися школ города.

2 этап – практический.

Полевые сборы или просто совместное времяпровождение желающих учеников всех школ, вместе с кадетскими классами МБОУ СОШ № 4. Обмен опытом, новые знакомства.

3 этап – обобщающий.

Подведение итогов полевых сборов, отзывы участников, продолжение развития проекта.

4 этап – реализация проекта.

Открытия классов казачьей направленности в г. Салехарде. Рассмотрение и усовершенствования инициатив, создания новых идей для дальнейшего развития казачьего движения уже во всех школах города. Участие в окружных военно-спортивных конкурсах, отбор лучших кадетов от разных школ на соревнования.

    История казачества.

Казачество - этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы³ своих народов в единое целое.

Точное происхождение казаков неизвестно, существует много теорий. К концу XIV века образовались две крупные группы проживавших в низовьях Дона и Днепра. К ним присоединилось множество восточнославянских переселенцев из соседних Московского и Литовского княжеств. В эти южные земли в основном приезжали энергичные люди, которым не хватало приключений, позднее туда стали сбегаться и беглые крестьяне, есть версия о том, что и тюркские народы участвовали в создании казачьих отрядов. Язык казаков - русский.

    Назовский казачий округ.

В XVI веке после освоения казаками Ермака Сибири был подготовлен «плацдарм» для дальнейшего продвижения на север. По приказу березовского воеводы Никиты Траханиотова казаки начали осваивать Заполярье. В 1595 году ими в устье Полуя была срублена Обдорская крепость – острог. Название Обдорск – коми-зырянское, означает место-дор-близ Оби. Также в летописях встречаются и другие названия: Назова, Низова, Низовой городок. Отдавая дань памяти легендарным страницам освоения Заполярья, казаки нашего города в 90-е годы, в период возрождения казачества, объединились в Обдорскую казачью общину.

Начало 90-х годов сыграло позитивную роль в возрождении казачества. После Большого круга Союза казаков в России, который прошел в Москве с 28-30 июня 1990 г., активизировалась работа в регионе.

14 сентября 1992 г. Совет народных депутатов Ямало – Ненецкого автономного округа принимает решение «О Обдорской казачьей общине», в котором определяется порядок регистрации и финансирование организаторской работы по проведению первого Большого казачьего круга. В октябре 1992 г. салехардская делегация принимала участие в работе Большого круга Сибирского казачьего войска в г. Барнауле, где были определены основные направления в работе по возрождению казачества в Сибири, обсуждались вопросы экономического и культурного возрождения, реализации Указа Президента России и Постановления Верховного Совета Российской Федерации в отношении казачества. Уже 17 октября 1992 г. в г. Салехарде прошел Большой круг казаков Ямало – Ненецкого автономного округа, результатом работы Круга стало образование Обско – Полярной казачьей линии, которая объединила 612 казаков из 7 казачьих округов. Круг принял Устав, первым ее атаманом был избран войсковой старшина Г.С. Зайцев.

17 октября прошел учредительный круг казачьей организации Салехарда. Было утверждено ее новое название – Назовский казачий округ, численностью 32 казака. Атаманом избран Корнев В.В.

    Кадетское движение в МБОУ СОШ №4

Благодаря Назовским казакам в нашей школе в 2001 г. был открыт первый кадетский класс казачьей направленности. С 1994 г. казаки упорно и настойчиво просили администрацию города во главе сКочерга И.Н. об открытии подобного корпуса. Была разработана программа обучения, которая включала в себя: общую физическую подготовку, армейский рукопашный бой, строевую подготовку, изучение уставов, истории казачества.

Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны. Кадетство нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки к военной службе, оно обеспечивает комплексное развитие личности.

Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому психологическая подготовка и знание основ военного дела помогает молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Небезразлична нравственная позиция молодёжи, которой государство может доверить защиту Отечества.

Кадетское казачье движение в МБОУ СОШ №4 осуществляет обучение и воспитание кадет, направленное на гражданско-патриотическое становление и социализацию молодых людей. Миссия кадетского движения – воспитание государственных деятелей, людей, которые не только будут исповедовать идеи и принципы служения Отечеству, но и достойно ему служить. Кадетское движение – важная составляющая системы гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения.

Виды воспитания, осуществляемые в кадетских классах МБОУ СОШ№ 4:

    Интеллектуальное развитие определяет круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, даёт шанс на продвижение в интеллектуальном развитии (участие в районных олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах)

    Духовно– нравственное воспитание направлено на осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. К основам духовности ребята прикасаются на уроках литературы, истории, так как именно эти уроки являются неисчерпаемым источником нравственных истин.

    Гражданско-патриотическое воспитание воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

    Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Результаты кадетского движения в МБОУСОШ № 4:

Один из главных результатов кадетского движения – эффективность гражданско-патриотического воспитания кадет, заключающийся в их желании служить на благо Родины и защищать её. 90% наших учеников поступили в высшие учебные заведения. 32 поступили в высшие военные заведения г. Омска, Москвы, Кургана, Новосибирска, Рязани.

    Предложение инициатив для развития кадетского казачьего движения в городе Салехард.

Заключение.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому гражданско – патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации 4 всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности. В заключение рассмотрения специфики формирования патриотизма еще раз подчеркнем следующее: цели и задачи, а также формы и средства отражают формирование представлений о Родине, отношения к Родине и социальной установке к ее защите.

В заключение рассмотрения специфики формирования патриотизма еще раз подчеркнем следующее: цели и задачи, а также формы и средства отражают формирование представлений о Родине, отношения к Родине и социальной установке к ее защите.

Словарь терминов:

    Конфессия 1 – вероисповедание.

    Поприще 2 – зона деятельности человека.

    Субэтнос³ - компактно проживающее сообщество людей, которые принадлежат к большому народу(этносу), но отличаются особенностью культуры, языком(диалект), географическим происхождением.

    Консолидация 4 – объединение, сплочение групп, отдельных лиц, движение для усиление борьбы за общие цели.

Список используемой литературы:

1. Ефимов Д.А. Программа содержания и воспитания обучающихся (кадетов) «Честь имею!» - Карелия.: Изд-во ГБО РКШИ, 2010 60 с.

2. Макаренко А.С. Собрание сочинений в IV томах. – М.: Правда, 1987. 2000 с. Т IV.

3.Милютина Е.В. Гражданско- патриотическое воспитание в кадетском классе. [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/597103/.

3. Никова Марина Александровна. Формирование патриотизма у российского студенчества:Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04: М., 2004. 147 c.

4. Петрова Л.А. Формирование патриотизма. // Психология, социология и педагогика. – Март, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа к ресунрсу: http://psychology.snauka.ru/2012/03/349

5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М. Молодая гвардия. 1971г. 335 с.

6. Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие./ По ред. Н.И. Резника - М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005. 341 с.

7.Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. 304 с.